Грехи против ближних, семьи, общества. Так называемые «мелкие грехи»


Нижеследующий список не должен рассматриваться как «инструкция», а как помощь к общему пониманию того, какие существуют грехи и наклонности, и из них ощутить настрой, к которому мы призваны, пройдя путем покаяния.

Грехи тяжкие, могущие лишить надежды на спасение 1. Гордость, презирающая всех, требующая себе от других раболепства, готовая на небо взыти и уподобиться Вышнему: словом – гордость до самообожания. 2. Несытая душа, или Иудина жадность к деньгам, соединенная большею частью с неправедными приобретениями, не дающая человеку и минуты подумать о духовном. 3. Блуд, или распутная жизнь блудного сына, расточившего на такую жизнь все отцовское имение. 4. Зависть, доводящая до всякого возможного злодеяния ближнему. 5. Чревоугодие или плотоугодие, не знающее никаких постов, соединенное со страстною привязанностию к различным увеселениям по примеру Евангельского богача, который веселился на вся дни светло. 6. Гнев непримирительный и решающийся на страшные разрушения, по примеру Ирода, который в гневе своем избил Вифлеемских младенцев. 7. Леность, или совершенная о душе беспечность, нерадение о покаянии до последних дней жизни, как например, во дни Ноя. Грехи хулы на Духа Святого Чрезмерное упование на Бога или продолжение тяжко греховной жизни в одной надежде на милосердие Божие. Отчаяние или противоположное чрезмерному упованию на Бога чувство в отношении к милосердию Божию, отрицающее в Боге отеческую благость и доводящее до мысли о самоубийстве. Упорное неверие, не убеждающееся никакими доказательствами истины, даже очевидными чудесами, отвергающее самую дознанную истину.

Грехи, вопиющие небу об отмщении за них Вообще умышленное человекоубийство (аборты), а в особенности отцеубийство (братоубийство и цареубийство). Содомский грех. Напрасное притеснение человека убогого, беззащитного, беззащитной вдовы и малолетних детей сирот. Удержание у убогого работника вполне заслуженной им платы. Отнятие у человека в крайнем его положении последнего куска хлеба или последней лепты, которые потом и кровию добыты им, а также насильственное или тайное присвоение себе у заключенных в темнице милостынь, пропитания, тепла или одеяния, которые определены им, и вообще угнетение их. Огорчение и обиды родителям до дерзких побоев их.

Далее, как помощь во время подготовки к исповеди, предложен перечень грехов, из которого вы выбираете только вами совершенные, начиная с 7-ми летнего возраста

Грехи против Господа Бога Верование снам, ворожбе, встречам и другим приметам. Сомнения в вере. Леность к молитве и рассеянность при ней. Нехождение в Церковь, долгая небытность у исповеди и Св. Причастия. Лицемерие в Богопочтении. Хула или только ропот на Бога в душе и на словах. Намерение поднять на себя руки. Напрасная божба. Обещание Богу неисполненное. Кощунство над священным. Гнев с упоминанием нечистой силы (черта). Ядение или питие в воскресные и праздничные дни до окончания Литургии. Нарушение постов или неточное соблюдение их, рабочее дело в праздники.

