Богиня Фортуна – воплощение женственности, непредсказуемой удачи, материального благополучия, безграничного счастья. Ее образ с давних времен связывался только с положительным влиянием на судьбы людей. Она проявлялась в заботе и покровительстве над избранными, которые волею слепого случая, независимо от финансового состояния и положения в обществе, имели честь попасть под ее покровительство.
Богиня является своеобразным оберегом в первую очередь женщин, девушек, готовящихся впервые выйти замуж, матерей детей, рожденных в любви и браке. Ведь она сама – женщина, символизирует женское начало, невинность, скромность, сострадание и материнство.
Исторические корни поклонения божеству
Фортуна – богиня удачи, первые свидетельства поклонения которой были зафиксированы у древних римлян и италиков. При раскопках на территории современной Италии обнаружили храм, построенный в VI веке до н. э., который неслучайно расположился рядом с храмом Матер Матуты – покровительницы замужних женщин, богини плодородия.
Изначально римская богиня Фортуна была объектом поклонения земледельцев, садоводов, символизировала плодородие, оберегала урожай от вредителей, непогоды. Позже ее имя стало синонимом невинности, она считалась объектом поклонения добропорядочных женщин, единожды выходивших замуж, символом материнского начала.
Божество изображалось в виде красивой молодой женщины с рогом изобилия в руках, завязанными глазами, восседающей на колесе. Каждый атрибут стал неотъемлемой частью ее образа, своеобразным символом, несущим скрытый смысл, объединенный в знак женского начала и чистой красоты.
В интернете цитируют слова старца Клеопу, будто удача — это имя беса или демона
В интернете в ходу вот один текст. Его копируют и даже цитируют на ряде православных ресурсов.
Люди более-менее образованные поражаются тому, как огромное распространение получают разного рода выдумки.
Из-за ошибки перевода появилась вера в бога Молоха, даже изображения его статуи. Но никакого Молоха не существовало и к удаче он отношения не имел. Фото: upload.wikimedia.org
Вот этот текст:
«Будьте бдительны, желайте друг другу благополучия и Божьей Помощи, а не беса! Я вижу, в некоторых помянниках вы упомянули беса Удачу, написав: «Об удаче дочери», «Об удаче сын», «Об удаче семьи». Что это вы вписали мне диавола в помянник?
Вы знаете, кто такой был Удача?
Это был самый большой демон, который скосил миллионы душ. Молох, или «Удача», был богом счастья у римлян, шумеров и карфагенян.
Каким же был этот бог Молох, или «Удача», как мы его называем сегодня? Его статую, отлитую из меди или серебра, возили на двухколесной тележке.
Со спины у него была медная печь, а перед ним – медная сковородка; сзади в Удачу подбрасывали дрова, пока не раскалится изваяние. А жрецы его несли в руках секиры, большие и отточенные.
Какую жертву принимал Удача?
Только грудных младенцев из рук матерей. Приходили в село, где ты живешь. Тащили колесницу Удачи со сковородкой, раскаленной докрасна, и звали, хлопая в ладоши: «Кто хочет удачи, неси жертву Удаче!».
Клеопа
Архимандрит
Его приписывают румынскому Архимандриту Клеопе (Илие), сегодня его называют старец Клеопа. Но при всём уважении к заслугам старца, стоит разобраться в вопросе основательно. Потому что всякий человек может ошибиться.
Старец Клеопа уверен, что слово удача — это имя беса. И беса этого называет Молох. Но что же на самом деле?
Изображение божества с рогом изобилия
Традиционно изображение Богини связано с ее деятельностью, сферой покровительства и защиты. Богиня Фортуна с рогом изобилия символизирует плодородный урожай, достаток в доме, безмерное счастье, удачу и процветание, несметное богатство и благосостояние.
Рог изобилия в древнегреческой мифологии изображался устремленным вверх, всегда переполненный до отказа цветами, фруктами, виноградом, и принадлежал Плутосу – греческому богу богатства. В Средние века он приобрел качества святого Грааля, имевшие честь испить из которого получали несметные богатства, вечную молодость и жизнь, прощение всех земных грехов.
Фемида – богиня правосудия, покровительница невиновных, изображалась, как и богиня Фортуна, с рогом изобилия.
Значение слова Молох и его образ в искусстве
Значение слова Молох однозначное, если не брать во внимание возможное происхождение от обряда жертвоприношения. В древнеиудейском языке слово «мелех» обозначало царя. Часто демон предстает в царственном обличье.
