Всегда радуйтесь! Полезно ли читать акафисты на каждый день недели?


Шрифт

В традиции Православной Церкви с древних времен в разные дни недели за богослужением воспоминаются те или иные события или святые. Со временем богослужебная традиция Церкви распространилась на домашние (келейные) молитвы. Так богослужение понедельника содержит молитвословия Небесным Силам, вторника – Иоанну Предтече. В среду, пятницу и воскресенье Святая Церковь вспоминает Евангельские события предательства Спасителя, Его Крестной смерти и Воскресения, соответственно и богослужебные тесты посвящены Господу и Пресвятой Богородице. Суббота по традиции день поминовения усопших и особого моления всем святым от века Богу благоугодившим. Особо следует выделить четверг – день, когда совершается память святых апостолов и святителя Николая Чудотворца.

Значение

Название гимнов означает «неседальные», то есть поемые или читаемые строго стоя.

История возникновения

Считается, что первым песнопением такого рода был так называемый Великий, обращенный к Матери Божией. Создан он был, по мнению большинства церковных историков, в VI в., а автором гимна, скорее всего, являлся прп. Роман Сладкопевец. Наличие в его содержании множества песней, посвященных Благовещению и Рождеству Христову говорит о том, что первоначально это произведение предназначалось для пения во дни этих церковных торжеств. Однако случилось иначе:

7

Августа

626 года

Когда столицу Византии осадили племена аваров, славян, и их союзников, по стенам города пронесли крестным ходом икону Пречистой с пением, как говорят, именно этого песнопения.

Случилось необъяснимое: вражеский флот разметал налетевший шторм, после чего противники со стыдом бежали. Так в богослужебном употреблении появилось это песнопение Богоматери, долгое время бывшее единственным.

Лишь к спустя несколько веков слово стало означать не один гимн, а целый жанр церковных произведений, написанных по образцу первого, Великого.

Среди них:

  • посвященный Христу, ныне также известный с наименованием «Акафист Иисусу Сладчайшему»; самая старая известная рукопись произведения относится к XIII в.
  • семь гимнов патр. Исидора Константинопольского (XIV в), посвященные праздникам и святым;
  • 2 песнопения принадлежат патр. Филофею Коккину, они также относятся к XIV в.: в честь всех святых и Воскресения Христова.

Интересный факт

Считается, что последний из гимнов такого рода, появившихся до падения Константинополя (1453 г.) посвящен ап. Иоанну. Автором его считается тезоименитый Апостолу брат свт. Марка Эфесского, Иоанн Евгеник.

Порядок чтения Акафистов

Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь.

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас (трижды, с крестным знамением и поясными поклонами).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троице, помилуй нас. Господи, очисти грехи наша. Владыко, прости беззакония наша. Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй (трижды).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на небесех. Да святится имя Твое. Да приидет царствие Твое. Да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь. И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим, и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Господи, помилуй (12 раз).

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу (поклон).

Приидите, поклонимся и припадем Христу Цареви нашему Богу (поклон).

Приидите, поклонимся и припадем к Самому Христу, Цареви и Богу нашему (поклон).

Псалом 50.

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя. Яко беззакония моя аз знаю и грех мой предо мною есть выну. Тебе Единому согреших, и лукавая пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твой. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо, всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая, тогда возложат на олтарь Твой тельцы.

Символ веры

Верую во Единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во Единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящего, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

В России

С середины XV в. у греков этот жанр начинает угасать. А вот в Русской Церкви он, напротив, обрел популярность. Более того, акафист распространяется среди иночества. Монахи поют гимны ежедневно. Так впервые появляются их сборники, где дано расписание гимнов по дням седмицы.

Впрочем, до XVI в. на Руси известны только песнопения, переведенные с греческого. А вот около 1522 г. белорусский духовный писатель, издатель, Франциск Скорина создает оригинальные акафисты Христу и св. Иоанну Предтече, написанные по образцу песнопений «кир Исидора» Константинопольского. С XVII в. появляются гимны, посвященные русским святым, чаще всего – прп. Сергию Радонежскому. Считается, что первый из них написан духовным писателем, князем С.И.Шаховским.

