Афоризмы от Иоанна Златоуста
*** Кто не нуждается в чужом, но живет независимо, тот всех богаче.
(нужда, зависть, богатство)
***
Время скорби не то, когда зло страдаем, но когда творим зло.
(скорбь, зло)
***
Когда накормишь убогого, считай, что себя накормил. Такого свойства это дело: данное нами к нам же вернется.
(благотворительность)
***
Как еще осмеливаешься называться отцом, предав таким образом сына, оставив без внимания растление его всеми пороками?
***
Хотя бы вся наша жизнь была благополучной, мы подвергнемся строгому наказанию, если не радеем о спасении детей. Дети – не случайное приобретение. Мы отвечаем за их спасение.
(дети)
***
Многие осуждают меня за то, что я нападаю на богачей, но зачем они несправедливы к бедным? Я обвиняю не богача, а хищника. Ты богат? Не мешаю тебе. Но ты грабитель? Осуждаю тебя. И богачи и бедняки — равно мои дети.
***
Часто многие из отцов делают все, чтобы у сына был хороший конь, великолепный дом или дорогое поместье, а о том, чтобы у него была хорошая душа, нисколько не заботиться. Это и расстраивает всю вселенную.
(воспитание)
***
Если услышишь, что кто-нибудь на перекрестке или на торгу среди народа хулит Владыку Христа, подойди и запрети. Если же придется и побить его, не отвращайся — ударь его по щеке, сокруши его уста, освяти руку свою ударом.
***
Достоинство человека не в его происхождении. Бог не создал рабства, но одарил человека свободой.
(достоинство, знатность, свобода, рабство)
***
Столько же создать может слово, сколько разрушить страх.
(слово, страх)
***
Дерзнуть и простые люди могут не раз, но не все способны в нужное время так поступать.
***
Давайте поможем тем беднякам, которые умоляют нас об этом, и если они даже обманывают нас, не надо придавать этому слишком большого значения. Ибо такого милосердия, прощения и доброты заслуживает каждый из нас.
(милосердие, благотворительность)
***
Не говори мне, что невозможно обуздать юность. Все пороки происходят от нашей беспечности, оттого что мы не с самого начала и не с раннего возраста учим детей благочестию. На зрелища ходить мы часто позволяем им, а в церковь – не заставляем никогда.
(воспитание)
***
Мы ведем войну, но наша война не живых делает мертвыми, а духовно мертвых, погрязших в ереси, делает живыми. Не еретика преследую, а ересь, не грешника, а грех. Сколько бы кто меня ни бранил, от чистого сердца говорю: «Мир, ибо любовь Отца во мне. Тем более буду любить вас, чем менее любим буду вами».
(грех)
***
Ничто так не смущает чистоты ума, и красоты, и мудрости, как гнев беспричинный, громким ревом вокруг разнесенный.
(гнев)
***
Ты хочешь, чтобы тебе оказали милость? Окажи милость своему ближнему.
***
Лучше во тьме пребывать, чем без друга.
(друг)
***
Лучше хлеб с солью в покое и без печали, чем множество блюд многоценных в печали и горе.
(печаль, горе)
***
Нужно смотреть не на то, чтобы сделать детей богатыми серебром и золотом и тому подобным, но чтобы они были богаче всех благочестием, любомудрием и другими добродетелями, чтобы они не нуждались во многом.
(богатство)
***
Если бы страх не был благом, то ни отцы не приставляли бы надзирателей к детям, ни законодатели – начальников к городам. Ничто так не истребляет греха, а добродетели не способствует расти и процветать, как непрестанный страх. Поэтому кто не живет в страхе, тому невозможно быть добродетельным.
(страх)
1 | | Следующая | Последняя
Свт. Иоанн Златоуст: о любви к ближнему
Матерь всех благ и совершительница всякой добродетели — любовь. Апостол говорит, что она есть долг наш, не временный, каковы подать или пошлина, но всегдашний. Не оставайтесь должными никому ничем, говорит, кроме взаимной любви (Рим. 13, 8).
