Божественная любовь: что означает и как ее пробудить

Каждый из нас, от великого литературного классика до рабочего литейного цеха, когда-нибудь да задавался вопросом, что есть любовь. Разве есть на свете человек, не нуждающийся в ней? Она нужна нам, как воздух, как вода и пища, ведь без нее мы зачахнем, без нее все потеряет смысл. А почему же мы так нуждаемся в ней? Да потому, что она — это Бог, который создал нас, землю и все, что есть на земле от переизбытка этого великого чувства. Часто Истинную любовь сравнивают с переполненной чашей, переливающейся через край. Благодаря желанию Бога поделиться этим святым чувством с миром, все мы существуем.

Связь Творца и его творения — это самая глубинная основа существования мира. Вот почему нас так тянет любить. Мы не хотим разорвать нить, связывающую нас с нашим Создателем. Ведь это познавание, ощущение себя в душе другого человека, а его — в себе. Вспомним Адама, когда Бог приводит к нему Еву. Ведь он сразу узнал ее. «Кость от костей, плоть от плоти моей». (Быт. 2:23) Так и мы распознаем Бога в себе. Недаром говорят, что Бог живет внутри каждого из нас, и каждый может ощутить божественную любовь в своем сердце.

Что такое божественная любовь

Все мы когда-нибудь да слышали об этом выражении. А что оно в себе несет? Что обозначает это понятие и каково его происхождение?

Происхождение фразы

Происхождение самой фразы можно отнести к написанию Библии, где было заложено осмысление этого понятия. Возникновение же Ее начинается с сотворения мира.

Это та основополагающая истина, на которой стоит христианство в целом. Она неотделима от принципов свободы, не позволяет нам смотреть на чувства Бога в приземленном виде. Мы понимаем, что не можем позволить себе перед Ним любую безответственность в словах или действиях.

Значение понятия

Наш Создатель, сотворивший Вселенную и Землю, и всех нас на ней, сделал нас свободными, самостоятельно определяющими собственную волю. Соединение Бога-Творца с созданными Им людьми — и есть любовь Божья.

То есть, это желание к существованию не для своих личных благ, но для блага наших близких, и поэтому понятие этого чувства для Всевышнего не отделяется от понятия свободы, так как лишь в свободном выборе проявляется акт Его Любви.

Для чувств Господа нашего не существует границ и пределов, нет того, что было бы главным или второстепенным, так как мир является целостным, все процессы, происходящие в нем, взаимосвязаны. Чувства Отца нашего небесного поддерживают жизнь в разных ее проявлениях.

Бог стал человеком

И Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.

от Иоанна 1:14

Когда 25 лет назад я прочитал этот стих, меня пронзило осознание, что означает Боговоплощение.

Вочеловечивание Сына Божьего является центральным событием в истории людей.

Где любовь, там единение, потому что свойство любви – соединяться с тем, кого она любит. А так как Бог есть любовь, Он не мог поступить иначе после грехопадения людей. И поэтому соединился с нами, Сам став человеком. Душа настолько любима Богом, что Христос Божеством Своим слился с человеческой природой: нашим телом, душой и духом.

Одно из величайших проявлений любви Божьей заключается в том, что Бог стал человеком, и принял на Себя человеческую плоть, чтобы мы стали причастниками Божественного естества.

Иисус называл Себя Сыном человеческим, чтобы мы с вами стали чадами Божьими. Христос сошел на землю, чтобы вознести нас на небеса.

Ангел Гавриил явился Марии в Назарете и сказал, что она зачнет, и родит Сына, и наречет Ему имя: Иисус. Но она не понимала, как она может родить, не “зная” своего мужа. Но ангел ответил, что Дух Святой сойдет на нее, и сила Всевышнего осенит ее, поэтому рождаемое Святое наречется Сыном Божьим. И сказала Мария: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему”.

Иисус Христос – это Живое и Творческое Слово, выражение природы Небесного Отца. Эта личность, в Которой Божья Сущность впервые становится познаваемой человеческим духом. Он Божественный принцип, соединивший “земное и небесное”. И Он одновременно является зеркалом вечного бытия и Светом этого мира.

Воплотившиеся живое Слово для нас, не только отблеск или выражение образа Божьего, но также Личность и неистощимый источник всякой жизни. Человек и Бог в одной сущности, не смешаны, но соединены воедино.

Сын Божий, Вечное Слово в Отце, Который есть блеск, сияние, сила света вечности, – должен стать человеком и родиться в тебе, если ты познаешь Бога; иначе ты вечно пребудешь во мраке и обречен идти наощупь.

Якоб Беме

Воплощение Христа представляет не только историческое рождение и Его земную жизнь. Но является определенным прообразом индивидуальной жизни, того, что должно произойти в человеческой душе.

