Отвечает протоиерей Владимир Долгих.
Думаю, что многие сталкивались с ситуацией, когда люди, именующие себя христианами, утверждали, что достаточно верить в Бога, а хождение в храм – это слишком.
В таких случаях у меня на языке постоянно крутятся вопросы: «В какого Бога вы верите? Кто такой Христос? Зачем Он пришел на землю, пострадал, умер и Воскрес? Почему Иисус Христос назван Спасителем?» и т. п. Вот и получается, не имея возможности, хотя бы для самих себя, ответить на эти вопросы, «христиане» верят вообще непонятно в кого, а в таком случае действительно в храм ходить незачем. Вера – это не какая-то абстракция, не вопрос вкусов или эстетических предпочтений, она должна быть конкретной, определенной. Одними из важнейших вопросов, имеющих непосредственное отношение к вечной участи человека, являются вопросы: «Почему Христос Спаситель? Почему Иисуса Христа почитают как Спасителя? От чего Он нас спас?». Ответ на них формирует наше мировоззрение и напрямую влияет на преображение из «христиан» в христиан.
Почему Иисуса называют Христос. Происхождение имени
При жизни Иисуса звали Иешуа га-Ноцри. Иешуа из Назарета (на иврите ישוע הנוצרי). Имя Иешуа в переводе с древнего иврита означает «Бог — наше спасение».
Еванглия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна представляют собой описания рождения, жизненного пути, смерти и воскрешения Христа. Эти сочинения написаны на греческом языке, поэтому имя Иешуа приобрело греческое звучание и трансформировалось в имя Иисус.
Христос
«Помазанник» в переводе с древнегреческого
Впоследствии христиане переводили Евангелие на разные языки мира, и имя Иисус прочно укрепилось в христианстве.
Почему Иисуса называют Христос? Христос с древнегреческого Χριστός означает «Помазанник».
Таким образом, Иисус Христос: «Спаситель», «Помазанник», «Мессия».
На изображении папирус с рукописным текстом Еванглие от Матфея, он написан на древнегреческом языке
Проповедь Петра и Стефана
Потом пришел Стефан, который был исполнен Духом Святым. Он совершал великие чудеса и знамения среди народа.
Когда Стефан проповедовал, руководители взглянули на лицо Стефана, и оно сияло, как лицо Ангела.
Эпоха закона началась с человека, с сияющим лицом Моисея и закончилась человеком, с сияющим лицом Стефана.
Руководители закона хвалились законом. Стефан сказал: «Никто из вас не исполнил его». В Библии написано, что они рассердились и были готовы тут же убить его.
(Деян 7:55)
Стефан же, будучи исполнен Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога, и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога.
Он увидел не только Иисуса, но и славу Божью.
Почему Стефан увидел Христа стоящим?
Библия говорит, что Иисус Христос — Спаситель мира воскрес из мертвых и воссел одесную Отца.
Здесь Он стоял, потому что Царство все еще предлагалось Израилю. Израиль был очень близок к тому, чтобы пережить возвращение Царя — Иисуса. Когда Иисус вернется, на земле настанет идеальная жизнь. Это будут небеса на земле не только для Израиля, но для всех народов мира. Не будет больше больниц, судов и дети больше не будут умирать, не будет больше и смерти.
Царь будет царствовать в Своем Царстве. Царство Божье охватит всю землю. Поэтому Иисус встал, готовый вернуться.
Если бы руководители сказали: «Благословен Грядущий во имя Господне». Он бы вернулся. Поэтому Он стоял. Вот насколько близко было Его пришествие.
Вместо этого, они как дети заткнули свои уши, затем схватили Стефана. Вывели его за город, бросили на землю и сняли с себя одежду, потому что им предстоял тяжелый труд. Свои одежды они сложили у ног молодого человека по имени Савл. Он был фарисеем из фарисеев. Савл одобрял убиение Стефана. Бог сделал из этого величайшего законника, величайшим апостолом благодати из всех ходивших по земле.
В следующих главах происходит обращение отдельных личностей
(Деян 8 глава)
обращение евнуха Ефиоплянина.
