7. Константин XI (1449–1453) и взятие Константинополя турками


Императоры Византийской Империи до завоевания ее крестоносцами

Константин I Великий (306-337) Лициний (308-324) Констант I (337-350) Констанций II (337-361) Юлиан II Отступник (361-363) Иовиан (363-364) Прокопий (узурпатор, правил ок.365) Валент II(364-378) Феодосий I Великий (379-395) Аркадий (395-408) Феодосий II Младший (408-450) Маркиан (450-457) Лев I Макелла Фракианин (457-474) Лев II (474) Зинон (474-491,475-476 -вне КПля) Василиск (475-476) Анастасий I Дикор (491-518) Юстин I (518-527) Юстиниан I Великий (527-565) Феодора I (527-548) Юстин II (565-578) Тиверий II (574-582) Маврикий (582-602) Фока (602-610) Ираклий I (610-641) Константин III (641) Ираклеон (Ираклий II) (641) Констант II (641-668) Константин IV Погонат (668-685) Юстиниан II Ринотмет (685-695 и 705-711) Леонтий (695-698) Тиверий III (Апсимар) (698-705) Фнлиппик (Вардан) (711-713) Анастасий II (Артемий) (713-716) Феодосий III (715-717) Лев III Исавр или Сириец (717-741) Константин V Копроним или Каваллин (741-775, 742-743 -вне КПля) Артавасд (742-743) Лев IV Хазар (775-780) Ирина (780-790 и 797-802) Константин VI Порфирородный (790-797) Никифор I Геник (802-811) Ставракии (811) Михаил I Рангаве (811-813) Лев V Армянин (813-820) Михаил II Травл (820-829) Феофил (829-842) Феодора (II) (842-856) Михаил III Пьяница (856-867) Василий I Македонянин (867-886) Лев VI Философ (886-912) Александр (912-913) Зоя I Карвонопсина (914-919) Роман I Лакапин (919-944 16 дек.) Константин VII Порфирогенет (самостоят. с 27 янв. 945 — +959 ноябрь) Роман II (959- +963 марта 15) Феофано (963) Никифор II Фока (963-969) Иоанн I Цимисхий (969-976) Василий II Булгароктон (976-1025) Константин VIII (1025 -1028) Роман III Аргир (1028 -1034) Михаил IV Пафлагон (1034-1041) Михаил V Калафат (1041 -1042) Зоя II Порфирогенита (1042) Константин IX Мономах (1042-1055) Феодора (III) Порфирогенита (1042 и 1055 -1056) Михаил VI Стратиотик (1056-1057) Исаак I Комнин (1057 -1059) Константин Х Дука (1059 -1067) Евдокия Макремволитиса (1067 и 1071) Роман IV Диоген (1068 -1071) Михаил VII Дука Парапинак (1071 -1078) Никнфор III Вотаниат (1078-1081) Алексей I Комнин (1081 -1118) Иоанн II Комнин (1118 -1143) Мануил I Комнин (1143 -1180) Алексей II Комнин (1180-1183) Андроник I Комнин (1183 -1185) Исаак II Ангел (1185 -1195 и 1203-1204) Алексей III Ангел (1195 -1203) Алексей IV Ангел (1203 -1204) Алексей V Дука Мурфузл (1204) Константин XI Ласкарис (1204-1205)

ВИЗАНТОЛОГ

«Бог заповедует нам любить всех, а мы изгнали любовь, и бежала она с земли. Не найдешь на земле совершенной любви по Богу. Всеми изгнана, всеми возненавидима любовь. А царствует зависть».

преподобный Ефрем Сирин[1]

«Я рассуждал сам с собой, что этого-то человека я мудрее, потому что мы с ним оба, пожалуй, ничего не знаем, но он, не зная, воображает, будто то-то знает, а я если уж не знаю, то и не воображаю».

Сократ[2]

«Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать. Но кто любит Бога, тому дано знание о Нем».

(1 Кор.8:1-3)

I.

Когда внезапно планы рушатся в мгновение ока без всяких, казалось бы, на то видимых причин, и впереди ожидает неизвестность, обильно насыщенная нашими же предположениями о грядущем самого мрачного толка, кто не испытал всепоглощающего ощущения паники и страха?! Кто сохранил самообладание в минуту, когда шок от рухнувших надежд приводил к параличу воли, сковавшему наши действия и сознание?! Кто не впадал в отчаяние от одиночества – неизбежного спутника любой неудачи?! Между тем, эти ощущения являются закономерным следствием того духовного состояния, в которым мы обычно пребываем.

Разумеется, и в прежние времена человек не страдал от дефицита гордыни, но сегодня мы уже почти «сделали себе имя» (Быт.11:4), как некогда мечтали строители Вавилонской башни. Будем откровенны, никогда ранее самоуверенность не была так прочно укоренена в человеке, как в наши дни тотальной и повсеместной дехристианизации общества. Если что и усвоил крепко-накрепко «человек современный», так это то, что он является высшим творением мироздания.

Сконцентрировавшись на себе (и в себе) самом, человек привык обходиться без Бога, ведь это пагубное убеждение о собственной исключительности родилось не на пустом месте и не вчера, хотя приняло современные филигранно-отточенные черты далеко не сразу. Родоначальники светской «антропоцентрической» философии долго искали доказательств господства человека над внешним миром, в том числе, как ни покажется странным, и в Библии.

Действительно, в Священном Писании содержатся многочисленные факты, подтверждающие, что человек создан господином мира, сотворцом Бога, является Его образом и подобием. Даже Ангелы не обладают этим свойством, и, несмотря на несопоставимость их и человеческих способностей, не они будут судить людей, а люди – Ангелов (1 Кор. 6:3); пусть даже только падших духов, которых Господь «соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня» (Иуд.6). Более того, святые будут судить мир (1 Кор. 6:2). Иными словами, при известных обстоятельствах человек становится мерилом вещей, событий и поступков. И категоризм его оценки таков, что она носит окончательный характер – ведь речь идет о Страшном Суде Христовом, где святым также уготовано место судей[3].
Читать далее →

Императоры после восстановления Византийской Империи

Михаил VIII Палеолог (1261-1282) Андроник II Палеолог Старший (1282 -1328) Михаил IX Палеолог (1295-1320) Андроник III Палеолог Младший (1325-1341) Иоанн V Палеолог (1341 -1391, с перерывами в 1376 -1379 и 1390) Иоанн VI Кантакузин (1341-1354) Матфей Кантакузин (1353 -1357, с 1354 — вне КПля) Андроник IV Палеолог (1376-1379) Иоанн VII Палеолог (1390, регент в 1399 -1403) Мануил II Палеолог (1391-1425) Иоанн VIII Палеолог (1425-1448) Константин XII Палеолог Драгаш (1448-29 мая 1453)

Приложения

Приводится по изданию: С.Б.Дашков. Императоры Византии. М.: Издательский дом «Красная плщадь», «АПС-книги», 1996.

Невозможно в одном глоссарии дать объяснения всем понятиям византийского мира. Интересующийся читатель может для сравнения воспользоваться [246] (см. раздел Библиография), а также глоссариями, составленными Я.Н. Любарским [53 и 69], А.А. Чекаловой [70, новое изд.] и авторами [4]

.

Августал (префект августал)

– наместник (префект) Египта с IV в. В византийскую эпоху было два А. – Верхнего и Нижнего Египта.

Автократор

– самодержец.

Агридий

– хутор, отделившийся от общины; в XIII–XV вв. –зависимое от землевладельца поселение.

