Писатель и проповедник Кирилл Туровский: биография, литературная деятельность


Свт. Кирилл Туровский

Кирилл II
(+ ок. 1183), епископ Туровский, святитель. Память 28 апреля и в Соборе Белорусских святых

Родился в 30-х годах XII века в городе Турове на реке Припяти у богатых родителей.

С малых лет святой Кирилл с усердием читал Священные Книги и достиг глубокого понимания их. Он учился не только у русских, но и у греков. В зрелом возрасте святой Кирилл отказался от наследства и принял постриг в Туровском Борисоглебском монастыре. Он много подвизался в посте и молитве и учил иноков полному послушанию игумену: инок, который не находится в послушании у игумена, не исполняет своего обета и потому не может спастись.

Сохранилось три сочинения святого Кирилла об иноческой жизни, одно из которых — «Сказание о черноризском чине от Ветхого Закона и от Нового» — может быть отнесено ко времени пребывания его в монастыре.

Через некоторое время святой Кирилл удалился в затвор на столп, где еще более усилил подвиги и «многа Божественна Писания изложи». Многие обращались к нему за советом в духовной жизни.

Святость жизни и высокая просвещенность святого Кирилла обратили на него всеобщее внимание, и его избрали на Туровскую кафедру. В 1169 году святитель Кирилл принимал участие в соборе, осудившем епископа Феодора, который занял Владимиро-Суздальскую кафедру [1] и пытался отделиться от Киевской митрополии. Святитель Кирилл обличил ересь Феодора и составил много посланий к святому князю Андрею Боголюбскому, в которых поучал его и наставлял по поводу церковных нестроений в Ростовской земле.

По любви к уединению святитель Кирилл оставил кафедру (до 1182 года, под которым упоминается уже епископ Лаврентий Туровский) и полностью посвятил себя писанию духовных сочинений. От современников он получил именование русского Златоуста.

Сам святитель о себе смиренно говорил:
«Я не жнец, а собираю колосья; я не художник в книжных делах… Если бы говорил я от себя, вы делали бы хорошо, не приходя в храм. Но я возвещаю вам Слово Господа, читаю вам грамоту Христову… Я раздаю слова Божий, лучшие золота и дорогих каменьев, более сладкие, чем мед и сот, и вы лишаетесь их, не приходя в церковь,.. но вас, приходящих, хвалю и благословляю».
Скончался 28 апреля около 1183 года.

Первые шаги на пути ко спасению

Родился в известной богатой семье, в городе Турове, располагавшемся на реке Припяти.

В детстве он был научен грамоте, и, вероятно, получил соответствующее возрасту образование.

Не имея ни пристрастия, ни стремления к материальным богатствам, больше всего он был увлечен мыслями о высших предметах бытия.

С большим усердием Кирилл изучал священные, душеспасительные книги. Со временем он стал знатоком Священного Писания, принимая его не только умом, но и сердцем.

Когда пришло время, по промыслу Божьему и по расположению собственной воли, он отказался от богатого наследства и удалился в находившуюся близ Турова Борисоглебскую обитель.

Здесь, под руководством опытных наставников, он учился и приобщался к аскетическому деланию, здесь дал обеты и принял монашеский постриг.

Подвизаясьв обители, Кирилл много молился, изнурял свое тело постами и бдениями. Постепенно он возрастал в совершенстве, становясь благодатным сосудом Духа Святого.

Братия дивились его пламенной ревности, целеустремленности, глубокому смирению, и он служил им примером.

Одним из главных правил поведения святого Кирилла в монастыре было безропотное послушание игумену. Сам он неоднократно высказывался, довольно остро, что тот, кто не имеет послушания игумену, не может спастись.

Будучи движим всё большею ревностью и не довольствуясь мерой обычной, хотя и строгой, иноческой жизни, блаженный Кирилл, по примеру святых подвижников-столпников, заключил себя в столпе.

В этот период своей жизни он составил несколько важных поучений, сделавшихся известными широкой аудитории, и сам приобрел славу, известность.

Туров

Город Туров расположен в Гомельской области, в Житковичском районе. Это один из самых древних городов Белоруссии. Туров находится в тридцати километрах от райцентра города Житковичи и в 263 километрах от города Гомеля.