Сын Божий должен был родиться не только от девы Марии. Он должен родиться внутри души, иначе для нас Его воплощение и жизнь будут бесполезны. Возрождение во Христе, новое сердце и обновленная жизнь – должны стать нашими. Как Бог стал человеком, так и нам необходимо преобразиться в Божественный характер.

Человеческая и божественная любовь

Все мы созданы Господом по образу и подобию Его, это означает, что все люди — это маленькая проекция Господа, состоящая из двух составных: физической и духовной.

Общие черты

Исходя из того, что Бог есть Любовь, то и в нас Он вложил свое умение любить, во всех людях Его маленькая копия, в каждом человеке на Земле. Почему когда люди впервые испытывают это чувство, они словно парят над землей? Все дело в том, что осознанно или нет, но они понимает свою сопричастность Богу.

В этом главное сходство любви человеческой и божественной — чувство со-бытия.

Человеческое проявление этого чувства — это такое же проявления чувств Бога, только уменьшенное до нашего уровня. То есть, это то же самое, но с присущими нам качествами. Проявление Ее не единично, т. е. можно различать несколько видов.

Например, чувство к детям, их любите по-своему, также испытываете это чувство к родителям, здесь оно наполнено другими оттенками, любовь ко второй половине насыщена остротой и страстью, есть любовь к Родине, к природе и другое.

Отличительные особенности

Любовь нашего Создателя целостна, безгранична, все в ней имеет свой смысл, значение мельчайшей крупинки колоссально, одно не довлеет над другим, а тесно взаимосвязано.

У любви человеческой есть начало и конец, т. е. можно сказать о ней, что она «смертна».

Любовь же Господа не подвластна смерти, границам и рамкам. Бессмертие и безграничность ее — понятия относительные «чего-нибудь». Это вот «что-нибудь», например, человек, существует только благодаря наличию Божественных чувств, и до тех самых пор, пока эти чувства или сама жизнь есть в нем. Если же это «что-нибудь» исчезает, то испаряется и само измерение понятий безграничности и бессмертия. Поэтому понятия такого рода существуют исключительно в сознании того, кто ими располагает. Чувства Бога живут независимо от этих понятий.

Человеческая Любовь омрачена корыстью. Любящий человек постоянно ждет и хочет почувствовать ответное чувство от объекта своего обожания, это то же самое, что ждать оплаты за работу или какое-либо другое действие. Если же так называемая «оплата» не приходит, следует резко негативная реакция.

Любовь Создателя бескорыстна. Если человек выступает проводником этой формы, то желание отдавать, изливать свои чувства, словно через него течет поток энергии, которую никто не в силах остановить, довлеют над эгоизмом и желанием получить что-то взамен. Он изливает Ее, совершенно не думая о том, что нужно и себе оставить хоть капельку.

Настоящая мать, как и Господь, любит свое еще не родившееся дитя

– Когда мы любим кого-то и хотим получить его одобрение (будучи ребенком, волонтером какой-нибудь организации или активным членом прихода), мы стараемся лучше выполнять порученное нам. Это плохо?

– Это хорошо. Это соответствует наемнической степени служения.

Приход в идеале должен напоминать семью. В семье, если сын думает «я сейчас наведу порядок в своей комнате, хорошо закончу четверть, и тогда родители подарят мне на Новый год хороший подарок» — нет ничего плохо. Но если ребенок делает что-то, чтобы просто порадовать родителей, послужить общему делу порядка и гармонии в семье, а не для того, чтобы заработать, это еще лучше.

Так и в церковной общине, когда прихожанин делает что-то хорошее, чтобы заслужить внимание руководителя, нет ничего плохого, это процесс роста. Плохим для самого человека это может стать, если здесь человек и остановится. Тогда он не сможет понять, что такое настоящая любовь, когда человек любит уже не потому, что есть какие-то «причины».

Так любит нас Господь. Нам это сложно понять, потому что в человеческой, самой романтической любви всегда есть это «за что», или «любовь» может быть страстью, зависимостью. Бескорыстнее всего, наверное, материнская любовь: в книге Исайи пророк говорит: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего?» (Ис.49:15). Мать будет любить ребенка, даже если он будет безобразничать. Даже если он будет совершать страшные вещи, она не перестанет любить его, но ее любовь превратится в боль.

Но дальше пророк продолжает: «Но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя». Действительно, встречаются такие мамы, о которых здесь говорится, но Господь уверяет: «Я никогда не оставлю тебя».

Бог, по Своему слову, первый полюбил нас: «Не вы меня возлюбили, но я возлюбил вас». И Бог любит нас, независимо от того, на какой ступени мы находимся. Он любит нас, даже если мы вообще не подошли к этой лестнице.

– А как же другие тексты Ветхого Завета, в псалмах часто говорится: «Господь любит праведников», а грешников – ненавидит, погубит и прочее.

– Священное Писание дает нам и такие цитаты. Они призваны предостеречь человека от греха, показать последствия, которые могут прийти в его жизнь.

