Различие грехов по базовым определениям: первородный, родовой, личный
Слово «грех», как эквивалент греческого слова «ἁμαρτία», означает, в буквальной интерпретации, «непопадание в цель», «промах». В этом отношении объём понятия «грех» включает два принципиально различных значения.
В первом случае термином «грех» обнимается понятие помысла, мысли, желания или поступка, совершаемого человеком (или злым духом) вопреки Божественному волеизъявлению. В этом отношении русское «грех» выступает аналогом греческого: «ἀνομία» — «беззаконие», «несправедливость».
Во втором варианте грехом именуется не конкретное (противозаконное) действие, а последствия беззакония, негативно отображающиеся на природе и личности человека. Под эту категорию «греха» подпадают первородный и родовой грех.
Первородным грехом называется порча человеческой сущности, передаваемая потомкам Адама и Евы наследственным путём, и выражающаяся в том, что все люди (исключение составляет лишь один Человек — Господь Иисус Христос, зачатый и рождённый особым, сверхъестественным образом) рождаются с повреждением по душе и по телу, удобопреклонными ко злу.
Первородный грех не делает человека лично виновным перед Богом. Он лишь способствует формированию в нём греховного расположения воли. В свою очередь греховные действия, совершаемые под влиянием первородного греха, навлекают на человека Божественный гнев, делают его лично ответственным перед Творцом.
Родовой грех, как и первородный, передается наследственным путем, от родителей к детям, от предков к потомкам. Как и первородный грех, по форме он представляет собой порчу, своего рода нравственную болезнь.
Разница в том, что первородный грех сказывается на человеческом естестве и касается каждого человека (за исключением Христа). Родовой же грех отражается не на сущности (природе, естестве человека, которое, напомним, у всех людей одно), а на индивидуальных особенностях представителей той или иной потомственной линии. Можно сказать, что фактор родового греха как бы накладывается на фактор первородного, усугубляя его (подчеркнем, что формы и степени проявления этого греха могут быть различными; положим, не обязательно сын или внук пьяницы будет иметь острую склонность к спиртному; библейская история предоставляет нам немало примеров того, сколь рельефно могут различаться между собой дети одних и тех же родителей).
LiveInternetLiveInternet
Ниже приводится перечень грехов, составленный монахами Спасо–Прилуцкого монастыря. Ежели кто не хочет вечно гореть в аду — читать обязательно! Итак, чтобы не попасть в ад, надо: не совершать, не иметь, не испытывать следующих греховных действий, мыслей, побуждений:
1. Аборт. 2. Беспричинные страхования. 3. Бесцельное коллекционирование. 4. Блуд противоестественный (рукоблудие, или онанизм, совокупление однополое, скотоложство). 5. Блудные помыслы, мечтания. Соуслаждение этим помыслам. 6. Бранные, жестокие, колкие слова. 7. В присутствии посторонних постоянная игра как на сцене, с целью обратить на себя внимание. 8. Внимание к другим качествам своего тела (осанка, стройность, атлетичность). 9. Внимание к красоте своего лица, внешности, использование косметики. 10. Возмущение сердца яростью. 11. Воровство. 12. Вражда. 13. Враньё для хвастовства. 14. Вспыльчивость. 15. Высокое о себе мнение, Самоценность. 16. Высокомерие. 17. Вытеснение Бога из ума и сердца различными пристрастиями и житейскими, суетными попечениями. 18. Гнев 19. Гордость 20. Грабёж.
21. Дерзость. 22. Длительное неучастие в таинствах Исповеди и Святаго Причащения. 23. Жажда похвал. 24. Жестокое отношение к животным. 25. Зависть (огорчение, желание зла ближнему по поводу его благополучия). 26. Зложелательство. 27. Злорадство (радость, ликование по поводу неудач, бедствия ближнего). 28. Игра в карты 29. Излишнее успокоение сном. 30. Измена супружеской верности. 31. Изнеженная жизнь (отсутствие труда телесного, привычка к многоспанию, привязанность к компфорту и т.п.) 32. Изнурение себя дополнительной работой с целью заработать побольше денег. 33. Искание лёгких путей. 34. Искание славы человеческой (уважения, похвалы, почестей, известности). 35. Исповедание ложных религий (неправославных). 36. Клевета. 37. Коварство. 38. Кощунство (осмеивание каких-либо религиозных истин). 39. Курение, пьянство, наркомания. 40. Леность ко всякому доброму делу, особенно к молитве.
