Божественное предопределение и судьба в мифе и готическом романе


Как чело­век осу­ществ­ляет свою судьбу?

Он рож­да­ется на земле от опре­де­лен­ных роди­те­лей, в опре­де­лен­ной стране, опре­де­лен­ного пола. Здесь у него нет выбора. Это – его судьба как обсто­я­тель­ства жизни. От нас не зави­сит, где и от кого мы роди­лись. Это – судьбы Божии. Но если в язы­че­стве это опре­де­ляет все (рож­де­ние в бед­но­сти – несчаст­ная судьба, рож­де­ние в цар­ском доме – счаст­ли­вая), то в Пра­во­сла­вии все это не имеет реша­ю­щего зна­че­ния. Даже наобо­рот. Можно быть доб­ро­де­тель­ным и бла­го­по­луч­ным в бед­но­сти, а можно быть греш­ни­ком в богат­стве. Хри­стос даже утвер­ждает боль­шее сча­стье для бедных: бла­женны нищии…, трудно бога­тому войти в Цар­ство Небес­ное. Реша­ю­щим момен­том в дости­же­нии своей судьбы, в испол­не­нии боже­ствен­ного пред­опре­де­ле­ния явля­ется другое: сво­бод­ный выбор между добром и злом.

Но мы рож­да­емся греш­ными, с пер­во­род­ным грехом, т.е. воля, ум и чув­ства наши повре­ждены, тело наше воюет на нашу душу, в членах наших живет закон греха. Полу­ча­ется, что и выбор между добром и злом мы не можем сде­лать так уж сво­бодно: мы от рож­де­ния выби­раем грех; нашими роди­те­лями мы обре­чены на изна­чаль­ную гре­хов­ность.

Тогда-то и всту­пает в дело благой Про­мысл Божий, кото­рый решает спасти нас не когда мы испра­ви­лись, а когда еще были вра­гами Божи­ими. Несмотря на нашу вражду с Богом, на наши грехи, Бог Сам спа­сает нас раз­лич­ными сред­ствами: посы­лает Свою пред­ва­ря­ю­щую бла­го­дать, про­све­щает нашу душу и про­буж­дает в нас стрем­ле­ние к Богу. Бог устами про­рока Исаии гово­рит: «Я открылся не вопро­шав­шим обо Мне; Меня нашли не искав­шие Меня» (Ис.65:1). В тече­ние всей жизни Бог мно­го­кратно обра­ща­ется к чело­веку, дает ему воз­мож­ность обра­титься к Себе и воз­рас­тить плод доб­ро­де­тели: кому во сто крат, а кому в шесть­де­сят, иному же в трид­цать (Мф.13:8). Это – тоже своего рода судьба: кто уго­ждает Богу в миру, кто – в свя­щен­стве, а кто – в мона­ше­стве.

Образ Божий в человеке

Прежде всего необходимо обратиться к понятию образа Божия в человеке. В начале Книги Бытие мы читаем: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:26–27). Толкования образа Божия святыми отцами могут отличаться, однако все они не противоречат, а, скорее, дополняют друг друга. Одним из таких разъяснений является понимание «образа» в смысле свободы воли, которой Господь наделил человека. Вот как об этом пишет святитель Григорий Богослов: «Сотворивший человека в начале сделал его свободным, ограничив его только одной заповедью. Сделал и богатым среди сладостей рая, а вместе с ним благоволил даровать эти преимущества и всему человеческому роду в одном первом семени. Тогда свобода и богатство заключались в соблюдении заповеди, а истинная бедность и рабство – в преступлении ее» (2).

Пра­во­слав­ное учение о пред­опре­де­ле­нии (пред­на­зна­че­нии) ко спа­се­нию

В Пра­во­сла­вии есть учение о пред­опре­де­ле­нии. Мы все пред­опре­де­лены ко спа­се­нию, учит св. апо­стол Павел: «Ибо кого Он пре­дуз­нал, тем и пред­опре­де­лил быть подоб­ными образу Сына Своего, дабы Он был пер­во­род­ным между мно­гими бра­ти­ями. А кого Он пред­опре­де­лил, тех и при­звал, а кого при­звал, тех и оправ­дал; а кого оправ­дал, тех и про­сла­вил» (Рим.8:29–30). Здесь слово «судьба» пони­ма­ется в смысле пред­на­зна­че­ния. В этом смысле у всех людей единая судьба – ока­заться в Цар­ствии Небес­ном: «Ибо при­звал нас Бог не к нечи­стоте, но к свя­то­сти» (1Фес.4:7).

