Текст псалма 41 и 42 на русском языке: правила чтения молитвы


О человеке и обществе в псалмах

Концепции спасения в Псалтыре отведена главенствующая роль. Человек при этом выглядит весьма нелицеприятно – он представлен этаким гнездилищем зла и порока. Грех сопровождает его с самого момента рождения и до самого ухода в мир иной. На протяжении всей жизни грех также является постоянным спутником человека, парализуя его душу и тело, отбирая волю и душевный мир. То, что люди становятся друг другу врагами, – тоже пагубное воздействие того же греха, постоянного спутника человека.

Узнайте что вас ждет сегодня — Гороскоп на сегодня для всех знаков зодиака

Во многих псалмах взаимоотношениям между людьми уделяется очень большое значение. Но уже с самого начала становится понятно, что без присутствия Бога человечество представляло бы собой толпу злобных, агрессивных и лживых существ. В псалмах такие люди, живущие вне веры в Бога, называются врагами. Враги притесняли авторов псалмов, жаждали их поражения и смерти. Для врагов самой благоприятной атмосферой является атмосфера лжи, клеветничества, суеты и хаоса.

Этих безбожников можно определить уже по их образу жизни – они ни от чего не испытывают страданий, им сопутствует странная удача, на человеческой работе они не трудятся, нападок со стороны окружающих не испытывают. Из черт характера у них присутствует гордыня, дерзость, непреодолимая любовь к сплетням, презрение к окружающим. Здесь же отдельно упоминается, что предателем может стать даже самый близкий друг, человек, которому было оказано безграничное доверие. И это еще хуже, чем происки самых лютых врагов.

Итогом всего этого является то, что автор псалмов становится изгоем, одиночество в толпе – его удел, ведь праведник всегда один. Даже в тех псалмах, где об этом напрямую не упоминается, видно, что ощущение одиночества всегда сопровождает автора. У него нет никакой опоры и защиты. Если где-то и говорится о собрании праведных, то это только моменты присутствия на богослужениях, где проповедуется слава Божья. Но даже здесь просматривается полное отрешение от теплоты, душевности, хорошей здоровой эмоциональности, отсутствие поддержки и дружеского участия.

Только в единственном псалме под номером 127 описана идиллия семейной жизни, а в 132 – дружная жизнь двух братьев. Нет ничего удивительного, ведь и в Библии говорилось – «ищи врага в доме твоем» — это означает, что и в семье всегда может затесаться предатель и враг.

По многочисленным просьбам читателей мы подготовили приложение «Православный календарь» для смартфона. Каждое утро Вы будете получать информацию о текущем дне: праздники, посты, дни поминовения, молитвы, притчи. Скачайте бесплатно: Православный календарь 2021 (доступно на Android)

Во многих псалмах прослеживается полнейшее отчаяние и мрак, враждебность окружающих, но ведь такова реальность. Автор описывает ловушки и западни, в которые желают заманить его враги, они клевещут, судачат о нем.

Автор обращает все свои переживания и горестные мысли в молитву, всем этим выражая, что Бог – это его единственная возможная защита и опора. И не только его.

Нередко в псалмах дается понять, что даже в таком беспросветном мраке можно сохранять святость и праведность. Однако автор понимает, что не может надеяться быть оправданным Богом, он просто уповает на это. Это выражается в семи покаянных псалмах, где автор выражает надежду получить прощение не по заслугам, а по благодати.

После покаяния жизнь автора представляется усилиями по поддержанию своей праведности. Он понимает, что поддержки Божьей можно ждать только тогда, когда сам поступаешь праведно в отношении окружающих людей, пусть даже настроенных враждебно.

В псалмах часто прослеживается тема свободы выбора для человека. Отдельно и очень отчетливо так же подчеркивается его ответственность за совершенный выбор.

Защитные молитвы

Жизнь человека непредсказуема. Поскольку никому не дано знать, что именно уготовано Судьбой. Более того, стараться узнать о будущем тоже нельзя. Поскольку подобное действие является греховным. Но из-за того, что человек никак не может узнать о событиях, которые произойдут в его жизни, он начинает испытывать страх. Этот страх очень часто порождает и сомнения.

Но больше всего православных христиан пугает именно смерть. И только праведники считают, что бояться смерти не нужно. Ведь после гибели человека его душа отправляется в небесное царство. То есть, возвращается туда, где должна быть. И поэтому священники тоже настаивают на том, что страх перед смертью является совершенно необоснованным.

Узнайте что вас ждет сегодня — Гороскоп на сегодня для всех знаков зодиака

Вот только справиться с ним порой бывает весьма непросто. Конечно, можно сказать, что христианин должен быть силен духом. Но где черпать эту силу, многие понять не могут. И это корень проблемы. Чтобы разобраться в этом, необходимо вспомнить о существовании так называемых защитных молитв. К сожалению, о них многие позабыли. А ведь именно с помощью этих текстов и можно защититься от всякого зла.