Вернемся к аналогии мамы и ребенка. Она, например, говорит: «Нельзя засовывать пальцы в розетку», ребенок не слушается, хочет обязательно провести эксперимент. И когда в очередной раз он тянется к розетке, а мама ругает его, ребенок сердится, плачет, ему кажется, что мама нехорошая, не дает ему сделать то, что так хочется. На самом же деле, наоборот.

Так же и Бог – не карающий тиран, а милосердный Отец, который из любви старается нас, порой строго, предостеречь: если будешь служить идолам, то потеряешь благодать. В этом не угроза, а информация, предупреждение. Благодать Божия не может соединиться со злом. Человек, полный греха, просто сгорит, если благодать Божия не отступит от него.

Три ступени любви

Если бы можно было сравнить такое абстрактное понятие, как любовь, с чем-то земным, обыденным, то, скорее всего, это была бы чудесная лестница с тремя ступенями.

Рассмотрим их подробнее:

  1. Земная. Самой первой ступенью считается земная любовь. На этой ступени все находится в зависимости от внешних факторов. То есть, человек зависит от материальных благ, одежды, людей, окружающих его, и даже от погоды. Пути любви человека основываются здесь на взаимодействии с окружающей его средой. Это так называемая любовь через человеческое эго. Завися от погоды, любовь людская, словно та же самая погода, непостоянна и изменчива. Евангелие описывает такого человека в виде песка, который сыпется, но не имеет ни формы, ни обличия, он несется туда, куда дует ветер, его размывает вода и уносит стихия. Ведь от человека здесь ничего не зависит, он полностью подчинен внешним факторам. Отсюда у него создается желание изменить все вокруг вместо того, чтобы менять самого себя.
  2. Божественная. На второй ступени — Божественная любовь — самопознание, сам человек и его внутренний мир, это основное внутреннее состояние. Евангелие описывает его нам в виде камня, который крепок, невзирая на внешние раздражители, ему нипочем ни ветры, ни дожди, ни бури, ни грозы — «и дом на нем устоял». В Евангелии это состояние называется «Царствие Небесное». Обладая этим чувством в сердце, человек любит абсолютно все, что находится в этом мире.
  3. Абсолютная. Третья ступень проявления любви — «Абсолютная», ее Господь дает Богочеловеку. Это любовь истинная, та, которой обладали великие пророки.

Из Евангелия: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его». (Лк 16, 16.)

Каждому из нас нужно познать любовь Отца нашего небесного, потому что единственное чувство, через которое мы можем познать Господа, — это Его любовь, самое светлое чувство на Земле, оно велико и прекрасно.

Проживая свою жизнь, мы получаем опыт и знания, умения и приобретения, но все это только лишь вспомогательные процессы на пути к познанию человеком любви Божьей, потому что только через нее познается Всевышний.

Полученные комплексы знаний и навыков, весь опыт прожитых лет должны служить лишь единственной цели — качеству любви в нас, во всем нашем существе, в сердце и душе, она должна быть чистой и искренней.

Любовь Господа — вершина Божественного создания. Всем людям необходимо просто распахнуть свои душу и сердце для нее. А когда она в это сердце вольется, то пояснит и обучит, какой выбрать путь по жизни.

Многие задаются философским вопросом: в чем смысл жизни? А ответ на самом деле прост — мы проживаем всю жизнь с одной только целью, — чтобы научиться любить. Так, как нас любит наш Создатель, по-настоящему, потому что Его любовь — это большой духовный рост и колоссальный труд. И только тото, кто хочет развиваться, кто не ленится и достигает этого уровня, когда необходимость любить становится выше потребности быть любимым, получает этот драгоценный дар от Отца нашего небесного.

Жизнь – не компьютерная игра с набираем очков

– Мартину Лютеру приписывают изречение: «Бог любит меня не потому, что я хороший, а хороший я потому, что Бог любит меня». На деле же в нашей церковной педагогике, начиная с детских лет, только и слышно: будь хорошим мальчиком/девочкой, Бог будет тебя любить. Вы согласны с тем, что нужно заслуживать любовь Бога?

– Нет, не согласен. «Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5: 43-45).

Господь призывает нас любить не только «хороших», но и «злых» потому, что Он Сам любит и тех, и других.

Эти слова когда-то особенно поразили 14-летнего Андрея Блума, будущего митрополита Сурожского Антония. Он понял, что если хочет быть с Богом, то должен любить всех — потому что Бог любит всех. Именно это Он предлагает нам в качестве обоснования необходимости любви ко всем, в том числе ко врагам.

Однако, когда человек только приходит в Церковь, и мыслит еще не взрослыми христианскими категориями, ему может показаться, что жизнь похожа на компьютерную игру с набираем очков. Перевел старушку через дорогу – получил очки, посетил богослужение – получил очки, отстоял многочасовое богослужение в монастыре – получил много очков. А если совершил грех, то очки сгорели.

