Кафизма 1 – что это, когда и для чего читают


Что такое Псалтирь и кафизмы

Кафизмами называют разделы одной из наиболее известных ветхозаветных книг – Псалтири. Название этой книги произошло от слова «псалтерий», которым обозначали древний струнный музыкальный инструмент, подобный русским гуслям. Термин «кафизма» происходит от слова «сидение» (чтение кафизм на богослужениях можно слушать сидя). Всего в Псалтири насчитывается 20 кафизм. Каждая из них состоит из определённого количества молитвенных песнопений – псалмов. Например, кафизма 1 содержит 8 псалмов. Всего же в Псалтири содержится полторы сотни таких песнопений.


Псалтирь

Сочинение большинства псалмов Псалтири традиционно приписывают древнееврейскому царю и пророку Давиду, который жил за тысячу лет до рождения Христа. Авторами отдельных песнопений считаются также Моисей, Соломон и некоторые другие. Псалтирь является священной книгой не только в христианских конфессиях, но и в иудаизме. Также этот сборник псалмов нашёл своё отражение в исламском Забуре – тексте, который был ниспослан Аллахом пророку Давиду.

Псалмы отличаются друг от друга содержанием. Одни исполнены радостного восхваления и благодарения Бога. Другие выражают слезные мольбы к Нему. Есть и псалмы, которые похожи на исторические обзоры. Однако все эти песнопения имеют общую сквозную тему – отношения человека и Бога.

Написанные по вдохновению Святого Духа, псалмы считаются образчиками благоговейной и поэтической молитвы. Они содержат готовые поэтические формулы, отражающие различные состояния души, формы диалога со Всевышним. Поэтому псалмы читаются христианами не только на богослужениях, но и в различных жизненных ситуациях. Святитель Иоанн Златоуст указывает, что псалмы

«доставляют великую пользу, великое назидание, великое освящение и служат руководством ко всякому любомудрию, потому что и слова их очищают душу, и Дух Святый скоро нисходит в душу, поющую эти песни» (Полное собрание творений. Том 5).

Тем верующим, которые плохо понимают церковно-славянский язык, можно читать Псалтирь на русском языке.

«Псалом да будет непрестанно в устах твоих. Призываемое имя Божие прогоняет бесов, освящает псалмопевца» (Творения святого преподобного Ефрема Сирина. Том 2).

История написания псалма

В названии подчеркивается, что этот псалом написал именно Давид, хотя святая церковь приписывает все псалмы ему, как и в целом оформление самой книги Псалтырь, но все-таки бытуют и другие мнения. И этот псалом начальный, самый первый решили подписать, что это Давидов псалом, с него начинается Псалтырь.

Внимание! В латинской, греческой и еврейской версии молитвы нет подтверждения, что автором произведения является именно Царь Давид.

Поскольку псалом 1 относится к числу песней-размышлений, в нем не содержится никаких исторических фактов. Это тоже мешает установить время написания псалма и его авторство.

В содержании псалма указано только отличие между тем, какая судьба ждет праведных и нечестивых людей, и отлично подходит в качестве введения в книгу Псалтырь.

Из-за более ранних отсылок (к примеру, Книга Деяний) историки решили, что раньше первый и второй псалмы были единой песнью.

Если исследователи правы, то можно точно сказать, что авторство двух первых псалмов действительно принадлежит Царю Давиду, во времена его войны с аммонитянами и сирийками (эти исторические события описаны в Книге Царств).

О чём Кафизма 1

Каждый раздел Псалтири, в свою очередь, содержит 3 части – статии. Между ними читается славословие, поэтому статии также называются «славами». Восемь псалмов первой кафизмы распределены в ней следующим образом: в первой и второй статиях – по три псалма, а в третьей – один. Открывающая Псалтирь кафизма 1 также называется «Блажен муж», так как этими словами начинается первый псалом. В нём говорится, что счастлив тот праведник, который избегает злых дел и чтит Божьи заповеди. Такой человек сравнивается со стоящим у воды зеленеющим деревом, которое приносит плоды. Грешник же в псалме уподобляется праху, который разнесёт ветер. Это несчастный человек, которого ждёт погибель.

Второй псалом говорит нам, что нападающие на праведника и помазанника Божьего (правителя, который благословлён Всевышним) потерпят неудачу. В песнопении содержится призыв не сходить с истинного пути и уповать на Бога. Третий псалом наставляет на молитву в опасных ситуациях и говорит, что уповающему на Бога праведнику не страшны никакие беды. Четвёртый псалом вновь указывает нам на то, что Бог хранит верных Ему. Давид благодарит Всевышнего за дарованную Им душевную радость.

