Практически всем из истории известна эта личность. Княгиня Ольга правила Киевской Русью до 960 года. Именно она стала первой правительницей, которая приняла христианство. Никто точно не знает, когда она родилась. Но некоторые источники утверждают, что кончина ее пришлась на восьмидесятом году жизни. На момент брака Ольге было около 10 лет. Значит, примерный год ее рождения — 893.
Княгиня Ольга стала женой князя Игоря. После рождения, ее назвали Хельга, но муж решил дать ей другое имя. Имя, которое прославило женщину, она получила после своего крещения.
В этой статье мы рассмотрим 10 интересных фактов о княгине Ольге.
До сих пор идут споры о ее происхождении
До сих пор идут споры о происхождении княгини Ольги. На этот счет существует множество версий. Кто-то считает, что она была уроженкой Пскова, а другие уверены, место ее рождения — Изборск.
До замужества об Ольге нет сведений. Повесть временных лет гласит, что ее привезли князю Игорю в 903 году. Здесь указано, что княгиня родилась в селе Выбутино-Будутино.
Так как родилась девушка на севере, то ее корни отходят к восточным славянам. Именно они проживали тогда на этих землях. В повести нет информации о том, чем занималась Ольга до своего брака с Игорем. Известно лишь то, что была простой селянкой, которую встретил князь во время охоты.
Вариант 2
В русской истории княгиня Ольга именуется как Великая киевская княгиня. Великая Княгиня Ольга начала править в Киевской Руси, после трагической смерти своего мужа Игоря от рук древлян в 945 году. Точной даты рождения Ольги неизвестно, есть только предположительный год, это 893 год, а местом рождения Ольги были окрестности Пскова.
Существует легенда о встречи Ольги и Игоря, согласно которой, князь охотился рядом с Псковом и случайно заметил девушку, плывущую по реке в лодке. И заведя с ней разговор, был, отвергнут. После чего, когда встал вопрос о его женитьбе, он вспомнил об этой девушке и велел разыскать именно её. Так и состоялась их свадьба. А в 942 году у них родился сын Святослав. Наследнику престола Святославу на момент смерти отца Игоря было всего 3 года, поэтому дружина и народ признали в Ольге княгиню.
В начале своего правления она решительно была настроена на месть древлянам за своего супруга. В повести временных лет описывается 4 разных сюжета мести древлянам. Большая часть древлян погибла, а остальные покорились и сдались. В том же году, Ольга установила официальный размер дани, сроки и периодичность её взимания в Киеве. А в 947 году назначила взимание дани в Пскове и Новгороде.
Согласно повести временных лет, Ольга первая из правителей Руси, принявшая христианство. Её крещение состоялось в 955 году в Константинополе. Чтобы креститься, Ольга пошла на небольшую хитрость. Один Константинопольский царь хотел взять Ольгу в жены, но так как тогда она ещё придерживалась язычества, то убедила царя о необходимости принять христианство и стать ему крестным отцом. После чего уже, он не сможет вступать с ней в брак. Так приняв христианство, Ольга настраивала своего сына Святослава тоже на крещение, но он не предал своих убеждений, так и остался язычником.
После того, как Святослав стал совершеннолетним, Ольга всё равно продолжала править государством, но не в полной мере, так как её сын часто находился в военных походах со своей дружиной. А после того, как Ольга стала бабушкой, она помогала в воспитании своих внуков.
Умерла Великая киевская княгиня в 969 году и была похоронена согласно христианским обрядам. И уже позднее в 1547 году её причислили к лику святых. В честь княгини Ольги установлены памятники в Киеве, названы улицы, поселки, деревни, а также монастыри и соборы. А исторические сведения описывают Ольгу как красивую, хитрую и мудрую женщину.
Мстила за смерть супруга в 4 этапа
Не многим известно о том, что княгиня Ольга мстила за смерть своего мужа. Она сильно скорбела о нем, но ее сильный характер не дал ей долго находиться в таком состоянии.
После того, как муж Ольги был убит, древляне решили прислать к ней сватов, чтобы звать ее замуж. Но по приказу княгини, ладья, на которой прибыли гости, была отнесена во двор терема. Именно там всех сватов закопали живьем.
После первой выполненной мести, Ольга решила просить, чтобы к ней снова пришли самые лучшие мужчины для будущего замужества. Когда люди прибыли, то были сожжены в бане живьем.
