Григорий Григорьев: священник и психотерапевт, биография и проповеди

Протоиерей Григорий Игоревич – человек с уникальной судьбой, посвятивший свою жизнь лечению людей от различных тяжелых зависимостей. Благодаря сочетанию его медицинского и церковного образования ему удается направить каждого нуждающегося на путь борьбы с пагубными привычками. В результате своей работы он излечил от алкогольной и наркотической зависимостей более 100 тысяч человек.

Происхождение и рождение

Григорий был рожден в городе Ленинград, 23 декабря 1956 года. Его отец – Григорьев Игорь Николаевич — был родом из Псковской области, участвовал в Великой Отечественной войне в качестве одного из командиров Плюсского подволья в Пскове, был в составе разведывательного отряда. Некоторое время он восстанавливается после войны, работает охотником, геологом. Позже поступает в Ленинградский государственный университет (ЛГУ). Является членом Союза писателей СССР. Первый сборник стихов Игоря Николаевича «Родимые дали» опубликован в 1960 году. За всю свою жизнь он опубликовал 22 сборника стихотворений. Примечательно, что сам Григорий со временем видит все больше и больше в строчках стихов своего отца. Основной темой стихотворений можно считать любовь к жизни, людям, своей стране.

Во время учебы в университете Игорь Николаевич познакомился со своей будущей женой и матерью Григория — Захаровой Дарьей Васильевной — родом из Витебской области. Будучи филологом, она управляет собственным лицеем, где дети школьного возраста получают воспитание в духе 19 века.

Юношеские годы и молодость

До пяти лет мальчик живет с родителями в Ленинграде, недалеко от церкви Воскресения Христова у Варшавского вокзала. Часто они с матерью рисовали ближайшие православные храмы, в том числе Измайловский собор, находившийся неподалеку. После пяти лет родители отправили его к дедушке с бабушкой в Витебскую область.

Молодые годы Григория прошли в основном в военной среде. Атеистическое образование и окружение оставляли его некрещеным долгое время. Никто не мог предположить, что в будущем он станет церковным служителем.

Получение образования

В 1973 году выпускается из средней школы в городе Городок, а затем поступает в Военно-медицинскую академию имени С. М. Кирова в Ленинграде, которую заканчивает в 1979 году.

Профессиональная и научная деятельность

Григория призвали служить военным врачом на подводную лодку в Тихоокеанском флоте. На протяжении всей службы занимал разные должности: от начальника медицинской службы до старшего психоневролога Тихоокеанского флота. В 1980 году в течении двух месяцев дальнего плавания трижды попадал в тяжелые аварии на море. В результате этих событий будущий священник начинает читать Евангелие, которое ему передала бабушка. С этого времени он все чаще задумывается о Боге и в 1982 принимает крещение. Это поворотная точка в биографии Григория, которая изменила его отношение к миру.

Работа в медицинской сфере

Еще будучи врачом на подводной лодке, Григорий получает огромный опыт работы в медицине. После увольнения с флота будущий священнослужитель возвращается в родной Ленинград. Там он начинает работать психиатром-наркологом Клинической больницы Управления делами Академии наук СССР, специализируется на лечении алкоголизма и наркомании.

Чтение лекций

С 2005 года начинает преподавать курс лекций «Духовно ориентированная психотерапия патологических зависимостей» на кафедре общей психологии в медицинском институте СЗГМУ им. И. И. Мечникова.

Написание научных работ

В 1993 г. в ученом совете Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева защитил кандидатскую диссертацию по теме «Лечение алкоголизма методом массовой эмоционально-эстетической психотерапии.»

В 2004 г. во Всероссийском центре экстренной и радиационной медицины МЧС России получил докторскую научную степень за работу по теме «Кризисно-реабилитационная помощь при наркоманиях на основе стрессовой (духовно ориентированной) психотерапии.»

Написал больше 400 научных работ. Является автором и соавтором 4-х патентов Российского патентного ведомства. Под его руководством выходят учебные пособия и монографии.