Учение 12-ти Апо­сто­лов начи­на­ется с таких слов: «Есть два пути: один – жизни и один – смерти». В этом смысле наша жизнь тоже пред­опре­де­лена и у каж­дого есть своя судьба: или ока­заться в раю, или в аду. Это – ста­ти­че­ский, так ска­зать, аспект судьбы.

Помимо ста­тики есть и дина­мика. В про­ти­во­вес язы­че­ской или есте­ствен­но­на­уч­ной роко­вой детер­ми­на­ции Пра­во­сла­вие дает идею сво­боды и бла­гого про­мысла Божьего. Лично чело­век сво­бо­ден в выборе между добром и злом. Поэтому только от него зави­сит какая будет его судьба: добрая (вечная жизнь и обще­ние с Богом) или злая (вечная смерть и муче­ние с демо­нами). Кроме того, суще­ствует благой про­мысл Божий, кото­рый направ­ляет чело­века к спа­се­нию, помо­гает чело­веку сде­лать выбор в пользу добра, под­тал­ки­вает его к дороге, веду­щей в рай.

Свою судьбу чело­век осу­ществ­ляет в тече­ние своей жизни. Он растет, совер­шает поступки, учится выби­рать добро, совер­шать доб­ро­де­тель и избе­гать зла. И, нако­нец, дости­гает своей судьбы: окон­ча­тель­ной и бес­по­во­рот­ной участи: вечной жизни в раю. Эту судьбу уна­сле­до­вали святые и доб­ро­де­тель­ные жены и мужи. Или другой, страш­ной судьбы: без­воз­врат­ных муче­ний и без­на­деж­ного пре­бы­ва­ния в геенне огнен­ной. В таком случае можно гово­рить о судьбе как жиз­нен­ном пути каж­дого чело­века от рож­де­ния в бес­смер­тие. В отли­чие от единой общей судьбы всех людей (рай или ад), личная судьба может быть мно­го­об­раз­ной: тогда судьба – это реа­ли­за­ция общего пред­на­зна­че­ния отдель­ным чело­ве­ком, резуль­тат рас­кры­тия в себе образа и подо­бия Божия. И тогда можно гово­рить о горь­кой судьбе как неудав­шейся жизни, или о счаст­ли­вой судьбе, как о пути, завер­шен­ном в Цар­ствии Небес­ном.

Бог про­сла­вил тех, Кого Он пре­дуз­нал. Бог обла­дает все­ве­де­нием, для Него не суще­ствует нашего зем­ного вре­мени. При­ме­ров такого пред­зна­ния много: это пред­ска­за­ние о рож­де­нии свя­того Иоанна Пред­течи (Лк.1:15), это слова свя­того апо­стола Павла о своей избран­но­сти еще прежде рож­де­ния (Гал.1:15), это ука­за­ние на буду­щее Божие избра­ние роди­те­лям пре­по­доб­ного Сергия Радо­неж­ского… Поэтому-то Бог и откры­вает про­ро­кам и апо­сто­лам судьбы буду­щего века: Второе слав­ное При­ше­ствие, День все­об­щего Вос­кре­се­ния и Страш­ного Суда. Как все­ве­ду­щему, Богу открыты все судьбы чело­века, и Он зара­нее знает, какой путь избе­рет чело­век: путь жизни или путь смерти. Поэтому судьба чело­века уже известна Богу зара­нее, и это и есть послед­ний аспект пра­во­слав­ного пони­ма­ния судьбы. Но это известно одному только Богу. Наша же судьба пол­но­стью зави­сит от нашей доброй воли. И мы сами выби­раем себе свою судьбу.

«Правда Твоя, как горы Божии, и судьбы Твои – бездна вели­кая! Чело­ве­ков и скотов хра­нишь Ты, Гос­поди!» (Пс.35:7)

«О, бездна богат­ства и пре­муд­ро­сти и веде­ния Божия! Как непо­сти­жимы судьбы Его и неис­сле­димы пути Его!» (Рим.11:33).