Толковый словарь и деятели искусства отождествляют Молоха с бездушным убийственным механизмом, который перемалывает жертв, не задумываясь об их чувствах и желаниях. В жарких странах живет совсем безобидная, но страшная ящерка. У животного отовсюду торчат острые чешуйки, которые на голове образуют большие рога. Пресмыкающееся названо в честь языческого бога.
Сторонники мессианского иудаизма видят в Молохе главного врага Машиах Шедим — Мессии. Приход Мессии ознаменует конец вражды между народами и положит край существованию зла. Согласно легендам, в этот день будет восстановлен Иерусалимский Храм, а Царствие Господне воцарится на Земле после Страшного Суда.
Подвести окончательный итог сущности демона на данном этапе развития истории и магических наук невозможно. Стоит помнить, насколько кровавыми и злыми были ритуалы, связанные с идолом. Обращаться к Молоху не следует, о чем предостерегают священные книги иудаизма, христианства и ислама.
Символический смысл весла
Богиня Фортуна с веслом символизировала выбор правильного направления, наставляла грешников, сбившихся с праведного пути, указывая им истинную дорогу в жизни. Весло – это символ управления движением. Оно помогает преодолеть препятствия и направить лодку к нужному берегу, даже если судно движется против течения.
Также весло в древнем Египте означало власть, умение управлять. Весло, являясь атрибутом речных божеств, несет в себе смысл высочайших знаний, непобедимой силы и бесконечное количество умений.
Бога Молоха не существовало, хотя жертвоприношения младенцев практиковали в древности
Бес: как выглядит в христианстве
Древний мир действительно знал божество по имени Молох. Оно было тесно связано с обрядом Молк. Суть его в том, что в случае сложной ситуации человек должен был принести в жертву первенца (или нескольких сыновей).
Место расположения Ханаана, где практиковали жертвоприношение младенцев. Но делали это не для удачи, а чтобы через жертву соединиться с богом. Фото: ic.pics.livejournal.com
Это называется «заместительная жертва».
Вообще, такого божества Молох не существовало. Это просто следствие неверной передачи еврейскими авторами чужих верований. Это просто название традиции, нисколько не персонифицированной.
При этом евреи без конца искали аналогии и пытались отождествить Молоха с кем-то из известных их богов и связать с корнем mlk, который использовался в словах «царь» и «царственный».
Ритуал этот приписывают следующим цивилизациям:
- Ханаан (Финикия);
- Карфаген.
В Ханаане практиковали жертвоприношения детей, но удача тут ни причём.
В описании пунических войн Титом Ливием говорится, что в Карфагене детей помещали в пустое чрево Молоха. Или клали на руки Молоха, где был разожжён огонь.
В книге «История Ассирии» востоковеда Рагозиной З. А. детальное, но не основанное на археологии описание:
«Статуя Молоха сооружённая специально для принятия человеческих жертвоприношений и сожжения их. Она была колоссального роста, вся из меди, и внутри пустая. Голова была бычачья, потому что бык был символом силы и солнца в его лютом виде. Руки у статуи были чудовищной длины, и на огромные простёртые ладони клались жертвы; руки, движимые цепями на блоках, скрытых за спиною, поднимали жертв до отверстия, находящегося в груди, откуда они сваливались в пылающее пекло, которое помещалось внутри статуи, на невидимой решётке, а выпадавшие сквозь неё зола и угли образовывали всё возрастающую кучу между ног колосса… дети клались живыми на страшные докрасна раскалённые ладони чудовища.
Родным настрого воспрещалось выказывать печаль. Детей, если они кричали, пока их приготовляли к ужасному обряду, успокаивали ласками. Как это ни должно казаться безобразным и невозможным, матери обязаны были не только присутствовать на страшном торжестве, но воздерживаться от слёз, рыданий и всякого проявления печали, потому что иначе они не только лишились бы всякого почёта, подобающего им вследствие оказанной им всенародно великой чести, но могли навлечь гнев оскорблённого божества на весь народ, и одно неохотно сделанное приношение могло уничтожить действие всего жертвоприношения и даже навлечь на народ беды хуже прежних. Такая слабохарактерная мать была бы навеки опозорена. Барабаны и флейты поддерживали беспрерывный шум не только для того, чтобы заглушить вопли жертв, но чтобы усилить возбуждение в народе».
Рагозина Зинаида
Востоковед
Евсевий Кесарийский пишет:
«У древних был обычай, по которому во время великих несчастий от опасностей властители городов или народа отдавали самое любимое дитя на заклание карателям-богам — в качестве искупления, вместо всеобщей гибели. Отданные [на заклание] убивались во время мистерий. Так, Крон… когда на страну обрушились величайшие несчастия вследствие войны, украсив царским нарядом (своего сына от нимфы Анобет) и соорудив жертвенник, принес в жертву».
