Раздел II. Третий период истории христианства (1054–1453 годы)


ЛИОНСКАЯ УНИЯ

После того как К-поль был занят войсками Никейской империи (25 июля 1261), а лат. имп. Балдуин II (1240-1273) и лат. патриарх К-поля Панталеоне Джустиниани (1253-1286) бежали из города, у власти утвердилась визант. династия Палеологов. Ее основатель никейский имп. Михаил VIII Палеолог был повторно коронован как император возрожденной Византийской империи в соборе Св. Софии (15 авг. 1261). К этому времени власть визант. императора была ослаблена рядом внутренних и внешних факторов, прежде всего непрекращающимися попытками зап. аристократии восстановить Латинскую империю.

Имп. Балдуин II, первоначально находившийся на о-ве Эвбея, вскоре встретился с кор. Сицилии Манфредом (1258-1266), а затем посетил Венецию и Рим, где нашел поддержку Папского престола. Сразу после имп. коронации Михаила VIII папа Римский Урбан IV (1261-1264) начал проповедь нового крестового похода, целями к-рого были отвоевание К-поля и восстановление на престоле Балдуина II, однако большая часть зап. рыцарства не откликнулась на этот призыв. Единственным правителем, заинтересованным в экспедиции, был Манфред, кор. Сицилии. Еще в 1257/58 г. он заключил союз с деспотом Эпира Михаилом II Комнином Дукой (ок. 1230-1266/68), а также с правителем Ахейского (Морейского) княжества Гийомом II Виллардуэном (1246-1278) против Никейской империи; 2 июня 1259 г. Манфред женился на дочери Михаила II.

В битве при Пелагонии (сент. 1259) войска Морейского княжества и Эпирского деспотата были разбиты, кн. Гийом II взят в плен. Имп. Михаил VIII обещал ему свободу в обмен на возвращение Византии Юж. Пелопоннеса, и в 1261 г. князь торжественно пообещал передать императору Мистру и Монемвасию, а также стал восприемником одного из сыновей Михаила VIII. Восстановление контроля византийцев над этими территориями могло стать основой для постепенного отвоевания визант. армией земель, занятых латинянами, болгарами и сербами. Чтобы предотвратить такую ситуацию, папа Урбан IV спустя нек-рое время освободил Гийома II от клятвы, данной визант. императору.

Значительная часть Италии находилась под контролем сицилийского короля, однако понтифик не желал видеть Манфреда во главе армии крестоносцев, поскольку тот являлся незаконнорожденным сыном имп. Фридриха II Штауфена (1220-1250), возглавлял партию итал. гибеллинов (сторонников императора в противостоянии с папой Римским), а также вступал в конфликты с папами Иннокентием IV (1243-1254) и Александром IV (1254-1261). Осознавая выгодное географическое положение Сицилии как плацдарма для буд. экспедиции против Византии, папа искал правителя, способного свергнуть Манфреда. В итоге выбор пал на Карла I Анжуйского, брата франц. кор. Людовика IX Святого.

В 1262 г. папа Урбан IV начал переговоры с франц. двором, предлагая Карлу Анжуйскому занять трон Сицилийского королевства. По условиям заключенного в июне 1263 г. договора на Карла налагались мн. ограничения: он не мог распоряжаться назначениями на церковные посты, не мог претендовать на имп. престол и занимать к.-л. пост в имперской части Италии и в Папской обл., но уже осенью он был избран сенатором Рима, что являлось нарушением договора. После переговоров обе стороны согласились на уступки. Избранный на Папский престол после смерти Урбана IV папа Римский Климент IV (1265-1268) продолжил политику своего предшественника и 28 июня 1265 г. в Риме провозгласил Карла королем Сицилии.

