10 старейших православные храмов России и всего мира

Задолго до крещения Владимиром Святославовичем русичей, на Русь стали проникать идеи христианства, а согласно легенде, Андрей Первозванный ещё в I веке поставил крест на горах Киевских.

Первые христиане стали возводить и первые храмы на славянских землях. Немногие из них пережили своё время, но есть и такие, которые в перестроенном виде стоят и поныне. Обратимся к великолепию и самобытности древнерусского зодчества и представим самые древние православные храмы православия.

Самые старые православные храмы мира:

Собор Святой Софии. Стамбул

Начнём повествование с главной святыни православия. Первая деревянная церковь на рыночной площади города Византий, впоследствии переименованном в Константинополь, была возведена в период с 324 по 337 годы.

В первые два столетия своего существования церковь неоднократно разрушалась в результате пожаров, и только в правление императора Юстиниана I в 537 году возвели каменную базилику из лучшего мрамора.

В 1453 году после падения Византии собор святой Софии стал мечетью, а в 1935 году древнейший памятник архитектуры стал музеем, но в 2021 году президент Турции Тайип Эрдоган отменил решение 1935 года и здание вновь стало мечетью. Но пока ещё православные атрибуты в этом храме присутствуют.

Русский классицизм в тверском бездорожье

1 / 5

Северный фасад церкви Владимирской иконы Божией Матери в Горницах в Тверской области Фотография 1981 года из «Свода памятников архитектуры и монументального искусства России. Тверская область». Москва, 2002 год

© Общественный мониторинг архитектурных, исторических и природных памятников Верхневолжья «Тверские своды»

2 / 5

Восточный фасад церкви © BankGorodov.RU

3 / 5

Восточная сторона основного объема церкви © BankGorodov.RU

4 / 5

Колоннада церкви© BankGorodov.RU

5 / 5

Колокольня© BankGorodov.RU

Тему усадебных церквей, строив­шихся лучшими мастерами в дальней, а теперь совершенно обезлюдевшей провинции, продолжает Владимир­ская церковь в Горницах Тверской области. Это работа одного из интереснейших мастеров русского классицизма, Николая Львова. От Твери 110 км до Кувшиново, оттуда 20 км до деревни Бор и 3,5 км пешком. Церковь строилась в 1795 году по заказу поручика Беклемишева. Помимо нее и заросшего парка от усадьбы ничего не осталось. Прячущаяся в зарослях церковь очень необычна, ее кубический двухъярусный объем крыт двускатной кровлей без полагающейся главы. Крест водружен над колокольней-ротондой, поставленной над главным входом, но не у западного, а у южного фасада. С востока и запада расположены равновеликие апсиды, одна из которых является алтарной. Строго говоря, канон соблюден, но композиция церкви сбивает с толку: она словно повернута на 90 градусов.

В советские годы церковь использовалась как овощехранилище, что все-таки сберегало ее от полного разрушения. Потом памятник пришел в запустение, рухнули своды, планов на реставрацию нет.

Другой львовский шедевр — разрушающаяся на глазах Знаменская церковь в подмосковном Теплом находится в глуши, между Клином и Волоколамском. Она более доступна и в 2007 году была включена в тревожный список Всемирного фонда памятников, что, однако, не дало результатов.

спецПРОЕКТ О владимирской ЦЕРКВИ И ДРУГИХ ЗАБРОШЕННЫХ тверских ХРАМАХ

Музыка в затерянных храмах: путешествие Arzamas в Тверскую область

Пять историй с видео и музыкой

Церковь Иоанна Предтечи. Керчь

В самом центре Керчи стоит храм Иоанна Предтечи. На сегодняшний день это самое старое здание на территории России.

Уникальнейший памятник византийского зодчества возвели в VIII веке, а в XII к основному зданию добавили несколько архитектурных элементов.

Возраст смогли определить по надписи на одной из колонн храма. В архитектурном плане это крестово-купольная церковь, выстроенная в традиционном византийском стиле. В строительстве использована полосатая бело-розовая кладка, с помощью которой византийские зодчие укрепили строение на случай землетрясения.

Прекрасное убранство с пользой для потомков

Единый интерьер в архитектуре церковного строительства Древней Руси – отличительная черта того времени. Классическим исполнением были низкие алтарные перегородки, позволявшие видеть верхнюю часть алтарной зоны храма.

Каждый молящийся зрительно приближался к центру богослужения. Для православного человека было важно видеть божественное пространство, объединявшее земную и небесную церковь.

Внутреннее украшение храмов под мозаичный стиль пришло из византийской традиции. Декорация яркого и легкого оформления символизирует единение земного и небесного.

