Новый Афон и его природные нерукотворные достопримечательности: Что посмотреть? +Видео

Афон – Святая гора в Греции со статусом автономного монашеского государства, объединяющего 20 православных монастырей. Святой Афон почитается как земной удел Богородицы, находящийся под ее особым покровительством. Поэтому неудивительно, что мир афонской иконы – это, прежде всего, образы Божией Матери. Многие афонские иконы Пресвятой Богородицы насчитывают тысячу и более лет, и списки с них распространились по всему православному миру.

Не раз являли афонские иконы настоящие чудеса. Считается, что молитва перед к Пресвятой Деве исцеляет тело и душу, приносит в нее мир, укрепляет веру.

Чудотворная икона Богоматери Иверская

История этой иконы из Афона поразительна. В 9 веке, когда царило иконоборчество, когда иконы уничтожали, у одной благочестивой вдовы пытались изъять икону Богоматери. Когда воин ударил икону копьем, с иконы полилась кровь. Женщина с молитвой отнесла ее к морю, пустила по волнам, и икона двинулась по ним стоймя.

Икона Богоматери Иверская (Вратарница)

Спустя два века монахи из афонского Иверского монастыря вновь обрели икону, и она сама оказалась над вратами обители, за что и была названа «Вратарницей» в дополнение к названию «Иверская».

Празднование — вторник Светлой седмицы.

История Новоафонского монастыря

Начало своей истории обитель берет в начале 19-го века. В то время из царской казны было выделено пожертвование в немалой денежной сумме монахам русской обители в Греции. Кроме денежных средств также была выделена земля, которая была печально известна. На ней в первом веке погиб христианский миссионер на Кавказе. Да и в принципе своим видом сама гора чем-то напоминала всем известную греческую гору Афон.

Лучшая статья для Вас, переходите: Спасо-Андроников монастырь

Строительство началось по проекту, сложенному архитектором Никонова. Горниста местность была труднодоступной и достаточно тяжелой для освоения. Но несмотря на это монахи ее немного выровняли – засыпали пропасти и облагородили почву. Сами постройки имели две части – верхнюю и нижнюю. В скором времени были построены приют для паломников, храм Покрова Божьей Матери и хозяйственные постройки. Самой главной гордостью комплекса была специальная школа для мальчиков.

Данная мужская обитель стала центром православия на территории Черноморского побережья Кавказа. Ежегодно его посещают тысячи туристов и паломников. Нужно отметит, что также были и именитые гости такие как князь Михаил Романов, император Николай 2 и т.д.

Монахи вкладывали очень много трудов в обустройство обители. Их руками была построена пристань для пассажиров и грузов, гидроэлектростанция. Более того у монахов была собственная железная дорога и даже паровоз. В садах выращивали фрукты, имелись и пасека, конный завод и винодельня. Размах и влияние монастыря были поистине грандиозными.

С приходом советской власти для обители начались поистине тяжелые времена. На протяжении больше пяти лет монахи пытались защитить и отстоять комплекс, но к сожалению, его все-таки закрыли. И только в начале 90-х годов он начал «подниматься с колен». В стенах корпуса снова начали звучать божественные молитвы. В 2001 году открылось училище и регентская школа. Но несмотря на это ремонтные работы на территории монастыря ведутся и по сей день.

Лучшая статья для Вас, переходите: Храм в Марьино «Утоли мои печали»

Икона Божией Матери «Трихерусса» («Троеручница»)

Многие образа здесь известны как чудотворные иконы Афона. К ним относится и Троеручница, принадлежавшая св. Иоанну Дамаскину. Когда по навету клеветников сарацины отрубили ему кисть руки, он обратился за исцелением к иконе, и произошло чудо – кисть приросла к тому же месту. Св. Иоанн в честь этого чуда сделал кисть из серебра и прикрепил ее к иконе.
Впоследствии образ был подарен архиепископу Сербскому, но, когда на Сербию напали враги, чтобы спасти икону, ее положили на ослика и пустили этого ослика одного, куда глаза глядят. Он сам пришел на Афон к Хилендарскому монастырю. Долгое время спустя после смерти игумена никак не могли выбрать нового, и тогда одному затворнику явилась во сне Богоматерь и объявила, что сама станет игуменьей этой обители. До сих пор ею управляет священноинок-наместник, а икона «Троеручица» стоит на игуменском месте.

Празднование – 11 июля.

