О любви к Богу и ближнему. Воскресная проповедь дьякона Александра Растворова


Вячеслав Гончаренко. Божья любовь

04.12.2011

Святой Дух положил в мое сердце говорить о Божьей любви, и на протяжении месяца я буду проповедовать на эту тему. Я так радуюсь тому, что есть вера и надежда, но все же любовь из них больше. Без любви все наши деяния, вся наша жертва – это ничто. Бог желает видеть любовь в нашей жизни, в нашем сердце. В Книге Откровение Господь говорит одной из церквей: «Знаю все дела твои, и терпение, и труд». Он перечисляет достоинства этой церкви. Но в заключение Бог говорит: «Имею против тебя то, что ты оставил первую любовь».
Господь – ревнитель. Сегодня я буду говорить не о том, как нам нужно любить Бога, а о том, как Бог любит нас.

1 Иоанна 4:8, второе полустишие: «Бог есть любовь».

Ефесянам 3:18-19: «…чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею».

«…Уразуметь превосходящую разумение любовь Христову». Любовь Христова превосходит наше разумение. Но Бог хочет, чтобы мы все-таки уразумели любовь, которая превосходит разумение. Это интересно. Многие люди в этом мире не верят в то, что Бог любит их.

Недавно попал мне в руки фильм «Дух времени», кто-то дал мне его посмотреть. С первых же кадров я понял, что это очень страшный фильм, нехороший фильм. Там показано, как люди падают в ад, а за кадром – голос кощунственный: «Но Бог же вас любит!..» Там высмеивается Бог, Иисус Христос. Знаете, что о христианах думают неверующие люди? Мы строим наше Евангелие на донесении послания о Божьей любви. Мы говорим неверующему человеку: «Бог любит тебя». Это такая привычная фраза. И в кругах неверующих людей христианство выглядит так: мы проповедуем о Божьей любви, мы несем послание о Божьей любви. А в этом фильме издевательски говорят: «Но Бог же вас любит!..» – и показывают, как люди сыплются в ад.

Нередко и у христиан возникают такие мысли: как же можно совместить Божью любовь с тем, что Бог отправляет людей в ад? Как это можно совместить?! Да, ад действительно есть. Но Библия говорит, что ад был сотворен и уготован дьяволу и его ангелам.

Матфея 25:41: «Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его».

Запомните, ад никогда не был уготован Богом для человека. Бог никогда не планировал ад для человека! Если человек окажется в аду – то только по своей собственной воле. И никто там не окажется по Божьей воле. Никто!

1 Тимофею 2:4: «…Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины».

Вы услышали Божью волю, Его желание? Бог хочет, чтобы все люди спаслись. Все! Бог не определял: «Эти – в ад, эти – на Небеса». Кровь Иисуса была пролита за всех людей. И если люди идут в ад – то это только их собственный выбор. Это те люди, которые сказали: «Нам Бог не нужен!»

Матфея 18:14: «Нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих».

Нет воли Господа на то, чтобы кто-то погиб. Люди отправляются в ад по собственной воле. Неверующими людьми нарисован неправильный, извращенный образ Бога – жестокого, кровожадного, отправляющего людей в ад. Сатана сеет клевету до сих пор. В Эдемском саду он вкрадчиво проговорил Еве: «Подлинно ли Бог сказал?..» Точно так же он действует до сих пор: «Подлинно ли Бог такой, каким Он Себя выдает, как Он о Себе говорит?»

Мы с вами должны укрепляться в Божьей любви, познавать Божью любовь. Познание Божьей любви очень важно. Верующие люди обязательно должны познать Божью любовь. Если они не познают Божьей любви, у них не будет истинной веры. Объясню почему. Ты можешь довериться только тому человеку, в чьей любви уверен. Представь себе картину, что у тебя болит душа, тебя волнуют многие проблемы, у тебя в жизни происходят непонятные вещи, тебе хочется кому-то довериться, рассказать об этом. Тебе говорят: «Расскажи этому человеку». Но ты знаешь, что этот человек не любит тебя, как-то негативно к тебе относится или просто равнодушен к тебе. Пойдешь ли ты к нему со своим рассказом о проблемах? Никогда. Почему? Есть опасность: если он тебя не любит, то завтра все тайны твоей души будут известны всей деревне. Ты обязательно будешь искать такого человека, в любви которого ты уверен на 100%. Почему? Потому что любовь не делает ближнему зла. Тебе нужны гарантии, ты должен быть уверен, что он любит тебя, что не причинит тебе зла, поймет тебя и не осудит.

