Иудаизм — еврейская религия. Сущность и цель Иудаизма


Иудаизм в Израиле

Формально иудаизм не признан государственной религией станы, но большинство израильтян, отвечая на вопрос, какая религия в Израиле преобладает, отвечают: «Иудаизм».

Эта религия наложила отпечаток на все сферы жизни страны. Практически все заведения питания подают своим гостям кошерную пищу. Суббота — официальный выходной день, когда не только не работают большинство магазинов, кафе, ресторанов, но и не производятся пассажирские перевозки. Во многих регионах страны можно встретить ультраортодоксальных иудеев: их жизненный уклад почти не отличается от того, который был типичен для их предков в Европе XIX века.

Для большинства исследователей совершенно очевиден ответ на вопрос, какая вера и религия в Израиле преобладает. Конечно же, это иудаизм. Подавляющее число верующих иудеев являются ортодоксами. Еврейских протестантов и реформатских иудеев немного, хотя и они обладают влиянием в государстве и обществе.

Довольно сильны в иудаизме межконфессиональные различия, а потому религиозный сионист, облаченный в вязаную кипу, в ультраортодоксальном квартале может попасть в серьезные неприятности, если местные жители сочтут, что он с недостаточным уважением относится к еврейским традициям. Следует отметить, что во время военных действий все жители страны объединяются, что, бесспорно, является заслугой иудаизма.

Эта религия проповедует десять основных заповедей:

  • запрет на изображение Бога;
  • единобожие;
  • почитание родителей;
  • запрет на произношение понапрасну имени Бога;
  • запрет на воровство;
  • запрет на убийство;
  • запрет на прелюбодеяния;
  • запрет на лжесвидетельства;
  • запрет на желание чего-то чужого;
  • требование соблюдения Шаббата.

Чтобы понять, какую религию исповедуют евреи Израиля, необходимо оговориться, что по канонам иудаизма любой человек вправе выбирать между добром и злом, но при этом именно он должен быть в ответе за свои поступки. Интересно, что иудаизм не преследует цели привлечения в свои ряды новых последователей, которые на данный момент исповедуют другие религии. Процедура принятия в иудаизм не еврея – гиюр – чрезвычайно сложна и сопряжена с соблюдением особых требований: серьезного изучения Торы, а также способности применения изложенного в ней в обыденной жизни.

Религия и вера республики. Иудеи


Какая вера в Израиле? Если посмотреть данные о проживающих на территории страны, то становится понятным, что основная религия страны – это иудаизм. Более половины населения страны свято чтит иудейские традиции, посещают синагоги и воздают молитвы Создателю. Более 25% проживающих на территории государства – это ортодоксы, которые известны своими крайними религиозными взглядами. Ортодоксы имеют в парламенте большинство голосов, принадлежащих партии под названием «ШАС». Отметим, что вера и государство, неотделимы в Израиле друг от друга.

Евреи свято чтут десять заповедей Создателя. Одна из них – это Единобожие, то есть религия запрещает изображать Господа, произносить его имя вслух и согласно заповедям, детей учат:

  • чтить своих родителей;
  • не убивать себе подобных;
  • не воровать;
  • не прелюбодействовать;
  • не лжесвидетельствовать;
  • строго соблюдать Шабат – седьмой день недели, когда евреи не работают (закрыты многие магазины в различных городах).

Согласно вере иудеев, они – тот народ, которого избрал сам Бог. Понимая такую ответственность, многие граждане свято чтут религиозные праздники. И это не пустые слова. Концепцией иудаизма выступает тот факт, что человек — это существо свободное в избрании между двумя силами, которые противоборствуют друг другу. Это добро и зло. Только человек несет полную ответственность за то, что совершил: за свои поступки, а также помыслы. Существуют специальные школы для ортодоксов, кроме того, они предпочитают жить уединенно, вдали от основных жителей. Они создают свои общины. Так как вера в государстве – это его престиж, то с самого раннего возраста в любой школе иудеев детям прививают любовь к вере и семейным, а также религиозным традициям. Учат правилам нравственности и морали. Система образования республики представлена несколькими видами религиозных учебных заведений среднего профиля:

  • школы для детей из очень верующих семей;
  • школы для детей из семей, соблюдающих традиции еврейского народа;
  • школы для детей – из семей ортодоксов.

Школы для детей из ортодоксальных семей имеют собственное наименование – «ешивы». Они работают и обучают детей по программам специального содержания и школьники находятся как-бы на особенном положении. Дети семей ортодоксов не проходят обязательную воинскую службу в ВС израильской республики и не могут работать в светских учреждениях страны. Правительство предпринимало неоднократные попытки демократизировать еврейское общество, тем не менее, результатов пока не наблюдается.

