Cыны Божии стали входить к дочерям человеческим
Сыны Божии — (др.-евр. בני האלהים; др.-греч. υἱοὶ τοῦ θεοῦ) — обобщённые второстепенные персонажи Бытия, о которых идёт речь в двух стихах шестой главы первой книги Пятикнижия Моисеева. Сыны Божии и их взаимодействие с людьми являются предметом многочисленных комментариев.
Сегодня мы обратимся к книге Бытия:
2 тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали [их] себе в жены, какую кто избрал. 3 И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. 4 В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди. (Быт.6:2-4)
Кто они, сыны Божие?
На этот вопрос дается не мало ответов. Кто-то утверждает, что это небесный создания — ангелы, а кто рассуждает более приземленно, основываясь на родословии Адама.
Статья по теме: Ложные откровения и теории
Мы постараемся представить обе теории в свете нашего вопроса. Если у вас есть, что добавить к изучению нашей темы — просим оставить комментарии после статьи.
Служение Дайналов в локальных вселенных
20:8.1 (231.1) Духовные Сыны Рая являются уникальными существами Троичного происхождения, единственными Троичными созданиями, столь тесно связанными с руководством вселенными двойственного происхождения. Дайналы преданно служат в качестве учителей смертных созданий и низших категорий духовных существ. Начиная свой труд в локальных системах, они, в зависимости от опыта и успехов, продвигаются к центру и, через служение в созвездиях, восходят к высшему труду в локальном творении. После аттестации Дайнал может стать духовным посланником, представителем той локальной вселенной, где прошла его служба.
20:8.2 (231.2) Я не знаю точного числа Сынов-Учителей Небадона; они исчисляются многими тысячами. К этой категории относятся многие деканы в школах Мелхиседеков; эти Сыны входят и в более чем стотысячный штат постоянного Салвингтонского Университета. Большое количество Дайналов размещено в различных подготовительных моронтийных мирах, где наряду с духовным и интеллектуальным развитием смертных созданий они занимаются обучением серафических и других существ – уроженцев локальных творений. Многие из их помощников выходят из рядов тринитизованных созданий.
20:8.3 (231.3) Сыны-Учителя представляют собой тех преподавателей, которые проводят все экзамены и тесты для определения квалификации и аттестации всех нижестоящих ступеней вселенской службы – от стражей аванпостов до исследователей звезд. Они осуществляют широкую и многовековую программу обучения, которая начинается планетарными курсами и завершается высшим Институтом Мудрости на Салвингтоне. Признание, соответствующее усилиям и достижениям, обеспечено всем, кто оканчивает эти путешествия в мудрость и истину, – будь то восходящий смертный или честолюбивый херувим.
20:8.4 (231.4) Во всех вселенных все Божьи Сыны признательны этим неизменно преданным и деятельным Троичным Сынам-Учителям. Они являются возвышенными учителями всех духовных личностей, испытанными и истинными наставниками даже самих Божьих Сынов. Но я едва ли могу рассказать вам о бесчисленных деталях обязанностей и функций Сынов-Учителей. Обширное поле деятельности сыновства Дайналов будет лучше понято на Урантии тогда, когда вы достигнете более высокого интеллектуального развития, а также после завершения духовной изоляции вашей планеты.
Сыны Божие Быт.6:2-4
Начнем изучение темы с мест, где в Библии можно встретить упоминание словосочетания «сыны Божие».
Есть несколько ярких мест, с которых начнем чтение.
Первая точка зрения
6 И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана. (Иов.1:6)
1 Был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана предстать пред Господа. (Иов.2:1)
7 при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости? (Иов.38:7)
Сыны Божии — в книге Иова определенно означают Ангелов.
Может ли такое же значение иметь это словосочетание в Быт.6:2-4?
25 Ибо, когда из мертвых воскреснут, [тогда] не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах. (Мар.12:25)
Так как Ангелы не женятся, то под сынами Бога в книге Бытия что-то иное.