Но и на этом княгиня не остановилась. Однажды вместе со своей дружиной, она прибыла на землю древлян. Во время небольшой трапезы, Ольга напоила всех и велела своим воинам рубить их. В тот день было убито около пяти тысяч человек.
Последнее, что сделала Ольга, так это сожгла столицу вместе с древлянами. Во время летнего периода, она привязывала к птицам средства с зажигательной смесью, а затем отправляла их в город, где проживали эти народы.
Княгиня Ольга. Загадки биографии первой русской святой
Знаменитая княгиня Ольга – фигура не менее загадочная, чем Гостомысл, Рюрик и Вещий Олег. Объективному исследованию личности Ольги мешают два, казалось бы, взаимоисключающих обстоятельства. До внезапной смерти своего мужа она была всего лишь женой князя, то есть фигурой несамостоятельной, второстепенной и для летописцев (если предположить, что они при киевском дворе существовали уже в те времена) малоинтересной. Зато после стремительного и блестящего выхода нашей героини на большую историческую сцену и особенно после канонизации интерес к ее личности вырос на несколько порядков сразу, но писать об очень многих вещах стало неудобно, да, пожалуй, и небезопасно. В итоге многие «ненужные» фрагменты летописей были уничтожены, либо подчищены и заменены более подходящими. Случайно сохранившиеся оригиналы сгорали в многочисленных пожарах и безвозвратно погибали в монастырских погребах во время паводков. Древние трудночитаемые манускрипты переписывались не знающими истории иноками, которые заменяли непонятные им буквы и слова, другими, кажущимися им наиболее подходящими. При переписывании написанных на глаголице рукописей бездумно повторялись цифры-буквы без учета того, что в кириллице они означают уже другие числа. (В кириллице и глаголице совпадают значения только двух цифр-букв: а=1 и i=10.) В результате целые поколения историков приходили в отчаяние, пытаясь разобраться с хронологией событий тех лет, а также с возрастом Ольги и с ее происхождением. В. Татищев, например, утверждал, что она крестилась в возрасте 68 лет, а Б.А. Рыбаков настаивал на том, что в то время ей было от 28 до 32 лет. Но совсем уж впечатляет разница в возрасте между Ольгой и ее мужем Игорем. Если верить Иоакимовской летописи и некоторым другим древнерусским источникам, картина получается следующая. Ольга скромно и незаметно жила в селе Выдубицком близ Пскова (который, кстати, если доверять некоторым из тех же источников, самой же Ольгой и был основан после возвращения из Византии). Но, несмотря на свою скромность, была она не простой девушкой, а старшей дочерью знаменитого Гостомысла, и на самом деле звали ее Прекраса (Ольгой ее уже потом, за мудрость прозвали). Все бы ничего, да вот только, согласно тем же самым летописям, средняя дочь Гостомысла Умила была матерью Рюрика. И уже одно это очень подозрительно: почему право на власть и отца, и сына поздними летописцами обосновываются женитьбой на дочерях одного и того же вождя ободритского племени? Может быть, в первоначальном варианте летописи Игорь не был сыном Рюрика? Но из дошедших до нашего времени списков древних летописей слова не выкинешь и потому в 880 г. 19-летний Игорь впервые встречается с Прекрасой, которая любезно перевозит его через реку на лодке. А Прекрасе в это время около 120 лет. Но Игорь ее запомнил и через 23 года (в 903 г.) она вышла за него замуж. Святослава она родила только через 39 лет – в 942 г. – примерно в 180 лет. А когда княгине исполнилось около 200 лет, в нее влюбился византийский император. А потом она прожила еще 12 лет. Стоит ли после этого придираться к сведениям русских былин, о том, что Илья Муромец сиднем сидел на печи тридцать лет и три года, а Вольга Всеславич встал на ноги уже через час после рождения?