Религиозные практики

Религиозными лидерами еврейской общины Израиля являются раввины. В еврейском законе они рукоположены. Зачастую это люди с учеными степенями. Органом раввинов является главный раввинат, который проповедует законы религии, которым евреи подчиняются беспрекословно.

Молятся евреи в синагогах. По традиции мужчины здесь сидят перед женщинами, которые располагаются за их спинами, за особой перегородкой либо на балконе. Рош а-Шана (Новый год), приходится на сентябрь или октябрь. Евреи в течение двух дней посещают синагогу, слушают чтения Торы. Интересно, что и сегодня верующие евреи всего мира, совершая молитвы, поворачиваются к Израилю лицом, а евреи, которые находятся в Израиле, — к Иерусалиму. Верующие же, находящиеся в Иерусалиме, обращают свои молитвы к Храмовой горе.

Древние пророчества предсказывают, что Мессия (Машиах) на Храмовой горе построит Третий храм, который в итоге станет центром для евреев и всего человечества.

Проблема определения [↑]

Иудаизм часто называют «первой авраамической религией», имея в виду, что первый еврей, Авраам, является родоначальником «древнееврейской религии», из которой потом выделилось христианство, а также то, что ислам включает в свою историю пророка Авраама (Ибрагима). Часто говорят о том, что иудаизм — одна из древнейших религий, доживших до наших дней, и уж точно самая древняя религия из всех монотеистических. Имеется в виду, что во времена Авраама в мире сложился «идолопоклоннический консенсус», но Авраам и его последователи придерживались совершенно иных взглядов, чем все вокруг: они проповедовали веру в Одного Единого Б-га, Создателя всего сущего.


Обрезание мальчика на 8-й день — одна из важных заповедей в иудаизме

Термин «иудаизм» принят в русском языке в первую очередь для обозначения «еврейской религии». Соблюдающие заповеди русскоязычные евреи тоже используют это слово, подразумевая, однако, весь комплекс еврейской традиции. Слово «иудаизм» берет свое начало в древнегреческом языке: во 2-й Книге Маккавеев, которая была написана по-гречески, встречается слово Ἰουδαϊσμός («иудаисмос»). После исчезновения 10 колен Израиля наименование представителя колена Йеуды — «йеуди» — стало синонимом слова «иври» (еврей), т. е. «иудаизм» — это «еврейство», понимаемое как идейное течение, направление мысли, комплекс верований и представлений, образ жизни.

При этом в самой еврейской Традиции испокон веков используют для самообозначения аналогичные, но более точные термины. В Святом языке после возвращения из Вавилонского плена было принято название ‏יַהֲדוּת‏‎ («яадут») — «еврейство», под которым подразумевается не только религиозно-мировоззренческий компонент еврейства, но и еврейское происхождение (по материнской линии).

В идиш используется понятие ‏ייִדישקײַט‏‎ («идишкайт»), означающее «еврейский образ жизни», что включает и «религию», и мировоззрение, и этику, и законы с обычаями — с акцентом на практическое исповедание и исполнение всего этого комплекса норм и представлений в реальной жизни.

Другие религии страны: христианство

Выясняя, какая религия в Израиле преобладает, нельзя не упомянуть о христианстве, которое оказало сильнейшее влияние на государство. Долгое время эту землю делили и отвоевывали крестоносцы и мусульмане — воины-сарацины. Здесь были проложены торговые пути, которые способствовали смешению культур, языков и религий.

По официальной статистике, христиан в стране немного – 2% от общего населения. Христианство в стране представлено в основном католиками, ортодоксами и маронитами. Православие республики представляет греко-православная церковь, которую возглавляет патриарх Иерусалимский. Кроме того, имеют свои представительства румынская, русская и американская православные церкви. Очень мало в Израиле протестантов: их представляет лишь евангелическая епископальная церковь с двумя тысячами прихожан и лютеранская церковь (приход насчитывает не более тысячи человек).

В Иерусалиме есть и армянская церковь. Армянская община на сегодняшний день насчитывает около двух тысяч человек. На территории всей страны имеются христианские храмы, относящиеся к различным конфессиям, в том числе известный во всем мире храм Гроба Господня (Иерусалим).

Иерусалим

Несмотря на то, что все города государства по-своему красивы и интересны с точки зрения истории и религии, столицей государства является город Иерусалим. Он не имеет таких небоскребов, как Тель-Авив, но на его территории расположен Старый Город. Это памятник христианства и иудаизма, святое место для миллионов жителей планеты. Иерусалим производит на туристов и путешественников неизгладимое впечатление. С утра звучат колокола вперемежку с шумом звучного и современного города. Но современность (дорогие отели и рестораны, бары и кафешки) причудливым образом сочетается с достопримечательностями – памятниками, которые помнят еще шаги Создателя.