Адскриптиций (энапограф)

– приписной
колон,
Акакия

– принадлежность парадного императорского облачения – мешочек с прахом, который император носил в руке в напоминание о бренности всего земного.

Акриты

– землевладельцы, получавшие землю и право на налоговые льготы в обмен на обязательства по охране границ.

Акростих

– общая сумма податей с данной податной единицы; писалась в ряд на полях писцовой книги.

Акривия канонов

– противоположный
экономии
принцип византийского церковного права; выражался в признании того, что церковные каноны выше светских законов.

Актимоны (капникарии)

– податная категория неимущих крестьян.

Акуфий

– оружие: длинный и тонкий меч, по форме напоминавший клюв цапли; предназначался для пробивания распространенных на Востоке кольчужных доспехов.

Аллиленгий

– «круговая порука», уплата общиной налогов за своих неимущих членов (или
динатом
– за своих зависимых людей).

Алониатикон

– «гуменный сбор», денежная повинность в пользу землевладельца в поздней Византии.

Амвон

– в раннехристианской церкви – возвышение для чтецов св. Писания и произносившего проповедь. Сначала располагался в середине храма, с XV в. – на севере. В настоящее время А. – выступ
солеи,
выдвинутый в центр храма.

Анаграфевс

– должность, во многом сходная с должностью
эпопта.
Анахорет

– отшельник, пустынножительник (монах).

Ангария

– повинность; первоначально – поставка волов для государственной почты, чиновников, послов; позже – преимущественно пахотная отработка в пользу землевладельца.

Анепигност

– см.
ксенопарик.
Аннона

– 1) поставка продовольствия из Египта в Рим и Константинополь; 2) обеспечение продуктами (деньгами) войска и аппарата провинции.

Антиканфар

– вид подати.

Анфипат

– титул выше
патрикия;
соответствовал римскому
консуляру.
Апокрисиарий

– посол.

Апор

– бедняк.

Аргировул

– жалованная грамота, скрепленная серебряной печатью. Давалась императором, чаще –
деспотом.
Аргиропрат

– ювелир. А. называли также менял и ростовщиков.

Арнане

– последователи александрийского пресвитера Ария (? – 336), в отличие от ортодоксальной церкви учившего, что Бог-Сын рожден, не мог существовать до своего рождения и, значит, имел начало и не равен Богу-Отцу. Начавшись с Ария, это учение приобрело множество направлений – вплоть до того, что некоторые ариане считали Сына не одной из ипостасей Троицы, а лишь «превосходным творением» Отца, ему не единосущным (омоофбиос; в ортодоксальном толковании), а подобносущным (омоиофбиос;), подобным (омоиос) т.п. Арианство было осуждено на Никейском соборе 325 г., но впоследствии возобладало в церкви Востока, особенно при имп. Констанции II и Валенте II. В 381 г. арианство окончательно признано ересью. Христос некоторых ариан – не Бог, но герой; эта точка зрения была понятна и близка варварским народам империи, и многие (вандалы, готы, отчасти франки и др.) восприняли христианство в изложении последователей Ария.

Аристон

– первая трапеза дня (завтрак).

Арифм

– «числа», одна из
тагм.
Архонт

– «начальник», понятие, часто употреблявшееся византийскими историками в самом широком смысле по отношению к своим и иноземным чиновникам, правителям и т.д.

Асикрит

– секретарь.

Аспрон трахи (аспр, трахи)

– 1) низкопробные разменные монеты неопределенного номинала (от 1/48 до 1/184
иперпирона).
Чеканились всеми императорами после Алексея I из серебра с большим количеством лигатуры (при содержании серебра менее 50% процентов такой сплав называют биллоном ).2) монеты из электра (сплава золота с большим количеством серебра) в 1/3
номисмы-иперпирона
(после реформы 1092 г.).Под определение А. попадают и
номисмы
периода 1040 – 1080-х годов, когда они содержали до 70% серебра.З) называемые чаще просто «трахи» серебряные и биллонные монеты Ласкарисов и Палеологов, чеканившиеся по образцу А.т.(1) и (2). Во времена последних Палеологов трахи содержали ничтожное количество серебра (лигатура, в основном медь, олово, свинец – до 95%) и имели темный цвет.

Афесия

– вид налога.

Аэрикон

– вид налога.

Банд

– кавалерийская часть во главе с
комитом
Б. В разное время численность Б. колебалась от нескольких десятков до нескольких сотен человек.

Баптидион

– знак отличия
магистра:
украшенная перевязь на оба плеча.

Безант (византин)

– так в Европе называли восточные золотые монеты, первоначально – византийские, затем арабские и пр. От обычая крестоносцев украшать щит по периметру этими монетами, привезенными из Святой Земли, второе значение – геральдический знак: золотой (серебряный) кружок на гербе.

Богомилы

– одна из самых распространенных ересей в XIII в., преимущественно в Болгарии; идеологически близка альбигойцам и катарам. Ср.
павлиниане.
Букелларии (вукелларии)

– 1) в ранней Византии – личная дружина частного лица, обычно полководца; 2) название одной из
фем.
Василевс

– император.

Василиса

– императрица.

Василикон

– серебряная монета Палеологов; по весу и содержанию серебра близка к
милиарисию.
Венеты

– см.
димы.
Вестиарий

– 1)чиновник, ведавший императорским гардеробом и особой казной; протовестиарий – старший В., высокая должность; 2) собственно натуральная казна императора.

Вест, вестарх

– высокие титулы, значение которых менялось в Х-ХII вв.

Вестиопрат

– торговец шелковыми и др. дорогими одеждами.

Викарий

– 1) наместник
диоцеза;
2) офицерский чин в пехоте; 3) лицо, замещавшее высшего церковного иерарха.

Виндик

– наместник правительства в городах поздней Римской империи.

Властель

– представитель землевладельческой знати,
динат.
Воидат

– податная категория крестьян, имевших участок земли, который можно было обработать с помощью одного вола.

Гексаграм

– тяжелая (2
милиарисия)
серебряная монета, чеканившаяся в сер. VII в.

Геникон

– финансовое ведомство.

Гинекей

– женская половина дома, женская мастерская.

Гистаменон

– см.
номисма.
Декан

– 1) в римской армии – начальник десятка; 2) привратник.

Декархия

– десяток, небольшой отряд византийской армии.

Декурион

– см.
куриалы.
Деспот

– «владыка», высокий титул; в поздней Византии – наместник
деспотии,
обычно – ближайший родственник императора.

Деспотия (деспотат)

– в поздней Византии область, находившаяся под властью
деспота
и относительно независимая от константинопольского императора (Д. Мореи, Фессалоники).

Диадема

– одна из разновидностей императорских
корон.
Часто синоним слова
«корона».
Дизевгарат

– податная категория крестьян, имевших участок земли, который можно было обработать при помощи двух пар волов.

Дикастирии

– учреждения светского суда в Константинополе.

Дикератион

(2
кератия)
– дополнительный налог к каждой
номисме
государственной подати. Взимался на ремонт городских стен.

Димарх

– лицо, возглавлявшее один из
димов.
Димы

– спортивные партии цирков римских городов, к V в. трансформировались в политические. Сохраняли известную значимость до IX в. Были четыре основных цвета партий (в одежде этих цветов выступали возничие на ристаниях) – венеты (голубые), прасины (зеленые), русии (красные) и левки (белые). Наибольшее значение имели первые две.

Динаты

– «могущественные»; землевладельческая знать.