Грехи против ближнего. Как правило, происходят от недостатка любви, от злобы, ненависти или бесчувствия к нему и его спасению (перечень грехов, из которого вы выбираете вами совершённые, начиная с 7-ми летнего возраста): — Согрешил неимением любви к ближнему, которые проявляются: нетерпением, немилосердием, эгоизмом, мнительностью, ревностью, непостоянством в отношении к ближним, подозрительностью нрава. Подозрительность — тяжелый грех, указывающий на нехристианское устроение души человека. Христианин во всех жизненных обстоятельствах всегда должен в отношениях с ближними ставить всех других выше себя, и рассматривать поступки людей и их мотивы с лучшей стороны. Таков мирный дух. — Согрешил неимением дел любви и непонуждением себя на них, в том числе: не посещал больных, заключенных, не помогал нуждающимся, скупился на милостыню, осуждал нищих, не утешал скорбящих, не защищал невинных людей и правого дела, не хотел пожалеть ближнего, уступить ему, услужить. Дела любви должны совершаться не по самоизмышлению –«самодельный крест», а там и тогда, когда Господь через сложившиеся жизненные обстоятельства нас к тому призывает. — Согрешил нерадением о спасении ближнего. К этому греху относятся хладность и забывчивость в молитвах за ближнего. В каждом человеке нужно видеть прежде всего его бессмертную душу, а не только тленную плоть, и отношения с нашим ближним строить так, что бы способствовать укоренению его души в вечной жизни. — Согрешил непочитанием родителей. Не смирялся перед родителями, не оказывал им должного уважения и внимания, гневался, кричал, поднимал руку на них, не заботился, не покоил их старость и т. д. Непочитание родителей — нарушение пятой заповеди закона Божия: «Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» Втор. 5, 16. Но это не должно отодвигать на второй план почитание Бога: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня» Мф.10,37. — Согрешил непочитанием старших. — Согрешил невоспитанием детей в Православной вере. По учению Церкви, родители на Страшном Суде Божием ответят перед Богом за то, как они воспитывали своих детей. Поэтому христианское воспитание детей — это и вопрос спасения души самих родителей. Верующие родители должны как можно раньше крестить своего ребенка и с того времени ходить с ним в Церковь, регулярно причащать его, с младенчества молиться о нем и при нем вслух, в свое время обучить его молитвам и основам веры. Главное — своей душой, своим примером, «иерархией ценностей» в своей жизни привить ребенку христианское мировоззрение и соответствующее устроение души. — Согрешил тем, что не заботился о подчиненных и зависимых от меня людях. — Согрешил вольным или невольным убийством, в том числе абортами. Сюда относятся грехи членовредительства. Членовредительство — это вольное или невольное нанесение себе или другим увечий и рукоприкладства, в том числе действия, которые вольно или невольно привели к прерыванию беременности, выкидышу или какому-либо ущербу здоровья плода. Аборты — это смертный грех убиения невинного младенца. Церковь не различает, на какой стадии развития младенца была уничтожена его жизнь — зародыша или плода, ибо жизнь и бессмертная душа даруется человеку Господом с момента зачатия. Для Суда Божия нет различия в том, ходила ли женщина в больницу «делать операцию» или, к примеру, закопала новорожденного младенца в саду, объяснив это тем, что позора стыдится, или зарплата маленькая и жилплощадь не позволяет и т.п. За грехом аборта неизменно следует наказание Божие, особенно в старости. По канонам Церкви причастных к аборту следует на многие годы извергать из Церкви до полного покаяния и искупления. Имеющие на совести такой тяжкий грех должны покаяться в нем от всего сердца, твердо обещать Господу не только самим более никогда его не совершать, но всячески удерживать от него окружающих, и, исповедовавшись в этом грехе перед священником, принять от него епитимью — церковный наказ во искупление сего смертного греха. — Согрешил жестокостью к животным. Человек творит грех, если жестоко бьёт и мучает животных, издевается над ними, не создает им нормальных условий для жизни. — Согрешил страстной привязанностью к животным. Страстная привязанность к животным нарушает естественное, Богом заповеданное отношение между человеком и животными, о которых надо заботиться и жалеть их, и повреждает отношение человека к другим людям и к самому себе, да и вредна для самих же животных. — Согрешил ненавистью и злобой, зложелательством, зловоздаянием т.е. мстительностью, злорадством. — Согрешил гневом, вспыльчивостью. — Согрешил проклинанием (проклятием). Проклятие — грех призывания на ближнего сатанинских сил. При этом наносится великий ущерб ближнему особенно в том случае, когда этот ближний находится в духовной зависимости от проклинающего его — как, например, ребенок от родителей. Но проклинающий и сам неизбежно попадает в зависимость от нечистой силы, становится ее «законной» жертвой, ибо сам её призвал. — Согрешил непримиримостью, злопамятностью, нежеланием смирить себя перед ближним. — Согрешил нанесением оскорблений, поношением, злословием. — Согрешил раздражительностью, прекословием, укорением, упрямством, спорливостъю. — Согрешил пристрастностью. Пристрастность — это предвзятость, необъективность, «двойная мерка» в отношениях с людьми. — Согрешил клеветой, сплетнями. — Согрешил завистью. — Согрешил ложью в том числе лукавством, лицемерием, хвастовством. — Согрешил осуждением. Осуждение — чрезвычайно широко распространенный и в то же время крайне слабо осознаваемый грех. Обмирщвленное сознание считает не только позволительным, но и необходимым иметь на всё суждение, как правило, носящее осудительный характер. При этом упускается из вида не только крайняя субъективность любого индивидуального суждения, но и прямой запрет Господом греха осуждения, неоднократно повторенный в Евангелии. Так, в Нагорной проповеди Христос непосредственно связывает помилование Богом каждого человека с неосуждением им других людей: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы» Мф.7,1 — 2. В осуждении сплетаются несколько грехов. Грех гордости (несмирения), грех нелюбви к ближнему и, наконец, похищение Божественного права суда. Ибо только Творец имеет право судить Свое творение. «Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить: а ты кто, который судишь другого?»Иак.4,12. — Согрешил лицеприятием, человекоугодием, лестью. Человекоугодие — корыстное желание угодить кому-либо с целью получения каких-либо благ или привилегий, это преклонение или страх перед «сильными мира сего». — Согрешил соблазняющим окружающих поведением, в том числе желанием страстно нравиться. Нравиться из тщеславного желания внимания к себе или из желания блудного прельщения. О соблазнителях и соблазнах в Библии сказано: «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит»Мф.18,6-7. — Согрешил вольностью и дерзостью в обращении с людьми, наглостью и бесчувственностью, издевательством и насмешками, бесстыдством. — Согрешил страстным любопытством, подглядыванием и подслушиванием за людьми, желанием узнать чужие грехи и тайны. Грехи против себя. Как правило связаны со страстями чревоугодия, сребролюбия и блуда. (перечень грехов, из которого вы выбираете только вами совершённые, начиная с 7-ми летнего возраста):

