На фото: Кийский крест Патриарха Никона в храме преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках, Москва.
Разрубленный, ободранный, Кийский крест Патриарха Никона ждал в потемках музейного хранилища не то «утилизации», не то еще какого горького поворота в своей судьбе, когда его извлекли на свет Божий и передали храму преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках.
Кийский крест в Крапивниках уникален и как святыня, и как исторический памятник. «Уникальность» в данном случае — не красное словцо, а самая что ни на есть правда. Мало найдется реликвий, столь же насыщенных смыслами и столь же непосредственно связанных с фигурой одного из самых заметных Предстоятелей Русской Церкви на всем протяжении ее существования. Разумеем, конечно, Патриарха Никона.
В «Начертании жития и деяний Никона, Патриарха Московского и всея России», составленном архимандритом Аполлосом цитируется челобитье Патриарха царю Алексею Михайловичу от 1656 года:
«В мимошедшем 1639 году мы, будуще Иеромонахом, творихом шествие по морю из скита Анзерского и во время то от великого морского волнения едва не потопихомся; но, уповающе на силу Божественнаго Животворящаго Креста, спасение получихом пред Онежским устьем, к пристанищу к Кию острову, и славу воздахом Распеншемуся на Кресте Господу нашему Иисусу Христу о оном избавлении. Будуще же тогда на том острове, на воспоминание того своего спасения водрузихом на том месте Святый и Животворящий Крест».
В процитированном послании речь идет об устроении на Кий-острове Крестного монастыря — как видно из текста, обетного. И здесь же Патриарх сообщает о Кийском Кресте, который он послал на остров «в первое того монастыря незыблемое основание»:
«Есть же той Честный Животворящий Крест… привезен от Палестины, сотворен от честного древа кипариса, широтою и высотою таков, яков же самый Животворящий Крест, на немже изволи Христос Бог наш волею, нашего ради спасения, распятися, в немже водружена есть часть самого того Животворящаго Креста, и от святых мощей многих Святителей и Мучеников и прочих; да будет Честный той Животворящий Крест, заступая и спасая коегождо, притекающего к нему по требованию его и умному намерению. И аще кто с верою восхощет к тому Животворящему Кресту на поклонение приити, да не менее тому силою Святого того Честнаго и Животворящаго Креста благодать дастся, якоже путешествующим во святая Палестинския места, в нихже святое Свое смотрение Христос Бог наш исполни».
Вот, ни много ни мало, каков был замысел Патриарха. Масштабно, как и все, что замысливал он.
История Кийского креста
По преданию, в 1639 году будущий Патриарх Никон во время шторма спасся на безлюдном острове в устье реки Онеги. Ступив на землю, Никон спросил: «Кий сей остров? (Что это за остров?)» Остров был непригоден для жизни и названия не имел. Тогда Никон сказал: «Пусть же сей остров зовется Кий». В память о своем спасении Никон установил на острове простой деревянный крест.
Патриарх Никон (1605–1681). Начал реформу по изменению богослужебных книг и обрядов Русской Церкви. У значительной части верующих изменения вызвали неоднозначную реакцию. В 1666 году в качестве простого монаха отправлен на заточение в монастырь. Его реформы одобрили и продолжили, но самого Патриарха оправдали только перед смертью.
Став Патриархом, Никон рассказал об острове царю Алексею Михайловичу, который разрешил основать там монастырь. Для иконостаса монастырского собора в 1656 году по заказу Патриарха Никона, изготовили крест-мощевик, аналогичный по размерам Кресту, на котором распяли Христа.
Освящение креста состоялось 1 августа 1656 года (в день празднования Происхождения Честных Древ Животворящего Креста). В память об этом на нижней части святыни была сделана соответствующая надпись. Кийский крест находился в обители до ее закрытия в 1923 году. Во время Крымской войны, в 1854 году, когда в тех местах велись бои с англичанами, крест пришлось вывезти из монастыря, но потом его вернули обратно. При этом были утрачены некоторые иконы святых. В 1923–1930 годах крест находился в антирелигиозном музее в Соловецком лагере. В 1991 году святыню передали в московский храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках, где она доступна для поклонения.
Где находится:
Москва, Крапивенский пер., д. 4, стр. 2, храм преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках.
Храм в Крапивниках
– Необычно, что Крест у вас водружён прямо напротив входа, – задаю первый же пришедший в голову вопрос.
– Вы же видели, храм небольшой, и поставили там, где свод выше. Крест-то немалый. Сделан он по заказу Никона в Святой Земле «в меру креста Христова», то есть с соблюдением размеров того Распятия, на котором казнили Спасителя: 3 метра 10 сантиметров в высоту и 1 метр 92 сантиметра в ширину. И по форме это копия Спасителева тау-креста, в форме буквы Т.
