Что значит фраза «Пути Господни неисповедимы»: происхождение, автор, толкование

Суть знаменитого изречения, о котором пойдет речь, заключается в том, что человеку бесполезно искать смысл событий его жизни и пробовать самостоятельно выстроить свою судьбу. Даже ситуации, которые кажутся тупиковыми, могут привести к счастливому финалу, поскольку пути Господни неисповедимы.

Библия — кладезь мудрости

Книга книг — Библия — обогатила наш язык множеством крылатых выражений. Большинство из них мы часто используем для образной передачи мысли. Одно из таких выражений — «пути Господни неисповедимы». Мы употребляем его, чтобы ободрить близкого человека в случае нелегких жизненных испытаний. Произносим, когда удивляемся хитросплетению случайных событий, приведших к удачному решению сложного вопроса. Нередко слышим эту фразу с амвона церкви во время проповеди священника. Каков же первоначальный смысл словосочетания «пути Господни неисповедимы» и кто впервые произнёс эти слова?


Дорога к храму — пути Господни неисповедимы

В каком смысле употребляется распространенная библейская фраза?

Мы уже понимаем, откуда пришла в «народ» фраза «Пути Господни неисповедимы». Что это значит в условиях современного мира? Насколько отличается понимание выражения сегодняшними людьми от православных верующих прошлых веков? Священнослужители считают, что разница существенна.

Ранее люди легче доверялись замыслам Бога и подчинялись всем изменениям в своей жизни. Верующие были уверены, что свыше им определен свой путь, и он ведет только к спасению души. Практически отсутствовало желание спорить с Богом и Его планами. Известны случаи, когда самые тяжкие испытания, выпавшие на долю человека, пройденные с достоинством, молитвой и благодарностью, выводили человека на новый уровень жизни. И тогда люди говорили, что к счастью человека привел Бог, или произносили, что пути Господни неисповедимы. Что это значит, никто даже не задумывался, настолько сильна была вера в Божьи замыслы.

Конечно, сейчас мало кто может похвастаться такой крепкой верой. Недаром столько бед и несчастий встречается в жизни людей. Как утверждают священники — пока человек не отдаст свою жизнь в руки Бога и не пройдет все намеченные вехи пути, он будет подвергаться испытаниям. В современном мире мы довольно часто говорим известную фразу в качестве сочувствия или утешения тогда, когда не знаем, как объяснить неприятное происшествие и ободрить человека. Не звучит в ней былого восхищения и благоговейного трепета перед замыслами Бога, только признание своей слабости и беззащитности перед высшими силами.

Пути Господни неисповедимы: что это значит

Апостол Павел является автором выражения «пути Господни неисповедимы». В послании к Римлянам он пишет:

«О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» (Рим.11:33).

Так, в первоисточнике звучит слово «неисследимы». Это значит, что исследовать замыслы Бога, то есть узнать и изучить их, невозможно. Человеческом разуму не под силу пройти «по следам» Божественного замысла и понять все его повороты. Толкователь Евангелия блаженный Феофилакт так пишет об этом:

«О путях же не сказал: непостижимы, но: неисследимы, то есть не могут даже быть исследуемы. Пути Его, то есть способы домостроительства, не только не могут быть постигнуты, но даже исследованы, то есть нельзя даже видеть следа их».

Апостол Павел в своих словах выражает изумление Премудростью Божией. Он поражен величием Его Промысла о мироздании и каждом отдельно взятом человеке.

С течением времени слово «неисследимы» было заменено на привычное нам «неисповедимы». В переводе со славянского это значит то, что нельзя выразить словами. Нечто, что не поддаётся пониманию, непостижимо для ума.

Таким образом, общее значение рассматриваемого популярного выражения следующее: человек не в силах проникнуть в глубины Божественного Промысла и выявить причинно-следственные связи случившегося.

Смысл фразы «пути Господни неисповедимы» заключается в невозможности познать премудрость Божьего Замысла. Словосочетание используется для выражения мысли о том, что даже тяжелые и скорбные события жизни Господь управляет ко спасению бессмертной души человека.

«С Богом никто не поспорит, и Он никому не дает отчета, и одно несомненно, что все, что он творит, есть во благо, есть совершенное добро» (архимандрит Иоанн Крестьянкин).

Значение фразы

В Библии

Апостол Павел наставляет людей принять на веру, могущество и справедливость Всемогущего Бога, которому одному единственному дано знать все во все времена. Сама мысль о великом таинстве путей господних обладает способностью утешать во времена суровых испытаний. А понять ее правильно поможет не несовершенный человеческий ум, а душа, склонная верить без доказательств.