Манфред, собрав армию, выступил против Карла Анжуйского. После небольшой стычки Манфреду пришлось отступить, в результате чего он потерял власть в Анконской марке, а его влияние в Тоскане ослабло. Карл Анжуйский при посредничестве папы собрал деньги, к-рые были необходимы для похода против Манфреда. В окт. набранная им армия выступила из Лиона и в янв. 1266 г. прибыла в Рим. 6 янв. Карл был коронован как король Сицилии в рим. базилике св. Петра, 20 янв. со всей армией он выступил против Манфреда. 26 февр. в битве под Беневенто войско Манфреда было разбито, а сам он убит. 7 марта Карл Анжуйский торжественно въехал в Неаполь. Однако лишь после победы 23 авг. 1268 г. при Тальякоццо над племянником Манфреда Конрадином, герц. Швабии и титулярным кор. Иерусалима (1254-1268), и его казни (29 окт. 1268) новый король Сицилии смог приступить к реализации планов по созданию большой империи на Востоке. К этому времени под его контролем находились также о-в Керкира (Корфу) и восточное побережье Ионического м.- от Диррахия (ныне Дуррес, Албания) до Бутринти. 24 мая 1267 г. кн. Гийом II Виллардуэн передал Карлу Анжуйскому право управлять Ахейским княжеством после своей смерти; 27 мая это решение было подтверждено лат. имп. Балдуином II. После смерти папы Климента IV (29 нояб. 1268) Карл Анжуйский заключил договоры с правителями Венгрии, Сербии и Болгарии. Однако планам короля по расширению владений помешало обещание участвовать в 8-м крестовом походе, организованном кор. Людовиком IX (см. ст. Крестовые походы).

В 1268 г. имп. Михаил VIII Палеолог, стремясь воспрепятствовать завоевательным планам Карла Анжуйского, отправил посольство, целью которого было заключение союза с сербским кор. Стефаном I Урошем (1243-1276). Союз планировалось скрепить династическим браком дочери визант. императора Анны и царевича Милутина (впосл. кор. Стефан Урош II Милутин). После неудачного посольства Михаил VIII стал рассматривать переговоры с Папским престолом о церковной унии как единственный способ предотвратить войну с Карлом Анжуйским. Поскольку переговоры были затруднены тем, что Римская кафедра длительное время оставалась вакантной, Михаил VIII отправил посольство ко двору франц. кор. Людовика IX Святого. Визант. посольство прибыло во Францию летом 1269 г. В письме от 15 мая 1270 г., к-рое коллегия кардиналов адресовала Раулю де Гропарми, кард.-еп. Альбано, ответственному за проповедь 8-го крестового похода, сообщалось, что имп. Михаил VIII заявил франц. королю о желании как его самого, так и его подданных и духовенства «вернуться в послушание Римской Церкви и объединиться в исповедании той же самой веры». Людовик IX ответил, что решение данного вопроса находится в компетенции коллегии кардиналов. В письме также были упомянуты попытки восстановления единства Церкви, предпринимавшиеся при папах Урбане IV и Клименте IV, а также говорилось об обязательном условии достижения этого единства — исповедании истинной католич. веры (verae catholicae fidei professio). После одобрения католич. исповедания на Соборе К-польской Церкви визант. император, патриарх К-польский и др. архиереи, архимандриты, а также представители клира и мирян должны были признать первенство Римской Церкви (Acta Urbani IV, Clementis IV, Gregorii X (1261-1276) / Ed. A. Tăutu. Vat., 1953. N 29. P. 78-84). Др. письмо кардиналы отправили кор. Людовику IX. Выражая надежду на скорое заключение унии, они предостерегали франц. короля от «греческих ухищрений» (Ibid. N 29a. P. 84-85).

Имп. Михаил VIII направил к Людовику IX, находившемуся в Тунисе, 2-е посольство — во главе с придворным архидиак. Константином Мелитениотом и вел. хартофилаксом диак. Иоанном Векком (впосл. патриарх К-польский Иоанн XI Векк). Прибыв на место древнего Карфагена, послы застали франц. короля уже умирающим (Georg. Pachym. Hist. V 9).

Мир. Человек. Cлово.