– А это здание, где мы находимся, какое-то исламское на вид…
– Здесь было подворье Константинопольского Патриархата, ему одно время храм и принадлежал.
– А почему сейчас именно здесь Кийский крест находится?
– Можно сказать, что это случайность, хотя и промыслительная. Но давайте лучше с самого начала расскажу.
Нашу церковь Преподобного Сергия, Радонежского Чудотворца, москвичи называли по-разному: «что в Старых Сторожах», «что в Старых Серебряниках», «на Петровке», «в Крапивниках», «на Трубе». В принципе, это одно и то же. Предположительно, построили церковь в 1591 году, сохранился «Петров чертёж» 1597 года, на котором можно видеть небольшой одноглавый храм на спуске от Высоко-Петровского монастыря к Неглинной. То есть храм уже существовал при Никоне, и вполне возможно, что он здесь молился, поскольку жил неподалёку. До конца XIX века это была обычная приходская церковь, ставшая со временем приписной. Когда её решили передать Сербскому подворью, то народ выступил против, потому что это был единственный в Москве приходской храм, главный престол которого освящён во имя Преподобного Сергия. Остальные-то были монастырскими. Просьбам вняли и храм оставили приписанным к Григорие-Богословской церкви. Его подновили, иконостас позолотили, но службы по-прежнему справлялись только по большим праздникам. И спустя десять лет, в 1883-м, повелением императора Александра III храм всё же передали подворью, только уже Константинопольского Патриархата.
Храм в Крапивниках, старое фото
Вот тогда, к 1892 году, и возвели эти здания, которые вы назвали «исламскими». Архитектор Сергей Родионов декорировал стены мусульманским орнаментом, но в оформлении также видны и русские мотивы. Колонны, полосатая кладка из цветных кирпичей – это всё византийское. Как понимаю, идея была такая: мусульмане захватили Византию, но здесь, в Москве, Константинополь продолжает быть.
Дом в «византийско-магометанском» стиле
– В 1880 году Достоевский написал: «Константинополь должен быть наш», – прерываю рассказ о. Александра.
– Да, в ту пору, при императоре Александре III, стоял вопрос об освобождении Царьграда и православных на Балканах. Возможно, открытие подворья с этим как-то связано. Предполагалось, что по результатам Первой мировой войны русские войдут в Константинополь, но революция всё перевернула, гонения на православных начались в самой России. В конце 20-х – начале 30-х по Москве прокатилась волна массового закрытия церквей, при этом Крапивенский переулок она миновала. Наверное, случилось это из-за извечного нашего низкопоклонничества перед иностранцами, на подворье-то греки жили. Возможно, была замешана и политика – большевики в ту пору сотрудничали с Турцией.
Надо сказать, в конце правления нашего Патриарха Тихона константинопольцы дружили здесь со всеми на свете – и с обновленцами, и с «тихоновцами». Вообще, подворье пользовалось репутацией такой недоброй, «краснопузой», и народа сюда ходило мало. Поэтому, когда в 34-м году умер последний настоятель подворья, архимандрит Василий (Димопуло), новых священников сюда не назначали. Оставались младшие по сану. Мы установили, что последний священник, крымский грек по происхождению, был в январе 38-го года арестован, отсюда увезён и расстрелян – по обвинению в шпионаже в пользу английской разведки. Священников-греков здесь не осталось, и храм закрыли. Причём закрыли очень капитально – из него всё вывезли, вообще ничего не осталось. А храм был один из самых богатых в Москве, судя по описи тех ценностей, которые вывозились ещё во время изъятия в 20-е годы.
– И как власти храм использовали? Сильно перестроили?
– Хотели устроить какой-то краеведческий музей, Дом пионеров. Но «по просьбам трудящихся» сделали пункт по заточке коньков и цех, который изготавливал эти самые коньки и лыжные крепления. Дело в том, что рядом с довоенного времени и вплоть до начала 90-х годов находился популярный среди москвичей каток «Динамо». Читали у Юрия Нагибина автобиографическую повесть «Тьма в конце туннеля»? Там он пишет о своём довоенном детстве и катке: «Каким-то чудом его серебряное блюдо уместилось в густотище застроенного-перезастроенного центра Москвы. Здесь дом лезет на дом, не найдёшь свободного пятачка: между помойкой и гаражом встроен крольчатник, рядом чистильщик сапог развесил макароны шнурков и насмердил сладкой гуталиновой вонью, вгнездился в какую-то нишу кепочник, а на него напирает электросварщик, обладатель слепящей искры, сараи, подстанции, всевозможные мастерские теснят друг дружку, толкаясь локтями, и вдруг город расступается и с голландской щедростью дарит своим гражданам чистое пространство льда».
