ДУША — ПО ПРИРОДЕ ХРИСТИАНКА?
Приблизительное время чтения: меньше минуты.
Согласны ли Вы с утверждением раннехристианского философа Тертуллиана, что душа — по природе христианка?
СЛОВА ТЕРТУЛЛИАНА НЕ ПРОТИВОРЕЧАТ ДРУГИМ РЕЛИГИЯМ
Кирилл ТАНЦИРЕВ, генеральный директор ЗАО “СП СПб”, автор сайта “Азбука веры”, Санкт-Петербург
Несомненно, человеческая природа изначально устремлена ко Творцу, стремится к реализации заложенных Создателем свойств: любви, мира, долготерпения, благости, милосердия, веры, кротости, воздержания (Гал. 5, 22). Мне близка мысль, что Бог говорит с нами языком обстоятельств, мы отвечаем Ему языком поступков. Для воцерковленного, то есть внимательно относящегося к своей жизни человека, действие воли Божией в жизни предельно реально, это несомненный факт. Каждый день мы находимся в состоянии выбора между божественным и богопротивным. И помощник в этом выборе – данная нам Богом совесть. Мы изначально, в большинстве случаев, знаем правильное решение: милосердное, честное, направленное к добру. Проявить благую волю или заглушить голос совести – наш ежедневный экзамен, и Господь взращивает нас в меру нашей решимости следовать Его воле. Да, душа каждого человека по природе христианка, только не каждый реализует природу своей души, живя временными, тленными ценностями. А еще я считаю, что слова Тертуллиана нельзя рассматривать как противовес нехристианским религиозным воззрениям, ведь поиск Бога, стремление к истине является свойством человеческой природы, независимо от того, успеет ли человек встретиться с Христом в этой жизни…
ДУША НЕОСОЗНАННО ИЩЕТ ВЕРЫ
Марина ГОСУДАРЕВА, аспирантка кафедры истории Рязанского государственного университета им. Сергея Есенина, Рязань
Для моих современников, приходящих к вере в сознательном возрасте, это подтверждается личным опытом. Душа неосознанно ищет веры, ищет своего Творца как Источник жизни. Ведь она так же, как и тело, хочет жить, хотя большинство людей не задумываются о том, что душе для этого тоже нужна пища. Я выросла в нецерковной среде, где о Боге, о вере никогда не говорили. Православие воспринималось лишь как часть русской культуры. А культурой, искусством я в то время как раз сильно увлекалась. Впервые вопрос о вере возник случайно. В десятом классе наш классный руководитель в неформальном разговоре спросил нас, что мы думаем о Боге. Я примерно помню свой тогдашний ответ: “Если бы Бог был, и если бы мне доказали это, я бы в Него поверила”. Душа искала что-то, еще не зная, где и как. Спустя два-три года я начала ходить в храм, пройдя через поиски смысла существования в искусстве, где для меня знаковыми фигурами стали Достоевский и Тарковский, чьи вера и богоискательство очевидны. Творческий человек особенно остро чувствует христианскую природу души, реальность духовной жизни, что всегда заметно для вдумчивого читателя и зрителя. Но на своем опыте я поняла, что искусство не может до конца удовлетворить потребности души. Даже в гениальных произведениях есть некий “потолок”, предел; они не открывают путь к вечной жизни, а лишь пытаются подвести к нему. Придя впервые в православный храм в 18 лет, почти ничего не зная о жизни Церкви, о богослужении, я ощутила прорыв ввысь, в беспредельность, которой жаждала душа, задыхавшаяся в рамках высокого искусства и обыденности повседневной жизни. Мне кажется, именно там, в храме, моя душа почувствовала свою истинную природу, словно вернулась домой. Искренне жаль десятки талантливых, чутких, духовно одаренных поэтов, актеров, музыкантов советского времени, трагически погибших в тридцать-сорок лет от пьянства или решившихся на самоубийство, а на самом деле – “убиенных обезбожением”.
ХРИСТИАНКА, НО НЕ СВЯТАЯ
Юрий ПИВОВАРОВ, директор Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук, академик РАН, Москва
Не думаю, что здесь можно дать однозначный ответ. Наверное, в каждом из нас есть необходимые чувства и способности, чтобы быть христианином. По-моему, это вполне отвечает замыслу Бога о нас. Но, в то же время, это не значит, что мы по определению чисты и непорочны. Ведь если любой из нас поглубже заглянет в себя, в свою душу – он найдет там достаточно чувств, не имеющих ничего общего с христианством. И здесь главное не забывать, что все это тоже есть в нас и будет всегда и в каждом. Да – душа по своей природе христианка, она тянется к Богу, она способна его почувствовать. Но это не значит, что все в ней светло и свято. Это не значит, что человек может заявить: “в душе я христианин!”, а потом пойти и мучить своих близких или грешить каким-то иным образом. На самом деле, нужно непрерывно следовать за Христом, а не успокаиваться фразой про свою христианскую душу.
