Краткое введение в религию Ислам.
С именем Бога Милостивого, Милосердного!
Хвала нашему Творцу Всевышнему Всезнающему Всеслышащему Всевидящему — Господу миров. Свят Он и свободен от всякого несовершенства. Мир и благословение всем Божьим Посланникам и всем тем, кто следует по их пути с чистым сердцем вплоть до Судного дня.
С каждым днем мы все чаще и чаще слышим об Исламе и мусульманах по телевизору и радио, читаем на страницах газет и журналов, но зачастую об Исламе пишут и говорят те люди, которые не имеют истинного понятия об этой религии. Они приписывают ей то, чего в ней нет и быть не может, и умалчивают о том, на чём эта религия основывается, откуда она берёт своё истинное начало, каковы её основные принципы и сущности. Так почему же мы, люди считающие себя разумными, не хотим приложить никаких усилий, чтобы сформулировать свой собственный взгляд на этот вопрос?
Цель написания этой статьи состоит не только в том, чтобы рассказать об истоках этой религии, которая одновременно является образом мышления и жизни для одной пятой части населения земного шара, но и, если будет угодно Всевышнему, побудить разум и сердце к поиску Истины и своего места в этом мире.
Желаем всем следовать по истинному пути и Хвала Аллаhу, Господу миров.
Разбор слова «Аллах»
Имя (الله) «Аллах» принадлежит только Всевышнему, поэтому среди арабов неизвестно преобразование этого слова в глагол и его корни. Некоторые из лингвистов считают, что это слово целое, которое нельзя преобразовать. Об этом сообщил Куртуби, ссылаясь на группу ученых, из числа которых аш-Шафии, Хытаби, имам двух святынь, Газали и др. Сибавайх считает, что буквы «ا» и «ل» являются коренными буквами этого слова, а не артиклем. Аль-Хытаби сказал: «Разве не видно, что нельзя воззвать “يا الرحمن” — (о, Милостивый), но можно сказать: “يا الله” — (о, Аллах). А ведь при воззвании “يا” артикль не используется» имеется в виду, что такая конструкция в арабском языке невозможна, обязательно должна присоединиться частичка «аль», то есть нельзя сказать «йа Рахман», а говориться «йа рРахман».
Есть мнение, что слово “الله” является производным от слова “اله” (божество). Ар-Рази сообщает, что некоторые считают, что имя “الله” «Аллах» не арабское, а заимствовано из иврита, однако он говорит, что это мнение слабое». Арабы раньше называли все возвышенное «لاه», так при восходе солнца они говорили «لاهت الشمس» — возвысилось солнце. Другой возможный корень слова “الله” — это “اله”, поклоняться чему-либо. Исходя из этого мнения “الله” означает определенное божество, артикль «ال» здесь употребляется для возвеличивания и почтения.
Самодостаточность Бога
Аллах является одним управителем всех дел и нет помимо Него других Богов или равных Ему. Если человек ищет Бога в других Его творениях, то человеку будет достаточно сравнить критерии его поиска с критериями о которых Сам Всевышний Аллах сообщил в Коране в суре «Ихлас» («Очищение веры»). Если все 4 критерия попадают под перечисленные в суре, то это и есть Бог, Которым и является Всевышний Аллах. Господь говорит в данной суре: «Скажи: «Он — Аллах Единый, Аллах Самодостаточный. Он не родил и не был рожден, и нет никого равного Ему»«.
Аллах — Единственный Бог. Его прекрасные имена и качества совершенны, Его деяния святы и лишены изъянов, и нет никого похожего на Него или подобного Ему. Он самодостаточен, и все обитатели небес и земли в высшей степени нуждаются в Нем и молят Его о помощи, потому что все Его качества совершенны.
Он всеведущ, и Его знание безгранично. Он терпелив, и Его терпение бесконечно. Он милосерден, и Его милость объемлет всякую вещь. То же самое относится ко всем божественным качествам. Совершенство Аллаха проявляется и в том, что Он не рождает и не был рожден, и поэтому ни в ком и ни в чем не нуждается. Его имена, качества и деяния превосходят имена, качества и деяния творений. Он — Великий и Всеблагой! Таким образом, эта сура целиком проповедует доктрину о том, что только Аллах обладает божественными именами и качествами, присущими Богу.
К чему призывает Ислам человека?
Ислам призывает человека уверовать всем сердцем в единство Бога, и чтобы эта вера выражалась произнесением следующего свидетельства, которое является главным лозунгом и символом Ислама:
«Свидетельствую, что нет божества, кроме Единого Бога (Аллаhа) и свидетельствую, что Мухаммад — последний посланник Бога.»
Это свидетельство выражает суть Единобожия. Это — основа всех основ в Исламе.
Давайте разберем его по частям. Итак, первая часть, которая гласит: «нет божества» — выражает отрицание (отречение от) всякого ложного божества, а вторая часть, которая гласит: «кроме Единого Бога (Аллаhа)» — выражает утверждение и признание Единственного Бога, Достойного поклонения. А кто может быть более достоин того, чтобы ему поклонялись, предавались и были благодарны, кроме нашего Творца?
Итак, свидетельство о том, что нет божества, кроме Единого Бога – это признание языком с полной уверенностью в сердце, что никто не достоин поклонения, кроме Одного Создателя, и этим человек становится покорным Богу, что в переводе на язык Корана (арабский) звучит – «муслим» (на русском языке – «мусульманин»).
Однако истинная суть Ислама не заключается только в чисто теоретической вере. Ислам это не только определенный внешний вид, пятничная коллективная молитва, пост в месяц Рамадан и слова «АсСаляму алейкум» в знак приветствия. Ислам — это не часть жизни, Ислам — это и есть сама жизнь. Нормы Ислама не предназначены для монахов, отрешившихся от всего мирского, но, напротив, для людей, живущих полноценной, насыщенной жизнью со всеми ее перипетиями. Ту моральную возвышенность и совершенство, которое, как правило, пытаются найти в кельях, отшельничестве, монастырях, Ислам предписывает практиковать в повседневной бурной жизни.
Нормы Ислама не ограничиваются лишь правилами выполнения религиозных обязанностей, подобно правилам совершения ежедневной пятикратной молитвы и т.д., но они охватывают все стороны жизнедеятельности как отдельного человека, так и общества в целом, начиная от принципов гигиены, приема пищи, воспитания детей, образования, торговли, отношений между родственниками и соседями, мужем и женой, заканчивая юридическим правом и государственным строительством. Достойное выполнение всех этих аспектов жизни, согласно предписанных Аллаhом норм, и есть поклонение Всевышнему Создателю.
Именно поэтому истинная суть Ислама не заключается в чисто теоретической вере. Она требует, в знак подтверждения правдивости и искренности, жить в согласии с этой верой и творить добрые дела. Поэтому в Коране, например, сказано:
А те, которые уверовали и совершали праведные деяния, окажутся обитателями Рая. Они пребудут там вечно.
(2:82)
Основа всех праведных дел — это искреннее намерение совершать все дела ради Всевышнего, а не ради показухи или личных интересов.
«Они дают пищу беднякам, сиротам и пленникам, хотя и сами нуждаются в ней.
Они говорят: «Мы кормим вас лишь ради Лика Аллаhа и не хотим от вас ни награды, ни благодарности!»
(76:8-9)
«Скажи: «Воистину, моя молитва и мое поклонение, моя жизнь и моя смерть посвящены Аллаhу, Господу миров,
у Которого нет сотоварищей. Это мне велено, и я являюсь первым из мусульман (предавшихся)».
Скажи: «Неужели я стану искать другого господа помимо Аллаhа, в то время как Он является Господом всякой вещи?» Каждая душа приобретает грехи только во вред самой себе. Ни одна душа не понесет чужого бремени. Затем вам предстоит вернуться к вашему Господу, и Он поведает вам о том, в чем вы расходились во мнениях.
Он – Тот, Кто сделал вас преемниками на земле и возвысил одних из вас над другими по степеням, чтобы испытать вас тем, что Он даровал вам. Воистину, твой Господь скор в наказании. Воистину, Он – Прощающий, Милосердный».
(6:162-165)
Сразу после единобожия в Исламе по важности идёт благодеяние к родителям, родственникам и другим людям.
Коран полон таких наставлений. Вот некоторые из них:
«Они спрашивают тебя, как им расходовать [свое cостояние]. Скажи: «На что бы вы ни тратили [свое] доброе дело, прежде всего должно [позаботиться, дабы] осталось родителям, близким родственникам, сиротам, беднякам, путникам. И какое бы добро вы ни совершили, Аллаh ведает об этом»».
(2:215)
«Поклоняйтесь Аллаhу и не приобщайте к Нему сотоварищей. Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, соседям из числа ваших родственников и соседям, которые не являются вашими родственниками, находящимся рядом спутникам, странникам и невольникам, которыми овладели ваши десницы. Воистину, Аллаh не любит гордецов и бахвалов,
которые скупятся, велят людям быть скупыми и утаивают то, что Аллаh даровал им из Своей милости. Мы приготовили для неверующих унизительные мучения».
(4:36-37)
К тому же Ислам призывает к справедливости и благочестию и запрещает тиранию и мерзости:
«О те, которые уверовали! Будьте стойки ради Аллаhа, свидетельствуя беспристрастно, и пусть ненависть людей не подтолкнет вас к несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности. Бойтесь Аллаhа, ведь Аллаh ведает о том, что вы совершаете.
Аллаh обещал тем, которые уверовали и совершали праведные деяния, прощение и великую награду.
А те, которые не уверовали и сочли ложью Наши знамения, окажутся обитателями Ада».
(5:8-10).
«Воистину, Аллаh повелевает блюсти справедливость, делать добро и одаривать родственников. Он запрещает мерзости, предосудительные деяния и бесчинства. Он увещевает вас, – быть может, вы вспомните назидание».
(16:90)
В Исламе есть много других гуманных и духовных наставлений, которые пронизывают все стороны человеческой жизни и, по сути, служат только на благо самого человека, семье и обществу.
И когда некоторые мусульмане отходят от этих наставлений (особенно от самых основных из них) из-за невежества, недопонимания или осознанно, они полностью берут всю ответственность содеянного только на себя. А сама религия непричастна к этому.
Аллах в Коране
Аллах — это величайшее имя Бога, так как в Него включены все Его основные качества. Как сказал Всевышний Аллах:
«Он — Аллах, и нет божества, кроме Него, Ведающего сокровенное и явное. Он — Милостивый, Милосердный. Он — Аллах, и нет божества, кроме Него, Властелина, Святого, Пречистого, Оберегающего, Хранителя, Могущественного, Могучего, Гордого. Пречист Аллах и далек от того, что они приобщают в сотоварищи. Он — Аллах, Творец, Создатель, Дарующий облик. У Него — самые прекрасные имена. Славит Его то, что на небесах и на земле. Он — Могущественный, Мудрый» (Сура «Аль-Хашр», аяты 22-24).
Остальные же его имена указывают на Его определенные качества. Об этом Всевышний сказал:
«У Аллаха — самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему посредством их» (Сура 7, аят 180). Также Всевышний Аллах сказал: «Скажи: “Призывайте Аллаха или призывайте Милостивого! Как бы вы ни призывали Его, у Него — самые прекрасные имена”» (Сура «Аль-Исра», аят 110).
В двух «Сахихах» приводится хадис от Абу Хурайры , в котором Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине у Аллаха есть девяносто девять имен — сто без одного. Кто сосчитал их — зашел в Рай». В варианте от Тирмизи и ибн Маджаха Пророк ﷺ перечислил имена Аллаха.
Мусульманин должен изучать и размышлять над Кораном и выстраивать свои отношения с Господом на основе любви к Аллаху, надежды на Его прощение и милость и страха от возможного наказания за совершение грехов. Верующий должен балансировать на основе этих трех составляющих и узнавать как можно заслужить любовь Аллаха, Его прощение и довольство, изучать прекрасные имена Аллаха и следовать им в своей жизни.
В каком отношении находится Аллах к Иисусу Христу?
Иисус Христос — не является в Исламе ни Богом, ни сыном Божьим, но является одним из самых почитаемых среди мусульман божьих пророков и посланников. Иисус в Исламе зовется Иса сын Марям (Иисус сын Марии). Исходя из критериев божественности, присущей только Богу, приводимой в суре Священного Корана «Ихлас» — Иисус был рожден и не являлся самодостаточным, и был похож на остальных людей, то есть являлся человеком.
В Коране Иисусу и его роду посвящена одна из самых больших сур под названием «Семейство Имрана», в которой сообщается о божественной миссии возложенной на Иисуса, как на пророка.
Кто такой Мухаммад ﷺ?
Мухаммад ﷺ — это последний посланник Единого Бога к человечеству.
В Коране сказано:
И мы послали тебя только ко всем людям вестником и увещателем…
(34:28)
И еще сказано:
Мы послали тебя только как милость для миров.
(21:107)
Родился Мухаммад ﷺ в Аравии в г. Мекке в 570 г. н.э. Свою миссию по проповедованию религии Ислам начал в сорокалетнем возрасте и ушел из этого мира в возрасте 63 лет.
Энциклопедия «Британика» подтверждает: «… ряд деталей из ранних источников подтверждают, что он был честным и прямым человеком, завоевавшим уважение и преданность других, которые также были честными и прямыми людьми». (том 12).
Эдвард Гиббон и Симон Окли, говоря о проповедовании Ислама, писали: «Я ВЕРЮ В ЕДИНОГО БОГА И МАГОМЕТА, ЕГО ПРОРОКА» — это простая и неизменная проповедь в Исламе.
«Интеллектуальный образ Божества никогда не был принижен каким-либо образом идола; честь Пророка никогда не превосходила меру человеческих добродетелей; и его жизненные наставления удерживали благодарность его учеников в границах разума и религии». «История Саранской империи», Лондон 1870 г., с. 54.
Мухаммад ﷺ был не более и не менее чем человек. Но он был человеком с благородной миссией, которому было предначертано объединять человечество для поклонения ОДНОМУ и ЕДИНСТВЕННОМУ Б О Г У и обучать честности и открытости в жизни, руководствуясь указаниями Бога. Он всегда считал себя «слугой и посланником Бога», и, конечно, поступки его соответствовали этому.
Таким образом, в течение этого короткого 23-летнего периода своей миссии он полностью освободил Аравийский полуостров от язычества и идолопоклонничества и направил к поклонению Единому Богу; от племенной вражды и войн — к национальной солидарности и сплоченности; от пьянства и разврата — к трезвости и благочестию; от одиночества и анархии — к упорядоченной жизни; от полной бездуховности — к высочайшему уровню нравственности.
Махатма Ганди, отмечая характер Мухаммеда ﷺ , говорит в «Молодой Индии»: «Я хотел знать лучшего из тех, кто сегодня имеет бесспорную власть над сердцами миллионов людей. Я стал более чем уверен, что не меч завоевал Исламу место в жизни в те дни. Это была непреклонная простота, высшее самопожертвование Пророка, пристальное выполнение своих обязанностей, его большая преданность своим друзьям и последователям, его отвага, его бесстрашие, его абсолютная вера в Бога и свою собственную миссию. Этим, а не мечом, прокладывал он себе дорогу.
Когда я закрыл 2-й том биографии Пророка, мне стало жаль, что больше не могу прочесть о его великой жизни».
Однако, вера мусульман не ограничивается только верой в последнего Божьего посланника, но также это и вера во всех предыдущих пророков и посланников Единого Бога, так как все пророки приходили от одного Бога и преследовали одну и ту же цель, состоявшую в том, чтобы привести человечество к вере, любви и покорности Единому Богу. Таким образом, принимать кого-то из них, а кого-то отвергать — всё равно, что отвергать их всех.
Мусульмане являются единственными людьми на земле, которые считают веру во всех пророков одной из составных частей веры.
В Коране упоминается о многих Божьих пророках и посланниках:
«Скажи: «Мы уверовали в Единого Бога и в то, что ниспослано нам (Мухаммаду), и что ниспослано Ибраhиму (Аврааму), и Исмаилу, и Исхаку (Исааку), и Я`кубу (Якову), и коленам, и в то, что было даровано Мусе (Моисею), и `Исе (Иисусу), и пророкам от Господа их. Мы не различаем между кем-либо из них, и Ему мы предаёмся (покорны).»»
(3:84)
Таким образом, дополнением к свидетельству о Единстве Бога является свидетельство, о признании Посланников Бога, упоминая последнего из них. Итак полное свидетельство о принятии Ислама звучит:
«Свидетельствую, что нет божества, кроме Единого Бога (Аллаhа) и свидетельствую что Мухаммад (последний) посланник и раб Бога»