Диикит (практор)

– высший налоговый чиновник
фемы.
Диоцез

– административное подразделение, меньше
префектуры,
но включавшее несколько провинций.

Дипнон

– вторая трапеза дня (обед).

Диэтарий

– старший какого-либо помещения царского дворца.

Домен

– земля, находившаяся в собственности магната.

Доместик

– титул: 1) в IV-VI вв. – помощник наместника провинции или военачальника; 2) в VIII-X вв. командир
тагмы
(кроме Т. арифм); 3) Д. схол Востока или Запада – фактически командующий войсками этих областей; 4) Д. великий – командующий войском в XI-XIV вв.; 5) Д. фемы – адъютант
стратига.
Доместик богоугодных заведений – управитель казенными монастырями, больницами и т.д.

Доместикий

– в поздней Византии – чиновник, следивший за исполнением приказов императора.

Докатив

– денежный подарок, дававшийся воинам, новоизбранным императором.

Дорифор

– копьеносец.

Дромон

– «бегун», основной вид виз. боевого корабля, до 200 гребцов и 70 воинов, мог нести машины для применения огнесмесей.

Друнгарий

– 1) Д. флота – командующий имп. флотом; 2) Д. Кивирреотов – стратиг
фемы
Кивирреотов, часто командовал всем фемным флотом; 3) Д. виглы -начальник ночной стражи Константинополя; 4) Д. арифма – командир этой
тагмы.
Дука (дукс)

– 1) наместник провинции в поздней Римской империи; 2) в Х-ХII вв. – наместник дуката (адм. единица, объединявшая несколько удаленных фем); 3) высокий титул в армии и на флоте (Д. флота).

Дулопарики

– близкая
парикам
категория крестьян.

Евдомарий

– «недельщик» – должность, носителям которой поручалось нести дежурства при дворе. Епискептит – надсмотрщик в поместьях.

Зевгаратикий

– денежная рента с владельцев упряжек волов.

Зевгарий

– 1) пахотная упряжка из пары волов; 2) участок, который можно было обработать парой волов, в зависимости от местности – от 80 до 270
моднее.
Зилоты

– «ревнители»; 1) название народной партии в Иерусалиме I в.н.э.; 2) партия, стоявшая у власти в восставшей против Иоанна VI Фессалонике. Игемон (эгемон) – градоначальник, господин.

Идик

– 1) начальник государственных мастерских; 2) императорская сокровищница Большого дворца.

Иканаты

– см.
тагмы
Икос

– поместье.

Иллюстрий

– «сиятельный»; высший гражданский титул в позднем Риме и ранней Византии. К разряду И. принадлежали
префекты префектур
(в Византии – Востока и Иллирика) и городов Рима и Константинополя.

Индикт

– (индиктион) – пятнадцатилетие. По И. в Византии велось летоисчисление. Для установления года И. нужно число лет «от сотворения мира» (год от Р.Х. плюс 5508) разделить на 15, в остатке – год индикта (если деление без остатка – пятнадцатый И.). Год по И. начинался с сентября.

Ипаснист

– щитоносец.

Ипат

– титул ниже
спафария
Иперпирон

– (иперпир, перпер) – см.
«номисма».
Ипостратиг

– помощник
стратига.
Исихазм

– определение «исихазм» неоднозначно. Согласно, например, взглядам Иоанна Мейендорфа [183] И. – четыре не тождественных, но тесно связанных явления: 1) монашеско-отшельническая практика конца III–IV вв. в Малой Азии, связанная с полным уходом от мирской жизни; 2) психосоматический метод творения «Иисусовой молитвы»; 3) паламизм -система богословских понятий, выработанная Пала-мой в процессе полемики с Варлаамом и его учеником Григорием Акиндиным; 4) политический И. – социальная и культурная программа, проводимая с XIV в. некоторыми византийскими политическими деятелями. С.С.Аверинцев ([242], «Исихазм») понимает под И. аскетическую практику византийского монашества, оформившуюся к концу XIII в., и паламизм. В центре системы мира св.Григория Паламы – Бог, надбытийный, надсущностный, невидимый, непознаваемый и неназываемый, высшее благо и форма форм (Палама в этом следует неоплатоникам). В мире Бог проявляется лишь через свои действия – энергии, которые не есть его ипостаси, не сущность и не природа Бога, но не сотворены и вечны, так как они – сущее в Боге, источник и причина всего тварного. Человек, по Паламе, имеет тело и душу, «царя тела». И если душа впадает в зло, она гибнет, ибо Зло, являясь альтернативой Богу как Благу, Добру, Свету, – смерть. Вслед за мистиком X-XI вв. Симеоном Новым Богословом Григорий учил, что души, исполнившиеся добра, чистые (в первую очередь, души святых), могут приблизиться к Богу и особой функцией, дарованной человеку, – «духовным разумом» – узреть его энергии (например, Фаворский свет, явленный апостолам). Как один из путей к такому очищению Григорий признавал безмолвную молитву, исихию. Развивал Григорий и тезис христианских писателей об «обожении» человека, о том, что человек призван спасти мир так же, как Христос спас человечество. Среди позднейших исследователей, к сожалению, нередка та ходульная формула, что исихазм вел к полному уходу от мирской жизни, пассивности, и что чуть ли не обезоруживающему его влиянию следует приписать быстрые успехи османов. Это далеко не так. И сам Палама, и его последователи ясно учили, что спасти и очистить душу возможно не только монаху, но любому – лишь бы искренне стремиться к высшему. Активная жизнь могла и не быть тому помехой. Пример такого деятельного исихазма (кроме самого Паламы) – император Иоанн VI Кантакузин.

Кадастр

– податный список (села, владения, округа,
фемы
и пр.), куда заносились сведения о налогоплательщиках – число членов семьи, площадь и количество им принадлежавших угодий, поголовье их скота, недоимки и т.д.

Кампидуктор

– в позднеримской армии должность, соответствовавшая
центуриону.
Кандидат

– 1) в IV–VIII вв. – солдат императорской охраны; 2) титул ниже
стратора
Каниклий

– «хранитель чернильницы», придворная должность.

Канон

– поземельный налог. Каноникон – церковная подать. Капникарий – см.
актимон.
Капникон

– 1) в IX-X вв. – небольшая подать на военные нужды; 2) основной вид земельной ренты (с семьи).

Кастроктисия

– повинность крестьян по ремонту и строительству военных сооружений.

Катафракт (кавалларий)

– конный воин, одетый броней. В римской армии К. (клибанарии) были заимствованы у персов в II-Ш вв.

Катепан

– 1) наместник
катепаната;
2) начальник стражи Хрисотриклиния – «Золотой палаты», одной из главных зал Большого дворца.

Катепанат

– в X–XI вв. – крупная отдаленная область (напр., К. Италия – на месте
фем
Калаврии и Лонгивардии).

Катерга

– корабль.

Катергоктисия

– повинность по строительству военных судов.

Кафисма

– трибуна на ипподроме, предназначенная для императора. На К. столичного ипподрома из Большого дворца вела отдельная галерея.

Квестор

– 1) римская магистратура, в Византии IX–X вв. – высокая судебная должность; 2) К. священного двора – главный юрист империи, председатель
консистория.
Кентинарий

– сто
либр
золота, 7200
номисм.
Кератин

– серебряная монета с содержанием серебра, стоимость которого эквивалентна 1/1728 золотой либры (римская единица веса – силиква), т.е. 1/24
номисмы.
Кесарь (цезарь)

– один из самых высоких
титулов,
первоначально – «младшего» императора (при Диоклетиане), с V в. давался в знак исключительного отличия и (или) наследникам трона. С начала VII в. титул К. перестал быть только императорским, хотя и остался достаточно высоким.