Явная недостоверность многих касающихся Ольги сведений, приводимых в древнерусских летописях, неизбежно толкала исследователей на поиски информации в других исторических источниках. Таковые были найдены в скандинавских странах. Несмотря на яростное неприятие данных источников нашими «патриотами»-антинорманистами, их историческое значение было хоть с трудом и не сразу, но все же признано многими добросовестными историками. В самом деле, невозможно было отрицать тот факт, что многие исторические саги были записаны примерно на сто лет раньше первых дошедших до нашего времени древнерусских летописей, причем записывались эти саги со слов очевидцев, а в некоторых случаях – даже участниками происходивших на территории Древней Руси событий. И нельзя не учитывать того обстоятельства, что вернувшимся домой скандинавам было абсолютно все равно, кто сейчас находится у власти в Киеве или Новгороде (чего, к сожалению, нельзя сказать о древнерусских летописцах). И очень многим исследователям рано или поздно пришлось задать себе очень неудобный вопрос: почему, следуя летописной версии, они порой в своей дальнейшей работе натыкаются на целый ряд анахронизмов, логических неувязок и противоречий, а противоречащая ей версия скандинавов почти идеально ложится в канву дальнейших событий?
Скандинавам первая правительница славян была очень хорошо известна. Неизвестный автор «Орвар-Одд саги» (это не самый достоверный источник, не «Прядь об Эймунде» и не «Сага об Ингваре Путешественнике» – я знаю) и знаменитый датский историк Саксон Грамматик утверждают, что Ольга была сестрой датского короля Ингелуса, и звали ее Хельга. И приводят весьма романтичную историю о том, каким путем она досталась Игорю. Сватовством с русской стороны будто бы руководил сам Вещий Олег (Хельги, Одд). Но на руку принцессы нашелся еще один претендент – предводитель датских берсерков Агантир, который вызвал Олега на поединок, завершившийся победой нашего князя. Олег имел опыт боев с берсерками. Сражаясь за Алдейгьюборг (Старый город – Ладога) с морским конунгом Эйриком, в дружине которого находился считавшийся непобедимым берсерк Грим Эгир, известный под прозвищами «Великан Моря» и «Морской Змей», он лично убил Эгира. Но очередной победы этот опыт, ни в коем случае не гарантировал. Гораздо проще и логичней было бы доверить поединок кому-нибудь из испытанных в десятках сражений ветеранов – в дружине Олега таковых хватало. Но не доверяет. Неизвестно по какой причине, но в качестве жены для Игоря князю нужна была именно Ольга и только Ольга. Нужна настолько, что он, не задумываясь, рискует своей жизнью. А, может быть, все было наоборот? Не Игорю в качестве жены нужна Ольга, а Ольге в качестве мужа нужен Игорь?
Версия скандинавского происхождения Ольги в нашей стране традиционно замалчивалась. Поскольку данная гипотеза не нашла своего подтверждения в других источниках, то и лояльные к скандинавам историки на ней все же не настаивают. Но если ранее основной и чуть ли не единственной считалась версия славянского происхождения знаменитой княгини, то теперь все большее внимание исследователей привлекает «синтетический вариант», согласно которому родилась Ольга будто бы на территории Руси, близ Пскова, но «рода была варяжского». Источники, на которые опираются авторы данной гипотезы, также имеются и хорошо известны специалистам. Рукописный Синопсис Ундольского, например, утверждает, что Ольга была не только «языка варяжского», но еще и «дочерью Олега»!
Если на пару минут поверить в это, станет понятно, почему Олег лично выходит на поединок с Агантиром. С точки зрения мудрого норвежца, полусумасшедший берсерк без роду и без племени не может быть хорошей партией для его дочери. Вот молодой князь Ингвар – это совсем другое дело, не правда ли?
Предположение о том, что Ольга была «языка варяжского» находит подтверждение и в древнерусских летописях. В отрывках речей Ольги, сохраненных летописцами, присутствуют явные скандинавизмы. Например, Ольга упрекает прибывших в Киев византийских послов в том, что в Константинополе она «стояла у императора в скутарях в суде». Skuta, в переводе с древнескандинавского, одномачтовое судно, а sund – пролив. То есть, византийцы держали ее со всей свитой на ладьях в проливе и даже на берег сойти не разрешали. Причем говорит она это в порыве раздражения, когда слова не выбирают, а произносят первые, пришедшие в голову, и, следовательно, наиболее знакомые. В тех же летописях можно найти и еще кое-какие крохи в пользу варяжского происхождения княгини. Предание утверждает, что малолетняя Ольга при живых родителях была отдана на воспитание тетке – поступок крайне редкий на Руси, но обычный для Скандинавии Эпохи викингов. Да и древлянским послам Ольга мстит вполне в скандинавском духе – месть через погребальный обряд является излюбленным мотивом скандинавских саг. А варианты легенды о сожжении города с помощью птиц можно прочитать и у Саксона Грамматика, и у Снорри Стурлсона. Если в рассказе об этой мести русские имена заменить скандинавскими, его очень легко можно было бы принять за отрывок из исландской родовой саги.