Жизнь на 10% состоит из того, что с вами про­ис­хо­дит и 90%, из того, как вы на это реа­ги­ру­ете.

Роковые ошибки – это тяжкие грехи

— Говорят, чтобы принять правильное решение в какой-то судьбоносный момент, например, перед тяжелой операцией или накануне переезда, нужно спросить благословение у священника. Если он дает благословение, можно действовать, а если нет — стоит подождать.

Очень важно принимать решения не в одиночку, делать это одному несколько самонадеянно. Всегда есть родители, знающие больше, чем мы сами. Всегда есть мудрые наставники или друзья. И у людей церковных всегда есть духовник — тот, который знает внутренний мир человека больше, чем сам человек.

Правильно — принимать решения соборно, учитывая советы, но не полагаясь лишь на самого себя.

— Как-то мне сказали: в юности можно совершать любые ошибки, кроме роковых. Когда спросила, чем они отличаются, ответили, что последние оставляют отпечаток на всю дальнейшую жизнь. Как их избежать?

Под роковыми ошибками [можно] понимать впадение в какую-нибудь греховную страсть.

Вот, например, подпадание под страсть наркомании как раз страшно потому, что отпечаток накладывается на всю оставшуюся жизнь. Человек должен понимать, что он болен и остается таковым на всю жизнь.

И другие страсти — алкоголизма, блуда — впадая в них единожды, человек должен помнить и не позволять себе, чтобы эти ошибки вновь повторялись.

Закон кармы

Закон кармы — это закон причинно-следственно­ й связи, и закон этот является универсальным, действующим независимо от того, знаем мы о нем или нет.

Думаю, что в свое время из Библии было выхолощено все, что связано с важнейшими законами Жизни — понятие о карме и реинкарнации. Поэтому нам приходится пользоваться терминами, заимствованными из восточных учений, многие из которых древнее христианства, чтобы обозначать эти понятия.

То, что в христианстве человеку отводится лишь одна земная жизнь, можно трактовать по-разному, и я в этом вижу не только негативный, но и позитивный смысл. Зная, что Суд Божий ждет каждого после именно этой, единственной смерти, человек получает стимул к праведной жизни.

Однако и в Библии мы встречаем тексты, подтверждающие, что люди во времена Иисуса знали о причинно-следственны­ х взаимосвязях. Поэтому Христос напоминал им:

LiveInternetLiveInternet

Многие люди считают, что судьба — нечто неизменное, раз и навсегда данное им от рождения: мол, что на роду написано, то и будет, то и случится, и никуда от судьбы не уйдешь. Поэтому люди часто произносят эти слова с горькой усмешкой: судьба такая, судьба несчастливая, судьба несправедливая и горькая… И мало кто задумывается о том, что он сам строит свою судьбу — своими поступками, своими делами, даже своими помыслами, желаниями, чувствами. Ведь это так и есть! Судьбой вовсе не запланирован единственно возможный ход событий в вашей жизни. У каждого человека есть несколько возможных вариантов судьбы, и каждый человек сам выбирает свой вариант, хотя чаще всего сам не знает о том, что делает выбор. А потом жалуется: судьба не удалась! А ведь надо просто оглянуться в прошлое и посмотреть, где, в какой момент ты свернул на самую неудачную дорожку, где ты сбился с верного, счастливого пути. Может быть, еще не поздно вернуться туда, к этому коварному перепутью, и пойти другой дорогой, более счастливой. Может быть, отказавшись от настоящей любви в ранней юности и предпочтя брак по расчету, женщина думала, что выбирает более благополучный путь в жизни, но выбрала лишь свое несчастье. Может быть, отказавшись от любимой работы и погнавшись за большими деньгами, мужчина обрек себя в итоге на несчастья, болезни и ранний уход из жизни — тогда как для него была возможна долгая счастливая жизнь. Каждый миг, каждым своим шагом, каждым поступком вы делаете выбор. Помните об этом — ничто не пройдет бесследно. Прошлые мысли, намерения, поступки нельзя просто так взять и стереть: они порождают целую волну последующих событий. Если вас сегодня захлестнула волна несчастий — вы сами породили ее неосторожным поступком, намерением, даже словом, хотя, возможно, это было очень давно и вы сами не помните об этом. Не помните — но жалуетесь: судьба виновата. Не судьба — вы сами это сделали. Живите осознанно, не будьте слепыми и глухими роботами, отдавайте себе отчет в том, что вы делаете, как поступаете, о чем думаете, ибо ваши поступки и мысли сегодня — это ваша судьба завтра. И только от вас зависит, будет ли она счастливой. Вы свободнее, чем вы думаете, у вас нет такой уж жесткой зависимости от судьбы — просто вы не умеете пользоваться этой свободой. Вы сами себя держите в плену своих неверных поступков и ложных помыслов. Несчастья, приносимые вашей судьбой, есть лишь повод задуматься: так ли я поступаю, верно ли я мыслю, не несу ли разрушения себе и другим своими чувствами, помыслами, поведением? Несчастья — не наказание, несчастья — попытка вернуть вас к истинному пути вашей счастливой судьбы. Несчастья говорят вам: одумайся, еще не поздно все исправить. ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ ВЕРИТЬ ГАДАЛКАМ Многие люди хотят знать свое будущее, думая, что это будущее предопределено раз и навсегда. Но нет единственного предопределенного вам пути — есть несколько его вариантов, и выбор зависит только от вас. Обращаясь к гадалкам, люди подвергают себя большой опасности. Гадалка часто видит лишь один из многих возможных вариантов вашей судьбы. Какой именно вариант она увидит, зависит не от ваших, а от ее личных качеств. Если гадалка сама не очень чистый, светлый человек, не способный к хорошим помыслам и поступкам, она увидит лишь самый плохой путь развития вашей судьбы — и преподнесет его вам как единственно возможный! Впечатлительный человек может впустить это предсказание глубоко в душу и, сам того не желая, начать осуществлять в своей жизни именно этот вариант, самый худший. Он же не знает, что были возможны другие, счастливые пути, и лишь гадалка в силу своей темноты душевной смогла увидеть только наихудший ход событий и внушить вам, что вот это и есть ваша судьба. Лучше не обращаться к гадалкам: судьба более многогранна и более непредсказуема, чем им кажется. НИЧТО НЕ ПРОИСХОДИТ СЛУЧАЙНО Если судьбу трудно предсказать, это не значит, что она являет собой лишь набор случайностей. Нет, никаких случайностей в жизни не существует! Для всего происходящего с вами есть свои причины. Но неправильно было бы думать, что вашу жизнь творит Бог, что он вершит вашей судьбой. Нет, Бог не творит вашу судьбу — Бог лишь наблюдает за вами. Он помогает тем, кто обращается к нему, кто просит о помощи, и помогает лишь в том, чтобы вы смогли обрести свою наилучшую судьбу. Бог не может отменить последствий ваших же неразумных поступков и мыслей, ибо он не может нарушать свои же собственные законы, согласно которым что посеешь, то и пожнешь. Если вы посеяли зерно своей беды — вы неизбежно должны пожать урожай своей беды. Бог не может отменить ваших неверных поступков. Он может лишь вразумить вас, наставить на путь истинный, чтобы впредь вы не совершали таких поступков, не сеяли сами зерна своих бед. Бог не может вмешиваться в ход вашей судьбы, потому что каждый человек наделен свободной волей и вмешиваться в ход его судьбы — значит нарушать закон о его свободной воле. Бог не может этого делать. Каждый человек имеет право жить так, как он хочет. Только сам человек может управлять своей судьбой. Бог через ангелов-хранителей может лишь подсказать, как это делать, — но подскажет он лишь тому, кто сам спрашивает об этом. Ибо, если человек ни о чем не спрашивает, подразумевается, что он сам знает ответы, не нуждается в подсказке Бога, и Бог молчит. Бог относится к людям как любящий родитель к своим детям: он, конечно, старается предупредить их об опасностях, уберечь от беды, но, если он хочет, чтобы они выросли самостоятельными, зрелыми людьми, он должен дать им возможность получать свой собственный, в том числе и отрицательный, опыт, совершать свои собственные ошибки, строить свою жизнь самостоятельно. И если с человеком происходят несчастья и беды — это, как ни странно, результат его, этого человека, собственного выбора. Люди часто ведут себя как неразумные дети, которые, несмотря на предупреждения взрослых об опасности, все равно суют пальцы в огонь и удивляются, почему это им стало так больно. Этот трудный, болезненный путь познания себя и мира люди выбирают сами. Этот путь мог бы быть гораздо менее болезненным, он мог бы быть приятным и радостным, если бы люди слушали свой внутренний голос — голос ангела-хранителя, если бы они чаще обращались к Богу с просьбой вразумить их и дать ответы на насущные вопросы.