Лечение зависимостей

Батюшка Григорий специализируется на лечении алкогольной зависимости. В работе ему особенно пригодился личный опыт в этой проблеме, который он получил, будучи медиком на подводной лодке. В ограниченных условиях военный врач имел постоянный доступ к алкоголю. По прошествии времени Григорий начал чувствовать недомогание и решил вести учет выпитого спиртного. Оказалось, что за три месяца он не употреблял алкоголь всего несколько дней. Осознав масштаб проблемы, Григорий удалил спиртное из своей жизни и больше не возвращался к его употреблению. Он не пьет уже более 30 лет, замечая, что такой длинный срок трезвой жизни позволяет всегда держать свои мысли и чувства под контролем и никогда не дает впасть в заблуждения и иллюзии.

Александр Довженко, доктор медицинских наук основал собственный метод стрессопсихотерапии зависимостей. У него были свои последователи, которые продолжили его дело, среди них был и Григорий Игоревич. Он совершенствовал метод своего учителя, так как видел, что после излечения пациент вновь срывался. Необходимо было принципиально изменить подход к исцелению.

Так появилась методика эмоционально-эстетической стрессопсихотерапии. Запугивание пациента было заменено обстоятельным объяснением причин и последствий развития патологий.

Григорий утверждает, что больной должен получить информацию о том, что с ним происходит, что есть зависимость физическая, психическая и душевная. В ходе разъяснений нуждающиеся принимают тот факт, что они больны, обращаются к Богу за помощью и дают себе зарок о трезвой жизни. Если пациент вновь тянется к алкоголю, нервничает, его ждет исповедь. После нее тяга к алкоголю пропадает и появляются силы бороться с зависимостью.

Исцеление начинается тогда, когда человек понимает, что болен.

В своем лечении священнослужитель уделяет внимание пользе валерьянке. По его мнению, ее нужно принимать в период терапии от алкогольной зависимости в любой форме. Валериана способствует выработке внутреннего алкоголя, что балансирует необходимость организма в употреблении спиртного. На этапе отказа организму не хватает внутреннего позитива, который стабильно появлялся при распитии. Именно в это время валериана способствует укреплению самочувствия. После первых приемов организм не чувствует значительных изменений, однако нельзя останавливаться и нужно продолжать принимать лекарственное средство. Рекомендуется принимать ее в течении длительного срока от трех до семи раз в день с добавлением меда и маленькими глотками.

Все зависимости — это неудачная человеческая попытка обрести внутреннее равновесие без помощи Бога, своего рода попытка обрести Царствие Небесное в царствии подземном.

Григорий Григорьев

Иерей Григорий Григорьев. «Я строю мост между медициной и Церковью»

Доктор медицинских наук, профессор Г. И. Григорьев вот уже около 20 лет возглавляет Международный институт резервных возможностей человека (МИРВЧ). При духовном наставничестве архипастырей и пастырей Русской Православной Церкви Григорий Игоревич руководит Обществом трезвости и милосердия святого благоверного великого князя Александра Невского, которое действует при нашем храме.