Храмы Древней Руси несли на себе функцию музеев, куда передавались мощи святых, иконы, реликвии с исторической ценностью. Сюда же на сохранность передавались древние рукописи и важные документы. Благодаря работе священников и служителей церкви, история Древней Руси прослеживается буквально по годам, а многие исторические события открылись современникам в виде неоспоримых доказательств, собранных в церкви.

Свято-Ильинская церковь. Киев

Многие историки и археологи сходятся во мнении, что Ильинская церковь является первым православным храмом Руси.

Во время раскопок были исследованы остатки древней деревянной постройки, в летописи под 945 годом есть сведения, что в этой церкви освятили русско-византийский договор.

В 1962 году на месте разрушенной деревянной постройки возвели новый однокупольный храм. Во внутреннем убранстве сохранились уникальные росписи и старинные иконы.

Храм во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Смоленске (Петропавловский храм)

Петропавловская церковь — старейшая в Смоленске. Ее построили в 1146 году при князе Ростиславе Мстиславиче, внуке Владимира Мономаха. Изнутри храм расписали фресками с растительным орнаментом. Позже кирпичный пол покрыли майоликовой плиткой, а стены украсили изразцами и панно.

В Смутное время Смоленск заняли поляки, и в Петропавловской церкви проходили католические богослужения. Именно тогда появилась западная пристройка — резиденция польского епископа. Православным прихожанам храм вернули в 1654 году, когда поляки покинули город. Епархия возвела у западной стены шатровую колокольню.

В XVII–XVIII веках в храме достроили третий этаж, расширили главный неф и подняли пол до уровня первого этажа пристройки. Первоначальный облик церковь обрела только в середине прошлого столетия.

Сегодня в Петропавловской церкви можно увидеть фрагменты средневековых фресок, старинные цветные изразцы, а также раритетные граффити — надписи XII века.

Подробнее о храме во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Смоленске (Петропавловский храм).

Спасо-Преображенский собор. Чернигов

Теперь непосредственно перейдём к памятникам времён Киевской Руси. Пятиглавый храм в старейшем русском городе Чернигове начали возводить в 1033 году, но после смерти Мстислава, зодчие были командированы в Новгород для строительства новгородского храма.

Закончили строительство Спасо-Преображенского собора только в 50-е годы XI столетия. Один из древнейших храмов Руси дошёл до нас в почти первозданном виде.

Сегодня трёхнефный храм является и действующей церковью и музеем. В храме захоронен воспетый в «Слове о полке Игореве» чернигово-северский князь Игорь Святославич.

Премудрость Божия

Софию Константинопольскую по приказу императора Юстиниана построили великие зодчие Анфимий из Тралл и Исидор из Милета. Это было самое грандиозное и великолепное здание на земле, производившее неизгладимое впечатление на людей и тем подтверждавшее величие православия и могущество византийского императора. На Руси тогда еще не строили больших каменных зданий. К тому же сооружение храма требовало знания церковного канона. Поэтому Ярослав вынужден был обратиться за помощью к грекам.

Шире шаг: путеводитель по историческим местам столицы

Где выпускалась первая газета, кто устроил «электрический бал» и чем расстроил дом Филатова актера Егора Бероева

Интересно, что к началу XI века деревянные церкви в честь Софии — Премудрости Господней уже существовали и в Киеве, и в Новгороде. Первую построила Ольга, о чем говорится в Иоакимовской летописи. Про вторую мы знаем из текста Первой новгородской летописи:

Автор цитаты

«Постави владыка епископ Иоаким первую церковь деревянную дубовую святыя Софии, имущу верх 13; и стояла 60 лет. И поднялася от огня в лето 1049 марта в 4 день»

Киевский храм был сожжен в 1017 году во время княжеской междоусобицы, вспыхнувшей после смерти Владимира. Считается, что сожгли его поляки Болеслава Храброго — союзника Святополка, боровшегося против Ярослава. Столкновения между братьями продолжались еще много лет, из-за чего Ярослав, даже став официально Великим князем Киевским, предпочитал жить в Новгороде. Лишь в 1036 году, после смерти брата Мстислава, он окончательно вернулся в Киев. Тогда-то князь и пригласил византийских мастеров.

Собор_1


Софийский собор в Киеве

Фото: commons.wikimedia.org/Rbrechko

Мы не знаем, кто они были по происхождению — сведений об этом не сохранилось. Достоверно известно, что с 1036 по 1044 год иноземные мастера строят в Киеве несколько зданий, прежде всего Золотые ворота и Софию Киевскую. А потом отправляются на север, в Новгород, чтобы там возвести еще один храм в честь Премудрости Господней.

