Смерть Льва Толстого: как ушел великий русский писатель

Лев Николаевич Толстой умер 20 ноября 1910 года в возрасте 82 лет. Последние годы своей жизни он хотел провести вдали от суеты, чтобы ему никто не надоедал. Для этого он тайно покинул Ясную Поляну и отправился в путешествие. В дороге он простудился и вынужденно сошел на станции Астапово (ныне Лев Толстой). Там-то известный писатель и философ провел последние часы.

Когда появились первые сообщения о том, что Лев Николаевич Толстой умер, современники великого писателя отнеслись к этому весьма неоднозначно. Кто-то скорбел, а кто-то, наоборот, не скрывал своей радости, считая Толстого опасным для общества человеком. И все потому, что автор знаменитых литературных произведения последние годы был в ссоре с церковью.

Годы жизни Льва Толстого

Прославленный русский философ и прозаик родился 9 сентября 1828 года в Тульской губернии в местечке Ясная Поляна, а скончался в преклонном возрасте 20 ноября 1910 года. Смерть наступила на станции Астапово в Рязанской губернии (сегодня эта станция носит имя писателя).

Льву Николаевичу было 82 года. По тем временам – настоящий долгожитель. Он хотел покоя, а между тем его постоянно вовлекали в борьбу. В конце концов, Толстой решил сбежать от всех, чтобы провести последние дни в уединении и тиши. Тайно от жены он уехал в сопровождении одного лишь доктора. В дороге Лев Николаевич неожиданно почувствовал себя плохо и был вынужден сойти с поезда. Скончался он 20 ноября (7 ноября по старому стилю) 1910 года в 5 :30 утра.

Ученые, исследовавшие биографию и документы Толстого, установили, что причинами скоропостижной смерти стали:

  • двухсторонняя пневмония;
  • отек легких;
  • острая сердечная недостаточность;
  • острая вирусная инфекция.

В момент кончины Толстого окружали родные и близкие.

Писатель умер без сознания, он даже не мог попрощаться с родственниками. Представители церкви утверждают, что такая кончина – Божья кара за то, что при жизни философ и литератор распространял ересь и подрывал авторитет православной церкви.

Где похоронен Лев Николаевич Толстой

Гроб с телом был отправлен поездом домой, в Ясную Поляну. По прибытии на станцию сыновья писателя и простые крестьяне на руках отнесли простой дубовый гроб к месту похорон.

Где похоронен Лев Толстой? Родные и близкие похоронили тело согласно завещанию – без памятника и надгробного креста, у оврага близ дороги любимого Толстым в детстве леса “Старый заказ”. Многие сотни людей хотели проститься с любимым писателем, но правительство, во избежание беспорядков, отменило все поезда в направлении Ясной Поляны.

Отлучение Толстого от церкви

В своих философских статьях писатель утверждал, что изобрел новую религию, или «рафинированное христианство». Толстой полагал, что:

  • нельзя бороться со злом с помощью насилия;
  • культура и религия давно утратили свою важность и актуальность;
  • буржуазное общество ведет неправильную жизнь;
  • современное общественное устройство враждебно природе человека.

Попытки литератора создать новую религию привели к его отлучению в 1901 году от Православной Церкви постановлением Святейшего Синода.

В 1923 году обновленцы выступили с предложением вернуть великого автора в лоно православной церкви. Однако на их прошение было отвечено отказом.

Взгляды и мировоззрение

Изучение теологии, паломничество в Оптину пустынь, общение с монахами и церковные догмы не смогли дать ответ на мучавшие Льва Николаевича Толстого глобальные вопросы мироустройства. Противоречивость между реальной жизнью и смертью и душевными устремлениями терзала Льва Толстого все годы жизни, и в конце 70-х годов появилась “Исповедь” – произведение, где было изложено философское учение великого писателя.