— Согрешил небрежением Божьими дарами: жизнью, талантами, временем. Пустой мечтательностью, бессмысленным времяпрепровождением, пустословием, праздностью. — Согрешил пристрастием к телевизору, компьютеру, коллекционированию, спорту, чтению неполезной для души литературы и другим зрелищам и занятиям. — Согрешил небрежением о своем здоровье или чрезмерной попечительностью о своем здоровье. — Согрешил сластолюбием, ленью, расслаблением тела и чувств, многоспанием, негою, люблением телесного покоя, тунеядством. Тунеядство — это «дармоедство». Апостол Павел учит: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» 2 Фес.3,10. Сластолюбие—любовь к сладостям жизни, желание жить в наслаждениях. — Согрешил неисполнением своих повседневных обязанностей, нехранением совести относительно вещей – это нерадение о сохранении вещей, о разумном и экономичном их использовании, о качественном выполнении работы, не повредить что-либо. Сюда же относится небрежное отношение к своим обязанностям по принципу «Как-нибудь, да обойдется», «Тяп-ляп», «На скорую руку» и т.п.. — Согрешил сребролюбием, любостяжательностъю, мечтаниями о богатстве, любовью к подаркам, пристрастием к различным предметам лишающим душу свободы, расточительностью или, наоборот, ущемлением себя и ближних из-за жадности, скупости и страсти к накопительству, корыстолюбием. Сребролюбие—это страсть, при которой кумиром становятся деньги, имущество, всякое материальное богатство. Корыстолюбие — по церковно-славянски – мшелоимство. — Согрешил злоприобретением, лихоимством, хищением, воровством, выманиванием, попрошайничеством. Злоприобретение — приобретение денег, материальных благ или имущества нечестными, недостойными христианина средствами, например хитростью. Лихоимство — взятки, вымогательство и т.п. Хищение — кража государственного имущества. Воровство – присвоение себе не принадлежащего чего-бы то ни было (имущества, денег, вещей, похвалы, имени и т.д.) Святотатство – присвоение себе взятого в Церкви. — Согрешил блудом. Блуд — плотская связь мужчины и женщины, не находящихся в законном браке. Блуд является смертным грехом. По слову апостола Павла, «никакой блудник не имеет наследия в Царстве Христа и Бога»Еф.5,5. — Согрешил прелюбодеянием. Прелюбодеяние — плотская связь мужчины и женщины в том случае, если один из них или оба находятся в супружестве и при этом имеют связи с другим лицом. Прелюбодеяние является более тяжким грехом, чем блуд, ибо в этом случае кроме духовного ущерба самим этим людям наносится оскорбление их близким, а также подвергается поруганию Церковь как совершительница законного брака. — Согрешил противоестественными блудными отношениями, к таким относятся: кровосмешение — близкородственные связи, а также мужеложство, скотоложство и пр. — Согрешил рукоблудием. Рукоблудие — в любых видах удовлетворение плотского разжения. — Согрешил блудными разжжениями и всяческим сладострастием: чтением развратных книг рассматриванием соблазнительных картин и зрелищ. — Согрешил ночными осквернениями. Ночное осквернение может быть вольным, т.е. следствием невоздержанности в жизни: чревоугодия, многоспания, услаждения блудными помыслами и т. д. Также — следствием осуждения ближнего, таковое требует особого покаяния в Таинстве Исповеди. И может быть невольным физиологическим явлением без явных греховных причин. Таковое не является грехом. Но в любом случае и это не следует скрывать на исповеди. Если же случится — омыться, прочесть специальный канон или молитву от осквернения по молитвослову. — Согрешил невоздержанием в супружеской жизни, нехранением постов и праздников. Церковь возбраняет супружеские отношения в кануны праздников, воскресных дней и накануне среды и пятницы, а также в течение многодневных постов. — Согрешил нескромным воззрением и вольным поведением с лицами противоположного пола, сладострастными прикосновениями, нескромностью в одежде и украшениях; плясаниями и телодвижениями, вызывающими сладострастные чувства, похоть, душевное и психическое помрачение, соблазнительными разговорами и песнями, неумеренным смехотворством. Участием в страстных мирских развлечениях, в том числе игрой в карты и другие азартные игры. — Согрешил душевной нечистотой: блудными помыслами, медлением в них, воспоминанием грехов, невоздержанностью душевных и телесных чувств. — Согрешил курением, пьянством и употреблением препаратов и средств, вызывающих наркотическое опьянение, эйфорию, противоестественно возбуждающих, расслабляющих и одурманивающих. Это — услаждение действием наркотиков, начиная от собственно наркотических препаратов, лекарств и токсичных веществ до концентрированного чая, слушания одурманивающей музыки и т. п.. Употребление наркотических средств — смертный грех, ибо относится к греху самоубийства. Церковь не воспрещает употребление спиртных напитков в меру, но воспрещает ими упиваться, как не воспрещает еду, но воспрещает чревоугодие. — Согрешил чревоугодием, тайноядением, чревобесием, гортанобесием, многоядением, невоздержанностью в пище и питии, недовольством пищей и питием. Чревоугодие — страсть насыщения пищей и питием, когда это становится жизненным кумиром. Тайноядение — употребление пищи тайком из жадности, стыда или нежелания делиться. Чревобесие — страстное желание заполнить поплотнее желудок (чрево), съесть как можно больше. Гортанобесие — страсть вкушать особо вкусную пищу, наслаждаться вкусовыми ощущениями. — Согрешил употреблением в пищу крови животных. Неупотребление в пищу крови — одно из древнейших установлений церковного устава См.: Быт.9,4; Исх.34,15; Деян.15,20. Кровь — носитель души. Употребляя в пищу кровь животных, человек проникается животными инстинктами, помрачает душу.