41. Лицемерие (разыгрывание из себя благочестивого человека, делать добрые дела напоказ). 42. Ложь. 43. Лукавство, хитрость, бессовестность. 44. Любодеяние 45. Любостяжание 46. Малодушие. 47. Малодушная боязливость. 48. Мшелоимство (приобретение предметов роскоши). 49. Мысли о самоубийстве. 50. Наглость, хамство. 51. Нанесение побоев. Убийство. 52. Неблагоговейное отношение к святыням. 53. Неблагодарность Богу за всё случающееся. 54. Небрежность. 55. Неверие в Бога как в Промыслителя, Попечителя о нашей жизни 56. Неверие в Бога, как в Вездеприсутствующего, Всевидящего. 57. Невнимание, рассеянность в молитве. 58. Невоздержанность супругов в период поста, накануне воскресных, праздничных дней. 59. Невоспитание детей в Православной вере. 60. Нежелание иметь истинного познания о Православной вере. 61. Незаконные связи до брака. 62. Немилосердие к нищим, нуждающимся. 63. Ненависть. 64. Неповиновение начальникам, гос. властям и др. 65. Непосещение храма в воскресенье и праздничные дни. 66. Непочитание родителей, отказ помогать им. 67. Непочтительное отношение к гос. властям, начальникам, блюстителям общественного порядка, военнослужащим, старшим по возрасту. 68. Непрестанное объядение. 69. Несамоукорение (не считать себя виновным, когда постигают неудачи, несчастья, скорби). 70. Несоблюдение постов. 71. Нетерпеливость в любом деле. 72. Нетерпение обличений, вразумлений, упрёков. 73. Неумеренное разговение в Рождество, Пасху (пьянки, гулянья, хождение по гостям). 74. Обман с целью наживы. 75. Обращение за помощью к служителям сатаны (колдуны, ворожеи, экстрасенсы, гипнотизеры, биоэнергетики, кодировщики и т.п.). 76. Огорчение души, утрата хорошего настроения по различным поводам (мало поел, или невкусно, потерял вещь, деньги; нет возможности отдохнуть; не уважают, ругают и т.п.) 77. Оскорбить, разгневать ближнего, причинить ему досаду, недовольство. 78. Отрицание суща (атеизм) 79. Отчаяние (отсутствие надежды на Бога в постигших несчтастиях). 80. Памятозлобие (питать злобу за нанесенную обиду).
81. Печаль. 82. Плотоугодие 83. Подглядывание, подслушивание, чтение чужих писем. 84. Поломка вещей в гневе. 85. Посещение мавзолея, возложение цветов памятникам вождям революции. 86. Поспешность в молитве. 87. Потеря смысла жизни. 88. Праздное препровождение времени (турпоездки, рестораны, дискотеки, концерты, азартные игры, спортивные состязания и т.п.). 89. Праздномыслие (пустые фантазии, воспоминания, мысленные диалоги). 90. Празднословие, шутки, кощуны, сплетни. 91. Предпочтение себя всем. 92. Предчувствие чего-то ужасного. 93. Презрение ближнего. 94. Прекословие. 95. Привычка вмешиваться в разговор. 96. Привычка угождать себе вкусною пищею. 97. Пристрастие к деньгам, имуществу. 98. Пристрастие к некоторым вещам (любимая чашка, ваза, и т.п.) 99. Проклинать ближнего, желать ему смерти, несчастий. 100. Проклинать себя, желать себе смерти, несчастий.