После разрыва отношений между Западной и Восточной Церквами, не раз возникали попытки их примирения. Однако главным камнем преткновения был вопрос о первенстве римского епископа. Если для Востока примат Римской кафедры оставался нравственным понятием и опирался на церковное предание, то Запад воспринимал первенство юридически. Народы западной империи были мало расположены к созерцательному богословию, как это было на Востоке. Они были создателями римского права и строгого государственного строя, поэтому воспринимали христианство как систему общественного устройства, необходимую для спасения. Восточная Церковь признавала за папой первенство чести, но не превосходство над другими Церквами. Римский епископ считал, что окончательное решение любого вопроса веры остается за ним. Византийские же епископы были убеждены, что это решение должно принадлежать собору всех епископов Церкви. Захват крестоносцами столицы Восточной империи в начале XIII века привел к окончательному разрыву Восточной и Западной Церкви. После этого попытки объединить две ветви христианства предпринимались с помощью унии.

Слово уния в переводе с латинского языка означает единство. В практическом плане это означало слияние Католической Церкви с Православной на условиях признания главенства папы римского. Римские первосвященники не теряли надежды подчинить своей власти Православную Церковь. Именно для этих целей и была задумана уния. Уния упрощала переход христиан из Православия в Католичество, так как православные обряды и богослужение оставались без изменений, а в вероучительные вопросы простые христиане зачастую не вникали. Интерес к унии византийцев был чисто политическим. Положение Восточной империи было крайне тяжелым, и чтобы защитить государство от вторжений западных правителей, требовалась поддержка папы.

Первой такой попыткой объединения двух Церквей была Лионская уния. Отвоевав в 1261 году Константинополь, император Михаил Палеолог восстановил Византийскую империю. Однако за время западного владычества былое величие Византии было утрачено. Латинские императоры постоянно находились на грани банкротства и продавали все, что только продавалось. Церкви опустошались, дворцы разрушались; даже свинец с крыш императорского дворца был ободран и распродан. Новому императору требовались огромные средства не только для восстановления утраченного, но и для обороны отвоеванной империи. Ждать помощи можно было только от папы ценой соединения Церквей под властью Рима.

В результате переговоров император Михаил согласился подчинить Константинопольскую Церковь папскому престолу вопреки сопротивлению духовенства и народа. В 1274 году папа созвал собор в Лионе. Делегация, представлявшая Константинопольскую Церковь, была крайне непредставительной и возглавлялась низложенным патриархом Германом. Зато папу представлял целый сонм знаменитых богословов. Однако никаких богословских дебатов на соборе не было. Константинопольская делегация привезла с собой письмо императора, соглашавшегося на все условия папства. Так Константинопольская Церковь формально вступила в унию с Римским престолом.

Однако вскоре стало очевидным, что принять папские условия императору оказалось гораздо легче, чем навязать их Церкви и народу. Практически вся империя отвергла унию. Патриарх Иосиф отлучил императора от Церкви. Тем не менее, император остался верным подписанной им унии и использовал всю мощь государственной машины, чтобы навязать ее народу. Императору удалось низложить патриарха. Многие епископы, священники и монахи, отказавшиеся принять унию, были сосланы, брошены в темницы и замучены. Император пытался навязать унию и путем уговоров, объясняя ее политическую необходимость. Но он оказался бессилен. Сторонники унии служили в пустых храмах. Сестра императора, заявив, что «пусть лучше погибнет империя моего брата, чем православная вера», удалилась ко двору болгарского царя.

Пять папских посольств, побывавших в Константинополе, докладывали папе, что Православная Церковь фактически не приняла унию. В 1281 году новый папа Мартин IV разорвал союз с Михаилом и отлучил его от Церкви. Через год со смертью императора Михаила Палеолога Лионская уния закончилась.

