Кто и как сотворил Землю и создал знакомое нам устройство мира? О чем рассказывает Священное писание и как его трактуют современники?
Во все времена люди спорят и продолжают дискутировать о происхождении всего живого и неживого на планете. Существует тысячи трактовок и взглядов на происхождение земной жизнедеятельности. Одной из самых популярных среди православного населения является библейская история сотворения мира.
В этом материале вы узнаете о том, как и кто создал наш мир, почему в нем есть именно такие живые микроорганизмы, растения, моря и океаны, земля и небо, солнце и тучи. Мы разберемся с изменением первых трактовок Священного писания в современности и развеем мифы о том, что причиной появления человека стало развитие микроорганизмов и микробов.
Сотворение мира
В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою
(Быт 1, 1–2).
Библейское учение о сотворении мира кратко называется Шестоднев. День означает сутки. В 1823 году англиканский священник Джордж Стэнли Фабер (1773–1854) выдвинул теорию «день — эпоха». Это мнение не имеет абсолютно никаких оснований. В еврейском языке для выражения слов неопределенный период времени или эпоха существует понятие олам. Слово йом в древнееврейском языке всегда означает день, сутки, но никогда не период времени. Отказ от буквального понимания дня сильно искажает библейское учение о сотворении мира. Если брать день как эпоху, то как определить вечер и утро? Как к эпохе применить благословение седьмого дня и отдых в нем? Ведь Господь заповедал отдых в седьмой день седмицы — субботу, потому что Сам почил: и благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих (Быт 2, 3). Господь сотворил растения в третий день, а солнце, луну и другие светила — в четвертый. Если принять идею «день — эпоха», получается, что целую эпоху растения произрастали без солнечного света.
Святые отцы понимали день первой главы книги Бытия буквально. Святой Ириней Лионский: «Восстановляя в Себе этот день, Господь пришел на страдание в день накануне субботы — то есть в шестой день творения, в который и создан человек, чрез Свое страдание даруя ему новое создание, то есть (освобождение) от смерти». Святой Ефрем Сирин: «Никто не должен думать, что шестодневное творение есть иносказание». Святой Василий Великий: «И бысть вечер, и бысть утро, день един… определяет сим меру дня и ночи и совокупляет в одно суточное время, потому что двадцать четыре часа наполняют продолжение одного дня, если под днем подразумевать и ночь». Святой Иоанн Дамаскин: «От начала дня до начала другого дня — одни сутки, ибо Писание говорит: и был вечер, и было утро: день один».
Как же тогда происходило чередование дня и ночи до сотворения светил, которые появляются в четвертый день? Святитель Василий Великий пишет: «Тогда не по солнечному движению, но по тому, что первобытный оный свет в определенной Богом мере то разливался, то опять сжимался, происходил день и следовала ночь» (Шестоднев. Беседа 2).
Книга Бытия начинается с описания величественных дел Божьих — создания мира в течение шести дней. Господь сотворил Вселенную с неисчислимыми светилами, землю с ее морями и горами, человека и весь животный и растительный мир. Библейское откровение о сотворении мира возвышается над всеми существующими космогониями других религий, как истина возвышается над любым мифом. Ни одна религия, ни одно философское учение не могли подняться до превосходящей разум идеи о творении из ничего: В начале сотворил Бог небо и землю.
Бог обладает самодостаточностью и абсолютной полнотой. Для Своего бытия Он ничего не требует и ни в чем не нуждается. Единственной причиной сотворения мира явилась совершенная Любовь Бога. Святой Иоанн Дамаскин пишет: «Благой и преблагой Бог не удовольствовался созерцанием Себя Самого, но по преизбытку благости восхотел, чтобы произошло нечто, что в будущем пользовалось бы Его благодеяниями и было причастно Его благости»[1].