Кесарикий (стефания)

– кесарский венец.

Кир

– господин.

Китонит

– придворная должность. К. охраняли китон – императорские покои.

Клавы

– 1) у римлян – пурпурные полосы на тоге сенатора или всадника; 2) в Византии – должностные знаки отличия в виде нашивок на одежде (чаще всего на рукавах) различной формы и цвета. Императорским К. был
тавлион.
Клариссим

– «светлейший»; титул, носить который в эпоху принципата могли только сенаторы, а в позднем Риме и ранней Византии титул К. давался обычно наместникам провинций.

Клисура

– 1) автономная адм. единица менее
фемы
(обычно – стратегически важная крепость и ее район) во главе с

клисурархом;

– 2) ущелье.

Кодик

– копии с ценных документов, используемые для повседневных нужд.

Колон

– в ранней Римской империи – поселенец, арендатор земли; с IV в. – лично свободный крестьянин, который тем не менее, как правило, не мог покинуть обрабатываемую землю. Во времена позднего Рима, особенно на Западе, колонат, наряду с рабским трудом, – основа сельскохозяйственного производства. С VII в. К. в византийских источниках не упоминаются.

Комит

– титул многих должностных лиц в ранневизантийскую эпоху (К.
экскувитов –
начальник имп. телохранителей, К. дворцовых щедрот ведал раздачей наград, К.
банда
– командир отряда и т. д.); на Западе К. (comes) – граф.

Коммеркий

– пошлина с лиц, занимающихся торговлей.

Коммеркиарий

– сборщик
коммеркия.
Консисторий

– государственный совет при императоре из высшего чиновничества, верхов армии и духовенства.

Коноставл

– великий К. – командующий войском наемников в Никейской империи и при Палеологах. Один из высших военных чинов.

Консул

– высшая гражданская должность в римской республике. Два К., управлявшие государством, избирались на год, по именам К. в Риме велось летоисчисление. Во времена империи К. – почетный титул, в позднем Риме и Византии консулат стал чисто формальным, смена К. происходила до 10 раз в году. Юстиниан I прекратил назначение К., но и после его смерти некоторые императоры объявляли себя К.

Консуляр

– бывший
консул,
в императорскую эпоху это почетное звание давалось в знак отличия и не отправлявшим консулат. См.
анфипат.
Корона

– важнейший атрибут императорской власти, ведет происхождение от венков, которыми награждали победителей в Греции и Риме. «Лучистая» императорская корона появляется на монетах поздних Антонинов. В ранней Византии К. представляла собой расшитую жемчугом повязку (диадема). Со времен Юстиниана I императоры носят стемму – металлический обруч, украшенный золотом, драгоценными камнями и эмалями. Стемму венчал крест, по бокам стеммы свисали жемчужные подвески – катасесты (пропендулии). Венец кесаря (кесарикий) не имел креста и подвесок. В поздней империи К. имела вид стеммы с тульей и крестом наверху. Императоры носили и калиптру – шапку из дорогой материи, украшенную драгоценными камнями. С XIV в. известна и корона деспотов, называвшаяся стемматогироном.

Ксенохейон

– странноприимный дом, обычно при монастыре.

Ксенопарик (анепигност)


парик,
не внесенный в
кадастры
(например, только что осевший на новых землях).

Ктитор

– основатель монастыря, пользовавшийся по отношению к нему рядом прав (доля в доходах и т.д.). Права ктиторства сходны с
харистикием,
но наследственные.

Кувикуларий

– придворный охранник (обычно евнух), ночевавший рядом со спальней императора.

Куратория


домен
императора.

Куриалы


(декурионы)
– третье (после сенаторов и всадников) привилегированное сословие императорского Рима, провинциальные землевладельцы. На К. лежала ответственность за сборы налогов (недоимки они выплачивали из своих средств), им было запрещено покидать свои
курии.
В X в. сословие упразднено Львом VI.

Курия

– орган муниципального управления в провинции, в состав которого входили
куриалы.
Куропалат

– «начальник охраны дворца», высокий титул, обычно – родственников императора, часто синекура.

Ланциарии

– копьеносцы.

Легат

– 1) в императорском Риме – командир легиона; 2) доверенное лицо императора в провинции; 3) чрезвычайный полномочный посол римского папы; 4) распоряжение завещателя об отказе к.-л. лицу (обычно рабу) некоторого имущества.

Лефтер (элевтер)

– 1) (либер) юридически свободный (в отличие от
адскриптиция) колон
в позднеримскую эпоху; 2) крестьянин, не записанный в государственный кадастр и не плативший гос. налогов (как правило живший на земле к.-.л.
дината).
Почти то же, что и
ксенопарик.
Либра
(литра,римский фунт)
– мера веса, ок. 327,45 г. Из Л. золота чеканились 72
номисмы.
Лимес

– римский пограничный вал; наиболее известен Л. рейнско-дунайский. Вдоль Л. жили солдаты и лимитаны – крестьяне, которые в обмен на обязательства по защите границы пользовались налоговыми льготами.

Литра

– см.
либра.
Логофет

– должность, управляющий ведомством
(логофисией)
: Л. геникона – казны, Л. дрома – почты и внешних сношений, Л. стад – имп. поместий, Л. солдат или стратиотской казны – снабжения армии. Великий Л. – глава правительства в Никейской империи и поздней Византии.

Лохаг

– командир лоха, небольшого пехотного отряда в несколько десятков воинов.

Лор

– деталь парадного императорского облачения – украшенная длинная полоса ткани. В ранней Византии Л. (происходивший от
трабеи
римских
консулов)
надевался спереди на правое плечо и сложным образом обматывал тело, а свободный конец Л. свешивался с левой руки. Позднее, когда Л. стал очень тяжелым от золота и камней, его разъединили на несколько деталей – оплечья
(маниакий,
похожий на бармы русских царей) и нашивки – спереди по центру платья и на левом рукаве.

Магистр

– 1) (magister militum,
стратилат)
в позднем Риме – высшая военная должность, в Византии – один из высших
титулов
в VII-XI вв.; первоначально М. было два, затем – до 12, и эта должность стала синекурой; 2) М. оффиций – начальник служб двора, первый министр в позднеримскую эпоху.

Мандатор

– «вестник», одна из низших должностей военных или гражданских ведомств.

Манихеи

– восточная дуалистическая секта. Мегадука – великий
дука,
в эпоху поздней Византии – командующий флотом.

Медимн

– первоначально два
таланта,
ок. 72 кг. Для сыпучих тел – ок. 72 л. В Византии в разное время вес М. изменялся.

Метаксопрат

– торговец шелком.

Месадзон

– главный советник императора в поздней Византии.

Метох

– поселение из небольшой обители и нескольких крестьянских дворов; как правило, в ведении крупного монастыря или
дината.
Милиарисий

– серебряная монета, первоначально содержащая серебро стоимостью 1/1000 золотой либры (примерно 14 М. на номисму, что соответствовало денарию Римской республики), затем меньше – 12 (т.е. 2
кератия).
В поздневизантийское время вес М. упал с 4,5 до 2, 5 г. Выпускались монеты достоинством в 2/3 и 1/3 М., а также 1/2
(кератий).
Мина

– античная монетная и весовая единица, 1/60
таланта.
Мистий

– наемный работник.

Мистик

– личный секретарь (как правило, царя).

Митат

– повинность по приему на постой солдат и чиновников.