До нынешнего времени былое величие города, к сожалению, не сохранилось. Хотя даже без архитектурных достопримечательностей у него отличный туристический потенциал. В Туров приезжают не только белорусы, но и многие россияне, чтобы поклониться святому кресту. Многих паломников интересует и недавно установленный памятник Кириллу Туровскому. Он освящен по традиции православной церкви и привлекает многих паломников.

Туровское княжество было очень развитым в культурном, в политическом и экономическом смысле. А Туров являлся его административным центром. Епархию в нем основали еще в десятом — начале одиннадцатого веков. В дальнейшем после разрушения турками ее перенесли в Пинск. Во второй половине двенадцатого века Туровское княжество стало феодально-раздробленным. Политическое значение было утрачено. А Туров вошел на некоторое время в княжество Литовское.

Архиерейская деятельность

После кончины Туровского архипастыря братия хотели видеть на освободившемся месте Кирилла. Князь и жители города хотели того же. Внимая просьбам жителей и выражая личное согласие с кандидатурой Кирилла, митрополит возвел его в архиерейское достоинство, посвятил во епископа города Турова.

Став архипастырем, блаженный Кирилл ещё больше увеличил свои подвиги. Вместе с тем, он со всей ответственностью подошёл к исполнению главных задач, стоявших перед ним как перед епископом.

Большое внимание он уделял борьбе за чистоту Православия.

В роли борца он присутствовал на Соборе 1169 года, осудившем епископа Феодора, человека дурной жизни и дурных мыслей, «прославившегося» уклонением в ересь и многими злодействами. Святой лично участвовал в разоблачении Феодора. Согласно некоторым свидетельствам, он лично предал его архиерейскому проклятию.

Одним из направлений деятельности епископа Кирилла была проповедь. Он активно проповедовал в храме и через письменные сочинения.

Произведения святого Кирилла пользовалались немалой поулярностью. Их любил читать сам князь Андрей Боголюбский, известный влиянием на прочих князей и благочестием. Часть посланий, составленных блаженным Кириллом, предназначались специально для Великого князя.