Первыми были созданы бесплотные духи — Ангелы. Хотя Священное Писание не содержит повествования о сотворении ангельского мира, нет никаких сомнений, что Ангелы по своей природе принадлежат к тварному миру. Это воззрение основано прежде всего на ясном библейском понимании Бога как всемогущего Творца, положившего начало всему существующему. Все имеет начало, только Бог безначален. Некоторые святые отцы видят указание на создание невидимого мира Ангелов в словах сотворил Бог небо (Быт 1, 1). В подтверждение этой мысли святитель Филарет (Дроздов) замечает, что, согласно библейскому повествованию, физическое небо было создано во второй и четвертый день.
Первозданная земля была неустроенна и пуста. Созданная из ничего материя сначала явилась неупорядоченной и покрытой тьмой. Тьма была неизбежным следствием отсутствия света, который не был сотворен как самостоятельная стихия. Далее бытописатель Моисей пишет, что Дух Божий носился над водою (Быт 1, 2). Здесь видится указание на творческое и оживотворяющее участие в творении третьего Лица Святой Троицы — Святого Духа. Предельно краткое и точное определение — всё от Отца через Сына в Духе Святом. Упомянутая в вышеприведенном стихе вода является важнейшей стихией, без которой невозможна жизнь. В святом Евангелии вода является символом животворящего и спасительного учения Иисуса Христа. В жизни Церкви вода имеет особое значение, будучи веществом Таинства крещения.
Первый день творения
И сказал Бог: да будет свет. И стал свет… И отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один (Быт 1, 3–5).
По Божественному повелению возник свет. Из дальнейших слов: и отделил Бог свет от тьмы мы видим, что Господь не уничтожил тьму, а лишь установил периодическую смену ее со светом для восстановления и сохранения сил человека и всякой твари. Эту премудрость Божию воспевает Псалмопевец: Ты простираешь тьму и бывает ночь: во время нее бродят все лесные звери; львы рыкают о добыче и просят у Бога пищу себе. Восходит солнце, [и] они собираются и ложатся в свои логовища; выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера. Как многочисленны дела Твои, Господи! (Пс 103, 20–24). Поэтическим выражением и был вечер, и было утро заканчивается описание творческих дел каждого из шести дней. Само слово день святые понимали буквально.
Сотворение мира. День 1,2,3. Христорождественский собор в Мытищах. Фото О. Савичева
Свет был создан Божественным словом, обладающим всемогущей творческой силой: ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось (Пс 32, 9). Святые отцы видят здесь таинственное указание на второе Лицо Святой Троицы — Сына Божия Иисуса Христа, Которого апостол называет Словом и при этом говорит: Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин 1, 3).
При описании первого дня первым поставлен вечер, а потом утро. По этой причине у евреев в библейские времена день начинался с вечера. Этот порядок сохранился в богослужении новозаветной Церкви.
Второй день творения
И создал Бог твердь… <…> и назвал… твердь небом (Быт 1, 7, и поместил небо между водой, которая находилась на земле, и водой над землей.
Во второй день Бог создал физическое небо. Словом твердь передается слово еврейского подлинника, означающее распростертие, ибо древние евреи метафорически сравнивали небосвод с шатром: простираешь небеса, как шатер (Пс 103, 2).
При описании второго дня говорится и о воде, которая находится не только на земле, но и в атмосфере.
Третий день творения
И собрал Бог воды под небом в одно место и открыл сушу. И назвал сушу землей, а собрание вод назвал морями. И повелел Бог произрастить земле зелень, траву и деревья, приносящие плоды. И покрылась земля растительностью. Господь отделил воду от суши (см.: Быт 1, 9–13).
В третий день были созданы океаны, моря, озера и реки, а также материки и острова. Позже это вызвало восторг у Псалмопевца: Он собрал, будто груды, морские воды, положил бездны в хранилищах. Да боится Господа вся земля; да трепещут пред Ним все живущие во вселенной, ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось (Пс 32, 7–9).
В этот же день Бог сотворил весь растительный мир. Это было принципиально новым: Бог положил начало органической жизни на земле.