Особый расцвет переживает церковный жанр в XVIII-XIX вв., когда акафисты пишут духовные лица, миряне. К 1901 г. только изданных песнопений насчитывалось 157 при почти 300 текстах, не одобренных к церковному употреблению. Немало гимнов появилось во время гонений советского времени. Теперь они, при закрытии большинства храмов, стали частью келейного молитвенного правила многих православных.

Об особых посвящениях семи дней недели: когда и кому нужно молиться

– Отче, просветите, пожалуйста, имеют ли дни недели особые посвящения?

– Богослужебная жизнь Православной Церкви циклична. Существует три богослужебных круга: годовой, седмичный и суточный. Годовой содержит в себе подвижные и неподвижные праздники, повторяющиеся из года в год; седмичный состоит из дней недели, которые посвящены самым важным событиям земной жизни Спасителя и наиболее чтимым святым; суточный круг составляют девять богослужений. Они повторяются каждый день.

Таким образом, каждый из семи дней недели в Православной Церкви имеет свое повящение. Некоторые из них, как то воскресение, среда и пятница, особо чтились еще во времена Древней Церкви, и их смысловая нагрузка не менялась на протяжении веков. Итак, понедельник посвящен Небесным Силам, вторник – Иоанну Предтече, среда – день предательства Иудой Спасителя, потому особо чтится Крест Христов, четверг посвящен святым апостолам и Святителю Николаю, пятница – день Крестной Жертвы Спасителя, в субботу особо почитаются все святые, первая среди которых Богородица, а также поминаются все усопшие. Воскресенье – малая Пасха – день Светлого Христова Воскресения, благодаря которому дарована вечная жизнь всему человечеству.

– Что значит: понедельник посвящен Ангелам?

– В понедельник Церковь особо почитает святых Ангелов. Это почитание выражается в молитвенном призывании Небесных Сил бесплотных. За богослужением понедельника звучат молитвословия, в которых верующие просят помощи у своих Ангелов Хранителей, а также и у прочих Ангелов, чтобы они сопутствовали человеческой жизни и помогали спасти душу христианскую. В Православной Церкви есть учение, согласно которому у каждого христианина есть Ангел Хранитель, который дается человеку во время Таинства Крещения. Да и вся жизнь человеческая тесно связана с невидимым ангельским миром. Некоторые благочестивые христиане, усугубляя свой подвиг, берут в этот день на себя бремя поста. Такая же практика существует и в некоторых монастырях. Монахи подражают Ангелам, посвящая жизнь служению Богу и восхвалению Его Небесной Славы, потому и отмечают особо день почитания Небесных Сил бесплотных.

– А как понять: вторник посвящен Иоанну Крестителю? Как посвятить этот день ему?

– Во вторник Церковь прославляет всех ветхозаветных праведников и пророков, которые своей верностью Богу сделали возможным пришествие Спасителя мира. Святой Иоанн Креститель является олицетворением верности Богу, праведности и подвижничества. По словам Спасителя, Предтеча «Больший среди рожденных женами». Посвятить день святому – значит, прежде всего, если вы не знакомы с его житием, то поинтересоваться главными вехами жизни и подвига святого. Основой подвига Иоанна Крестителя является аскеза и служение Богу. Исследуя жизнь Предтечи, каждый христианин увидит яркий пример для подражания. Потому, посвящая день святому, проанализируйте свою жизнь и определите те добродетели, которые объединяют нас. Если таких нет, перед вами большое поле для духовного делания.

– Среда посвящена Кресту. Чем отличается этот день от других?

– В среду заканчивается воспоминание Церковью Ветхого Завета и начинается прославление новозаветных событий. Среда и пятница являются днями воспоминания о страданиях и крестной смерти Спасителя. В среду Иуда предал Спасителя. С этого дня фактически начались страдания Спасителя. В святи с этим особенно почитается Крест как орудие нашего спасения. В этот день на протяжении всего года нужно держать пост.

– Четверг посвящен апостолам и Святителю Николаю Чудотворцу. Как вести себя в этот день?