Принципов, изложенных в трактате, Толстой придерживался до самой смерти – отрицание навязанных буржуазным обществом псевдо-ценностей, возвращение к природным корням и физический труд, отказ от насилия, даже для сопротивления злу. Пропагандой этой идеи “очищенного христианства” служила сама жизнь писателя. Представители православной церкви негативно воспринимали критические высказывания Льва Толстого в ее адрес, и разногласия привели в 1901 году к церковному отлучению писателя, хотя, как пишут некоторые теологи, это была не настоящая анафема, а просто осуждение. На самом деле Лев Толстой, глубоко верующий человек, порицал не самого Господа, а внешние проявления религии.

Решение покинуть Ясную Поляну

В последние годы жизни у Толстого резко ухудшились отношения с супругой. Он скрывал от жены свои дневниковые записи, а также принял решение отказаться от авторских прав на свои произведения. В конце октября 1910 года, примерно за месяц до смерти, литератор решил уехать на новое место – на юг России, чтобы жить там вдали от роскаши, мирской суеты и подготовить свое тело и душу к последнему пути. Оставив прощальную записку супруге, писатель ночью тайно уехал в сопровождении своего лечащего врача Маковицкого.

Точного плана дейсвий у него не было. Решили вначале посетить Шамардинский монастырь, где жила сестра писателя Мария. Дорога была тяжелой, поэтому пришлось остановиться на ночь в Оптиной пустыни, где Толстой разговаривал с отцом Михаилом.

В Шамардино Лев Николаевич встретился с сетрой, и немного позже туда же тайно приехала его дочь Александра, и сообщила, что мать (Софья Андреевна) пыталась покончить с собой, бросившись в пруд. Также она сказала, что место пребывания Льва Николаевича, вероятно, многим известно.

Старик запаниковал и спешно уехал вместе с дочерью и врачом обратно в Козельск. Там сел на поезд, чтобы ехать дальше на юг, но добрался только до Рязанской губернии. У писателя неожиданно поднялась высокая температура, и медики приняли решение снять его с поезда для дальнейшего лечения.

Как умер Лев Толстой

Льву Толстому была оказана медицинская помощь, но возможности медицины той эпохи были очень скромными. Когда писатель почувствовал себя лучше, он даже хотел продолжить путешествие, а потом болезнь снова начала прогрессировать. Толстой был болен воспалением легких. Ослабленный организм не справлялся с тяжелой болезнью.

По просьбе Толстого в Оптину пустынь была отправлена телеграмма с просьбой прислать к нему игумена. Приехавшие родственники и последователи писателя, которых называли толстовцами-атеистами, не допустили старца к Льву Николаевичу, а вскоре больной впал в беспамятство и умер 7 ноября 1910 года. Сон сестры писателя Марии оказался пророческим. Ученики позаботились о том, чтобы их учитель умер без покаяния и причастия.

Остановка на станции Астапово

Температура поднялась до 40 градусов, и было принято решение сделать вынужденную остановку на небольшой станции Астапово. По просьбе лечащего врача писателя временно разместили в доме начальника станции Ивана Озолина. В последние дни болезни к Толстому пускали только сына и двух дочерей. В своих воспоминаниях Александра Толстая пишет:

  • иногда самочувствие отца улучшалось, но улучшения длились недолго;
  • он очень хотел ехать дальше, но врачи категорически запретили ему отправляться в путь до выздоровления;
  • до последних мгновений жизни Лев Николаевич вел записи в своем личном дневнике.

Эти записи он никому не показывал. Последняя запись была сделана 3 ноября. Литератор писал о том, что очень плохо чувствовал себя ночью и два дня страдал от лихорадки.

Всети о болезни занменитого писателя быстро разнеслись по округе. Шесть врачей предлагали оказать ему помощь, но он отказался. Он лишь просил, чтобы его оставили в покое, и говорил, что Бог все решит.

Бегство из рая

Лев Толстой всю жизнь был странником. Не только в душе, но и в реальной жизни. Фото: Государственный музей Л.Н. Толстого

До сих пор биографы гадают: был ли это заранее обдуманный и осознанный поступок или это произошло спонтанно, под влиянием «момента». Проснувшись ночью, Толстой заметил, что его жена Софья Андреевна что-то ищет в ящиках стола в его кабинете. Мы знаем, что она искала следы его завещания на литературные права. Когда жена ушла в свою комнату и заснула, Толстой разбудил врача Душана Маковицкого, дочь Сашу и ее подругу Варвару Феокритову и объявил о решении уехать из дома. Сам отправился разбудить кучера, помогал ему запрягать лошадь в коляску. Обо всем этом он напишет в дневнике, где будут такие слова: «Я дрожу, ожидая погони».