Грехи против ближнего и Бога — это тоже грехи против себя


Как избавиться от грехов. 4 этапа борьбы с грехами

В некотором смысле любой грех — это грех против себя. То есть, мы прекрасно осознаём, что осознаём под ним плохой поступок, который вредит только нам. Но, если разобраться, всякий грех пагубно сказывается на участи того, кто его совершает.

Есть грехи против Бога — это, согласно Библии, нарушение первых четырёх Заповедей. Есть грехи против ближнего — поступки, которые способны навредить другому:

  • ложь;
  • доставленная душевная или физическая боль;
  • искушение.

Не будем продолжать список. И так ясен принцип. А кто же ближний? Вспомним притчу о добром самаритянине: ближний — это тот, с кем ты в данный момент пересёкся. Библия даже не говорит, что это обязательно человек.

Не уж-то среди православных христиан найдётся кто-то, считающий, что вред животному — это не проявление плохого отношения к ближнему?


Добрый самарянин из притчи помог человеку, с которым не был связан ни кровно, ни религиозно, ни национально. Это показывает, что ближним следует считать абсолютно любого, кто оказался рядом. Стало быть, грех против ближнего — это вред, причинённый кому угодно, а не только родным и друзьям. Фото: proza.ru

Одного иудея попросили за минуту объяснить суть его веры, на что тот ответил: «Не поступай с другими так, как не хочешь, чтобы относились к тебе».

