Краткое толкование
Истолковать седьмой Псалом коротко можно так:
- Давид молиться Богу, потому что слишком взволнован делом Хуса из племени Вениамина
- Царь уповает на Бога и только от Него ждет для себя избавления
- Просит, чтобы враг не растерзал его подобно льву
- Давид просит Бога проверить его, есть в нем хоть какая-нибудь неправда
- Если есть, то говорит о своем согласии в том, чтобы его настигла Божья кара и Его суд, пусть враг догонит его и убьет
- Мужчина взывает к Господу о том, чтобы Он пробудился и воздал его врагам по их делам
- Давид просит подкрепить (поддержать) праведников, потому что то и дело испытывает на себе гонения
- Бог строго спрашивает с человека, судит его и обличает. И если после этого он не меняется, продолжает упорствовать, то посылает на него свои орудия – меч и лук. Лук имеет огненные наконечники
- Происходит описание того, как нечестивые роют яму, чтобы уловить туда невиновного, но сами же попадают в нее
- Давид заканчивает Псалом прославлением Бога.
Седьмой Псалом состоит из 18 стихов и 19 предложений. Находится на страницах 570 и 571 Библии синодального перевода.
У того кто на «вершине горы», на виду у всех — врагов и завистников, как правило, хватает с избытком. Причем, не просто инертных и пассивных, но очень активных в отношении причинения зла объекту для ненависти.
И казалось бы, ну зачем Богу о них рассказывать, ведь есть меч, есть соратники и друзья. Однако Давид «плакался в жилетку» Богу, и это – нормально: это означает, что Бог был для него – реальной личностью и единственным, Кому он мог доверить всё самое сокровенное из того, что имел в самом себе. Человекам — не мог, а Богу своему доверял в абсолюте. Настолько ли реален Бог для нас?
7:4,5 Господи, Боже мой! если я что сделал, если есть неправда в руках моих, 5 если я платил злом тому, кто был со мною в мире, — я, который спасал даже того, кто без причины стал моим врагом,
Часто мы и сами не знаем наверняка, согрешили ли мы с точки зрения Бога или нет. Потому Давид и говорит Богу: «
ЕСЛИ я (с Твоей точки зрения) делал что-то преступное – то ТОГДА пусть враг меня уничтожит, и это будет справедливо. Давид не старался уходить от ответственности за свои поступки. Интересно заметить, ЧТО для Давида было злом: неправда в руках ЕГО, а не кого-то, собственные неправедные дела волновали царя; причинить зло «со спины» — тому, кто не ожидает – Давид тоже не хотел. Давид не знает за собой коварства, напротив, даже врагам своим — он спасал жизни и, подобно Иову, он говорит о том, что иногда случалось в сложных отношениях между ним и теми, кто оказывался на его жизненном пути и кто без причины становился ему врагом (т.е. не по вине Давида)
7:6 то пусть враг преследует душу мою и настигнет, пусть втопчет в землю жизнь мою, и славу мою повергнет в прах.
Эти слова — не попытка оправдаться или показать себя сверх благородным: что было — то было, просто Давид констатирует факты своей невиновности пред теми, кто без причины становился ему врагом
7:7,8 Восстань, Господи, во гневе Твоем; подвигнись против неистовства врагов моих, пробудись для меня на суд, который Ты заповедал, — 8 сонм людей станет вокруг Тебя; над ним поднимись на высоту.
Давид старается жить по Божьим представлениям о жизни, потому не боится суда Божьего, который непременно придёт на всё человечество и на него, в том числе. Более того, он ЖЕЛАЕТ быть судимым Богом. Надо сказать, что Давид был уверен в защите Бога и в том, что нет в нём корня зла и порочности, за который бы он пред Богом был достоин осуждения и наказания. Для такой уверенности — нужны основания и у Давида они были: Давид считал себя непорочным, Бог любил Давида и сам он ЭТО знал, хотя другие могли и сомневаться в этом, глядя, сколько проблем выпадало ему и как иногда поступал Давид. Да, Давид попадал во многие неприятности из-за собственных ошибок. Но не ошибается только тот, кто ничего не делает. А Давид старался делать много для Бога и народа Его.
7:9 Господь судит народы. Суди меня, Господи, по правде моей и по непорочности моей во мне.