Митрокомия

– большая деревня-община.

Модий

– 1) мера сыпучих тел, 1/6
медимна;
2) мера земли, ок. 0,084 га, но его размеры сильно варьировались.

Моливдовул

– грамота, скрепленная свинцовой печатью (моливдулом).

Монетарий

– работник монетного двора.

Монозевгарат

– податная категория крестьян, владелец
зевгария.
Моностратиг


стратиг
крупной
фемы,
которому подчинялись другие стратиги окрестных фем.

Монофиситы (монофизиты)

– приверженцы монофизитства – еретического учения, что в Ииусе Христе человеческая природа (физио) полностью растворилась в Его божественной природе. Монофизитство было осуждено в 451 г. на четвертом Вселенском Соборе в Халкидоне.

Морта

– десятина урожая.

Мортит

– крестьянин, арендующий надел за
морту.
Наварх

– командир соединения кораблей.

Навикуларий

– морской купец.

Навклир

– собственник корабля.

Новелисим

– один из высших
титулов.
Новелла

– закон, изданный после составления кодекса.

Номисма (солид, иперпир)

– основная денежная единица Византии, 1/72
либры;
около 4,55 г. золота (24 римских силиквы; выпускались облегченные Н., от 23 до 20 силикв). По мнению П. Гриерсона [252], для монет от Диоклетиана до Никифора Фоки лучше употреблять термин «солид», а монеты от Алексея I (после реформы 1092 г.) называть иперпиронами. На протяжении веков, с конца III в. до 960-х гг., вес Н. (реально дошедшие до нас несколько легче стандарта – около 4,4–4,45 г.) и проба (примерно 950) не менялись. Никифор II ввел двойной номинал Н. – гистаменон (стандартные Н. прежнего веса) и тетар-терон, примерно на 10 % легче, сначала немного, а затем сильно отличавшиеся друг от друга по внешнему виду (по толщине, диаметру и рисунку). При Михаиле IV началась порча Н., содержание золота к 1070 г. упало примерно до 30 %. В 1092 г. Алексей I произвел монетную реформу, стабилизировав Н. высокой, но несколько худшей, чем ранее, пробы (примерно 850) – иперпирон. До 1204 г. проба Н. оставалась практически такой; затем, на протяжении XIII-XV вв., проба Н.-иперпиронов неуклонно снижалась (667 – при Иоанне III, 625 – при Михаиле VIII, 583-при Андронике II до 1295г. и 500 – после 1295 г.). Иперпироны Андроника III (проба менее 500), Иоанна V и Иоанна VI, по сути дела уже не золотые, а из электра.С середины XIV в. чеканка Н. была прекращена Византийская Н. IV – XI вв. стала образцом для монет Европы и Востока, почти тысячу лет являлась международной валютой.

Номофилакс

– судья.

Нотарий

– писец, составлявший и заверявший документы.

Нуммия

(
обол)
– медная монета, см.
фолл.
Ойкист

– чиновник
куратории.
Опсоний

– довольствие, обычно натуральное (продукты, фураж), выплачиваемое из казны военным, чиновникам, церкви.

Опцион (оптион)

– 1) младший командир в поздне-римской армии; 2) начальник отряда
федератов’,
3) помощник военачальника, выбранный им самим.

Оргия

– сажень.

Орфанотроф

– «кормилец сирот», должность смотритель сиротских домов.

Павликиане

– секта, идеологическая предшественница
богомилов;
наибольшее число П. в VII-X вв. проживало в Армении.

Палатины

– дворцовая стража.

Папий

– комендант императорского дворца.

Парадинаст

– «управитель», временщик.

Паракимомен

– высокая придворная должность, начальник
китонитов;
часто евнух.

Паранзониум

– оружие высших командиров в римской армии: очень короткий и широкий меч.

Параталассит

– чиновник, судья по делам, связанным с морской торговлей и перевозками.

Парик

– зависимый крестьянин в эпоху развитой Византии. По сравнению с крепостными крестьянами Запада, П. пользовались большей свободой.

Паррисия

– право доклада непосредственно императору.

Патриарх

– духовный глава автокефальной церкви Востока (в византийскую эпоху было четыре П.: Константинополя, Иерусалима, Александрии и Антиохии). П. Константинополя в табели о рангах X в. стоял сразу после императора.

Патрикий

– высокий (в ранней Византии – высший) титул, дававший право занимать важнейшие посты, напр.,
стратигов фем.
Пекулий

– собственность (обычно – земельный надел, жилье), дававшаяся рабу.

Периволос

– пространство между крепостной стеной и рвом.

Перпер


иперпирон,
см.
номисма.
Пилатикии

– императорские штандарты.

Пинакий

– четверть
медимна
Пинкерн

– чашник: придворная должность.

Питтакий

– вид грамоты.

Плефр

– мера площади (1261,9 кв. м), половина римского югера.

Подеста

– глава итальянской (Венеции или Генуи) колонии.

Портарий

– младший офицер в пехоте.

Практик

– опись имущества.

Препозит

– распорядитель придворного церемониала (часто евнух).

Претор

– в Риме – один из высших магистратов, отправлявший судебную власть. В Византии П. или судья
фемы
– высший гражданский чиновник фемы (с XI в.).

Преторий

– палатка военачальника в римской армии, позже – штаб императорской гвардии, в византийскую эпоху – городская тюрьма.

Префект

– высокая военная и административная римская должность, П.
претория
в иерархии империи следовали после государя. Иногда П. называли наместника к.-л. области или
архонта
крупного города.

Префектура

– крупнейшая адм. единица поздней Римской империи. При разделе империи к Востоку отошли две: Восток
(диоцезы
Азия, Понт, Восток, Египет и Фракия) и Иллирик
(диоцезы
Дакия и Македония).

Примикирий

– 1) старшина коллегии (напр., ремесленной); 2) в поздней Византии великий П.– начальник имп. свиты, носил и подавал василевсу скипетр.

Проексим

– адъютант
доместика тагмы.
Прения

– пожалование земли (с крестьянами) в обмен на несение военной или административной службы императору. Аналог западноевропейского бенифиция.

Проскафимен

– крестьянин, арендующий землю на срок, недостаточный для приписки его к земле по действующему законодательству.

Протевон

– провинциальный городской архонт (П. Херсонеса).

Протиктор

– младший офицер.

Прото-

– приставка «старший» – протомандатор, протопапа и др.

Протоканкелларий


нотарий фемы.
Протонотарий

– старший
нотарий;
П. двора докладывал новости императору.

Протопала

– главный священник имп. дворца.

Протоспафарий

– 1) титул ниже
патрикия;
2) П. фиалы – судья моряков.

Проэдр синклита

– высокий титул Х-ХII вв., глава
сената.
До XI в. давался обычно евнухам.

Птохи

– «убогие», неимущие.

Руга

– жалованье (деньга, драгоценная одежда и пр.) чиновникам, солдатам. Высшим чиновникам и командирам Р. раз в год (обычно на Пасху) в торжественной обстановке вручал лично император.

Сакеллий

– императорская казна,
фиск.
Сакелларий – 1) хранитель сакеллия;

2) императорский контролер логофисий.

Севаст

– высокий титул XI-XIII вв.

Севаста

– высокий женский
титул
XI-XIII вв.

Севастократор – один из высших титулов.

Севастофор

– императорский герольд. Должность, дававшаяся евнуху.

Семисс

– ранневизантийская золотая монета, 1/2
номисмы.
Серикарий

– ткач по шелку, пурпуру.