Возможно, в этом месте имеются в виду потомки Сима (семиты, предки будущих евреев):
1 Вы сыны Господа Бога вашего; не делайте нарезов [на теле] [вашем] и не выстригайте волос над глазами вашими по умершем; (Втор.14:1)
15 [Но] если бы я сказал: «буду рассуждать так», — то я виновен был бы пред родом сынов Твоих. (Пс.72:15)
6 Северу скажу: «отдай»; и югу: «не удерживай; веди сыновей Моих издалека и дочерей Моих от концов земли, (Ис.43:6)
10 Но будет число сынов Израилевых как песок морской, которого нельзя ни измерить, ни исчислить; и там, где говорили им: «вы не Мой народ», будут говорить им: «вы сыны Бога живаго». (Ос.1:10)
В противоположность потомкам Каина, дочери которого (в стихе 4) названы дочерьми человеческими.
В Новом Завете сыны Божии — это верующие. (См. дети Божии)
36 и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения. (Лук.20:36)
Вторая точка зрения
Сыны Божии — потомки Сифа (третий сын Адама — праведник, родившийся вместо Авеля). Дочери человеческие — потомки Каина (внучки-правнучки). Потомки Каина не следовали за Господом, и, выходя замуж за праведных потомков Сифа, развращали их. Это и было неугодным в очах Божьих, после чего Он ограничил время жизни человеческой до 120 лет.
Мы разовьем эту мысль ниже, но для общей картины лучше всего вспомнить контекст 6 главы книги Бытия.
Другие дети Марса
Ещё один сын бога войны Марса в римской мифологии – это бог по имени Пик. Его культ не был столь известен, также неизвестно и имя матери этого божества. Указывается только, что Марс – его отец. Пик почитался как покровитель лесов, полей, также он был сведущ в предсказаниях и мог помогать в них. Его дом находился в роще у одного из семи холмов Рима, Авентинского, самого живописного.
Марс также известен как бог бога Купидона. В этом плане Марс и Арес очень похожи, ведь Арес тоже был отцом Амура, бога любви. Амур (Купидон), которого породил Марс, и Эрос, отцом которого был Арес, оба были воплощением любовного влечения, страсти.
Марс или Арес не всегда упоминался как отец Эроса. Но чаще всего всё-таки родителями Купидона выступали именно Марс и Венера, покровители войны и любви. Иногда Марс не упоминался, только Венера. В других вариантах Купидон рождался одним из первых богов, лишь после его появления возникала и любовь, рождение детей от женщин и мужчин. Иногда отцом бога становился Вулкан (в Греции – Гефест).
В классической традиции Запада родителями Купидона всё же выступают Венера и Марс, причём как воплощение союза Любви и Войны.
Также такие родители, как Марс и Венера, накладывают отпечаток и на восприятие самого Купидона. Тогда он – персонификация союза земной и духовной любви.
Изучение 6 главы книги Бытия
Допотопное развращение. Быт. 6:1-8.
Статья по теме: Сатана, дьявол — враг искуситель (Евангелие от Матфея, 4 глава)
- Под «Сынами Божиими» подразумеваются или ангелы или главы Симовых семейств, которые женились на безбожных потомках Каина. Эти ненормальные браки, в чем бы они ни оправдывались, наполнили землю развращением и насилием.
- Иисус Христос признал потоп историческим фактом, и приравнял время Своего пришествия опять ко дням Ноя (Матф. 24:37-39). Все, что происходит в мире теперь, заставляет нас думать, не приближается ли это время опять?
- «Сто двадцать лет» (6:3) могли означать временную отсрочку потопа. Они могли также означать сокращение длительности человеческой жизни, о которой говорится в пятой главе.
Поколения Ноя, 6:9; 9:28
Статья по теме: Продолжительность жизни патриархов от Адама до Иосифа
- Жизнь Ноя является четвертым документом, составляющим книгу Бытия. В этом рассказе упоминается потоп, возможно записанный самим Ноем и переданный Симом Аврааму.
Ной и ковчег. Быт. 6:9-18.
- Ковчег был приблизительно 135 м. длиной и около 20 м. шириной.
- В нем было три палубы, разделенные на отделы, с окнами вокруг верхней палубы. Корабль этот был очень близок по своим размерам и пропорциям к океанским суднам нашего времени. Живя на берегах великих рек, кораблестроение было одним из достижений человека раннего времени. В клинописных записях говорится, что с древних времен жители Вавилона занимались судоходством.
- Местожительством Ноя, по вавилонским записям, была Фара, на реке Евфрате, в расстоянии 110 км. от Едемского сада. Поэтому речное судоходство и судостроение, наверно, было известно Ною с детства.