101. Проклинать человека в гневе, желать ему смерти, несчастий. 102. Разглашение чужих слабостей, скверных поступков. 103. Разговоры в храме. 104. Расположение к мирским наукам, стремление преуспеть в них для приобретения земных почестей. 105. Ропот (сетовать на свою худую судьбу, обвинять ближних в своих неудачах; считать все неприятности незаслуженными). 106. Самолюбование. 107. Самооправдание: после совершенного греха оправдывать себя, забывая о покаянии; когда кто-либо обличает пытаться оправдываться, изыскивать причины, слагать вину с себя. 108. Святотатство (пренебрежительное отношение, глумление над храмом, крестом, иконой и другими священными предметами). 109. Склонность к лидерству, желание повелевать. 110. Склонность к спорам. 111. Склонность обращать на себя внимание (шутить, острить, оригинальничать; броско одеваться). 112. Склонность унижать бдижнего. 113. Скупость, жадность. 114. Смехотворство. 115. Соблазнение ближнего на грех (расплачиваться водкой, обнажать свое тело на пляже, носить короткую, нескромную одежду и т.п.) 116. Сожительство в браке, не освященном Таинством Венчания. 117. Сомнение в существовании ада, вечных мук. 118. Сомнение или неверие каким-либо другим истинам Православной веры. 119. Сомнения в существовании загробной жизни 120. Спор, переходящий в скандал, возмущающий сердце гневом.
121. Страстное желание обогатиться. 122. Стремление выглядеть не хуже других, приобретение для этого модной одежды, вещей, богатой мебели, посуды, автомобиля и т.п. 123. Стремление учить других, указывать, давать советы. 124. Стыд исповедывать свои грехи, сокрытие их на Исповеди. 125. Суеверие (вера приметам, снам; вера в сглаз, порчу; боязнь перед колдунами). 126. Считать себя необыкновенным человеком, наделенным какими-то способностями, умом, знаниям, силой, красотой и т.п. 127. Считать себя перед Богом праведным, достойным Царствия Небесного ради собственных добродетелей. 128. Танцы. 129. Толкание в гневе. Побои. Убийство. 130. Трудность просить прощения. 131. Тщеславие 132. Удрученное состояние души, бессилие, апатия. 133. Уклонение от службы в Вооруженных силах. 134. Уныние 135. Упоминание без нужды нечистой силы; чертыхание. 136. Упоминание имени Божия, святых угодников Божиих в суетном разговоре. 137. Упрямство (нежелание уступить, когда это возможно). 138. Участие в демонстрациях. Празднование Нового Года (приходится на Рождественский пост). 139. Участие в пионерских, комсомольских, партийных и других организациях, отрицающих бытие Божие. 140. Фамильярность (вольное обращение с окружающими). 141. Халатное выполнение своих обязанностей на работе и дома. 142. Хвастовство 143. Худо говорить о ближнем. 144. Частые, ненужные прогулки, посещения друзей. 145. Человекоугодие, лесть, комлименты; воздавать похвалы, почести людям ради своих целей или из страха перед начальником. 146. Чтение книг на греховную тему, просмотр телепередач, фотографий.
livejournal.com/416007.html
Различие грехов по степеням тяжести вины и ответственности перед Богом: смертные и иные
По большому счёту смертными грехами могут именоваться все те те грехи, которые не омыты покаянием. Ведь любые грехи отталкивают человека от Бога, а вне Бога он не в состоянии достичь вечного спасения, удостоиться вечного блаженного покоя на Небесах.
Но существует и практика более тесного употребления понятия «смертный грех». В рамках такого употребления смертными грехами традиционно называются лишь наиболее тяжкие преступления, те, что особенно сильно влекут человека к духовной смерти, адовым безднам и вечной погибели. К таковым относится, например, человекоубийство, самоубийство, заигрывание с потусторонними силами.
Помимо явно злодейских деяний перечень смертных грехов дополняют и такие, которые в очах многих людей даже и не выглядят опасными. Тяжесть этих грехов проявляется не в однократном совершении, а в том, что при неоднократном их повторении они способствуют формированию и развитию греховных страстей: блуда, чревоугодия, пьянства, сребролюбия, гнева, уныния, гордости, тщеславия и других.
Страсть же сильна и опасна тем, что пленяет и сковывает человеческое произволение. Предмет греховной страсти нередко играет для человека роль своеобразного идола. Растрачивая силы и время на удовлетворение страстных стремлений, грешник становится невнимательным к исполнению религиозного, духовно-нравственного долга.
Наиболее опасным родом греха считается хула на Святого Духа. Как следует из предостережения Господа Иисуса Христа, в случае покаяния и обращения к Богу человеку простятся любые грехи, в том числе смертные, за исключением одного: хулы на Духа (Мф.12:31).