Нет, наши отношения с Богом – это не игра, в которой нужно набирать и тратить баллы. Ефрем Сирин говорит: «Бойся назвать Бога справедливыми». Если бы Господь судил только по справедливости, мы все давно были бы наказаны так, что от нас ничего не осталось бы.

Наш Бог – Бог милосердный и долготерпеливый, а еще Он заботится и обо всем мире, и о каждом человеке одновременно. А человек думает, как бы было хорошо, даже «спасительно» ему (его семье), а как с этим сочтутся судьбы других — уже не очень интересно.

Но для Бога каждый человек – его сын или дочь. Каждый.

– В чем разница между стремлением заслужить любовь Бога и стремлением к доброй жизни по заповедям, слову Божиему?

– В святоотеческой традиции есть учение о трех ступенях служения Богу:

1. Служение рабское, из страха наказания.

Когда человек от язычества или атеизма приходит к Богу, первое время им может двигать тот же страх и расчет: я должен делать хорошие дела, иначе Бог меня накажет.

2. Служение наемническое, за награду.

Слуга служит за вознаграждение: я должен быть хорошим, чтобы Бог меня любил. Эти служения подготовительные, они естественны для нашей поврежденной грехом природы, мысли, сердца.

3. Служение сыновье. Это действительно настоящее христианское отношение к Богу, который больше не Судья, не Раздаватель наград, а Бог-Отец. А сын служит отцу не из-за корысти, не ожидая награды, не опасаясь наказания, а из любви.

На этой ступени мы исполняем заповеди, потому что сами хотим этого. По собственной воле. Потому что любим. На этой ступени и можно ощутить, что «иго Его легко», заповедь Его – светла. Например, Ефрем Сирин в молитве обращался к Богу:

«Если Твоей любви будет угодно направить меня в ад, то и там я буду поклоняться Тебе и восхвалять Тебя».

Не все сразу могут перейти на третью ступеньку. Но все мы призваны именно к этому сыновнему и дочернему служению.

Как пробудить любовь Бога

Лучше всего этот вопрос можно рассмотреть на примере святого праведного Иова Многострадального. Единение людей, которые любят друг друга, создает чувство полноты. Это то, что подарил нам Господь, это — Его дар нам. Благодаря этому дару мы обретаем послушание, мы обретаем себя в Боге, становясь Его частью.

Отторгнув эту благодать после грехопадения, человек потерял целостность мироощущения и видения мира, который из радостного и любимого стал враждебным, мрачным. Взаимосвязь ума и сердца человека нарушилась, тем самым лишив его взаимосвязи с другими людьми, а значит, и возможности общения и единения с Богом. Все это в конечном итоге приведет к гибели.

Иов чувствует эту погибель, ведь «путь закрыт» и Отец «окружил его мраком» (Иов 3:23). То ощущение, которое переживал Иов в тот момент, очень сложно описать словами, ему было бесконечно больно от того, что Бог оставил его, видимо, это те самые стрелы Вседержителя, яд которых пьет дух его (Иов 6:4).

Знает Иов, что Господь делает все так, как будет лучше для нас самих, но общение с Господом имеет для него великую нужду, без этого общения не может он жить, он нуждается в ответной любви Отца нашего небесного, ведь только так он сможет принять все, что угодно, зная, что Господь «восставит из праха распадающуюся кожу», и он во плоти узрит Бога (Иов 19:25–26).

Все возможно вынести, если разум понимает, что происходит и каков во всем этом смысл, поэтому говорит Иов Богу: «Не обвиняй меня; объяви мне, за что Ты со мною борешься?» (Иов 10:2). Сердце Иова разрывается от мысли о том, а сможет ли он оправдаться перед Создателем, хватит ли ему его жизни для этого (Иов 9:2), потому что он, как и все мы, знает, что никто не в силах родиться «чистым от нечистого» (Иов 14:4).

Поясняет это Иов так: «хотя бы я омылся и снежною водою и совершенно очистил руки мои, то и тогда Ты погрузишь меня в грязь, и возгнушаются мною одежды мои» (Иов 9:30–31).

Желание Иова найти объяснение причин, по которым Небесный отец наказывает любящих Его, не должно считаться дерзостью перед Богом, в чем обвиняли Иова друзья его. Но против Бога восстают как раз те, которые «обрекают» друга своего «в добычу» (Иов 17:5), не проявляют сочувствия и не помогают отстоять правду и благие дела, которые совершал Иов перед Создателем, не помнят о его добрых делах к ним, не говорят ему «спасибо» за все, что он делал для них.

Почему же Иов, мужественно перенесший все тяготы и беды, которые послал ему Господь, принявший от Отца с благодарностью как хорошее, так и плохое, не выдерживает семидневного молчания друзей? Ответ на этот вопрос прост: тот, кто любит искренне, не в силах выдержать игнорирование его доброжелательности и любви. Можно пережить любое предательство, но только не от тех людей, с кем ты чувствуешь родство душой и сердцем, на чью поддержку рассчитываешь больше всего.