Дальше еще интереснее, поскольку автор Синопсиса называет отца Ольги «князем Тьмутараканом Половецким»(!). Казалось бы, трудно представить себе более абсурдную ситуацию: в Х веке на Руси живут говорящие на варяжском языке половцы! Ведь общеизвестно, что половцы были тюркоязычным народом, а их первая встреча с русскими точно датирована 1055 г.: «Приходи Блуш с половци и створи Всеволод (сын умершего годом раньше Ярослава Мудрого) мир… и возвратишися (половцы) восвояси». И что это еще за Тьмутаракан такой? Какое отношение он имеет к Олегу? Однако, несмотря на кажущиеся явными противоречия, подумать здесь есть над чем. С тем же Тьмутараканом, например, особых проблем не возникает: тархан – это не имя, а должность: предводитель тысячи воинов. Ну а Тьмутархан – это уже что-то вроде генералиссимуса. Мог ли летописец назвать так нашего Вещего Олега? Наверное, мог, и очень даже легко. Осталось только разобраться, почему Олег генералиссимус не варяжский, и не русский, а половецкий. Здесь мы явно имеем дело с аберрацией памяти: половцы автору Синопсиса известны более чем хорошо, а их предшественники уже как-то подзабылись. Не будем придираться к автору: для человека, кое-что знающего об истории Киевской Руси, он сказал вполне достаточно. Попробуем сами определить «половцев» X века. Печенеги на роль лидеров степного мира явно не годятся, так во времена Олега они сами недавно пришли в Причерноморские степи и находились в подчинении у хазар. Силу набрали уже после крушения каганата. А вот хазары… Почему бы и нет? Летописи утверждают, что Олег избавил ряд славянских племен от хазарской дани, заменив ее данью для себя любимого. Думается, что летописцы в данном случае несколько лукавят: скорее всего, Олег выступил в роли Ивана Калиты, который страшно разбогател, пообещав татарам лично собирать для них налоги со всех остальных княжеств. Первым князем, который решился сбросить хазарское иго, был, похоже, не Олег, а его воспитанник Игорь. Причем именно это стремление, вероятно, и привело его гибели. Подстрекаемый византийцами, он в 939 г. захватил хазарскую крепость Самкерц. Ответом на данный вызов стала карательная экспедиция хазарского полководца Песаха (940 г.). В результате Игорь вынужден был заключить тяжелое перемирие, главными условиями которого были «дань мечами» (русских просто-напросто разоружили) и война против Византии 941 г. «И пошел Хельг (настоящим именем Игоря, похоже, было Хельги Ингвар – Олег Младший) против воли и воевал на море против Константинополя 4 месяца. И пали там богатыри его, потому что македоняне осилили его огнем» («Иудейско-хазараская переписка»). В 944 г. Игорь, очевидно, под давлением Хазарии, попытался взять реванш, но память о недавнем разгроме оказалась сильнее страха перед хазарами, так как, взяв с византийцев относительно небольшой откуп, князь, так и не доведя дело до сражения, вернулся в Киев. О том, что византийцы щедрости в данном случае действительно не проявили, свидетельствует дальнейший ход событий: ситуация с государственными финансами в Киеве была настолько плачевна, что в 945 г. Игорь решился на поистине отчаянный шаг – взять дань с древлян два раза. Древлянам это, естественно, не понравилось: они «привязали Игоря к верхушкам двух нагнутых деревьев и разорвали на две части» (Лев Диакон). А как же якобы «освободивший славян от хазарского ига» Вещий Олег? Олег, согласно определению А.К.Толстого, был «великий воин и умный человек». Поэтому к осуществлению несбыточных целей он не стремился и, видимо вполне довольствовался ролью вассала великой Хазарии, которая в то время успешно противостояла и арабскому миру, и Византии. Поэтому хазарским тьмутарханом современники его называть, пожалуй, и могли бы. Кстати, в Радзивиловской летописи имеется рисунок – Олег воюет на Балканах. И на знамени его хорошо читается арабская надпись «Дин» – «вера», «религия». Появиться эта надпись могла только в том случае, если Олег возглавлял объединенные русско-хазарские войска, совершая поход от имени Хазарского каганата, основной боевой силой которого всегда были наемные мусульманские соединения.