Очень важная деталь – «по
МОЕЙ», а не по чьей-то непорочности просил Давид судить себя самого. У каждого — своё представление о непорочности, своя непорочность и свои силы для её поддержания. И Бог, зная индивидуальные особенности каждого, будет судить каждого строго индивидуально и наказание за один и тот же проступок может быть разным.
Например, школьника провоцируют на скандал или драку. Одного, например, быстро выведут из себя и он из 10 провокаций – 3 раза подерётся. Другого не смогут вывести ни разу. Будет ли первый порочнее другого в глазах Бога? Необязательно. Ибо Бог судит смотря по тому, КТО и ЧТО ИМЕЕТ на момент обозревания непорочности. Если, к примеру, первый – эмоционален, был несдержан, драчлив и взрывался как вулкан до того, как ему стать христианином, то НЕ подраться ПЕРВОМУ всего 3 раза из 10 — может быть в глазах Бога более ценным, чем НЕ подраться НИ РАЗУ — второму, который никогда не был драчлив, всегда был спокоен и невозмутим по жизни, как крокодил.
Почему может быть такая разница в оценке непорочности — Богом? Потому, что НЕ подраться невозмутимому и спокойному школьнику не представляет никакой трудности и не требует усилий, для него не подраться, а, к примеру, уйти, не обратить внимание на провокации — это природно. А вот НЕ подраться школьнику, взрывному, как вулкан – требует колоссальных усилий его воли для того, чтобы порадовать Бога, не подравшись.
Потому и оценится больше первый: первый ради прославления Бога своим поведением подвизается личными усилиями против греха. Второй – не ради славы Божьей, а по природе не дерётся. И так — во всём: кто-то от природы не может или не хочет пить спиртное, а кто-то борется ежедневно с тем, чтобы не пить (не курить, не ругаться и т.д). У всех УРОВЕНЬ НЕПОРОЧНОСТИ слишком разный, чтобы одного — в сравнении с другим измерять.
Радует обстоятельство, что Бог будет нас всех измерять по меркам НАШЕЙ личной степени непорочности.
7:10 Да прекратится злоба нечестивых, а праведника подкрепи, ибо Ты испытуешь сердца и утробы, праведный Боже!
Семь раз упавший праведник и вставший — не менее ценен пред Богом, чем три раза упавший и вставший, ведь упавших объединяет одно – они не желают оставаться в грязи своего падения, они поднимаются, приобретая опыт праведников.
7:11 Щит мой в Боге, спасающем правых сердцем.
Блажен тот, для кого Бог — защитник и друг, а не карающий меч. Но для этого надо быть правым сердцем. Суд у Бога по правде — не так как у людей, ибо люди всегда найдут себе оправдание в очах своих.
7:12 Бог — судия праведный, и Бог, всякий день строго взыскивающий,
Давид знал, что Бог в состоянии проверить сердца, поэтому и доверял Ему себя всецело несмотря на то, что Бог — строго взыскивающий каждый день. Как говорил Иов — тот, кто искренне и нелицемерно любит Бога – тот не боится ответить пред Ним за свои дела, ибо старается их делать в согласии с Его волей.
7:13,14 если [кто] не обращается. Он изощряет Свой меч, напрягает лук Свой и направляет его, 14 приготовляет для него сосуды смерти, стрелы Свои делает палящими.
Давид знал о том, что Бог прощает многое,
если перестают делать зло (обращаются к Нему. Но если нет, если упавшему больше по нраву оставаться в состоянии падения и ничего не предпринимать для того, чтобы подняться – таких ожидает смертная «казнь» как преступивших Божьи заповеди.
7:15 Вот, [нечестивый] зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь;
Интересен механизм рождения лжи: зачинают неправедность, носят во чреве злобу и рождается ложь . Три сестрички не живут отдельно: где неправедность – там злоба и ложь приживаются. Если человек лжив — значит, он и зол. Если зол – значит и лгать любит. Неправедный — в итоге.
7:16 -18 рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил:17 злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадет на его темя. 18 Славлю Господа по правде Его и пою имени Господа Всевышнего.
Не рой яму другому — гласит народная мудрость и этот текст Давида перекликается с ней: что посеет человек, то и пожнёт. Давид славит Бога за то, что Он знает всех лжецов, всех злых и неправедных. Даже если такие люди будут думать, что кому-то сумеют причинить зло (выроют ямку) – в итоге сами в своей злой ямке и окажутся: участь их будет плачевна,
ибо как бы не преуспевал злодей на своём пути в веке этом, конец ему от Бога уже уготован.