В современном мире

Современный, чересчур рациональный мир создает иллюзию того, что человек способен самостоятельно строить планы на будущее, оценивать и анализировать события, игнорируя Священное Писание. Смирение становится редчайшей добродетелью, а гордыня разъедает человечество подобно ржи.

Однако все тщеславные помыслы разбиваются о каменную стену мироздания и убеждают заблудших в том, что поддержку следует искать только у Творца.

Пути Господни неисповедимы

В первой строке Символа Веры христиане исповедуют Господа как Вседержителя. А это значит, что Он все держит в Своей Божественной руке, направляя все к добру. Премудрый Творец, гармонично устроивший Вселенную, поддерживает в ней согласованность и порядок, видя все вне времени и пространства.

«Бог все наперед знает и что было, и что есть, и что будет; все знает Он прежде события, и видит то так, как бы оно было присуще и совершалось пред лицем Его, потому что все от Бога имеет свое бытие и существование и все прежде бытия находится в Его творческом уме» (преподобный Симеон Новый Богослов).

Божественный Замысел простирается на все Его творение: от Небесных Сил до полевых лилий. Но ограниченному человеческому уму невозможно постигнуть всю глубину Божьего Промысла. Для человека пути неисповедимы, которыми Господь Вседержитель как Источник благ, все события ведёт ко спасению и добру.

«Бог уп­равля­ет ми­ром, и все, со­вер­ша­юще­еся на не­бе и в под­не­бес­ной, со­вер­ша­ет­ся по су­ду Пре­муд­ро­го и Все­могу­щего Бо­га, не­пос­ти­жимо­го в пре­муд­рости и все­могу­щес­тве Сво­ем, не­пос­ти­жимо­го в уп­равле­нии Сво­ем» (святитель Игнатий Брянчанинов).

В годовалом возрасте для ребёнка его квартира кажется всем миром. По мере взросления он узнаёт о существовании многих стран. Все это происходит постепенно, неподготовленный детский ум не способен воспринять масштабы пространства. Так и взрослым людям, которые всегда остаются детьми Небесного Отца, не стоит пытаться постичь всю глубину и премудрость Божественного Замысла.

Об этом Сам Господь предупредил авву Антония. Об этом повествует следующий рассказ в Отечнике (сборнике жизнеописаний подвижников и монахов).

Антоний Великий, раннехристианский монах-пустынножитель, долгое время размышлял о глубине Божественного Промысла. Почему некоторые живут до глубокой старости, а другие уходят в младенчестве? Почему нередко злые люди благоденствуют и наслаждаются материальными благами, а добропорядочные испытывают бедность и несчастья? После продолжительной молитвы авва Антоний услышал глас: «Антоний! Внимай себе и не подвергай твоему исследованию судеб Божиих, потому что это душевредно».

Притчи о путях господних

О старце

О том, насколько мало мы понимаем в том, что происходит вокруг нас, повествует одна христианская притча.

Старик, пытавший разобраться в окружающем его мире, постоянно просил у Господа помощи в том, чтобы понять происходящее. Однажды к старику явился ангел и предложил влезть на дерево, чтобы три дня наблюдать за тем, что происходит внизу. В первый день старик увидел, как богато одетый всадник, решив отдохнуть под деревом, забыл там мешок с золотыми монетами. На другой день под деревом остановился пообедать бедный крестьянин и нашел золото. На третий день еду, оставленную крестьянином, нашел нищий. В это время вернулся всадник и убил его, заподозрив в краже денег. Возмущенный старик уже готов был отречься от веры. Однако ангел пояснил, что всадник — сборщик податей, известный своей жадностью. Нищий — бывший разбойник, который молил о смерти для искупления прошлых грехов. После его убийства мытарь раскается и уверует в Господа, а крестьянин, разоренный большими податями, сможет благодаря кладу спасти свою семью от голодной смерти.

О монахе

Доверять Всевышнему, не требуя от него объяснений, — этому нас учит история монаха-отшельника, который никак не мог понять замыслов Божьих.

Во сне монах совершил путешествие с таинственным незнакомцем, который вел себя очень странно. В первый день пути похитил из дома приютившего их крестьянина золотую чашу, подаренную соседом. На другую ночь незнакомец поджег хижину приютившего их бедняка. У третьего крестьянина, пустившего странников на ночлег, спутник монаха попросил в проводники сына и сбросил юношу в реку. Три дня путешествия стали для монаха сплошным разочарованием в вере. Однако спутник все разъяснил старцу. Оказалось, что золотая чаша была отравлена, погибший юноша должен был по наущению отца стать жестоким разбойником, а на пепелище дома крестьянин обнаружит богатый клад. Последний сможет обеспечить достойную жизнь своей семье. Отец, потерявший сына, раскается в своих грехах, уверует в Бога и будет до конца своих дней помогать людям. После этих объяснений монах проснулся и с тех пор уже не сомневался в том, что Господь лучше всех знает о том, как все устроить.