(с)

Серия сообщений «4. Жизненный сценарий»:
Часть 1 — Правда ли что дети повторяют судьбу своих родителей? Часть 2 — правило ямы.. … Часть 10 — От того, была ли настоящей женщиной мать девочки, зависит женская судьба дочери, а потом — ее собственной дочери и т.д Часть 11 — ..так дети часто повторяют судьбу родителей.. Часть 12 — Бог не творит вашу судьбу — Бог лишь наблюдает за вами. Часть 13 — Брак показывает, чего хватает, а чего не хватает.. Часть 14 — Молодые мужчины в это не верят, но все, кому за 55 — все соглашаются! … Часть 48 — Детство под угрозой: вредные мультфильмы. Схема манипуляции сознанием.. Каких детей воспитывает идеология черех мультики. «Маугли» США и СССР. Часть 49 — «Еда — это символ любви» Часть 50 — Люди выбирают мучиться и страдать..

Серия сообщений «СЕКРЕТЫ И ЗАКОНЫ — 7»:
Часть 1 — текст найден в одной старой церкви в Балтиморе в 1962 году Часть 2 — Каждая жизнь – это особая миссия.. … Часть 11 — Как остановить эффект бумеранга Часть 12 — Новый год — страшная правда. Детям не смотреть! Живая елка в доме — уже не живая Часть 13 — Бог не творит вашу судьбу — Бог лишь наблюдает за вами. Часть 14 — Выбор каждого из нас имеет значение! Часть 15 — Человек — это самый безрассудный из всех существующих видов.. … Часть 46 — «Инструменты» Дьявола Часть 47 — ОНИ имеют сознание и чувства… Часть 48 — Знаки на пути

Преданные должны воспитывать в себе твердую веру

Мир погружен в волнения из-за разделяющих сил, которые разрушают человеческое общество на основании различных неразумных причин. Что бы ни происходило в мире, преданные должны иметь непоколебимую веру. Те, кто имеют чистые и бескорыстные сердца, остаются твердыми в вере, как железный шар, который неподвижен даже во время урагана. Но поглощенные мирскими желаниями, колеблются, как сухие листья, увлекаемые даже легким ветерком. Пусть ваша преданность будет непоколебимой. Это хорошо для вас.

Подумайте немного, где вы находитесь и для чего приехали сюда. Вы прибыли в этот ашрам

для того, чтобы наполнить свои сердца святыми мыслями. Не только
ашрамиты
, но и все остальные должны развивать чувство братства и изгонять ненависть друг к другу. Вы должны развивать равное отношение ко всем ситуациям и встречать их бесстрастно и стойко. Гнев, ненависть, гордыня и желание выставить себя напоказ — животные качества. Любовь, доброта, воздержанность, сострадание и жертвенность — естественные качества человека. Духовность не заключается просто в проведении богослужений, пении
баджанов
. Она требует избавления от животных качеств в человеке и усилий по осознанию единства с Богом. «
Адвешта сарва бхутанам»
— сказал Нарасимхан в своем предыдущем выступлении. Не проявляйте никогда злой воли.

Средства сократить или продлить жизнь находятся в ваших руках. Ваша жизнь продлевается тогда, когда вы спокойны, полны счастья и чистых мыслей. Когда вы наполняетесь завистью, гневом, ненавистью и гордыней, ваша жизнь сокращается. Завистливый человек совсем теряет сон. Бессонница разрушает здоровье гораздо быстрее, чем недостаток пищи. Зависть мучает человека, не давая ему передышки. Эти болезни сокращают человеческую жизнь. Охваченный ненавистью, человек не может вынести даже вида своего врага. Он страдает от галлюцинаций, которые пожирают тело и разрушают дух.

Злоупотребление свободой

В самом начале истории человечеству предстояло реализовать Божественный дар и через осуществление своей доброй воли, через исполнение заложенного в него нравственного закона шествовать от земного к Небесному, от чувственного мира к своему Творцу: «Он [Бог] запечатлел в его сердце добрые наклонности и поставил среди рая, хотя в таком равновесии между добром и злом, что он [человек] мог по собственному выбору склониться к тому или другому, однако же чистым от греха и чуждым всякой двуличности» (3).