Животные. Быт. 6:19; 7:5.
- В главе 6:9-21 и 7:2 объясняется, что в ковчег были взяты семь пар чистых животных и лишь по одной паре других. Некто высчитал, что в ковчеге было достаточно места на 7 000 видов животных.
- Постройка ковчега, запас кормом и сбор животных — было само по себе гигантским предприятием. Вряд ли Ной со своими тремя сыновьями мог это сделать. Будучи внуком Мафусала и правнуком Еноха, по вавилонским обычаям Ной мог быть царем города и для этого дела мог ислользовать тысячи рабочих рук. И большая часть 120 лет ушла для этого предприятия (6:3). Можно смело допускать, что в это время Ной был предметом непрестанных насмешек, но он оставался твердым в своем намерении и вере.
5 и если не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навел потоп на мир нечестивых; (2Пет.2:5)
7 Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере. (Евр.11:7)
В свете событий 6 главы мы можем смело выделить причину конфликта — развращение, что вызвало гнев Бога и наложило ограничение в 120 лет: на средний возраст жизни человека или на точную дату будущего потопа.
Бытие 6 глава повествует нам о событиях, происходивших непосредственно перед потопом. Очевидно, что эти события напрямую связаны с причиной потопа. Мы не должны упустить ничего важного, что могло бы пролить свет на предмет нашего исследования.
- Кем являются «Сыны Божии»?
- Каким образом эти существа могли брать себе в жены дочерей человеческих?
- И как те могли рождать детей от них?
- Как мы должны понимать слово «исполины»?
- Каково значение слова «непорочный», употребляемого по отношению к Ною и его родословию?
Первое, на что стоит обратить внимание в нашем исследовании, это на слово “начали”:
«Когда люди начали размножаться на земле» (Быт. 6:1).
Слову переведенному «начали» соответствует еврейское слово chalal, в котором значение «начала» является вторичным.
Бытие 4:26 Chalah
Chalah, прежде всего, означает «просверливать, вонзать«, отсюда «ранить«.
22 ибо я беден и нищ, и сердце мое уязвлено во мне. (Пс.108:22)
5 Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились. (Ис.53:5)
Из этого примитивного значения происходит более сложное «обнажать, открывать, делать незащищенным, открывать проход» и, наконец, «осквернять«, например, святыню,
8 кто станет есть ее, тот понесет на себе грех, ибо он осквернил святыню Господню, и истребится душа та из народа своего. (Лев.19:8)
а также “порочить семя”.
15 он не должен порочить семени своего в народе своем, ибо Я Господь, освящающий его. (Лев.21:15)
Chalah может переводиться как “портить, развращать, осквернять, блудить”. В Бытии chalah встречается всего 8 раз. И мы даем список всех упоминаний, чтобы можно было лучше понять значение этого слова:
Бытие 4:26 Chalah:
- 4:26 «Тогда начали призывать имя Господа»
- 6:1 «Когда люди начали умножаться на земле»
- 9:20 «Ной начал возделывать землю и насадил виноградник»
- 10:8 «Нимрод, сей начал быть силен на земле»
- 11:6 «Вот что начали они (т.е. вавилоняне, строившие башню) делать»
- 41:54 «И наступили семь лет голода»
- 44:12 «Он (т.е. Иосиф) обыскал, начал со старшего»
- 49:3,4 «Рувим… ты осквернил постель мою»
Один раз в Бытии это слово переведено «осквернить«. Оно относится к Рувиму, совершившему нечестие по отношению к «отцу», потерявшему, таким образом, превосходство первенца. Здесь мы ясно видим попытку осквернить семя, причем как одну из многочисленных попыток, упоминаемых в Бытии.
Упоминание этого слова в Быт.6:1 показывает, что это умножение людей также привело к осквернению семени “сынами Божиими”.
Исполины — суперлюди
Наиболее очевидно, что «Божии» в словосочетании «сыны Божии» противопоставлено определению «человеческие» — в словосочетании «дочери человеческие».
Порождения этой связи сынов Бога с дочерями человеческими названы «исполинами», еврейское Naphilim, что буквально переводится как «падшие».
Это были чудовища порока и суперлюди по размерам и по греховности. Одной из основных целей потопа было их уничтожение. Только семья Ноя сохранила свое генетическое происхождение от Адама.
«Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом» (Быт. 6:9).
“Ной был непорочный” в смысле беспорочен в плане потомства и наследственности. Все остальные извратились, т. е. их наследственность была уничтожена (как потомков Адама).
Статья по теме: Я сказал: вы — боги…
Нужно заметить, что слово «житие» является переводом еврейского слова toledoth, что означает «семейная история«. В ней может идти речь либо о предках, либо о потомках. Другое слово «род» является переводом еврейского слова dor, которое относится к современникам Ноя, людям жившим с Ноем в одно время.
Относительно своих современников Ной был «непорочным». Это еврейское слово tanim первоначально относится к физическому, но не к моральному совершенству. Оно очень и очень часто употребляется в описании беспорочного животного, приносимого в жертву.
3 Если жертва его есть всесожжение из крупного скота, пусть принесет ее мужеского пола, без порока; пусть приведет ее к дверям скинии собрания, чтобы приобрести ему благоволение пред Господом; (Лев.1:3)
5 Если же она родит [младенца] женского пола, то во время очищения своего она будет нечиста две недели, и шестьдесят шесть дней должна сидеть, очищаясь от кровей своих. (Лев.12:5)
Итак, Быт.6:9, прежде всего, указывает на то, что Ной был неоскверненный в отношении своего родословия. И таким образом канал, через который должно было прийти Семя жены, был сохранен среди всеобщего растления.
Почему так получилось?
Cыны Божии стали входить к дочерям человеческим
Попробуем ответить на вопрос: «Почему так получилось?»
Заранее оговоримся: это лишь предположение, и мы вовсе не претендуем на обладание всей полнотой истины в этом нелёгком вопросе.
- В селекции есть такое понятие — инбредные линии. Что это такое? Это линии животных, которые выведены путём многократных близкородственных скрещиваний. Делается это для закрепления определенных качеств данной породы (например, надои молока).
- Теперь введем ещё одно понятие — гетерозис. Это интересное явление возникает при скрещивании представителей двух инбредных линий. Характеризуется увеличением размеров потомства, повышением общей жизнестойкости и наличием множества других положительных качеств (для селекционера).
Я согласен с тем, что сыны божии — это сифиты, а сыны человеческие — это каиниты.
Учитывая все выше сказанное, можно заметить, что в этих двух родах на протяжении поколений сформировались типичные инбредные линии (путем вступления в брак близких родственников). И при вступлении в брак представителей этих двух инбредных линий произошло типичное проявление гетерозиса — появление исполинов.
Кстати, гетерозис постепенно ослабляется в дальнейшем ряду поколений (возможное объяснение уменьшения продолжительности жизни, хотя и довольно спорное и не полное).
Дети Ареса и богини Афродиты
Самой известной стала легенда о любовной связи Марса и богини любви Афродиты. Мужем последний был бог-кузнец Гефест, но Арес навещал её, когда Гефест отсутствовал. И всё же однажды Гелиос заметил, как Арес предаётся страсти с Венерой в её покоях. Бог солнца рассказал обо всём обманутому супругу. Гефест подготовил ловушку и, когда Арес снова пришёл к возлюбленной, их обоих поймала тонкая золотая сеть. Арес и Афродита в итоге снесли немало насмешек от других богов. Но всё же бог войны Арес и покровительница страсти стали родителями для целого сонма богов.
Деймос и Фобос
Боги Деймос и Фобос – дети бога Ареса, больше известные как его спутники в войне и сражениях. Их матерью тоже была Афродита, богиня любви и красоты. Но именно Деймос и Фобос из всех детей этой пары считаются самими мрачными, жестокими богами. Они не унаследовали от своей родительницы какую-либо связь со сферой любви и страсти.
Эти дети, которых Арес имел от Афродиты, были близки по функциям, но всё же в кое-чём отличались:
- Фобос – воплощение страха, который одолевает человека во время войны. От его имени произошло слово «фобия». Когда Арес появляется на поле боя, Фобос вносит смятение и беспорядки. Фобос практически не является самостоятельным персонажем.
- Деймос – страх и ужас перед лицом битвы. Он тоже вносит сумятицу на поле боя, вселяет отчаяние. Вместе с ним Арес среди воинов сеет панику.