И доколе Господь не поможет Иову, тот будет томиться от невозможности познать светлое и великое чувство Божье: «Истаевает сердце мое в груди моей!» (Иов 19:27), «я взываю к Тебе, и Ты не внимаешь мне, — стою, а Ты только смотришь на меня. Ты сделался жестоким ко мне» (Иов 30:20–21).

Жаловаться и сокрушаться таким образом может лишь человек, жаждущий ответной любви, потому что только в ней он полагает жизнь. Для принятия ее нужно понимание Любящего, и доверие к Господу.

Все же очень сложно бывает тому, кто «непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла» (Иов 1:8; 2:3), но все-таки, «пресыщен унижением» (Иов 10:15); еще и «плоть его на нем болит, и душа его в нем страдает» (Иов 14:22). Можно ли решить то, что совершенно не решаемо: из-за чего, например, хорошие люди претерпевают беды и несчастья, а плохие изобилуют роскошью, «почему беззаконные живут, достигают старости, да и силами крепки?» (Иов 21:6), почему «в городе люди стонут, и душа убиваемых вопит», а «Бог не воспрещает того?» (Иов 24:12).

Как можно человеку, который завален бедами и горестями, выживающему или доживающему, но не живущему нести в себе чувство жертвенности. Возможно ли познать это чувство или научиться ему в процессе жизни? Как его найти?

Только сам Господь раскрывает перед нами смысл чувства своего, он один может помочь нам распознать место, где мы можем найти его: истинное это чувство обретается в средостении Креста, раскрывая свои объятия, при этом не желая ничего взамен и не требуя чувств ответных.

Человек, испытавший это, свидетельствует всему миру, как свидетельствовал святой апостол Павел, что «ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим 8:38–39), потому что «для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение». «Влечет меня то и другое» (Флп 1:21,23), но «уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал 2:20).

В заключение хотелось бы отметить, что все мы любим по-настоящему, когда не ищем для любви своей причин, когда любим потому, что не любить просто не можем. А любить нужно ближнего, не родственника или близкого человека, а ближнего — любого, совершенно любого человека на земле.

Божья любовь – не отвергаемая, но очень часто не понимаемая.

Христианская любовь — это Божья любовь, излитая в наши сердца Святым Духом.

Артур Пинк
«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.» (1Кор.13:1-3)

Многие заблуждаются, полагая, что стремление приобретать познания можно приравнять к любви к Истине (2 Фес. 2:10). Они допускают, что накопление знаний и рост в благодати – одно и то же. В большой степени наш успех зависит от того, какие цели мы преследуем, обращаясь к Слову Божьему. Если наша цель – лучше ознакомиться с содержанием Библии и стать более опытным в его деталях, то, скорее всего, сад нашей души не принесет плодов. Но если мы молитвенно желаем, чтобы Слово обличило и исправило нас, чтобы Святой Дух испытал нас, если наше сердце готово принять святые повеления, тогда мы можем ожидать Божьего благословения.

В своем пожизненном духовном возрастании мы все время пытаемся выделить те важные критерии, по которым мы можем определить, каковы наши успехи в личном благочестии.

Существует много различных признаков, по которым мы можем честно проверить себя. Вот некоторые из них. Приобретаю ли я большую ненависть к греху и получаю ли практическое освобождение от его силы и нечистоты? Стал ли я лучше знаком с Богом и Его Сыном? Стала ли моя молитвенная жизнь более здравой? Сильнее ли я стремлюсь к совершению добрых дел? Стало ли мое повиновение Богу более радостным и полным? Удаляюсь ли я от этого мира во всех моих делах и желаниях? Учусь ли я правильно использовать Божьи обетования в своей жизни; радуюсь ли я в Нем так, что Его радость является моим ежедневным подкреплением? Если я не могу от всего сердца сказать, что все это (в определенной мере) является моим личным переживанием, то имеются серьезные причины опасаться, что мое изучение Писания не приносит мне настоящей пользы.

Еще одним критерием для проверки того, как внимательное чтение Слова Божьего помогает мне духовно, является то, насколько эта христианская добродетель проявляется во мне. Невозможно внимательно читать Писание и не заметить того, как много в нем говорится о любви. Поэтому каждому из нас надлежит молитвенно и внимательно проверить, является ли его любовь истинно духовной, находится ли она в здравом состоянии и правильно ли практикуется.

Предмет христианской любви слишком обширен, чтобы все его аспекты можно было полностью охватить в рамках одной главы. Нам следовало бы начать с рассмотрения нашей любви к Богу и Христу, но так как мы уже касались этого в предыдущих главах, то теперь опустим эту тему. Многое можно сказать об обыкновенной любви, которую мы должны проявлять по отношению к ближним, нашим родным, но нужда писать на эту тему не столь велика, как важность того, о чем мы сейчас поговорим. Мы хотим предложить вам обратить внимание на духовную любовь к нашим братьям во Христе.