И все же «уход» Толстого нельзя объяснить одним семейным конфликтом, связанным с завещанием. Образно говоря, он «уходил» всю жизнь. Бегство из Казанского университета в Ясную Поляну, затем бегство на Кавказ, куда он приехал к старшему брату Николаю без всяких документов, бегство от безалаберной жизни на Крымскую войну, паломничества в Оптину пустынь, Киево-Печерскую и Троице-Сергиеву лавры, трижды совершенное путешествие пешком из Москвы в свою усадьбу…

Порой изумляешься, насколько «мобильным» был человек, написавший 90 томов сочинений, писем и дневников (сейчас готовится к изданию более полное 100-томное собрание). Да и многие из его героев куда-то бегут или собираются бежать (князь Оленин, Пьер Безухов, Андрей Болконский, Наташа Ростова, старец Сергий, Федя Протасов, князь Нехлюдов). Им не сидится на месте, они в постоянном поиске самих себя и своего места на земле.

Так и Толстой, вроде бы влюбленный в свою Ясную Поляну, не раз пытался из нее сбежать, но осуществил этот «уход» в самом конце жизни.

Сначала он отправился с Маковицким в Оптину пустынь. Переночевав в монастырской гостинице, хотел встретиться со старцем Иосифом, дважды подходил к келье, но постучать не решился — старец был болен, и он это знал. Потом Толстой поехал к сестре Маше, монахине в Шамординской обители. Думал остановиться в селе рядом с монастырем, договорился с вдовой крестьянкой об аренде половины избы, но опять рано утром бежал…

В поезде из Козельска Толстой, Маковицкий и Саша еще не знали, куда точно они направляются. «За Горбачевом опять советовались и остановились на Новочеркасске, — пишет Маковицкий. — Там у племянницы Л. Н. отдохнуть несколько дней и решить, куда окончательно направить путь — на Кавказ или, раздобыв для нас, сопровождающих Л. Н., паспорта («У вас у всех виды (на жительство. — Ред.), а я буду вашей прислугой без вида», — сказал Л. Н.), поехать в Болгарию или в Грецию».

Если бы в начале XX века был интернет, уход Толстого освещался бы в режиме реального времени

Итак, они собирались пересечь границу, провозя 82-летнего старика с внешностью Льва Толстого под видом прислуги… Но это было невозможно! Во-первых, их вычислили бы на границе, потому что известие о том, что Толстой бежал из дома, к тому времени облетело весь мир. Во-вторых, в поезде их тайно сопровождал корреспондент газеты «Русское слово» Константин Орлов. Он следовал за Толстым от Козельска, имея задание с каждой крупной железнодорожной станции давать телеграммы. Если бы у Орлова был интернет, он делал бы репортаж об «уходе» в режиме реального времени. Но и без интернета мировые телеграфные агентства работали быстро. Так что десять дней весь мир с волнением следил за этим «уходом», и это была главная мировая сенсация.

В поезде Толстой заболел, и они вынуждены были сойти на станции Астапово Рязанско-Уральской ж. д. К счастью для них, начальник станции Иван Озолин (Озолиньш), латыш по происхождению и протестант по вероисповеданию, оказался поклонником Толстого. Он предоставил ему свой казенный домик, переселив в другое помещение свою многочисленную семью.

За жизнь Толстого боролись несколько врачей. Возле постели непрерывно дежурили Маковицкий, Чертков, Феокритова, дочери Саша и Татьяна, старший сын Сергей. Приехавшую в Астапово с другими сыновьями Софью Андреевну к больному не пускали. Не пустили и приехавшего из Оптиной пустыни с целью помирить Толстого с Церковью старца Варсонофия. И сегодня это решение вызывает споры. Но по факту делать это не советовали врачи. Опасались, что у Толстого не выдержит от волнения сердце. Софья Андреевна прощалась с мужем, когда он был еще жив, но уже без сознания.