Об учителях

— Григорий Игоревич, как смыкаются в вашей работе медицина, психиатрия, целительство и церковное служение? — Всю свою сознательную жизнь я учился работе с наркозависимыми людьми, в том числе и у доктора А. Р. Довженко. Я действительно был одним из его ближайших учеников, которым он завещал продолжить свое дело. И хотя Александр Романович не имел возможности приводить людей в церковь, сам он был глубоко верующим православным человеком, и его лечебные сеансы были построены по аналогии, внешне напоминающей церковную литургическую службу. Однако атеистическое время, в которое он жил, было неблагоприятным для раскрытия его духовного дара, поэтому содержание и оформление сеансов А. Р. Довженко было адаптировано к бытовому и медицинскому уровню понимания современников.
Накапливая положительный опыт лечения по методу А. Р. Довженко, свидетельствующий о снятии болезненной тяги у значительного числа больных патологическими зависимостями, я видел, однако, как после, казалось бы, успешного лечения болезнь вновь возвращалась, человек срывался. Поэтому появилась необходимость дальнейшего совершенствования и принципиального преобразования методики. Так постепенно сформировался метод эмоционально-эстетической стрессовой психотерапии (ЭЭСПТ), где внушение пациенту страха смерти было снято и заменено доходчивым, построенным на научно-клинической основе, обстоятельным, но легко воспринимаемым образным разъяснением причин и механизмов развития синдрома патологической зависимости. Следующим значимым этапом в деятельности МИРВЧ оказалось становление метода духовно ориентированной психотерапии патологических зависимостей в форме целебного зарока на православной основе (ДОП ЦЗ). Имея своим предшественником метод ЭЭСПТ, метод ДОП ЦЗ перерос его, став самостоятельным методом лечения больных алкогольно-нарко-токсикоманического плана в Международном институте резервных возможностей человека. — Связываете ли вы причины развития алкоголизма и других зависимостей с духовным состоянием человека? — Да. С некоторых пор я стал во многом увязывать корни этих причин с духовным состоянием человека, а саму зависимость трактовать не только с психофизиологических позиций, но и с позиций греховной страсти и проистекающих из нее губительных для тела и души последствий. При этом резко актуализировалась роль самого пациента в преодолении болезненного влечения и вместо страха появилось лишь дружеское предостережение не искушать судьбу, не совершать греха как деяния, неизбежно несущего духовное, душевное и физическое разрушение. Я и мои сотрудники начали частично использовать святоотеческий опыт противостояния грехам еще с 1988 года, когда был создан наш институт. Уже тогда перед психотерапевтическим сеансом православный священник (и мой духовный отец), приснопамятный протоиерей Василий Лесняк, имевший 44-летний опыт пастырского служения и почитаемый прихожанами как старец, произносил краткую проповедь и служил молебен дореволюционного Александро-Невского братства трезвости и милосердия. Следует отметить, что о. Василий Лесняк, равно как и все сотрудничавшие впоследствии с институтом духовники, имел благословение на совместную работу с нашими врачами Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II и своего правящего архиерея приснопа мятного владыки Иоанна (Снычева) — в ту пору митрополита Ленинградского и Ладожского. В настоящее время институт работает по благословению Владыки Владимира — митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского.

О вере и о родителях

— А как вы сами пришли к Богу, Григорий Игоревич? — Это было еще на флоте, когда я служил врачом на подводной лодке на Дальнем Востоке. Во время дальних походов я трижды был непосредственным участником ликвидации аварийных ситуаций на подводных лодках. И вот когда мы чудом спаслись в третьей аварии и всплыли на поверхность в Индийском океане, я отчетливо помню, каким совершенным и удивительным показался мне мир: ночь, звездное небо над головой и такой порядок во Вселенной, аж дух захватывает. И мне вдруг стало как-то по-особому ясно, что такой порядок не мог возникнуть сам по себе, без плана и Творца. И прошел этот леденящий страх после аварии, когда хотелось броситься в воду и плыть от этой подводной лодки куда подальше. И такая тишина на душе, такой покой. Благодать, одним словом. После этого я крестился.

— Расскажите о ваших родителях, о ваших предках. Они верующие люди? — Да, верующие. И к тому же героические люди. Дед мой — Николай Григорьевич — был крестьянским поэтом и полным Георгиевским кавалером, любимцем генерала Брусилова. Он начал участие в первой мировой войне в чине унтер-офицера, а закончил командиром полка саперов. Моего отца — Героя Советского Союза, партизана-разведчика — к сожалению, уже нет с нами, хотя его присутствие, поддержку и помощь я ощущаю постоянно. Он был достаточно известным поэтом, лауреатом двух государственных премий. На задней обложке одного из его поэтических сборников «Крутая дорога» его почерком написа но: «Человек я верующий, русский, деревенский, счастливый, на все, что не против Совести, готовый! Чего еще?» И подпись — Игорь Григорьев. Еще в 1984 году я в своем письме отцу, напечатанном в том же сборнике, писал, что чем дольше живу, тем больше понимаю его стихи. Я их часто перечитываю, многие из них для меня как молитва. В них истинная боль и крик вещей русской души. В его стихах сплав времен, их неразрывное единство… Теперь я знаю: отец прежде других, в одиночку, начал бой за наше будущее, о котором мы узнали только сейчас. Мама моя — Дарья Васильевна — тоже совершенно удивительная и уникальная женщина. Уже много лет она возглавляет «Пушкинский лицей», где дети с детского сада и до получения среднего образования занимаются по программам времен Пушкина и Дельвига. Основную ставку в этом лицее делают на духовное просвещение и нравственное воспитание, не исключая, конечно, добротного базового образования для дальнейшего успешного поступления в ВУЗы.

О чудесах Божиих

— Случались ли в вашей жизни реальные чудеса? — Главное чудо моей жизни произошло со мной ровно 25 лет назад, все на том же Дальнем Востоке, где я служил старшим психоневрологом Тихоокеанского флота. В конце июля 1982 года во время чтения утренних молитв ко мне в голову пришел некий текст, четкий, как телеграмма: «Через две недели ты женишься». Для меня это сообщение было равносильно заявлению, что завтра ты станешь президентом. У меня не было ни невесты, ни кого-либо, кто мог хотя бы потенциально стать моей женой, да и вообще женитьба совершенно не входила в мои планы. Но раз пришло такое сообщение, я стал ждать, сам не зная чего и кого. Неделя прошла — ничего не случилось, и когда вторая уже подходила к концу, я начал склоняться к мысли, что мне все просто показалось. И вот за 15 минут до окончания последнего из отпущенных двух недель рабочего дня, когда я уже начал собираться домой, заходит в мой кабинет один знакомый и говорит: «Ты же боли снимаешь?! Может, возьмешься помочь одной моей знакомой с травмой позвоночника, врачи ей плохо помогли». И я отправился навстречу своей судьбе. В первый же день я успешно снял Елене боли, а на второй — сделал ей предложение. Сейчас у нас трое детей, двое внуков, прекрасный дом, совместная работа и очень дружная большая семья. 15 октября мы отмечали всем семейством нашу серебряную свадьбу. За все эти годы мы не сказали друг другу ни одного плохого слова. Второе явное чудо случилось со мной, когда я вместе с моим духовным отцом Василием Лесняком в 1994 году попал в пер-вый раз на Пасху в Иерусалим. Мне сказали, что если во время схождения Благодатного Огня в храме Гроба Господня попросить обо всем сокровенном Бога, то все желания сбудутся. Я написал большой список пожеланий, и мы провели 30 часов в храме без еды и без воды, изнемогая от жары днем и от холода — ночью. Когда приближалось время схождения Огня, сознание уже уплывало, но то чувство Божьей благодати, которое охватило меня в этот момент, подсказало мне, что не нужно ничего просить у Бога, Он и так все знает. И я мысленно крикнул почему-то: «Господи, только одного прошу: если буду жив и если будет воля Твоя — хочу приезжать сюда каждый год, видеть Благодатный Огонь…» И вот уже 14 лет Господь благоволит моим поездкам. Поскольку за эти годы у меня там появились друзья, они нам помогают попасть на Пасху в храм.

О работе МИРВЧ

— Вам кто-то помогает в вашей работе по избавлению людей от патологических зависимостей? — Конечно, в работу нашего института вовлечен широкий круг специалистов из разных отраслей медицины и смежных дисциплин. При институте создан ученый совет, организовано издание рецензируемого научно-практического журнала «Вестник психотерапии» федерального значения. За 18 лет деятельности МИРВЧ в нем трудились и временно сотрудничали около 300 врачей и ученых в ранге академиков и членов-корреспондентов, профессоров, докторов и кандидатов наук. Я являюсь профессором кафедры медицинской психологии в Санкт-Петербургской Медицинской Академии постдипломного образования (МАПО) и провожу обучение психологов и врачей, повышающих квалификацию, по проблемам психотерапии патологических зависимостей. — А как проходят ваши сеансы? — Все начинается с информации, с изменения представления людей о проблеме. Информация — и научно-медицинская, и духовно-религиозная, дается в огласительной беседе врача в ясной, доступной форме. Особое значение придается разъяснению понятия покаяния: в чем его смысл и каково его место в системе духовных ценностей. Нельзя заставить человека покаяться. Но объяснить, призвать его к покаянию просто необходимо для его же пользы. При этом вера пациентам ни в коем разе не навязывается, им щедро передаются драгоценные знания того, что заключено в опыте православия. Покаяние во всем, что идет вразрез с заповедями Божьими, должно быть не формальным и показным, а искренним, глубоким, исходящим из души, с сокрушением сердца и уповани ем на Господа, с твердым намерением впредь никогда не совершать раскаянного греха. Бог смотрит не на лицо, а на сердце человека: что в нем — или бушуют страсти и желание ублажать их, или же подлинная боль о своих недостойных делах и твердое намерение исправиться. Покаяние — пробуждение совести, великое и знаковое событие в жизни человека. Искренне, от сердца покаявшись, человек очищается, обновляется, можно сказать — преображается. Он отвращается от греховных губительных страстей и обращается к истинным жизненным ценностям: любовь к ближнему, работа, здоровье, личное достоинство… А может быть, и задумается о приобщении к церковной жизни. Глубоко покаявшийся в пьянстве человек не будет сожалеть, что бросил пить, и завидовать пьющим приятелям, а будет ценить трезвую жизнь и радоваться ей. Без покаяния такой результат сомнителен.

О результатах

— А есть ли у вас статистика, подтверждающая, что с помощью церковного покаяния человек легче избавляется от своих греховных зависимостей, дольше сохраняет трезвенные убеждения, реже срывается? — Да, с самого начала деятельности института мы ведем строгую статистику всех наших клиентов. С 1 января 1988 года по 1 января 2007 года от алкоголизма, табакокурения и наркомании пролечено около 125 тысяч человек. Согласно этой статистике, примерно 92 процента из них исповедуют православную веру. Однако около пяти процентов наших пациентов называют себя атеистами, остальные выражают причастность к другим религиозным конфессиям. Поэтому медицинская и духовная части метода ДОП ЦЗ, по благословению Церкви, разделены. Огласительная беседа проводится врачом в традициях рациональной психотерапии. Впрочем, скорее это беседа-проповедь, освещающая и медицинскую, и духовную сторону проблемы. После такой беседы резко возрастает число пациентов, желающих прийти после медицинского лечения в православный храм для дачи обета трезвости на Кресте и Евангелии. За годы нашей практики количество подобных больных составило 45 677 человек, или 36,8% от всех пришедших на лечение. И если большинство наших пациентов называли себя верующими людьми, но не посещающими регулярно церковь, то после нашего лечения 4431 человек стали посещать православные храмы для совершения церковных Таинств не реже одного раза в месяц. То есть количество воцерковившихся после лечения людей составило 10% от числа всех пришедших в храм для дачи церковного зарока. Но даже некрещеные люди порой меняют после наших сеансов свое отношение к вере и к Богу. Согласно статистике, на лечение к нам пришло за все время 13 220 больных, не крещеных в православной церкви, что составило 10,7% от числа всех обратившихся к врачу. После медицинского лечения и огласительной беседы врача добровольно приняли Таинство крещения 4786 человек, т. е. больше 36%. Результаты наблюдения за больными показали, что после медицинского лечения не принимают спиртные напитки в течение трех лет наблюдения 25% больных. А среди пациентов, которые, помимо медицинского лечения, пожелали прийти в церковь для принесения обета трезвости (церковного зарока) на Кресте и Евангелии, не принимают спиртные напитки в течение трех лет уже 52% больных. Такое соотношение ярко свидетельствует о необходимости совместной работы врачей и священнослужителей в деле исцеления людей от алкоголизма и наркомании. — Что еще входит в программу лечения, помимо огласительной беседы врача и совершения церковных Таинств для желающих?

— Последний этап медицинской части лечения — это индивидуальный прием лечащим врачом, во время которого клиническая принадлежность зарока и его срок конкретизируются, зарок индивидуально и психотерапевтически закрепляется. В результате физическая и психическая зависимости снимаются или существенно уменьшаются (в последнем случае назначается повторный прием лечащим врачом для беседы и закрепления зарока). Духовная зависимость также снимается или, по крайней мере, смягчается, если пациенты участвуют в Божественной Литургии, каются в грехе своей алкогольно-наркотической или другой зависимости, при свидетельстве и разрешающей молитве священника. После исповеди пациенты допускаются к Причастию Святых Христовых Таинств. В заключение служится специальный молебен Александро-Невского общества трезвости.

Это не значит, что такие пациенты никогда не нарушают целебный зарок. Характерно, однако, то, что при срыве они не получают прежнего эффекта от приема спиртосодержащих жидкостей. Более того, они испытывают духовный дискомфорт и угрызения совести, что заставляет их после нарушения зарока обращаться в Институт за помощью. Хочу подчеркнуть, что главным фактором успеха является добровольное желание стать трезвым, свободным от наркотиков человеком, поэтому мы против всякого насилия над личностью. Не случайно в нашем методе медицинская и духовная части разделены организационно и по сути, хотя в определенной мере между ними перекидывается «мостик» благодаря целевой духовной направленности медицинской части метода.

О причинах наших бед

— Доктор, а в чем заключается научная и практическая новизна вашего метода? — Впервые в научной и практической медицине в качестве важнейшего патогенетического фактора формирования болезней наркологического профиля выделен и введен духовный фактор, дающий основания трактовать эти зависимости как заболевания духовно-нравственной природы. Единение, союз (но не смешение функций!) медицины и Церкви естествен, более того, необходим, в особенности когда речь идет об алкоголизме, наркомании и других греховных страстях. Ибо только такое содружество может обеспечить полноту лечения-исцеления, избавить не только от психической и физической зависимостей, но и от зависимости духовной. Благодаря такому единению медицинского и духовного подходов к лечению от зависимостей, лечебно-медицинское воздействие распространяется не только на психофизиологический статус человека, но и на его духовно-нравственное состояние, на восстановление целостного и гармоничного единства в человеке — его физической, психической и духовной сущностей. Построенный на прочном фундаменте евангельских истин, на принципах православ ной психотерапии, метод ДОП ЦЗ открывает путь к воцерковлению, к духовному становлению человека. — Григорий Игоревич, почему, на ваш взгляд, сами люди, подчас весьма образованные, пьют, не ощущая долгое время опасности происходящего, почему не срабатывает в них инстинкт самосохранения, не включается здравый смысл? — За годы моей врачебной практики мне открылось, почему внешне разумный человек, постоянно пьянствуя, не видит, куда он идет, да и самой болезни не осознает, не разумеет, что с ним происходит и чем все это может закончиться. Имея немало примеров, когда у других, таких же, как он, жизненным исходом стала катастрофа, он все же считает, что с ним лично ничего подобного не случится, что у него «все под контролем». Типичное заблуждение! Кто же затмевает разум человека? Если обратиться к медицинской науке, то она ответа на этот вопрос не дает, да и в принципе дать не может. Ибо, повторяю, действует здесь не только материальный и психологический фактор, но и фактор духовный. Лукавый дух, невидимая сила зла затмевает разум человека, лишая его самокритики и понимания реально грозящей опасности, чтобы погубить не только его физическое, телесное естество, но и душу. Поэтому я убежден, что все патологические заболевания — это, в первую очередь, заболевания духовно-нравственной природы, согласно православному учению. Человек добровольно отдает свою волю на произвол духам злобы поднебесной и оказывается в западне темных сил. О последствиях такого чрезвычайно распространенного затмения рассудка и утраты человеком собственной воли убедительно и просто говорил Апостол Павел: «Ибо не понимаю, что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Рим. 7:15). И еще: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7:19). Затмив разум человека и захватив власть над ним, темная лукавая сила притупляет его совесть, которая есть Глас Божий. И человек не осознает, что, предаваясь порочной страсти, тем самым творит зло и грех против себя, своего здоровья, а также и против здоровья и жизни близких людей, ввергая их в житейскую неустроенность, в душевное смятение, депрессию и отчаяние. Тот же лукавый дух взращивает в своей жертве эгоизм, самоуверенность, склонность к самооправданию, все более отдаляя человека от понимания происходящего с ним. «Пью? Да. А кому какое дело, все пьют», — дерзко заявляет больной. Однако лукавый-то лукавым, но с человека ответственность за содеянное зло не снимается. Ведь он сам добровольно впустил лукавого в свое сердце.

О лукавом духе

— Чем можно объяснить то, что на человека, уже ведущего после лечения трезвую жизнь, внезапно с нарастающей назойливостью наваливаются мысли о выпивке, и он порою запивает? — Будучи психиатром более чем с 30-летним стажем и имея в практике такие примеры, скажу, что симптомом психического автоматизма Кандинского — Клерамбо здесь и не пахнет. Что же это тогда? Не есть ли действие того же самого лукавого духа? По-моему, ничем иным такую ситуацию не объяснить. «Бесы сначала покушаются помрачить наш ум, а потом уже внушают, что хотят», — говорит святой Иоанн Лествичник. По существу, духовная зависимость является главенствующей, удерживающей и провоцирующей психическую и физическую зависимости. И пока человек не осознал, что творит злое греховное дело, не уразумел, что болен, он и не пойдет лечиться, а будет продолжать пить, курить, колоться, предаваться игорной страсти. Многолетняя клиническая практика свидетельствует и о том, что, попадая в духовную зависимость, человек меняется в своих качествах, его положительные личностные черты сменяются на противоположные, он становится как бы антиподом самому себе. Происходит это исподволь, незаметно для самого человека, но неуклонно и неотвратимо… — Итак, от духовной зависимости, наряду с прочими, необходимо непременно освобождаться. Каким образом? — Ответ прост и, как говорится, однозначен. Путь — единственный и абсолютно надежный: это покаяние с обращением ко Господу за помощью. От духовного повреждения возможно избавиться только духовными средствами, исцеляющей силой Божией благодати. Человеку надлежит делать все, что в его силах, дабы освободиться от зависимости, но возможно достичь этого лишь с Божией помощью. А чтобы получить ее, нужно пожелать переменить свой ум и образ жизни. — Как в дальнейшем поддерживается связь пациентов и специалистов вашего института? — Пациенты, прошедшие лечение, находятся под наблюдением наших врачей и могут в любой момент по всем вопросам, связанным со здоровьем, обращаться к нам за помощью. При необходимости мы осуществляем реабилитацию пациентов — либо в соответствующем центре института, либо в православном монастыре по благословению священника. — Какие требования предъявляются к врачам вашего института? — К врачу-специалисту, проводящему лечение на основе православной психотерапии, предъявляются, кроме высоких профессиональных знаний и опыта, особые требования: прежде всего он должен любить людей, быть верующим и воцерковленным человеком, накапливать духовный опыт, иметь благословение на лечение священника-духовника, обладать чувством сострадания, сопереживания страждущему человеку, быть терпеливым, внимательным и отзывчивым. И, разумеется, вести абсолютно трезвую жизнь. — Григорий Игоревич, считаете ли вы себя счастливым человеком? — Да, безусловно. У меня прекрасная семья, любимая работа, возможность служить и помогать множеству людей. Я люблю и умею отдыхать, радоваться жизни во всех ее проявлениях и благодарить Бога за все. Я способен ощущать на себе бесконечную Божию благодать. И с Божьей помощью мне уже не нужно никаких техник и приемов, чтобы снимать с себя негативную энергетику после общения с тяжелыми пациентами, не нужно мучиться проблемой выбора при принятии решений. Я просто с благодарностью предоставляю себя и свою жизнь Богу и знаю, что Он все управит и выведет меня на путь спасения.

Беседу вела Светлана ТРОИЦКАЯ Иерей Григорий Григорьев

https://trezvenie.org/literature/author/full/&id=9540

Зрелый возраст

Григорий посвятил себя помощи людям. Более 20 лет он возглавляет Международный институт резервных возможностей человека.

Сочетание медицинского подхода и религиозной точки зрения на физическое и духовное здоровье человека делает методы его работы по-настоящему уникальными.

Объединение двух начал является необходимым условием для лечения любой вредной прихоти. К сотрудникам института предъявляются особые требования. Помимо профессиональных данных, опыта, знаний, научные работники должны в первую очередь любить людей, быть с ними терпеливыми.

Терапия начинается с предоставлении информации с научной и религиозной стороны. Подробно объясняется смысл покаяния — врачи призывают начать именно с него. Пострадавшие должны искренне принять тот факт, что они больны, после этого начинается основное взаимодействие с сознанием. Пациенты, прошедшие курс лечения, могут в любой момент снова обратиться за помощью. Индивидуальный подход, исповеди, беседы, наложение церковного зарока освобождают человека сначала внутренне, а затем и внешне.

Церковная служба в Юкках

В поселке Юкки Церковь Рождества Иоанна Предтечи Выборгской епархии должны были построить еще в 1994. Однако долгое время намеченный план не осуществлялся. В 2009 году настоятелем Юккской церкви Рождества Иоанна Предтечи становится Григорий Игоревич. Вместе с этим началось непосредственное строительство, которое закончилось в 2011 году.

Службы в храме проводят несколько раз в неделю. Большинство прихожан – молодые мужчины (недалеко от храма находится военная часть), но приходят и молодые женщины, зрелые люди, старшее поколение. Нередко за помощью обращаются родители, чьи дети попали в алкогольную или наркотическую зависимость.

В своих проповедях протоиерей Григорий Григорьев указывает, что потребность в алкоголе появляется тогда, когда человек желает получить немного счастья без труда и стяжательства.

Таким образом, сначала он пьет, чтобы впасть в состояние внутреннего удовлетворения, а затем выпивает, чтобы не стало еще хуже, чем было, попадая в зависимость.

Организация занятий и лектория

Храм в Юкках имеет свои особенности. Как и во всех других православных церквях, священники общаются с прихожанами через проведение служб, организуют исповеди. А для тех, кто нуждается, либо готов помочь окружающим людям, служители храма организуют специальные лектории. Инициатором создания лекториев выступил настоятель храма протоиерей Григорий, который заручился поддержкой Российской христианской гуманитарной академии.

Отец Григорий лично читает лекции об алкоголизме для всех желающих. Огромный опыт работы в лечении наркотической и алкогольной зависимости способствует достижению хороших результатов. В качестве основного настоятель храма предлагает метод доверительных бесед, налаживания контакта. Он считает, что кодирования не существует в природе, это лишь средство манипуляции врачебных практик. На беседы с батюшкой Григорием каждый день приходят сотни людей.

Храм постепенно развивается. В 2021 году была открыта социальная служба «Утешение», которая занимается благотворительностью, собирает материальные средства для нуждающихся.

Передача Точка опоры

Транслируется по православному телеканалу «Союз».

В этой программе протоиерей ведет проповеди о разносторонних проблемах:

  • о любви;
  • о принятия Бога;
  • о семейных отношениях;
  • вопросах совести.

Каждый аспект человеческой жизни отец Григорий объясняет через призму христианского мировоззрения.

Источником бед человека, по мнению доктора Григорьева, становятся:

  • отсутствие самоконтроля;
  • самокритики;
  • помощи со стороны окружающих людей;
  • собственные заблуждения.

Именно людское слабоволие доводит человека до горькой судьбы.

Своими действиями зависимый разрушает не только свою жизнь, но и жизнь своих близких. В своей передаче автор дает различные практические советы, как избежать соблазнов, укрепить свою волю и веру.

Основная концепция телепередачи — рассказать о построении человеком внутри себя точек опоры, с помощью которых он может выбраться из трудных жизненных ситуаций. Акцент ставится на внутренних, моральных и духовных причинах тех или иных поступков людей. На данный момент программа выходит уже более четырех лет.

Навязчивые мысли как духовная зависимость

— Можете объяснить работу мозга, находящегося в зависимости?

— Один из центральных нейрогормонов радости жизни называется «внутренний алкоголь». Он отвечает за стирание плохих воспоминаний. Если у человека он хорошо вырабатывается, тот быстро забывает все плохое и, по образному выражению преподобного Паисия Святогорца, воспринимает мир, как пчела, которая видит цветы и мед.

А если «алкоголь» вырабатывается плохо, начинают накапливаться плохие воспоминания, и человек уже видит мир, как муха, которая повсюду ищет помойку. Никому не хочется быть мухой, и чтобы стабилизировать себя, приходится вводить вещества извне.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]