  1. Мы получаем пользу от Писания, когда осознаем величайшую важность христианской любви. Нигде в Писании это не излагается так выразительно, как в главе 13 Первого послания к коринфянам. В этом тексте Святой Дух говорит нам, что исповедующий христианин может бегло и красноречиво разглагольствовать о божественных понятиях, но, если он не имеет любви, он похож на металл, который, хотя и производит звук, если по нему ударить, но не имеет жизни. Хотя человек может пророчествовать, понимает все тайны и имеет знание, и его вера совершает чудеса, но, не имея в своем сердце любви, он является духовным ничтожеством. И даже если он готов отдать все свое состояние, чтобы накормить голодных, если он готов умереть за веру мученической смертью, но не имеет любви, то все это не принесет ему никакой пользы. Как высоко ценится любовь, и как важно для меня быть уверенным, что я обладаю ею!

Господь говорит: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Иоан. 13:35). В том, что Христос ставит любовь в ряд отличительных признаков христианского ученичества, мы также видим значимость любви в Писании. Это чрезвычайно важный критерий истинности нашего исповедания: мы не можем любить Христа, если не любим Его братьев, потому что они завязаны «в узле жизни у Господа…» (1 Цар. 25:29). Любовь ко всем тем, которых Он искупил, – это верное свидетельство духовной и сверхъестественной любви к Самому Господу Иисусу. Там, где Дух Святой произвел рождение свыше, Он будет побуждать новую природу проявить себя, Он будет производить в сердце, жизни и поведении святых сверхъестественную благодать, которая будет выражаться в любви ко всем Христовым ради имени Христа.

  1. Мы получаем пользу от Писания, если учимся различать печальные искажения христианской любви.

Как воды реки не могут подняться выше береговой линии, так и плотский человек не способен понять, а тем более оценить духовные вещи (1 Кор. 2:14). Поэтому не стоит удивляться, когда невозрожденные люди принимают человеческую сентиментальность и плотские наслаждения за духовную любовь. Однако, как грустно видеть некоторых детей Божьих, живущих на таком низком уровне, что они путают человеческую доброжелательность, сексуальное влечение и любезность с высшей из христианских добродетелей. Хотя духовная любовь и характеризуется кротостью и нежностью, она все же очень отличается и намного превосходит плотскую вежливость и доброту.

Как часто любящие отцы удерживали розгу для наказания своих детей, неверно полагая, что истинная любовь и наказание несовместимы! Как много неразумных матерей, пренебрегавших телесным наказанием своих детей, хвалились, что в их доме правит «любовь»! Одним из наиболее сложных испытаний для меня была необходимость во время моих многочисленных путешествий останавливаться в семьях, где дети были полностью испорчены. В таких случаях происходит грубое искажение понятия «любовь», когда оно используется для прикрытия моральной распущенности и родительского попустительства. Но эта же разрушительная мысль руководит умами многих людей и в других отношениях. Если слуга Божий обличает людей в их плотских и мирских путях, если он бескомпромиссно излагает перед своими слушателями Божьи повеления, то такого человека немедленно начинают обвинять в «недостатке любви». Как же ужасно сатана обманывает многих людей в этом чрезвычайно важном вопросе!

  1. Мы получаем пользу от Писания, когда оно учит нас видеть истинную природу христианской любви. Христианская любовь – это духовная благодать, пребывающая в душах святых наряду с надеждой и верой (1 Кор. 13:13). Это святое расположение, произведенное в них в момент возрождения (1 Иоан. 5:1). Это не что иное, как Божья любовь, излитая в их сердца Святым Духом (Рим. 5:5). Это принцип праведности, согласно которому человек ищет блага для других. Эта любовь – полная противоположность эгоистической любви и стремлению угождать только себе. Это не только нежное внимание по отношению ко всем тем, кто носит образ Христа, но и сильное желание сделать все для их блага. Это не переменное чувство, которое можно легко угасить, но постоянная действующая сила, которая не может быть потоплена ни «многими водами» холодного безразличия, ни «потоками» неприязни (Песн. 8:7). Хотя по своей силе она очень далека, по сущности она такая же, как у Того, о Ком сказано: «…Возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их» (Иоан. 13:1).

Нет более верного способа, чтобы получить правильное представление о сущности христианской любви, чем ее тщательное исследование на совершенном примере Господа Иисуса. Говоря «тщательное исследование», я имею в виду исследование всего, что сказано о Нем во всех четырех Евангелиях, не ограничиваясь несколькими излюбленными текстами Писания. Если мы это сделаем, то обнаружим, что Его любовь была не только благожелательной и великодушной, полной и нежной, бескорыстной и жертвенной, терпеливой и неизменной, но и включала в себя и многие другие элементы. Любовь могла отказать в срочной просьбе (Иоан. 11:6), упрекнуть Свою Мать (Иоан. 2:4), использовать бич (Иоан. 2:15), сурово выговорить своим сомневающимся ученикам (Лук. 24:25) и обличить лицемерных (Матф. 23:13-33). Любовь может быть суровой (Матф. 16:23), даже гневной (Марк. 3:5). Духовная любовь свята: она верна Богу и бескомпромиссна ко всякому злу.