Произвести растительный мир Творец повелел земле. Святитель Василий Великий говорит: «Тогдашний глагол и первое сие повеление сделались как бы естественным некоторым законом и остались в земле и на последующие времена, сообщая ей силу рождать и приносить плоды» (Святитель Василий Великий. Шестоднев. Беседа 5).
В книге Бытия говорится, что земля произрастила зелень, траву и деревья, сеющие семя по роду их. Святые отцы этому придавали принципиальное значение, ибо оно указывает на постоянство всего сотворенного Богом: «Что при первом сотворении изникло из земли, то соблюдается и доныне, чрез сохранение рода последовательностью преемства» (Святитель Василий Великий. Шестоднев. Беседа 5). Как видим, третий день был посвящен устроению нашей планеты.
И увидел Бог, что это хорошо (Быт 1, 12). Бытописатель поэтическим языком выражает мысль, что Бог творит премудро и совершенно.
Четвертый день творения
И сказал Бог, чтобы появились светила на тверди небесной, для освящения земли и для отделения дня от ночи. По сотворенным светилам теперь будет вестись отсчет календаря и времени. И появились светила: солнце, луна и звезды (см.: Быт 1, 14–18).
В описании четвертого дня мы видим сотворение светил, их назначение и их отличия. Из текста Библии мы узнаём, что свет был сотворен во второй день до светил, чтобы, по объяснению святителя Василия Великого, неверующие не почитали солнце единственным источником света. Один Бог является Отцом светов (см.: Иак 1, 17).
Сотворение мира. День 4,5,6. Христорождественский собор в Мытищах. Фото О. Савичева
Создание светил имело три цели: во-первых, освещать землю и все, что на ней; устанавливается различие между светилами дневными (солнце) и ночными (луна и звезды). Во-вторых, отделять день от ночи; различать четыре времени года, упорядочить время с помощью календаря и вести летоисчисление. В-третьих, служить для знамений последних времен; об этом говорится в Новом Завете: солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою (Мф 24, 29–30).
Пятый день творения
В пятый день Господь сотворил первых живых существ, живущих в воде и летающих в воздухе. И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею. Так появились обитатели вод, появились водяные животные, насекомые, рептилии и рыбы, а по воздушному пространству полетели птицы (см.: Быт 1, 20–21).
В начале пятого дня Бог обращает Свое творческое слово к воде (да произведет вода), тогда как в третий день — к земле. Слово вода берется в данном месте в более широком смысле, обозначая не только обычную воду, но и атмосферу, которая у священного писателя также называется водой.
В пятый день Бог создает более высокую по сравнению с растениями форму жизни. По Божьему повелению появились представители водной стихии (рыбы, киты, пресмыкающиеся, амфибии и другие обитатели вод), а также птицы, насекомые и все живущие в воздушном пространстве.
Творец создает первые существа каждого рода («по роду»). Он благословляет им плодиться и размножаться.
Шестой день творения
В шестой день творения Бог создал животных, живущих на земле, и человека, по образу и подобию Своему (см.: Быт 1, 24–31).
Описание шестого творческого дня пророк Моисей начинает теми же словами, что и предшествующие дни (третий и пятый): да произведет… Бог повелевает земле создать всех животных земли (душу живую по роду ее). Бог творил все в определенной последовательности возрастающего совершенства.
И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою (см.: Быт 1, 26-28).
Последним, как венец творения, был создан человек. Он сотворен особым способом. Святые отцы прежде всего отмечают, что творению его предшествовал Божественный совет между всеми Лицами Пресвятой Троицы: сотворим человека. Человек выделен из всего тварного мира и тем, как его творит Господь. Хотя его телесный состав был взят из земли, Господь не повелевает земле произвести человека (как это было с другими тварями), а Сам творит его непосредственно. Псалмопевец говорит, обращаясь к Творцу: Руки Твои сотворили меня и устроили меня (Пс 118, 73).
Бог сказал, что не хорошо человеку быть одному.
И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку (Быт 2, 21–22).