В пятом псалме содержатся мольбы автора к Богу о защите от врагов, а также об укреплении праведников. Шестой псалом выражает покаяние грешника и радость от Его прощения. В седьмом псалме мы видим упования Давида на Бога и славословия Ему. Восьмой псалом содержит хвалу Всевышнему и восхищение Его величием как на земле, так и на небе. Автор радостно удивляется тому, как высоко Бог вознёс человека над всем своим творением.

Псалтирь. Кафизма 1. Псалом 1. Толкование по стихам:

  1. Первый стих. Праведный человек уклоняется от врагов и зла, а также всякого рода искушений. Он направил все свои силы на противостояние соблазнам.
  2. Второй стих. Праведный человек направляет каждое слово осмысленно к Господу. Они не расходятся с законом Божьим. Он не имеет никаких дел с нечестивыми.
  3. Третий стих. Искренняя вера в Создателя возвысит праведного человека: физически, духовно и материально.
  4. Четвертый, пятый и шестой стихи. В них рассказано о противостоянии грешников и праведников. Все они предстанут перед Божьим судом.

Интересно! Первая песнь – это повод для размышления. В этом стихе описан человек, ведущий праведную жизнь. Он не религиозный, но в тоже время соблюдает закон Божий.

Когда читают Первую Кафизму

Как и вся Псалтирь, кафизма 1 и отдельные её псалмы используются в православных богослужениях. Она поётся накануне воскресных и праздничных дней. 3-й псалом читается на Шестопсалмии – важной части утрени. 5-й псалом входит в Первый час. Также кафизма 1 не целиком читается на службах седмиц Великого Поста (кроме пятой).Эти псалмы можно услышать на воскресных вечернях и на утренях воскресенья, понедельника, среды и четверга. В Великий Пост псалмы первой кафизмы читаются также на 3-м и 6-м Часах понедельника и на 1-м, 3-м, 6-м, 9-м Часах среды.

Кафизма 1 полностью и по псалмам читается православными христианами и в келейной молитве. Преподобный Арсений Каппадокийский советовал использовать псалмы Псалтири в различных житейских ситуациях. Согласно его поучениям, 1-й псалом следует читать при посадке деревьев или винограда, чтобы были хорошие плоды. 2-й псалом – для просвещения Господом перед собраниями и советами. 3-й псалом преподобный Арсений советует читать для уменьшения человеческой злобы. 4-й псалом поможет мягкосердечным людям не унывать, наблюдая деяния жестокосердных. При кознях злодеев следует читать 7-й псалом.

Слушать псалом 1

Псалтырь – универсальная вещь. Его могут петь и читать в радости, в горести и по случаю каких-то торжеств, и по случаю смерти или рождения кого-нибудь. Псалтырь читается по любому случаю: и за здравие, и за упокой.

Почему-то у многих сложилось впечатление, что Псалтырь – это что-то заупокойное. Ничего подобного. Это самая читаемая книга Библии. Его очень широко используют на Богослужении (чуть ли не половина – это Псалтирь).

На литургию, ежедневные антифоны читают просто псалмы. Огромное количество песнопения взято из псалмов. Сейчас мы предлагаем Вам послушать, как звучит псалом 1:

Особенно красиво звучит 1 кафизма в исполнении Валаамского монастыря.

Интересно! Неусыпаемая псалтырь получила это название по той причине, что ее чтение осуществляется без перерывов, круглосуточно. Этой молитвой нужно молиться только монастырях.

Псалтирь и кафизма 1: польза чтения псалмов

Для христиан Псалтирь издревле служит драгоценным источником нравоучения и утешения в трудные моменты жизни. Внимательное чтение псалмов наставляет и радует христианина, побуждает благодарить и восхвалять Бога. Священник Димитрий Шишкин говорит, что величайшая польза Псалтири заключается в

«возможности теснейшего и живого молитвенного общения человека с Богом. Цель такого общения – наше освящение и приобщение благости Божьей».

Священник Валерий Духанин подчёркивает, что Псалтирь – это духовная защита от тёмных сил и «камертон, который задаёт очень точный тон всей духовной жизни». Преподобный Ефрем Сирин называет псалом тишиной души, радостью боголюбцев, привлечением ангельской помощи. Псалом

«и из каменного сердца вызывает слёзы… Псалом – просвещение душ, освящение тел» (Творения святого преподобного Ефрема Сирина. Том 2).

Святитель Иоанн Златоуст указывает, что псалмы можно петь

«и без голоса, когда душа внутри издаёт звуки, потому что мы поём не для людей, но для Бога, Который может слышать сердца и проникать в сокровенную глубину нашей души» (Полное собрание творений. Том 5).

То есть псалмы, в том числе кафизма 1, могут читаться и в уме. Главное, делать это не автоматически, а искренне и благоговейно. Святой преподобный Серафим Саровский наставлял:

«Требуется подвиг и великая бдительность, дабы во время псалмопения ум наш согласовался с сердцем и устами, дабы в молитве нашей к фимиаму не примешивалось зловоние» («Духовные наставления инокам и мирянам»).

Псалтирь на русском: кафизма 1

(Перевод Е. Бируковой, И. Бирукова)

Моли́твами святы́х оте́ц на́ших, Го́споди Иису́се Христе́ Бо́же наш, поми́луй нас. Ами́нь.

Царю Небесный. Трисвятое. И по Отче наш.

Псалом Давида, 1

Блажен муж, который не пошел на совет нечестивых, и на путь грешных не вступил, и не сидел в сборище губителей;

Но в законе Господнем воля его, и закону Его будет поучаться он день и ночь.

И будет он словно древо, насажденное у источников вод, что принесет плод свой во время свое; и листва его не опадет, и во всем, что творит, преуспеет.

Не так будет с нечестивыми, не так! Но они, как прах, взметаемый ветром с лица земли.

Посему не воскреснут нечестивые на суд, и грешники – в совет праведных.

Ибо ведом Господу путь праведных, а путь нечестивых погибнет.

Псалом Давида, 2

Что возмутились народы и племена мыслили суетное?

Восстали цари земные, и князья собрались вместе на Господа и на Помазанника Его. Говорят они:

«Расторгнем узы, наложенные Ими, и свергнем иго Их!»

Но Живущий на Небесах посмеется над ними, Господь посрамит их;

Тогда изречет Он им в гневе волю Свою и яростью Своею ввергнет их в смятенье.

А я поставлен Им царем над Сионом, горою святою Его,

Возвещать повеление Господне. Господь сказал мне: «Ты сын Мой, ты ныне рожден Мною.

Проси у Меня, и дам народы в наследие тебе и во владение тебе – пределы земли.

Пасти их будешь жезлом железным, как сосуды горшечника, сокрушишь их!»

И ныне, цари, разумейте, поучайтесь, судьи земли!

Служите Господу со страхом и радуйтесь Ему с трепетом!

Примите наставление, да не прогневается Господь и не погибнете вы, сойдя с пути праведного, ибо возгорится вскоре ярость Его! Блаженны все, надеющиеся на Него!

Псалом Давида, когда бежал он от Авессалома, сына своего, 3

Господи, что так умножились гонители мои? Многие восстают на меня;

Многие говорят душе моей: «Нет спасения ему в Боге его!»

Но Ты, Господи, Заступник мой, слава моя, и возносишь Ты главу мою.

Воззвал я ко Господу моему, и услышал Он меня с горы святой Своей.

Я уснул и спал, но встал я, ибо Господь Защитник мой.

Не убоюсь тысяч людей, отовсюду нападающих на меня.

Восстань, Господи, спаси меня, Боже мой! Ибо Ты сразил всех, враждующих со мной неправедно, зубы грешников сокрушил.

Ты, Господи, даруешь спасение, и на народе Твоем благословение Твое.

В конец, песнь, псалом Давида, 4

Когда призывал я, услышал меня Бог, знающий правоту мою, в тесноте скорби дал мне простор. Помилуй меня и услышь молитву мою!

Сыны человеческие, доколе будете вы жестокосерды? Что любите суету и что ищите лжи?

Познайте же: дивным соделал Господь праведника Своего. Господь услышит меня, когда воззову к Нему.

Гневаясь, не согрешайте; о том, что говорили вы днем в сердце вашем, на ложе вашем сожалейте!

Принесите жертву делами правды и уповайте на Господа! Многие говорят:

«Кто явит нам благо?» Запечатлелось на нас сияние лица Твоего, Господи.

Ты даровал веселие сердцу моему; они же от плода пшеницы, от вина и елея своего обогатились.

В мире усну и успокоюсь, ибо Ты, Господи, вселил в меня единого упование.

О наследствующей, псалом Давида, 5

Слова мои услышь, Господи, прими зов мой!

Внемли молению моему, Царь мой и Бог мой; Тебе помолюсь я, Господи!

Поутру услышь голос мой; поутру предстану пред Тобою, и Ты узришь меня.

Ибо Тебе, Боже, не угодно беззаконие: не водворится у Тебя муж лукавый,

И не устоят беззаконники пред очами Твоими; возненавидел Ты всех, делающих беззакония,

Погубишь Ты всех, говорящих ложь; мужа лукавого, проливающего кровь, гнушается Господь.

А я, по великой милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь храму святому Твоему в страхе пред Тобою.

Господи, наставь меня правдою Твоею, пред лицом врагов моих направь к Тебе путь жизни моей!

Ибо в их устах нет истины, сердце их суетно, гроб отверстый гортань их, языком своим лукавствуют. Суди их, Боже!

Да отпадут от замыслов своих! За их великое нечестие низринь их, ибо прогневали они Тебя, Господи!

И да возвеселятся все, кто уповает на Тебя! Возрадуются они вовеки, и Ты вселишься в них; и похвалятся Тобою любящие имя Твое.

Ибо Ты благословляешь праведника, Господи; благоволением, точно оружием, Ты оградил нас.

В конец, песнь о восьмом дне, псалом Давида, 6

Господи, да не обличишь меня в ярости Твоей и не накажешь меня в гневе Твоем!

Помилуй меня, Господи, ибо немощен я; исцели меня, Господи, ибо содрогнулись кости мои,

И душа моя в сильном смятенье… О, Господи, доколе?…

Обратись, Господи, избавь душу мою, спаси меня по милости Твоей!

Ибо никто из умерших не поминает Тебя, и во аде кто исповедает величие Твое?

Изнемог я от воздыханий моих, омываю плачем всякую ночь ложе мое, слезами моими постель мою орошаю.

Помутились от горести очи мои, ослабел я среди врагов моих.

Отступите от меня, все делающие беззакония, ибо услышал Господь плач мой!

Услышал Господь моление мое, Господь принял молитву мою.

Да постыдятся и придут в смятенье враги мои, да обратятся вспять и посрамятся вскоре!

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже! (трижды, с тремя поклонами). Господи, помилуй (трижды). Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Псалом Давида, воспетый им Господу после слов Хусия, сына Иемении, 7

Господи Боже мой, на Тебя уповаю, спаси меня от гонителей моих, избавь меня!

Да не похитит враг, словно лев, душу мою, когда не будет избавителя и заступника!

Господи Боже мой, если сотворил я дурное, если осквернил неправдой руки мои,

Если отомстил я творящему мне зло, да повержен буду врагами моими!

Да преследует враг душу мою, и да настигнет меня, и втопчет в землю жизнь мою, и славу мою в прах низведет!

Восстань, Господи, в гневе Твоем, поднимись над пределами врагов твоих; вознесись, Господи Боже мой, да свершится заповеданное Тобою!

И сонм людей обступит Тебя, и возвеличься над ними!

Господь судит народы. Суди меня, Господи, по правде моей и по незлобию моему!

Да иссякнет злоба грешников! Наставь праведника, Боже, Ты, испытующий праведно сердца и души!

Поможет мне Бог, спасающий всех, хранящих правду в сердце своем!

Бог Судия праведный, и могучий, и долготерпеливый, не всяк день являет Он гнев Свой.

Если не обратитесь к Нему, оружие Свое изострит; лук Свой напряг Он и держит его наготове.

И вложил Он в тетиву орудия смерти, стрелы Свои огненосными сделал.

Вот грешник заболел неправдою, зачал злобу и породил беззаконие.

Ископал ров и углубил его, но сам упадет в яму, вырытую им.

Обратится злоба его на голову его, и на темя его неправда его падет.

Прославлю Господа за правый суд Его и воспою имя Господа Всевышнего!

В конец, о точилах, псалом Давида, 8

Господи, Господь наш, как чудно имя Твое по всей земле! Ибо вознеслось величие Твое превыше небес!

Устами младенцев и грудных детей совершается хвала Тебе пред лицом врагов Твоих, дабы сокрушить врага и мстителя.

Вот смотрю на небеса, деяния рук Твоих, на луну и звезды, сотворенные Тобою!

Кто есть человек, что помнишь Ты его? Или сын человеческий, что посещаешь Ты его?

Умалил Ты его лишь немногим пред ангелами, славою и честью увенчал его;

И поставил его над делами рук Твоих, все покорил под ноги его:

Овец, и волов, и всякий скот полевой,

Птиц небесных и рыб морских, проходящих стезями морскими.

Господи, Господь наш, как чудно имя Твое по всей земле!

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже! (трижды, с тремя поклонами).

После кафизмы 1 Трисвятое по Отче наш.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]