Новгородским князем в это время был старший сын Ярослава Владимир. В летописи за 1045 год сказано, что князем Владимиром и прибывшими из Киева каменщиками

Автор цитаты

«заложена бысть святая София Новегорода», а в 1050 году «священа бысть церкви София в Новегороде месяца сентября 14 на Воздвижение Честнаго Креста, повелением великого князя Ярослава Владимировича Киевского и Всея Руси и сына его князя Владимира Ярославича»

Культ личностей: питерский Большой драматический и его легенды

С историей театра связаны имена Блока, Горького и, конечно, Товстоногова

Всего через 20 дней после освящения храма совсем еще молодой князь Владимир, которому едва перевалило за 30, скоропостижно скончался. Он стал первым, кого похоронили в Софийском соборе.

Большинство ученых считают, что инициатором строительства Новгородской Софии был не Владимир, а его отец Ярослав. По летописным сведениям, он с супругой Ириной (Ингигерда — дочь первого христианского короля Швеции Олафа Шётконунга) даже приехал на закладку храма, хотя путь от Киева до Новгорода неблизкий. «Смотри, Соломон, я превзошел тебя!» — сказал, по преданию, Юстиниан, заходя впервые в Софию Константинопольскую. Ярослав не соревновался с предшественниками в величине и богатстве храма, зато он основывал уже вторую Софию и, видимо, уже держал в голове третью, которую та же бригада будет строить в Полоцке. Божественная мудрость (именно так Σοφία переводится с греческого) распространялась по Руси, а князь Ярослав и его отец Владимир-креститель вставали в один ряд с великими христианскими монархами и библейскими пророками. Ведь не случайно сподвижник Ярослава митрополит Иларион в своем «Слове о законе и благодати» описывает крещение Руси именно как приход Премудрости Божией, то есть Софии.

Собор_7


Вид на Софийский собор в Великом Новгороде

Фото: ТАСС/Максим Григорьев

Автор цитаты

«Итак, властители народов, если вы услаждаетесь престолами и скипетрами, то почтите премудрость, чтобы вам царствовать вовеки… Множество мудрых — спасение миру, и царь разумный — благосостояние народа»

Соломон называет Божественную мудрость «художницей всего», «дыханием силы Божией и чистым излиянием славы Вседержителя», «образом благости Его». Это продолжение идеи античного Логоса или талмудического Руах ха-Кодеш (Святого Духа). В православии к XI веку закрепилась точка зрения, связывавшая Софию с Христом и Приснодевой. Классической формулировкой стала «Премудрость созда Себе дом», где под домом понималась Богоматерь, а под Премудростью — воплощенный Бог-Сын.

Легкомысленный гений: как Федор Шехтель изменил облик Москвы

Автор проекта здания Ярославского вокзала так и не получил диплома архитектора

Софийский собор. Киев

В последние десятилетия не умолкают дискуссии о времени строительства этого шедевра древнерусского зодчества. Дело в том, что одно из граффити церкви гласит, что её заложил князь Владимир около 1011 года.

Скорее всего, собор заложил Владимир, а закончили строительство уникального памятника уже при его сыне — Ярославе в 1037 году.

Постройка сильно пострадала во времена нашествия Батыя, а в период Руины была практически заброшена. Только гетман Мазепа выделил средства, и Софийский собор был реконструирован в стиле украинского барокко. Таким он и дошёл до наших дней.

От дерева к камню

Обилие на Руси лесов повлияло на преобладание деревянного строительства. Дерево считалось дешевым материалом, а трудность в добыче строительного камня тоже сказывалась на его стоимости.

История Древней Руси описывает, что деревянными были практически все постройки: терема, дворцы, дома крестьян, а также церкви. Бревно являлось основным элементом любой конструкции. Творческие проекты были ограничены. Мало кто решался на отчаянные эксперименты, чтобы потратиться на поиски альтернативного материала. Классическими проектами крестьянской избы были четырехугольные срубы. Более сложными композициями являлись княжеские терема, шатровые церкви.

Именно из-за недолговечности строительного материала многое из древнерусской архитектуры оказалось утраченным.

Святая София. Новгород

Главнейший храм Великого Новгорода многие столетия был духовным и культурным центром Новгородской республики.

Прибыв в Новгород в 1046 году, чтобы проведать сына, Ярослав и Ингигерда (при крещении Ирина) заложили новый храм на месте сгоревшей церкви 989 года. Русским зодчим понадобилось четыре года, чтобы возвести величественный и уникальный собор.

В XII веке храм был расписан фресками, а позже в дополнение к основному алтарю было оформлено ещё два иконостаса. Здание, а вместе с ним уникальнейшие росписи и иконы сильно пострадали в годы Великой Отечественной, но храм был восстановлен, и сегодня радует глаз прихожан и тысячи туристов.

✅ Советуем также прочитать нашу статью про самые старые дома в Москве.

Храм на Нижне-Архызском городище (Северный) в Республике Карачаево-Черкесия

Каменный храм недалеко от Нижнего Архыза в Карачаево-Черкесии возник в X веке, возможно еще до Крещения Руси. В этих местах находилась столица древнего государства Алания — жители этого города приняли христианство в 916 году.

Стены храма построены из песчаника, а крыша выстлана тонкими каменными плитами. Под ними находилась прослойка из бересты — такой прием не встречался ни в одном храме на территории Северного Кавказа. Внутри зодчие устроили единственную в Алании в те времена купель для крещения, а за храмом появилось кладбище. Церковь посвятили святому Николаю — небесному покровителю Николая Мистика, который тогда был константинопольским патриархом.

За всю историю здание ни разу не перестраивали, сейчас оно выглядит так же, как и 10 веков назад. На скалах недалеко от храма можно увидеть лик Иисуса Христа, написанный прямо на камнях.

В наше время храм пустует. Богослужения здесь проходят только раз в году — 6 мая, в день памяти Георгия Победоносца, самого почитаемого святого на Кавказе.

Подробнее о храме на Нижне-Архызском городище (Северный) в Республике Карачаево-Черкесия.

Церковь Покрова на Нерли

Среди живописных русских просторов, где Нерль впадает в Клязьму в середине XII столетия по велению князя Андрея Боголюбского, был возведён величественный белокаменный храм.

В строительстве, если ссылаться на летописи, принимали участие как русские, так и византийские мастера. Покрова стоит на широком заливном лугу, на небольшом пригорке, специально насыпанном для её фундамента.

Сама церковь и её архитектурные особенности отображают строительные и культурные традиции домонгольской Руси. Этот памятник культуры и зодчества по праву входит во всемирное наследие ЮНЕСКО. По мнению редакции TheBiggest.ru, это один из самых красивых храмов в мире.

Значение церкви — от учебы до царского титула

Храмы Древней Руси влияли на определения фамилий, улиц, дорог, городов. Все объекты, которые связывались со святым местом, быстро перенимали на себя наименование храма, церкви.

В период Древней Руси храмы были местом объединения. Новое поселение начиналось со строительства храма – центра жизни каждого человека. Богослужения того времени собирали практически всех жителей населенного пункта. Важными мероприятиями каждой семьи было проведение обрядов: венчания, крещения, отпевания, благословения.

Храм играл большую роль в православном культе. Убранство помещений, обряды, иконы давали верующему надежду на спасение его души. Кроме того, каждый мог насладиться красотой храма.

Немалый толчок дало Православие становлению искусств. Их развитие происходило внутри храмов. Для верующего человека церковь была первостепенным фактором всей культуры и поклонения. Именно поэтому некоторые важные события, не имеющие отношения к церковной жизни, проходили под куполом святыни. К ним относятся: помазание царей на престол, соборование, оглашение царского указа. Не стоит забывать и о немаловажном значении храмов в обучении людей грамотности.

Выступая в роли общественного явления в жизни людей Древней Руси, монастыри и храмы были местом, где организовывалось обучение, располагались архивы, мастерские, библиотеки. Чуть позже, с XIX века, стали утверждаться первые на то время училища, церковно-приходские школы.

Спасский собор Андроникова монастыря. Москва

Заложенный в 1357 году, и частично сохранившийся до наших дней, Спасский собор является древнейшим памятником русской архитектуры.

В росписи стен принимали участие великие русские иконописцы Андрей Рублёв и Даниил Чёрный. Фрагменты их работы сохранились на откосах храмовых окон.

Собор Андроникова монастыря неоднократно перестраивался, и свой современный вид приобрёл уже в 60-е годы прошлого столетия. В ходе археологических раскопок на территории монастыря удалось обнаружить конструктивные детали древнего престола и захоронения.

Взглядом архитектора

Строительные приемы оформления кровли придают каменной архитектуре оттенок деревянного зодчества. Особенно это выражено на примерах с храмовыми строениями. Крыши продолжали делать двухскатными и четырехскатными.

В небольших селениях, где строились скромные храмы, кладка велась по типу крестьянской избы, когда в основу ложился венец (четыре бревна). Соединяясь, они образовывали квадрат или прямоугольник. В итоге получалось строение из определенного количества венцов – сруб.

Более сложной конструкции, но по заданному принципу, строились церкви. Четырехугольный сруб изменялся на восьмиугольный сруб. Принцип совмещения четвериков и восьмериков перешел в каменную архитектуру Руси и сохранился в наши дни.

Шатровые храмы распространены на Руси по типу двух- и многоярусных сооружений. Чтобы соединить отдельные срубы, их связывали друг с другом системой переходов (галерей, крылец).

Ставя церковные здания на каменные цоколи, строители размещали под уходящими в землю перекрытиями подвальные помещения, погреба и актуальные для того времени подземные ходы.

Успенский собор. Москва

Если рассматривать древнейшие храмы Москвы, то первым каменным собором был Успенский, заложенный в далёком 1326 году. Но первое строение пришлось разобрать из-за ветхости и ошибок в проектировании.

В царствование Ивана III в 1471 году было начато строительство нового здания, для постройки которого были приглашены мастера из Италии. В 1479 году храм Успения Пресвятой Богородицы торжественно освятили.

Сегодня культовое здание во дворе московского Кремля является музеем, и лишь иногда с благословения патриарха в стенах собора проводятся богослужения.

Итальянский Ренессанс в Тверской области

1 / 4

Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь. Открытка начала XX векаhumus.livejournal.com

2 / 4

Никольский собор и колокольня. Начало XX векаКраснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье

3 / 4

Келейный корпус. Начало XX векаКраснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье

4 / 4

Надвратная Вознесенская церковь. Начало XX векаКраснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье

Краснохолмский Антониев монастырь основан в 1461 году пустынножителем Антонием: он поставил здесь часовню «для пропитания» и келью «для упокое­ния». Скромную обитель очень полюбил угличский князь Андрей Большой, и уже через 20 лет началось возведение белокаменного собора. Его детали и конструкции, возможно, говорят о том, что в строительстве участво­вал итальянский мастер из числа первых фрязинов Т. е. итальянцев., прибывших в Москву в княжение Ивана Третьего Иван Третий (1440–1505) — великий князь Московский с 1462 по 1505 год, государь всея Руси.. В авторстве даже подозревали великого Аристотеля Фиораванти: неизвестно, чем он занимался как раз в эти годы. По другой версии, Никольский храм строил неизвестный русский мастер, знакомый с самыми новыми веяниями.

1 / 9

Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь. 2013 год© Дмитрий Клушанцев / CC BY-SA 3.0

2 / 9

Ансамбль Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря© Краснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье

3 / 9

Никольский собор. 2012 год© Дмитрий Клушанцев / CC BY-SA 3.0

4 / 9

Фрески Никольского собора © Краснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье

5 / 9

Портал Никольского собора© Краснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье

6 / 9

Капители колонн южного портала Никольского собора© Краснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье

7 / 9

Братский малый корпус над проездными воротами монастыря© Краснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье

8 / 9

Надвратная Вознесенская церковь© Краснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье

9 / 9

Северо-восточная башня монастыря© Краснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье

В 1930-е годы пострадала самая ценная часть комплекса — говорят, колхозный трактор то ли нарочно, то ли случайно снес алтарь собора, а следом рухнули своды. Тогда же была разрушена трапезная c церковью 1494 года. Но и нетро­нутых построек XVII века — узорчатый надвратный храм, богатые кельи и баш­ня ограды — хватило бы, чтобы сделать монастырь украшением Тверской области. Это даже не глушь — монастырь находится на окраине райцентра Красный Холм, мимо проходит трасса Р-84, рядом железнодорожная станция. Удивительно, что вспомнили о заброшенном монастыре только в 2014 году, когда аварийные руины были переданы в ведение РПЦ.

1 / 2

Леса и защитная кровля над Никольским собором. 2018 год© Nachinanie / Проект возрождения Никольского монастыря

2 / 2

Леса в Никольском соборе. 2021 год© Nachinanie / Проект возрождения Никольского монастыря

В сентябре 2021 года в соборе, от которого остались три стены с фрагментами фресок XVII века, провели первую литургию. Были возведены леса и положена временная кровля, но реставрацией такого масштабного и уникального объекта может заниматься только государство. Сейчас община собирает деньги на подготовку документов, необходимых для заявки на госфинансирование.

Руины еще одного древнего монастыря работы неизвестного автора можно увидеть в Вологодской области: Корнилиево-Комельский монастырь никому не принадлежит, от разрушенной в 1930-е обители сохраняются останки трапезной палаты 1630-х годов.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]