Господь, конечно, мог сотворить не только одну супружескую чету, но несколько и произвести от них весь человеческий род, но Он хотел, чтобы все люди земли были едины во Адаме. Ведь даже Ева была взята от своего мужа. Апостол Павел говорит: От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли (Деян 17, 26). И поэтому мы все являемся родственниками.
На заре человеческой истории Бог установил брак как постоянный жизненный союз между мужчиной и женщиной. Он благословил его и скрепил самыми тесными узами: будут одна плоть (Быт 2, 24).
Создав человеческое тело, Бог вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. Самая главная отличительная особенность человека состоит в том, что его душа богоподобна. Бог сказал: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему (Быт 1, 26). О том, что такое образ Божий в человеке, мы говорили ранее. Когда Бог сотворил человека, Он привел к нему всех животных и птиц, человек дал им всем имена. Наречение имен было знаком господства человека над всей тварью.
Сотворение мира. Сотворение человека. Храм Рождества Богородицы в Костино
С сотворением человека заканчивается шестидневное творение мира. Бог сотворил мир совершенным. Рука Творца не внесла в него никакого зла. Это учение о первоначальной благости всего творения представляет собой возвышенную богословскую истину.
В конце времен будет восстановлено совершенство мира. По свидетельству тайнозрителя, святого апостола Иоанна Богослова, будет новое небо и новая земля (см.: Откр 21, 1).
Седьмой день
И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал (Быт 2, 2).
Закончив творение мира, Бог почил от дел Своих. Бытописатель здесь употребляет метафору, ибо Бог не нуждается в отдыхе. Этим указывается тайна истинного покоя, который ожидает людей в вечной жизни. До наступления этого блаженного времени уже в земной жизни мы видим прообраз этого состояния — покой благословенного седьмого дня, который в Ветхом Завете был субботой, а для христиан является днем воскресным.
Что говорит современная наука
В научном мире принято считать, что Вселенная произошла в результате Большого взрыва. Строится данная теория на том, что энергия и материя (основы всего сущего) ранее находились в состоянии сингулярности. Оно, в свою очередь, характеризуется бесконечностью температуры, плотности и давления. Состояние сингулярности само по себе отвергает все известные современному миру законы физики. Ученые считают, что Вселенная возникла из микроскопической частицы, которая в силу неизвестных пока причин пришла в далеком прошлом в нестабильное состояние и взорвалась. Но пока это только разговоры. Никакой более-менее правдоподобной теории этого начала сотворения мира нет. Зато потом, уже с первых секунд, все становится все более-менее ясно и понятно. И, как ни странно, подтверждается наблюдаемыми данными. Вот же какая история: больше 13 млрд лет прошло, а следы остались.
Реликтовое излучение
Все началось в 1965 году, когда двое сотрудников американской компании Bell Telephone Арно Пензиас и Роберт Вилсон спроектировали новую сверхчувствительную антенну, работающую в определенном диапазоне частот. Делалась вся эта работа для использования в области спутниковой связи и телекоммуникаций. Спроектировали. Построили.
Но тут незадача вышла. Появлялись помехи. Какой-то непонятный шум. Ребята искали его источник, но найти так и не смогли. Он шел со всех сторон. Отчаявшись, они опубликовали статью в одном из радиотехнических журналов, в которой подробно описали свою разработку и попросили сообщество работающих в этой области инженеров, высказать свои предположения, в чем может быть причина этого странного явления.
Никто ничего не сказал. А потом вот что произошло: радиоастрономы (а в то время астрономические наблюдения уже велись на разных частотах, а не только в доступном глазу диапазонах, как в прошлые времена) эту статью увидели. Случайно. Они просто просматривали радиотехнические журналы – что там новенького, полезного для их исследований придумают эти инженеры. Прочитали. И схватились за голову. По всем описанным параметрам это было ОНО. То самое реликтовое излучение! Его характеристики совпадали со всем, предсказанным теоретиками астрофизики. Еще со времен Гамова. В 1978 году Пензиас и Вильсон за свое открытие получили Нобелевскую премию, а теория «Большого взрыва» стала общепризнанной в научном мире.