Однако все пошло не так, и реализация данной Богом свободы в негативном смысле как раз и позволила нашим прародителям впасть в грех, который хоть и усугубил причинно-следственную связь в жизни человека, однако не стал последним и бесповоротным клеймом, ведущим всех к предопределенной погибели. Даже сам факт грехопадения является более чем ясным доказательством свободы человека, ведь в данном событии воля последнего пошла вразрез с Божественной, при этом Господь не предпринял насильственных мер по отношению к Своему творению.

И Бог не оставил нас на произвол греха и на попрание демонам, а продолжил промышлять и заботиться о человеке. Образно можно сказать, что достижение цели человеческой жизни, выражающееся в обожении, получило свою отсрочку. То, что человечеству предстояло реализовать в Адаме, теперь становиться достижимым через Христа, через Искупительный подвиг Спасителя. Человек подпал под власть греха, отразившуюся в словах апостола Петра: «Кто кем побежден, тот тому и раб» (2 Петра 2:19), но освобождение от этого рабства связано как раз с реализацией дарованной свободы, осуществление которой мы видим в Господнем возгласе: «Познайте Истину, и Истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32). Призыв Христа предполагает выбор, а значит предпочтение добра злу лежит в сфере свободного произволения человека. Нужно также отметить, что нельзя познать Истины, не познав Откровения. Освобождение от власти греха невозможно для тех, кто не примет Духа Святого, это ясно дает нам понять апостол Павел: «Где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3:17). Владимир Лосский, известный богослов русского зарубежья, пишет: «Эта свобода детей Божиих, противопоставленная рабству сынов века сего, выражается в том “дерзновенииˮ (parresia), с которым могут обращаться к Богу те, кто знает, Кому поклоняются, ибо поклоняются они Отцу “в Духе и Истинеˮ (Ин. 4, 23. 24)» (4).

Нечестивый будет пойман в своем нечестии

На этих днях один пастор из России рассказал мне как в церкви покаялся один вор. С ревностью он пошел к своим друзьям проповедовать Евангелие и сказал, что они должны давать десятину в церковь из той суммы, которую они собирали, чтобы помочь тем, кто в тюрьмах и их семьям, так называемый общак. Воры были очень удивлены и сказали, что не слышали ничего подобного, но спросили, что будет, если они будут давать десятину. На это новообращенный к Господу христианин ответил: «За все совершенное вами зло, рано или поздно вы опять попадете в тюрьму. Но может быть, Бог помилует вас и посадит вас в камеру с окном, обращенным к солнцу». Вот это судьба нечестивых людей, которая является последствием за их неправедный выбор:

Ибо пред очами Господа пути человека, и Он измеряет все стези его. Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится: он умирает без наставления, и от множества безумия своего теряется. (Притчи 5:21-23)

Мир, Истина и «Я»

Воплощения божественной любви! Какова цель вашего прибытия в ашрам

? Каково его внутреннее значение? Вы прибыли для того, чтобы жить мирной, святой и блаженной жизнью, посвященной Богу. Этот покой не может быть найден во внешнем мире. Умиротворение — это сама ваша форма. Истина также является вашей формой. Глупо думать, что вам нужно где-либо искать истину. Истина — это познание своего «Я». Для того, чтобы почувствовать внутреннюю сущность, нужен покой. Беспокойство вызывается включением во внешнюю активность, пренебрежением к внутреннему «Я».

Все в мире, хорошее и плохое, связано с действиями человека. Ваше благополучие основано на вашем поведении. Ваше благосостояние зависит от ваших действий. Вы достигнете мира и процветания, когда ваше поведение станет правильным. Это требует саханы

(выдержки). В одной молитве из Упанишад есть слова: «Будем терпеливы друг к другу. Будем радоваться вместе. Будем трудиться вместе». Терпение — мощный инструмент. Дхармаджа (старший из Пандавов) одержал много побед
астрой
(оружием) терпения. Сдержанность — не признак слабости или трусости. Нет оружия мощнее. Его следует использовать не только как личный инструмент. Оно должно использоваться и коллективно. По этой причине писания рекомендовали коллективную воздержанность в самом начале духовного пути. Каково ее внутреннее значение? «Будем жить и двигаться в гармонии. Будем вместе расти. Будем вместе взращивать мудрость, полученную нами. Будем жить в полной гармонии без следа непонимания». Поэтому избегайте непонимания между собой. Вы должны жить в дружбе, как дети одной матери.