  1. Мы получаем пользу от Слова, когда обнаруживаем, что христианская любовь – это божественное общение верных. «Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев…» (1 Иоан. 3:14). «Любовь к братьям – плод и следствие нового сверхъестественного рождения, произведенного в наших душах Святым Духом. Это свидетельство того, что Небесный Отец избрал нас во Христе еще до создания мира. Любить Христа и наших братьев во Христе – это и есть связь с Божьей природой, частью которой Он соделал нас посредством Святого Духа.… Эта любовь к братьям должна быть совершенно особенной, такой, познать и практиковать которую способен только возрожденный человек. Если бы это было не так, то апостол не упоминал бы о ней особо. Она настолько особенная, что человек, не имеющий такую любовь не возрожден: «Не любящий же брата своего мертв» (С. Е. Пирс).

Любовь к братьям гораздо больше, чем принятие общества тех, кого мы считаем нашими единомышленниками, людьми одинакового с нашими темперамента и взглядов. Эта любовь выходит за пределы человеческой природы, она духовна и сверхъестественна. Это означает направить свое сердце к тем, кто имеет в себе частицу сущности Христа. Это нечто большее, нежели общий дух; она распространяется на всех, в ком я могу видеть образ Божьего Сына. То есть, это любовь к ним во имя Христа ради того, что я вижу в них Его образ. Святой Дух побуждает меня любить моих братьев и сестер, в которых пребывает Христос. Таким образом, истинная христианская любовь – это не только дар Божий, но она и всецело зависит от Бога, Который ее поддерживает и помогает практиковать. Каждый из нас должен ежедневно молиться о том, чтобы Святой Дух помогал нам в нашей жизни претворять и проявлять по отношению к Богу и Его народу ту любовь, которую Он излил в наши сердца.

  1. Мы получаем пользу от Писания, когда мы правильно практикуем христианскую любовь. Это достигается не стремлением угодить нашим братьям по вере и снискать их уважение, а действительным желанием искать для них наивысшего блага. «Что мы любим детей Божьих, узнаём из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его» (1 Иоан. 5:2). Как можно точно проверить мою личную любовь к Самому Богу? Мы любим Его, если храним Его заповеди (см. Иоан. 14:15, 21, 24; 15:10, 14). Истинность и крепость моей любви к Богу не определяется ни словами, которые я произношу, ни бодростью, с которой я возношу Ему песни хвалы, а моим послушанием Его Слову. Этот же принцип характеризует и мою любовь к братьям.

«Что мы любим детей Божьих, узнаём из того, когда любим Бога и соблюдаем Его заповеди». Если я люблю поболтать о неудачах и падениях братьев и сестер, если в отношениях с ними я поступаю по своим собственным желаниям и воле, то я их не люблю. «Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха» (Лев. 19:17). Любовь следует проявлять по-божьему, и никогда не за счет охлаждения моей любви к Богу. Действительно, только в том случае, если Бог занимает надлежащее место в моем сердце, я могу по-настоящему проявлять духовную любовь к моим братьям. Истинная духовная любовь заключается не в удовлетворении их желаний, а в угождении Богу и оказании им помощи, и я могу им помочь только тогда, когда следую путем повиновения Богу.

Баловство и потакание друг другу – это не братская любовь. Будет намного полезнее, если мы будем увещевать друг друга стремиться к стоящей перед нами цели, убеждать друг друга (подтверждая свои слова повседневным хождением в вере) взирать на образ Христа. Братская любовь свята. Она не имеет ничего общего с плотскими чувствами или вялым безразличием к путям, которые мы выбираем. Божьи заповеди – это выражение Его любви к нам, а также Его власти над нами, и игнорировать их, даже стараясь испытывать добрую привязанность друг к другу, – это не любовь. Проявление любви должно полностью соответствовать открытой нам Божьей воле. Мы должны любить «по истине» (3 Иоан. 1:1).

  1. Мы получаем пользу от Писания, когда открываем различные проявления христианской любви. Любить своих братьев и проявлять любовь во всем – это наша прямая обязанность. Но никаким другим способом мы не можем делать это более истинно и действенно, без притворства и хвастовства, чем через общение с ними у престола благодати. Во всех концах земли живут мои братья и сестры во Христе, о трудностях, испытаниях, искушениях и скорбях которых я ничего не знаю. Тем не менее, я могу проявлять мою любовь к ним, изливать мое сердце пред Богом в искренней молитве и ходатайстве за них. У христианина нет лучшего способа проявлять любящее внимание к своим спутникам, нежели использовать свои взаимоотношения с Господом Иисусом, прося Его направить на них Свои милости и блага.