Силенциарий

– «хранитель тишины», в ранней Византии – придворная должность (С. обеспечивал порядок по пути следования императора), позже – невысокий чин.

Силенций

– конфиденциальное совещание императора и высших чинов империи по какому-либо важному вопросу.

Симвасилевс

– император-соправитель.

Синифия

– «обычное», пошлина в пользу сборщиков налога (1
милиарисий
с каждой
номисмы
подати).

Синклит

– сенат.

Ситаркий

– хлебная подать.

Ситолог

– сборщик
ситаркия.
Скарамангий

– вид одежды, кафтан с полами спереди.

Скифаты

– общее название византийских монет, имевших вогнутую форму («чашечки»; появились после 1-й трети XI в.). Причина появления в Византии монет такой формы – предмет дискуссии. По остроумному замечанию Е.В. Дашковой, «чашечками», да еще с неровными (как правило) краями было просто удобно пользоваться (брать рукой с гладкой поверхности).

Солемний

– выдача продуктов и денег из казны (как правило, духовенству).

Солея

– возвышение перед иконостасом в православном храме.

Солид

– см.
номисма.
Спафарий

– титул между
спафарокандидатом
и
ипатом.
Спафарокандидат

– титул ниже
протоспафария.
Спектабиль – «высокородный»; титул в позднем Риме и ранней Византии. Титул С. носили викарии диоцезов, августалы

и некоторые другие чиновники.

Спортула

– судебная пошлина.

Стратиг

– наместник
фемы,
командир фемного войска.

Ставратон

– тяжелая (ок. 8 г.) серебряная монета последних Палеологов. Иногда ее называют «серебряным иперпиром». Известны монеты номиналом в 1/8,1/2,2/3 и
3/4
С.

Стратиот

– крестьянин, владеющий землей на условии несения воинской повинности. В X в. конный воин-С. выставлялся с участка стоимостью в 4
литры,
солдат и моряк – в 2–4, если участок дробился, воина снаряжали совладельцы в складчину.

Стратор

– 1) титул ниже
ипата;
2) конюший.

Стратопедарх

– начальник военного лагеря, полководец. Великий С. – командующий войском в эпоху Никейской империи, позже – интендант армии.

Схолы (схоларии)

– одна из
тагм.
Тавуларий

– член коллегии юристов.

Тавлион – нашивка; золотой ромб на императорском плаще.

Тагмы

– гвардия; в порядке убывания котировки: кавалерийские
(схолы, зкскувиты, арифм и иканаты),
пехотные (нумера и стен). Т. стен охраняла «Длинные стены».

Таксиот

– «тысяцкий», старший офицерский чин.

Талант

– мера веса, от 26,2 до 37 кг.

Тарий

– монета, имевшая хождение в южноитальянских владениях Византии в средние века, 1/4 номисмы.

Тахидромон

– разведывательное судно.

Титулы

– в Византии существовала одна из самых развитых бюрократий. Например, «Табель о рангах» X в. насчитывает следующие основные Т. (в порядке убывания): 1) вне классов: патриарх Константинополя,
кесарь, новелисим, куропалат,
василеопатор, зоста
патрикия
(высший женский титул), ректор, синкелл, архиепископ Болгарии; 2) I класс:
анфипаты, патри-кии, протспафарии,
дисипаты; 3) II класс:
спафаро-кандидаты;
4) III класс:
спафарии;
5) IV класс:
ипаты, страторы, кандидаты, мандаторы,
веститоры,
силенциарии,
апоэпархи. Носители титулов различных классов могли претендовать на соответствующие положению титула должности. «Табель о рангах» XIV-XV вв. отлична от первой. В порядке убывания:
деспот,
севастократор,
кесарь,
великий доместик, протовестиарий, паниперсеваст, мегадука, протостратор, великий
логофет, доместикий,
великий
стратопедарх,
великий примикрий, великий
коноставл,
протосеваст,
пинкерн, куропалат,
паракимомен печати, паракимомен китона, доместик стола и т. д. Т. могли быть пожизненными. Возможно, более правильно переводить слово «титлос» не как «титул», а как «сан».

Топотирит

– старший (после
доместика)
офицер
тагмы.
Трапезит

– меняла.

Тремисс (триенс)

– ранневизантийская золотая монета, 1/3
номисмы.
Тривун (трибун)

– 1) трибунат – важная магистратура Римской республики. Т. представлял интересы народа перед сенатом и высшими магистратами. В эпоху империи потерял значение; 2) в Византии VIII-X вв. – старший офицерский чин в пехоте.

Триклиний

– 1) столовая римского дома; 2) трапезная во дворце, зал приемов.

Турма

– 1) в римскую эпоху на Т. делилось сословие всадников, при императорах Т. называли кавалерийский отряд; 2) в Византии – подразделение фемной армии (несколько
банд)
во главе с турмархом.

Туника

– у римлян Т. называлась рубашка до колен, надеваемая под тогу. У греков подобная одежда называлась «хитон». В Византии существовало много разновидностей Т.: далматика, коловий, стихарь, саккос, иматий (гиматий).

Федераты

– варварские племена, поступавшие под руководством своих вождей на римскую военную службу. Признавали над собой власть империи, жили на ее территории, получали жалованье из казны.

Фемы

– 1) округ, вся полнота власти в котором принадлежала
стратигу
Ф.; 2) ополчение, которым командовал
стратиг.
Filioque – «филиокве»

– прибавка в символе веры, в части, касающейся вопроса об исхождении Св.Духа («и от Сына»), принятая в католицизме.

Фолл (фоллис)

– основная медная монета; 40 нуммий (по Анастасиевой реформе). Выпускались монеты достоинством в 30, 20, 12, 10, 5
нуммий.
В 1
номисме
от 180 (VI в.) до 288 (X в.) Ф.

Фоникон

– штраф, взимаемый за убийство.

Харистикий

– права светского лица или монастыря управлять владениями (как правило, другого монастыря).

Хартофилак(с)

– глава канцелярии константинопольского патриарха и судья по церковным делам.

Хартулларий

– высокий чин, офицер, в чьем ведении были списки солдат
фемы
или
тагмы.
Хеландий

– небольшой боевой или транспортный корабль.

Хиротония

– возведение в сан, духовный или светский (см.
«титулы»).
В X. высших должностных лиц принимал участие император.

Хитон

– см.
туника.
Хламида

– плащ, оставлявший свободной правую руку.

Хорафий

– надел, обычно пахотной земли.

Хрисаргир

– налог, отмененный Анастасием I.

Хрисовул

– императорская грамота с золотой печатью.

Хрисотелия

– вид налога с землевладельцев в ранней Византии.

Хронограф

– летопись.

Центурион

– в римской армии младший офицер, командир центурии (ок. 100 солдат). Назначался из опытных легионеров.

Экдик

– «попечитель», представитель наместника; судебный исполнитель.

Экзархат

– административная единица в VI–VIII вв. в отдаленных районах империи (Африканский или Карфагенский Э., Итальянский или Равеннский Э.), в которых вся полнота власти принадлежала одному чиновнику, экзарху.

Экзафоллон

– дополнительный налог на ремонт местных укреплений (6
фоллов
с
номисмы
гос. подати).

Эконом (иконом)

– 1) управляющий поместьем; 2) монах, ведавший хозяйством церкви, монастыря, епархии.