Эта формула подходит и для христианства: Бог, люди, животные, природа, весь мир — всё это требует исключительно добрых дел, а не просто хождения по храму.

Если мы предпочитаем другой путь, это всегда грех. И он всегда будет обращён против самого человека. Тот, кого обидели, на том свете забудет о своих страданиях. А его обидчику ещё предстоит за них поплатиться.


7 добродетелей и 7 грехов

С грехом нужно бороться, и это постоянный процесс, а вопрос единичной победы, о чём напоминает апостол Павел:

«Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху».

(Рим. 7:14)

Десять заповедей

«Какие грехи перечислять на исповеди?» — таким вопросом задаются те, кто начинает свой путь к Господу. Спаситель дал людям десять заповедей, и нарушая их, человек грешит.

Для тех, кто не знает о заповедях, публикуем все десять для ознакомления:

  1. Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно.
  4. Помни день субботний, чтобы святить его; Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему.
  5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Что необходимо сделать перед тем, как прийти на исповедь?

Исповедь состоит из трех частей: покаяние сразу после совершения греха, воспоминание о деянии в течение дня, мольба Богу о прощении и Таинство исповеди. Миряне приходят на беседу со священником, но это не будет исповедью, даже если вы рассказали о содеянных нарушениях. Беседа перед Крещением не означает исповедь. (см. три главных правила Прощенного воскресенья)

Во время подготовки к исповеди не нужно соблюдать особого поста и произносить молитвы

До покаяния уделите внимание особым молитвам, сядьте вечером перед свечой и вспомните все свои деяния, за которые вам стыдно или вы чувствуете свою вину. Помните одного покаяния недостаточно, просите прощения у тех, кому вы причинили боль и несчастье

Обидели равнодушием или назойливостью. Не бойтесь, что не можете быстро сформулировать все нарушения закона Божия. Напишите план рассказа и постарайтесь максимально искренне признаться во всех внутренних переживаниях и бесовских мыслях, соблазнах и дурных помыслах. Если нарушение, совершенное вами, — страшное, за неделю до исповеди очиститесь с помощью поста.

Если вы забыли какой-то грех не по злому умыслу — не переживайте, он все равно будет прощен. Но Господь не простит вам их, если вы специально утаили от священнослужителя то, в чем вы свою вину чувствуете, но сказать не посмели. Перечислить все, описанные в писании, — бесполезно

Важно рассказать, кого вы обидели, какую вину взяли на себя и что вы чувствуете – исповедь требует конкретики

Священнослужители отмечают, что подробно описывать половые грехи не стоит – достаточно сказать, что согрешил прелюбодеянием.

Еще одно важное правило – не оправдывайте себя. Совершив ошибку, вина лежит на вас

Если вы не видите и чувствуете своей вины, это не значит, что вы святой. Обратитесь к Господу с просьбой указать на нарушения.

Значение исповеди

Необходимость говорить о своих грехах перед посторонним человеком смущает. Поэтому люди отказываются ходить на исповедь, считая, что Бог и так их простит. Это неверный подход. Священнослужитель выступает лишь как посредник между человеком и Богом. Его задача – определить меру раскаяния. Батюшка не вправе осуждать кого-либо, он не выгонит из храма кающегося. На исповеди люди очень ранимы, и священнослужители стараются не причинять лишних страданий.

Важно увидеть свой грех, осознать и осудить его в своей душе, озвучить перед священником. Иметь желание не повторять больше свои проступки, постараться искупить делами милосердия нанесенный вред

Исповедь приносит возрождение души, перевоспитание и выход на новый духовный уровень.

Грехи (список), православие, исповедь подразумевают познание себя и поиск благодати. Все добрые дела творятся через силу. Только преодолев себя, занимаясь делами милосердия, взрастив в себе добродетели, можно получить Божью благодать.

Значение исповеди состоит в понимании типологии грешников, типологии греха. При этом индивидуальный подход к каждому кающемуся сродни пастырскому психоанализу. Таинство исповеди – это боль от осознания греха, признание его, решимость озвучить и попросить прощения за него, очищение души, радость и умиротворение.

Человек должен почувствовать потребность в покаянии. Любовь к Богу, любовь к себе, любовь к ближнему не могут существовать по отдельности. Символизм христианского креста – горизонталь (любовь к Богу) и вертикаль (любовь к себе и ближнему) – состоит в осознании целостности духовной жизни, ее сути.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]