Свт. Иоанн Златоуст
Он хочет, чтобы долг сей никогда не был выплачен, и хотя всегда уплачиваем, но не вполне, а так, чтобы нам все еще оставаться в долгу. Потому что это такого рода долг, что непрестанно уплачивается, но никогда не выплачивается. Сказав же, как должно любить, он открывает и выгоды любви, ибо любящий другого, говорит, закон исполнил. Ты обязан любить брата по духовному с ним родству, и не по одному родству, но потому еще, что мы члены друг для друга. Если нет в нас любви, то весь состав тела расторгнут. Итак, люби брата. Ибо если, любя его, приобретаешь пользу, потому что исполняешь чрез то весь закон, то ты обязан любить его, как облагодетельствованный им. Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя (ст. 9).
Апостол не сказал: дополняются, но — заключаются, то есть в этой заповеди сокращенно вмещается весь состав заповедей. Ибо начало и конец добродетели есть любовь. Она есть и корень, и необходимое условие, она и вершина добродетели. А если любовь есть начало и полнота, то что может ей равняться? Впрочем, апостол требует не просто любви, а любви в высшей степени; ибо не просто сказал: возлюби ближнего твоего, но присовокупил: как самого себя. И Христос сказал, что в любви содержатся закон и пророчества (Мф. 22, 40), и, указав два вида любви, смотри, какое высокое место дал любви к ближнему.
Сказав: Возлюби Господа Бога твоего… сия есть первая заповедь, когда стал продолжать: вторая же, — не ограничился тем, но присовокупил: подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Что может сравниться с таким человеколюбием, с такою снисходительностью? Хотя бесконечно расстояние между Богом и нами, однако ж Бог взаимную любовь нашу друг к другу поставляет близ любви к Нему Самому и одну называет подобною другой. Почему для той и другой любви положил почти равную меру и о любви к Богу сказал: всем сердцем твоим и всею душою твоею, а о любви к ближнему: как самого себя? А Павел говорит, что если нет любви к ближнему, то немного пользы и от любви к Богу.
Когда любим кого, то говорим о нем: кто его любит, тот и меня любит. Это же самое выразил и Христос, сказав законоучителю: подобная ей, и Петру: если любишь Меня, паси овец Моих (Ин. 21, 17). Любовь не делает ближнему зла, продолжает говорить апостол; любовь есть исполнение закона (Рим. 13, 10). Видишь ли, что любовь имеет то и другое совершенство: как воздержание от зла — ибо сказано, что любовь зла не делает; так и делание добра — ибо сказано, что она есть исполнение закона?
Любовь не только преподает нам сокращенное учение о том, что должно делать, но и облегчает исполнение нравственных законов. Итак, будем любить друг друга, чтобы таким образом изъявить любовь к любящему нас Богу. У людей так бывает, что когда ты полюбишь кого, то другой любящий его вооружается против тебя.
А Бог, напротив, требует, чтобы ты вместе с Ним любил подобных себе, и ненавидит того, кто не разделяет с Ним любви Его. Любовь человеческая исполнена зависти и ревности, а любовь Божия свободна от всех страстей. Посему Бог желает чтобы кто-то разделял с Ним любовь. Люби вместе со Мною, говорит Он, тогда и я еще больше буду любить тебя. Вот слова беспредельно любящего! Если ты, говорит, любишь любимых Мною, то из этого я вижу, что и Меня ты любишь искренно.
