Левиафан – одно из самых грозных и известных созданий Ветхого Завета.
Не только мифы, но и христианские тексты упоминают о некоторых поразительных и жутких созданиях, порождённых воображением человека. Примером такого существа является Левиафан, легендарный морской зверь с огненной пастью.
Интересно, что во многих культурах существуют аналогичные образы, схожие с Левиафаном, а порой невероятно похожие на него создания-”близнецы”. Что рассказывают о Левиафане Ветхий Завет и другие источники? Мог ли существовать этот зверь на самом деле?
Левиафан — зверь из библейской истории
В притчах упоминается, что Господь создал каждой твари по паре. Однако были существа, сотворенные в единственном роде. Возможно, это отражение античных мифов о морских и земных созданиях, настоящих монстрах. Такие легенды встречаются во всем мире, и семитские народы, ставшие родоначальниками Библии, не исключение.
Левиафан — морской зверь невиданной силы и величины. Он подробно описывается в книге Иова, где Господь объясняет свой замысел по его созданию. Там же частично указан его облик: обладает двумя челюстями, огромным, покрытым прочнейшей чешуей телом, огнедышащим и способным испарять моря. При этом, вопреки более поздним источникам, отдельно отмечается, что само по себе чудовище не относится к демонам или адским силам, а лишь является манифестацией и символом безграничного могущества Господа.
Бегемот и левиафан в книге Иова
Ветхозаветные книги и притчи сообщают, что таких зверей было двое. Второй — Бегемот, именем которого впоследствии назвали демона. Они описаны как творения Бога, с которыми не под силу совладать ни одному оружию, ни смертному, ни ангелу. Считается, что поймать, покорить и убить этих существ невозможно. Погибнут они лишь во время Страшного Суда, убив друг друга, а их мясом будут пировать спасенные праведники.
В ветхозаветной традиции
Левиафан упоминается в книгах Ветхого Завета: В Книге Иова (Иов. —).
Можешь ли ты удою вытащить левиафана и верёвкою схватить за язык его? вденешь ли кольцо в ноздри его? проколешь ли иглою челюсть его? будет ли он много умолять тебя и будет ли говорить с тобою кротко? сделает ли он договор с тобою, и возьмёшь ли его навсегда себе в рабы? станешь ли забавляться им, как птичкою, и свяжешь ли его для девочек твоих? будут ли продавать его товарищи ловли, разделят ли его между Хананейскими купцами? можешь ли пронзить кожу его копьём и голову его рыбачьею острогою? Клади на него руку твою, и помни о борьбе: вперёд не будешь. Надежда тщетна: не упадешь ли от одного взгляда его? Нет столь отважного, который осмелился бы потревожить его; кто же может устоять перед Моим лицем? Кто предварил Меня, чтобы Мне воздавать ему? под всем небом всё Моё. Не умолчу о членах его, о силе и красивой соразмерности их
Кто может открыть верх одежды его, кто подойдёт к двойным челюстям его? Кто может отворить двери лица его? круг зубов его — ужас; крепкие щиты его — великолепие; они скреплены как бы твёрдою печатью; один к другому прикасается близко, так что и воздух не проходит между ними; один с другим лежат плотно, сцепились и не раздвигаются. От его чихания показывается свет; глаза у него как ресницы зари; из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры; из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя. На шее его обитает сила, и перед ним бежит ужас. Мясистые части тела его сплочены между собою твёрдо, не дрогнут. Сердце его твёрдо, как камень, и жёстко, как нижний жернов. Когда он поднимается, силачи в страхе, совсем теряются от ужаса. Меч, коснувшийся его, не устоит, ни копьё, ни дротик, ни латы. Железо он считает за солому, медь — за гнилое дерево. Дочь лука не обратит его в бегство; пращные камни обращаются для него в плеву. Булава считается у него за соломину; свисту дротика он смеётся. Под ним острые камни, и он на острых камнях лежит в грязи. Он кипятит пучину, как котёл, и море претворяет в кипящую мазь; оставляет за собою светящуюся стезю; бездна кажется сединою. Нет на земле подобного ему; он сотворён бесстрашным; на всё высокое смотрит смело; он царь над всеми сынами гордости. (Иов. )
В Книге Псалмов:
Ты сокрушил голову левиафана, отдал его в пищу людям пустыни. (Пс. ) |
Это — море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими; там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нём. (Пс. ) |
В Книге пророка Исаии:
В тот день поразит Господь мечом Своим тяжёлым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьёт чудовище морское. (Ис. ) |
А также упоминается в толковательной литературе ветхозаветной традиции:Мидраш Берешит Раба: «На Левиафана указывает стих „И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их
“ (Быт. ) (в другом переводе „
И сотворил Бог морских чудищ (таниним) по роду их
“): Рабби Пинхас от имени рабби Иди сказал: Написано:
танинам
— это бегемот и левиафан, у которых нет пары. Это порождает толкование, относящее чудищ к мифическим непарным существам. Согласно параллельным аггадическим традициям (Вавилонский Талмуд, Бава Батра 75), Творец, сотворив чудищ мужского и женского пола, затем уничтожил женскую особь, так как размножение их могло быть губительно для сотворённого мира. Согласно другим толкователям (Реш Лакиш), женская особь существует, но процесс размножения остановлен».