Спасший Византийскую империю, до конца жизни хранивший верность унии, дважды отлученный от Церкви, император Михаил Палеолог был оставлен без церковного погребения. Взойдя на престол, его сын Андроник II созвал собор в Константинополе, на котором Лионская уния была осуждена и отвергнута. За этим собором еще дважды на соборах подтверждалось отречение от унии.
Первая попытка искусственного соединения Западной и Восточной Церквей так и не удалась.

Достопримечательности

Астрономические часы

Действующие астрономические часы, находящиеся в соборе, — самые старые во Франции. Они ведут свою историю с XIV века. После разрушения гугенотами, реставрировались с 1572 по 1600 год. Свой барочный вид они приобрели в 1655 году. В XVIII веке на них появился минутный циферблат со стрелкой. Несмотря на многократные ремонты и переделки, часы содержат некоторые железные детали, выплавленные в конце XVI века.

Показывают часы, минуты, дату, положение Луны и Солнца относительно Земли, а также восход наиболее ярких звёзд над Лионом.

Четыре раза в течение дня (в 12, 14, 15 и 16 часов) раздаётся звон часов, сопровождаемый движением кукол-автоматов, расположенных в верхней части часов и изображающих сценки на религиозные темы.

ЛИО́НСКИЕ СОБО́РЫ

ЛИО́НСКИЕ СОБО́РЫ 1245 и 1274, со­бо­ры Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви (в ка­то­лич. тра­ди­ции с 16 в. счи­та­ют­ся со­от­вет­ст­вен­но XIII и XIV Все­лен­ски­ми со­бо­ра­ми), про­хо­див­шие в г. Ли­он.

I Л. с. (26.6–17.7.1245) со­зван па­пой Рим­ским Ин­но­кен­ти­ем IV, бе­жав­шим в Ли­он из Ри­ма, оса­ж­дён­но­го вой­ска­ми имп. Фрид­ри­ха II. В ра­бо­те со­бо­ра уча­ст­во­ва­ли ок. 150 епи­ско­пов, в т. ч. лат. пат­ри­ар­хи Кон­стан­ти­но­по­ля и Ан­ти­охии, боль­шое чис­ло свя­щен­но­слу­жи­те­лей и ми­рян. Сре­ди уча­ст­ни­ков со­бо­ра в ис­точ­ни­ках упо­ми­на­ет­ся не­кий «ар­хи­епи­скоп Ру­си» Пётр, воз­мож­но по­слан­ник чер­ни­гов­ско­го кн. Ми­хаи­ла Все­во­ло­до­ви­ча игу­мен Пётр Аке­ро­вич, пре­тен­до­вав­ший на ки­ев­скую ка­фед­ру. Осн. ме­сто в ра­бо­те I Л. с. за­нял суд над Фрид­ри­хом II по об­ви­не­нию в ере­си и го­не­ни­ях на Цер­ковь. От­ка­зав­ший­ся явить­ся на со­бор им­пе­ра­тор 17.7.1245 был пре­дан ана­фе­ме и сме­щён с пре­сто­ла. Со­бор так­же об­су­ж­дал пла­ны по­мо­щи Ла­тин­ской им­пе­рии в вой­не с ни­кей­ским имп. Ио­ан­ном III Ду­кой Ва­та­цем, ор­га­ни­за­ции кре­сто­вых по­хо­дов для ос­во­бо­ж­де­ния Ие­ру­са­ли­ма и про­тив мон­го­лов. По­ста­нов­ле­ния со­бо­ра вклю­ча­ют 22 ка­но­на, по­свя­щён­ных разл. во­про­сам ка­но­нич. пра­ва и цер­ков­но­го су­до­про­из­вод­ст­ва, а так­же за­щи­те цер­ков­но­го иму­ще­ст­ва.