Из 23-й беседы на Послание к Римлянам
LiveInternetLiveInternet
Пятница, 07 Августа 2015 г. 16:03 + в цитатник
Святитель Иоанн Златоуст. Архиепископ Константинопольский, богослов, почитается как один из трёх Вселенских святителей и учителей вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом. Дата и место рождения:349 г., Антиохия Дата и место смерти:14 сентября 407 г. (58 лет), Команы Понтийские, Понт Случилось хорошее — благословляй Бога и хорошее останется! Случилось плохое — благословляй Бога и плохое прекратится! Слава Богу за все! Если человек искренне молит и не получает просимое — значит Господь готовит ему большее и лучшее, чем он просит. Но как, скажешь, живя в мире, среди беспокойства, могу я спастись? Что ты говоришь, человек? Хочешь, я кратко укажу тебе, что не место спасает, а образ жизни и произволение? Адам в раю, как бы в пристани, потерпел крушение, а Лот, живя среди содомлян, как бы в море, спасся. Иов заслужил оправдание, будучи на гноище, а Саул, пребывая в чертогах, лишился и здешнего царства, и будущего. Жена есть пристань и важнейшее врачевство от душевного расстройства. Если эту пристань ты будешь соблюдать свободной от ветров и волнения, то найдешь в ней великое спокойствие, а если будешь возмущать и волновать ее, то уготовляешь сам себе опаснейшее кораблекрушение. Муж с женой должны быть подобны руке и глазам. Когда руке больно — глаза плачут. А когда глаза плачут — руки вытирают слезы Лукавый человек, конечно, опаснее зверя. Зверь, не имея разума, не имеет зла против человека… а лукавый человек, владея разумом, пользуется им в своих целях и, когда хочет, при его помощи изобретает ловушки Нечестивые обыкновенно всегда издеваются над решившимися удаляться нечестия и прилепляющимися к добродетели. Завидовать хуже, чем враждовать. Враждующий, когда забывается причина, из-за которой произошла ссора, прекращает и вражду; завистливый же никогда не станет другом. Притом первый ведет открыто борьбу, а последний – скрытно; первый часто может указать достаточную причину вражды, а второй не может указать ни на что другое, кроме своего безумия и сатанинского расположения. Почто гордится земля и пепел (Сир. 10, 9)? Что надмеваешься, человек? Что слишком хвалишься? На какую мирскую славу и богатство ты надеешься? Пойдём, прошу тебя, ко гробам и увидим совершающиеся там таинства, увидим разрушившееся естество, изъеденные кости, сгнившие тела. Если ты мудр, поразмысли, и если разумен, скажи мне: кто тут царь и кто простолюдин, кто благородный и кто раб, кто мудрый и кто неразумный?… Где тут красота юности, где привлекательный взгляд, где миловидные очи, где прекрасный нос, где розовые уста, где цвет ланит, где блестящее чело? Не всё ли прах? Не всё ли пепел? Не всё ли персть? Не всё ли червь и зловоние? Не всё ли тление? Имея всё это в уме и помышляя о нашем последнем дне, обратимся, братия, пока есть у нас время, с нашего пути, по которому мы блуждали… *** https://www.inpearls.ru/author/15622
Рубрики: | Афоризмы. Мудрые мысли. Мои сообщения |
Метки:
мудрые мысли святитель Иоанн Златоуст цитаты высказывания
Процитировано 3 раз Понравилось: 4 пользователям
Нравится Поделиться
0
Нравится
- 4
Запись понравилась - Процитировали
- 0
Сохранили
- Добавить в цитатник
- 0
Сохранить в ссылки
Понравилось4
0
Говорите вашим жёнам, что любите их, и показывайте эту любовь
Божье творение — женщина. Своим пренебрежением вы оскорбляете не ее, а ее Создателя. Что у нее есть? Разве Господь не дал ей всего? Но не прославляйте красивую женщину, не восхищайтесь ею. Восхищение одной и презрение к другой показывают порочного человека. Ищите красоты души и подражайте во всем Жениху Церкви.
Физическая красота, помимо высокомерия, вызывает ревность, а зачастую даже необоснованные подозрения. Доставляет удовольствие? На какое-то время да, на месяц или два, максимум на год — не больше.
Потому что спустя время в силу привычки больше не чувствуешь красоты, которая, однако, сохраняет свою надменность. Этого не происходит с женщиной, у которой нет внешней красоты, но есть внутренняя. Естественно, что удовольствие и любовь мужа не уменьшаются, потому что они происходят от красоты души, а не тела.