Детальное толкование
Седьмой Ветхозаветный Псалом можно поделить на 8 частей:
- Давид исполняет плачевную песнь по одному из самых тяжелых событий в его жизни (стих 1)
- Просит у Творца помощи в том, чтобы ему защититься от всех своих врагов (стихи 2 и 3)
- Царь просит наказать его, если в его действиях была какая-то неправда или несправедливость по отношению к другому человеку (стихи 4-6)
- Давид просит Бога подвергнуть его врагов гневному суду (стихи 7 и
- Мужчина готов подвергнуть свои действия Божьему суду, потому что уверен в свое правоте перед Ним (стихи 9-11)
- Бог каждый день испытывает людей на доброту, честность и другие поступки (стихи 12-14)
- Нечестивый сам попал в яму, которую выкопал для другого (стихи 15-17)
- Давид прославляет Господа (стих 18).
Деление можно считать условным. Оно делано для того, чтобы лучше понять значение Псалма.
Часть 1 – Плачевная песнь Давида
Стих 1
Она плачевная, потому что мужчине приходится переживать незаслуженные гонения. Событием для печали послужил случай, который произошел с Хусом из племени Вениаминова. Доподлинно не известно, кем был этот Хус и что, собственно, произошло. Но историки предполагают, что это мог быть Саул, который рожден в колене Вениамина и стыл царем израильским до Давида. При правлении Саула Давид был вызван к дворцу, чтобы играть царю на арфе для его успокоения.
Вскоре Давид прославился своей силой, победив великана по имени Голиаф. И в Сауле взыграла зависть. Много произошло событий в жизни парня, он стал преследуемым Саулом, потому что тот хотел убить его. Возможно в это время и был написал этот Псалом. Потому что ему тогда было на самом деле очень тяжело. Оттого песнь и получилась плачевной. Ведь он ничего плохого Саулу не сделал, не собирался отбирать царство или начинать заговор. Однако был гоним Саулом и его войском.
Параллельных стихов из Библии нет.
Часть 2 – Давид просит избавления от всех его врагов
Стих 2
Царь уповает на Господа в том, что Тот избавит его от недругов, потому что сильным стало в то время давление со стороны неприятелей Давида.
Параллельных стихов из Библии нет.
Стих 3
Мужчина сравнивает своего врага со львом, который при нападении терзает душу (тело) своей жертвы. Давид просит Бога защитит его от этого.
Параллельных стихов из Писания нет.
Часть 3 – Давид просит Бога проверить его, есть ли в нем какое-то беззаконие
Стих 4
Несмотря на то что Давид был праведником и поступал согласно Божьим заповедям и повелениям, он все же сомневается в том, что абсолютно все было сделано им без какого-либо постороннего умысла, кроме того, как угодить Богу. Поэтому он просит Творца, если есть, найти в нем неправду.
Параллельных стихов из Слова Божьего нет.
Стих 5
Давид просить Бога проверить, «отплатил» ли он когда-нибудь человеку, бывшему с ним в мире, злом. Действовал ли он не по совести. Мужчина припоминает случай, когда он спас какого-то человека, а тот впоследствии стал его врагом.
Параллельных стихов из Слова Божьего нет.
Стих 6
Поэтому Давид с уверенностью говорит, что если найдется в нем что-то неправедное или неугодное Богу, то пусть Господь больше не защищает его от врагов, пусть враги:
- продолжают преследовать его,
- догоняют его,
- «втаптывают в землю жизнь мою» нужно понимать, как убьют,
- и повергнут славу Давида как великого царя израильского, одержавшего много побед в войнах с неприятелями, в ничто.
Параллельных стихов из Библии нет.
Часть 4 – Давид просит праведного суда над его врагами и признает Бога всемогущим
Стих 7
Мужчина просит Господа восстать и называет своих врагов неистовыми, что значит крайне несдержанными в проявлении своей ярости против него, находящиеся в состоянии исступления и сильные в том, что делают. Даже ему со всем своим многочисленным войском не справится с таким неистовством. Поэтому он обращается к Господу и просит его пробудиться на суд. Но это значит, что Бог спал, и Давид его будил. Такого просто не может быть. «Пробудись» здесь означает – начни свой суд, которого еще не было.
Параллельных стихов нет.