II Л. с. (7.5–17.7.1274) со­зван па­пой Рим­ским Гри­го­ри­ем Х (1272–76) с це­лью за­клю­че­ния унии цер­ков­ной с пра­во­слав­ны­ми церк­ва­ми, ор­га­ни­за­ции кре­сто­во­го по­хо­да в Свя­тую зем­лю и об­нов­ле­ния нрав­ст­вен­ной жиз­ни ду­хо­вен­ст­ва и ми­рян. В ра­бо­те со­бо­ра при­ня­ли уча­стие бо­лее 500 епи­ско­пов, 60 аб­ба­тов и ок. 1000 др. свя­щен­но­слу­жи­те­лей (в т. ч. из­вест­ные тео­ло­ги Аль­берт Ве­ли­кий и Бо­на­вен­ту­ра). Ви­зант. имп. Ми­ха­ил VIII Па­лео­лог, пы­тав­ший­ся за­ру­чить­ся под­держ­кой па­пы в борь­бе с ко­ро­лём Не­апо­ля и Си­ци­лии Кар­лом I Ан­жуй­ским, от­пра­вил на со­бор по­соль­ст­во во гла­ве с вел. ло­го­фе­том Ге­ор­ги­ем Ак­ро­по­ли­том, но из-за ко­раб­ле­кру­ше­ния ви­зант. де­ле­га­ция при­бы­ла в Ли­он лишь 24.6.1274. На со­бо­ре бы­ли за­чи­та­ны по­сла­ния имп. Ми­хаи­ла VIII и ви­зант. ду­хо­вен­ст­ва, в ко­то­рых при­зна­ва­лись при­мат па­пы Рим­ско­го и ве­ро­уче­ние Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви. В пись­ме имп. Ми­хаи­ла так­же со­дер­жа­лась прось­ба по­зво­лить греч. Церк­ви со­хра­нить Сим­вол ве­ры без Filioque. На 4-м за­се­да­нии со­бо­ра (6.7.1274) Ге­ор­гий Ак­ро­по­лит от име­ни им­пе­ра­то­ра про­из­нёс тор­же­ст­вен­ную клят­ву, в ко­то­рой ут­верж­да­лось вер­хо­вен­ст­во па­пы в хри­сти­ан­ской Церк­ви, и под­пи­сал унию Зап. и Вост. церк­вей (Ли­он­ская уния). По­сле это­го за ли­тур­ги­ей был про­чи­тан Сим­вол ве­ры на греч. яз. с при­бав­ле­ни­ем Filioque. По­ста­нов­ле­ния II Л. с. вклю­ча­ют 31 ка­нон, 3 из ко­то­рых бы­ли до­бав­ле­ны Гри­го­ри­ем Х уже по­сле окон­ча­ния со­бо­ра. В 1-м ка­но­не из­ла­га­лось ка­то­лич. уче­ние о пред­веч­ном ис­хо­ж­де­нии Св. Ду­ха от От­ца и Сы­на из од­но­го на­ча­ла (ex uno prin­ci­pio). Др. ка­но­ны рег­ла­мен­ти­ро­ва­ли пра­ви­ла про­ве­де­ния конк­ла­ва, про­це­ду­ры из­бра­ния епи­ско­пов и ру­ко­по­ло­же­ния свя­щен­ни­ков, рас­смат­ри­ва­ли разл. во­про­сы цер­ков­ной дис­ци­п­ли­ны, а так­же уп­разд­ня­ли воз­ник­шие в 13 в. ор­де­на мо­на­ше­ские, кро­ме ор­де­нов фран­ци­скан­цев и до­ми­ни­кан­цев. Для под­го­тов­ки кре­сто­во­го по­хо­да со­бор ввёл на 6 лет де­ся­ти­ну со всех цер­ков­ных до­хо­дов.

Ли­он­ская уния не бы­ла при­ня­та боль­шей ча­стью ви­зант. об­ще­ст­ва. Её так­же от­ка­за­лись при­знать Сер­бия, Бол­га­рия, Эпир и Тра­пе­зунд­ская им­пе­рия. Уния бы­ла офи­ци­аль­но ра­зо­рва­на сы­ном Ми­хаи­ла VIII имп. Ан­д­ро­ни­ком II Па­лео­ло­гом (1282).

