МОСКВА, 25 августа. /ТАСС/. Священный синод Русской православной церкви (РПЦ) заменил глав Чувашской, Бурятской, Симбирской, Саратовской, Тверской и Вологодской митрополий, сообщил журналистам во вторник председатель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Владимир Легойда.
«Главой Чувашской митрополии быть митрополиту Улан-Удэнскому и Бурятскому Савватию, с освобождением его от управления Улан-Удэнской епархией. <�…> Главой Бурятской митрополии быть митрополиту Симбирскому и Новоспасскому Иосифу, с освобождением его от управления Симбирской епархией. <�…> Главой Симбирской митрополии быть митрополиту Саратовскому и Вольскому Лонгину, с освобождением его от управления Саратовской епархией. <�…> Главой Саратовской митрополии быть митрополиту Вологодскому и Кирилловскому Игнатию, с освобождением его от управления Вологодской епархией», — процитировал он постановления Синода.
Кроме того, Синод сменил руководителя Тверской митрополии. «Главой Тверской митрополии быть архиепископу Верейскому Амвросию, викарию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, с освобождением его от должности наместника Сретенского ставропигиального монастыря в г. Москве и ректора Сретенской духовной семинарии. Митрополиту Тверскому и Кашинскому Савве определено быть Преосвященным Вологодским и Кирилловским, главой Вологодской митрополии», — добавил Легойда.
Священный синод также заменил председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации (ОРОиК) Московского патриархата.
«Освободить митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия от должности председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации, выразив ему благодарность за труды, понесенные на этой должности. Председателем Синодального отдела религиозного образования и катехизации назначить епископа Бронницкого Евгения, викария Патриарха Московского и всея Руси», — процитировал он постановления Синода.
Митрополит Меркурий (Иванов), как сообщил Легойда, был также назначен на должность генерального директора художественно-производственного предприятия «Софрино». Ранее он был исполняющим обязанности обязанности директора предприятия.
Московская духовная академия
Священный синод Русской православной церкви (РПЦ) также заменил ректора Московской духовной академии (МДА).
«Имели суждение о положении дел в Московской духовной академии. Постановили: преосвященного епископа Звенигородского Питирима, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, освободить от должности ректора Московской духовной академии. Назначить ректором Московской духовной академии преосвященного епископа Скопинского и Шацкого Феодорита с освобождением его от управления Скопинской епархией и от должности ректора Рязанской духовной семинарии с выражением благодарности за понесенные труды», — процитировал Легойда постановления Синода.
Епископ Феодорит (Тихонов) возглавлял Скопинскую епархию с момента избрания его на эту должность Синодом 29 июля 2021 года. Епископ Питирим (Творогов) 30 августа 2021 года был назначен Синодом ректором МДА с освобождением от управления Душанбинской епархией.
Церковь Рождества Иоанна Предтечи
Освящена церковь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи. Прославился он тем, что к нему приходили толпы людей, чтобы послушать его. А послушав, духовно преображались и каялись в своих грехах.
В этот храм и сейчас приходят паломники для Таинства Покаяния, исповедуются, получая тем самым облегчение и новые благодатные силы. Здесь же архимандрит Герман проводит нуждающимся отчитку, изгоняя злых духов из бесноватых. Это редкое и тяжелое монашеское послушание, для которого нужно благословение чуть ли не самого Патриарха.
Приходят на отчитку разные люди, порой из досужего любопытства, просто за компанию. А так делать нельзя! Для этого существуют свои правила, которые нужно тщательно соблюдать! Случается, что приходят люди с явно нездоровой психикой. Но немало тех, кто действительно нуждается в этой специфической помощи отца Германа и получает ее.
Небольшое пространство храма, духота, люди, напирающие на стоящих впереди, нечеловеческие выкрики, дикий хохот, кто-то бьется, кто-то рычит… Процедура не для слабонервных. Только вообразите, насколько тяжело это каждодневное служение.
Положение дел в Троице-Сергиевой лавре
Владимир Легойда также сообщил, что епископ Бронницкий Фома станет наместником Троице-Сергиевой лавры вместо епископа Парамона.
«Преосвященного епископа Сергиево-Посадского Парамона освободить от должности наместника Свято-Троицкой Сергиевой лавры с сохранением за ним обязанностей викария Патриарха Московского и всея Руси с титулом «Наро-Фоминский». Наместником Свято-Троицкой Сергиевой лавры с титулом «Сергиево-Посадский» назначить преосвященного епископа Бронницкого Фому», — привел он постановление Синода.