(Деян 9 глава)
обращение Павла. (Савла) по дороге в Дамаск.
(Деян 10 глава)
обращение Корнилия. Сотника римской армии.
Сколько сыновей было у Ноя?
Хам. Сим. Иафет. Трое сыновей Ноя заселили землю.
После смерти Стефана в 8 главе, началась тайна Церкви. Приход Царствия Божьего замедлил. И вот стала открываться тайна Церкви. Эта тайна была в сердце Божьем. У Него всегда было желание иметь людей, которые составят тело Сына Его. Пророки Ветхого Завета никогда не знали о Церкви, потому что Церковь — это тайна.
- Евнух Ефиоплянин обратился к вере, принял спасение. Он из рода Хама.
- В следующей главе, Савл стал Павлом, принял спасение. Он Симит, из рода Сима.
- Римлянин Корнилий, он из рода Иафета.
Итак, Хам, Сим, Иафет — все спасены за эти три главы.
Сегодня нет потомков Хама, Сима, Иафета. Мы все во Христе. Больше нет никаких этнических различий.
Библия говорит, что Бог, воскресив Иисуса из мертвых, поставил Его намного выше всякого начальства.
Если в медицине есть название вашего болезненного состояния, имя Иисуса выше этого названия. Перед именем Иисуса, склоняется всякая болезнь.
Иисус Христос-богочеловек и спаситель человечества
После грехопадения Адама и Евы, Бог отверг человека и сделал его смертным. Души умерших людей навеки отправлялись туда, куда не доходил божественный свет, божественная любовь. Так было до появления на земле Иисуса Христа.
Иисус — настоящий человек, с уязвимым телом и ранимой душой. Его родила обычная земная женщина. Как и все люди он чувствовал голод, жажду боль и усталость.
Бог Отец наделил его самыми лучшими качествами, которыми может обладать человек: глубокой верой, любовью к ближнему, состраданием, благочестием, чистотой помыслов.
Спаситель соединил в себе два начала: божественное и человеческое.
Иисус учил примером и словом тому, как жить в любви к Богу и ближним.
Сатана не раз искушал его. Иисус Христос мог использовать свой божественный дар для приобретения земных благ и безграничной власти. Но Спаситель устоял перед грехом.
Тем не менее люди объявили Христа грешником за то, что тот приравнял себя к Богу, и казнили его.
Господь послал своего сына на землю принять страшную смерть мученика во имя спасения людей.
Своей смертью Христос искупил грех человечества, спас от вечных мук ада и возвратил человека к Богу.
Христиане в своих молитвах и обращениях к Христу, называют его Спасителем. Он пришел на землю, чтобы те, кто уверовал в него, получили духовное возрождение и вечную жизнь.
Положительная и отрицательная стороны искупления
Обозначенное понимание искупления это, можно сказать, отрицательная его сторона, но не в том смысле, что оно носит какой-то негативный характер, а в том, что оно указывает лишь на восполнение утраченного, устранение преград. Положительная же сторона искупления, по мнению многих и святых отцов, и современных богословов заключается в том, что, помимо выкупа, Господь еще и примиряет человека с Собой, усыновляет нас. Это акт безграничной любви Бога к человеку. У свт. Иоанна Златоуста есть прекрасные слова на этот счет. Он говорит, что благодаря спасительному подвигу Христа, Господь нас не просто не накажет за грехопадение, но и наградит такими дарами, будто мы совершили большое количество добрых дел.
Древние пророчества о приходе на землю, жизни и смерти Спасителя
Появление Иисуса Христа на земле было предсказано пророками и предзнаменовано определенными событиями.
300 пророчеств
В Ветхом завете о приходе, жизни и смерти Спасителя
Первые упоминания о предстоящем приходе Миссии содержатся в сочинениях пророка Моисея, 1500 лет до Рождества Христова. В Ветхом завете свыше 300 пророчеств о приходе, жизни и смерти Спасителя.
Ниже приведены лишь некоторые из пророчеств, которые сбылись.