Отрывок, характеризующий Кирилл Туровский

Посмотрев на него, Наполеон сказал, улыбаясь: – II est venu bien jeune se frotter a nous. [Молод же явился он состязаться с нами.] – Молодость не мешает быть храбрым, – проговорил обрывающимся голосом Сухтелен. – Прекрасный ответ, – сказал Наполеон. – Молодой человек, вы далеко пойдете! Князь Андрей, для полноты трофея пленников выставленный также вперед, на глаза императору, не мог не привлечь его внимания. Наполеон, видимо, вспомнил, что он видел его на поле и, обращаясь к нему, употребил то самое наименование молодого человека – jeune homme, под которым Болконский в первый раз отразился в его памяти. – Et vous, jeune homme? Ну, а вы, молодой человек? – обратился он к нему, – как вы себя чувствуете, mon brave? Несмотря на то, что за пять минут перед этим князь Андрей мог сказать несколько слов солдатам, переносившим его, он теперь, прямо устремив свои глаза на Наполеона, молчал… Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял, – что он не мог отвечать ему. Да и всё казалось так бесполезно и ничтожно в сравнении с тем строгим и величественным строем мысли, который вызывали в нем ослабление сил от истекшей крови, страдание и близкое ожидание смерти. Глядя в глаза Наполеону, князь Андрей думал о ничтожности величия, о ничтожности жизни, которой никто не мог понять значения, и о еще большем ничтожестве смерти, смысл которой никто не мог понять и объяснить из живущих. Император, не дождавшись ответа, отвернулся и, отъезжая, обратился к одному из начальников: – Пусть позаботятся об этих господах и свезут их в мой бивуак; пускай мой доктор Ларрей осмотрит их раны. До свидания, князь Репнин, – и он, тронув лошадь, галопом поехал дальше. На лице его было сиянье самодовольства и счастия. Солдаты, принесшие князя Андрея и снявшие с него попавшийся им золотой образок, навешенный на брата княжною Марьею, увидав ласковость, с которою обращался император с пленными, поспешили возвратить образок. Князь Андрей не видал, кто и как надел его опять, но на груди его сверх мундира вдруг очутился образок на мелкой золотой цепочке. «Хорошо бы это было, – подумал князь Андрей, взглянув на этот образок, который с таким чувством и благоговением навесила на него сестра, – хорошо бы это было, ежели бы всё было так ясно и просто, как оно кажется княжне Марье. Как хорошо бы было знать, где искать помощи в этой жизни и чего ждать после нее, там, за гробом! Как бы счастлив и спокоен я был, ежели бы мог сказать теперь: Господи, помилуй меня!… Но кому я скажу это! Или сила – неопределенная, непостижимая, к которой я не только не могу обращаться, но которой не могу выразить словами, – великое всё или ничего, – говорил он сам себе, – или это тот Бог, который вот здесь зашит, в этой ладонке, княжной Марьей? Ничего, ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего то непонятного, но важнейшего!» Носилки тронулись. При каждом толчке он опять чувствовал невыносимую боль; лихорадочное состояние усилилось, и он начинал бредить. Те мечтания об отце, жене, сестре и будущем сыне и нежность, которую он испытывал в ночь накануне сражения, фигура маленького, ничтожного Наполеона и над всем этим высокое небо, составляли главное основание его горячечных представлений. Тихая жизнь и спокойное семейное счастие в Лысых Горах представлялись ему. Он уже наслаждался этим счастием, когда вдруг являлся маленький Напoлеон с своим безучастным, ограниченным и счастливым от несчастия других взглядом, и начинались сомнения, муки, и только небо обещало успокоение. К утру все мечтания смешались и слились в хаос и мрак беспамятства и забвения, которые гораздо вероятнее, по мнению самого Ларрея, доктора Наполеона, должны были разрешиться смертью, чем выздоровлением. – C’est un sujet nerveux et bilieux, – сказал Ларрей, – il n’en rechappera pas. [Это человек нервный и желчный, он не выздоровеет.] Князь Андрей, в числе других безнадежных раненых, был сдан на попечение жителей. В начале 1806 года Николай Ростов вернулся в отпуск. Денисов ехал тоже домой в Воронеж, и Ростов уговорил его ехать с собой до Москвы и остановиться у них в доме. На предпоследней станции, встретив товарища, Денисов выпил с ним три бутылки вина и подъезжая к Москве, несмотря на ухабы дороги, не просыпался, лежа на дне перекладных саней, подле Ростова, который, по мере приближения к Москве, приходил все более и более в нетерпение. «Скоро ли? Скоро ли? О, эти несносные улицы, лавки, калачи, фонари, извозчики!» думал Ростов, когда уже они записали свои отпуски на заставе и въехали в Москву. – Денисов, приехали! Спит! – говорил он, всем телом подаваясь вперед, как будто он этим положением надеялся ускорить движение саней. Денисов не откликался. – Вот он угол перекресток, где Захар извозчик стоит; вот он и Захар, и всё та же лошадь. Вот и лавочка, где пряники покупали. Скоро ли? Ну! – К какому дому то? – спросил ямщик. – Да вон на конце, к большому, как ты не видишь! Это наш дом, – говорил Ростов, – ведь это наш дом! Денисов! Денисов! Сейчас приедем. Денисов поднял голову, откашлялся и ничего не ответил. – Дмитрий, – обратился Ростов к лакею на облучке. – Ведь это у нас огонь? – Так точно с и у папеньки в кабинете светится. – Еще не ложились? А? как ты думаешь? Смотри же не забудь, тотчас достань мне новую венгерку, – прибавил Ростов, ощупывая новые усы. – Ну же пошел, – кричал он ямщику. – Да проснись же, Вася, – обращался он к Денисову, который опять опустил голову. – Да ну же, пошел, три целковых на водку, пошел! – закричал Ростов, когда уже сани были за три дома от подъезда. Ему казалось, что лошади не двигаются. Наконец сани взяли вправо к подъезду; над головой своей Ростов увидал знакомый карниз с отбитой штукатуркой, крыльцо, тротуарный столб. Он на ходу выскочил из саней и побежал в сени. Дом также стоял неподвижно, нерадушно, как будто ему дела не было до того, кто приехал в него. В сенях никого не было. «Боже мой! все ли благополучно?» подумал Ростов, с замиранием сердца останавливаясь на минуту и тотчас пускаясь бежать дальше по сеням и знакомым, покривившимся ступеням. Всё та же дверная ручка замка, за нечистоту которой сердилась графиня, также слабо отворялась. В передней горела одна сальная свеча. Старик Михайла спал на ларе. Прокофий, выездной лакей, тот, который был так силен, что за задок поднимал карету, сидел и вязал из покромок лапти. Он взглянул на отворившуюся дверь, и равнодушное, сонное выражение его вдруг преобразилось в восторженно испуганное. – Батюшки, светы! Граф молодой! – вскрикнул он, узнав молодого барина. – Что ж это? Голубчик мой! – И Прокофий, трясясь от волненья, бросился к двери в гостиную, вероятно для того, чтобы объявить, но видно опять раздумал, вернулся назад и припал к плечу молодого барина. – Здоровы? – спросил Ростов, выдергивая у него свою руку. – Слава Богу! Всё слава Богу! сейчас только покушали! Дай на себя посмотреть, ваше сиятельство! – Всё совсем благополучно?

Последний период земной жизни святителя

В конце земной жизни, около 1180-1182 годов святой Кирилл, движимый стремлением к молитвенному уединению, богомыслию и богосозерцанию, оставил епископскую кафедру и отошёл на покой.

В этот период он продолжал заниматься писательской деятельностью, просвещая чад Божьих и борясь с заблуждениями.

Сила его писательского и проповеднического таланта была таковой, что впоследствии за ним закрепилось прозвание Русский Златоуст. Произведения святителя тиражировались в сборниках наряду с произведениями известных Вселенских отцов.

Дошедшие до нас труды (к сожалению, часть из них были утрачены) до сих пор пользуются уважением и высоким авторитетом.

Святой Кирилл мирно почил о Господе 28 апреля 1183 года.

Творения

Свт. Кирилл составил, вероятно, слова на весь годичный круг Господских праздников, но не все они сохранились. Поучения святителя Кирилла помещались в сборниках наряду с древними святоотеческими творениями.

Наиболее полное собрание сочинений святителя Кирилла Туровского, изданное Туровским епископом Евгением в 1880 году включает:

  1. Слово в Неделю Цветоносную, от сказания Евангельского;
  2. Слово на Святую Пасху в светоносный день Воскресения Христова, от пророческих сказаний;
  3. Слово в новую Неделю по Пасце, о поновлении Воскресения, и о артосе, и о Фомине испытании ребр Господних;
  4. Слово о снятии тела Христова и о мироносицех, от сказания Евангельского, и похвала Иосифа в неделю 3-ю по Пасхе;
  5. Слово о расслабленном от Бытия и от сказания Евангельского, в Неделю 4-ю по Пасце;
  6. Слово о слепце и о зависти жидов, от сказания Евангельского, в Неделю 5-ю по Пасце:
  7. Слово на Вознесение Господне, в четверток 6-й Недели по Пасце, от пророческих указаний и о воскрешении всеродна Адама из ада;
  8. Слово на святых отец 318, от Святых Книг, указание о Христе, Сыне Божием, и похвала отцем святого Никейского Собора, в Неделю прежде Пентикостии;
  9. Притча о слепом и хромом;
  10. Притча о человечестей душе, и о телеси, и преступлении Божиих заповедей, и о воскресении тела человека, и о будущем суде, и о муке;
  11. Сказания о черноризьчьстем чину, от Ветхого Завета и Нового, оного образ носяща, а сего делы свершающа;
  12. Повесть к Василию игумену: притча о белоризце человеце, и о монашестве, и о души, и о покаянии;
  13. Послание некоего старца к Богоблаженному Василию архимандриту о схиме;
  14. четыре молитвы на день воскресный (после утрени, часов и 2 после вечерни);
  15. четыре молитвы на понедельник;
  16. четыре молитвы на вторник;
  17. пять молитв на среду (после утрени, часов и — 3 после вечерни);
  18. три молитвы на четверг (после утрени, часов, вечерни);
  19. четыре молитвы на пятницу (после утрени часов и 2 после вечерни);
  20. шесть молитв на субботу (2 после утрени, 1 после часов и 3 после вечерни);
  21. канон молебный;
  22. исповедание и поминовение.

Впоследствии было открыто «Слово на Просвещение Господа нашего Иисуса Христа». Известно, что святитель составил также «Канон великий о покаянии ко Господу по главам азбуки». Как богослов святитель Кирилл Туровский свою задачу усматривал в том, чтобы вскрыть истинный, сокровенный смысл того или иного текста Священного Писания.

Тропарь

Благочестия ревнителю и рачителю, / иноков и столпников похвале, / святителю Туровския паствы, преславне,/ златословесный учителю, / светлым учением богоразумия своего просветивый концы русския, / в молитве к Богу благодатный грешников споспешниче, / Кирилле Богомудре, моли Христа Бога / утвердитися нам, соотечественником твоим, / во Православии, благочестии и единомыслии.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]