– В четверг Церковь вспоминает святых апостолов, трудами которых христианство утвердилось на земле. В этот же день мы почитаем преемника апостолов, одного из самых почитаемых святых Православной Церкви – Святителя Николая, архиепископа Мирликийского, чудотворца. Сегодня фактически в каждом православном доме находится иконка этого великого Угодника Божьего. И потому почтение Святителя должно выражаться не просто в памятовании, а в живой и реальной молитве.

– В пятницу мы как-то особенно должны вспоминать Распятие Христа? Служат ли особые молитвы в храмах в этот день?

– Пятница – день вспоминания страстей и Крестной смерти Спасителя. День постный. Церковь молитвенно состраждет и прославляет искупительный подвиг Христа.

– Суббота посвящена всем святым. Как ее отметить?

– В субботу мы чтим всех святых. Первая среди них Богородица. В традиции русской Церкви каждому христианину нарекается имя в честь какого-то святого. Таким образом, в субботу, почитая всех святых, мы прибегаем к молитвенному предстательсвтву своего святого, а также и к другим святым, близким нашему сердцу, но для которых нет особо установленного дня на протяжении недели.

В этот день христиане особо молятся об упокоении усопших, вспоминая своих родных, близких и всех, от века почивших. Поминание может выражаться как в келейной молитве, так и через участие в панихиде, совершаемой традиционно в храмах в этот день.

– Воскресенье посвящено Господу. Как правильно провести этот день?

– Воскресный день – малая Пасха. Он посвящен Господу и почитается христианами с апостольского времени. В этот день каждый верующий должен посетить храм для участия в Божественной литургии. Поскольку воскресение Христово является надеждой для всех людей, то и почитание этого дня особо. Лучше всего после богослужения провести день в доброделании: посетить больных, помочь нуждающимся, проведать престарелых. Также в воскресенье следовало бы посвятить несколько часов чтению Священного Писания и совершению молитвы. Правильно было бы проанализировать события прошедшей недели (что доброго и плохого случилось за этот период) и постараться выстроить определенный план действий в духовной жизни на следующие семь дней. Таким образом, стержень духовной жизни, который формируется благодаря участию человека в богослужении и нравственному совершенствованию, поможет человеку даже в трудных жизненных обстоятельствах не сходить из пути, ведущего к Истине.

Структура гимна

Все акафисты написаны по образцу Великого, состоящего из 24 кондаков и икосов. Именно столько букв в греческой азбуке. С каждой из них, по порядку, начиналось каждое песнопение. В переводных текстах это правило, конечно, не соблюдается, хотя число песнопений осталось прежним.

Прп. Роман Сладкопевец

Названия частей акафиста – греческие. Кондаком изначально называли свиток или палочку, на которую его наматывали для удобства. Поэтому многие предполагают, что кондаки во времена ранней Византии были существенно больше, чем нынешние. «Икос» переводится как «дом».

Каждая пара кондак – икос объединена общей темой. Но первый раскрывает ее содержание кратко, а второй – более пространно. Икос всегда состоит из 12 «хайретизмов» («хайре» — «радуйся»), посвященных святому или празднику.

Завершается гимн еще одним особым кондаком, содержащим сугубое моление Христу, Богородице или угоднику Божию, после чего повторяется сначала 1 икос, затем 1 кондак. В заключение читается молитва.

В каких случаях читают Акафист?

Церковные служители рекомендуют прибегать к помощи Акафиста в ситуациях:

  • При переезде в новое жилище.
  • При недостатке денежных средств.
  • Для избавления от грехов.
  • Для защиты детей, родственников и друзей.

Чтение молитв обусловлено разными мотивами.

Обращаться во время песнопения возможно к святым или Деве Марии. Это зависит от просьбы, с которой вы пришли к высшим небесным силам.

Богородица в православии является важнейшей святой. Если верить в её божественные силы и каждый день упорно просить о свершении своей мольбы, то она обязательно её услышит.

У Девы Марии люди просят чаще всего выздоровления. Это сильная святая, под её покровительством возможно любое чудо. Тяжело или неизлечимо больные, верующие в Богородицу, не раз вылечивались.