Экономия (икономия)

– принцип византийского светского права, оправдывавший наличие в светском законодательстве статей, противоречивших церковным канонам. Согласно принципу Э., человек -существо несовершенное и, снисходя к его слабостям, а так же желая путем позволения свершить меньший грех помочь ему избежать искушения большего, императоры вводят менее строгие, нежели каноны, правила общества (например, развод есть грех, но хуже, когда супруги живут в ненависти и в конце концов доходят до убийства, значит, власть светская разрешает разводы). Ср. акривия канонов.

Экскувиты (экскувиторы)

– дворцовая стража, впоследствии – одна из
тагм. Комит
Э. – высокая должность.

Экскуссия

– налоговый и судебный иммунитет.

Элатикон

– дополнительная подать в пользу низших сборщиков «за утомление ног» – 0,5
милиарисия
с
номисмы
гос. подати.

Эмфитевсис

– долгосрочная аренда.

Энапограф

– приписной
колон.
Энномий

– пошлина за пастбище. Эпарх – градоначальник.

Эпибола (эпиболэ)

– приписка в принудительном порядке пустующих участков земли соседям, обязывавшая их платить за новые «владения» поземельные налоги.

Эпопт

– ревизор.

Эргастерий

– 1) мастерская; 2) мельница.

Этерия

– наемная иноземная гвардия, телохранители императора.

Ранняя история

Восточная империя была в значительной степени избавлена от трудностей Запада в третьем и четвертом веках, отчасти потому, что там была лучше развита городская культура и начальные вторжения были привлечены к богатству Рима. На протяжении всего пятого века различные вторжения завоевывали западную половину империи, но в лучшем случае могли требовать только дани от восточной половины. Феодосий II расширил стены Константинополя, оставив город непроницаемым для атак. Зенон I правил на востоке, когда империя на западе окончательно рухнула в 476. Зенон вел переговоры с готами, прекратив их угрозы на востоке, но оставив их под контролем на западе.

В шестом веке начались конфликты с традиционными ранними врагами Византии, персами, славянами и булгарами. Теологические кризисы, такие как вопрос монофизитства, также доминировали в империи. Однако Восточная Империя не забыла своих западных корней. При Юстиниане I и гениальном генерале Велисарии империя временно вернула некоторые из потерянных римских провинций на западе, завоевав большую часть Италии, Северной Африки и Испании.

Юстиниан обновил древнеримский правовой кодекс в новом Corpus Juris Civilis, хотя примечательно, что эти законы все еще были написаны на латыни, языке, который становился архаичным и плохо понимаемым даже теми, кто написал новый кодекс. Под правлением Юстиниана церковь Святой Софии (Святой Мудрости) была построена в 530-х годах. Эта церковь станет центром византийской религиозной жизни и центром восточно-православной формы христианства. Шестое столетие было также временем расцвета культуры (хотя Юстиниан закрыл университет в Афинах), среди прочих выдающихся талантов появились эпический поэт Нонн, лирический поэт Павел Безмолвие, историк Прокопий и натурфилософ Джон Филопонос.

Однако Юстиниан оставил своим преемникам сильно истощенную сокровищницу, и они не смогли справиться с внезапным появлением новых захватчиков на всех фронтах. Ломбарды вторглись и завоевали большую часть Италии, аварцы, а затем и булгары захватили большую часть Балкан, а в начале седьмого века персы вторглись и завоевали Египет, Палестину, Сирию и Армению.

Персы были побеждены, и территории были возвращены императором Ираклием в 627 году, но неожиданное появление новообращенных и объединенных арабских мусульман застало врасплох империю, истощенную титаническими усилиями против Персии, и все южные провинции были захвачены. Самым катастрофическим поражением Империи была битва при Ярмуке в Сирии.

Ираклий и военные правители Сирии не спешили реагировать на новую угрозу, и Византийская Месопотамия, Сирия, Египет и экзархат Африки были окончательно включены в состав Мусульманской империи в седьмом веке, процесс, который был завершен с падением Карфаген в халифате в 698 году. В некоторых местах мусульманское завоевание фактически приветствовалось, и города были сданы не православными христианами, у которых было мало оснований защищать власть от Константинополя. Патриарх-монофизит Бенджамин передал Александрию в 645 году. Лангобарды продолжали расширяться в северной Италии, захватывая Лигурию в 640 году и завоевывая большую часть экзархата Равенны в 751 году, оставляя византийцам контроль только над небольшими участками вокруг пальца и пятки Италии.

Содержание

  • 1 История идеи императорской власти
  • 2 Священная и богохранимая власть императора Византии. Престолонаследие
  • 3 Придворный этикет. Коронация
  • 4 Симфония («согласие») Церкви и монархии
  • 5 Императоры Византии 306-1453 (список) 5.1 Императоры Византийской Империи до завоевания ее крестоносцами
  • 5.2 Императоры Никейской Империи
  • 5.3 Императоры Латинской империи крестоносцев
  • 5.4 Императоры после восстановления Византийской Империи
  • 5.5 Деспоты Мореи
  • 5.6 Ссылки

Придворный этикет. Коронация[править]

Кто бы ни занимал престол, этикет византийского двора не знал себе равных по торжественности и сложности. Местом пребывания императора и его семьи был, как правило, Большой императорский дворец — комплекс зданий в центре Константинополя. Во времена последних Комнинов Большой дворец обветшал, и василевсы переехали во [Влахернский дворец|Влахернский].

Любой выход государя строго регламентировался правилами. Каждая церемония с участием императора была расписана до мельчайших подробностей. И конечно, с великой торжественностью обставлялось вступление на трон нового царя.

Сам обряд провозглашения с течением веков не оставался неизменным. В ранней Византии коронация носила светский характер, официально императора ромеев избирал синклит, но решающую роль играло при этом войско. Церемония коронации совершалась в окружении отборных частей, кандидата в императоры поднимали на большом щите и показывали солдатам. При этом на голову провозглашаемого возлагалась шейная цепь офицера-кампидуктора (torques). Раздавались выкрики: «Такой-то, ты побеждаешь (tu vincas)!» Новый император раздавал солдатам донатив — денежный подарок.

С 457 г. в коронации начал принимать участие константинопольский патриарх (см. «Лев I»). Позже участие церкви в коронации стало более активным. Церемония поднятия на щите отошла на второй план (возможно, с VIII в. вообще исчезла). Ритуал провозглашения усложнился и стал начинаться в палатах Большого дворца. После нескольких переодеваний и приветствий придворных и членов синклита кандидат входил в митаторий — пристройку к храму св. Софии, где облачался в парадные одежды: дивитисий (род туники) и цицакий (разновидность плаща — хламиды). Затем он вступал в храм, проходил к солее, молился и вступал на амвон. Патриарх читал молитву над пурпурной хламидой и надевал ее на императора. Затем из алтаря выносили венец, и патриарх возлагал его на голову нового василевса. После этого начинались славословия «димов» — представителей народа. Император сходил с амвона, возвращался в митаторий и принимал там поклонение членов синклита.

С XII столетия вновь возродился обычай поднимать кандидата на щит, и в чин поставления на трон добавилось миропомазание. Но смысл первого обряда изменился. Кандидата поднимали на щите уже не солдаты, а патриарх и высшие светские сановники. Затем император шел в св. Софию и участвовал в богослужении. После молитвы патриарх крестообразно помазывал голову василевса миром и провозглашал: «Свят!»; этот возглас трижды повторяли иереи и представители народа. Затем диакон вносил венец, патриарх надевал его на императора и раздавались крики «Достоин!». К воцарившемуся императору подходил мастер с образцами мрамора и предлагал ему выбрать материал для гроба — в напоминание того, что и правитель богохранимой Империи ромеев тоже смертен.