Епископ Парамон был назначен наместником Троице-Сергиевой лавры решением Синода от 26 февраля 2021 года.
Епископ Бронницкий Фома (в миру Вадим Демчук) родился в 1983 году в Молдавии. В 2010 году окончил Московскую духовную академию, в 2021 году наречен в епископа. В июле 2021 года назначен председателем комиссии при Патриархе Московском и всея Руси по вопросам принесения святынь и куратором программы строительства православных храмов в Москве. Решением Синода от 30 августа 2019 года назначен на должность первого заместителя председателя финансово-хозяйственного управления Московского патриархата.
Заседание Священного синода состоялось 25 августа под председательством Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Храмы
Собор Пресвятой Троицы
Построен по проекту Б.Растрелли, утвержденному 12 марта 1756 г. Строительство закончилось в 1760 г. Пятиглавый собор возвышался в центре архитектурного ансамбля монастыря. Храм эффектно возвышался над остальными монастырскими постройками. Купола его были широко расставлены. Стены расчленены пилястрами, особую нарядность придавали лепные украшения. Внутренняя отделка храма отличалась пышностью и богатством. На горнем месте до 1917 г. стоял образ Пресвятой Троицы, написанный в 1840 г. акад. К.П. Брюлловым. Главными святынями храма была чудотворная икона прп. Сергия Радонежского и два креста с частицами мощей прп. Сергия и вмц. Варвары. В годы войны храм сильно пострадал. Собор был взорван в 1962 г.
Храм преп. Сергия Радонежского
Троицкая Сергиева Приморская пустынь. Церковь Григория Богослова, 2012 г. Фото: Ю.Булкин |
Сохранился до наших дней, но сильно переделан храм Преподобного Сергия Радонежского, первый в пустыни. Деревянная церковь, перевезенная из усадьбы царицы Параскевы Федоровны на Фонтанке, где именовалась храмом Успения Пресвятой Богородицы, и освященная в 1735 году архим. Варлаамом, была заменена новой в 1756-1758 годах. А в 1854 году, благодаря денежной помощи княгини З.И. Юсуповой, полностью перестроена в византийском стиле. В храме находились усыпальницы Апраксиных и кн. Юсуповых. Святыней храма был серебряный ковчежец с частицами святых мощей, полученных в дар от Александрийского патриарха Иерофея, и мраморная колонна с образом Рождества Богородицы, привезенная из иерусалимского дома свв. Иоакима и Анны.
Храм Воскресения Христова
Печальна судьба храма Воскресения Христова (заложен в 1877 году, освящен в 1884 году), выдержанной в византийском стиле трехпридельной базилики, строительством которого руководил сам настоятель — архим. Игнатий, выполнивший роспись и освятивший нижний придел Архистратига Михаила в память погребенного в нем кн. М.П. Голицына. В храме хранился ковчежец с частицами разных святых, деревянный крест с частью Ризы Господней и мощами. В 1920-е годы он был закрыт, а в 1968 году снесен.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы
Заложен 25 июля 1844 года над прахом княгини Марии Ивановны Кочубей (урожд. Барятинской). Взорван в 1964 г.
Храм св. мч. Валериана в инвалидном доме
В 1805 году над могилой графа Валериана Александровича Зубова, по воле покойного, была заложена церковь во имя св. мученика Валериана с инвалидным домом на 30 человек «увечных воинов». Строил храм архитектор Пунчини. Храм был освящен 21 июня 1809 года. В 1813 г. сюда, в пустынь, было привезено тело М.Кутузова, скончавшегося во время заграничного похода. В 1919 году храм был закрыт. Здание уцелело в сильно переделанном виде.
Храм свт. Григория Богослова
Троицкая Сергиева Приморская пустынь. Церковь Саввы Стратилата, 2012 г. Фото: Ю.Булкин |
Еще один надгробный храм (одноглавая церковь, выполненная в русско-византийском стиле по проекту А.И.Штакеншнейдера был заложен в 1855 году и освящен 11 мая 1857 года митрополитом Григорием в честь святого покровителя покойного генерал-лейтенанта Григория Григорьевича Кушелева. Сохранился в переделанном в 1930-е годы виде.
Храм сщмч. Саввы Стратилата
В 1859 году над святыми воротами в корпусе братских келий по проекту А.М. Горностаева был заложен храм священномученика Саввы Стратилата в память Саввы Яковлева, знаменитого столичного богача XVIII века.
Часовни
При монастыре имелось несколько часовен. Две из них (часовня Тихвинской Божией Матери и часовня Рудненской Божией Матери) погибли в последнюю войну.