Мусульманство

Мы выяснили, какую религию проповедуют евреи Израиля, а как обстоит дело с другими жителями страны? Подавляющее число арабов, проживающих в этом молодом государстве, исповедуют мусульманство. Но и среди них встречаются люди, придерживающиеся христианской веры.

Арабы имеют в Израиле свои магазины, школы для детей, а также предприятия общественного питания. Поразительно, но в Иерусалиме, к примеру, невозможно встретить араба среди иудеев, и наоборот. Языкового барьера между ними не существует: большинство мусульман прекрасно владеют английским и местными языками. Мусульманство в Израиле в основном представлено суннитами. Основными религиозными деятелями мусульманской общины являются муэдзины, которые в совершенстве владеют писанием Корана и осуществляют призыв к молитве в мечети.

Устройство республики и его жители

Государственными языками страны являются иврит и арабский. По своему государственному устройству Израиль – это унитарная страна, демократическая республика. Отметим, что Израиль сложно назвать развивающейся страной. Это государство с высоким уровнем жизни среди стран Ближнего Востока. Но не только среди них, но и среди многих стран мировой арены. Декларация независимости гласит, что Израиль является еврейским государством. В то же время, страна выступает в качестве демократического многонационального государства, где вместе с евреями проживают и представители иных национальностей. Каждые из них имеют свою веру. Но наибольшую численность имеют арабы, которые по приблизительным подсчетам составляют 21% от общего числа населения. Остальное население рассредоточено следующим образом:

  • евреи – 75%;
  • арабы — 21%
  • прочее население – 4%.

Среди прочего населения выделяются такие, как христиане, бедуины, армяне, самаритяне и т.д.

Бахаизм

Какая религия у евреев Израиля считается самой молодой? Это бахаизм, история которого немногим более 100 лет. Как и все молодые религии, она претендует на мировое господство, поскольку заявляет о величии своих задач и гуманности целей.

Бахаисты являются приверженцами общечеловеческих ценностей и духовного единения всех жителей нашей планеты. У бахаи есть свой духовный лидер — Баб, и даже свой пророк — Бахаулла. Долгое время после смерти останки Баба не могли обрести покоя. Его мощи в течение 60 лет его адепты тайно перевозили с места на место, пока они были окончательно захоронены в Хайфе, на горе Кармель.

Во многих мусульманских странах сторонники бахаизма считаются вероотступниками. Иначе дело обстоит в Израиле: какая религия вам ближе, должен решить каждый человек самостоятельно. Именно поэтому ежегодно Хайфу посещают тысячи адептов новой религии.

Избранность евреев [↑]

С точки зрения иудаизма все люди созданы равными, каждый человек уникален, каждый сотворен «по образу и подобию». Вместе с тем, еврейский народ был избран Всевышним для осуществления особой задачи: это «народ-священник», который должен нести знание о Б-ге человечеству. Б-г заключил с еврейским народом союз на горе Синай. Этот союз не может быть разорван.

Заповеди являются обязательствами еврейского народа в рамках данного «союзного договора». 613 заповедей Торы (а также многочисленные установления мудрецов) налагают на евреев особую ответственность. Другие народы, с точки зрения иудаизма, не обязаны соблюдать все эти заповеди: им необходимо исполнять 7 Заповедей потомков Ноаха.


По еврейскому закону, во время утренней молитвы облачаются в тфилин и талит

Иудаизм требует от еврея быть примером для окружающих, освящать Имя Всевышнего в этом мире. При этом иудаизм не занимается активным привлечением прозелитов из других народов — деятельность по приобщению к Торе ведется среди светских евреев. Тем не менее, любой нееврей может стать частью народа Израиля, пройдя в раввинском суде церемонию, которая называется «гиюр». Прозелит считается евреем во всех отношениях.

Иудейские святыни: Храмовая гора

Высота горы — 774 метра над уровнем моря. Ее вершина обнесена высокими стенами и представляет собой прямоугольную площадь, высящуюся над остальными частями Иерусалима. Это священное место для представителей иудаизма. Они считают, что на это место Господь положил «эвен ха-штия» — краеугольный камень мироздания, камень основания. Храмовую гору отождествляют с горой Мориа. По преданиям, именно на ней Бог велел Аврааму принести в жертву Исаака — его единственного сына.