Как добраться

Адрес: Республика Абхазия, г. Новый Афон (Анакопия), монастырь св. апостола Симона Кананита. Чтобы доехать к Новоафонской обители, необходимо сначала добраться до российского курорта Адлер, в 8 км от абхазской границы, затем пересечь пограничный пост «Псоу». Далее, прохождения паспортного и таможенного контроля необходимо сесть на рейсовый автобус, который за 3 часа доставит вас до Нового Афона.

Пусть хранит Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео о святой обители:

Икона Божией Матери «Достойно есть»

У этой иконы Афона своя чудесная история. В 982 году рядом с Кареей в пещере обитали старец с послушником. Когда старец ушел на всенощное бдение, ночью в келью явился неизвестных монах и вместе с послушником стал молиться. Когда же они запели молитву «Честнейшую Херувим», монах добавил к песнопению «Достойно есть…» (и далее, ныне эта песнь так и поется).

Икона Божией Матери «Достойно есть»

Монах по просьбе инока записал эти слова, но не на бумаге, а на каменной плите перстом, которая стала подобна воску. Назвав свое имя – Гавриил, монах исчез. Это был архангел Гавриил.

Празднование – 24 июня.

Новый Афон

В Новом Афоне заранее был забронирован и оплачен 2-местный номер в гостинице “Грифон”. Стоимость 1000 рублей в сутки на 1 человека с дополнительной раскладушкой. Номер расположен на 3 этаже и включает: туалет, душевую кабинку, телевизор и кондиционер. Кроме того, в коридоре есть утюг с гладильной доской. 10 сентября 2014 года в 16-00, мы вылетели из аэропорта Шереметьево в Сочи. И уже через 8 часов заселились ночью (около 24 часов) в Новом Афоне. Поэтому знакомство с Абхазией началось рано утром.

Икона Богородицы «Сладкое Лобзание» («Гликофилус»)

По преданию, эта икона – одна из семидесяти, которые написал сам евангелист Лука. Он изобразил Богоматерь, целующую Младенца Иисуса. Икона не раз являла чудеса. Так, во время Второй мировой войны, когда Греция была оккупирована немцами, в Филофеевском монастыре почти закончилась пшеница, нечем было кормить монахов и мирян-богомольцев, но в надежде на помощь Пресвятой Девы монахи испекли из последней муки хлебы.

Икона Богородицы «Сладкое Лобзание»

Вскоре к монастырю причалил корабль, и капитан предложил в обмен на дрова пшеницу, которую везло судно. Так Богоматерь позаботилась о Своих детях.

Празднование – 30 апреля.

Первые впечатления

Выйдя из гостиницы в 6 часов утра, я ахнул. Таких красот в своей жизни мне видеть не довелось. Прямо перед гостиницей течет быстрая горная река Псырцха. А за ней, на заднем плане, открывается вид на незабываемую горную местность. Сама гостиница построена из дерева и прекрасно гармонирует с окружающим ландшафтом зеленых склонов.

С огромной лоджии нашего номера,открывался вид на живописный, покрытый зеленью и многочисленными постройками крутой склон Иверской горы. А при выходе из гостиницы, сразу за домами через улицу, виднелись заросли огромной горы Афон. Окружающая панорама сразу подняла настроение. А чистый горный воздух с примесью дивных ароматов субтропических растений вскружил голову. Черное море от гостиницы находится менее, чем в полу километре (7-10 минут неспешной прогулки).

Икона Ватопедской Божией Матери «Отрада», или «Утешение»

Свое название монастырь получил от слова «ватопед», в переводе с греческого «куст отрока». Как гласит предание, в 390 году с корабля упал в море юный сын императора Феодосия Великого Аркадий, но по милости Богоматери оказался на берегу и заснул под кустом, где его и нашли на следующее утро.

Икона Ватопедской Божией Матери «Отрада», или «Утешение»

В благодарность император повелел возвести на этом месте новый монастырь.

Празднование — 3 февраля.

Поездка на Новый Афон

Были там в 2007 году. К сожалению, сразу не написала отчет о поездке, а сейчас уже многое забылось(( Осталось только ощущение Благодати Божией, испытанное там. Но тем не менее очень хочу с вами поделиться.
Далее фото поездки с небольшими комментариями, видео-файл с всеночного бдения в Ново-Афонском Симоно-Кананитском монастыре (качество жуткое, но все-таки есть некоторые виды храма и слышен ход службы, византийский распев) Видео-файл с 25-минутным фильмом о Новом Афоне выложу отдельным постом. Так что осторожно, если экономите траффик.

1. По дороге в Новый Афон, недалеко от российско-абхазской границы. Храм-базилика Св. Преп. Ипатия Гагринского VI век.

2. Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь

Новоафонский мужской монастырь, давший имя окружающей его местности, был устроен в 1875 г. монахами — выходцами из русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. Место для обители по поручению афонских старцев выбрал иеромонах Арсений (Минин) — насельник Пантелеимонова монастыря, по послушанию проведший много лет в России, основатель знаменитой до революции Афонской часовни в Москве, погребенный на кладбище Ново-Алексеевского монастыря. Место, на горах которого появилась святая обитель, имеет древнюю историю. Еще до Рождества Христова здесь располагалось селение Псцырха (имя это означает «Пихтовый родник» и заимствовано от протекающей поблизости горной реки). В средние века на горе близ Псцырхи была возведена неприступная крепость Анакопия (данное название происходит от абхазского «анакоп» — выступ), бывшая столицей княжества Абазгия, а затем — Абхазского царства (в Византийских источниках известна также под именем Трахеи).

3. Храм Св. Апостола Симона Кананита Х в. (дата из описания паломнической поездки; в отрывке, приведенном ниже, указана дата постройки VI в)

В первом столетии здесь проповедовали апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит. Апостол Андрей ушел продолжать свою проповедь на север, дойдя до Киева, а затем — и до острова Валаам. А св. Симон Кананит остался в Псцырхе, поселившись в каменной пещере недалеко от селения. Многие жители принимали веру во Христа по его слову, но другие, ожесточившись, распяли проповедника на кресте, и он принял мученическую кончину в подражание Возлюбленному Спасителю, ради Которого и трудился. Апостол Симон Кананит — тот самый человек, на свадьбе которого Господь претворил воду в вино. Пораженный этим чудом, а еще более — самой личностью Богочеловека, Симон оставил семейный кров и последовал за Христом, сделавшись одним из двенадцати Его Апостолов. За свою ревность по Бозе он был назван Зилотом, что означает «ревнитель» (имя же Кананит указывает на происхождение из Каны Галилейской). Пещера, где подвизался св. Симон Зилот, находится в ущелье реки Псцырхи (за водопадом и железнодорожной станцией Псцырха). На место мученической кончины апостола указывает каменный крест на берегу реки. Над могилой же святого в VI в. был выстроен прекрасный храм, сохранившийся до наших дней.

Сам монастырь был построен в священном для каждого христианина месте — у древнего храма апостола Симона Кананита, где под спудом почивают его святые мощи!

4 Постройки монастыря — гидроэлектростанция.

Трудясь под руководством специалистов, иноки (в самом начале ХХ столетия!) создали собственную гидроэлектростанцию, для чего выстроили плотину на реке Псцырхе (так появился водопад, по сей день привлекающий гостей Нового Афона). Водопад использовался и как своеобразный холодильник — в закрытую от солнца его холодными струями пещеру закладывали зимой лед, который не таял все лето. Работали кирпичная, часовая, литейная, живописная, переплетная и проч. мастерские.

5 Просто красивый водопад на территории монастыря — эти тоненькие полосочки — это струйки воды, стекающие по лиственному мху.

6 Монастырская железная дорога, ныне не действующая.

В 1888 г. Новый Афон посетил Государь Император Александр III с Наследником — Цесаревичем Николаем (будущим Царем-Мучеником Николаем Александровичем). Помолившись в обители, посетив пещеру Апостола Симона Кананита и осмотрев монастырское хозяйство, Государь с Наследником отплыли на собственной яхте в Новороссийск. При возвращении из этого путешествия на них было совершено покушение, но Господь сохранил Своего Помазанника. В благодарность за избавление от опасности Государь подарил Новоафонскому монастырю паровоз. Он пригодился инокам для выполнения важного послушания: транспортировки древесины ценных пород с высоких гор, окружающих обитель. Для этого монашествующие проложили к вершине Афонской горы узкоколейку. Точность расчета была такова, что груженные лесом вагоны плавно скатывались без дополнительной тяги к побережью, на гору же порожний состав тянул пожалованный Царем паровоз. Этот исторический паровозик и сегодня является одной из достопримечательностей Нового Афона. Дорога, ведущая к нему, начинается от монастыря.

7 По дороге к пещере Симона Кананита

В 600 метрах от центра города, вверх по течению реки Псырцха, находится небольшой грот, где, по преданиям, в течение двух лет жил Симон Кананит. Грот этот в 1884 году был освящен и в настоящее время часто посещается паломниками и туристами. Носит название Грот святого апостола Симона Кананита.

В этой пещере наша паломническая группа читала акафист (по очереди по частям) — это был первый акафист в моей жизни).