К Богоматери приходят люди, страдающие наркотической и алкогольной зависимостью. Им Дева Мария помогает лишь при условии, что эти люди того захотят.

Cобор во имя Александра Невского

В чем особенность храма в Новосибирске? Кто автор архитектурного ансамбля и почему к церкви съезжаются люди из разных уголков мира?

Небесные покровители нередко избавляют человека от депрессии. В этой ситуации они — утешение для духовно больного, поддержка в трудный час.

У святых просят улучшения в материальном, физическом плане.

При каких ситуациях читаются?

Большинство этих песнопений за богослужением не употребляется, их читают обычно келейно. Чаще это – принадлежность праздничных дней. Они помогают лучше почувствовать содержание переживаемого события, выразить словами моления свою радость.

Но, хотя рефреном песнопения почти всегда является возглас «радуйся», есть гимны, употребляемые по особым дням, с радостью не связанным:

  • акафист Страстям Христовым произносится на особых великопостных службах – Пассиях;
  • акафист об усопших многие включают в свое молитвенное правило на дни их памяти;
  • гимны святым песнословят не только во дни празднования им, но также с целью попросить у Христова избранника исцеления болезни, помощи, духовной поддержки.

Что такое Акафист?

Акафистом в Древней Греции была книга о пении, во время чтения которой запрещалось сидеть. Человек, присутствующий на песнопении, был обязан стоять, чтобы почтить Бога.

В современном понимании эта книга — сборник церковных песен, посвященных Господу, Божьей Матери или какому-либо святому. Песнопения по сборнику проводятся в храмах и монастырях с целью восхваления небесных покровителей.

Читать Акафист может не только священнослужитель, но и обычный человек.

Христиане просят у святых совета или помощи в каком-то трудном деле, ищут утешение в горе.

По каким дням седмицы и кому читают тексты песнопений?

Строй церковного богослужения предполагает сугубое моление тем или иным святым, а также Ангелам, Богородице, Христу, в каждый день седмицы. Кроме того, по субботам поминаются усопшие в ознаменование Сошествия во ад Христа, которое совершилось по Его крестной смерти. Два дня посвящены воспоминанию событий предательства Иуды (среда) и Распятия (пятница). Сообразно с этим, дома акафисты обычно читаются следующим порядком:

  • воскресенье – «малая Пасха», так что оно начинается с акафиста Воскресению, иногда – ко Причащению, если верующий собирается приступить к таинству;
  • по понедельникам – арх. Михаилу, Ангелу Хранителю; этот день чтят монашествующие, ибо Ангелы, по слову св. отцов, «свет монахам»;
  • во вторник воспоминается св. Иоанн Предтеча;
  • в среду читаются акафисты Иисусу Сладчайшему, Богородице;
  • четверг – день особого поминовения свт. Николая Мирликийского, а также апостолов; особенно свв. Петра и Павла;
  • пятница – воспоминание Распятия Господа; поэтому на этот день приходятся песнопения Кресту, Страстям Христовым;
  • по субботам традиционно читаются акафисты Всем Святым, о упокоении усопших; некоторые сборники помещают на этот день также акафист Богородице.

Зачем его читают?

Люди читают Акафист по совершенно разным причинам.

Православные верят в духовную силу молитвы, потому что она принесет им положительные результаты.Самым простым основанием для чтения Акафиста считается горе, утрата или душевные терзания человека. Тогда он ищет утешение в молитве, надеется на помощь от святых или Богородицы.

Люди, недавно пришедшие к вере, самостоятельно разбирают написанное в Акафисте. Это полезно, ибо дает человеку обдумать и понять все тонкости песен. Так люди обретают гармонию с собой, проникаются радостью или горем той или иной молитвы. (см. История иконы Казанской Божьей Матери)

Христиане верят, что после прочтения песен, их сомнения развеются, и это помогает им принять правильное решение в каком-либо сложном деле.

Существуют православные, каждый день несколько раз читающие молитвы. Это их действие связано с разными причинами: они просят у Бога исцеления от болезни, каких-то земных благ или внемлют о защите своих близких.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]