7 (20) ноября 1910 года в 6 часов 5 минут утра Толстой ушел из жизни. И это был последний «уход», который Иван Бунин образно назвал «освобождением Толстого». Его похоронили в Ясной Поляне, в лесу Старого Заказа, на краю оврага, где они с братом Николенькой зарыли «зеленую палочку», на которой был написал рецепт всемирного счастья. Что нужно сделать, чтобы на земле прекратились войны, голод, болезни, страдания? Мы этого не знаем и по сей день.

Последние слова

В своих предсмертных дневниковых записях Лев Николаевич упоминал жену, детей и других родственников, а также написал свой девиз – пословицу на французском языке. В вольном переводе на русский она звучит так: «Человек должен делать то, для чего он рождается, и не должен строить больших планов на будущее; никто не знает, как сложится жизнь».

В последней записи, на которой обрывался дневник, Толстой писал, что все, чем он занимался в жизни, было на благо другим. Вероятно, он имел в виду не только литературное творчество, но и свое философское учение. За день до кончины, уже находясь в бреду и агонии, литератор несколько раз отчетливо произнес слово «шесть». Возможно, он уже предвидел час своей смерти: кончина наступила около шести часов утра. Последние его слова были прерывисты и обращались к сыну Сергею: «Серёжа… истину… я люблю много, я люблю всех…».

Основные произведения

Романы:

  • «Семейное счастье» (1859)
  • «Декабристы» (1860—61, не­законч., опубл. 1884)
  • «Война и мир» (1863— 1869, печатался с 1865,1-е отд. изд. 1867—69, 3 изд. исправл. 1873)
  • «Анна Каренина» (1873— 1877, опубл. 1875—77)
  • «Воскресение» (1889— 1899, опубл. 1899)

Повести:

  • Трилогия: «Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Юность» (1857; вся трил.—1864)
  • «Два гусара», «Утро помещика» (обе — 1856)
  • «Казаки» (незаконч., опубл. 1863)
  • «Смерть Ивана Ильича» (1884—86)
  • «Крейцерова соната» (1887—89, опубл. 1891)
  • «Дьявол» (1889—90, опубл. 1911)
  • «Отец Сергий» (1890—98, опубл. 1912)
  • «Хаджи-Мурат» (1896—1904, опубл. 1912)
  • «Посмертные записки старца Федора Кузьмича…» (незаконч., 1905, опубл. 1912)

Рассказы, в т. ч.:

  • «Набег» (1853)
  • «Записки маркёра», «Рубка леса» (оба — 1855)
  • Цикл «Севастопольские рассказы» («Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае», оба — 1855; «Севастополь в августе 1855 года», 1856)
  • «Метель», «Разжалованный» (оба — 1856)
  • «Люцерн» (1857)
  • «Три смерти» (1859)
  • «Холстомер» (1863—85)
  • «Франсуаза» (пе­ределка рассказа Г. де Мопассана «Порт», 1891)
  • «Кто прав?» (1891—93, опубл. 1911)
  • «Дорого стоит» (переделка отрывка из очерка Г. де Мопассана «На воде», 1890; опубл. 1899 в Англии, в России 1901)
  • «После бала» (1903, опубл. 1911)
  • «Фальшивый купон» (кон. 1880-х гг. — 1904, опубл. 1911)
  • «Алеша Горшок» (1905, опубл. 1911)
  • «Корней Васильев», «Ягоды», «За что?», «Божеское и человеческое» (все — 1906)
  • «Что я видел во сне» (1906, опубл. 1911)
  • «Ходынка» (1910, опубл. 1912)
  • «Нечаянно» (1910, опубл. 1911)

Рассказы и сказки для детей и народного чтения, в т. ч.:

  • в «Азбуке» (кн. 1—4, 1872), «Новой азбуке» (1875) и четырех «Русских книгах для чтения» (1875):
  • «Три медведя», «Фили­пок», цикл рассказов о Бульке, «Кавказский пленник» и мн. др.
  • Философско-нравоучительные рассказы и притчи, в т. ч.:
  • «Чем люди живы» (1881)
  • «Где любовь, там и бог», «Вражье лепко, а божье крепко», «Упустишь огонь — не потушишь», «Два старика» (все — 1885)
  • «Два брата и золото», «Ильяс», «Свечка», «Три старика», «Много ли человеку земли нужно», «Крестник» (все—1886)

Драматургия:

  • комедии
  • «Зараженное семейство» (1864, опубл. 1928)
  • «Первый винокур, или Как чертенок краюшку заслужил» (1886)
  • «Плоды просвещения» (1891)
  • «От ней все качества» (1910, опубл. 1911)
  • драмы
  • «Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть» (1887)
  • «Живой труп» (1900, не­законч., опубл. 1911)
  • «И свет во тьме светит» (1880-е—1900-е гг., опубл. 1911)

Публицистика, в т. ч.:

  • «Исповедь» (1879—82; опубл. 1884, Женева, в России — 1906)
  • статьи
  • «О переписи в Москве» (1882)
  • «Так что же нам делать?» (1882—86; опубл. полн. 1906)
  • «О голоде» (1891; опубл. на англ. яз. 1892, на рус. яз. полн. 1954)
  • «Николай Палкин» (опубл. в Женеве 1891)
  • «Стыдно» (1895)
  • «Рабство нашего времени» (1900; в России опубл. ч. 1—1906, полн.—1917)
  • «Не убий» (опубл. за границей 1900, в России — 1917)
  • «Царю и его помощникам» (опубл. за границей 1901)
  • «Не могу молчать» (опубл. за границей 1908, в России до 1917 распрост­ранялась нелегально)

Педагогические сочинения, в т.ч.:

  • ст. «Прогресс и определение образования» (1863) и др.

Религиозно-философские сочинения:

  • «Исследование догматического богословия» (1879—80)
  • «Соединение и перевод четырех евангелий» (1880—81)
  • «В чем моя вера» (1884)
  • «Царство Божие внутри вас» (1893, на франц. яз.; в России запрещено, опубл. 1906) и др.

Критика, в т.ч.:

  • «Речь в Обществе любителей российской словесности» (1859, опубл. 1928)
  • «Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?» (1862)
  • «Об искусстве» (1889, незаконч., опубл. 1927)«Что такое искусство?» (1897—98)
  • «О Шекспире и о драме» (1906)
  • «О Гоголе» (1909)

Дневники (1847—1910)

Похороны

После смерти литератора его тело отправили поездом в Ясную Поляну. На похоронах присутствовали дети Толстого и крестьяне из его имения, которые очень уважительно относились к своему барину.

Попрощаться с великим философом и литератором пришел прославленный поэт Серебряного века Валерий Брюсов. Позднее в своих воспоминаниях он написал о том, что запомнил Льва Николаевича «худым, высохшим стариком». Для того, чтобы почитатели толстовского таланта не устроили беспорядков, правительство распорядилось отменить несколько поездов в Ясную Поляну.

Реакция общества на смерть писателя

Поскольку литератор был отлучен от церкви, его похороны стали первыми похоронами знаменитости, проведенными не по-христианскиим обычаям. Но почитатели его таланта проводили писателя с большими почестями. Увидев простую могилу известного автора, на которой даже не было креста и надгробия, российская общественность задумалась о том идеале «высокой простоты», который пропагандировал Толстой в своих произведениях. До сих пор эта могила так и выглядит –зеленый холмик без креста, без памятника или плиты.

Смерть великого литератора Льва Толстого не оставила равнодушным никого. Признавая неоднозначность его взглядов на общественно-политическое устройство мира, ни в коем случае нельзя умалять его литературных заслуг. Интерес к его произведениям не ослабевает и в XXI веке; морально-этические проблемы, которые рассматривал писатель в своих книгах, актуальны до сих пор.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]