Иудейские символы [↑]

Аутентичным символом иудаизма является широко используемое изображение «Меноры» — описанного в Торе семисвечника, который стоял в Иерусалимском Храме. Шестиконечная звезда, называемая «маген Давид» («щит Давида»), получила распространение лишь в XIX веке, и многие считают ее заимствованным символом. В оформлении синагог активно используют изображения «лухот а-брит» («скрижалей Союза»), львов, символизирующих колено Йеуды и царскую власть, а также изображения знамен 12 колен, поскольку каждое из них иллюстрировало то благословение, которое получил прародитель колена от своего отца Яакова.

II. Религия Израиля

Мы представили только общую схему древнееврейской религии, не касаясь оценки ее идейного содержания. В чем же заключается глубокий смысл этой религии, где та ее идейная высота, благодаря которой она послужила как бы фундаментом для создания христианства? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо проследить хотя бы в самых общих чертах историю еврейского народа, насколько она служила выражением религиозных принципов.

Вся история ветхого завета, начиная с древнейших патриархов, служит выражением той идеи, что жизнь избранного народа направлялась к определенной цели единым властителем и управителем Иеговой; история Израиля есть история теократии, боговластия, водительства Божия, или точнее – история осуществления высших божественных целей чрез посредство избранного народа. Основное направление этой истории определилось печальным фактом грехопадения первых людей; нарушение прародителями заповеди Божией внесло дисгармонию во взаимные отношения между Богом и людьми, потому что здесь человек в первый раз отверг власть Божию, чтобы дать место собственной воле, собственному хотению. Печальные последствия этого отвержения боговластия не замедлили обнаружиться в семействе самих прародителей: старший сын Адама Каин становится братоубийцей. Через десять поколений в человеческом роде обнаруживается такой нравственный упадок, такое моральное одичание, что прекратить его можно было только путем истребления всего развращенного человечества в водах всемирного потопа, от которого спасся один только патриарх Ной со своим семейством, сделавшийся родоначальником нового поколения людей.

Но это не предупредило дальнейшего обнаружения человеческой греховности, вскоре опять усилившейся настолько, что Бог мог сосредоточить свой завет с людьми единственно только в избранном роде отца верующих Авраама. Заключив союз с ним, Бог внес в среду людей, подавленных сознанием своей отчужденности от Иеговыпервый луч светлой надежды, что при посредстве потомства Авраама нарушенный союз Бога со всем человеческим родом опять будет восстановлен: «благословятся о тебе все племена земные», – в этих словах в первый раз выражена была мысль о высоком предназначении потомков Авраама – быть духовным светочем всех народов и подготовить путь к спасению людей от тягот греха. В своем лице Авраам показал исключительный пример полного подчинения божественному руководительству: по слову Господа он покидает родную землю, порывает связь с домом своего отца, переселяется в неведомую и чуждую страну и в конце концов изъявляет готовность принести в жертву Богу единственного своего сына от Сарры – Исаака. Ненарушимым остается завет Бога с потомством Авраама при сыне и внуке его, но затем в семействе Иакова едва опять не совершается братоубийство: вражда сыновей Иакова против своего невинного брата Иосифа, вероломно проданного в рабство, привела в конце концов к тому, что семейство Иакова вынуждено было переселиться в Египет, где происшедший от него народ доведен был до полного порабощения.

Избавление Израиля от египетского рабства при Моисее было едва ли не величайшим событием во всей истории еврейского народа; благодаря этому событию Иегова становится в самые тесные отношения с своим народом; с этого момента Он делается «для Израиля прежде всего Богом, выведшим его из Египта; в этом коренятся все представления Израиля (по крайней мере в допророческий период) о взаимных отношениях между ним и Иеговой; избавление для Израиля составляло не только опору его веры и основание его надежд, но также и ручательство за будущее благополучие» (Валетон). С этих пор Израиль питал постоянную уверенность в том, что Иегова есть его помощник и в борьбе с другими народами; каждая война с ханаанскими племенами была в его глазах войной самого Иеговы, от которого только и зависит исход битвы. Может быть в связи с этим верованием стоит наименование Иеговы словом Саваоф (צבות‏, Цебаот), т. е. Господь воинств, хотя в этом наименовании несомненно нужно видеть указание и на господство Иеговы над небесным воинством ангелов (Ис. 6, 1–3).