Стих 8
Бог поднимается над людьми, которые как сонм встают вокруг него. Сонм – множество, собрание. «Поднимись в высоту» означает, руководи ими, сверши свой праведный суд, решение которого невозможно будет оспорить.
Параллельных стихов из Слова Божьего нет.
Часть 5 – Давид просит Бога судить его не по его ошибкам и грехам, а потому, что хорошего сделано им
Стих 9
Давид обращается к Господу, который судит все народы, за тем, чтобы попросить у него суда над собой. Но просит сделать это не по его ошибкам или промахам, как человека и правителя, а согласно его непорочности – целомудрию и девственности (мышлению, которое не подвержено мирскому, а совпадает с Божьими мыслями и соображениями).
Параллельный стих из Писания:
- Пс 25:1 – Давид утверждает, что ходит перед Богом непорочно, уповает на Него и потому, просит рассудить справедливо, согласно его поступкам, мыслям и поведению.
Стих 10
Пусть кончится вся злость нечестивцев, которую они изливают на Давида – просит царь у Бога. А праведных людей подкрепи – помоги, направь их пути так, чтобы им не ошибаться в каждодневном выборе и не идти на компромисс с грехом. Бог испытывает сердце каждого человека, и Давид это знает. Потому что часто именно его сердце было испытано Господом. Но он не боялся подвергнуться такому испытанию, потому что знал, что следовал Божьей воле ровно настолько, насколько мог.
Параллельные стихи из Писания:
- Иер 11:20 – Пророк Иеремия утверждает, что Бог является праведным судьей и если судит, то только справедливо. Он доверил дело отмщения Богу и верит, что Его суд более совершен, чем это было бы сделано самим пророком. Он не знает, чем наполнено сердце каждого человека, поэтому считает, что лучшим судьей для каждой плоти на земле может быть только Бог.
- Откр 2:23 – Бог назван тем, кто испытывает не только сердца, но и внутренности. То есть, всего человека в целом, вместе с его мыслями, переживаниями, планами и действиями. И воздает каждому человеку по тем делам, которые он успел совершить до суда.
Стих 11
Бог спасает «праведных сердцем» – людей, которые следят за тем, чем наполнено их сердце: есть ли в нем злоба или завить, а может ненависть или недоброжелательное отношение к кому-либо. Людей, которые постоянно сравнивают свое поведение с тем, чего ждет от них Господь, таких Творец спасает. Поэтому Давид называет Его в этом стихе своим щитом, потому что только щит может защитить человека от стрел и иного оружия. Царь часто сравнивает Бога со щитом, потому что является воином и знает, насколько хорошо иметь при сражении щит, который не раз спасал тысячи людей от верной гибели.
Параллельных стихов из Библии нет.
Часть 6 – Что происходит с теми, кто после Божьего взыскания не принимает решения оставить свои грехи и следовать за Ним?
Стих 12
Давид называет Бога праведным судьей, потому что Он судит по справедливости, без лицеприятия, всех одинаково, несмотря на положение человека, его ранг или вес в обществе. Все эти атрибуты земно жизни для Бога как ничто. Для всех суд един. Царь уверен, что Бог взыскивает строго. То есть, человеку, который решается следовать Божьему пути, необходимо полностью посвятить себя совершенно новой жизни, оставив позади все то, что раньше отдаляло его от Творца.
Параллельных стихов нет.
Стих 13
Давид описывает то, что происходит с людьми, которые не перестали грешить и после серьезного Божьего взыскания, решили оставит все как есть. Для них у Господа есть два орудия:
- меч, который Он обнажает (библия тоже сравнивается с обоюдоострым мечом, который будет судить все народы, поэтому Писание – не только путеводитель по жизни, но и инструмент для Судьи)
- лук, который Он напрягает для того, чтобы направить на человека, не желающего выбрать добро и Божью судьбу для своей жизни.
Параллельных стихов из Слова Божьего нет.
Стих 14
Стрелы, которые Бог выпускает из своего лука, палящие, то есть на их острие горит огонь. Для людей, не повинующихся Господу и выбирающих служить дьяволу, уже приготовлены сосуды смерти, которые многим людям представляются как большие котлованы с кипятком или еще чем-либо другим. Но это выражение лучше понимать, как место, в котором будут находиться все те, кто решил противиться Богу.