Торжественный вход императора (возможно, Юстиниана II). Фреска церкви святого Димитрия в Салониках

Несколько иначе было обставлено провозглашение «младшего» императора-соправителя (бумвабилеус). Тогда корону и хламиду возлагал старший император — принимая, правда, их из рук патриарха.

История идеи императорской власти[править]

Св. Иустиниан (Юстиниан I Великий)
В республиканском Риме «император» — звание, которым солдаты награждали полководца за выдающиеся заслуги. Первые властелины Рима — Гай Юлий Цезарь и Октавиан Август его имели, но официальным их титулом был «принцепс сената» — первый в сенате (отсюда и название эпохи первых императоров — принципат). Позже титул императора давался каждому принцепсу и заменил его.

Равенна. 532-547. Св. Иустиниан со свитой. Мозаика. Равенна (Сан-Витале). 532-547 гг.

Принцепс не был царем. Римлянам первых веков нашей эры была чужда идея рабского повиновения властелину (на практике, конечно, случалось иначе — при таких владыках, как Калигула, Нерон или Коммод). Иметь царя (rех по-латыни и вабилеус по-гречески) они считали уделом варваров. Со временем идеалы Республики ушли в небытие. Аврелиан (270 — 275) окончательно включил в свою официальную титулатуру слово dominus — господин. Настала эпоха домината, сменившего принципат. Но только в Византии идея императорской власти обрела самую зрелую форму.

Священная и богохранимая власть императора Византии. Престолонаследие[править]

Как Бог суть высшее всего мира, так и император возглавляет царствие земное. Власть императора, стоявшего на вершине земной империи, организованной по подобию иерархии «небесной», священна и богохранима.

Но царь (титул василевса ромеев официально принял в 629 г. Ираклий I, хотя народ стал называть так своих владык много ранее), не соблюдавший «законов божеских и человеческих», считался тираном, и это могло служить оправданием попыток его свержения.

В моменты кризисов такие смены власти становились привычными, и императором мог стать любой гражданин державы (принцип наследственной власти оформился лишь в Византии последних столетий), потому на троне мог оказаться как достойный, так и недостойный человек. По последнему поводу горестно сетовал Никита Хониат, историк, переживший разгром своей родины крестоносцами: «Были люди, которые вчера или, словом сказать, недавно грызли желуди и еще жевали во рту понтийскую свинину [дельфинье мясо, пищу бедняков], а теперь совершенно открыто изъявляли свои виды и претензии на царское достоинство, устремляя на него свои бесстыдные глаза, и употребляли в качестве сватов, или лучше [говорить] сводников, продажных и раболепствующих чреву общественных крикунов… О знаменитая римская держава, предмет завистливого удивления и благоговейного почитания всех народов, — кто не овладевал тобою насильно? Кто не бесчестил тебя нагло? Каких неистово буйных любовников у тебя не было? Кого ты не заключала в свои объятия, с кем не разделяла ложа, кому не отдавалась и кого затем не покрывала венцом, не украшала диадемою и не обувала затем в красные сандалии?».

Начало Римской Империи

Карта Римской империи c. 395, показывающий преторианские префектуры Галлии, Италии, Illyricum и Oriens, приблизительно аналогичные зонам влияния четырех тетрархов после реформ Диоклетиана.

Указ Каракаллы в 212 году, Конституция Антониниана, распространил гражданство за пределами Италии на всех свободных взрослых мужчин во всей Римской империи, фактически подняв население провинции до равного статуса с самим городом Римом. Важность этого указа скорее историческая, чем политическая. Он заложил основу для интеграции, при которой экономические и судебные механизмы государства могли бы применяться по всему Средиземноморью, как когда-то было из Лацио во всю Италию. Конечно, интеграция не проходила равномерно. Этим указом были одобрены уже интегрированные с Римом общества, такие как Греция, по сравнению с теми, кто находится далеко, слишком бедными или просто чуждыми, такими как Великобритания, Палестина или Египет.

Разделение империи началось с тетрархии (квадрувирата) в конце третьего века с императором Диоклетианом, как учреждение, предназначенное для более эффективного контроля над обширной Римской империей. Он разделил Империю пополам, когда два императора правили из Италии и Греции, каждый из которых имел собственного со-императора. Это разделение продолжалось в четвертом веке до 324 года, когда Константину Великому удалось стать единственным Императором Империи.

Константин решил основать новую столицу для себя и выбрал Византию для этой цели. Его победа над соперниками была во многом благодаря его решению до битвы при Мильвийском мосту принять тогдашнюю незаконную христианскую веру. Надписав монограмму Чио-Ро (первые две буквы греческого слова «Христос») на своих щитах, он приписал свою победу помощи Христа. Процесс восстановления был завершен в 330 году. Несмотря на преследования, христиане представляли значительную общину, и было бы благоразумно заручиться их поддержкой и поддержкой.

Император Константин I Великий

Константин переименовал город Нова Рома (новый Рим), но в народном употреблении его называли Константинополь (по-гречески Κωνσταντινούπολις, Constantinoúpolis, что означает город Константина). Старый Рим имел языческое происхождение; Константин теперь хотел новый христианский Рим в качестве столицы того, что должно было стать христианской империей. Эта новая столица стала центром его администрации. Хотя империя еще не была «византийской» при Константине, христианство станет одной из определяющих характеристик Византийской империи, в отличие от языческой Римской империи.

Другим определяющим моментом в истории Римской / Византийской империи была битва при Адрианополе в 378. Это поражение, наряду со смертью императора Валента, является одной из возможных дат разделения древнего и средневекового миров. Римская империя была далее разделена преемником Валента Феодосием I (также называемым «великим»), который правил обоими, начиная с 392. В 395 году он дал две половинки своим двум сыновьям Аркадию и Флавию Августу Гонорию; Аркадий стал правителем на Востоке со своей столицей в Константинополе, а Гонорий стал правителем на западе со своей столицей в Равенне. На этом этапе принято называть империю «восточно-римской», а не «византийской».

Тождественность

Византия может быть определена как многоэтническая империя, которая возникла как христианская империя, вскоре включившая в себя эллинизированную империю Востока и закончившую свою тысячелетнюю историю, в 1453 году, как греческое православное государство: империя, которая стала нацией почти современное значение слова.

В течение столетий после арабских и ломбардских завоеваний в седьмом веке его многоэтнический (хотя и не многонациональный) характер оставался, хотя его составные части на Балканах и в Малой Азии содержали подавляющее большинство греческого населения. Этнические меньшинства и значительные общины религиозных еретиков часто жили на приграничных территориях или вблизи них, а армяне были единственными значительными.

Византийцы идентифицировали себя как ромаи (Ρωμαίοι — римляне), которые уже стали синонимом эллина (Έλλην — греческий язык), и более чем когда-либо раньше развивали национальное самосознание, так как жители Ρωμανία (Румыния, как византийское государство и его мир были называется). Эта националистическая осведомленность отражена в литературе, особенно в акритических песнях, где пограничников (ακρίτες) хвалят за защиту своей страны от захватчиков, из которых наиболее известной является героическая или эпическая поэма Digenis Acritas.

Официальный роспуск византийского государства в пятнадцатом веке не сразу уничтожил византийское общество. Во время османской оккупации греки продолжали идентифицировать себя как Ρωμαίοι (римляне) и Έλληνες (эллины), черта, которая сохранилась в начале двадцатого века и до сих пор сохраняется в современной Греции, но первая теперь отступила к вторичному народному названию, а чем национальный синоним, как в прошлом.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]