В страданиях и тяжелых бедствиях воспитывался еврейский народ во враждебной египетской стране, но это не научило его сыновнему послушанию своему Богу. Даже и дальнейшие события, именно – сорокалетнее странствование по пустыне, суровый закон, данный на Синае, долговременная борьба с ханаанскими племенами, в которой на каждом шагу проявлялась божественная помощь, – хотя и были суровой школой для еврейского народа, но не заставили его ценить значение руководительства Божия в его жизни. «Жестоковыйный» народ еще на пути к ханаанской земле многократно поднимал ропот на Моисея и на самого Иегову, выражая даже желание опять вернуться в Египет; при самом Синае он стал поклоняться тельцу, слитому из золота; при избрании Аарона и его сыновей на служение в священническом звании при скинии среди народа обнаруживается открытое возмущение. Вместо того, чтобы держаться в отдалении от соседних ханаанских племен, Израиль вступает с ними в брачные связи и перенимает от них развратный и бесчеловечный культ Астарты и Молоха. Но чем очевиднее проявлялось в среде евреев это отвержение боговластия, тем настойчивее вел их Иегова к национальной обособленности, так как только этим путем можно было предупредить полное слияние Израиля с языческими ханаанскими народами и заставить его дорожить вверенной ему истиной. С этой именно целью Господь постоянно передавал евреев во власть соседних народов, посылая избавление только тогда, когда народ опять обращался с верою и упованием к своему Иегове.

Как единый неограниченный владыка теократического царства, Иегова, по Моисееву законодательству, сосредоточивает в своих руках царскую власть и высшее право законодательства, суда, войны и мира. Но в 1055 г. до Р. Х. евреи, увлекшись примером других народов, пожелали иметь царя; это было нарушением теократического принципа, поэтому желание народа было не угодно Иегове: «Я вывел Израиля из Египта, говорил Он чрез пророка Самуила, и избавил вас от руки египтян и от руки всех царств, угнетавших вас; а вы теперь отвергли Бога вашего и сказали Ему: царя поставь над нами» (1Цар. 10, 18–19). Но все же желание Израиля было удовлетворено. Хотя царская власть в значительной мере способствовала национальному объединению Израиля, но и в период царей приходилось постоянно бороться с влечением евреев к общению с чужеземными народами. Таким образом все идеалы подзаконного периода сосредоточивались на сохранении чистоты религиозной истины путем национальной обособленности евреев: Иегова -Бог Израилев, а Израиль – народ Иеговы, – вот та основа, на которой развивалась еврейская история за этот период.

Но по мере того, как упрочивалось национальное единство Израиля, в сознании лучших людей все более и более крепнет мысль о том, что призвание Израиля имеет общечеловеческий характер, что религиозная истина, которой он владеет, должна быть достоянием всех народов. Эта мысль отчасти выражается уже в молитве царя Соломона, которую он произнес после построения храма в Иерусалиме: «если иноплеменник, который не от Твоего народа Израиля, придет из земли далекой ради имени Твоего, и придет он и помолится у храма сего, услышь с неба, с места обитания Твоего, и сделай все, о чем будет взывать к Тебе иноплеменник, чтобы все народы земли знали имя Твое, чтобы боялись Тебя, как народ Твой Израиль» (3Цар. 10, 41–43). Но высшими выразителями такой универсальной идеи были еврейские пророки, от которых сохранились до нашего времени пророческие писания.

На почве теократии, как единого боговластия, у евреев возникло три служения: священническое, царское и пророческое. Пророки, по-видимому, не обладали никакой официальной властью; их служение не было, как служение царское и священническое, наследственным; это было свободное избрание Богом наиболее достойных людей к возвещению своей воли; но все же их служение было едва ли не высшим из всех. «Власть пророческая представляется в Библии, как источник всех прочих. Мы нигде не найдем в слове Божием, чтобы, например, представитель мирского начала в теократии, т. е. царь, поставлял священников и пророков: напротив того мы знаем, что Моисей, который, как богочеловеческий избранник, как посредник между Иеговой и Израилем, был и назывался пророком, – он посвящает Аарона и сынов его; а потом пророк же Самуил устанавливает царскую власть и помазывает первых царей – Саула и Давида» (Вл. С. Соловьев).

Влияние пророков было чисто нравственное и оказывалось тем более неотразимым, что они выделялись из всей народной массы своей святостью и полным самоотвержением: полное бескорыстие, отречение от всяких мирских пристрастий, безупречная нравственная жизнь, готовность на все лишения, страдания и даже на самую смерть за славу Бога Израилева, – все это должно было внушать к ним особенное доверие со стороны соотечественников. Это были в полном смысле светочи народа, откровенно говорившие истину и царю, и священнику, и вельможе, и народной массе, проповедовавшие во дворе храма, при городских воротах, в царских чертогах, одним словом – везде и всем, желавшим и не желавшим слушать их проповедь. Библия сообщает о многих пророках, которые не боялись обличать даже царей и за это подвергались гонениям и даже смерти.

Проповедь более ранних пророков была также направлена к утверждению национальной жизни; но они вовсе не старались привить своим соотечественникам стремления к национальному сепаратизму; они преследовали одну только цель: воспитать народ в верности Иегове и таким образом сохранить религиозную истину в человеческом роде от забвения и искажения. Призыв к единению с Иеговой – вот что было предметом постоянной проповеди пророков; «Господь с вами, когда вы с Ним; если будете искать, Он будет найден вами; если же оставите Его, то и Он оставит вас» (2 Парал. 15, 2), – эта мысль проходит красной нитью во всех пророческих речах. – Но в позднейший период эта охранительная цель в деятельности пророков мало-помалу получает второстепенное значение; по выражению В. С. Соловьева, они становятся «зиждителями будущего», поддерживающими в народе веру и упование на грядущее царство живого Бога. Их проповедь все более и более получает характер пророчества о новой вселенской теократии, которая должна обнять все народы. Хотя вся среда их деятельности и исходная точка их проповеди имеют вполне национальный характер, однако возвещаемый ими теократический идеал представляет ясные черты истинного универсализма. «Всякое колено преклонится предо Мною, говорит Иегова в пророческих речах; Мною будет клясться всякий язык. От востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф» (Ис. 45, 23, 24. Мал. 1, 11). Таким образом, прежний принцип: «Иегова есть Бог Израиля, а Израиль есть народ Иеговы», получает у позднейших пророков совершенно другой смысл и новое значение: «Иегова, Бог Израиля, будет Богом всех народов».

Вместе с тем в проповеди пророков религия евреев получает все более и более этический характер. Если в прежнее время завет Бога с народом выражался преимущественно во внешних формах и обрядовых действиях, то в пророческих проповедях знамением и основанием этого завета признается внутренняя чистота, нравственно-духовная близость к Иегове. «Вот завет, говорит Иегова, который Я заключу с домом Израилевым: вложу закон Мой внутрь их и на сердцах их напишу его. И дам им сердце единое и дух новый вложу в них, и возьму из груди их сердце каменное и дам им сердце плотяное, чтобы они ходили по заповедям Моим и соблюдали уставы Мои» (Иерем. 31, 33. Иезек. 11, 19–20). Таким образом, у пророков «союз Иеговы с Израилем получил существенно этическое обоснование. Если Израиль не удовлетворял этому условию, то преимущества его обращались во вред и он в удвоенной мере ощущал на себе страшную строгость праведных требований Иеговы, ибо Иегова был прежде всего Богом правды, который отрекается даже и от своего народа, если этого требовало охранение справедливости» (Валетон). Эту мысль выражает Иегова в пророческих речах Амоса: «Только вас (сынов Израилевых) признал Я из всех племен земли, потому и взыщу с вас за все беззакония ваши. Не таковы ли, как сыны эфиоплян, и вы для Меня, сыны Израилевы?» (Ам. 3, 2, 9, 7).

Чаяние будущего всемирного царства соединяется у пророков с представлением о грядущем великом потомке Давида, вожделенном Мессии, царство которого должно быть царством вечным. Но и в представлении об этом будущем великом царе у пророков всюду выдвигается на первый план этическая идея: это не земной властитель, царствующий над народами силой своего земного могущества, а провозвестник милости, правды и любви; Он придет «исцелять сокрушенных сердцем, проповедать пленным свободу и заключенным избавление» (Ис. 61,1). Идея Мессии имела существенное значение для духовного роста Израиля, так как направляла его мысль не к протекшей старине, а к светлому будущему, где ярко сиял нравственный свет великого избавителя народов от тяготы греха и царящего в мире зла, насилия и неправды. В идее о Мессии как бы сконцентрировались для Израиля все его высшие идеалы, все заветные мечты, все лучшие чаяния о золотом веке, когда в мире будут царить только правда и мир. Во дни Мессии «прибегнут к Господу многие народы и сделаются Его народом. Тогда многие народы пойдут и скажут: придите, и взойдем на гору Господню и в дом Бога Иаковлева; и Он научит нас путям Своим, и будем ходить по стезям Его. И тогда племена земные перекуют мечи свои на орала (сошники) и копья свои на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать. Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи» (Михей и Исаия).

В этой проповеди о будущем царстве Мессии, в этом восторженном призыве всех народов к грядущему свету нравственной правды и заключается величайшая заслуга пророков. Здесь чувствуется уже зародыш того христианского универсализма, который не делает различия между «иудеем и греком, обрезанным и необрезанным, рабом и свободным, мужчиной и женщиной». В этом отношении еврейство, каким оно является в устах пророков, действительно может быть рассматриваемо, как подготовительная ступень к христианству; когда явился на землю Иисус Христос, лучшая часть иудейства, воспитавшаяся в пророческих идеалах, действительно последовала за Его проповедью. Но к сожалению, в послепленный период, по мере того, как голос пророков постепенно замолкал, в среде иудеев начинает зарождаться то бездушное направление в религиозной жизни, которое потом привело к раввинизму и талмудизму.