Так что здесь десятки лет были веселье и музыка – катались парами и под фокстрот «У самовара я и моя Маша», и под песни Аллы Пугачёвой. Ну а потом наступил август 91-го…
Святыни Кийского креста
Звезды
восьмиконечные
• I
Камень Гроба Господня •
III
Камень от пещеры, где постился Господь 40 дней •
VI
Камень от пещеры, где родился Христос •
VIII
Камень Гроба Пресвятой Богородицы •
IX
Камень от пещеры, где молился Иоанн Предтеча •
XIV
Камень от пещеры, где скрылся Иоанн Предтеча от Ирода •
XV
Камень от «трапезы, на нейже Авраам угости Святую Троицу» •
XVI
Камень, часть жезла Моисеева, «им же пресече Чермное море» •
II, IV, V, VII, X, XI, XII, XIII
Камни не надписаны
Иконы и мощи святых
- Великомученик Георгий Победоносец
- Мученик Христофор
- Мученик Трифон Апамейский, Никейский
- Великомученик Прокопий Кесарийский (Палестинский)
- Великомученик Димитрий Солунский (Фессалоникийский)
- Великомученик Никита Готфский, Константинопольский
- Великомученик Меркурий Кесарийский (Каппадокийский)
- Великомученик и целитель Пантелеимон
- Мученик Анастасий Аквилейский, Салонский
- Пророк Даниил
- Равноапостольный царь Константин
- Апостол и евангелист Матфей, именуемый Левием
- Апостол Андрей Первозванный
- Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн
- Апостол Павел
- Икона утрачена
- Великомученик Иаков Персянин
- Великомученик Феодор Стратилат, Гераклийский
- Святитель Иона, митрополит Московский и всея Руси
- Священномученик Еферий, епископ Херсонесский
- Священномученик Киприан, епископ Карфагенский
- Преподобный Алексий, человек Божий
- Святитель Московский Петр, митрополит Киевский
- Священномученик Феоген (Фиоген), епископ Парийский
- Святитель Нектарий, патриарх Константинопольский
- Священномученик Климент, епископ Анкирский
- Священномученик Петр, архиепископ Александрийский
- Святитель Григорий, епископ Нисский
- Святитель Спиридон, епископ Тримифунтский
- Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской
- Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский
- Апостол от 70-ти Тит, епископ Критский
- Апостол от 70-ти Стефан, первомученик, архидиакон
- Апостол от 70-ти Варнава (Иосия), епископ Медиоланский
- Апостол Фома Дидим (Близнец)
- Апостол от 70-ти и евангелист Марк
- Праведный Иаков, брат Господень по плоти
- Апостол от 70-ти и евангелист Лука
- Апостол от 70-ти Тимофей, епископ Ефесский
- Праведный Лазарь Четверодневный, друг Божий, епископ Критский
- Апостол Иаков Зеведеев
- Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский
- Священномученик Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский
- Святитель Иоанн Милостивый, патриарх Александрийский
- Священномученик Василий, пресвитер Анкирский
- Святитель Епифаний, епископ Кипрский
- Священномученик Акепсим, епископ Наессонский
- Священномученик Ермолай, пресвитер Никомидийский
- Святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский (Фессалоникийский)
- Святитель Андрей, архиепископ Критский
- Священномученик Афиноген, епископ Пидахфойский (Севастийский)
- Святитель Филипп, митрополит Московский и всея Руси
- Святитель Алексий, митрополит Московский, всея Руси чудотворец
- Святитель Гурий, архиепископ Казанский
- Великомученик Феодор Тирон
- Мученик Евстратий Севастийский, военачальник
- Икона утрачена
- Мученик Каллиник Кесарийский (Вифинский)
- Мученик Кирик Тарсийский
- Мученик Каллистрат Византийский
- Мученик Мамант Кесарийский (Каппадокийский)
- Мученик и бессребреник Косма Римский
- Священномученик Авив, диакон Едесский
- Священномученик Евпл, архидиакон Катанский (Сицилийский)
- Мученик Лукиан Диррахийский
- Мученик Неофит Никейский
- Мученик и бессребреник Дамиан Римский
- Мученик Авксентий Севастийский, Аравийский
- Великомученица Варвара Илиопольская
- Преподобный Антоний Великий, Египетский
- Преподобный Евфимий Великий
- Великомученица Евфимия Всехвальная, Халкидонская
- Преподобный Иоанн Дамаскин
- Преподобный Ефрем Сирин, Едесский
- Преподобномученик и исповедник Стефан Новый
- Преподобный Григорий Декаполит
- Преподобный Пимен Великий
- Преподобный Феодор Сикеот, епископ Анастасиупольский