Пророк Михей VIII век до Рождества Христова | И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных |
Пророк Малахия V век до Рождества Христова | Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф |
Пророк Захария VI век до Рождества Христова | Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной |
Пророк Давид X век до Рождества Христова | Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту |
Пророк Исаия VII век до Рождества Христова | Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына |
Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих | |
Бог ваш … придет и спасет вас. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь | |
Пророк Давид XI век до Рождества Христова | Скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои |
Получается, что Бог задолго до рождения Христа, говорил с людьми через пророков и готовил человечество к приходу Миссии.
На изображении середины IV века пророк Исаия, предсказавший пришествие Христа Спасителя
Притчи
У каждой притчи есть цель.
1-ая притча о Царстве
(Мф 13:1)
Вышед же в день тот из дома…
В Писании «дом» всегда олицетворяет Израиль. Даже в передвижении Иисуса есть смысл. В Библии каждая деталь содержит Божественное значение.
(Мф 13:1)
Иисус сел у моря.
Море в Писании всегда олицетворяет народы мира.
В Библии написано, что Иисус был распят на кресте, Тот, Который не знал никакого греха. Но на кресте Он стал приношением за грехи, за наши с вами грехи. Тучи рассеялись, буря стихла, Иисус посмотрел вверх, и вот, все грехи были возложены на Него, и Он сказал: «Совершилось!».
И вновь Он обратился к Богу: «Отец в руки Твои предаю Дух Мой».
Комментарий!
И с того времени никто не смог сокрушить ни единой кости Его тела. Бог почтил Его. Он был положен в гробнице, в которой прежде никто не был положен. И на третий день Он воскрес. Бог принял Его жертву и все мы прощены.
Как бог послал Иисуса Христа на Землю
Мария рано осиротела и воспитывалась при Иерусалимском храме. В возрасте 14 лет ее выдали замуж за пожилого вдовца Иосифа, который жил в городе Назарете.
Однажды к Марии явился архангел Гавриил. Он принес ей весть о том, что Господь выбрал ее стать матерью божьего сына.
Также Гавриил поведал ей, что непорочное зачатие произойдет от Святого духа, а рожденный ребенок спасет человечество от грехов.
Икона «Благовещение Пресвятой Богородицы». На ней изображен архангел Гавриил, который принес Марии Благую весть о рождении Иисуса Христа
По пути в город Вифлеем, куда Иосиф и Мария отправились на перепись, их застала ночь. Для ночлега они выбрали хлев.
Ночью у Марии родился мальчик. Перед этим событием на небе загорелась яркая звезда, которую с нетерпением ждали мудрецы востока.
Смирна
Один из даров волхвов. Ей тогда бальзамировали покойников
Путеводная Вифлеемская звезда указала место рождения Иисуса. Волхвы принесли новорождённому дары: ладан, золото и смирну.
Золото для Иисуса-царя, ладан для Иисуса-Бога и смирну. В ту пору смирной бальзамировали тела покойников.
Царь Ирод заранее знал о приходе Миссии, и велел убить всех новорожденных младенцев.
Иосиф с Марией спешно отправились в Египет, где семья прожила три года. После смерти Ирода, они с ребенком вернулись в Назарет, где прошли детство и юность Иисуса Христа.
Событие рождение Христово в 5 году до новой эры перевернуло весь ход земной истории.
На картине Л.Лотто изображено рождение Христа
Искупить грех человечества-такова была Миссия Иисуса на земле
Икона кисти художника И.Климова «Господь в терновом венце»
Иисуса Христа судили и казнили, как преступника. Его бичевали, распяли, издевались над ним. Руки и ноги Иисуса пригвоздили к кресту.
Римские воины надели ему на голову терновый венок. Шипы терния впились в кожу, по лицу текла кровь.
Христос перед смертью испытал нестерпимую физическую боль и нравственные мучения, исполняя волю Отца.
Он умирал за каждого из нас, продолжая беззаветно любить людей и Бога.
Иисус не озлобился даже на своих палачей, и перед смертью просил:
«Отче! Прости им, ибо не знают, что делают».