Блестящий период еврейского царства был очень кратковременным: он ограничился только временем царствования первых трех царей – Саула, Давида и Соломона. После смерти Соломона единая монархия распадается на два царства – иудейское и израильское (в 953 г.); в борьбе с внешними врагами и междуусобной вражде силы их постепенно слабели. Израильское царство просуществовало всего только около 230 лет и завоевано было ассириянами; отведенные в плен в Ассирию израильтяне, по-видимому, смешались с туземным населением и не оставили здесь никаких следов своего существования. Дольше сохраняло свою самостоятельность иудейское царство, но в 586 году и оно было завоевано вавилонским царем Навуходоносором; город Иерусалим и его храм были разрушены, а значительная часть жителей была отведена в плен в Вавилон. С переходом иудеи под власть персов, несколько десятков тысяч иудеев возвратилось по указу персидского царя Кира в отечество; и город Иерусалим и храм был восстановлены, но подчинение чужеземному владычеству продолжалось: господство вавилонян и персов сменилось македонским, затем египетским и наконец сирийским; после кратковременного периода независимого состояния иудеи (142–63 гг.) власть над Иудеей перешла к Римлянам, которые разрушением Иерусалима и храма в 70 году после Р. Х. прекратили навсегда существование иудейского царства.

Под влиянием этих исторических обстоятельств в духовном развитии иудеев образовалось два течения. Довольно значительная часть иудеев, живших вне своего отечества, примкнула к общекультурной жизни образованных народов; она завязала торговые сношения с Александрией, Кипром, сирийскими и малоазийскими городами и даже с Европой. Это так называемое иудейство рассеяния или эллинистическое иудейство, которое в значительной мере отступило от традиций правоверного еврейства и резко обособилось от иудеев, как живших в Палестине, так и оставшихся в Вавилоне. Постоянное соприкосновение с эллинской культурой привело к тому, что иудеи рассеяния не только усвоили греческий язык, но и стали увлекаться греческой философией и отчасти даже религией: эта религия с ее эстетической окраской, с ее пластичностью, с ее поэтическими мифами и торжественными церемониями, не могла не действовать на чувство иудея, видевшего в своей религии крайнюю простоту форм. Даже палестинские иудеи не могли противостоять обаянию эллинизма: когда во времена сирийского владычества при Антиохе Епифане начались гонения на иудейский закон, многие из иудеев без малейшего сопротивления отреклись от веры отцов и от закона. При самом воцарении Антиоха Епифана «сыны беззаконные из Израиля убеждали многих, говоря: пойдем и заключим союз с народами, окружающими нас. Некоторые из народа изъявили желание и отправились к царю, и он дал им право исполнять языческие установления. Они построили в Иерусалиме училище по обычаю языческому, и установили у себя необрезание, и отступили от святого завета, и соединились с язычниками и продались, чтобы делать зло» (1 Макк. 1, 11–15). Тем понятнее было увлечение эллинской культурой и мудростью со стороны иудеев рассеяния, которые хотя и продолжали держаться веры отцов, но привнесли в нее значительную долю греческого мировоззрения. Так зародилось иудео-эллинское направление в области религиозно-философской мысли, самым видным представителем которого был александрийский иудей Филон (20 г. до Р. Х. – 45 г. по Р. Х.). В целях объединения иудейских верований с греческой философией у александрийских иудеев выработался особый аллегорический способ толкования священных книг Ветхого Завета, благодаря которому истины откровения сближались с результатами философской мысли. Перевод священных еврейских книг на греческий язык, известный под названием перевода 70-ти, открыл доступ к еврейской мудрости и язычникам, которые иногда меняли свои языческие верования на Моисеев закон: отсюда произошло два вида прозелитов, т. е. обратившихся в иудейство язычников: прозелиты врат, веровавшие в Бога израилева, но не исполнявшие обрядового закона, и прозелиты правды, вступавшие в иудейскую общину полноправными членами и принимавшие обрезание и весь обрядовый закон.