- Мученик и бессребреник Кир Александрийский
- Преподобный Георгий Хозевит
- Преподобный Михаил Малеин
- Преподобный Никита, исповедник Константинопольский
- Мученик и бессребреник Косма Аравийский, Киликийский
- Преподобный Сергий Радонежский
- Святитель Иона, архиепископ Новгородский
- Преподобный Антоний Римлянин, Новгородский
- Праведный Иаков Боровичский, Новгородский
- Преподобный Савва Сторожевский, игумен Звенигородский
- Преподобный Евфимий Суздальский
- Благоверный князь Александр Невский
- Благоверный князь Роман Угличский
- Великомученица Марина (Маргарита) Антиохийская
- Мученица Ирина Аквилейская
- Преподобномученица Анастасия Римляныня, Солунская (Фессалоникийская)
- Благоверный князь Владимир Ярославич Новгородский
- Благоверный князь Георгий (Юрий) Всеволодович Владимирский
- Святая благоверная великая княгиня — инокиня Анна Кашинская
- Преподобномученица Евдокия (Ия) Римская, Персидская
- Преподобномученица Феодосия дева, Константинопольская
- Икона утрачена
- Икона утрачена
Рассмотреть детали:
Кийский крест в храме Сергия Радонежского в Крапивниках
Камень от «трапезы, на нейже Авраам угости Святую Троицу»
Надпись на подножии Креста
Камень Гроба Господня. Иконы и мощи святых, в т. ч. великомученика Георгия Победоносца, великомучеников Димитрия Солунского и Пантелеимона, пророка Даниила, равноапостольного Константина, апостолов Матфея и Андрея
Камень от пещеры, где родился Христос. Мощи и иконы святых, в т. ч. преподобного Андрея Критского и Григория Нисского
Надпись на подножии Креста
«При державе Благовернаго и Христолюбиваго Великаго Государя Царя и Великаго Князя Алексия Михайловича и всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца и иных государств Государя и Обладателя, и при Благоверной Государыне Царице и Великой Княгине Марии Ильиничне, и при Сыне Их Благоверном Государе Царевиче и Великом Князе Алексие Алексиевиче сотворен сей Великий Крест Божией Милостию Никоном, архиепископом царствующаго града Москвы и всея Великия и Малыя и Белыя России Патриархом, от честнаго древа кипариса и украшен сребром и златом в хвалу и поклонение христианом. Христе Боже! Помилуй и спаси душу мою силою Честнаго и Животворящаго Креста и святых ради молитв, ихже мощи водружены в сем Кресте. От воплощения Слова Божия 1656, а от создания мира 7164 года, августа в первый день».
В житие патриарха Никона есть обращение к царю Алексею Михайловичу
В житие патриарха Никона мы видим такую надпись, которую он написал царю Алексею Михайловичу в 1656 году:
«В мимошедшем 1639 году мы, будуще Иеромонахом, творихом шествие по морю из скита Анзерского и во время то от великого морского волнения едва не потопихомся; но, уповающе на силу Божественнаго Животворящаго Креста, спасение получихом пред Онежским устьем, к пристанищу к Кию острову, и славу воздахом Распеншемуся на Кресте Господу нашему Иисусу Христу о оном избавлении. Будуще же тогда на том острове, на воспоминание того своего спасения водрузихом на том месте Святый и Животворящий Крест».
В этом послании мы видим, речь идет об устроении на острове Крестного монастыря. Это мы можем видеть из содержания текста.
Патриарх Никон сам лично писал обращение к царю Алексею Михайловичу. Фото: 3.bp.blogspot.com
Далее патриарх Никон, сообщает о Кийском кресте, который он решил послать на остров:
«Есть же той Честный Животворящий Крест…привезен от Палестины, сотворен от честного древа кипариса, широтою и высотою таков, яков же самый Животворящий Крест, на немже изволи Христос Бог наш волею, нашего ради спасения, распятися, в немже водружена есть часть самого того Животворящаго Креста, и от святых мощей многих Святителей и Мучеников и прочих; да будет Честный той Животворящий Крест, заступая и спасая коегождо, притекающего к нему по требованию его и умному намерению. И аще кто с верою восхощет к тому Животворящему Кресту на поклонение приити, да не менее тому силою Святого того Честнаго и Животворящаго Креста благодать дастся, якоже путешествующим во святая Палестинския места, в нихже святое Свое смотрение Христос Бог наш исполни».