Но даже и этот вид злодеяния не лишает беззаконника возможности унаследовать Царство Славы. В противном понимании получалось бы, что любому, пусть даже и бывшему атеисту, одна дорога — в ад; но это не так.
Другое дело, что возводя брань против Святого Духа, нечестивец сам возводит стену, препятствующую осуществлению личного спасения. Ведь очищение и освобождение от греха возможно не иначе как при содействии благодати Святого Духа. Поскольку же Бог никого не спасает насильно, а грешник, хуля Духа Святого, тем самым отказывается от Его благодати, постольку он и не может очиститься, сделаться праведным и святым.
Животность
Данный порок характеризует людей, которые живут исключительно для себя, удовлетворяя все свои «животные», первичные потребности. Часто они глупы и невежественны.
Еще один весьма страшный порок человека – жадность. Это может быть как просто скряжничество, так и жажда накопления богатства, желание владеть как можно большим количеством ценностей и материальных благ. Такие люди никогда ничем не делятся, а чувство щедрости им просто чуждо.
Следующий порок человека, который, к слову, иногда бывает весьма трудно распознать. Лицемерные люди в каждой ситуации выбирают удобную для себя позицию, дабы извлечь максимальную выгоду. Подобные персоны надевают «маску», чтобы выглядеть в глазах «нужных» людей лучше, чем есть на самом деле.
Следующий порок человека – зависть. Часто проявляется во враждебности и неприязни к некому человеку, достигшему больших высот. Чужое благополучие затмевает разум завистнику и вводит в постоянное состояние недовольства собой и своим достатком.
Грехи, совершаемые в ведении или неведении
Грехи, совершаемые по неведению, суть те, совершая которые, человек не знает или даже не догадываться, что он нарушает Божий закон.
Собственно, по большей части о греховности своих помышлений, желаний известно даже и тем, кто совершенно далёк от религии. Естественный нравственный закон вписан в самое естество человека и обнаруживается в голосе совести. Если человек живет неправедной жизнью, голос совести в нём притупляется, хотя и не исчезает совсем. В некоторых случаях человеку с прожженной совестью бывает трудно отличить греховное деяние от не греховного.
Между тем существуют и такие виды грехов, выявить беззаконность которых на основании свидетельства совести или крайне трудно, или невозможно. К таким грехам относится, положим, проповедование искаженного учения о Боге. С одной стороны, проповедниками ложного вероучения могут быть злостные еретики, и с таких людей — спрос особый. Но с другой стороны, ложно исповедовать веру может и запутавшийся (в том числе под влиянием наставников-еретиков) христианин. Этот грех, как и другие, врачуется покаянием.
О скульптурах
Если хочется рассмотреть вблизи все пороки человечества, стоит съездить в Москву и побывать на Болотной площади. Именно там, в 2001 году, была открыта серия памятников, посвященных негативным сторонам характера человека. Называется данная композиция «Дети – жертвы пороков взрослых». Двое детей играют в прятки, а их окружают 13 скульптур трехметрового роста с головами рыб или животных. Как рассказал автор Михаил Шемякин, это сделано нарочно, потому что пороки человека принято изображать в гипертрофированных образах. Памятники расположены в строгом порядке. Среди них можно найти воровство, проституцию, наркоманию, невежество, алкоголизм, лжеученость, садизм, равнодушие, пропаганду насилия, эксплуатацию детского труда, войну и нищету. Один памятник – для беспамятных.
Что такое человеческие пороки
В религиозном и нравственном понятии порок определяется как постоянное и неудержимое стремление к совершению греха определенного типа. Постоянные мысли об этом являются греховной страстью.
Владимир Даль в своем толковом словаре описал порок как духовный и нравственный недостаток, действие, противоречащее добру и истине. Это зло и ложь, как качество и свойство человека, нравственное извращение и преднамеренное искажение реальности. Порок определяется наклонностью к дурной жизни, к худу.
Телесный порок в виде уродства, физических недостатков не относятся к греховным деяниям. Они созданы природой. Калека часто является праведным человеком, истинно верующим и соблюдающим все Законы Божии.