В ущелье можно увидеть ещё одну христианскую святыню- наскальный след Симона Кананита. Согласно легенде, бытующей в Абхазии, когда местные жители не поверили Симону Кананиту, что он один из апостолов Христа, он, осерчав, топнул ногой, оставив при этом доказательство — след на этом камне.

8 Река Псырцха.

Воздух около 30 градусов, вода около 6, поэтому над водой такая дымка. Немного выше место гибели Симона Кананита. Там же состоялось первое наше омовение в святом источнике. Наш гид (очень верующий и воцерковленный человек, точно не помню какое отношение от имеет к церкви, но то, что самое непосредственное — это точно) со словами «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» трижды выливал на голову каждого паломника по ведру воды из источника. Я выдержала только одно)

9 Пейзажи реки Псырцха

По милости Божией и молитвами св. апостола Симона Кананита на месте его мученической кончины забил источник, воды которого вливаются в реку Псырцху. Место это невозможно не заметить, так как камни вокруг него с красными пятнами. По церковному преданию, апостольская кровь впиталась в каменистые берега реки и веками молчаливо свидетельствует о «ревности по Боге» святого Симона.

Фото этих камней у меня нет, поэтому я его стащила с одного из сайтов, адрес промаркирован на фото.

10 Кровь Симона Кананита

11 Главный храм монастыря

Главный храм монастыря посвящен великомученику и целителю Пантелеимону — покровителю Русского Афонского монастыря. Также в обители были устроены храмы во имя апостола Андрея Первозванного, св. Иерона, Вознесения Господня. Внутреннее убранство Пантелеимоновского храма одновременно напоминает Афон и не дает забыть, что находимся мы все же в пределах Российской империи. Вдоль стен стоят резные деревянные стасидии, со сводов же храма на молящихся взирают написанные в Васнецовском стиле лике — расписывали церковь московские художники под руководством Н.В. Молова и А.В. Серебрякова и артель «Волжских богомазов», руководимая братьями Оловянниковыми. Огромный собор обители сегодня редко заполняется молящимися, до революции же в Новоафонском монастыре подвизалось 730 человек братии.

12 Видео с всеночного бдения:

Смотреть здесь — https://babyblog.ru/community/post/pravoslav/1508236

Грянувшая в 1917 г. революция принесла Новоафонскому монастырю разорение и закрытие, а многим из его насельников — мученические венцы. По преданию, безбожники на корабле вывезли иноков в середину Новоафонской бухты и утопили, привязав тяжелые камни на шеи. Рассказывают, что в наши дни водолазы видели стоящие на дне морском нетленные тела мучеников. Колышутся тихим течением монашеские рясы, бороды… Так что, и вода Новоафонской бухты свята — освящена страдальческим подвигом убиенных за веру. Монастырь был закрыт в 1924 году. Неподалеку от него построили одну из многочисленных дач Сталина (сегодня часть ее территории — здания, где жила охрана, — занимает пансионат «У монастыря»). В монастырских помещениях располагались турбаза и историко-краеведческий музей. Но духовная жизнь в окрестностях Нового Афона не умерла. В безлюдных горах продолжали спасаться пустынники. В годы государственного безбожия число их возросло: при почти полном отсутствии монастырей в Кавказской «пустыне» укрывались чающие молитвенного уединения со всей России — и мужчины, и женщины. В семидесятые годы XX века окормлять пустынников приезжал знаменитый Глинский старецсхиархимандрит Серафим (Романцов), поселившийся после закрытия его родной обители в Сухуме. Новый Афон не раз посещал и еще один из подвижников ХХ столетия — схиигумен Савва (Остапенко).

Схиигумену Савве принадлежит заслуга нахождения утерянного было места III обретения главы Иоанна Предтечи. Место это — небольшая пещерка близ селения Каман. Именно здесь в IX веке православные скрывали от иконоборцев великую святыню — Честную главу Крестителя Господня. Но не только этим славен Каман. В начале IV столетия здесь пострадал святой мученик Василиск, а сто лет спустя именно в этом селении испустил дух влекомый в ссылку безжалостными воинами великий святитель — Иоанн Златоуст. Измученный тяжкой дорогой, болезнью и жестокостью сопроводителей, не позволявших ему дать отдых измученному телу, святитель накануне кончины узрел в видении святого Василиска. «Завтра будем вместе!» — предрек страдальцу мученик. Со словами «Слава Богу за все!» свт. Иоанн предал душу в руце Божии и был погребен в Камане. Каменный саркофаг его и сегодня с благоговением хранится в Каманском храме, мощи же святителя спустя 30 лет по его отшествии из земной жизни с честью перенес в Константинополь, на место служения свт. Иоанна император Феодосий — сын согрешивших против угодника Божия Евдоксии и Аркадия.