Конец света и загробная жизнь в псалмах

В псалмах очень часто упоминаются термины – благодарение и хвала. Не каждый человек способен разграничить эти понятия, считая их синонимичными. Однако это достаточно просто. Благодарение поступает от человека к Богу за какие-то Его дары, в то время как хвала — это безусловное поклонение Ему, почти экстаз. Благодарение воспевает Всевышнего за какие-то блага, хвала – за то, что это Бог.

В Книге хвалений очень загадочно описана тема загробной жизни, можно сказать, это наиболее таинственная тема здесь. Жизнь после смерти в ней покрыта завесой тайны. Даже сам автор задавал Господу вопрос – кто же будет его славить после смерти псалмопевца? Этот момент дал повод тому, что долгое время в Израиле отсутствовала вера в наличие загробной жизни. Она представлялась людям в виде небытия.

В псалмах часто поднимается именно тема небытия. Даже в Ветхом завете тема загробной жизни раскрыта не полностью, пророками даже не было установлено то конкретное место, где будут обитать человеческие души после смерти. В Псалтыре так же нет привычного всем рая и ада, вместо этого – некое царство мертвых Шеол – страна забвения, молчания. Туда попадают те, о ком Господь более не вспомнит никогда, те, кто не мог Его восславить.

Исследователи в своих рассуждениях утверждали, что Шеол нельзя назвать полнейшим небытием, слабая форма жизни там все же присутствует. Она бесполезная, безрадостная, бесцельная, но она есть. Это должно показаться многим страданием еще более ужасным, чем полное небытие. Следовательно, каждый должен еще при жизни делать все зависящее, чтоб избавиться в дальнейшем от власти Шеола.

Псалом 90

Эта молитва была написана Давидом в непростые времена. Сразу необходимо отметить, что царство, которым он правил, совсем немного жило в мире. Однако все же нельзя отрицать тот факт, что мирные деньки все же были у Давида. В такие дни он предпочитал восхвалять Господа. Однако однажды и такой редкий спокойный день обернулся для него настоящим кошмаром.

Причиной тому послужила серьезная болезнь, которую внезапно подхватил правитель. Доктора, которые прибыли во дворец по первому зову, сообщили монарху и членам его семьи, что он подхватил моровую язву. Эта болезнь была крайне опасна, поскольку могла унести жизнь человека. Более того, во время лихорадки больной испытывал ужасные муки.

Всеми силами мирские врачеватели пытались помочь Давиду. Они искали способ избавить его от болезни. Однако их старания не увенчались успехом. С каждым днем правитель все сильнее слабел. Вскоре он ослабел настолько, что даже не мог встать с кровати. Тогда во дворце начали шептаться о том, что царь скоро умрет. Но этого не случилось. В один прекрасный день Давид встал с кровати, а изумленные доктора увидели, что он полностью излечился. Как выяснилось позже, каждый день царь исправно читал молитву.

Он понял, что его единственной надеждой является Господь. Именно поэтому он и начал самозабвенно молиться, чтобы вымолить у небес помощь. И небеса не остались глухи к его молитве.

Псалом 41

В псалме 41 есть две части, которые отделяются друг от друга припевом «Что унываешь, душа моя?» Автор показывает в первой части свои душевные страдания от того, что господь покинул его. Во второй же — его надежда на то, что скоро он будет избавлен от всех несчастий.

Авторство этого псалма приписывается сыновьям Кореевым, которые были привратниками Иерусалимского храма. Однако существующая надпись «псалом Давида» многих сбивает с толку. На самом деле псалом посвящен царю Давиду и всем трудностям, которые выпали на его жизненном пути.

Сыны Кореевы являлись приближенными и верными спутниками Давида, которые не отвернулись от него даже в трудную минуту бегства от бунта. Они посвятили ему этот псалом, который стал считаться в православии песнью изгнанника. В песне Давид сетует на то, что стал изгнанником за пределами своей страны. При всем своем отчаянии царь не теряет веры в Бога, и только это удерживает его от отчаяния на чужбине.

Поэтому читать псалом 41 рекомендуется тем, кто в данный момент находится на чужбине и страдает от разлуки с родной стороной. Помимо этого, псалом 41 помогает всем тем, кто страдает от неразделенной любви.

История написания

В псалме 42 речь идет о временах, когда царь страдал из-за предательства собственного сына. Пророку было сложно поверить, что Авессал, его родная кровь, восстал против него, переманив на свою сторону приближенных правителя. В эту тяжкую минуту Давид постоянно молился, просил у Бога защиты, помощи. Беду, с которую столкнулся царь, он воспринимал, как испытание, которое он должен пройти, как и любой другой праведник, не теряя достоинства.

Псалмопевец не пытался изменить свою судьбу, он вверил ее в руки Всевышнего. Хвалебная песнь, судя по надписанию, стоящем в начале текста, написана одним из Кореевых сыновей, являвшихся преданными подданными Давида.