«А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, – как пребывает в том любовь Божья? Дети мои! Станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (1 Иоан. 3:17-18). Многие дети Божьи терпят в этом мире большую нужду. Иногда они удивляются, почему так происходит; для них это большое испытание. Одна из причин, почему Господь допускает это, заключается в том, чтобы дать возможность другим христианам проявить сострадание и поделиться с нуждающимися от того избытка, которым их благословил Бог. Настоящая любовь очень практична: для нее нет слишком неприятного задания, слишком уничижающего дела, если этим можно облегчить страдания брата. Когда

Господь любви был на земле, Он заботился о том, чтобы накормить многотысячную толпу, и не посчитал для себя унижением мыть ноги Своим ученикам.

Но среди детей Божьих имеются и те, кто настолько беден, что не имеет почти ничего, чем бы он мог поделиться с другими. Что же делать таким людям? О, они могут сделать духовные нужды всех святых своими личными, представляя заботы своих братьев по вере перед престолом благодати. Мы знаем из собственного опыта, как чувства, печали и сетования других святых могут угнетать наш дух. Мы имеем печальный опыт того, как легко допустить в свое сердце дух недовольства и ропота. Но мы знаем также и то, какой прекрасный мир и утешение мы получаем в сердце, когда мы взываем к Господу, и Он простирает к нам Свою успокаивающую руку и приводит нам на память какое-либо драгоценное обетование. Давайте же будем молить Его проявлять такую же милость и благодать ко всем унывающим святым Божьим. Давайте будем стремиться разделять их бремя, скорбеть со скорбящими и радоваться с радующимися. Так мы можем проявлять настоящую любовь к тем, кто пребывает во Христе, взывая к их Господу и нашему Господу, чтобы Он напомнил им о Своей вечной благости.

Вот как Господь Иисус проявляет Свою любовь к святым Божьим: «…Будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» (Евр. 7:25). Он принимает их трудности и заботы как Свои собственные. Он обращается к Богу Отцу от их имени. Он не забывает никого, каждая одинокая овца из стада приносится к груди Доброго Пастыря. Таким образом, проявляя нашу любовь к братьям в ежедневных молениях об их различных нуждах, мы приходим в общение с нашим великим Первосвященником. Кроме того, если мы делаем это, то наши братья становятся особенно дорогими для нас: каждая наша молитва о них, как возлюбленных Божьих, увеличивает в нас нашу любовь и уважение к ним. Мы просто не сможем приносить их к престолу благодати, если не будем питать в душе истинную привязанность к ним. Наилучший путь преодолеть горечь обиды, нанесенной братом, – это усердно молиться за этого человека.

  1. Мы получаем пользу от чтения Писания, когда оно учит нас правильно взращивать христианскую любовь. Есть два-три правила, которыми следует руководствоваться. Во-первых, с самого начала мы должны признать, что как в вас (во мне) имеется много такого, что будет серьезно испытывать любовь братьев, так же немало этого присутствует и в них, чтобы проверять нашу любовь. Нам следует «снисходить друг ко другу с любовью» (Еф. 4:2). Это прекрасное наставление, которое каждый из нас должен зафиксировать в своем сердце. Замечательно то, что первое качество духовной любви (1 Кор. 13:4) – это именно долготерпение.

Во-вторых, наилучший путь правильно воспитывать любую добродетель или качество – это постоянно упражняться в нем. Мы не достигнем успеха, если будем только говорить и разглагольствовать об этом, не применяя его на практике. Сегодня можно услышать много жалоб на недостаток любви, который проявляется повсеместно, и это ли не повод для меня показать лучший пример! Не допускайте, чтобы холод и недоброжелательность окружающих вас людей заглушили вашу любовь, но «побеждайте зло добром» (Рим. 12:21). Хотя бы один раз в неделю молитвенно размышляйте над главой 13 из Первого послания к коринфянам.

В-третьих, и это наиболее важно, – следите за тем, чтобы ваше сердце пребывало в свете и тепле Божьей любви. Подобное производит подобное. Чем глубже вы будете истинно поглощены неустанной, неизменной, неизмеримой любовью Христа к вам, тем сильнее ваше сердце будет простираться с любовью к Его детям. Прекрасной иллюстрацией этому может служить то, что апостол, который больше других написал о братской любви, был тот, кто возлежал на груди своего Господа. Пусть Господь дарует и автору, и читателям этой книги все необходимое, чтобы следовать этим правилам на благо Его возлюбленного народа и ради Его славы.

Артур Пинк, Как извлекать пользу из Писания, Перевод с английского языка: Ольга Коваленко, Сергей Денисюк, © Русское издание: «Come over and help», 2001.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]