ПРИНЯТЬ ЭТИ СЛОВА МОЖЕТ ТОЛЬКО ТОТ, КТО ВЕРИТ
Андраник МИГРАНЯН, профессор МГИМО (У) МИД России, председатель комиссии Общественной палаты РФ, председатель Научного совета Института стран СНГ, Москва
Душа – по природе христианка?.. Да, повторив эту фразу вслух несколько раз, я, пожалуй, могу согласиться с ней. Думаю, в этих словах есть глубоко скрытая истина, ведь именно Тертуллиан – тот человек, который сформулировал самое, наверно, известное выражение в христианской литературе: “Верую, ибо абсурдно”… Понять и принять ее может только тот, кто искренно верит. Если нам такая позиция нравится, если мы так чувствуем – в таком случае мы совершенно не нуждаемся в рациональном обосновании, ведь само по себе это выражение – иррационально! Думаю, сегодня душа человека одновременно и язычница, и христианка, и мусульманка, ведь мы живем в очень динамичное время, когда перемешиваются самые разные верования и конфессии. Мы видим массовый переход людей из одних религий в другие, или вообще уход из религии; умножение всяких сект и направлений внутри отдельных религий. Несомненно, мы являемся свидетелями фрагментации в религиозной сфере, и потому именно сейчас очень трудно определить, на самом ли деле душа человека – христианка. Ответ на этот вопрос Тертуллиана уже не так однозначен для нас…
ХРИСТИАНСТВО – ЭТО ТЕРПЕНИЕ И ПОЗНАНИЕ
Татьяна ДОРОФЕЕВА, психотерапевт, Санкт-Петербург
Христианство в моем понимании – это терпение и познание, а эти качества заложены у человека с детства. Каждый ребенок, даже новорожденный, терпелив. Во время родов он проходит сложный путь к свету, чтобы увидеть жизнь. И даже если его во время беременности не желали, он надеется на жизнь, борется за нее и настроен к миру позитивно. Подрастая, ребенок терпеливо познает мир, даже если это сложно. У взрослого человека терпение трансформируется в принятие и веру. А они формируют христианское восприятие мира. Человек, даже не будучи христианином по вероисповеданию, может иметь христианское мировоззрение и стремиться к пониманию людей. Душа любого человека несет в себе частичку Любви и хочет поделиться ею с другими, поэтому любая душа – христианка. Все люди приходят в этот мир совершить что-то хорошее, и интуитивно человек знает, что хорошо, а что плохо, но, к сожалению, на жизненном пути могут встретиться страшные вещи, и он собьется с пути добра на путь разрушения. Большинство людей за свою жизнь совершили хоть один поступок, направленный на помощь другим людям, и гораздо меньше людей совершили какие-либо злодеяния. Но даже человек, совершивший злодеяние, когда осознает, что он сделал, имеет шанс вырастить христианство в своей душе через терпение, принятие, веру и познание.
ГОСПОДУ НЕ ВАЖНА НАЦИОНАЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
Иерей Александр ИЛЬЯШЕНКО, настоятель храма всемилостивого Спаса в бывшем Скорбященском монастыре, Москва
Думаю, наблюдение, что душа каждого человека по природе своей христианка, очень тонкое и верное. Человек создан по образу и подобию Божию. При этом он может быть неверующим, иноверцем, язычником. Главное – чтобы в нем раскрылось его Божественное, высшее начало. К сожалению, это происходит далеко не всегда, в том числе по условиям рождения. Человек может всю жизнь прожить и не узнать истинную веру. Но апостол Павел говорил, что для Бога нет ни иудея, ни эллина, а все Христовы. То есть Господу не важна национальность человека, Он любит всех людей и каждому желает спасения. Бог будет судить нас по нашим делам – жили ли по совести, любили ли своих ближних, – а не по тому, в какой стране мы родились. Помните разбойника, распятого рядом с Христом? Его национальность неизвестна. Зато известно, что он искренне поверил в Бога перед самой своей смертью, хотя до этого совершил много злых дел. И Христос обещал ему Царствие Небесное. Пути Господни неисповедимы. Здесь очень важна роль миссионерства: оно несет весть о Христе как нашим неверующим соотечественникам, так и людям других национальностей, других стран. Это наше особое призвание как православных христиан. Кому больше дано, с того больше и спросится.