Мидраш Вайикра Рабба: «Левиафан вступит с „диким быком“ в бой, в котором погибнут оба».
Трактат Бава Батра: «Из мяса левиафана, убитого архангелом Гавриилом, Бог устроит пир праведникам, которым они будут наслаждаться, сидя в шатре, сделанном из кожи левиафана».
Джон Мильтон определяет Левиафана как морское чудовище (англ. sea-beast) и локализует в море близ «норвежских скал».
История Левиафана и параллели с другими народами
Первые упоминания о Левиафане приходят к нам из древнесемитских текстов и мифов Египта. Считалось, что с востока его защищают крокодилы, обитающие в Ниле — сказания об этих существах доходили до Междуречья и предков еврейских народов, где могли трансформироваться в облик Левиафана. Упоминается похожий зверь и в древневавилонских легендах. В них бог Баал стал единственным, кто смог повергнуть самого сильного слугу, личное чудище бога моря по имени Яма.
Йормунганд
В образе Левиафана прослеживается интересная параллель со скандинавской мифологией — там также считается, что в Асгарде живет огромный кабан, мясо которого каждый вечер поедают воины, погибшие в бою. Это совпадение с притчей о Левиафане и праведниках, которые будут вкушать его после Суда. Другой же отсылкой к мифам Скандинавии является и змей Йормунганд — такое же морское чудовище. Да и сама сцена Страшного последнего Суда, в которой будут сражаться мифические звери, очень похожа на Рагнарёк — конец света.
Проводят параллели Левиафана с древнегреческими существами Сциллой и Харибдой или же Лернейской Гидрой. А в древнерусской мифологии этот образ позаимствовало известное по множеству сказок Чудо-Юдо. Аналоги могущественных морских существ со сходными чертами есть практически во всех мировых религиях и традициях.
По мнению ученых, в средние века и в античности с Левиафаном часто путали морских зверей — китов, кашалотов, касаток, гигантских кальмаров и даже моржей. Это оставило отпечаток на некоторых названиях животных на латыни. А в современной культуре он часто отождествляется с чем-то бездушным и непобедимым — безжалостной машиной бюрократии и взаимной поруки, как это было продемонстрировано в одноименном фильме.
В культуре
- В мультфильме «Как приручить дракона 2
«, Левиафан (или Великий Смутьян) — самыйКайогр
огромный дракон, а также король драконов. Мог быть серым или белым, а также немного напоминал мамонта.