Как Господь с любовью заботится о Церкви, то есть обо всех нас, потому что мы Его дети, Его плоть и Его кости — и это хорошо известно тем, кто участвует в таинствах — так и мужчина должен с любовью заботиться о своей жене, потому что она была создана от него, является частью его тела.
Иоанн Златоуст так говорил об этом: «Хочешь, чтобы жена повиновалась тебе, как Христу повинуется Церковь? Заботься и сам о ней, как Христос о Церкви».
«Посему — говорит Библия — человек оставит отца и мать, чтобы жить со своей женой, и будут они одна плоть, одно тело». Вот и третья причина. Другими словами, это показывает, что после того, как мужчина оставляет отчий дом своих родителей, он привязывается к жене.
Отныне плоть, отец и мать, создают ребенка, рожденного от союза их. Итак, все трое — одна плоть, как мы со Христом — одна плоть, одно тело.
Итак, чем больше вы любите себя, тем больше вы любите свою жену. Не только потому, что мужчина и женщина имеют одинаковую природу, но и по другой важной причине: ибо это уже не два отдельных тела, а одно; мужчина есть голова, а женщина — тело.
У Иоанна Златоуста: «Жена — вторичная власть; значит, не должна требовать равенства <�с мужем>, так как стоит под главою; и он <�муж> не должен высокомерно смотреть на нее, как на подчиненную, потому что она — тело его, а если голова станет пренебрегать телом, то пропадет и сама. Взамен послушания она должна привносить любовь. …Тело отдает в услужение главе руки, ноги и все прочие члены; а глава заботится о теле, посвящая ему все свое разумение. Нет ничего лучше такого супружества».
Что происходит после свадьбы? Гости ушли? Вы остались наедине со своей невестой, своей женой? Она будет вас слушать и примет все, что вы ей скажете. Но она примет это с большей охотой, если вы выразите ей свою любовь обильно, потому что ничто другое не способствует такому убеждению человека в наших словах, как понимание того, что мы говорим ему это с любовью и нежностью.
И как вы покажете ей свою любовь? Если вы скажете ей, например:
«Я не захотел брать в жены другую женщину. Я предпочел тебя за хороший характер, скромность, кротость, мудрость.
Я был очарован силой твоей души. Благоразумная девушка, живущая благочестием, стоит столько же, сколько и вся вселенная. Вот почему я полюбил тебя, я люблю тебя и ставлю тебя выше своей жизни. Поэтому я молюсь Богу, и я делаю все, что в моих силах, чтобы мы могли быть вместе в этой жизни и в Царстве Небесном.
Ибо нынешняя жизнь коротка и временна; но если мы утверждаем, что прожили ее, угодные Богу — со Христом мы пребудем в вечности в неописуемой радости».
Какое же утешение нам даровал Господь по словам святого Иоанна Златоуста? «Рождение детей сделалось уже величайшим утешением для людей, когда они стали смертными. Поэтому-то и человеколюбивый Бог, чтобы немедленно, в самом начале смягчить строгость наказания и отнять у смерти страшный вид, даровал рождение детей, являя в нем… образ Воскресения…».
«Я ставлю свою любовь к тебе превыше всего» — эти слова для жен ваших дороже всех украшений! Скажите ей, что любите ее, не боясь, что однажды она возгордится и воспользуется этим.
Покажите, что вам нравится оставаться с ней наедине, что вы предпочитаете оставаться дома ради нее, а не проводить время с друзьями. Уважайте ее больше, чем своих друзей, даже больше, чем своих детей.
Все ради любви к ней. Если она делает что-то хорошее, хвалите ее и восхищайтесь ею. Если она ошибается, посоветуйтесь с ней и исправьте ее добротой.
Если вы так устроите свой брак и так будете относиться к своей жене, вы будете не хуже монаха.