Да будет воля Твоя!

Самый мудрый царь всех времен и народов Соломон, глядя на величие Премудрости Божьей, восклицал:

«Ибо какой человек в состоянии познать совет Божий? или кто может уразуметь, что угодно Господу?» (Прем.9:13).

Именно эту мысль и выразил апостол Павел, употребив крылатое сегодня выражение «пути Господни неисповедимы». При этом дальше апостол добавляет славословие Господа, говоря:

«Ибо все из Него, Им и к Нему» (Рим.11:36).

Мы призваны доверять Богу как Премудрому Управителю всего существующего. И по словам блаженного Феодорита:

«На Него подобает всем взирать, принося благодарность за то, что уже есть, и прося о попечении в будущем».

Сам Господь Иисус Христос учит христиан совершенному доверию Господу, когда даёт ученикам образец молитвы, в которой звучат слова:

«да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мф.6:10).

Дальше Христос показывает пример всецелого предания себя в руки Божественного Промысла. Он как человек страшился грядущих мучений и смерти. И молясь до кровавого пота перед Своими крестными страданиями в Гефсиманском саду, Христос повторял:

«впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф.26:39).

И Божественным Промыслом было устроено так, что позорная казнь Иисуса Христа на кресте, стала дверью в Небесное Царство для всех верующих в спасительную Жертву Христа.

Так в жизни каждого человека даже тупиковые, на первый взгляд, ситуации и скорбные события Господь устраивает ко благу. Христианин должен с молитвой и упованием на Бога принять все происходящее с ним. Именно в этом заключается смысл смирения — во всем видеть управительную Руку Божественного Отца.

«Мы дол­жны быть убеж­де­ны толь­ко в од­ном, что Бог все по­сыла­ет для на­шей поль­зы, а са­мого спо­соба не ис­сле­довать, и не роп­тать, и не уны­вать, ког­да не зна­ем его. В том то, глав­ным об­ра­зом, и сос­то­ит Про­мысл, что при­чины для нас не­пос­ти­жимы» (святитель Иоанн Златоуст).

Притчи, разъясняющие смысл

Первая притча


Фото: Privolgsk.cerkov.ru
В христианстве эта фраза встречается в двух известных причтах. Первая рассказывает о затонувшем корабле, с которого удалось спастись только одному моряку. Выбравшись на берег, он построил шалаш, начав ждать, когда его спасут. Прошло много времени, в его жилище случился пожар, уничтожив все, чем он успел запастись.

В этот момент юноша отчаялся, начав восклицать, что незаслуженно получил такое наказание. В это мгновение на горизонте появился корабль. Оказалось, что команда рассмотрела высокий костер, решив, что кому-то требуется помощь. Иначе они бы ни за что не прошли по этому маршруту вблизи острова.

Для христианина нет случайностей

Человеку нередко может казаться, что жизнь — это набор случайных событий. Но православный верующий знает, что каждое явление — звено Божественного Провидения в единой цепи устроения мира. Когда мы стоим на месте, нам может казаться, что лес вокруг нас дремуч и страшен. И только пройдя вперёд, мы увидим, что за раскидистыми ветвями притаилось спокойное живописное озеро. Так, тяжелые события нашей жизни могут быть началом положительных перемен. Нужно только доверять и благодарить Бога.

Наглядно это иллюстрирует следующая притча.

У одного крестьянина пропала лошадь. В ответ на переживания соседей он спокойно отвечал: «У меня просто пропала лошадь. На все воля Божья». Через некоторое время пропавшее животное само пришло в стойло, да ещё привело с собой молодого жеребца. Соседи с завистью в голосе охали и поздравляли счастливого обладателя двух отличных лошадей. На это крестьянин лишь тихо улыбался и благодарил Бога.

Сын крестьянина решил опробовать нового скакуна. Во время катания он упал с лошади и сломал ногу. На горестные причитания соседей крестьянин славил Бога и говорил, что так угодно Господу. Знакомые махнули рукой на причудливого старика: его сын болен, а он радуется. Но внезапно пришла война, и всех здоровых ребят забрали воевать. В деревне остался лишь сын старого крестьянина со своей сломанной ногой.

Так, у человека, который доверяет Господу и Его Божественному Промыслу, нет случайностей. Каждое событие словно очередной стежок, который делает Премудрый Господь на ткани человеческой жизни и всей мировой истории.

«Случайностей в жизни нет и быть не может, Бог Промыслитель правит миром, и каждое обстоятельство имеет высший духовный смысл и даровано Богом для исполнения этой вечной цели – для познания Бога» (архимандрит Иоанн Крестьянкин).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]