Когда ты веришь в Божью любовь, когда у тебя есть откровение о ней – тогда и вера у тебя есть, тогда и доверие к Богу у тебя есть. Если у тебя нет понимания Божьей любви и нет откровения о ней – то и веры у тебя нет. Вот почему многие люди не могут довериться Богу. Вот почему многие люди не могут отдаться Богу. Это очень похоже на отношения парня и девушки: чтобы им стать женихом и невестой, чтобы довериться друг другу, они должны знать, что они любят друг друга. Разве не так? Вряд ли кто-то ни с того ни с сего скажет: «Давай поженимся!» – и вот они пошли в загс. Такого не бывает. Это очень тонкий и сложный процесс, когда люди проверяют: «Любит ли он меня?», «Люблю ли я его?» И как только они убеждены, что в них живет любовь, тогда они, доверяя друг другу, идут в загс под ручку.

Многие люди думают, что имеют веру. Но если они не думают о Боге как о Боге любви, то вряд ли они имеют эту веру. Недоверие Богу встречается даже среди верующих людей. Многие христиане живут в напряжении, любое отклонение от привычного течения жизни повергает их в панику и уныние. Некоторые сестры плачут навзрыд: «Я беременна третьим ребенком! Какой ужас!» Это что такое? Это ты так доверяешь Богу?! Постоянно слышу о странных вещах, которые происходят в жизни верующих людей. Это говорит о том, что они не верят и не доверяют Богу. Если Господь дает жизнь новому ребенку – неужели ты не доверяешь, что Он может дать ему и одежду, и питание, и все необходимое? Почему ты не доверяешь? Потому что у тебя нет откровения о Божьей любви. Ты не веришь, что Он любит тебя.

Божья любовь – это важный компонент нашей христианской жизни. Если его не будет, наша жизнь пойдет неправильным путем. Жизнь ребенка, который не пережил родительской любви, устраивается криво. Точно так и христианская жизнь не может быть устроена правильно и красиво, если человек не получит откровения и не познает Божьей любви во всей полноте. Вот почему Павел пишет в Послании к Ефесянам: «…чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви…». Всем верующим людям нужно не просто прийти к Богу, но необходимо укорениться в Божьей любви, утвердиться в ней. Утвердиться так, чтобы ты не пошатнулся, даже если миллион голосов будет говорить тебе, что Бог полон ненависти, что Он тебя не принимает, карает или наказывает. У тебя должно быть правильное представление о Боге: кто такой Бог и каков Он?

Господь наш открывается нам вот таким образом. Апостол Иоанн говорит: «Бог есть любовь». Любовь Христова настолько глубока и непостижима!.. О ней написано: «превосходящая разумение любовь Христова». Наших мозгов не хватит, чтобы постичь. Но Павел говорит: «Делайте попытки, уразумейте превосходящую Божью любовь». Повторю, это очень важный компонент нашей христианской жизни.

Какова Божья любовь? В чем она проявилась? Вот что сделал Бог.

1 Иоанна 4:9: «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него».

Бог проявил к нам Свою любовь тем, что послал в мир Своего единственного Сына, чтобы мы благодаря Ему получили жизнь.

Иоанна 3:16-17: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него».

Бог пришел в мир не для того, чтобы судить, но чтобы мир был спасен через Него. Это становится такой заезженной фразой. Давайте предположим, что у вас есть единственный ребенок, очень возлюбленный вами. Отдали бы вы его на смерть по какой бы то ни было причине? Даже и свою жизнь не отдадим, а тем более жизнь своего ребенка – это в миллион раз страшнее и труднее.

Но Бог отдал Своего Сына на смерть за людей, за грешный мир. Грех в глазах Бога – это страшная вещь. Написано: «Возмездие за грех – смерть»

(Римлянам 6:23). Для полноценного расчета за грех и для торжества правосудия нужна смерть. Грех = смерть. Чтобы нам это осознать, нужно понять, что Бог свят. Мы многое допускаем в своей жизни и адаптируемся ко многим вещам, даже греховным, ибо мы люди. Но Бог – не человек. Его пути выше наших путей, Его святость выше нашей святости. Бог превосходит нас во всем. И вот Бог отдает Своего Сына ради спасения грешных людей. Вы отдали бы своего сына или свою единственную дочь? Скажу вам откровенно, я вряд ли отдал бы. Если бы передо мной стоял такой выбор, я выбрал бы своего ребенка, нежели каких-то грешных людей, незнакомых мне, к тому же тех, которые еще и клевещут против меня, бунтуют, причиняют мне зло. Я бы выбрал своего ребенка.

Но как же Бог выбрал грешных людей?! Здесь наши мозги закипают. Мы понимаем, что Божья любовь, о которой идет речь, – это не человеческая любовь, это не любовь нашего уровня. Когда мы говорим человеку: «Я люблю тебя» – за этим часто ничего не стоит, даже если мы делаем какое-то добро. Божья любовь совсем другого качества. Бог отдает Сына, выбирая грешных людей.

Римлянам 5:6-7: «Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть».

Даже за праведника никто бы не отдал своего сына – разве что за благодетеля, за очень и очень доброго человека, может, кто-то и решится умереть.

Римлянам 5:8-10: «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева. Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его».

Что же сделал Бог, умирая за грешников? Он выкупил нас. Никакой ценой – ни золотом, ни серебром – невозможно это сделать, хотя золото и серебро являются драгоценной валютой в этом мире. Это было сделано только драгоценной кровью Иисуса Христа, чистого и непорочного Агнца. Что сделала кровь Христа? Она заплатила за наши грехи. Кровь заплатила за наши грехи, чтобы Божий гнев и Божье правосудие больше не падали на нас, чтобы мы стали свободными от греха и от зла, чтобы наши сердца были чистыми. Бог выкупает нас. Кровь Иисуса стала платой за наши грехи. Платой стала жизнь Господа. Пролив кровь, Он отдал Свою жизнь. Мы должны были умереть, но умер Он, давая нам жизнь, давая нам свободу.

В истории был такой случай, когда один человек пришел на рынок рабов и сказал: «Я хочу купить этого раба». Раб сказал: «Если ты меня купишь, я не буду тебе рабом, я не буду тебе служить. Ты можешь меня бить, но я не буду тебе служить». Покупатель заплатил деньги и, не обращая внимания на его слова, велел своим людям: «Развяжите его веревки, снимите с него цепи». Когда все было исполнено, он произнес: «Я купил тебя не для того, чтобы ты был моим рабом. Я купил тебя, чтобы сделать тебя свободным. Ты свободен!» Раб упал к ногам этого человека и сказал: «Я буду служить тебе всю мою жизнь».

Таковы Божьи методы: Он дарит нам Свою любовь, а ты решаешь, подарить ли тебе свою любовь Ему в ответ. Бог даже не заставляет тебя служить Ему. Бог прикасается к людям Своей любовью – а дальше человек решает сам, что ему делать.

Американский проповедник Билл Вилсон собирает в своей церкви по воскресеньям около 40 тысяч детей, которых привозят из всех районов Нью-Йорка. Это дети наркоманов, алкоголиков, беспризорные дети. Мы с Сергеем Вашкевичем были в этой церкви. Потрясающе. Десятки тысяч детей, привезенных на автобусах, и пастор Билл Вилсон служит этим детям в самом страшном районе Нью-Йорка – Бруклине. Служение называется «Метро». Когда самому Биллу Вилсону было 14 лет, мама оставила его на улице со словами: «Посиди здесь, я скоро вернусь». Он ждал свою маму трое суток, но она так и не пришла. Затем к нему подошел один человек и сказал: «Сынок, я прохожу мимо уже третий день и вижу, что ты здесь сидишь». Мальчик ответил: «Я жду свою маму, она сказала, что вернется». Этот человек был пастором церкви, он взял этого мальчика и отвез его в детский христианский лагерь. Конечно, поначалу Биллу там было очень одиноко, потому что он никого не знал. Он сидел, весь зажатый, обиженный, обозленный, отверженный. Но посреди всего, что там происходило, мальчик вдруг почувствовал, что там есть Кто-то, Кто любит его. Вдруг его сердце растаяло, он начал плакать, плакать – и был полностью исцелен.

Представьте, однажды в своей жизни этот мальчик пережил Божью любовь, которая изменила все. Ему казалось, что никому нет до него никакого дела, что все заняты своими делами. Может быть, ты похожим образом чувствуешь себя. Возможно, тебе кажется, что никому нет никакого дела до твоей жизни. Может быть, ты думаешь, что вряд ли Бог когда-нибудь простит тебя за все совершенные тобой грехи. Но кем бы ты ни был и кто бы ты ни был – у Бога хватит любви и на тебя! У Бога хватит сострадания к тебе, хватит прощения. Нет такого греха, который Он не мог бы простить. Что бы ты ни проходил в своей жизни, что бы ты ни переживал сейчас – посреди этого темного времени, этой пустоты есть Божья любовь. Ты был сотворен по образу и подобию Божию. Ты – начаток Божьего создания. Бог наблюдает за Своим творением и дает людям на протяжении всей жизни чувствовать Его любовь.

Кто может сказать о Боге, что Он злой? Посмотрите на цветы. Бог – автор этой красоты. Иногда ты смотришь на человека, который сочинил музыку или какие-то прекрасные стихи, и у тебя складывается впечатление, что он – сама доброта. А разве не Бог посылает нам Свои стихи? Разве Бог не говорит нам о Своей любви через Сына Своего Иисуса Христа? Разве Он не дает почувствовать этому миру Свою любовь? Он просто хочет, чтобы мы знали, что Он любит нас. Он желает, чтобы мы уверовали в эту любовь. Тогда наша жизнь изменится и пойдет совсем другим путем.

Но до тех пор, пока мы имеем вражду по отношению к Богу, пока наши сердца накачаны дьяволом бунтовством против Бога, обидой на Него, пока мы обвиняем Бога во всех делах, которые не клеятся в нашей жизни, во всех катастрофах, во всех войнах, – нам будет трудно пережить прикосновение Его любви. Знайте, что Бог не является автором войн и катаклизмов, происходящих в мире. Человек – вот кто автор всякого разрушения. Люди часто задают вопросы: «Почему столько зла в мире? Почему наша нация спивается? Куда смотрит Бог?» и т.д. Иногда люди задают глупые вопросы. Одной рукой они совершают добро, другой рукой делают зло. А что они творят со своими детьми? Подружка моей дочери, маленькая девочка, рассказывала, как на дне рождения мама заставляла ее пить спиртное. Девочка плакала: «Я не хочу!» А мама говорила: «Чуть-чуть положено».

Кто-то дал толчок этому огромному снежному кому, который сегодня катится по земле и который был когда-то маленьким снежком в человеческих руках. А потом люди спрашивают: «Что случилось с моими детьми?!» Люди, лишенные Бога и Божьей мудрости, погибают. Но какая радость и какая надежда есть для уверовавших в Иисуса Христа!

Я хочу, чтобы вы уверовали в великую Божью любовь. Посмотрите, какие прекрасные слова написаны Апостолом Иоанном.

1 Иоанна 3:1-2: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его. Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть».

Мы стали Божьими детьми. Когда-то мы были чужими, но сегодня принадлежим Богу. Когда-то мы были далеки от Него, не знали Его, но сегодня мы – Его народ, Его дети, призванные Господом жить в любви, познавать Божью любовь, открывать для себя Божью любовь, все эти грани, всю благодать Божью, всю доброту.

Если ты встречал в жизни очень доброго человека – хочу сказать тебе, что Господь Бог в миллион раз добрее.

Исаия 49:15-16: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя. Вот, Я начертал тебя на дланях [Моих]».

Представь, что твое имя написано у Господа на ладони, Он знает тебя по имени. Он знает о тебе все. Иногда ты думаешь: «Бог, если Ты все знаешь – то почему мне так тяжело живется?» Ответь сам себе: доверяешь ли ты этому Богу, Которому ты говоришь, что веришь в Него?

Один человек сорвался со скалы, но успел ухватиться за какой-то корень и висел, держась из последних сил. Человек этот был атеистом, но закричал: «Бог, мне никто теперь не поможет! Если Ты есть, помоги мне, и я буду верить в Тебя, служить Тебе!» Он услышал голос: «Ты врешь». – «Я не вру, я на самом деле буду верить и служить Тебе!». Бог сказал: «Тогда отпусти руку». Атеист возмутился: «Ты что, с ума сошел?» Так и в жизни: ты беспокоишься о некоторых вещах, переживаешь о чем-то сильно. Но знаешь, когда наступит тишина и придут ответы? Когда ты доверишься Богу.

Один человек ходил по канату через Ниагарский водопад туда-сюда. Собралась толпа людей, все глазели на это зрелище. Отважный канатоходец взял коляску и сказал, что может любого в ней перевезти. «Верите в это?» – спросил он. Видя, как свободно он ходил по канату, люди сказали: «Да, мы верим тебе». – «Тогда идите и садитесь». – «Нет-нет, мы тут постоим». Знаете, кто сел в его коляску? Его мать. Сын и мама – это взаимоотношения, основанные на любви. Мать верила в его любовь, она знала, что любящий сын не может сбросить свою мать в пропасть.

Познавая Божью любовь, ты обретешь уверенность, что Бог не может сотворить тебе зло, Бог не может сбросить тебя в пропасть, отвергнуть тебя. Когда-то у меня был друг. Недавно я сказал ему: «Раньше мы были такими друзьями. Что случилось сейчас? В чем дело?» Он говорит: «Бог дает друзей на какое-то время, потом Он дает новых друзей. Так что ты уже не тот друг». Бог – не человек. Иногда мы меряем Его человеческими мерками. Бог говорит: «Я не такой». Какой же Он? Иоанн пишет: «Бог есть любовь»

. Аминь.

Срочная новость! 17.02 состоялось принудительное выселение церкви «Новая Жизнь» из здания.

Причина и история развития конфликта:

О любви к Богу и к ближним

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

В читанном сегодня Евангелии (Лк. 10, 25-37) решен Спа­сителем нашим — Богом весьма важный для всех нас во­прос: что делать нам,чтобы наследовать жизнь вечную? Этот вопрос предложен был Господу каким-то законоведом иудей­ским, который сказал: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную»? Господь указал ему на закон, данный евреям от Бога через Моисея: «В законе что написано? Как чита­ешь?» Он сказал в ответ: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всей крепостью твоей, и всем разумением твоим и ближнего твоего, как самого себя». Иисус сказал ему: «Правильно ты отвечал; так поступай, и бу­дешь жить», т. е. вечно. Но он, желая оправдать себя, т. е. по­читая себя, подобно прочим фарисеям, праведником, испол­нившим закон так, как он его понимал, односторонне, непра­вильно, сказал Иисусу: «А кто мой ближний?» — полагая, что ближним должно считать только еврея, а не всякого человека. Притчей об израненном разбойниками человеке и мило­сердом самарянине, принявшем в нем самое сердечное и дея­тельное участие, Господь показал, что ближним должно счи­тать всякого человека, кто бы он ни был, будь он хоть враг наш, и особенно когда он нуждается в помощи.

Итак, значит, для получения живота вечного нужно усердное исполнение двух главных заповедей: любить Бога всем сердцем и ближне­го, как самого себя. Но так как в этих двух заповедях состоит весь закон, то необходимо нужно разъяснить их, чтобы мы хо­рошо знали, в чем заключается любовь к Богу и ближнему? Итак, с Божией помощью приступим к объяснению.

Возлюби

љ
Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим,
т. е. всем существом твоим, всеми силами предай себя Богу, всего себя посвяти Ему без всякого недостатка, не дели себя между Бо­гом и миром; не живи частью только для Бога и закона Его и частью для мира, для плоти многострастной, для греха и диавола, но всего себя посвяти Богу, будь весь Божий, весь свят, во всей жизни твоей.
По примеру призвавшаго вас Святаго
(Бога)
и сами будьте святы во всех поступках, —
говорит свя­той апостол Петр (1 Пет. 1, 15).

Объясним эту заповедь примерами. Положим, что ты мо­лишься Богу. Если ты любишь Бога всем сердцем, то ты бу­дешь молиться Ему всегда всем сердцем, всей душой, всей си­лой, всем разумением, не будешь никогда рассеян, ленив, не­брежен, холоден в молитве; не будешь давать во время молит­вы в сердце места никаким житейским заботам и попечени­ям, всякое попечение житейское отложишь, всю печаль возверзешь на Господа, ибо Он печется о тебе, как говорит апос­тол. Старайся вразуметь молитву, службу Божию вполне, во всей глубине. Если ты любишь Бога всей душой, то ты будешь каяться Богу искренне в грехах своих, будешь приносить Ему всякий день глубокое покаяние, ибо всякий день грешишь много. Будешь каяться, т. е. осуждать себя за грехи всем серд­цем, всей силой, всем разумением; будешь обличать себя со всей беспощадной строгостью, со всей искренностью; будешь приносить Богу полную исповедь, жертву полного всесожже­ния грехов, чтобы ни один грех не остался нераскаянным, не­оплаканным.

Таким образом, любить Бога всем сердцем — значит любить всем сердцем и всей силой правду Его, закон Его и всем сердцем ненавидеть всякую неправду, всякий грех; всем сердцем и всей силой исполнять правду, творить добро и всем сердцем, всей силой удаляться зла, т. е. всякого греха, не давать в сердце места никакому греху ни на одну минуту, ни на одно мгновение, т. е. не соглашаться на него, не сочувст­вовать ему, не мириться с ним, но постоянно, вечно враждо­вать с грехом, воевать с ним и, таким образом, быть храбрым и победоносным воином Христа Бога.

Или еще возьмем при­мер: положим, что вас гонят за благочестие, за правду, за доб­родетель; если вы любите Бога, то вы ни на минуту не отсту­пите от благочестия, от правды, от добродетели, хотя бы эта преданность правде и влекла за собой потерю каких-либо вы­год; так как сама правда, или верность Богу и правде Его, есть величайшая для нас выгода и Бог может наградить за вер­ность Его правде сторицей и в этом, и в будущем веке. Пример тому — Иосиф праведный, сын патриарха ветхозаветного Иа­кова, и многие праведные люди в Новом Завете. Итак, любить Бога всем сердцем — значит поборатьљ по Боге, по правде Его всем сердцем, всей душой, всей силой, всем разумением. Так поборали по Боге, по правде Его святые отцы и святые муче­ники, особенно в борьбе с ересями и расколами. Это ревность по Боге. Еще любить Бога всем сердцем — значит всеми сила­ми устремлять всех людей к Богу, к любви Его, к славословию Его, к вечному царствию Его, чтобы все познали Его, возлю­били Его, прославляли Его. Это тоже ревность по Боге!

Объяснив по силам первую заповедь, объясним теперь вто­рую: Люби ближнего, как себя.

Что значит любить ближнего, т. е. всякого человека, как себя самого? Значит, почитать дру­гого так, как желаешь, чтобы почитали тебя, не считать нико­го чужим, а своим, своим братом, своим членом, а христиани­на и членом Христовым; его благо, его спасение считать своим благом, своим спасением; радоваться его благополучию, как своему, скорбеть о его несчастии, как о своем; стараться об из­бавлении его от беды, напасти, бедности, греха так, как я по­старался бы о своем избавлении.
Радоваться с радующимися, плакать с плачущими, —
говорит апостол (Рим. 12, 1)
. Должни есмы мы сильный немощи немощных носити, не себе угождати; кийждо же вас ближнему да угождает во благое к созида­нию
(Рим. 15, 1-2).
Молитеся друг за друга, яко да исцелеете
(Иак. 5, 16).

љЛюбить ближнего, как себя, — значит уважать его, как себя, если он, впрочем, того достоин; не думать о нем не­достойно, низко, без причины к тому с его стороны, не иметь на него никакого зла; не завидовать ему, а всегда доброжела­тельствовать, снисходить к его недостаткам, слабостям, по­крывать его грехи любовью, как желаем, чтобы снисходили к нашим недостаткам. Друг друга терпите любовью, —

говорит апостол (Еф. 4, 2), —
не воздающе зла за зло, или досаждения за досаждение
(1 Пет. 3, 9).
Любите враги ваша, благословите кленущыя вы, добро творите ненавидящим вас
(Мф. 5, 44).
Аще алчет враг твой, ухлеби его; аще ли жаждет, напой его, —
говорит ветхозаветное Писание (Притч. 25, 22; Рим. 12, 20).

Любить ближнего, как себя самого, — значит молиться за жи­вых и умерших, родных и неродных, знакомых и незнакомых, за друзей и врагов все равно как за себя и желать им столько же добра, спасения души, сколько себе. Этому и научает свя­тая Церковь в своих ежедневных молитвах.

Любить ближне­го, как себя, — значит еще любить всякого без лицеприятия, несмотря на то, беден он или богат, хорош собой или нет, стар или юн, знатный или простой, здоровый или больной; полезен нам или нет, приятель или враг, потому что все равно Божий, все по образу Божию, все — чада Божий, члены Христовы (ес­ли православные христиане), все члены наши, ибо мы все — одно тело, один дух

(Еф. 4, 4), всем одна Глава — Христос Бог. Так будем разуметь и так постараемся исполнить две главные заповеди закона Божия — и мы наследуем благодатью Христа Бога живот вечный. Аминь.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]