Совершенно иное направление получило палестинское иудейство, оставшееся верным отеческим преданиям. Здесь довольно рано пробудилась особенная ревность к соблюдению всех требований Моисеева закона. Уже бедствия вавилонского плена внушили иудеям мысль, что наказание Божие постигло их за постоянные нарушения постановлений закона; поэтому верность закону им казалась единственным средством к тому, чтобы возвратить угнетенному народу милость Божию, а вместе с нею и те блага, который обещаны были пророками. Так возникло в иудействе то крайнее законническое направление, которое убило дух древне еврейской религии и превратило ее в одну только букву. Желая определить точными предписаниями все стороны жизни, иудейские книжники не удовлетворялись одними только постановлениями Моисеева закона, который при применении к действительной жизни казались им неполными и недостаточными; они обратились к преданиям отцов и выработавшимся житейской практикой обычаям, которые и возвели на степень законов, столь же обязательных, как и постановления Пятокнижия или Торы. Отсюда возникла обширная раввинская литература, которая в значительной мере стала заменять для позднейшего иудейства древнюю священную письменность. Сюда относятся Мишна, Тозефта (дополнение к Мишне), иерусалимский и вавилонский Талмуды, Мидраши, т. е. толкования на священные книги, и т. д. Благоговение к закону было доведено чуть не до идолопоклонства: он как бы заменил для иудея самого Иегову; в раввинских писаниях стала высказываться мысль, что закон существовал до творения мира, что он с престолом славы составляет первое творение Иеговы, что при создании мира Бог руководился Торой, как архитектор планом, и т. д.

Вместе с этим законническим направлением в иудействе росло горделивое чувство национального самомнения. Уже в иудейских сочинениях, написанных около времен Иисуса Христа, очень часто высказывается мысль, что еврейский народ составляет высшее и совершеннейшее творение Божие, что ради этого народа сотворен и самый мир, что только он один достоин праздновать субботу и носить печать завета с Богом – обрезание, что только он рожден от Бога, а не от земли, что Иегова потому и любит Свой народ, что последний представляет лучшую часть всего человечества. Понятно, что эта национальная гордость заставляла иудея смотреть на другие народы с полным презрением. Все языческие установления вызывали в правоверном иудее чувство глубочайшего отвращения, которое росло тем больше, чем сильнее пробуждалась в иудеях верность закону и чем невыносимее становилось над ними иго язычников. Таким образом позднейшее иудейство совершенно отказалось от заветов пророков, призывавших к свету откровенной истины все народы.

В своих религиозных верованиях позднейшее иудейство осталось более или менее верным древне еврейской теологии. Но, однако, и сюда привнесено было очень много суеверного и легендарного; так, Иегова, Бог израилев, стал представляться каким-то абстрактным существом, бесконечно отдаленным от мира; на этой почве образовалось грубое представление о Шехине, который есть «слава Иеговы», Его отобраз; это тот же Иегова, но проявляющий себя в мире. Часто Шехина изображается в чувственно телесной форме, причем указываются размеры его тела и отдельных органов; о нем раз сказывается, что в известные часы дня он то молится, то плачет о гибели Иерусалима, то забавляется с левиафаном и т. д.

Все эти видоизменения и наслоения в позднейшем иудействе провели резкую грань между ним и древним еврейством; поэтому и религия позднейших иудеев известна под особым названием «новоиудейства».

Ислам

Ислам является второй по численности и значению религией на территории современного государства Израиль.

С VIII до середины начала ХХ века ислам в стране абсолютно преобладал.

Купол скалы , Public Domain

Среди мусульман Израиля преобладают сунниты, шиитское течение представлено не в чистом виде, а в виде более поздних его модификаций — друзы (1,7%) и бахаи.

На границе c Ливаном проживает около 1500 алавитов — последователей религиозной секты, близкой к исмаилитам (шииты), но включающей также элементы христианство.

Свинцовый купол аль-Акса , Public Domain

Мусульмане являются наиболее многочисленным религиозным меньшинством в Израиле. Израильские арабы, которые составляют 20,7% от населения страны, в большинстве своём исповедуют ислам (82,6%), 8,8% из них являются христианами и 8,4% друзами.

Доля мусульман Израиля имеет тенденцию к росту за счёт более высокой фертильности арабов: 4,0 ребёнка в среднем на израильских арабок по сравнению с 2,7 у евреек в 2008 г.

Камень основания в мечети Купол Скалы , Public Domain

На захваченных Израилем территориях Западного берега реки Иордан (не включённых в вышеприведённую статистику) мусульмане численно преобладают над остальным населением, составляя 75% населения.

Иерусалим

Для мусульман Иерусалим считается третьим по значению священным городом после после Мекки и Медины.

Главные святыни ислама

Иерусалим

1 Аль-Акса

Аль-Акса — третья святыня ислама после мечети аль-Харам в Мекке и мечети Пророка в Медине
Иерусалим

2 Купол Скалы

Считается, что эта скала и является краеугольным камнем мироздания, поскольку именно с неё Господь начал Сотворение мира

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]