13 Горы и разрушенный мост в Камане.

О том, что такое Каман (Команы) хочу сказать отдельно. Добраться в это место можно только на УАЗике или каком-нибудь супер-мега внедорожнике. Потому что дороги во многих местах там просто нет. Ехали мы на этом УАЗике от Нового Афона через Сухуми, изуродованный войной: смотришь по дороге, а в доме дыра от снаряда, реальная такая дыра размером с комнату. Глядишь, а вокруг этой дыры люди живут, белье висит….. Про количество полуразрушенных и брошенных домов в Сухуми я просто молчу. От Сухуми дорога идет в горы, через полностью заброшенные горные селения. Вот это — действительно жуткое зрелище. Целая деревня с большими, прежде богатыми по виду домами, с роскошными садами, стоит пустая и полуразрушенная…

Надо сказать, что всю дорогу от Нового Афона до Камана поливал обильный ливень. Поэтому когда мы добрались уже непосредственно до Камана (к тому времени дождь как раз прекратился), мы увидели бурную горную полноводную речку, мост через которую разрушен в войну. В обычном состоянии (без дождя) через нее переправляются на этих УАЗиках вброд, а в необычном….

14 Переправа через реку в Каман

…а в необычном — на такой вот тарзанке: отправляют пассажиров, а обратно подтягивают ее на веревке. Жутковато, скажу я вам…

15 Храм св.мучен. Василиска

16 Могила св.мучен. Василиска

Святой мученик Василиск был племянником святого мученика Феодора Тирона (память 17 февраля) и пострадал с его братьями Евтропием и Клеоником во время гонения на христиан императора Максимиана Галерия (305 — 311). Святые мученики Клеоник и Евтропий были распяты на крестах (память их 3 марта), а мученик Василиск был отправлен в Команы, где содержался в темнице. Правитель Агриппа, прибыв в город Амасию, начал преследовать христиан. Святой Василиск в темнице готовился к предстоявшему мученическому подвигу. Во сне ему явился Господь, обещавший мученику Свою помощь, и предсказал ему мученическую кончину в Команах. Святой Василиск просил темничных стражей отпустить его в родное селение проститься с родными. Его отпустили, так как почитали за святость жизни и совершаемые чудеса. Придя домой, святой Василиск сообщил родным, что видится с ними в последний раз, и убеждал их твердо стоять за веру.

Когда Агриппа узнал, что святой Василиск отпущен к родным, то пришел в ярость. Жестоко наказав темничных стражей, он послал за мучеником отряд воинов во главе с жестоким магистрианом (помощник правителя). Встретив возвращавшегося святого Василиска, магистриан надел на него тяжелые оковы, а ноги обул в медные сапоги с вбитыми в подошвы гвоздями, и отправил в Команы.

Дойдя до одного селения, в знойный полдень путники остановились в доме женщины Трояны. Воины пошли в дом отдохнуть и подкрепиться пищей, а святого мученика Василиска привязали к сухому дереву. Стоя в тяжких оковах под раскаленным солнцем, святой молился Богу. Внезапно послышался Голос свыше: «Не бойся, Я с тобою». Земля заколебалась, и из скалы забил источник. Магистриан, воины и Трояна, испуганные землетрясением, выбежали из дома. Пораженные происшедшим чудом, они освободили мученика. К святому мученику приходили больные жители селения и получали исцеления по его молитве.

Когда, наконец, мученик предстал перед Агриппой, тот повелел ему принести жертву языческим богам. Мученик ответил: «Я всякий час приношу Богу жертву хвалы и благодарения». Его повели в капище, где на святого Василиска мгновенно с Неба сошел огонь, который сжег капище, а стоявших в нем идолов сокрушил в прах. Тогда Агриппа в бессильной ярости приказал отсечь святому Василиску голову, а тело его бросить в реку. Кончина мученика последовала в 308 году. Христиане вскоре выкупили святые мощи мученика и ночью тайно погребли на вспаханном поле. Через некоторое время на этом месте была построена церковь во имя святого мученика Василиска, в которую перенесли мощи. По святым молитвам мученика стали совершаться исцеления. Святителю Иоанну Златоусту (память 13 ноября) перед его кончиной, происшедшей в Команах, явился во сне святой мученик Василиск и произнес: «Завтра будем вместе». О подвиге святого мученика Василиска поведал миру очевидец его страданий, святой Евсигний (память 5 августа).

Храм-часовня построена совсем недавно на деньги отца, чья дочь чудесным образом излечилась от тяжкой болезни через воду из источника Святого Василиска.

17 Омовение в источнике св.мучен. Василиска

18 Отголоски войны вблизи источника св.мучен. Василиска

19 Божий дар уставшим паломникам по дороге к храму свят. Иоанна Златоуста

После омовения в источнике и походного обеда мы направились в монастырь свят. Иоанна Златоуста. По дороге мы увидели поляну с просто невероятным количеством спелой ежевики. Столько ежевики я, прожив всю свою жизнь на Кубани, не видела.

20 Храм свят. Иоанна Златоуста

По левой стороне проселочной дороги, которая идет вдоль течения Западной Гумисты (речка, через которую переправлялись на тарзанке), видны руины основанного в 1898 году женского Василиско-Златоустовского монастыря. Число насельниц в нем достигало 300 человек, что позволяло обители вести крупную хозяйственную и просветительскую деятельность. В советское время в разрушенных монастырских постройках разместился дом престарелых. Теперь в монастыре живет всего несколько монахов-мужчин.

Храм Иоанна Златоуста возвышается чуть дальше над рекой. Храм был отстроен в 1991 году на руинах древнего храма XI века, который представлял собой однозальное каменное сооружение без выступающей наружу апсиды, с внутренним алтарным полукружием. Помещение освещалось с помощью двух узких окон, расположенных в алтаре и в западной стене. В конце XIX века к храму были пристроены два придела и трехэтажная колокольня. Поляна вокруг храма была окружена каменной стеной, как и в настоящее время.

На следующий день после поездки в Каман мы поднялись на Анакопийскую гору.

21 Новый Афон, святой источник на Анакопийской (Иверской) горе

Гора, на которой вознес свои главы к небу монастырь, получила имя Афонской, а соседствующая с ней — та самая, на которой находятся остатки Анакопийской цитадели, названа Иверской — в честь одной из главных святынь Афона. В старинной крепости началось строительство храма и гостиницы для паломников, не успевшее завершиться из-за катастрофы 1917 г.

Одно из «чудес» нагорной крепости — неиссякаемый колодец, уже восемьдесят лет привлекающий внимание прежде паломников, а теперь туристов. Обычно объясняют происхождение этого колодца тем, что вода в него поступает по природному каналу, действующему по принципу сообщающихся сосудов, с соседней Афонской горы или даже более удаленных мест, где имеется устойчивый уровень ледниковых вод.

Однако Иверская гора не содержит ничего, что могло бы оправдать предположение о существовании природного вертикального канала, по которому могла бы подниматься вода на вершину. Поверхность горы покрыта трещинами, по которым вся дождевая вода просачивается глубоко вниз, беспрепятственно достигая уровня Анакопийской пропасти и уходя ниже.

22 Руины храма на вершине Анакопийской горы

Сохранились и стены храма VII в. Сегодня среди древних руин находится с любовью украшенная часовня, где можно возжечь свечу перед образом Иверской Богоматери и почитать акафист Пречистой.

23 Часовня Иверской Богоматери на вершине Анакопийской горы

24 Вид с вершины Анакопийской горы

25 Абхазия. Так растет гранат

26 А так — хурма

Источник: https://babyblog.ru/community/post/pravoslav/1508236

Места: Новоафонский монастырь Храм св.ап. Симона Кананита в г. Новый Афон Храм св. Ипатия Гагрского в г. Гагра Храм св. Иоанна Златоуста в пос. Команы Святой источник св. Василиска Храм св. Василиска

Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.

Комментарии

  • Разместил Biruklens26 Ноября 14
    Спасибо Вам! Мама когда-то очень давно, еще до открытия монастыря (в 80-ых) была в Новом Афоне. Прочитали Вашу статью, будто с Вами побывали!

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы добавить комментарии

Сбежавший жених

Не так мно­го на зем­ле апо­столь­ских мест, где про­по­ве­до­ва­ли уче­ни­ки Спа­си­те­ля. И Новый Афон – одна из таких точек на карте. Симон Кана­нит – один из бли­жай­ших уче­ни­ков Иису­са Хри­ста. Это на его сва­дьбе в Кане Гали­лей­ской, в самый раз­гар празд­ни­ка, закон­чи­лось вино. Тогда Иисус Хри­стос сотво­рил Свое пер­вое чудо – пре­тво­рил воду в вино, о чем повест­ву­ют почти все еван­ге­ли­сты. После это­го чуда Симон уве­ру­ет во Хри­ста и отпра­вит­ся вслед за Ним, оста­вив свою невесту.