Параллельных стихов из Библии нет
Часть 7 – Грешник роет яму для другого человека, но сам попадает в нее
Стих 15
В стихе описано, как действует грешник: зачинает неправду (в голове созревает мысль о каком-либо плохом действии), потом в процессе такого зачатия пребывает в злобе, а после рождает ложь (поступок имеет свое физическое выражение). Процесс вынашивания греха сравнивается с накоплением злобы в сердце и похож на вынашивание младенца женщиной. Только промежуток между зачатием и родами у грешника наполнен злобой, поэтому на свет появляется ложь.
Параллельные стихи из писания:
- Иов 15:35 – Иов, человек, переживший великое испытание в своей жизни, говорит, что сначала зачинается, подобно ребенку, зло, а потом рождается ложь.
- Ис 59:7 – Пророк Исайя так описывает действия грешников: они бегут ко злу, спешат для того, чтобы пролить невинную кровь, при этом мысли их нечестивы, путь их выложен гибелью и опустошением.
Стих 16
Как часто в школе дети слышат пословицу о том, что не стоит рыть яму другому, потому что сам в нее попадешь. Она заимствована именно из этого стиха. Как и множество других пословиц и поговорок русского фольклора. Ранее они были Божьей мудростью, но уже стали достоянием народа, но не стоит забывать, кто сказал это однажды. Ведь Давид не говорил от себя, он много пророчествовал и говорит то, что слышал от Бога.
Параллельные стихи из писания:
- Пс 9:16 – В стихе описан целый народ, который выкопал яму, наверно для другого народа, и сам же в нее угодил. Еще сравнение этой ситуации происходит с сетью, которую они спрятали, но потом сами же в ней и запутались.
- Пс 56:7 – Давид поет о том, что враги приготовили для него сеть и вырыли яму, но сами упали в нее.
Стих 17
Давид делает вывод, почему происходит именно так, что злодей, роя яму другому, обязательно сам попадает в нее. Потому что злоба, которую человек копит в себе, всегда падает ему же на голову или темя. В жизни многие называют такие случаи «бумерангом» или «карой небесной», приговаривая «так тебе и надо». Но это не просто жизненный принцип, а Божье предопределение. Господь решил, что со злодеями будет происходить именно так.
Параллельных стихов из Писания нет.
Часть 8 – Давид проставляет Господа
Стих 18
Давит славить Бога по Его правде, по тому, что Бог справедлив и наказывает злого человека его же оружием. Это постановление вечное, так будет происходить всегда. Человек, который желает уловить другого, сам будут улавливаем, притом своей же созданной уловкой. За такую мудрость Давид и прославляет Бога, благодарит Его.
Параллельных стихов из Писания нет.
Псалмы 7 и 8 с толкованием Афанасия Великого
Псалом Давиду, егоже воспет Господеви о словесех Хусиевых, сына Иемениина, 7
Господи Боже мой, на Тя уповах, спаси мя от всех гонящих мя и избави мя: да не когда похитит яко лев душу мою, не сущу избавляющу, ниже спасающу. Господи Боже мой, аще сотворих сие, аще есть неправда в руку моею, аще воздах воздающым ми зла, да отпаду убо от враг моих тощ. Да поженет убо враг душу мою и да постигнет, и поперет в землю живот мой, и славу мою в персть вселит. Воскресни, Господи, гневом Твоим, вознесися в концах враг Твоих, и востани, Господи Боже мой, повелением, имже заповедал еси. И сонм людей обыдет Тя, и о том на высоту обратися. Господь судит людем: суди ми, Господи, по правде моей, и по незлобе моей на мя. Да скончается злоба грешных, и исправиши праведнаго, испытаяй сердца и утробы, Боже праведно. Помощь моя от Бога, спасающаго правыя сердцем. Бог Судитель праведен и крепок, и долготерпелив, и не гнев наводяй на всяк день. Аще не обратитеся, оружие сего очистит, лук Свой напряже и уготова и, и в нем уготова сосуды смертныя, стрелы Своя сгараемым содела. Се боле неправдою, зачат болезнь, и роди беззаконие: ров изры, и ископа и, и падет в яму, юже содела. Обратится болезнь его на главу его, и на верх его неправда его снидет. Исповемся Господеви по правде Его и пою имени Господа Вышняго.