Итак, почему Иисуса Христа называют спасителем человечества?
Бог возложил на Христа миссию искупить грехи людские. Искупление совершил сам Господь, воплотившийся на земле в образе Христа.
Через смерть и воскрешение безгрешного и любящего Сына Божьего, Господь подарил всем вечную жизнь.
Об этом прекрасно сказано у апостола Павла в Послании к Филиппийцам:
«Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца».
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение
Теории искупления
Разговор, почему Иисус Христос именуется Спасителем, был бы неполным без обращения к существующим теориям искупления, которыми обозначаются наиболее систематизированные попытки истолкования совершенного Им подвига. Итак, традиционно выделяют три теории:
- юридическую;
- нравственную;
- органическую.
Автором юридической теории искупления является западнохристианский схоласт Ансельм Кентерберийский. Родился он в 1033 году, так что формально еще до Великого раскола 1054 года. В принципе, юридический подход к вопросам веры среди латинян прослеживает уже с IV века, потому идеи Ансельма здесь не стали чем-то из ряда вон выходящим. Суть его теории сводится к следующим положениям: своим грехопадением человек совершил преступление, нарушив тем самым установленный Богом справедливый порядок и нанеся Господу оскорбление. Степень оскорбления определяется рангом оскорбленной стороны. Величие Божье бесконечно, соответственно, и вина преступника бесконечна. Человек, будучи сотворенным существом неспособен удовлетворить бесконечную Божью справедливость и принести удовлетворение за содеянное, поэтому и понадобилось Воплощение и Вочеловечение Второго Лица Святой Троицы, дабы Искупительным подвигом принести за человека надлежащий выкуп. Думаю, даже те, кто не был с данной теорией знаком ранее, понимает ее «сухость» и в некоторых положениях несоответствие Священному Писанию. Однако положительной ее стороной является ясное подчеркивание мысли, что человек неспособен спастись одним лишь собственными силами.
Нравственная теория искупления была создана как реакция на крайности теории юридической. Свое завершение она находит в трудах митр. Антония (Храповицкого). Акцент данной теории ставиться на преодолении Христом всех искушений, чем Он проявляет полнейшее послушание Отцу, тем самым, являя нам величайший пример. По мнению владыки Антония, спасения было совершено во время Гефсиманского борения, а Крест нужен для раскрытия, демонстрации силы и глубины душевных мук Спасителя. Отрицательные стороны данной теории также лежат на поверхности, как минимум в ней принижается значение Страданий и Смерти Христа. Хороша же нравственная теория своей критикой теории юридической, низводящей отношения человека и Бога, к безжизненным правовым категориям.
Основными сторонниками органической теории искупления были такие богословы эмиграции как прот. Георгий Флоровский и В. Н. Лосский и пр. Здесь нужно сказать, что христианская сотериология (учение о спасении) является одной из наименее догматически разработанных разделов. Так вот, в лице русских богословов эмиграции, в данной теме, была осуществлена попытка синтеза святоотеческой мысли. Для них искупление, прежде всего, заключается в исцелении и обожении больной человеческой природы. Акцент здесь делается не только на Голгофе, Гефсимании или Гробе, но на всей жизни Христа. Кончено, Страдания, Крест и Воскресение остаются важнейшими действиями вочеловечшегося Сына Божия в деле спасения, но им предшествует Его воплощение и прохождение всех стадий человеческого развития, обретение некой полноты человеческих возрастов. Поэтому все, что говорил и делал Христос (учение, пророчества, чудеса и т. д.), имеет отношение к нашему спасению.
Органической теория названа не потому, что в ней органически (гармонично) все сложено, но потому что она раскрывается в категориях природы, как Божественной, так и человеческой. Грех здесь воспринимается не только как нарушение закона, не только как безнравственный поступок, но прежде всего, как болезнь. Поэтому спасение – это исцеление от болезни, освобождение от рабства, преображение человека и в конечном итоге обожение. Через человека спасение даруется и миру как сотворенному ради него. Поэтому Христос – не только Спаситель человека, но и Спаситель мира.