- На Левиафана похож Чудо-Юдо Рыба Кит
из сказки «
Конёк-Горбунок
«. - Левиафан стал прототипом Кайогра —
водного покемона, врага
Граудона. - На Левиафана похож Монстро — гигантский кит из диснеевского мультфильма «Пиноккио
«. - В другом диснеевском мультфильме «Атлантида
» Левиафан — гигантский робот-рак, защищающий Атлантиду.Левиафан в Mass Effect франшизе
- В игре Subnauticaлевиафан
— группа монстров, самых больших на планете. - В мире WarHammer 40k
левиафаны — полудемоны-полузвери, помесь природы и порождение варпа, обитающего в глубинах мирового океана. Не ясно, одержимы ли они демонами, мутировали ли от прикосновения Эмпирей или были созданы тёмными магами - В мире Метро
левиафан стал реальностью. Доподлинно неизвестно, встречался ли хоть один экземпляр людям, но сам монстр не раз проплывал рядом с их техникой. Обитают данные чудовища в морях — по крайней мере, в Балтийском и Охотском морях, а также в Тихом океане. - В сериале Сверхъестественноелевиафаны
— монстры, одни из первых созданий Бога. Являются чем-то средним между оборотнями и гулями. - Существует миф в сталкерской мифологии о сталкере Левиафане .Он придёт и бросит вызов Аристарху.
- На Левиафане основаны Морские Короли, чудища из вселенной One Piece
.
Демон Левиафан — кто он такой
Демон левиафан из сериала Сверхъестественное
В связи с тем, что в мифологии эта сущность считалась сильной и способной на разрушения, многие средневековые исследователи причисляли его к демонам. В 16 столетии ученый Бинсфельд отождествлял Левиафана с одним из смертных грехов — завистью, и причислял к ангельскому чину серафимов. Он считал, что тот — принц ада, стоящий на равной ступени по своей власти с Люцифером.
Другие толкователи Ветхого Завета считали, что Левиафан — одно из имен Сатаны. Его звериный, разрушительный аспект. Известные гримуары, например, Ключи Соломона, никак не указывают на существование такого демона. А это важный фактор в исследовании фигуры.
Сейчас полагают, что Левиафан — другая сила. Он не относится к конфликту Рая и Ада. Представляется нейтральным владыкой морей. То же самое можно сказать о древнегреческом Посейдоне или римском Нептуне. Эти боги занимали промежуточное место между Зевсом-Юпитером и Аидом-Гадесом. Однако нейтральная позиция в последние века привлекла к себе интерес исследователей. На их основе даже сформировались отдельные культы.
Левиафан — олицетворение громадного чудовища, которое прячется в морских глубинах и обладает невероятной силой. Культы поклонения ему присутствуют в малом виде. А современная, равно как и древняя демонология не уделяет ему должного внимания. Все это однозначно показывает отсутствие связи его с настоящими демонами.
Скандал вокруг фильма
Лилия — жена Николая. Кадр из фильма
«Левиафан» — фильм, который может нравиться или не нравиться, но равнодушным точно не оставит. После выхода картины поднялась невероятная шумиха: кто-то называл фильм прорывом и смелым шагом, другие же критиковали Звягинцева за то, что он сильно сгущает краски.
Верно одно — со времен легендарной картины «Брат» ни один фильм отечественного производства не вызывал таких бурных обсуждений и даже настоящих баталий. А такой и профессиональной, и любительской критике не подвергался ни «Груз 200», ни «Утомленные солнцем 2».
Примечательно, что средних оценок для фильма не нашлось — были или восторженные, или яростные негодующие
Критика переросла в настоящий скандал. Многие посчитали недопустимым показ жизни провинциальной России в таких черных красках. Некоторые называли картину «намеренной чернухой». Активисты православных организаций, а также ряд творческих деятелей выступили против картины, считая, что она порочит не только государственное устройство страны, но и Русскую православную церковь. Более того, появились призывы снять картину с проката, так как этот фильм — «зло». Активисты написали открытое письмо в министерство культуры с призывом запретить появление фильма на экранах.
Зарубежные отзывы
Поселок, где снимали фильм
А вот зарубежные критики хорошо приняли картину, иностранная пресса даже назвала ее гениальной. Драма Звягинцева получила приз Каннского кинoфестиваля за лучший сценарий, затем премию «Золотой глобус» и приз за лучший фильм Лондонского кинофестиваля. Самое большое достижение — номинация «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке. В британской газете The Guardian «Левиафан» назвали грандиозным и упрекнули других российских режиссеров в том, что они снимают картины только на удобные им темы.