После соше­ствия Свя­то­го Духа на апо­сто­лов раз­ле­те­лась Бла­гая весть по миру: Фома отпра­вил­ся в Индию, Петр – к рим­ля­нам, Лука – в Гре­цию. А Симон Кана­нит пошёл про­по­ве­до­вать вме­сте с Андре­ем Пер­во­зван­ным в Осе­тию и Абха­зию. После горо­да Сева­ста (нынеш­ний Сухум) пути апо­столь­ские рас­хо­дят­ся: апо­стол Андрей отправ­ля­ет­ся даль­ше, вдоль Чер­но­мор­ско­го побе­ре­жья Кав­ка­за, дохо­дит до Бул­га­рии, а Симон оста­ет­ся здесь, селит­ся в пеще­ре в уще­лье реки Псырт­схи. Здесь и живет он, про­по­ве­дуя языч­ни­кам Еван­ге­лие Христово.

В 1884 году мона­хи Пан­те­лей­мо­нов­ской оби­те­ли обу­стро­и­ли пеще­ру как часов­ню. Теперь к ней ведут камен­ные дорож­ки вдоль ручья, а место это зовет­ся «парк-запо­вед­ник» и вход туда платный.

Самое луч­шее вре­мя посе­ще­ния келии апо­сто­ла – ран­нее утро. Мы при­шли еще до откры­тия тер­ри­то­рии пар­ка. У вхо­да нас встре­тил дедуш­ка-абха­зец, судя по все­му – смот­ри­тель. Раз­го­во­ри­лись. «Палом­ни­ки, что ли?». Тури­сты сюда так рано не заглядывают.

В этот пред­рас­свет­ный час здесь, в пар­ке, по-осо­бо­му тихо и таин­ствен­но. Солн­це еще не про­би­лось сквозь зеле­ный полог дере­вьев, лес­ная све­жесть бод­рит. Еще нет посе­ти­те­лей, экс­кур­со­во­дов, пред­ла­га­ю­щих «заря­дить­ся поло­жи­тель­ной энер­ги­ей от сто­пы апо­сто­ла Симо­на»… Нет нико­го – и зем­ля буд­то вспо­ми­на­ет минув­шие тыся­че­ле­тия. А если не гля­деть под ноги, на всё сотво­рен­ное чело­ве­ком – дорож­ки, мости­ки, урны, таб­лич­ки, — то мож­но пред­ста­вить, как все было 2000 лет назад, когда по этим кам­ням сту­пал уче­ник Христа.

Крепость Анакопия

Оглядеть всю панораму города можно, поднявшись на башню древней крепости на вершине Иверской горы. Подъём туда не опасен, но займёт не меньше часа и потребует много сил. Дорога вьётся по склонам горы вдоль руин четырёх оборонительных линий, построенных со II по VIII век нашей эры. На этих стенах абазги отражали атаки византийцев и арабов. Ограждений нет, по развалинам стен и башен можно лазить и фотографироваться.

Ещё по теме: Сукко – долина можжевеловых ароматов

На самой вершине горы — цитадель, сложенная из огромных белоснежных известняковых блоков. Вокруг неё – остатки дворцовых зданий и храмов. Когда-то здесь была столица Абхазского царства и размещался княжеский двор. Возле уцелевшей алтарной стены храма св. Феодора Тирона, построенного в VI веке, монахи новоафонского монастыря построили небольшую часовню, в которой можно поставить свечи и помолиться. Неподалёку есть колодец с чистой родниковой водой, чтобы подкрепить силы перед подъёмом на башню.

С зубчатой башни Анакопийской крепости открывается потрясающий вид на город и морское побережье. Отсюда можно ещё раз оглядеть все достопримечательности – Новоафонский монастырь, храм Симона Кананита, озеро у водопада, железнодорожную станцию, морскую пристань и кафе «Лебедь» в Приморском парке.

Внутри Иверской горы находится ещё одна достопримечательность – знаменитая Новоафонская пещера. Но этот объект заслуживает отдельного рассказа.

Бедийский собор

Небольшое село Агу-Бедиа широко известно не только всей Абхазии, но и за её пределами. Сделал его знаменитым старинный Бедийский храм, построенный при правлении абхазского царя Баграта 3-го (999 г). Выбранное им среди гор место делало собор и окружающие его постройки надёжной цитаделью. В день открытия святилища царь и царица-мать вручили в дар храму золотой кубок (потир).

Сегодня ценный сосуд и прекрасное ювелирное изделие находится в Музее искусств города Тбилиси. Крестово-купольное строение освятили в честь иконы Божьей Матери Влахернской (сегодня северо-запад Стамбула). В настоящее время образ покровительницы византийских императоров хранится в Успенском соборе в Москве.