ХРИСТИАНСТВО РАСКРЫВАЕТ В ЧЕЛОВЕКЕ ВСЕ ЛУЧШЕЕ
Петр СТРОНСКИЙ, заслуженный художник РФ, участник росписи Храма Христа Спасителя, Москва
Как художник и верующий че-ловек, я много думал о роли веры в жизни человека. И согласен с Тертуллианом. Христианство раскрывает в душе то лучшее, что в ней заложено, помогает найти нравственные ориентиры в жизни. Но при этом во все времена были люди, которые уродовали свои души, становились страшными грешниками. К ним вообще трудноприменимо слово “душа”. Но существуют ведь и другие религии, которые уживаются с Православием многие столетия. Как же быть с людьми, рожденными и воспитанными в других культурных, национальных условиях? Лично я воспринимаю фразу Тертуллиана в применении к нашему народу, терпеливому и доверчивому, готовому, если надо, отдать последнюю рубашку. В нашей традиции глубоко заложено – подставить другую щеку, а не ударить в ответ. Нас надо сильно довести, чтобы мы вступили в конфликт, проявили силу. Мы до последнего надеемся уладить дело миром. Если посмотреть на нашу историю, это можно проследить на протяжении многих поколений. Сегодня, к сожалению, такое встречается гораздо реже – но это есть во всех нас.
ДУША ПРЕДЧУВСТВУЕТ БОЖЕСТВЕННОЕ
Дина КОРЗУН, актриса театра и кино, Москва
Но то, что она – от Бога, это точно. Даже если разумом человек не понимает этого, мне кажется, все равно душа его иногда тоскует, вот так – без причины, плачет, ждет чего-то… Она помнит то место, откуда пришла, и ей не достает света, любви, счастья – всего того, чего она лишилась. Но душу тянут к земле наши чувства, стремление к чувственным удовольствиям, которые могут быть совершенно разными: от прекрасных, таких как любовь или наслаждение красотой, до таких ужасных, как обжорство или прелюбодеяние. И эти чувственные наслаждения догоняют и порабощают нас, чаще всего – в какие-то сложные моменты жизни, когда мы не ощущаем смысла нашего пребывания на земле.
LiveInternetLiveInternet
Цитата сообщения У_КОЛОДЦА
Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
ОККУПИРОВАННАЯ ТЕРРИТОРИЯ
Хорошо известно такое высказывание: «Человеческая душа – христианка». Можно и нужно добавить к этому, что человеческая плоть – язычница.
Когда Адам согрешил в райском саду, он стал язычником. Сознание человека треснуло, как зеркало. Человек потерял целостность и полноту: в отношениях с Богом, в знаниях, в восприятии окружающей действительности, в здоровье, во всей жизни. Познав добро и зло, человек получил заштрихованную картину, где на добро наложилась решетка зла. Все оказалось разбитым на отдельные кусочки. Бессмертная душа стала жить под оккупацией смертного тела.
По предвечному плану Господа мы должны служить Ему, мы созданы Им для общения с Ним. Но в Адаме человек избрал другого господина, и в силу этого выбора мы служим греху. Раздвоение в сознании человека доходит до крайних пределов. Потеряв общение с Творцом, человек обратился к идолам, ложным богам. Язычники боятся своих богов, они стараются задобрить их делами, словами, жертвами.
Апостол Павел говорит о том, кто стоит за каменными, деревянными, золотыми божествами. «Язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами» (1Коринф.10:20).
Помимо видимых идолов, люди носят в себе духовных истуканов. Ими могут быть наши страсти, люди, вещи, наше положение в обществе, наше здоровье и благополучие, человеческая слава. Совсем другому учит Христос: «Я кроток и смирен сердцем» (Мф.11:29). Омытие ног Своим ученикам – пример небывалой кротости. Какой язычник мог бы представить своего бога в таком положении? Гордость, напыщенность, беспощадность – вот качества земных божеств.
Все мы вышли из язычества. Церковь тоже вышла из язычества. Вся история избранного Богом народа, Израиля, — яркий пример метания человека между душой-христианкой и плотью-язычницей. Первые церкви в самом начале своего существования начали ту же самую борьбу: против оккультных практик язычества, которые пытались проникнуть в души и сердца верующих; против обрядов и зрелищ, которым приписывались магические свойства, но уже в христианской «обертке»; против «святых» предметов, охраняющих и приносящих удачу. Эта борьба между язычеством и христианством продолжается в течение всей истории человечества. Борьба эта ведется в наших церквах, в сердце каждого человека.
Сколько современных христиан верят, что заговоры «отцов» обязательно «помогут»? Сколько христиан в деревнях «оберегают» свой скот с помощью нехитрых магических манипуляций? Какое количество христиан серьезно рассуждает о «чакрах, космической энергии, энергетических вампирах»? Кто из нас не обращает абсолютно никакого внимания на приметы? За всеми этими действиями и суевериями стоят реальные духовные силы, те самые бесы, о которых предупреждает Слово Божие, чтобы мы не были в общении с ними.
«Будь непорочен пред Господом твоим» (Втор.18:13). Слово Божие постоянно напоминает нам: «…живущие по плоти Богу угодить не могут» (Римл.8:8).
Наша плоть – язычница, но душа – христианка.