В конец, о точилех, псалом Давиду, 8
Господи, Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли, яко взятся великолепие Твое превыше небес. Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу, враг Твоих ради, еже разрушити врага и местника. Яко узрю небеса, дела перст Твоих, луну и звезды, яже Ты основал еси. Что есть человек, яко помниши его? Или сын человечь, яко посещаеши его? Умалил еси его малым чим от ангел, славою и честию венчал еси его. И поставил еси его над делы руку Твоею, вся покорил еси под нозе его. Овцы и волы вся, еще же и скоты польския, птицы небесныя, и рыбы морския, преходящия стези морския. Господи, Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли.
Толкование Афанасия Великого
Псалом 7
Пс.7:1. Псалом Давиду, егоже воспет Господеви о словесех Хусиевых, сына Иемениина.
Хусий, первый друг Давидов, послан был Давидом к Авессалому противодействовать Ахитофелу, подававшему советы против Давида. Он, оставив Давида и притворясь изменником, когда Авессалом требовал совета у него и у Ахитофела, и Ахитофел предложил преследовать Давида, сказал: нет; не должно без достаточных сил гнаться за тем, кто сведущ в военном деле, – и этим словом спас Давида. Давид, спасенный как бы не человеческою помощью, воспевает за это благодарственную песнь Богу, приписав все благодати Его, а не кому-либо из людей.
Пс.7:2. Господи Боже мой, на Тя уповах.
Поелику не ожидаю спасения от человека, то, хотя и прекрасны слова Хусиевы, Ты спаси меня, как от настоящих врагов, так наипаче от мысленного льва, уловляющего душу мою. Пс.7:5. Аще воздах воздающым ми зла.
Представляет свою незлопамятность, прося за это милости у Бога.
Да отпаду убо от враг моих тощ.
Как победивший праведник уходит от врагов с полными руками, так побежденный грешник уходит от них «тощ», ничего при себе не имея. Пс.7:6. Да поженет убо враг душу мою.
Слова эти имеют такой смысл: пусть впаду в руки диаволу, если я сделал что-либо из сказанного выше! И если сделал то или другое, то пусть не буду освобожден от греха прежде смерти. Пс.7:7. Вознесися в концах враг твоих,
то есть, между сильными из врагов моих; потому что концы означают укpепления.
И востани Господи Боже мой, повелением, имже заповедал еси.
Этими словами ясно благовествует о богоявлении Спасителя. Пс.7:8. И сонм людей обыдет Тя.
А этим ясно показывает веру в Него Церкви.
И о том на высоту обратися,
– о том, то есть, о сонме. А словом: «на высоту» – дает разуметь или честный крест, на который Христос вознес грехи наши, или восхождение на небо. Ибо «вниде.., да явится лицу Отчему о нас» (Евр.9:24).
Пс.7:9. Суди ми, Господи, по правде моей.
Снова просит спасти его от врагов, умоляя о милосердии тем, что ими сделано.
Пс.7:11. Спасающаго правыя сердцем.
Поелику знаешь Ты помышления сердца нашего, то и испрашиваю поэтому помощи.
Пс.7:12. Бог судитель праведен, и кpепок, и долготерпелив.
Этим изображает долготеpпение в Боге, Который, если не совсем прощает, то отлагает наказание наше. Пс.7:14. Стрелы Своя сгараемым содела.
Стрелами называет наказание, а под «сгараемыми» разумеет достойных огня. Пс.7:15. Се боле неправдою
– это враг жизни нашей. Зачат болезнь, и роди беззаконие,
то есть, замыслил, и мысль свою привел в исполнение.
Пс.7:16. Ров изры, и ископа и.
Уготовав смерть Спасителю Христу, сам предается смерти. Псалом 8
Пс.8:1. В конец, о точилех, псалом Давиду.
Сказано: в «конец», потому что заключающееся в псалме пророчество должно было прийти в исполнение при конце веков. Ибо псалом говорит о Христе и о Церквах по вочеловечении; так как и Единородный именуется виноградною лозою, и верные – рождием. Если же иудей усиливается утверждать, что псалом сказуется вообще о человеке; то и в сем случае да будет известно, что покорено все человеку, потому что имел вочеловечиться Сый во образе Божии. Древле в подзаконном служении было одно предточилие, то есть, жертвенник во храме; по призвании же язычников – точил много, и это суть Церкви, собирающие плоды преуспевающих в богочестии. Пс.8:2. Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли.
В изумление приводит Пророка ведение имени Божия, данное людям. Ибо уже не одним только живущим во Иудеи ведом Бог.