Раздел II. Третий период истории христианства (1054–1453 годы)

Ересь богомилов

стоит в тесной связи с ересью павликиан 14. Византийское правительство с целью ослабления павликианства значительную часть еретиков переселило из Армении во Фракию. Здесь павликианства пустило глубокие корни и под влиянием новых условий сложилось в особую еретическую систему, получившую название богомильства. С особой силой богомильство распространилось в XI–XII вв. в Болгарии. Название богомилов производят от слов: «Бог и милуй» или «Богу милый». Но вернее при выяснении этимологии слова нужно исходить от некоего Богомила, который, если и не был первым основателем богомильского учения, то был наиболее решительным распространителем его в Болгарии. За очевидную же связь богомилов с павликианами их называли павликианами и армянами, а также и манихеями, по сходству их учения в некоторых пунктах с учением этих древних еретиков. В основе учения богомилов лежит дуализм – признание двух начал в мире: доброго и злого. Но одни богомилы допускали дуализм в смягченной форме, считая злое начало отпадшим от Бога добрым ангелом, другие держались абсолютного дуализма, признавая злое началом, существующим от вечности.

Учение богомилов о мироздании можно свести к следующим положениям. Существуют два Бога – творца: добрый и злой. Им обязаны своим происхождением миры духовный и материальный. Благой Бог создал духовный ангельский мир: неустроенную невидимую землю или первобытный хаос. Во главе ангельского духовного мира стоял первородный сын благого Бога Сатанаил. Возгордившись своим достоинством, он возмутился против Отца и соблазнил к тому некоторых подчинённых ему ангелов. За это он был низвержен с неба. Из первобытного бесформенного хаоса он создал этот видимый мир и сотворил тело человека. Все его попытки оживить тело человека и вдунуть в него дыхание жизни были безуспешны. Тогда он обратился с просьбой к своему Небесному Отцу, чтобы он послал свой божественный дух для оживления созданного им тела человека. При этом обещал он, что люди своей духовной природой будут восполнять число падших ангелов, а над телесной природой человека он будет властвовать сам. Небесный Отец послал своё дыхание и оживил тело Адама. Таким же образом создана была и Ева.

Но Сатанаил изменил своему обещанию и решил овладеть вполне человеческой и духовной субстанцией и отвлечь человека от его Небесного Отца. Он вошел в змия и соблазнил Еву. Плодом этого соблазна явилось потомство Сатанаила в лице Каина и сестры его Коломены. Представителем же доброго потомства Адама явился Авель, но он убит был Каином. Как добрый сын Адама погиб от злого потомка Сатанаила, так и все доброе и духовное в человечестве должно было погибнуть от замыслов Сатанаила. И Сатанаил, действительно, поработил себе все человечество. Он властвовал над людьми до пришествия Христа в течение всего Ветхого Завета. Ветхозаветный закон, направленный к порабощению людей, был делом Сатанаила. В этом отрицании значения ветхозаветного откровения, как подготовительной ступени к Новому Завету, богомилы сходятся с гностиками сирийского направления.

Чтобы сокрушить силу Сатанаила и спасти людей от его власти, Небесный Отец, спустя 5500 лет от сотворения мира, из сердца своего отрыгнул божественное слово, другого Сына, Иисуса, который как начальник добрых ангелов, носил еще имя Михаила. Слово сошло с небес, вошло в правое ухо Девы и также вышло из неё, и явилось в виде человека, хотя и без человеческого тела. Вся жизнь и дела Христа были призрачны. Сатанаил не узнал в лице Христа своего противника и вступил с ним в борьбу, как с человеком, который вредит его владычеству над миром, он возбудил против него злобу людей и довел его до смерти. Но Иисус воскрес и во всем своем божественном величии явился Сатанаилу, заковал его в цепи и отнял у него остатки божественной силы и могущества, заключавшиеся в конечном слоге его имени «ил».