Объяснение наблюдений
Но факт оставался фактом. Объяснение ему уже в 50-х годах предложил замечательный американский физик русского происхождения Георгий Гамов (родители вывезли мальчика из России после революции). Это объяснение было, как говорят в физике, «на пальцах», без всяких формул. Он сказал: представьте себе воздушный шарик, который постепенно надувается и становится все больше и больше, а на его поверхности наклеены такие маленькие круглые наклеечки. Так вот, если эти две наклеечки находятся рядом, то от раздувания шарика они будут расходиться друг от друга, но не быстро. А чем больше их расстояние друг от друга, тем скорость расхождения будет выше.
Это объясняется простыми формулами, доступными для каждого школьника старших классов. Но, мы здесь не будем их приводить. Как писал Хокинг, чем меньше формул в научно-популярном материале, тем он лучше воспринимается читателем. Просто представьте себе этот раздувающийся шарик – и все станет понятно. Вот и вся разгадка парадокса Хаббла. Чем дальше от нас находится наблюдаемый объект (галактика), те быстрее она от нас и убегает. А это значит, что Вселенная, как тот воздушный шарик, расширяется.
Только один вопрос остается. Причем тут шарик Гамова и наша Вселенная? Ну, шарик, это для публики. На самом деле, Гамов, может быть, впервые придумал теорию расширяющейся Вселенной. А если она расширялась, значит, у нее было какое-то начало.
Теория расширяющейся Вселенной
После этого теоретики взялись за дело. И не сразу, но картину развития Вселенной восстановили. Но не хватало одного. Согласно всем предложенным моделям, на самых ранних стадиях развития, во Вселенной существовало только излучение (это, кстати, установил еще Гамов). Уже потом, когда она, Вселенная, расширилась до приличных размеров и температура в ней упала, стали появляться элементарные частицы, потом состоящие из них атомы, а потом и все остальное, что мы сейчас и наблюдаем. Но следы этого первичного излучения (оно сейчас называется реликтовым) должны были остаться. Его параметры (этого остатка) теоретически были установлены. Но следов его не было. А потом они нашлись. Это, кстати, очень интересная история, которая является прекрасным примером «неисповедимых путей» развития науки.
Хронология развития Вселенной
Так как это происходило с точки зрения современной науки? А вот так. Краткая хронология. Произошел «Большой взрыв». Возникла наша Вселенная. Такой маленький, невидимый комочек. Что происходило дальше с момента взрыва.
- 10-45 — 10-37 секунд – инфляционное расширение, в результате которого пространство немерено расширилось. Любознательный читатель может спросить. А как же теория Относительности? Там же есть скорость света, которую превысить нельзя. А все очень просто. Ограничения теории Относительности относятся к перемещениям любых материальных объектов в нашем пространстве. А тут расширялось само пространство.
- Потом, когда пространство расширилось, в нем сначала возникли кварки и электроны, а потом другие элементарные частицы.
- Атомы образовались примерно через 400 тыс. лет после Начала.
- Через миллиарды лет зародились первые звезды и галактики, а потом планеты.
- Ну, и примерно через десять – одиннадцать миллиардов лет, на этой планете Земля появилась жизнь, которая и эволюционировала в Homo sapiens.
Как мы поняли это
Так как же человечество до всего этого дошло? Много чего об этом сейчас говорят. Но, по наиболее популярной версии, все началось с открытия американского астронома Хаббла (его именем сейчас называется космический телескоп). Так вот, Хаббл обнаружил так называемое красное смещение в спектрах далеких галактик.
Здесь надо рассказать, о чем идет речь, чтобы понятно было. Все химические элементы, а речь идет в данном случае о водороде, из которого, в основном, и состоят все звезды, излучают электромагнитные волны. И чем больше этот водород нагревается (а в звездах, где идут термоядерные реакции, он разогрет очень сильно) тем больше он и излучает.