Но вернемся к Ольге. После гибели мужа она твердой рукой навела порядок на подвластной ей территории. Согласно летописям, княгиня лично объехала свои владения, установила правила и порядок во всех земских делах, определила оброки, назначила участки для ловли зверей и устроила погосты для торговли. Затем состоялся ее блестящий дебют на международной арене, когда посредством крещения в Константинополе, ей удалось установить дипломатические отношения с все еще сильной восточной империей. Характер у Ольги, видимо, был не из слабых, и власть над Киевом и подвластными ему землями она сохранила даже когда вырос и возмужал ее сын Святослав. Грозный князь-воин, похоже, мамочку слегка побаивался, и все свое свободное время старался проводить подальше от строгих родительских глаз. Будучи законным князем, править в Киеве он даже и не пытался, изо всех сил стараясь завоевать себе новое княжество в Болгарии. И лишь потерпев поражение, он во всеуслышанье заявил о желании «всерьез» вокняжиться в Киеве. Чтобы показать всем, «кто в доме хозяин», он приказал казнить воинов-христиан, которые были в его дружине (приписав им вину за поражение), отправил в Киев приказ сжечь церкви и объявил, что по возвращении в столицу намерен «изгубить» всех русских христиан. По мнению Л.Гумилева, этим он подписал себе смертный приговор: до той поры верный ему воевода Свенельд вдруг увел степью в Киев большую часть дружины, и, вероятно, дал знать печенегам о пути и времени следования Святослава. Обвинение, разумеется, недоказуемое, но весьма обоснованное: данная информация слишком конфиденциальна, обладать ею не могли, ни перепуганные киевляне, ни император Византии Иоанн Цимисхий, которому летопись приписывает извещение печенегов. Очень интересен вопрос: к кому же ушел Свенельд? Кто ждал его в Киеве? Напомним, что после смерти Игоря «Святослава хранил кормилец его или дядька Асмолд (Асмунд)». А вот Свенельд был человеком Ольги: «княгиню, и город, и всю землю оберегал». Если поверить древнерусским источникам, то Свенельд спешил к старшему сыну Святослава – принявшему христианство Ярополку, главным советником и воеводой которого он вскоре и стал.
Но не все так просто. Да, согласно многим летописным свидетельствам, княгиня Ольга умерла то ли в 967 г., то ли в 969 г.: еще при жизни Святослава она была торжественно оплакана и с почетом похоронена. Но, авторы некоторых летописей, видимо, не знали, либо забыли об этом печальном событии, поскольку описывают разговор Святослава с матерью, состоявшийся после ее «официальной» смерти. Интересно, где и при каких обстоятельствах такой разговор мог бы состояться? Скандинавы же уверяют, что княгиня пережила не только Святослава, но и Ярополка: при дворе князя-язычника Вальдамара (Владимира) Ольга пользовалась большим уважением и считалась великой пророчицей. Возможно, что, даже находясь в преклонном возрасте, Ольга с помощью верных ей людей сумела защитить и себя, и киевских христиан от гнева грозного и непредсказуемого сына.
Но почему же древнерусские летописи похоронили Ольгу «заживо»? Скандинавские источники утверждают, что пророчествовала Ольга «духом Фитона» (Пифона!). Неужели в Константинополе наша княгиня не только по церквям ходила, нашла время и еще кое-куда заглянуть? А на старости лет вспомнила? Если это верно, то, о таком хобби первой русской святой, конечно же, лучше было умолчать – от греха подальше: усопла она в 967 или в 969 г. и дело с концом.
Положила начало каменному градостроительству
Княгиня Ольга стала тем человеком, кто положил начало каменному градостроительству. Самыми первыми сооружениями из камня стали городской дворец и терем повелительницы за городом.
Она старалась с особым вниманием относиться к строительству Киева и земель, которые ему принадлежали. Именно так она смогла внести свой неоценимый вклад в историю Руси.
Плюсы и минусы
Достижения и успехи
- Подавлено восстание древлян (946).
- Проведена первая на Руси административная и налоговая реформа (947).
Подвластные Киеву земли оказались поделены на административные единицы — погосты, в каждой из которых был поставлен княжеский администратор — тиун; введён сбор дани (уроки); установлены размеры «полюдья» — податей в пользу Киева, сроки и периодичность их уплаты — «оброки» и «уставы». Упорядочивание налогообложения надолго установило внутренний мир в стране. - По летописи и иным источникам, в эпоху Ольги было 30 лет без междоусобиц и восстаний
(947—977),
около 30 лет без вторжений
(939—968),
20 лет без внешних войн
(944—964), благодаря чему
наступил расцвет экономики и торговли
. - Новгород, Псков и Ростов построены на современном месте и стали крупными городскими центрами
после реформы 947 года. - Положено начало каменному строительству на Руси
(первые каменные здания Киева — городской дворец и загородный терем Ольги). - Совершён первый официальный зарубежный визит правителя России
— поездка Ольги в Царьград, столицу Византии (955 или 957),
установлены дипломатические отношения с Византией
(Римской Империей)
и Германией
(Священной Римской Империей) (959).[3] - Первая женщина и первая христианка среди русских правителей
(крестилась в 955 или 957 году),
первая русская святая
(одна из 6 женщин в истории, признанных раноапостольными святыми). - Последним крупным прижизненным достижением Ольги можно считать успешно выдержанную в Киеве осаду печенегов во время их первого набега на Русь в 968 году, когда одному юному киевлянину удалось пройти сквозь стан врагов и призвать помощь с другого берега Днепра. Это произошло уже во время самостоятельного правления Святослава Игоревича.
Ошибки и неудачи
- Восстание древлян было подавлено с легендарной жестокостью, описанной в летописи (в этот период Ольга ещё была язычницей и была крайне зависима от преимущественно языческого княжеского войска).
- Ольга не сумела склонить своего сына Святослава принять христианство, из-за чего сорвались её планы по христианизации Руси (вызванная ею в 959 году миссия епископа Адальберта из Священной Римской Империи вынуждена была отправится восвояси в 962 году; с другой стороны, в итоге это усилило ведущую роль восточного, а не западного христианства на Руси); вскоре после этого Святослав стал править самостоятельно, а после смерти матери, по сведениям спорной Иоакимовской летописи, во время и после войны с Византией воздвиг гонение на христиан и убил своего брата-христианина Улеба (младшего сына Ольги либо сына Игоря от другой жены).[2]
Первой из правителей Руси приняла христианство
Еще задолго до того, как Ольга приняла христианство, она изучала его основы. Она старалась время от времени посещать православные храмы, удивлялась их красоте и великолепию. Княгиня Ольга стала первой женщиной, которая приняла христианство на языческой Руси.
Стоит отметить, что она пыталась приобщить к этому своего сына, но, к сожалению, так и не смогла. Он принял другую веру. Княгине не удалось сделать так, чтобы на всей Руси было принято христианство, но ее внук смог это совершить. Князь Владимир продолжил тяжелую миссию.
Итоги правления
Казалось бы, правление Ольги началось с довольно жестоких действий с ее стороны. Однако ненависти к ней у народа не осталось, напротив, ее долго помнили как Ольгу Мудрую. Состояние, в котором досталось ей княжество, требовало принятия немедленных и решительных мер. Водворив мир в своем княжестве, Ольга занялась его благоустройством. При ней не было кровопролитных войн, процветала торговля, росли города. Горько оплакивал народ строгую, но справедливую правительницу, при которой 20 лет жила Русь мирной жизнью.
Император Византии Константин стал ее крестным
В разных источниках можно найти совершенно разнящуюся информацию о том, кто же крестил княгиню Ольгу. По одной из версий, это совершил патриарх Полиевкт, а по другой — Феофилакт. Есть также информация о том, что крестным княгини стал император Константин Багрянородный.
Во время крещения, на Ольгу возложили распятие, на котором распяли Господа Нашего Иисуса Христа. Считается, что его женщина отвезла на Русь.
Летопись также сообщает о том, что Ольга была очень умна. Император очень хотел жениться на ней. Но княгиня сказала, что это невозможно по причине несоответствия его веры. После совершения крещения, женщина снова отказала ему потому, что он приходился ей крестным отцом.
Древняя Русь: реформы Ольги
Свои основные силы княгиня Ольга направила на внутреннюю политику. Она провела несколько реформ, в том числе административно-налоговую: установила центры торговли и обмена, в которых упорядоченно происходили сборы податей. Финансовая система стала крепкой опорой княжеской власти в дальних от Киева землях.
Выросла оборонная мощь Руси. Вокруг городов вырастали крепкие стены, на западе были установлены первые государственные границы.
Княгиня укрепила международные связи с Византией, а отношения с Грецией открыли Ольге новый взгляд на христианскую веру. В 954 году княгиня с целью религиозного паломничества и дипломатической миссии отправилась в Константинополь, где с почетом была принята императором Константином VII Багрянородным.
Начала строительство православных храмов
После своего возвращения в Киев, княгиня Ольга приказала строить по всем погостам храмы. Так сильно ее вдохновило посещения таких мест.
В этот период было построено множество храмов. К таковым относится храм в честь Святителя Николая в Киеве, а также церковь в честь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы в городе Витебске.
При осаде Киева печенегами лично руководила обороной города
История гласит, что в 969 году, византийцы подкупили печенег. Они совершили набег на Киев. В этот момент в городе были только Ольга и ее 3 сына. Тогда именно княгине Ольге пришлось руководить обороной. Вместе с войском она смогла осадить печенегов, которые пришли на эти земли в первый раз. Враги стали наступать со всех сторон, но женщина была очень умна и хитра.
Ей удалось отправить юношу на другой берег, где находился ее сын — князь Святослав. Он знал язык врага и смог прикинуться одним из них.
Хитрость удалась, на помощь Киеву приехал князь вместе со своей дружиной. Печенеги были полностью разбиты.
Деятельность правительницы
Казалось, что месть уже совершена, но княгиня видела всё в долгосрочной перспективе и не могла больше подвергать себя и Святослава смертельной опасности от набегов со стороны древлян. Она собрала немногочисленную дружину и отправилась в стан врага самолично, дабы внушить им, что её устраивают выдвинутые условия мира. В честь этого события сторонами было устроено большое празднество. Опоив оппонентов, Ольга отдала приказ своим воинам уничтожить древлян. Количество изрубленных киевлянами противников достигало пяти тысяч.
Не давая врагу опомниться, княгиня предприняла военный поход на древлянскую столицу, город Искоростень. Кстати, в этом походе участвовал и малолетний Святослав. Осадив со своей дружиной стены Искоростеня, княгиня предприняла несколько попыток штурма, не увенчавшихся успехом. Но и тут Ольгу не подвела смекалка. Приказав выловить всех голубей и воробьёв, она привязала к их лапкам горящие тряпочки и выпустила в город. Возвращавшиеся в свои гнёзда птицы устроили в крепости пожар, уничтоживший её практически до основания. Так завершилась месть княгини Киевской за своего мужа.
Благодаря этому Ольга проявила все свои сильные стороны, упрочив положение среди воинов и простого народа. Далее следовало несколько лет успешного княжения, перемежавшегося немногочисленными и успешными походами на ближайших соседей. Своей политикой княгине удалось:
- подчинить себе близлежащие владения;
- устроить относительно развитую систему управления и сбора налогов.
Теперь каждая область в годы правления Ольги обязана была платить дань в определённом размере и в установленную дату, что не только усиливало экономическое благосостояние Киева, но и не нарушало развитие облагаемых налогом земель.
Можно сказать, что Ольга впервые применила и ввела в обращение усовершенствованную налоговою систему, позволившую ускорить развитие Киевской Руси и принадлежащих ей земель. Во многих учебниках по истории не уделяют должного внимания характеру и воле княгини Ольги, краткая биография которой опускает кровавую месть древлянам.
Это может быть расценено как жестокость, но веяния того времени не предоставляли другого возможного исхода событий.
Продолжала править неофициально, когда сын находился в походах
Очень часто князь Святослав вместе со своим войском отправлялся в различные походы. Некоторые из них занимали довольно большой промежуток времени. Но Киев не мог оставаться полностью без защиты и правителя.
Именно поэтому княгиня продолжала править Киевской Русью, но не официально. Этим она также занималась и до того момента, как ее сын достиг возраста и взошел на престол.
Причислена к святым и считается покровительницей вдов, а также новообращенных
Ольга почувствовала приближение своей смерти к 969 году. В конце своей жизни она смогла уговорить сына не уезжать из Киева, а остаться, чтобы похоронить ее.
Княгиню оплакивали все. Впоследствии Ольга была причислена к лику святых Русской православной церковью. Она стала единственной равноапостольной святой.
Каждый год в церкви совершается ее память. По юлианскому календарю это происходит 11 июля. Стоит отметить, что княгиня Ольга считается покровительницей всех вдов и новообращенных христиан. Очень часто в помощи к ней обращаются с молитвами.