Игумен земли русской – Сергий Радонежский
В далеком 14 веке, на холме Маковец, в безлюдном месте, окруженном непроходимыми густыми лесами, решил жить отшельником тогда еще совсем молодой Варфоломей, будущий преподобный Сергий Радонежский. Почему он, любимый сын обеспеченных родителей сделал такой выбор? В наше жесткое и прагматичное время сложно понять такое предпочтение.
Но и в те времена это тоже был выбор единиц, людей удивительных, всей душой своей преданных религиозном служению.
Куда больше было людей, которые выбирали монашескую жизнь после каких-либо жизненных трагедий или потерь, когда у них опускались руки, терялся смысл жизни, угасало мужество. Или шли в монашество люди, которые от природы были мало приспособлены к житейской борьбе, которых пугала полнокровная мирская жизнь, и они укрывались от бурь в тихой гавани монастыря. Или шли замаливать свои грехи, бывало, шли по обету…
Редко, кто шел потому, что его, как Варфоломея, Бог позвал. Редко чьей душе не хватало наполненности в обычной жизни.
Но уже среди первых христиан находились люди, которые добровольно принимали на себя дополнительные обеты, раздавали свое имущество бедным. Позднее подобные подвижники стали удаляться от мира в горы или пустыни, чтобы там, без помех, вести свою строгую жизнь.
Ибо главная борьба происходит не где-нибудь, а внутри самого человека, в трудном совершенствовании его души. Такую жизнь – в одиночестве, трудах и молитве – выбирал для себя Варфоломей. Но получилось так, что отшельник, бежавший о мира в леса – стал духовным предводителем всей страны. Никогда в руки не бравший оружия монах – до сего времени зовется в акафистах “храбрым в бранях воеводой”.
В удаленную пустынь к святому отшельнику, стекаются монахи и так возникает здесь монастырь, который теперь называется Троице-Сергиев. Игуменом монастыря становится Сергий.
В переводе с греческого это слово означает “ведущий”. Игумен монастыря, в идеале, должен быть гораздо чем-то большим, чем просто начальником. Скорее он должен быть для монахов чем-то вроде отца. Любящим, заботливым, тонким, внимательным, примером во всем.
Однако в реальной жизни достичь подобного идеального результата удается не каждому. Преподобный же Сергий Радонежский таким игуменом был, и был отцом, причем не только для монахов, основанного им Троице-Сергиева монастыря, но и для русской земли. Это был человек высочайших духовных качеств и необыкновенной скромности.
Патриарх Кирилл однажды сказал, что если бы сейчас, среди нас появился преподобный Сергий, одетый так, как обычно одеваемся мы в нашей жизни, то на него никто не обратил бы внимания. И этот смиренный человек становится той силой, которая объединяет разрозненные княжества и которая мобилизует весь народ для защиты своего Отечества.
Церковь называет Сергия преподобным – то есть подобным самому Христу.
Ореол святости окружает Сергия еще при жизни. Он исцеляет. Он совершает чудеса. Мы, люди 21 века, плохо верим то, что нельзя потрогать или научно объяснить, но для людей того времени мир горний – неотъемлемая реальность. И иноки, окружающие святого, постоянно видят сопутствующие ему явления иного мира – то, во время службы около Сергия присутствует ангел, то во время литургии в чашу сходит огонь, то, накануне Куликовской битвы в сиянии яркого света сама Богородица с двумя апостолами снисходит к преподобному…
Русская земля в 14 веке – стертые до основания города, храмы, превращенные в развалины, деревни, о которых остался один пепел, сотни тысяч уведенных в полон. Повсюду нравственное одичание – князья готовы убивать друг друга за княжеский ярлык.
И люди чувствуют себя уже не людьми русскими, а владимирцами, или новгородцами, или псковичами и так далее.
Сергий пешком исходил всю Русь, примиряя князей, искореняя розни, объединяя перед лицом общих бедствий, что совместно защитить свое отечество. Соединяя массу людей в народ русский. Преподобный Сергий благословляет великого князя Дмитрия Донского на предстоящее сражение за эту общность и отправляет с ним двух иноков Ослябю и Пересвета. Монахи, которые не должны брать в руки оружие, они едут не простую войну, а битву добра со злом. Победа над татарскими полчищами на Куликовом поле стала началом освобождения страны.
Православная церковь чтит память преподобного 8 октября, в день, когда он преставился, и 18 июля – день обретения его мощей. На них Соборная площадь – сплошное людское море, приезжает Святейший Патриарх …