Но тут вот в чем фишка. Это излучение идет на определенных частотах. И с определенной амплитудой на каждой частоте. Так что, получив соответствующую информацию (наука такая есть – спектроскопия), вы можете однозначно установить, какие химические элементы присутствуют в наблюдаемом вами объекте. Это как отпечатки пальцев.
И когда в 20-х годах прошлого века разработанные приборы позволили изучать спектры вещества в отдаленных галактиках, Хаббл обнаружил удивительное явление. Чем дальше находилась наблюдаемая галактика, тем сильнее наблюдалось так называемое красное смещение. По своей структуре спектры были нормальными. Водород и водород. Но по частотам они были сдвинуты в так называемую красную сторону спектра.
Для теоретической физики того времени ничего странного в этом не было – эффект Доплера. Если объект удаляется от вас – спектр смещается в красную сторону. Если приближается – то, наоборот, в фиолетовую.
Но как эти данные могли находиться в соответствии со стационарной моделью Вселенной? И почему, как показали последующие наблюдения, чем дальше находился исследуемый объект, тем красное смещение было более сильным? Он что, этот объект, быстрее от нас улетал? С какого прибамбаха?
Эволюция Вселенной
Так как же все это произошло? Как эволюционировала наша Вселенная? Что с ней будет потом? Из этих трех вопросов вразумительный ответ сейчас есть только на второй. По первому вопросу и по третьему есть разные мнения. Но пока это так – «ля-ля тополя». И пересказывать их мы не будем.
Итак, как эволюционировала наша Вселенная после «Большого взрыва? В ее развитии было несколько этапов.
Но прежде чем их перечислять, надо заметить следующее. В понимании большинства людей, которые об этом «Большом взрыве» что-то слышали, дело происходило так. Было нечто, назовем его условно космосом, и потом что-то в нем взорвалось. И из этого и образовалось то, что мы сейчас видим.
Так это или не так. Что там было до «Большого взрыва» и было ли оно вообще (значит было, если что-то взорвалось), не знает никто. Но надо понимать, хотя понять и представить себе это очень сложно, что в результате «Большого взрыва» образовалась не только материя, но и само пространство и время, в котором мы живем. Вот вам и творение мира. Действительно творение, действительно мира. Мира, в смысле именно пространства, времени и существующей в ней материи.
Темные вещи
Сейчас, главными загадками являются природа так называемых темной материи и темной энергии.
О темной энергии мы уже упоминали в предыдущей статье. Это – антигравитация, которая и расширяет нашу Вселенную. Природа ее пока не установлена. Но факт существования неопровержимо доказан.
И еще темная материя. Наблюдения за галактиками показали, что находящиеся в них звезды вращаются намного быстрее, чем предсказывали расчеты. Сначала ученые предположили, что в центрах галактик находятся сверхмассивные « черные дыры». Они там действительно находятся. Хотя наблюдать их невозможно. Не излучают они электромагнитные волны. И вообще ничего не излучают. Потому и называются черными. Их существование предсказывала Общая теория относительности (ОТО), а потом по косвенным признакам они были обнаружены и их существование сейчас не вызывает сомнений.
Так вот. Наблюдаемое движение звезд в галактиках, существование «черных дыр» не объясняло.
Но появление мощнейших суперкомпьютеров позволило решить так называемую в математике «обратную задачу». А именно, рассчитать наличие и распределение в галактике центров притяжения материи, обеспечивающих наблюдаемое движение звезд. И выяснилось, что эти центры притяжения должны быть определенным образом распределены по всему наблюдаемому пространству. Но их обнаружить не удалось. Нигде. Вот эту непонятную сущность и назвали темной материей. Природа ее пока не установлена.
Ну и какое нам до всего этого дело? Все просто. На темную энергию и темную материю приходится 95% всего того, что есть во Вселенной! А мы более-менее знаем об оставшихся 5%, а это все наблюдаемые галактики со своими звездами, пылевые туманности, потоки элементарных частиц и прочая «живность». Так что есть над чем работать.