Ольга была почитаема ранее, так и сейчас. Ее именем называют многих девушек, которые имеют эту святую в небесные покровители.
Начало правления
Князь киевский Игорь очень много времени проводил в военных походах, совершая набеги на соседние земли. Супруги часто находились порознь и долгое время жили раздельно. Существует мнение, что в разных землях у Игоря было ещё несколько жён, но для того времени это было обыкновенным делом. Несмотря на это, наследника Рюриковичам подарила только княгиня Ольга.
В одном из набегов на соседние древлянские земли князь Игорь был подло убит. Летописи говорят, что основными причинами его смерти стали неосторожность и жадность. Уже возвращаясь из удавшегося похода с награбленным, опьянённый своим успехом Рюрикович решил вернуться в одну из деревень, дабы удвоить полученные богатства. Но древляне, узнавшие о малочисленном отряде князя, подстерегли его и вероломно убили.
По праву наследования власть перешла к сыну Игоря — Святославу, но в силу его юного возраста фактическое управление государством досталось Ольге. История знает множество примеров того, когда власть и бразды правления доставались женщинам, но далеко не все могли распорядиться этим правильно, удваивая мощь и процветание своего государства.
Что касается княгини Ольги, то в силу сильного характера, твёрдой воли и безмерной любви к почившему мужу она стала одной из величайших правительниц Руси и считается основным столпом в становлении государства.
В ее честь названы соборы и храмы, а также три ордена
В настоящее время построено множество храмов, соборов, церквей, которые освещены в честь святой равноапостольной княгини Ольги.
Один из таких храмов находится в Останкино. Построен был в 2011 году. Каждый вторник здесь совершаются молебны, а также чтение акафиста великой Ольге.
Орден княгини Ольги — это награда для женщин, которые совершили заслуги в государственной, а также гражданской, научной, образовательной или других областях. Имеется три ордена — I степени, II и III. Первый изготавливается из серебра и имеет форму напоминающую овал. Второй не сильно отличается от первого. Разница лишь в изображении на нем княгини. Орден третьей степени сделан из посеребренного томпака (разновидность латуни).
8 3
Происхождение и молодость
Доподлинно точно неизвестна дата рождения княгини киевской Ольги, так как разные летописные источники указывают расхожие числа. Например, в «Степенной книге» указывается, что родилась она в конце IX века, однако прочие источники, где зафиксированы даты её свадьбы, рождения сына и смерти, совершенно противоречат этим утверждениям.
Так, в «Архангелогородском летописце» сказано, что она была выдана замуж в возрасте десяти лет, а умерла на 75 году жизни, из чего напрашивается вывод о дате её рождения примерно от 893 до 928 года. Официальные источники и историки всё же считают, что Ольга родилась в 920 г.
О родителях равноапостольной княгини также ничего доподлинно не известно. Одни утверждают, что Ольга была из знатного рода, другие считают, что будущая правительница Руси воспитывалась простолюдинами, потому и неизвестны имена её родителей. Есть также смелое предположение, что княгиня киевская Ольга была дочерью самого Вещего Олега, но это лишь версия, не подтверждённая фактами. В «Повести временных лет» местом рождения княгини значится деревня Выбуты, находившаяся в Псковской области.
Если верить этой же непроверенной версии, то Вещий Олег познакомил князя Игоря Рюриковича с Ольгой, но, скорее всего, это вымысел. В более точных источниках и житии святой равноапостольной княгини Ольги говорится, что со своим будущим мужем она познакомилась на переправе, где работала, переодевшись в мужскую одежду.
Молодому князю понадобилось переправиться через реку во время охоты и он заприметил лодку. Когда княжич раскусил подлог и понял, что перед ним не мужчина, а прекрасная девушка, то попытался оказать ей некие знаки внимания, получив на это жёсткий отпор. Такая своенравность поразила Игоря не меньше, чем красота девушки.
Когда настала пора князю Рюриковичу искать себе жену, то вспомнил он о прекрасной паромщице, так сильно растревожившей его душу. Тогда и послал он своих гонцов в ту деревню отыскать девицу, что было несложно, потому как Ольга отличалась особой красотой, твёрдостью характера и мудростью, несоразмерной её годам. Так впоследствии и заключился союз между князем Игорем и княгиней Ольгой, которому, однако, не суждено было просуществовать долго.