Оба бога помогали Марсу в бою, могли вынести его с поля сражения.
Боги любви
Купидон, известный также как Эрос (Эрот) – тоже сын бога войны Ареса. Эрос – один из главных богов любви, дитя и спутник Афродиты, часто появляющийся на изображениях вместе с ней. Этого бога почитали не просто как воплощение любви, страсти, влечения. Купидон выступал воплощением жизни, которая не может существовать без любви. Его сила побуждала людей влюбляться, заключать брак и производить на свет детей.
Марс и Амур. Чехия. Прага.
Сын бога Ареса Эрос в разных традициях и эпохах изображался по-разному, в разных возрастах:
- в ранние времена у греков Купидон показан как взрослый молодой мужчина, прекрасный и крылатый, воплощение жизненной силы, сексуальности, страсти;
- в позднее время у поэтов-сатириков в произведениях уже появляется ребёнок-Амур, пухлый и забавный, с завязанными глазами; позже этот Купидон перешёл в искусство Ренессанса;
- у римлян часто появляется Амур в виде юноши, ещё не мужчины; он воплощает переходный период, когда молодой человек мужает, набирается опыта, переходит во взрослую жизнь.
Венера, Марс и Купидон. Картинная галерея Далвичского колледжа. Лондон.
В искусстве Возрождения, барокко и рококо изображения Амура в виде нагого ребёнка назывались путто или путти и помещались на потолки, гораздо реже – стены.
Вне зависимости от эпохи и возраста Эроса, он практически всегда был очень красивым ребёнком или молодым человеком. Его отличительная особенность – белоснежные крылья за спиной. Именно с ними он вошёл в мировую культуру. Однако у Амура могли быть разные атрибуты в руках. В ранние эпохи это лира и цветы, в более поздние уже появляются лук, стрелы, также порой встречается Эрос с пылающим факелом. Последний, возможно, изображает страстную любовь.
Иногда Эрос – древний бог, один из самых первых, создатель Вселенной. Позже он приобрёл черты проказливого божества, который против воли влюбляет друг в друга людей и богов.
Также сыновьями Ареса были Антерос (бог, карающий тех, кто не отвечал на чувства влюблённых) и Гимерос (воплощение любовного влечения, томления).
Богиня Гармония
Самая, пожалуй, известная дочь бога войны Ареса – это богиня Гармония. Гармонию почитали как богиню согласия, счастливого брака, в котором царит взаимопонимание и искренняя любовь между супругами. Её родила Аресу богиня любви Афродита. Но, как и другие дети богини любви и бога войны, Гармония тоже не была богиней, в легендах о которой царит лишь любовь и счастье.
Гармония вышла замуж за Кадма, основателя Фив. Кадм перед тем, как заложить город, убил священного змея, которого породил Арес (либо он был посвящён Марсу). В результате Арес мстил Кадму. Кадм даже вынужден был искупить свою вину службой. Но в итоге, судя по всему, Арес так и не простил царя. Дети Кадма гибли, а он сам попросил богов превратить его в змею. Гармония взмолилась о той же судьбе. Через Кадма и Гармонию Арес считается основателем Фив.
Члены Церкви усыновлены Богу через Иисуса Христа
Сын Божий становится человеком, как мы говорим в Символе веры, «нас ради человек и нашего ради спасения». Это спасение включает в себя не только избавление от греха, но и нечто несравненно большее — усыновление Богу, включение в Его семью через веру в Иисуса Христа и Святое Крещение. Как говорит апостол Иоанн, а тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились (Ин 1:12–13). О том же говорит и апостол Павел: Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса (Гал 3:26).
Более того, мы призваны приобщиться к той подлинной жизни, которой обладает только сам Бог. Как говорит святой апостол Петр, мы должны сделаться причастниками Божеского естества (2 Пет 1:4).
Поэтому через веру и Крещение мы являемся сынами и дочерями Богу; но в отличие от Иисуса Христа, который является Сыном Божиим Единородным, мы — усыновленные дети. Как говорит святой апостол Павел, когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: “Авва, Отче!” Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа (Гал 4:4–7).
В заставке используется фрагмент картины «Дайте детям приходить ко мне (Мк 10:14)», Карл Кристиан Фогель фон Фогельштейн, Галерея современного искусства, Флоренция