Пс.8:3. Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу,
то есть, из уст по Богу младенчествующих злобою. Это, как ясно написано в Евангелиях, сказал Спаситель, когда фарисеи заграждали уста благословляющим Его детям.
Враг Твоих ради, еже разрушити врага и местника.
Разумей или чувственного, или мысленного врага, или народ иудейский. Ибо иудеи гнали Христа как врага, и показывали вид, что делают это, ревнуя об Отце. Посему, чтобы лишить их всякого оправдания, Господь сказал: «ненавидяй Мене, и Отца Моего ненавидит» (Ин.15:23). «Врага и местника», то есть, или диавола, потому что он, понудив совершить грех наказывает согрешающих, представляя им пред очи тяжесть греха, – или народ иудейский, сего врага истины и местника, по мнимой его ревности о 3аконе.
Пс.8:4. Яко узрю небеса, дела перст Твоих.
Они негодуют на младенцев совершающих хвалу; а я – малое некое дело в Твоем создании – взираю на сие великое и прекрасное дело, то есть, на небеса. Пс.8:5. Что есть человек, яко помниши его? Или сын человечь, яко посещаеши его?» Пс.8:6. Умалил еси его малым чим от Ангел.
Поелику Павел ясно истолковал это о Спасителе нашем, то надлежит довольствоваться этим изъяснением. Пс.8:7. Вся покорил еси под нозе его.
Бог, сказав: «сотворим человека по образу Нашему и по подобию», присовокупил: «и да обладает рыбами морскими», и прочим, подробно исчисленным (Быт.1:26), а за сим продолжает: «раститеся и множитеся, и наполните землю, и господствуйте ею» (Быт.1:28). Ибо разумной природе, как богоподобной, даровал господство над всем. И человек, прияв силу в образе Божием, также поставлен князем всего на земле, как и Бог есть Царь всяческих. Если вообще сказано:
поставил еси его над делы рукý Твоею,
а в другом месте говорит: «и дела рукý Твоею суть небеса» (Пс.101:26); то явствует, что поставил его и над небесами, и, не утаивая, уже называет пребывание на небесах отшедших отсюда с земли, когда по обетованию наследуют небесное царство. Говорит же и Павел: «наследницы убо Богу, снаследницы же Христу» (Рим.8:17) Так должно разуметь и следующее: «вся покорил еси под нозе его». Ныне покорил животных; но, поелику уготована человеку равноангельская жизнь на небе, то человек, и там поставленный «над делы рукý» Его, будет зрителем небес и всего, что на них. Блаженный же Павел истолковал, что и это исполнится на Спасителе в будущем веке. Посему говорит ему Отец: «седи о десную Мене, дóндеже положу враги Твоя подножие ног Твоих» (Евр.1:13). Пс.8:8. Овцы и волы вся,
Этим дает разуметь уверовавших из израильтян. еще же и скоты́ польски́я,
– этим означает язычников.
Пс.8:9. птицы небесныя,
то есть, превозносящихся житейским и людей самых неразумных, но высокомудренных. Пс.8:10. Господи Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли.
Приведенный, как сказано, в изумление боговедением, открывшимся у людей, повторяет прежние слова, и тем усугубляет чудо.
Псалом о том, что человек порой подвергается несправедливому наказанию и неоправданным гонениям
Читать седьмой Псалом необходимо тем, кто считает себя правым перед Богом. Кто уверен в том, что все делает правильно, живет праведной жизнью, не грешит. Некоторые произошедшие события кажутся людям наказанием или возмездием за какие-то ошибки, но они уверены в своей правоте и не могут понять, почему с ними произошло то, что произошло. Давид тоже уверен в том, что поступает согласно Божьим заповедям. Но не боится сказать Богу о том, чтобы Тот проверил, так ли это на самом деле. И когда в нем обнаруживается какое-то несоответствие Божьему замыслу или Его воле, то царь соглашается на изменения. Кается в том, что делал неправильно и исправляет свое поведение и жизнь полностью. Ему важно то, чтобы его действия были согласованы с Богом.
Нужно понимать, что плохие события в жизни человека, полностью полагающегося на Бога, неслучайны. Они необходимы для того, чтобы чему-то научить, измениться самому и поменять некоторые вещи в своей жизни. Через испытания Бог проверяет человека – не расходятся ли его слова с его действиями, точно ли он поступит так, как говорит. Непростые времена в жизни преследуют некую цель, результат которой будет виден только в будущем.
