Церковное Новолетие 14 сентября (1 сентября ст.ст.) начинается Церковное Новолетие — новый год в богослужебном круге. В богослужебных книгах Новолетие обозначают также древним славянским словом — Летапреложение. В этот день, как и 1 января, во всех православных церквях священство служит Молебен на начало Нового года. Христиане возносят Богу благодарственные молитвы за прожитый год, за все милости, посланные нам Владыкой Небесным, и испрашивают благословения на грядущий год.
История индикта
Понятие индикт связано с Римской империей. Слово индикт означает оценивание или провозглашение.
Первоначальный смысл индикта заключался в объявлении о взимании обязательного продуктового налога в пользу государства. Позже это понятие расширилось, и стало обозначать определенный временной промежуток, на время которого оценивалось имущество населения, количество самого населения и размер налогов. Вначале индикт был разным, в пределах 5-15 лет, и зависел от воли императора. Император Октавиан Август началом индикта приказал считать дату своего рождения — 23 сентября, и его преемники также пользовались этим числом как началом индикта.
Император Константин Великий
В 312/313 годах, при императоре Константине, был принят пятнадцатилетний период индикта. Примерно в 462 году дату начала индикта перенесли на 1 сентября. Римские граждане поначалу называли годы индикта: первый, второй, третий год индикта. Постепенно смысл слова изменился, и слово индикт стали употреблять, замещая им слово год — первый индикт, второй индикт, и т.д.
Долгое время римские города не имели общей даты начала отсчета Нового года. В 537 году император Юстиниан I документально утвердил единую дату — 1 сентября.
История праздника
Император Константин. Мозаика над входом в Святую Софию. Фото: Commons.wikimedia.org
На Руси до XIV века год начинался весной. С 1 марта вели начало года все древние русские летописцы. Эту традицию установили александрийские ученые, по подсчетам которых, Бог завершил творение мира именно в пятницу первого марта, предшествующей субботе, более известной как «день отдохновения».
1 сентября сменило привычное 1 марта в России в 1363 году, а в Римской Империи в царствование Императора Константина Великого в 325 году после проведения первого Вселенского собора в 325 году. Началом года стали считать начало индикта (сбора налогов).
Календарное счисление (нумерация) по индиктам или индиктионам было принято в Римской империи еще в VI веке во время царствования Юстиниана I (527–565).
Новый год в России отмечался 1 сентября вплоть до царствования Петра I, который в 1700 году перенес начало года на 1 января. Церковь при этом продолжает считать 1 сентября по старому стилю началом индикта, то есть церковного Новолетия — первый день седьмого месяца от сотворения мира. После 1918 года, когда Россия перешла на григорианский календарь, Новолетие приходится на 14 сентября.
Юстиниан I. Мозаика церкви Сан-Витале в Равенне Фото: Commons.wikimedia.org
Седьмой месяц
Дата 1 сентября в качестве Новолетия избрана, очевидно, согласно Промыслу Божию. В Ветхом Завете есть повеление от Бога особым образом отмечать седьмой месяц — тишри (сентябрь), когда собран урожай. В седьмом месяце Моисей получил от Бога скрижали Завета, в седьмом месяце начато было устройство Скинии в стану израильтян, окончился всемирный потоп, был освящен храм Соломона. Именно в седьмом месяце первосвященник единственный раз в году входил во Святое Святых.
Согласно Библейской хронологии, март — первый месяц от сотворения мира, соответственно, сентябрь — седьмой.
Великий индиктион
Индикт иногда называют индиктионом, но не следует путать его с понятием великий индиктион. Это великий миротворный (пасхальный) круг — период времени в 532 года, за время которого дата празднования Пасхи занимает все возможные положения. По истечению этих 532 лет даты, на которые выпадает Христово Воскресение, повторяются. Великий индиктион является комбинацией лунно-солнечного и солнечного циклов.
Пасхалия
Великий индиктион отсчитывают от дня сотворения мира — 1 марта 5508 года до Р.Х. С тех пор прошло 14 Великих индиктионов. Нынешний, пятнадцатый, начался в 1941 году.
ИНДИКТИОН ВЕЛИКИЙ
[великий (миротворный) круг], рус. название полного пасхального цикла в 532 года. Известен также под изопсефическим названием БЛЦБ (сумма числовых значений этих букв равна 532). По истечении И. В., представляющего собой комбинацию 19-летнего «лунного» (точнее, лунно-солнечного) и 28-летнего «солнечного» (точнее, недельно-високосного) циклов, даты христ. Пасхи, вычисленные по юлианскому календарю и правосл. пасхалии, повторяются в том же порядке. Составление таблицы на 532 года фактически означает создание «вечной» пасхалии. Однако такая таблица является очень громоздкой. Более популярны были пасхалии, охватывавшие не весь И. В., а лишь 95 лет (5-кратный 19-летний цикл, после к-рого требуются поправки, связанные с високосными годами). Согласно «Пасхальной хронике», нек-рые малограмотные христиане ошибочно считали 95-летние таблицы циклическими и неверно рассчитывали полнолуния, «служа посмешищем иудеям, язычникам и еретикам» (Chron. Pasch. P. 19-20). Одну из таких таблиц, приписываемую свт. Кириллу Александрийскому и охватывающую 437-531 гг., продолжил Дионисий Малый, сместив момент отсчета времени с эры Диоклетиана на «годы Господа нашего Иисуса Христа» и положив т. о. начало совр. летосчислению. Полные 532-летние таблицы И. В. на основе разных типов 19-летнего лунно-солнечного цикла составляли Анниан Александрийский (ок. 400; на 172 г. до Р. Х.- 360 г. по Р. Х.), Викторий Аквитанский (ок. 457; на 28-560), Эас Александрийский (ок. 562; на 553-1084), Анания Ширакаци (в 667; на 553-1084), Беда Достопочтенный (в 725; на 532-1063) и др. Нумерация годов в таких таблицах иногда ложилась в основу систем летосчисления (так, годы пасхалии Анании соответствуют «большой» арм. эре, а пасхалии Беды — эре Дионисия). Рус. таблицы полной, 532-летней пасхалии сохранились с XIV в. (древнейшая ркп.: ГИМ. Син. № 325. Л. 192 об.- Романова. 2002. С. 67-70), хотя «великий круг» был хорошо известен уже Кирику Новгородцу в XII в. (Симонов Р. А. Математическая и календарно-астрономическая мысль Др. Руси. М., 2007. С. 323). Большинство пасхалистических расчетов производилось в средние века с помощью кратких справочных таблиц («колес», «кругов», «рук» и проч.).
Уже в IV в., на этапе формирования систем летосчисления от Сотворения мира, сложилось представление о связи И. В. с началом творения (откуда др. рус. название И. В.- «круг миротворный»). Как александрийская (с 5492 г. до Р. Х.), так и визант. (с 5508 г. до Р. Х.) эра от Сотворения мира берет начало с 1-го года И. В. соответствующего типа. Кроме того, с И. В. связывались и эсхатологические ожидания, опирающиеся на представление о цикличности мироздания. Согласно одной из «астрономических» теорий, полное время существования мира должно было составить 12 «временных периодов», или 6384 года (Dobschütz E., von. Coislinianus 296 // BZ. 1903. Bd. 12. S. 550-551). Благополучное начало 13-го И. В. (1 сент. 876 по визант. эре) перенесло предполагаемую дату конца света на 7000 г. (1492 г. по Р. Х.), который по древней милленаристской традиции, уходящей корнями в дохристианскую эпоху, должен был ознаменовать конец последнего, 7-го 1000-летнего «дня Господня». В связи с этим пасхалисты не решались составлять пасхалию на 14-й И. В., начавшийся в сент. 1408 г., с трепетом ожидая мистической даты. Лишь после того, как в сент. 1492 г. в очередной раз подтвердились слова Спасителя о суетности человеческих попыток измерить «времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян 1. 7), пасхалии на И. В. вновь получили распространение (нередко в урезанном виде, с 85 по 7001 г. от Сотворения мира). В то же время возродилась идея о «великом круге» мировой истории, на сей раз в виде полной комбинации 19-летнего «лунного» и 28-летнего «солнечного» циклов с 15-летним периодом индиктов. Огромная таблица на 7980 (с учетом дополнения — на 8000) лет, включенная в состав сб. «Миротворный круг» (XVI в.), стала крупным достижением рус. пасхалистики, вобрав прошлое и ближайшее будущее человечества в канву литургического времени. При этом редактор сборника, новгородский свящ. Агафон, напоминал читателям, что определение даты конца мира находится в ведении Бога и мы «не вемы скончания всемирного» (Романова. 2002. С. 187-188. Ил. 22-23). В наст. время по православной пасхалии идет 15-й И. В., начавшийся 1 сент. (ст. ст.) 1940 г. На григорианский календарь и зап. пасхалию И. В. не распространяется.
Лит.: Krusch B. Studien zur christlich-mittelalterlichen Chronologie: Die Entstehung unserer heutige Zeitrechnung. B., 1938; Bedae Opera de temporibus / Ed. Ch. W. Jones. Camb. (Mass.), 1943; Grumel V. La Chronologie. P., 1958; Романова А. А. Круг миротворный // СККДР. Вып. 3. Ч. 2. С. 198-201; она же. Древнерусские календарно-хронологические источники XV-XVII вв. СПб., 2002.
П. В. Кузенков
Церковное Новолетие
В Церкви празднование Новолетия в первый день сентября было утверждено на первом Вселенском соборе, проходившем в г.Никее в 325 году. Торжество установили в честь победы императора Константина над Лицинием, который правил на Востоке и продолжал гонения христиан. Участники Собора постановили особо отмечать этот день в знак благодарности Константину Великому за освобождение христиан от преследований.
Новолетие на Руси
На Руси церковное Новолетие года не совпадало с гражданским Новым годом, который отмечали весной. В 1492 году установили одну дату празднования — 1 сентября. Новолетие отмечали очень торжественно, праздник возглавляли царь и патриарх. При Петре I гражданский Новый год был перенесен на 1 января.
Что такое Великий Индиктион?
С понятием индикта связано такое понятие как Великий Индиктион или Миротворный Круг. Великий Индиктион — это большой промежуток времени в 532 года, который определяет пасхальный цикл и является основой церковного календаря.
Церковный календарь, которому следуют Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская Поместные Церкви и монастыри Афона основан на византийском календарь, сложившийся к VI веку.
Монастыри Афона. Фото: Commons.wikimedia.org
Вопрос-ответ
Календарь религиозных праздников на 2014 год Особенностью византийского календаря является то, что он неотделим от Пасхалии. Этот календарь имеет начало года 1 марта и ведет непрерывный счет дней с пятницы 1 марта 5508 года до Рождества Христова.
Правила расчета дня Пасхи сложились в течение II–V веков н.э. В Александрийской пасхалии 21 марта юлианского календаря называется днем весеннего равноденствия. Условное календарное полнолуние, выпадающее на 21 марта или последующие дни, называется весенним пасхальным полнолунием. Воскресенье после весеннего полнолуния и является светлым праздником Воскресения Христова. Дата Пасхи может находиться в пределах с 4 апреля (22 марта) по 8 мая (25 апреля).
Евангелие на начало Индикта
В день Новолетия Церковь благовествует святое Евангелие, а именно небольшой отрывок из св.евангелиста Луки (Лк:4:16-22). Из этого чтения совершенно ясно становится, что Господь как бы встал, и приступил к новому делу — проповеди, фактически, начал новую жизнь. Он во всеуслышание говорит о себе: “Дух Господень на мне; ибо Он помазал меня благовествовать нищим, и послал меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное”.
Господь Иисус Христос
Слово “лето” можно истолковать не как год, но как новую жизнь — проповедовать новую благоприятную жизнь.
В евангельском чтении на начало индикта византийцы видели прямое указание от Бога праздновать этот день как начало нового года. Об этом говорится в Минологии Василия 2: “С этого времени Он даровал нам христианам этот святой праздник”.
Духовный смысл праздника
Согласно толкованию Феофана Затворника на евангельский отрывок, читаемый в день Индикта, Господь не просто проповедовал Лето благоприятно, Он его принес. Лето благоприятно, новая жизнь, находится в душах людей. На земле никогда не будет рая, земля — это место приготовления к райской жизни, начало рая — в душе. Господь дарует нам благодать изменять свои души, стяжать дух мирен. Кто слушает Господа, живет по Его заповедям, искренне старается послужить Богу, тот получает от Него благодать и силой ее ощущает в себе лето приятное. Мы не можем мыслями наполнить душу этой приятностью, ее дарует Бог, а для этого нужно трудиться, и в душе поселится мир и покой. Внешне может не быть никакого покоя, лишь внутренний, от Бога. Впрочем, когда внутри поселится мир, внешние скорби больше не тяготят, их не ощущаешь.
Богослужение в день Новолетия
1 сентября Церковь чтит память святого Симеона Столпника, его матери Марфы и дев постниц с мучеником Аммуном диаконом, их учителем. Поэтому богослужение в этот день объединяет 3 службы. На великой вечерни читается отрывок из книги пророка Исайи, потому что в этот день Церковь вспоминает, как Иисус Христос вошел в храм и прочел это место перед собравшимися.
Молебен на Новолетие
Стихиры к празднику в разное время составили церковные песнотворцы Иоанн Монах, Герман, Андрей Пирский. Канон праздника написал святой Иоанн Дамаскин в 8 веке. В апостольском чтении дня содержится поучение о необходимости молитвы о государственной власти (независимо от того, какая они). Апостол Павел поясняет необходимость молитвы за правителей: “да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте”.
Давайте руководиться этим апостольским назиданием: апостол утверждает, что “Сие бо добро и приятно перед Спасителем нашим Богом”.
Православный календарь. Начало индикта
Традиции празднования
Борис Годуновю Фото: Commons.wikimedia.org
В этот день главное торжество проходило на Соборной площади московского Кремля, где сооружали помост, с которого митрополит и великий князь возвещали об окончании года и поздравляли народ. Митрополит освящал воду и кропил князя и стоявших вокруг горожан, и все поздравляли друг друга. В Новолетие было принято первый раз представлять народу наследника престола, когда он достигал совершеннолетия (14 лет). Будущий князь выступал с помоста с публичной речью.
Именно в Новолетие 1598 года на царство венчался Борис Годунов.
Индикт (от латинского слова «indictio»- назначение, налог, подать) — единица отсчета исторического времени. Во времена императора Константина Великого индикт был установлен в качестве официальной меры года, по причине практичности такого исчисления.
Индиктион — 15-летний период времени, по прошествии которого римские императоры делали новое распоряжение о распределении податей.