Никон пишет, что данный крест изготовлен из честного древа кипариса. И привезен он из Палестины. По размерам он как крест, на котором был распят Иисус Христос ради спасения человечества. В него была помещена часть древа креста Господня. А также туда были помещены мощи святителей и мучеников. Патриарх пишет о том, что крест в Крапивниках будет спасать весь христианский род. Тем, кто будет к нему приходить и просить помощи, тот получит благодать.
Иконография Кийского Креста
Икона «Кийский Крест с предстоящими», 1671 год:
Иконописец — Богдан Салтанов (также упоминается как Иван Иевлев(ич) Салтанов; около 1630–1703 гг.) — придворный художник царя Алексея Михайловича, с 1686 года — главный мастер Оружейной палаты. По происхождению армянин, родом из Персии. В России получил имя Богдан (Богом данный) — дословный перевод его армянского имени Аствацатур.
Этот материал можно скачать и распечатать в формате A3
Фото Юлии Маковейчук
Кий-остров, Соловки, Москва
Долгие годы Кийский крест пребывал в монастыре, для которого и предназначался. Он находился в Крестовоздвиженском соборе, построенном в 1660—1661 годах при деятельном участии самого Никона, который в период между оставлением Патриаршего престола и ссылкой немало успел потрудиться на благо основанных им монастырей — Воскресенского Ново-Иерусалимского под Москвой, Иверского на Валдае и, собственно, Крестного на Кий-острове. Крест, как известно из дореволюционных описаний монастыря, помещался на месте храмового образа в деревянном, а с 1843 года — мраморном киоте и покидал обитель лишь единожды, в 1854 году, когда его «эвакуировали» в видах военной угрозы со стороны англичан. Во время этой эвакуации, к сожалению, были утрачены некоторые (немногие, впрочем) частицы мощей.
После революции Крест вывезли на Соловки, уже лагерные тогда, где он занял место в экспозиции местного музея, о чем свидетельствует заметка в газете «Карело-Мурманский край» (№7 за 1927 год), где святыня глумливо именуется «божественным Универмагом». Когда музей на Соловках закрыли, Кийский крест оказался в Москве, откуда он когда-то и начал свой путь к устью Онеги. До передачи храму преподобного Сергия святыня пребывала в Государственном Историческом музее.
Звезды восьмиконечные
- Камень Гроба Господня
- Камень не надписан
- Камень от пещеры, где постился Господь 40 дней
- Камень не надписан
- Камень не надписан
- Камень от пещеры, где родился Христос
- Камень не надписан
- Камень Гроба Пресвятой Богородицы
- Камень от пещеры, где молился Иоанн Предтеча
- Камень не надписан
- Камень не надписан
- Камень не надписан
- Камень не надписан
- Камень от пещеры, где скрылся Иоанн Предтеча от Ирода
- Камень от трапезы, на нейже Авраам угости Святую Троицу
- Камень, часть жезла Моисеева, им же пресече Чермное море
Чудотворная икона Божией Матери «Владимирская»
Храм святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее. Адрес: М. Толмачёвский пер., 9, ст. метро «Третьяковская», «Полянка»
В 1999 году эта самая чтимая и ценимая в столице икона была передана сюда на хранение из Третьяковки. Этот образ — единственный подлинный, а не сохранившийся в списках (копиях). Впервые о её существовании упоминается в 1155 году. С тех пор образ этот не раз защищал нашу страну от врагов, перед ним молились самые прославленные мужи России. При чём тут наши ищущие супругов девушки? Дело в том, что Божия Матерь, конечно, является покровительницей целых народов, в том числе и нашего, но помимо защиты Руси от Тамерлана, Мехмет-Гирея, Гитлера и прочих супостатов она известна тем, что с особым трепетом относится к молитвам юных дев. Так что искренняя просьба о возможном супружестве будет встречена Пресвятой Владычицей с благосклонностью.
Образ святой мученицы Татианы с частицей её мощей
Храм святителя Николая Мирликийского на Трёх Горах. Адрес: Нововаганьковский пер., 9, ст. метро «Баррикадная», «1905 года»
Как мы знаем, святая Татьяна особенно почитается студенчеством, покровительницей которого она является с лёгкой руки императрицы Елизаветы Петровны. Но ведь среди студентов немало незамужних барышень, ведь так? И им вполне возможно попросить себе у этой святой если уж не мужа, так хотя бы поклонника.