Толкование и текст 7 псалма Давида на русском языке
Комментариев нет
Текст псалма 7, согласно исследованиям, принадлежит перу будущего древнееврейского царя Давида. По всем признакам ясно, что во время его написания пророк Давид находился в крайне истощенном моральном состоянии, которое стало следствием преследования автора Саулом, его предшественником.
Название христианского псалма 7 звучит как «Псалом по делу Хуса из племени Вениамина». Историки по сей день спорят о том, что за личностью был указанный Хус, и предполагают, что этим именем был обозначен Саул, имевший в адрес Давида самые черные намерения (словом хус (или куш) в Израиле называли эфиопов». Понимая, что он совершенно беспомощен перед кознями могущественного царя, Давид, который на тот момент был всего лишь младшим сыном из незнатного рода, обращался к Богу текстом 7 псалма, в котором просил у своего Творца защиты и поддержки. Примечательно то, что в этой песни, как и во всех остальных, автор высказывает уверенность в справедливости Всемогущего Бога и предает свою жизнь в Его руки.
Читать и слушать 7 псалом необходимо в случаях нервного расстройства, появившегося вследствие козней злых людей.
Слушать на видео православную молитву псалом 7
Читать текст православной молитвы псалом 7 на русском языке
Плачевная песнь, которую Давид воспел Господу по делу Хуса, из племени Вениаминова
Господи, Боже мой! на Тебя я уповаю; спаси меня от всех гонителей моих и избавь меня; да не исторгнет он, подобно льву, души моей, терзая, когда нет избавляющего и спасающего. Господи, Боже мой! если я что сделал, если есть неправда в руках моих, если я платил злом тому, кто был со мною в мире, — я, который спасал даже того, кто без причины стал моим врагом, — то пусть враг преследует душу мою и настигнет, пусть втопчет в землю жизнь мою, и славу мою повергнет в прах. Восстань, Господи, во гневе Твоем; подвигнись против неистовства врагов моих, пробудись для меня на суд, который Ты заповедал, — сонм людей станет вокруг Тебя; над ним поднимись на высоту. Господь судит народы. Суди меня, Господи, по правде моей и по непорочности моей во мне. Да прекратится злоба нечестивых, а праведника подкрепи, ибо Ты испытуешь сердца и утробы, праведный Боже! Щит мой в Боге, спасающем правых сердцем. Бог — судия праведный, крепкий и долготерпеливый, и Бог, всякий день строго взыскивающий, если кто не обращается. Он изощряет Свой меч, напрягает лук Свой и направляет его, приготовляет для него сосуды смерти, стрелы Свои делает палящими. Вот, нечестивый зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь; рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил: злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадет на его темя. Славлю Господа по правде Его и пою имени Господа Всевышнего.
Текст Псалтыри псалом 7, на церковно славянском языке
Господи Боже мой, на тя уповах, спаси мя от всех гонящих мя и избави мя; да не когда похитит яко лев душу мою, не сущу избавляющу, ниже спасающу. Господи Боже мой, аще сотворих сiе, аще eсть неправда в руку моeю, аще воздах воздающым ми зла, да отпаду убо от враг моих тощ; да поженет убо враг душу мою, и да постигнет, и поперет в землю живот мой, и славу мою в персть вселит. Воскресни, Господи, гневом твоим, вознесися в концах враг твоих, и востани, Господи Боже мой, повеленiем, имже заповедал eси, и сонм людiй обыдет тя; и о том на высоту обратися. Господь судит людем; суди ми, Господи, по правде моей и по незлобе моей на мя. Да скончается злоба грешных, и исправиши праведнаго, испытаяй сердца и утробы, Боже, праведно. Помощь моя от Бога, спасающаго правыя сердцем. Бог судитель праведн, и крепок, и долготерпелив, и не гнев наводяй на всяк день. Аще не обратитеся, oружiе свое очистит, лук свой напряже, и уготова и, и в нем уготова сосуды смeртныя, стрелы своя сгараeмым содела. Се, боле неправдою, зачат болезнь и роди беззаконiе; ров изры и ископа и, и падет в яму, юже содела. Обратится болезнь eго на главу eго, и на верх eго неправда eго снидет. Исповемся Господеви по правде eго и пою имени Господа вышняго.