Превратившись из Сатанаила в сатану, он был заключен в тартар. По вознесении Христа на небо Бог для довершения спасения людей произвел из себя вторую силу – Святого Духа. Окончательным процессом мировой жизни будет освобождение всего духовного от плотского и материального. Души человеческие займут своё место в царстве Небесного Отца. Все материальное опять превратится в хаос. Иисус и Дух Святой лишатся своего отдельного бытия и сольются с Богом Отцом.

Отрицая и порицая все ветхозаветное, богомилы не признавали и Церкви Новозаветной. Она представлялась для них учреждением плотским, где господствует сатана, они отвергали церковное учение, Таинства, иерархию, почитание креста, икон, мощей, призывание в молитвах Богородицы, святых и вообще всю церковную обрядность. Богослужение считали многословием и признавали только одну молитву Господню. Праздников Православной Церкви не признавали, но посты соблюдали, постились в понедельник, среду и пяток, их иерархия состояла из учителей и апостолов: в каждой общине был учитель и при нем 12 апостолов.

Нравственное учение богомилов отличалось сурово аскетическим характером. Так как все земное и материальное, в том числе и человеческое тело, есть создание сатаны, то они учили удаляться от мира со всеми его прелестями и изнурять тело посредством разных подвигов воздержания. Они запрещали вино, мясо и брак. Убийство человека и даже всякого животного, кроме змей, дьявольских животных, решительно воспрещалось, а потому они совершенно отрицали войну; равно не дозволялась присяга и всякие показания на суде. Особенно строго соблюдались эти требования активными членами секты сравнительно с простыми верующими. Для простых же верующих делались послабления: они могли вступать в брак, владеть имуществом, участвовать в войне. Источником своего вероучения богомилы признавали Священное Писание Нового Завета, но толковали его аллегорически, применительно к своему учению. Кроме того, богомилы распространяли свою литературу главным образом апокрифического характера.

Богомильская ересь из Болгарии, как из своего центра, быстро распространилась по другим странам. В начале XII века её сильное гнездо было обнаружено в Константинополе не только среди мирян, но и среди духовенства. Ересь проникала даже в аристократические круги и распространялась тайно. Император Алексий Комнин был этим обеспокоен. Ему удалось узнать, что во главе еретиков стоит некий монах Василий, бывший прежде врачом. Император с особым умыслом пригласил его во дворец, оказал ему почести, посадил за свой стол и открыл ему своё намерение перейти в общество, основанное Василием. Василий доверительно сообщил императору все, касающееся богомилов. Между тем император за занавес посадил секретаря-скорописца, который все речи Василия занес в протокол. Как только Василий окончил давать свои показания, то, к его удивлению, занавеска поднялась, и его глазам представилось целое собрание из высших духовных и светских лиц столицы, и над ним начался суд. Василий не отказался от своих слов и был брошен в тюрьму.

При следствии было оговорено много лиц из всех сословий. Из арестованных одни сознались, что действительно принадлежали к ереси, другие отказались подтвердить свою причастность к секте. Чтобы отделить виновных от невиновных, император употребил следующую хитрость. Он приказал всех, не сознавшихся в ереси, вывести на открытую площадь. Здесь сложены были два костра. Над одним из них был поставлен большой крест. Обвиняемым было объявлено о решении их всех сжечь, за невозможностью отличить православных от еретиков. Те, которые желают умереть православными, должны приблизиться к костру, над которым поставлен крест. Когда произошло разделение осужденных на две партии, для императора стало ясно, кто из осужденных действительно принадлежал к еретической партии. Эти последние были снова заключены в тюрьму. Сожжен был один Василий.

Однако этими мерами ересь не была уничтожена, хотя ее открытая пропаганда на Востоке была приостановлена. Тайным образом, в отдельных глухих скитах и монастырях секта богомилов продолжала существовать. Известно, что в XIII веке Патриарх Герман II (1222–1240 гг.) в своих беседах восставал против богомильских мнений, ещё существовавших в Константинопольской Церкви. После того, как начались преследования богомилов, последователи ее из Болгарии частично проникли в Россию.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]