Истинные преданные должны всегда улыбаться

Гнев есть причина разрушения божественных возможностей человека. Ненависть подрывает сердечно-сосудистую систему. Зависть сводит человека с ума, лишая его сна. В этих условиях и пища для него теряет свою прелесть. Таким образом, эти три дурных качества — ненависть, зависть и гнев — изнурительные болезни. Если вы считаете себя преданными Бога, вы должны избавиться от этих дурных качеств.

Живите мирной и чистой жизнью. Называть себя преданными и смотреть на других с завистью неприлично. Истинные преданные должны все время улыбаться. Источайте счастье. Это счастье проявится само, когда вы ощутите свое единство с Богом внутри себя. Если вы несчастливы, это потому, что вы не ощущаете единства с Богом.

Не горюйте о том, что случилось, случается или может случиться. Пусть события происходят так, как суждено. Вы, однако, должны извлекать уроки из того, что случилось. «Тасмат Джагратха! Джагратха!»

(Поэтому будь бдительным! Будь бдительным!). Во многих вопросах люди проявляют беспечность. Неприятности случаются время от времени, чтобы настораживать нас. Поймите, что все, что случается — для вашего блага. Даже то, что кажется плохим, делается для вашего блага. Даже клевета есть предвестник славы. Рядом с порицанием растет похвала, так же как рядом с вырытой ямой возникает насыпь. Ищите доброе имя, которое ждет вас. Не заботьтесь о мелочах, которые случаются. Не следует обвинять или ругать других. Будьте бдительны и берегите свою хорошую природу. Делитесь своей добротой с окружающими и ощущайте счастье, которое возникает от этого.

Победа над клеветой возвещает славу Бога

Благородные и чистые люди подвергались клевете с незапамятных времен. С древности и по сей день завистливые люди нападают на великодушных, чьи жизни посвящены служению окружающим. Такие нежелательные события происходят время от времени. Только когда такие атаки встречают отпор, проявляется слава Бога. Никто из великих не пришел к славе, пока не преодолел обиды и клевету, испытания и несчастья. Золото обретает больший блеск при нагревании в тигле. Алмаз становится бриллиантом, когда его обрабатывают, чтобы получить больше граней. Испытания — это ступени к доброй славе.

Обращайте внимание на объединяющие факторы, а не на различия

Первоочередная задача человека — осознать единство, таящееся за многообразием. Если человек начинает исследовать вопрос с чистым и бескорыстным умом, он увидит то, что является общим для всех существ. Рождение и смерть присущи всем людям. Голод и жажду испытывают все. Это применимо ко всем людям, будь они бедняками или миллионерами, учеными или невеждами.

Каждый человек имеет тело и Дух. Соответственно каждый имеет определенную степень свободы. Это называют «свободной волей». Не понимая значения этой свободы, человек склоняется к подчеркиванию различий, а не объединяющих факторов.

Человек — сочетание двух видов особенностей. Один — животная природа. Другой — божественная. Поддаваясь влиянию дурных качеств, таких как вожделение, гнев, жадность, обман, гордыня и эгоизм (шесть врагов человека), человек принижает себя до уровня животного. С другой стороны, тот, кто правильно использует хорошие качества, данные Богом, такие как ум, мудрость и добродетель, следует по пути истины и праведности, посвящает себя святым делам, тот, в конце концов, достигает Божественного. Человек может выбирать между путем, приводящим к животному состоянию, и путем, ведущим к божественности, так как обе способности в нем присутствуют в равной мере. Важен выбор, который он делает. «Каковы мысли, таков и конец». Ум определяет цель, которую преследует человек. Поэтому очень важно обратить ум на правильный путь и осознать истинное величие человеческого существования. С помощью ножа вы можете нарезать овощи и приготовить вкусную еду. Этим же ножом, встав на демонический путь и перестав быть человеком, вы можете лишить жизни другого человека.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]