Толкование

  1. Сыны Кореевы учат израильтян правильному отношению к Богу.
  2. Давид горюет о тех благодатных временах, когда он имел возможность выражать свои молитвы Богу в храме, очень кручинится о том, что в настоящее время лишен этого. Но несмотря на все, Давид не дает унынию проникнуть в душу.
  3. Тоска Давида доходит до такой степени, что Бог видится ему повсюду – даже в шуме водопадов.
  4. Для сердца, которое искренне любит Бога, нет нужды как-то специально выражать свои чувства, любовь льется из сердца сама, подобно бурным потокам реки.
  5. Печаль Давида переключается на то, что враги Господа ругают Его и возводят напраслину.
  6. В заключение – Давид выражает надежду на то, что все когда-нибудь снова станет на круги своя и он снова будет приближен к Богу.

Толкование псалма 42

  • Стихи 1-2: Рассказывается о народе, который совершили заговор против царя. Все заговорщики нечестивы, их ждет небесная кара. Давид просит Господа о защите, он верит в его помощь. Все бедствия обрушились на царя. Он переживает чувства страданий и скорби.
  • Стихи 3-4: Даже выражая всю свою печаль, он верит в чудо Господне. Он продолжает изо дня в день читать молитвы. Всевышний обязательно пошлет Давиду благополучие и счастье. И взойдет царь на великую гору. Не устанет он благодарить Бога за все посланные чудеса.
  • Стих 5: Обращается Давид к своей скорбящей душе, так и не получив помощи. Он старается одобрить свои действия Господним словом.

Псалом 42

Данный текст является самым коротким во всем Псалтыре. Есть рассуждения, что 41 и 42 псалмы – это на самом деле один псалом. Авторство так же принадлежит сынам Корея, а посвящен он так же царю Давиду. Охватывает он тот период жизни царя, когда происходило восстание его сына Авессалома. То есть это был один из самых сложных моментов его жизни, когда от него отвернулись многие, казалось бы, верные люди.

Сыновья же Кореевы были из тех, кто оставался с Давидом до конца. Их отец считался известным бунтарем, ему приписывали разжигание неудачного бунта против Моисея. Он был богачом, правление Моисея презирал и был всегда чем-то недоволен. Существует мнение, что авторы псалмов не являлись именно его сыновьями, а их родителем был какой-то другой Корей, но доподлинного подтверждения этому нет.

42 псалом чаще всего читается за освобождение пленников.

Псалом 50

Автором этого псалма тоже является Давид. Но если предыдущая молитва, о которой упоминалось в статье выше, была написана Давидом праведником, то у этой совершенно иная история. Дело в том, что данный псалом царь написал после того, как полностью осознал всю тяжесть совершенного им греха.

В истории есть упоминание о том, что царь совершил прелюбодеяние. Женщина, которая ему понравилась настолько, что он забрал ее в свой гарем, оказалась замужней. Но это обстоятельство не остановило монарха. Он совершил грех, в результате которого девушка забеременела. Когда выяснилось, что она является женой прославленного полководца, царь решил скрыть свою вину. Считается, что именно по его приказу и был убит несчастный муж красавицы. И хотя от рода людского грех удалось скрыть, небеса прогневались. Они явили свой гнев несчастному царю. Дети Давида начали убивать друг друга в борьбе за трон, а мир в стране внезапно обернулся войной. Чтобы вымолить у Господа прощение за совершенное прегрешение, Давид покаялся. Во время покаяния он использовал псалом 50, написанный им собственноручно.

Данную молитву священнослужители настоятельно рекомендуют читать каждый день. Поскольку некоторые люди даже могут не замечать того как грешат. Более того, не следует забывать и о том, что крайне важно для праведного христианина молиться не только о себе, но и о других людях. Если обратиться к истории, становится понятно, что Господь всегда был терпим к грешникам. Подтверждением этого является и история царя Давида. Поскольку за его грехи он вполне мог бы расплатиться жизнью. Однако из-за того, что этот грешник сумел найти душевные силы для искреннего покаяния, он был помилован.

Толкование

Как уже упоминалось, псалом 42 является дополнением 41, а в некоторых манускриптах они представляют собой единое целое. Но чаще 41 псалом рассматривают, как самостоятельную песнь.

  1. Псалмопевец молит Бога о помощи против народа, замышляющего недоброе против него.
  2. Стих 3 содержит надежду и мольбу о возвращении в Иерусалим, на гору Сион. Свет, описанный в псалме, является символом жизни и понимания, а истина – это слово Божье. В окончании – выражение надежды и тот же рефрен, что и в предыдущем псалме.

Как правильно читать псалмы?

Этим вопросом задаются многие верующие. Но ответ на него довольно прост. Церковь настаивает на том, чтобы псалмы читались так же, как и другие молитвы. Во-первых, человек при этом должен находиться в одиночестве, если только речь не идет о чтении молитвы в храме. Во-вторых, мысли его должны быть чисты. В-третьих, важно правильно настроиться и попытаться полностью избавиться от негативных эмоций.

Читая молитву, человек должен быть спокоен. Каждое слово молебна необходимо прочувствовать. Крайне важно, чтобы христианин понимал, какой именно смысл заложен в молитву. Если что-то остается непонятным, то обязательно необходимо обратиться с просьбой разъяснения к духовному наставнику.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]