Бедийский собор выстроен в византийском стиле, в его архитектуре воплотились черты других памятников христианства той эпохи. Массивные стены сложены из серого камня грубой обработки. Внутреннее пространство разделено на 3 помещения: центральный зал и 2 боковых, отделённых от него арочной колоннадой. От настенных росписей остались лишь отдельные фрагменты.

Западная стена украшена изображением императора Византии Константина как защитника христиан. Бедийский собор был действующим до вторжения османов в начале 17 в. Почти 2 века он был заброшен и прошёл реставрацию в конце 18 в. Обновились его фасады и купол. Вблизи религиозного памятника видны руины епископского дворца – объект осмотра туристами.

Благовещенский собор

Архитектурное украшение центра Сухума – Благовещенский собор привлекает внимание изяществом линий и красотой. Его сияющий купол с крестом хорошо виден со стороны моря. Он был возведён в 1909 г. греческими монахами в честь св. Николая. Позже стал именоваться Благовещенским, приобретя статус Кафедрального собора Сухумо-Абхазской епархии.

Здесь пребывают сегодня абхазские митрополиты, рукополагаются клирики. Построенное в неовизантийском стиле здание белого цвета выглядит великолепно после реконструкции 2010 г. Установлен новый купол, изготовленный по самым современным технологиям.

Ячейки купола сделаны из нержавеющей стали, покрытой нитротитановым слоем, имитирующим позолоту. Внутри хранятся уникальные православные святыни. Прихожане поклоняются иконописным образам святых, среди которых Андрей Первозванный, Иоанн Златоуст и др.

Есть здесь истинный раритет – икона Пантелеймона с мощами святого целителя. До 1990 г. в соборе хранился прах Иоанна Златоуста, перенесённый позже в Каманский храм. Особо почитают прихожане иконописные лики святого Симона Кананита, Иверской Богородицы. В знак памяти о Николае Чудотворце в приделе его имени проходят службы. При соборе функционирует воскресная школа.

Пицундский храм

Расположенный на территории заповедника «Великий Питиунт» в центре Пицунды собор Андрея Первозванного – ярчайший памятник христианства. Его возвели в 4 веке н. э. в честь святого апостола, проповедовавшего веру Христа в 1 столетии н. э. Он считается основателем Абхазской церкви наряду с Симоном Кананитом. Их мощи покоятся в соборной усыпальнице.

Современный вид Патриарший собор (другое его название) получил в 10 в. Великолепное сооружение поражает своей могучей архитектурой, напоминающей крепость. Толстые стены, сложенные из дикого камня и кирпича, впечатляют мощью. Внизу здания находится усыпальница, расписанная изумительными фресками.

В 1975 г. собор переоборудовали в концертный зал. Иконы, мозаику, кресты вывезли в музей Тбилиси. В помещении установили раритетный орган немецкого производства, с уникальным звучанием. Толпы людей приходят сюда, чтобы осмотреть собор, руины других древних строений и послушать органную музыку. Внутри святилища сохранились средневековые росписи, купол украшен фреской с ликом Христа.

Посетители поднимаются вверх, располагаясь на небольших балкончиках, с которых хорошо видна сцена с органом. Звучание настолько сильное, что от вибраций осыпается краска с фресок. Сейчас решается вопрос о переносе инструмента в другое место, чтобы сохранить ценные росписи.

  • Что посмотреть в Абхазии на машине – 20 самых интересных мест
  • 10 лучших курортов Абхазии для отдыха с детьми
  • 20 самых красивых мест Абхазии
  • Достопримечательности Абхазии

Часовня Александра Невского, Генуэзская крепость и Покровская церковь

Поддерживал Новоафонский монастырь и император Александр Третий. В память о его приезде в 1888 году была построена часовня Александра Невского, которая стоит в Приморском парке напротив пристани. А чуть дальше на набережной – остатки средневековой генуэзской крепости. Монахи перестроили одну из генуэзских башен под гостиницу, а вторую башню и остатки крепостных стен разобрали, чтобы использовать камни для строительства монастыря.

Ещё по теме: Завораживающая Абхазия

От часовни и генуэзской башни можно подняться к главному центру православных паломничеств – Новоафонскому монастырю. Туда ведёт Тропа грешников — длинная улица, обсаженная кипарисами. Названа она так, потому что раньше паломники проходили этот путь на коленях, чтобы заслужить прощение грехов. Начинается тропа от церкви Покрова Пресвятой Богородицы – первого храма, построенного афонскими монахами в этих местах.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: