Воля божия или попущение: как отличить?

Развитие миропонимания и культуры мышления

Вседержительность в КОБ

Попущение Божие

— пределы, в которых Бог допускает уклоняться от осуществления Промысла всем, кому в Божьем Предопределении бытия Он предоставил свободу выбора. При этом открыта возможность одним субъектам оказывать непосредственное или опосредованное воздействие, не укладывающееся в нормы праведных взаимоотношений, на других субъектов, которые сами уклонились от объективной праведности.

В зависимости от того, насколько и как кто-то уклоняется от предложенных ему Свыше норм праведности, — настолько Бог не воспрепятствует неправедным действиям и в отношении него самого и не поддержит его неправедное противодействие тем, кто действует против него в пределах Попущения. При этом Попущение в отношении каждого обусловлено достигнутым им личностным развитием: чем больше было дано Свыше человеку, чем ближе его нравственность к праведности, чем большего он достиг в освоении потенциала развития своих способностей — тем строже отношение к нему Свыше и тем строже ему самому следует быть в самодисциплине.

Однако в зависимости от того, насколько человек, даже будучи неправеден, отзывчив к обращениям к нему Бога через его внутренний мир и на Языке Жизненных знамений и взращивает в себе праведность, Попущение в отношении него может простираться в диапазоне от «демонстрационно-уведомительного» характера внезапной опасности, не наносящей однако ущерба её возможным жертвам, до уничтожительного характера ситуации по отношению к ним в случае, если они исчерпали Попущение в отношении себя; хотя при этом эти же события могут носить демонстрационно-уведомительный характер для кого-то другого. Это имеет место как по отношению к личностям, так и по отношению к обществам и человечеству в целом .

Попущение Божие во всех случаях промыслительно целесообразно, поскольку в нём Бог предоставляет возможность неправедным одуматься самим под воздействием обстоятельств, не нарушая Своею волей их свободы выбора и не подавляя их воли. Это вполне возможно, если в психике человека устойчиво работает связка «Различение от Бога —> внимание самого человека —> интеллект, направленный на переосмысление событий в Жизни и собственной нравственности».

При этом, одни и те же обстоятельства, — в зависимости от того, при каком строе психики и эмоционально-смысловом строе души человек способен удерживать себя под воздействием обстоятельств, входя в них, — могут разрешиться как в области Попущения Божиего, так и в русле Промысла либо полностью, либо в каких-то своих составляющих. И если человек такого рода неоднозначную предопределённость разрешения ситуации, возникающей казалось бы Попущением Божиим, как-то ощущает и осознаёт, то он вполне способен своею волей пройти её в русле Промысла, избегнув воздействия Попущения на себя и окружающих.

Попущение представляет собой своеобразный замыкатель обратных связей на человека: что сеешь — то и пожинаешь; во многих случаях — пожинаешь сторицей. Поэтому человек должен осмысленно относиться к тому, что приходит по обратным связям, выявлять их знак (положительная связь либо отрицательная) и изменять его на противоположный, если выявляется такого рода необходимость.

Соответственно знание о Попущении Божием как об объективном явлении в жизни общества в целом и каждого человека позволяет выявить четыре основных вида этики:

  • Эксплуатация в своих интересах Божиего Попущения, таким как оно сложилось в отношении других.
  • Субъективная оценка границ Божиего Попущения и злоумышленное введение на этой основе окружающих в область Попущения в отношении них с целью своекорыстной эксплуатации их в пределах Попущения (так построены их хозяевами все библейские культы, и на этом стоит разноликий сатанизм).

Соответственно политика растления подрастающих поколений во все времена во всех народах — не издержки свободы слова и художественного творчества, не этическая ошибка, а целенаправленный злой умысел. И пусть владельцы и работники средств массовой информации, составляющие программы телевещания и сводки новостей, деятели искусств — так называемая “творческая” интеллигенция — и прочие служители и заправилы эгрегориально-магических псевдорелигиозных и светских культов поостерегутся, поскольку вся такого рода деятельность протекает в пределах Божиего Попущения со всеми сопутствующими этому неизбежными последствиями для её сторонников и самих делателей.

  • Действия в пределах Попущения Божиего с целью пресечения чьих-либо неправедных действий после того, как неправедно действующие уведомлены о сути их неправедности, но упорствуют в своём, не внемля уведомлениям о том, что им следует жить и действовать иначе. Таково в идеале обоснование права на священную — справедливую — войну (в частности, таково обоснование исламского джихада) и на действия разнородных «инквизиций».

Однако в исторически реальной практике под лозунгами «священной войны», провозглашаемыми обеими враждующими сторонами, большей частью одни злочестивые вкушают ярость других злочестивых в пределах Божиего Попущения в отношении каждой из сторон. И соответственно — горе тому, кто, возомнив о своей праведности, начнёт “священную” войну против тех, кто более праведен, а тем более — против тех, кто истинно праведен: неизбежно придётся столкнуться с прямой, хотя, возможно, и неисповедимой для неправедных, поддержкой Богом более праведных. То же касается и всевозможных “святых” инквизиций.

  • Принципиальный отказ от не отвечающего нормам праведных взаимоотношений воздействия на других, однако возможного в пределах Божиего Попущения в отношении тех. При этом на себя возлагается обязанность уведомлять возможные жертвы Попущения о том, что они находятся в его области, указывая им пути выхода, предоставляя Богу миссию воздаяния упорствующим в неправедности. Этому учил людей Иисус и этому принципу следовал он сам, пребывая во плоти среди людей. Это — в нашем понимании — основа христианской этики: «Пойдите, научитесь, что значит милости Хочу, а не жертвы» (Матфей, 9:13) .

В обществе господство христианской, а по существу — нормальной человеческой этики (в указанном смысле) возможно, но требует и предполагает, чтобы человек был нравственно готов и умел принять к искреннему осмыслению и встречные уведомления со стороны окружающих о его собственной неправедности, дабы он мог с такого рода помощью других людей изменить самого себя.

В этом и состоит суть алгоритмики соборности как подспорья в личностном развитии.

При отказе от готовности принять к осмыслению уведомления о собственной неправедности, при неумении это сделать или при нежелании изменить самого себя, дабы искоренить неправедность в себе, неизбежен переход “отказника” к самоизоляции или “священной” войне против всех с ним не согласных ради собственного его самоутверждения в нравственно приятных ему заблуждениях и насаждения их в качестве нормы для окружающих. И в этой войне он неизбежно сгинет, если не будет как-то удержан и ему не будет Свыше предоставлена возможность одуматься, которой он воспользуется.

Чем попу­ще­ние Божье отли­ча­ется от бла­го­во­ле­ния?

В про­из­во­ле­нии Божьем раз­ли­чают два важных аспекта: бла­го­во­ле­ние и попу­ще­ние. Бла­го­во­ле­ние отно­си­тельно разум­ных существ харак­те­ри­зу­ется одоб­ре­нием их помыс­лов, жела­ний и поступ­ков, а также под­держ­кой, про­яв­ля­ю­щейся в бла­го­сло­ве­ниях и бла­го­дат­ной помощи со сто­роны Отца и Сына и Свя­того Духа. Попу­ще­ние же отли­ча­ется от бла­го­во­ле­ния тем, что оно выра­жа­ется в отно­ше­нии тех дел, кои явля­ются бого­про­тив­ными: Бог не бла­го­во­лит к этим делам, не спо­соб­ствует их реа­ли­за­ции; тем не менее, допус­кает их совер­шать.

При­ме­ром бла­го­во­ле­ния Божьего может слу­жить Его отно­ше­ние к доб­ро­де­тель­ным и умест­ным поступ­кам, совер­ша­е­мым доб­рыми анге­лами или людьми. Так, Гос­подь бла­го­во­лил к жерт­во­при­но­ше­нию Авеля, пере­се­ле­нию Авра­ама, выходу Изра­иля из Египта, стро­и­тель­ству скинии при Моисее, Храма при Соло­моне, испо­ве­да­нию апо­стола Петра, обра­ще­нию Павла и пр.

При­ме­ром же попу­ще­ния Божия явля­ется отно­ше­ние ко грехам, кото­рые Бог, конечно, не одоб­ряет, однако и не лишает зако­но­пре­ступ­ни­ков воз­мож­но­сти гре­шить. Так, Гос­подь не бла­го­во­лил гре­хо­па­де­нию Адама, и всё же не вос­пре­пят­ство­вал ему силой Своего все­мо­гу­ще­ства, не оста­но­вил его руку, потя­нув­шу­юся к запрет­ному плоду, доз­во­лил испро­бо­вать плод.

Как пони­мать выра­же­ние «на всё воля Божья»?

Данное выра­же­ние необ­хо­димо пони­мать в свете того дог­ма­ти­че­ского поло­же­ния, что никто и ничто не в состо­я­нии про­ти­во­сто­ять воле Творца. Следуя этой трак­товке, всё, что слу­ча­ется в мире сотво­рен­ных существ, слу­ча­ется только потому, что Гос­подь этого хочет или, как мини­мум, допус­кает. Доброе ли, злое ли, но всё, что ни про­ис­хо­дит, про­ис­хо­дит исклю­чи­тельно с ведома Отца и Сына и Свя­того Духа.

Тезис «на всё воля Божья» не сле­дует интер­пре­ти­ро­вать в том ложном смысле, будто Про­мысл Божий дей­ствует словно рок или фатум: не всё, что про­ис­хо­дит, должно было без­ого­во­рочно про­изойти, равно как и не всё, что не про­изо­шло, в дей­стви­тель­но­сти не могло про­изойти (см.: Судьба ).

Чело­век наде­лен разу­мом и сво­бо­дой про­из­во­ле­ния, и хотя он во многом огра­ни­чен по при­роде и инди­ви­ду­аль­ным осо­бен­но­стям, силой теку­щих обсто­я­тельств, в нрав­ствен­ном отно­ше­нии он в состо­я­нии как выпол­нять, так и нару­шать волю Творца.

В случае соот­вет­ствия жела­ний и дей­ствий чело­века Божьему закону, Бог к нему бла­го­во­лит, спо­соб­ствует испол­не­нию добрых замыс­лов.

А когда дей­ствия и жела­ния греш­ника идут враз­рез с Божьим пред­на­чер­та­нием, Бог эти жела­ния и дей­ствия не одоб­ряет. В назван­ном случае Божья воля усмат­ри­ва­ется в том, что именно Он, по Своей воле, вложил в чело­века воз­мож­ность гре­шить; с другой сто­роны, Его воля, в этой связи, про­яв­ля­ется в тер­пе­нии или дол­го­тер­пе­нии (см. подроб­нее: Для чего Бог создал людей, име­ю­щих мучиться в аду? ).

НАКАЗАТЕЛЬНОЕ ПОПУЩЕНИЕ

Причины наказательного попущения — греховная жизнь …

Преподобный Григорий Синаит

Преподобный Исаак Сирин

Посещение Божие и оставление

Если Господь посетит тебя в телесном без твоего труда, когда подвизаешься в попечении о душе своей, то по ухищрению убийцы-диавола возникает тогда в тебе помысл, что причина всего этого промышления, без сомнения, в тебе самом (по твоей заслуге). И тогда вместе с сим помыслом прекращается промышление о тебе Божие, и в тот самый час устремляются на тебя весьма многие искушения: или от оставления тебя Промыслителем, или от возобновления болезней и недугов, восстающих в теле твоем. Бог прекращает попечение Свое не за одно возникновение помысла, но за то, что ум останавливается на сем помысле. Ибо не наказует и не судит Бог человека за невольное движение, если и согласимся на время с помыслом. Ежели в тот же час прободем (отвергнем) в себе страсть и явится в нас сокрушение, то Господь не взыскивает с нас за такое нерадение; взыскивает же за нерадение, которому действительно предается ум так, что взирает на это бесчувственно и признает это чем-то должным и полезным, а не почитает сего опасною для себя заботою.

Преподобный Григорий Синаит

Причины наказательного попущения — греховная жизнь

Надо знать, что прелесть имеет три главные причины – гордость, зависть бесов и наказательное попущение. Причины же гордости – суетное легкомыслие (или тщеславие), зависти бесов – преуспеяние, наказательного попущения — греховная жизнь. Прелесть от зависти бесов и гордого самомнения скоро получает исцеление, особенно после смирения. Но прелесть наказательную – предание сатане за грех – часто Бог попускает своим оставлением даже до смерти.

Преподобный Нил Синайский

Попущение наказательное никак не лишает душу света

Не грешные только, но и ревностно старающиеся держаться всего доброго, нередко бывают оставляемы, чтобы научились терпению и твердости и избежали гордости.

Блаженный Диадох Фотикийский

Попущение Божие обучительное

Попущение Божие обучительное сначала поражает душу великою скорбью, чувством унижения и некоторою мерою безнадежия, чтоб подавить в ней тщеславие и желание изумлять собою и привести ее в подобающее смирение. Но тотчас потом наводит оно в сердце умиленный страх Божий и слезную исповедь, и великое желание добрейшего молчания. А оставление, по отвращению Божию бывающее, оставляет душу самой себе, и она исполняется отчаянием и неверием, надмением и гневом. Надлежит нам, зная то и другое попущение и оставление, во время их приступать к Богу сообразно со свойствами каждого из них: там благодарения и обеты должны мы приносить Ему, яко милостиво паказующему необузданность нашего нрава лишением утешения, чтоб отечески научить нас здраво различать доброе от худого, а здесь непрестанное исповедание грехов, непрерывные слезы и большее уединение, да, хотя таким приложением трудов, возможем умолить и преклонить Бога призреть, как прежде, на сердца наши. Ведать, впрочем, должно, что когда, при обучительном попущении, бывает у души с сатаною борьба в схватке лицом к лицу, тогда благодать, хотя скрывает себя, но неведомым помоганием содействует душе, чтобы показать врагам ее, что победа над ними есть дело одной души.

Попущение наказательное (обучительное) никак не лишает душу Божественного света, бывает же при сем только то, что благодать… скрывает от ума свое присутствие, чтобы горечью бесовскою подвигнуть душу со всем страхом и великим смирением взыскать помощи от Бога, испытывая в себе злое действие врага. Так мать дитя свое, бесчинствующее по нехотению подчиняться уставам млекопитания, на краткое время спускает его из объятий своих, чтоб оно, убоявшись окружающих его… чужих людей или зверей каких-либо, в страхе великом и слезах, в матернии опять потянулось возвратиться объятия. По отвращению же Божию бывающее попущение душу, не хотящую иметь Бога в себе, предаст бесам как бы связанною. Но мы — не подметные чада, но, как веруем, есмы истинные детища Божией благодати, редкими попущениями и частыми утешениями ею млекопитаемые, да под действием таковой ее к нам благостыни поспеем прийти в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова (Еф. 4:13).

Преподобный авва Дорофей

Истинно желающий спастись не должен быть беспечым до последнего издыхания

Не столько оставляет Бог проводящего порочную жизнь, когда он живет бесчинно, или наглого, когда он гордится, сколько Он оставляет благоговейного, когда этот делает бесчиние, и смиренного, когда он возгордится: это и значит грешить против своего устроения, и от сего происходит оставление.

Бывает, что и один помысл может удалить человека от Бога, как скоро человек примет его и подчинится ему. Поэтому истинно желающий спастись не должен быть беспечым до последнего издыхания.

Преподобный Максим Исповедник

Четыре вида оставления Божия

Есть четыре главных вида оставления Божия: иное оставление промыслительное, как то было с самим Господом, дабы кажущимся оставлением спасти оставляемых, иное оставление испытательное, как было с Иовом и Иосифом, дабы явить одного столпом мужества, другого столпом целомудрия. Иное оставление духовно-воспитательное, как то было с апостолом Петром, дабы смиренномудрием сохранить в нем преизбыток благодати. Иное, наконец, оставление по отвращению, как то было с иудеями, чтобы наказанием обратить их к покаянию. Все сии виды оставления спасительны и исполнены Божией благодати и человеколюбия.

Святитель Иоанн Златоуст

Оставление Божие есть вид промышления Его

Он <�Бог> Сам никогда не отворачивается от нас, но мы удаляем себя от Него.

Как вышедший из пристани блуждает везде, и как лишившийся света часто спотыкается, так и подвергшийся забвению от Бога постоянно предается заботам, беспокойствам и скорбям.

Бог отвращает лице Свое тогда, когда мы поступаем недостойно заповедей Его.

Оставление Божие есть вид промышления Его

Душа терзается и сердце скорбит …

Когда Он <�Бог> отступает от нас и забывает нас, душа наша терзается, сердце скорбит, люди огорчают нас, и везде для нас утесы и стремнины. Но все это попускается с полезною целью — чтобы люди беспечные, страдая от этого, тщательнее старались возвратиться туда, откуда ниспали.

Оставление Божие есть вид промышления Его. Когда Он, промышляя и имея о нас попечение, не видит надлежащего к Себе внимания, тогда на несколько времени отступает и удаляется, чтобы нерадивые, оставив нерадение, сделались ревностнейшими.

Бог не только не предает нас, но и не оставляет, если мы сами того не захотим, — послушай, что говорит: не греси ли ваши разлучают между вами и Мною (Ис. 59:2)? И еще… мы сами полагаем начало оставлению нас Богом, сами бываем виновны в своей погибели. А Бог не только не хочет ни оставлять нас, ни наказывать, но когда и наказывает, — делает это против Своего желания.

Когда мы бываем оставлены Богом, тогда предаемся диаволу, а предавшись диаволу, подвергаемся бесчисленным бедствиям.

Будем страшиться не геенны, а оскорбления Бога, потому что когда Бог, в гневе Своем, отвратится от нас, то это будет тягче геенны, хуже всего, страшнее всего.

Для того оставил добродетельных Бог, чтобы они познали, что эти подвиги они совершили не собственною силою, а благодатию Божиею.

Преподобный Ефрем Сирин

Не Он оставил тебя, но ты отогнал Его

Если введешь его <�врага> в телесный храм свой, не виновен в том Пречистый и Святой Бог. Не Он оставил тебя, но ты отогнал Его, ты ввел скверного, утратил Святого, возненавидел Царя, возлюбил мучителя, удалился от Источника жизни, прилепился к грязи, лишил себя Света, пребываешь в общении со тьмою, по лености своей предал себя врагу и скверному.

Если храм <тела> растлен и осквернен, то Святой и Пречистый Владыка немедленно оставляет храм, и на место снятого и небесного света входит скверный и водворяется там, а с ним входит и худое всегда неистовое вожделение.

Преподобный Никита Стифат

Причины оставления благодатию Божией

Всякое подвизающихся оставление благодатию бывает обыкновенно за следующие вины: за тщеславие, за осуждение ближнего и надмение добродетелями. Почему, коль скоро что-либо из сего окажется вошедшим в души подвизающихся, то это причиняет им оставление от Бога, и не избежать им праведного осуждения за это при падениях, пока, отвергши то, что было прежде причиною оставления, не убежат на высоту смиренномудрия.

Святитель Феофан Затворник

Когда отходит Господь, пытая душу, то, когда она закричит, Он скоро ворочается. А когда отходит, наказывая, то не скоро, пока не сознает душа греха, и не раскается, и не оплачет, и епитимий не понесет.

Авва Даниил

Временное отсутствие благодати Давид почитал столь полезным

Временное отсутствие благодати, или оставление Божие… святой Давид почитал столь полезным, что и не молился о том, чтобы совершенно ни в чем не быть оставленным от Бога, зная, что это и несообразно с человеческою природою и не совсем полезно для того, кто желает достигнуть совершенства, а просил только, чтобы само оставление было в меру, говоря: не остави мене до зела (Пс. 118:8). Другими словами, он как бы так говорил: знаю, что Ты для пользы оставляешь святых Твоих, чтобы испытать их, ибо иначе враг не мог бы искушать их, если бы, хотя на время, они не были оставляемы Тобою! Потому не прошу того, чтобы Ты никогда не оставлял меня, ибо это неполезно мне, иначе я не приду в чувство слабости своей и не скажу: благо мне, яко смирил мя еси (Пс. 118:71); не буду также иметь случая упражняться в брани, если неотступно будет осенять меня Твой Божественный покров.

Враг не осмелится искушать меня, охраняемого Твоим защищением, а возымеет только отсюда смелость вопить против Тебя и меня, как обыкновенно клевещет он на подвизающихся ради Тебя: еда туне Иов чтит Господа? Не Ты ли оградил еси внешняя его и внутренняя дому его, и яже вне всех сущих его окрест (Иов. 1:10). Но молю, да не оставляешь меня во всем всюду и всегда, — вконец… Ибо сколько спасительно для меня кратковременное Твое оставление для испытания постоянства любви моей, столько пагубно оставление конечное, какое заслуживаю я по грехам моим.

Инок Никодим

По поводу прививок от коронавируса

Господь научает нас Своим Словом: «… не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить, а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10:28), вместе с тем, дал и врачей, которые это самое тело должны лечить от болезней. Пандемия («поветрие») попущена Богом, как наказательное вразумление людям, рождающимся и живущим в падшем мире, за их грехи (зло), такое неоднократно происходило в прошлом, будет случаться и в будущем до Страшного Суда.

Прививка от ковидной заразы, это все-равно что от чумы, гриппа, оспы и пр. Ничего в ней противного нашей вере нет и прививаться всем нужно, чтобы не нарушить заповедь Божию: «Не искушай Господа Бога твоего” (Мф. 4:7). Это, когда многие через чур «верующие» думают, что Бог защитит и спасет их, при этом живущих по своеволию и заповедей Божиих не исполняющие, неразумные. Таких самонадеянных (прельщенных сатаной) погибло уже много и особенно в среде священства.

Если же ты добродетельным житием по воле Божией, стяжал внутрь себя благодать Святого Духа, который Своим вселением истребляет всякий страх, то можешь не защищаться от смертоносного вируса, накрывшего ныне всю землю, потому как святым вожделенна смерть, прекращающая их земные скорби (несение креста) и соединяющая с Богом. «По воле Твоей, Господи, да будет со мною» (пр. Исаак Сирин). Аминь

Когда мы искушаем Бога? Тогда, когда считаем себя заслуживающими Его снисхождения и спасения, при этом игнорируя Его заповеди, услаждаясь в похотях и страстях преходящего века сего. А когда Им попускаются за наше нечестие скорби, войны и эпидемии, вопием спаси! Но Он слышит молитвенный глас только верных чад Своих, нечестивых же отвергает. «И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его*, Он слушает нас…» Апостол Иоанн Богослов. * здесь ключевая фраза «по воле Его», т.е. Его заповедям.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: