Азербайджан: религия и вероисповедание


Основные религии в Азербайджане

Прочитав статью, вы охватите весь религиозный спектр Азербайджана, за 15-19 минут.
Одним из вернейших способов знакомства с населением государства, является изучение его религиозных особенностей. Чтобы понять, чем живут народы, проникнуть в культуру, понять их образ мышления, исследователю необходимо обратиться к самым истокам их мировоззрений – к верованиям.

Содержание статьи:
  1. Основные религии в Азербайджане Официальная религия в Азербайджане
  2. Основной религией, является ислам. Появление и распространение ислама в Азербайджане
  3. Сунниты и шииты
  4. Ислам в Азербайджане в наши дни
  5. Праздник Ашура
  6. Влияние ислама на культуру Азербайджана
  • Иудаизм — древняя религия
      История азербайджанского иудаизма насчитывает около 1300 лет.
  • Иудеи Азербайджана — 16 тысяч жителей республики
  • Евреи в годы гонений.
  • Христианство в республике Азербайджан
      История возникновения
  • Церковь Кавказской Албании
  • Католическая церковь
  • Православная церковь
  • Албано-Удинская Христианская Община
  • Протестантство и 20 тысяч последователей азербайджанцев
  • Зороастризм в Азербайджане
      Зороастризм – одна из древнейших религий.
  • Ахуда-Маздра – Мудрый Бог
  • Зарождение религии
  • Приход зороастризма на Азербайджанские территории
  • Зороастризм в республике в наши дни
  • Колоссальное влияние на современный уклад жизни
  • Религия Бахаи
      Какие постулаты провозглашает учение Бахаи?
  • Как это объясняется?
  • Кем основано и развито учение?
  • Секты и нетрадиционные общины
      Идолопоклонство
  • Манихейство
  • Кем основано и развито учение?
  • Азербайджан: религия и отношение к женщине
      Права женщин по конституции.
  • Реакция населения на кампанию по раскрепощению женщины.
  • Отношение к «хиджаб-проблеме» сегодня.
  • Бережное отношение к женщинам.
  • Религия в Азербайджане в процентах
  • Религиозные праздники
      Ураза-байрам.
  • Курбан-байрам.
  • Ашура.
  • Заключение
  • Если говорить об Азербайджане, то его народ, в религиозном плане, чрезвычайно многолик и многообразен.

    1.1. Официальная религия в Азербайджане

    Согласно действующей конституции, Азербайджан позиционирует себя как светское государство. Его население исповедует множество религий — встречаются как самые популярные мировые конфессии, так и малоизвестные вероисповедания, о которых, возможно, кто-то из читателей никогда и не слышал.Поэтому, быстро ответить на вопрос: «Какая вера у азербайджанцев?» будет несколько затруднительно.

    Мусульмане и христиане и даже зороастризм

    Основными религиями в Азербайджане являются мусульманство и христианство. Тут без сюрпризов, так как эти вероисповедания являются самыми популярными на планете (по данным Википедии, 24,1% всего населения Земли — мусульмане и 33% — христиане), и имеют огромное количество последователей. В среде населения, не принадлежащее к этим вероучениям, можно найти приверженцев: иудаизма, зороастризма, религии бахаи и множества других конфессий.

    Религия и законодательство

    Начнём наш рассказ с того, что повторим уже высказанный выше факт: по действующему законодательству, официальной религии в современном Азербайджане нет. Но законодательная база страны огней разрешает свободу веры, а потому Азербайджан изобилует религиозными течениями разного толка.

    Интересный факт!

    Республика Азербайджан не пользуется европейскими моделями государственного регулирования религиозно-общественных отношений. Здесь выработали собственную, азербайджанскую модель. По словам кандидата исторических наук Гулузаде Муса Низам оглы, «в то время как в мире усиливается религиозная обособленность, нагнетается ситуация «с верхов» для религиозных конфликтов,в Азербайджане существует нормальная, спокойная обстановка, способствующая религиозной терпимости и свободе вероисповедания для каждого».

    1.2. Основной религией, исповедуемой населением Азербайджана, является ислам.

    Ислам (İslam с арабского мир, покорность) базируется на следующем догмате: «Нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед – Пророк Его». Доктрина о том, что Бог един, носит название «тавхид», и лежит в основе всего мусульманского вероучения, которому в Азербайджане, следует около 93,4% населения.

    1.2.1. Появление и распространение ислама в Азербайджане

    Ислам — достаточно молодая религия, она берёт свое начало в трудах Пророка Мухаммеда, которые были составлены примерно в 610 году н.э.

    Новое учение сплотило разрозненные арабские племена, и вскоре на территории Ближнего Востока появилась новая религиозная община (арабское – умма, мать), исповедующая совершенно необычные для языческого народа принципы – принципы ислама. Прошло немного времени, и объединённые племена создали новое государство – Арабский халифат, которое быстро укреплялось, и вскоре стало занимать солидную территорию, захватив также и те земли, что сегодня принадлежат республике Азербайджан.

    Разумеется, халифат насаждал свою религию во всех народах, которые захватывал, и именно таким образом ислам пришёл на ту территорию, где ныне существует государство Азербайджан. Здесь он распространился менее чем за 100 лет и очень хорошо прижился.

    1.2.2. Суннизм и шиизм на протяжении веков

    Ислам в Азербайджане пережил многое. Начиная с того момента, как первоначальная умма распалась на две ветви – суннитов и шиитов, в Азербайджане постоянно шла некая борьба между приверженцами этих течений.

    В эпоху Ширваншахов, азербайджанский народ, в большинстве своём, исповедовал суннитский ислам, потом, в период с XVI по XVIII века, когда династия Сефевидов преследовала суннитов гонениями, пропорция постепенно стала выравниваться, и к 1830 году, когда Азербайджан был уже частью Российской империи, лагерь азербайджанских шиитов стал количественно преобладать над суннитским.

    В советское время, власти, ислам в Азербайджане (как и любую, впрочем, религию), стремились уничтожить. Они закрывали мечети, преследовали духовенство и вели ожесточённую антирелигиозную пропаганду. В те времена ислам ушёл в глухие деревушки, и провёл там почти весь двадцатый век – вплоть до тех времён, когда СССР распался, и Азербайджан получил независимость.

    1.2.3. Ислам в Азербайджане в наши дни

    Сегодня в Азербайджане преобладает шиитская исламская школа. Доля шиитов в исламском обществе республики составляет порядка 70%.

    Не обходится и без радикально настроенных группировок.

    Одной из самых больших и влиятельных радикальных исламских группировок является группировка в Гяндже. Эти люди стремятся упразднить светские порядки в Азербайджане, и подчинить всю правовую систему законам шариата. Стремление это выражается в очень агрессивном поведении с их стороны, проведении протестов, нападении на сотрудников госорганов.

    Они также часто становились зачинщиками различных беспорядков. Взять например, события, происходившие в Гяндже в 2011 и 2012 годах. Или инцидент, произошедший во время празднования праздника Ашура в 2015 году, повторившийся потом в комплексе имам-заде. Заведующий отделом межнациональных отношений, мультикультурализма и вопросов религии, Э.Наджафов, считает, что группировка эта имеет поддержку из-за рубежа.

    Управление исламскими религиозными общинами в Азербайджане осуществляется высшим духовно-административным органом мусульман стран Закавказского региона — «Управлением мусульман Кавказа». Расположено «Управление…» в Баку, и из всех ДУМ бывшего Советского Союза является уникальным, так как по его уставу глава ДУМ должен быть шиитом, а его заместитель – суннитом. Подобной иерархии не встретить больше нигде, что и выделяет «Управление мусульман Кавказа» на фоне остальных.

    1.2.4. Праздник Ашура

    Мусульмане Азербайджана, как и всё мировое мусульманское сообщество, вне зависимости от принадлежности к суннитскому или шиитскому обществам, празднует праздник Ашура. Празднуется он ежегодно, и являет собой траурный день поминовения шиитских мучеников (для шиитов), или день добровольного поста, по случаю избавления пророка Мусы (Моисея) и сынов Исраила (Израиля) от войск фараона, и возвращения Ноева ковчега на сушу (для суннитов). Праздник отмечается в 10 день месяца Мухаррам.

    1.2.5. Влияние ислама на культуру Азербайджана

    Любая религия, живущая в народе, влияет на его культуру. Мировоззрение народа неизменно отпечатается на его искусстве, отразится на его архитектуре, музыке, живописи и любом другом виде творческой деятельности. Так и ислам, являясь основным вероучением для азербайджанцев, не мог не проявить себя во внешнем облике страны огней.

    Больше всего исламская культура проявила себя в архитектуре республики. Во времена завоеваний, когда Арабский халифат утверждал на территории Азербайджана своё господство, здесь появилось много архитектурных сооружений: мечети, минареты и мавзолеи.

    Кроме того, в Азербайджане есть много священных мест,святилищ, или пир. Наиболее знаменитыми считаются пиры: Курбан Кесилен Зачасы, Асаф Кехф и Бенефша, а также пир Хыдыр Зунджа.

    Помимо пиров, большим почитанием пользуются имамзаде, где, по преданию, захоронены останки потомков пророка Мухаммеда от Али и Фатимы. Самым знаменитым, пожалуй, является имамзаде, расположенный примерно в 7 километрах от Гянджи.

    В Азербайджане нет официальной религии по Конституции

    Большинство азербайджанцев — мусульмане. Но какая официальная религия в Азербайджане?

    По закону «О свободе вероисповедания» каждый азербайджанец «вправе исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию, выражать и распространять свои убеждения в связи с отношением к религии». Кроме того, азербайджанцы могут участвовать в богослужениях, религиозных обрядах и церемониях.

    Текст закона «О свободе вероисповедания»

    В Азербайджане нельзя разжигать расовую, национальную, религиозную, социальную неприязнь и вражду. Родители могут воспитывать своих детей по своим религиозным убеждениям.

    Большая часть населения страны — мусульмане.


    Шамахинская Джума-мечеть — место поклонения мусульман в Азербайджане. Это один из самых древних храмов не только на территории страны, но и на Ближнем Востоке в целом. Построен в 743 году, во времена халифа Халида ибн Валиядина

    1.3. Иудаизм – древняя религия с множеством последователей

    1.3.1. История азербайджанского иудаизма насчитывает около 1300 лет.

    Главный принцип иудаизма очень схож с основным догматом ислама – Бог един, и единственен. Бытует даже мнение, что ислам во многом скопировал основные положения иудейского вероучения. Не будем сейчас рассуждать, так это, или нет; просто отметим, что сходства между исламом и иудаизмом есть, и довольно значительные. Различий, несомненно, тоже много, даже сами объекты поклонения разные: в исламе – Аллах, в иудаизме – Яхве.

    Принципы иудаизма:

    Иудаизм – уникальное учение. Именно иудеи первые начали поклоняться Богу, как Личности.

    • Бог – живая, действующая Личность, проникающая во все дела человечества, и руководящая ими.
    • «Бог – совершенен. Он – есть абсолютное Совершенство во всех отношениях. Он Всемогущ, Всеведущ, Всевидящ».
    • «Бог дал людям Тору – совершенный Закон, который необходимо в точности соблюдать, чтобы наследовать вечную жизнь».

    1.3.2. Иудеи Азербайджана — 16 тысяч жителей республики

    Иудеи в Азербайджане делятся на три общества:

    • община горских евреев (субэтническая группа евреев, населяющих преимущественно северную часть Азербайджана),
    • европейские евреи (или евреи-ашкенази, как их ещё именуют)
    • грузинские евреи.

    1.3.3. Евреи в годы гонений.

    Удивительно, но даже в самые страшные для евреев времена, когда буквально весь мир проявлял антисемитские настроения, евреи Азербайджана жили в относительном спокойствии. Этот факт можно считать доказательством цитаты о «спокойной обстановке, способствующей религиозной терпимости и свободе вероисповедания», приведённой выше. И сегодня, как и всегда, евреи активно участвуют в общественно-политической, культурной и экономической жизни страны.

    В чем суть ислама

    Основатель религии — Великий Пророк Мухаммад. Священная книга мусульман — Коран. В переводе с арабского слово «Коран» означает «чтение вслух». Существуют два Корана: небесный (или оригинал) и земной (или копия).

    Какие сверхъестественные существа есть в исламе? Аллах, ангелы, добрые и злые джинны, гурии и Бурак (в переводе с арабского «Молниеносный», крылатая лошадь с человеческой головой).


    Бурак — крылатая лощадь с человеческой головой. В исламе считается, что именно они вознесут праведников на небо

    Бог у мусульман создал Землю, всех живых существ, семь небес. Ниже первого неба находится ад. Как и в любой другой религии, в исламе существовали посланники и пророки. Шариат (в переводе с арабского «правильный путь») устанавливает правила — что можно и нельзя делать.

    Мусульмане считают, что душа — невидимая сверхъестественная сущность человека. Она может существовать и без тела. Душа не является совокупностью мельчайших частиц, как в буддизме, а представляет собой целостное образование. Все людские души сотворил Бог и сотворил их бессмертными. От поведения человека в земной жизни зависит то, куда отправится душа после смерти тела.

    Как и в христианстве, в рай после смерти отправляются праведники, в ад — грешники. Надо жить правильно, соблюдать заповеди, молиться, творить добрые дела.

    Отличия ислама от христианства:

    • у христиан человек в ад или рай попадает навеки, а мусульмане верят, что можно из ада попасть в рай;
    • Аллах существует в единственном лице. Троицу ислам не признает.

    1.4. Христианство в республике Азербайджан

    Азербайджан приютил на своих просторах и ответвления христианской религии: католики, протестанты, православные и некоторые малые группы нашли здесь свое место.

    1.4.1. История возникновения

    Христианство начало появляться в Азербайджане с IV века.

    1.4.2. Церковь Кавказской Албании

    Но официальное становление христианства на территории Кавказской Албании, произошло в IV веке, когда Албания приняла христианство от Армении. Начальной точкой принято считать крещение албанского царя Уйнара, совершённое святым Григорием Просветителем. Св. Григорий крестил царя, и назначил предстоятелем Албанской Церкви своего внука, по имени Григорис.

    1.4.3. Католическая церковь

    Католическая церковь тоже пришла в Азербайджан, ещё на заре ХIV века, когда сюда стали прибывать миссионеры различных монашеских орденов. Католики создавали в этой земле свои миссии, монастыри и образовательные учреждения.

    Римский папа, Иоанн XXIII, учредил в стране огней епархию, входящую в состав митрополии Сольтание.

    Сегодня, католическая церковь имеет здесь около 2000 последователей, и всего один храм.

    1.4.4. Православная церковь — вторая по численности в Азербайджане, после мусульманской.

    Предание!

    Христианское вероучение распространилось на этих землях в результате проповедей апостола Елисея, рукоположенного на апостольство Иаковом – первым Иерусалимским Патриархом и Варфоломея. Это происходило, когда территория Азербайджана принадлежала древнему Албанскому государству.

    Предание!

    Апостол Варфоломей принял на землях тогдашнего Албанского государства мученическую смерть.

    Православная церковь насчитывает 209,7 тысяч приверженцев. Православие укрепилось здесь, разрослось, и сегодня это — вторая по численности церковь Азербайджана, после мусульманской.

    Интересный факт!

    В Кафедральном соборе Святых Жён Мироносиц есть весьма ценная для православного мира реликвия – ковчег с частицей мощей Апостола Варфоломея, который считается покровителем города Баку и является местом паломничества для многих приверженцев христианства.

    1.4.5. Албано-Удинская Христианская Община – отдельно от РПЦ

    Азербайджан находится в юрисдикции Бакинско-Азербайджанской Епархии Русской Православной Церкви. Но есть здесь ещё одна община, не принадлежащая к упомянутой Епархии.

    Речь идёт об Албано-Удинской Христианской Общине, появление которой связано с восстановлением Кишского храма в Шеки, который, по преданию, был заложен ещё самим Апостолом Елисеем.

    Несмотря на попытки РПЦ присоединить Албано-удинцев к Бакинской Епархии, на сегодняшний день община живёт и священнодействует отдельно.

    Интересный факт!

    Религиозные обряды в общине проводят не канонические священники, а каждый из ее членов.

    1.4.6. Протестантство и 20 тысяч последователей азербайджанцев

    По состоянию на 2010 год, насчитывается около 7 000 прихожан традиционных протестантских церквей, и ещё немногим более 10-ти тысяч свободных протестантов.

    Одним из ответвлений протестантизма в Азербайджане является баптизм. Он пришёл в Баку вместе с бывшим молоканином Ивановым-Клышниковым, а отсюда благополучно распространился по территории страны.

    92,5% азербайджанцев — мусульмане

    Кроме мусульман есть и представители других религий — православные, католики, протестанты, иудеи.

    Какая вера в Азербайджане наиболее слабо распространена? По результатам общенационального социологического опроса о количестве и качестве верующих в Азербайджане, проведенного в 2004 году, азербайджанцы-мусульмане составляют 55,6%, мусульмане-шииты — 28,5%, мусульмане-сунниты — 8,4%, православные азербайджанцы — 2,1%, азербайджанцы христиане других конфессий — 0,8%, по 0,3% приходится на иудеев, нурчу и ваххабитов.

    Меньше всего среди населения Азербайджана бахаистов, баптистов, а также хенефи и ибрагими — по 0,1% респондентов опроса. Всего опросили 1200 человек, это были совершеннолетние жители 12 городов и районов страны.

    1.5. Зороастризм в Азербайджане – Земле вечного огня

    1.5.1. Зороастризм – одна из древнейших религий.

    Основоположником вероучения стал пророк Заратуштра, которого древние греки прозвали Зороастром. Собственно говоря, именно от его имени и произойдёт слово, которое станет в далёком будущем наименованием конфессии. Сам же Заратуштра назвал своё вероучение «Маздаясна», потому что объектом поклонения в зороастризме является верховное божество – Ахура-Мазда.

    Предание!

    Всё началось с божественного откровения. С откровения, данного Заратуштре самим Ахура-Маздой. Заратуштра с самого детства был очень добрым, светлым, мыслящим ребёнком. Его смущало, что мир кругом несправедлив, что убийства и унижения давно стали обыденностью для человеческого общества. И он не выдержал… Заратуштра отправился в путешествие, которое никуда не вело. Он шёл куда глаза глядят и думал. Он философствовал, размышлял о жизни, об этом гнусном и неправильном мире, и Ахура-Мазда дал ему своё откровение. Это откровение Зороастр записал в книгу, названную Авестой. С этих событий и начинается история зороастризма.

    1.5.2. Ахуда-Маздра – Мудрый Бог

    Зороастрийцы поклонялись Ахура-Мазде. Их поклонение верховному божеству выражалось, в первую очередь, в поклонении огню. Огонь был символом духовного роста, очищения и стремления к небесам. Поэтому зороастрийцев и стали называть огнепоклонниками.

    1.5.3. Зарождение религии

    Зародился великий культ поклонения огню в Иране. Поначалу новая религия не смогла набрать популярности – на первых порах Заратуштре удалось обратить в новую веру только одного человека – своего близкого родственника. Однако вскоре дела пошли в гору – учение прижилось и набрало обороты. Как и в случае с исламом, идеи зороастризма были распространены в ходе завоеваний. Сначала зороастризм укрепился в Персии времён Ахеменидов. Это государство распространило зороастризм по миру с помощью завоеваний.

    Интересный факт!

    Несмотря на явно выраженную в Авесте идею человеколюбия, распространители этой благодатной вести не гнушались использовать оружие против тех, кто не был солидарен со взглядами огнепоклонников. История повествует, что врачи-зороастрийцы не вводили в свою практику новые методы лечения, пока методы эти не были дважды опробованы на «непокорных».

    В 330 году до н.э. династия Ахеменидов распалась. Роль завоевателей-распространителей на себя взяли Сасаниды, которые подчинили себе почти весь Ближний Восток, и насадили свою религию во всех захваченных землях. Государство Сасанидов просуществовало с 226-652 гг. нашей эры. Сасаниды и принесли огонь зороастризма в Азербайджан.

    1.5.4. Приход зороастризма на Азербайджанские территории

    Историческая справка!

    В Азербайджане есть места, где естественным путём на поверхность выходит природный газ, и горит негаснущим пламенем. Отсюда и название республики, переводящееся как «земля негаснущих огней».

    Конечно, такая земля сразу понравилась служителям зороастрийского культа. Вокруг мест, где горело негаснущее пламя стали возводиться храмы. Один из них, сохранившийся до сей поры, находится в деревушке Сураханы. Храм носит название «Атешгях», что в переводе со среднеперсидского языка означает «дом огня». Сегодня это скорее музей, нежели храм, однако до сих пор сюда приходят паломники, чтобы поклониться Ахура-Мазде.

    1.5.5. Зороастризм в республике в наши дни

    Зороастризм сегодня исповедуют около 2000 жителей Азербайджана. Зороастрийцы с разных стран переезжают сюда, чтобы жить ближе к своим святыням. Многие традиции зороастризма сегодня уже не соблюдаются — возможно оттого, что большинство Писаний Заратуштры так и не дошли до нас. Из более чем трёхсот пятидесяти тысяч слов, до сегодняшних дней дошла только десятая часть. Адепты этой религии впрочем, сохранили главные принципы учения: чистые мысли, чистые слова и чистые поступки. Сохранился и главный обряд зороастрийцев – поклонение огню.

    1.5.6. Колоссальное влияние на современный уклад жизни азербайджанцев

    Многие их праздники и традиции уходят корнями в учение Зороастра. Например, игры и обряды, столь любимые у молодого деревенского населения страны, очень тесно связаны с культурой огнепоклонников. И даже у истоков самого главного азербайджанского праздника – Наурыза Байрамы стоят традиции, заложенные когда-то зороастрийцами. Культура огнепоклонников проступает и в мелочах; например, главная восточная сладость – пахлава по форме напоминает знак «бута», который у зороайстрийцев являлся символом огня.

    Ислам в Азербайджане распространился менее чем за сто лет

    До ислама на территории Азербайджана были распространены зороастризм, иудаизм и христианство. Ислам там появился во время правления Второго праведного Халифа Абу Хафс Умара ибн аль-Хаттаба аль-Адавия (639-644 гг.). Менее чем за сто лет ислам распространился на всей территории Азербайджана. Евреи и христиане, не принявшие ислам, платили подушную подать и получали покровительство мусульман.

    Когда в начале XIX века Азербайджан присоединили к Российской империи, начался новый этап исламизации страны. Политика российского правительства: привлечь на свою сторону мусульманское духовенство и создать в исламской религии структуру, как в христианской церкви. В 1832 году Николай I написал Сенату письмо. В нем он просил подготовить положение об Управлении по религиозным делам мусульман Закавказья. Не одобрил ни один из документов, которых ему прислали.

    И только в 1872 году Николай I утвердил «Положение о шиитском и суннитском магометанском духовном Управлении Закавказья». За основу взял принцип организации русской православной церкви. Были созданы два мусульманских административных органа: суннитское и шиитское духовные управления.


    Шиитский муфтий, глава Управления мусульман Аллахшкюр Пашазаде на Играх Исламской солидарности в 2021 году. Это спортивное мероприятие объединяет суннитов и шиитов из разных стран.

    Игры должны были открываться с суннитского азана. Это вызвало протест у Пашазаде, так как большая часть населения страны — шииты. В итоге от открытия игр азаном отказались

    1.6. Религия Бахаи – вера в Бога, которого невозможно познать

    Религия Бахаи – возникла в середине 19 века в Персии. Сначала учение было ответвлением шиитского ислама, однако вскоре стала отдельной религией. По крайней мере, в 1925 году, суд Египта признал бахаизм самостоятельной отдельной религией.

    • Какие постулаты провозглашает учение Бахаи?
    • Бог объясняется им как единое существо, которого невозможно познать. По этой причине, ни одна мировая религия не может дать полноценного объяснения концепции Бога, утверждают адепты религии Бахаи. Ни одна мировая конфессия не в силах в одиночку нарисовать полноценную, исчерпывающую картину мира, но все вместе, они дополняют рисунки друг друга.

    • Как это объясняется?
    • Откровения о Себе Бог давал человечеству через нескольких Своих Посланников. Каждый из них основал собственный культ, однако на самом деле, они описывают одного и того же Бога и их следует рассматривать вместе, не отделяя друг от друга.

    • Кем основано и развито учение?
    • Учение было сформировано человеком, по имени Сайид Аль Мухаммед (называл себя «Баби»), в начале 19 века, который провозгласил себя Пророком Божиим. Популяризовал же его идеи другой человек, по имени Бахаулла. В сегодняшнем бахаизме он почитается как реинкарнация Кришны, и как последний Посланник Бога на земле. Именно в его честь и была названа данная религия.

    1.7. Секты и нетрадиционные общины страны огней.

    1.7.1. Идолопоклонство

    Древние народы, населявшие эти земли задолго до прихода Сасанидов с их зороастризмом, Византии с её христианством и Халифата с его исламом, были язычниками, или идолопоклонниками.

    Первобытные племена, жившие на территории нынешнего Азербайджана, поклонялись многим богам, каждый из которых управлял определённой стихией. Силы природы настолько пугали первых людей, что было принято обожествлять их.

    1.7.2. Манихейство

    В период распространения христианства в мире появилась ещё одно учение, о котором стоит упомянуть. Речь идёт о манихействе. Религия возникла в третьем веке нашей эры в, уже упомянутом выше, государстве Сасанидов. Базировалось манихейство на специфическом понимании Библии, однако со временем впитало и элементы буддизма и зороастризма.

    В Азербайджан его, как нетрудно догадаться, доставили Сасаниды.

    Азербайджанцы-иудеи


    Синагога ашкеназских евреев в Баку – место поклонения иудеев
    В столице Баку и других городах Азербайджана находятся 6 синагог, одна из которых, построенная недавно, является крупнейшей в Европе. Еврейские общины – очень активные в Азербайджане.

    6 синагог

    находится в Азербайджане

    Азербайджан: религия и отношение к женщине

    Религиозные вопросы сильно влияют на уклад жизни Азербайджана. Так, например, ислам, придя сюда, установил в республике особое отношение к женщинам. К сожалению, отнюдь не всегда уважительное.

    2.1. Права женщин по конституции. Раскрепощение женщины.

    По Конституции республики, женщины обладают ровно теми же правами, что и мужчины. Более того, в истории страны огней женщины играли, и играют значительную роль. Однако мусульманское мировоззрение долгие годы держало прекрасную часть Азербайджана в определённых рамках.

    Например, ислам обязывает всех женщин носить чадру и хиджаб. Это обстоятельство, конечно же, не нравилось многим. Ещё в XIX веке некоторые видные люди республики высказывались против подобного. Но ситуация в целом не менялась, пока к власти не пришли советы. В 1920 году, по инициативе ЦК АКП, в республике был создан первый женский клуб, и на первом же собрании семь женщин сбросили с себя чадру. С этого началась кампания «по снятию чадры» и раскрепощению женщин в Азербайджане. В середине двадцатых годов движение начало набирать обороты и получило название «худжуб». Советские власти старались, как могли, чтобы провести в Азербайджане «раскрепощение женщины».

    2.2. Реакция населения на кампанию по раскрепощению женщины.

    Однако народ такие изменения принял далеко не сразу. Людям казалось, что женщин Азербайджана пытаются осквернить, что все эти движения являются «вражьими происками», поэтому ветер перемен был встречен отрицательно.

    Интересный факт!

    Можно вспомнить, как отреагировали крестьяне из посёлка Джими, кубинского уезда, когда узнали, что коммунисты собираются приехать к ним, и провести агитационное собрание по вопросу снятия чадры. Они, собравшись вместе перед приездом агитаторов, условились не брать своих жён на собрание, потому что, по их мнению, приезжие хотели превратить женщин села в проституток.

    По некоторым данным, в сторону женщин, решившихся на снятие чадры, сыпался шквал насмешек, принимавших всё более оскорбительный характер. Дело даже доходило до изнасилований.

    2.3. Отношение к «хиджаб-проблеме» сегодня.

    Но что говорить про людей прошлого столетия, когда и сегодня во всемирной сети можно встретить свежие статьи по типу: «долой лживые западные ценности», написанные для того, чтобы убить у свободомыслящих женщин желание оставить хиджаб. В этом плане, отношение к женщинам в Азербайджане оставляет желать лучшего.

    Отчасти такие настроения вызваны желанием мужчин сохранить уважение и почитание их жён, выработанное в женщинах исламской традицией. Это справедливо и для мужей прошлого, и для мужчин современности.

    2.4. Бережное отношение к женщинам.

    С другой стороны, отношение к женщине в Азербайджане можно охарактеризовать как бережное и нежное. Женщина для азербайджанца – показатель того, насколько заботлив мужчина. Поэтому мужчины страны огней готовы часами воспевать представительниц прекрасного пола, будь то их мать, жена, сестра или дочь. Они заботливы, добры, нежны к своим женщинам, и очень обходительны с ними.

    Азербайджанцы-христиане


    Девичья башня в столице Азербайджана Баку. Место поклонения христиан
    В стране есть католики (в Баку есть католическая церковь Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии), православные (русские, украинцы, грузины) и протестанты. Есть такое предание, что в Баку давным-давно принял смерть за Христа апостол Варфоломей. Случилось это около Девичьей башни, куда христиане и сейчас приезжают, чтобы поклониться этому памятному и святому месту.

    Вера азербайджанского народа — важная часть их жизни. Уважение к другим религиям у азербайджанцев в крови.

    Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

    Какие религиозные праздники в Азербайджане

    • Ураза-байрам.
      Мусульманский праздник, зародившийся ещё в 624 году новой эры, во времена пророка Мухаммеда. Отмечается в первый день месяца Шавваль, по поводу прекращения поста, длящегося весь священный месяц Рамадан. Верующие в этот день одеваются в лучшую свою одежду, приветствуют друг друга специальным праздничным приветствием, звучащим как: «Ид мубарак!» (в переводе: «Благословенного праздника!»), и совершают ид-намаз, что по-простому — праздничная молитва.
    • Курбан-байрам.
      Опять-таки мусульманский праздник, который отмечается по поводу жертвоприношения, совершённого Пророком Ибрахимом, когда Пророк должен был принести в жертву собственного сына, по повелению Аллаха, однако повеление это оказалось всего лишь испытанием веры Ибрахима, и в последний момент Пророк был остановлен от заклания сына. Празднование начинается через 70 дней после ураза-байрам. В этот день мусульмане совершают полное омовение, надевают чистую праздничную одежду и идут в мечеть, где делают праздничный намаз и поют такбир – славословие Аллаху. После этого звучит проповедь, во время которой имам-хатыб или мулла разъясняет, какое значение имеет жертвоприношение. После посещения мечети, верующие совершают посещение кладбищ, с молитвами об усопших. Не обходится и без ритуального заклания и принесения в жертву животного.

    • Ашура.
      Ещё один праздник мусульманского народа, который мы упоминали уже в разделе: «Ислам». Он отмечается в 10 день месяца Мухарран. Интересно, но Ашура не имеет какого-то общего для всех мусульман значения.
    • Шииты отмечают его как день траура по имаму Хусейну
      и другим шиитским мученикам. Они вспоминают битву при Кербеле, в которой и был убит достопочтенный Хусейн со своими соратниками. Церемонии, носящие название «тазия» проходят так: во дворах мечетей проходят чтения повестей о страданиях имама и его соратников, по улицам города ходят процессии скорбящих, которые (случается и такое) истязают себя кинжалами, нанося удары по своим телам. Поэтому Ашуру часто называют «кровавым» праздником.
    • У суннитов празднование назначается по другому поводу.
      Траурные церемонии по имаму Хусейну они тоже проводят, но они ничем не отличаются от обычных траурных собраний. Согласно преданиям, в этот день Ноев ковчег пристал к суше, после долгих дней скитаний по водяной пустыне, а также, именно в этот день пророк Муса перевёл детей Исраила через море, пройдя по морскому дну. В Ашуру сунниты постятся, и хотя пост не является обязательным, но его соблюдение приветствуется.

    Народ удины в Азербайджане. Какую религию они исповедуют

    Удины на богослужении в церкви в селе Нидж, Габалинского района Азербайджана. Иконы, как можно заметить, у них православные.

    Удины

    – небольшой народ, живущий в Азербайджане (историческая родина), а также в России, Грузии, Армении, Казахстане, Украине и во многих других странах. Численность их около 10000 человек.

    Они потомки жителей одного из древнейших государств Закавказья – Кавказской Албании (Алвании, Алуанка, не путать с европейской Албанией на Балканах), географически занимавшей территорию Северного Азербайджана и Южного Дагестана.

    На своей исторической родине они ныне проживают преимущественно в большом селе Нидж, Габалинского района, Азербайджан.

    Собственно удины – потомки древнего населения (племени утиев) исторической области Утик, у античных авторов известной как Отена или Сакасена, примерно со II века до н.э. бывшей одним из гаваров (округов) Великой Армении, а в 387 году после раздела Армении между Римской и Персидскими империями, вошедшей в состав вассальной персидским Сасанидам Кавказской Албании.

    Отдельно хотел бы рассказать об религиозной принадлежности удин.

    Кавказская Албания – одно из первых в мире христианских государств, на минуточку – одно из первых христианских государств в мире (после ассирийской Осроены и Армении) и первое христианское государство на территории нынешней России, так как в состав Кавказской Албании, как я уже написал выше, входили земли современного южного Дагестана вместе с городом Дербентом.

    По древнему преданию, зафиксированному у историка Моисея Калакантуаци (Калакантуйского),христианство на землях Кавказской Албании впервые проповедовал святой Елисей, ученик апостола св. Фаддея, и основал церковь в селе Киш (ныне Шекинский район Азербайджана).

    Церковь в селе Киш. Когда-то там жили удины, но с 19 века село населяли закавказские турки (азербайджанцы).

    Алванский царь Урнайр принял крещение от святого Григория Просветителя. Церковь Кавказской Албании находилась в каноническом единстве с Армянской Апостольской Церковью.

    Вместе с армянами алванцы отвергли Халкидонский собор – на Вагаршапатском (491 год) и Двинском (527 год) церковных соборах. Правда, среди алванского духовенства были поползновения (под влиянием греков и грузин) отложиться от единства с ААЦ и принять халкидонизм.

    Последняя такая попытка была предпринята алванским католикосом Нерсесом I Бакуром (688—704), который склонил к греко-православию царицу Спарам, некоторых иереев и аристократов.

    В ответ алванское духовенство, сохранившее верность миафизитству, настучало на Бакура и на царицу арабскому халифу, от которого Кавказская Алвания находилась в вассальной зависимости, дескать католикос “продался ромеям”. По приказу халифа Нерсеса и Спрам заковали в цепи и отправили в ссылку.

    А алванские миафизиты, собрали собор, на который пригласили армянского католикоса, в очередной раз прокляли “ереси греков и иверов” и постановили, что впредь, во избежание рецидивов халкидонизма, католикос Алванской Церкви будет рукополагаться католикосом ААЦ.

    Подробнее об этих перепетиях можно почитать у албанского историка Моисея Калакантуаци (Калакантуйского) в “Истории страны Алуанк” (Книга III, глава 3-9)

    Позднее, под влиянием сначала арабов, а потом тюрок, большинство алванцев приняло ислам и ассимилировалось, приняв таким образом участие в этногенезе современных азербайджанцев. Из тех же кто сохранил верность христианству, многие арменизировались.

    Этому способствовало то, что со времён утраты Арменией своей независимости ААЦ стала чисто этноконфессиональным сообществом. Соответственно письменным и богослужебным языком Алванского каталикосата был армянский язык (алванская письменность, изобретённая св.

    Месропом Маштоцем благополучно забылась).

    И только очень небольшая группа алванцев умудрилась одновременно и сохранить верность Христу и не раствориться в армянах. Это и были удины. Надо отметить, что С XI века, в период относительного политического могущества Грузии, среди удин начинается активный прозелитизм со стороны Грузинской православной церкви, и какая-то часть удин в средние века всё же стала халкидонитами.

    Удинка в традиционном костюме и головном уборе, закрывающем нижнюю часть лица. 1883 год, селение Варташен.

    Последний удар по их относительной

    религиозной самобытности был нанесён после уничтожения властями царской России (понижения до статуса митрополии при Александре I и упразднение в правление Александра I) Алванского Каталикосата, в юрисдикции которого находились удины.

    Почему относительной

    ? Да потому, что сам этот католикосат был к тому времени давным-давно армянским по богослужебному языку (албанская письменность была благополучна забыта ещё в раннее средневековье) и национальной принадлежности паствы и даже центром своим имел монастырь Гандзасар в армянском Арцахе (Хаченское княжество). Но тем не менее…

    В настоящее время из-за армяно-азербайджанской войны, по понятным причинам, все церковно-религиозные связи удин с Армянской Апостольской Церковью оказались прерванными. Но исламизации они не подверглись.

    Во-первых, потому, что современный Азербайджан – светское государство, а большинству азербайджанцев чужд исламский фанатизм (в отличие от фанатизма националистического), а во-вторых азербайджанские власти и обслуживающие её интересы идеологи и пропагандисты носятся с идеей “воссоздания Церкви Кавказской Албании”, что позволит, как им кажется, ещё более убедительно обосновать свои притязания на Карабах, который, как я сказал выше, был центром упразднённого в XIX веке Алванского католикосата. И ничего страшного, что удины разговаривают на языке нахско-дагестанской языковой группы (близок к языку лезгин), а не на языке закавказских турок-огузов, проживающих на территории нынешнего Азербайджана и бывшей Кавказской Албании со времён динозавров и Лемурии.

    В отличие от удинов, жителей Варташена (нынешнего Огуза), в большинстве своём вместе с армянами, переживших погромы и изгнание, жителям села Нидж, Габалинского района, властями Азербайджана было милостиво позволено жить в этнографическом заповеднике и даже восстановили для них сельскую церковь (попутно уничтожив там все надписи на стенах на грабаре), хотя в том же несчастном Варташене-Огузе албанские церкви лежат в руинах и (или) служат загонами для скота.

    Вот, что рассказывает по теме поста азербайджанский официоз (информация 2021 года):

    Корреспондент Эльвин Ягубов – АПА. Проживающие в поселке Нидж Габалинского района удины отметили Рождество.

    Как сообщает местное бюро АПА, сегодня в албанской церкви «Джотари» состоялась праздничная церемония, на которой выступили руководитель албано-удинской общины, священник церкви и члены общины, которые рассказали о сути Рождества, условиях, созданных для выполнения религиозных обрядов, внимании и заботе со стороны государства. Кроме того, прозвучали поздравления с праздником.Удины заявили, что против них нет никакой дискриминации и они считают капитальный ремонт албанской церкви «Джотари» в Нидже прекрасным примером толерантности в стране. Сообщается, что в поселке Нидж есть 3 церкви и 2 мечети. В поселке с 6 тысячным населением проживает 3700 удинов. В целом, в стране проживает 4000 удинов, 300 из них прописаны в Огузе и Баку.Число удинов по всему миру составляет примерно 10 тысяч человек. В поселке удины на протяжении 2500 лет сохраняют свой язык, свою религию и традиции. В Ниджских школах в начальных классах преподается удинский язык, религиозные обряды в церкви отправляются на родном языке удинов.Напомним, в советский период удинам было запрещено праздновать их национальные праздники. И только после обретения нашей страной независимости, удины как этнос ежегодно справляли свои праздники. В 2002 году после ремонта и реконструкции храм «Джотари» передали в пользование удинам.

    Проблемой однако для удин-христиан представляется отсутствие духовенства. Священников Армянской Апостольской Церкви по понятным причинам к удинам на пушечный выстрел дальнобойной артиллерии не подпустят. Вроде как под свою духовную опеку удин хотела взять Бакинская и Азербайджанская епархия Русской Православной Церкви, но что -то не срослось и не получилось.

    В настоящее время богослужения в Нидже проводит проводит Роберт Мобили, , старейшина, председатель Албано-удинской Христианской Общины Азербайджанской Республики. Такое у них своеобразное беспоповство получается.

    Роберт Мобили с сиро-яковитским епископом Иерусалима.

    Удинская христианская община пытается налаживать контакты с древними христианскими церковными общинами на Ближнем Востоке. Например с Сиро-православной (яковитской) Церковью .

    Ещё статьи по теме:

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]
    Для любых предложений по сайту: [email protected]