Евсений Кесарийский
Римский историк
В научных кругах высказывают мнение, что греческие авторы намеренно очерняли представителей других народов. Практика жертвоприношений существовала, но намного раньше.
Молох — не бог, а искажённое название ритуала.
Именно человеческие жертвоприношения стали той причиной, по которой Бог позволил евреям вытеснить жителей Ханаана. Господь говорил, что именно эта религия Ему отвратительна.
«Библейский справочник» сообщает, что в Мегиддо обнаружили останки детей, которых приносили в жертву.
В Библии этот ритуал упоминается в разных контекстах. Здесь с осуждением:
«Устроили капища Ваалу в долине сыновей Енномовых, чтобы проводить через огонь сыновей своих и дочерей своих в честь Молоху, чего Я не повелевал им»
(Иеремия 32:35)
Но есть и отрывок, который, скорее всего, попал в Священное Писание из Ханаанских источников:
«Отдавай Мне первенца из сынов твоих; то же делай с волом твоим и с овцою твоею (и с ослом твоим). Семь дней пусть они будут при матери своей, а в восьмой день отдавай их Мне»
(Исход 22: 29–30)
Так что обряд такой существовал. Но это никакой не бог Молох. Никакие статуи для жертвоприношений археологии не известны, как и молитвы ему. Так что кто такой «удача»? Демон? Нет, просто выдумка.
С повязкой на глазах
Богиня Фортуна, изображенная с повязкой на глазах, символизировала неожиданную удачу. Скрытый, неизвестный заранее секрет о том, кому представится случай насладиться всевозможными благами, непредвиденным богатством. Повязка на глазах олицетворяет выбор судьбы, влияние ее на человеческую жизнь, неподвластное самому человеку и даже богине, ведь она слепа. Она не видит, кому раздает блага из рога изобилия. Она не разделяет людей на хороших и плохих, бедных и богатых, она просто волею случая, независимого стечения обстоятельств, одаривает их своими благами – материальными дарами.
Фортуна – это судьба, сущность которой переменчива и непредсказуема. Судьбу невозможно предугадать, ее невозможно увидеть и предсказать. Жизнь – это случайный набор событий, обстоятельств, заставляющих людей делать выбор, избирая определенный путь и строя собственную жизнь.
Но на самом ли деле человек способен сам изменять ход событий? Не предугаданы ли его решения судьбой задолго до их принятия им? Не являются ли люди просто марионетками в водовороте жизненных событий, придуманных высшими умами? На эти риторические вопросы ответов пока нет, да и, возможно, они никогда не появятся.
Ведь ответы можно узнать только тогда, когда представится возможность познать все секреты духовного мира, Вселенной, понять смысл жизни и смерти. Но, к сожалению, никто не сможет рассказать о них миру живых. Ведь для живых это закрытая книга, прочесть которую можно только после смерти.
Демон Молох и способы его вызова
О демонической сущности известно немного. МакГрегор Мазерс считал Молоха одним из архидьяволов в каббалистическом мировоззрении, который противостоит небесным сфирам. Другие теоретики заявляют, что это покровитель слез, для которого нет ничего лучше, чем пролитые по детям слезы матерей.
Есть несколько рабочих ритуалов, которые позволяют войти в контакт с сущностью, хотя непосредственного общения не предоставят. Это делает непонятным суть существа — отдельный это демон или их разновидность, специализирующаяся на уничтожении врагов и разрушении.
Лучшее жертвоприношение и способ заслужить благодарность и благосклонность существа — принесение в жертву ребенка через сожжение, но сейчас это не практикуется. Есть другой вариант жертвы — попросить ребенка прыгнуть через специальным образом сложенный костер, в основании которого находится печать Молоха. Так детская душа навеки предоставится в пользование демона, но не вызовет подозрений у окружающих.
Вызов сущности потребует длительной подготовки. Чтобы наказать обидчика, потребуется кусочек нестираной одежды. Следует уйти в долину и развести там костер с печатью Молоха в основании. В огонь следует бросить кусочек одежды и сказать заклинание:
In nomine Astaroth Baal Beelzebub et Lucifer Evoco Moloch! Tollite sacrificium! Accede ad eam, et conteram illud comburent eam, et capient eam! Amen. Amen. Amen.
После прыгнуть через костер. Последующие ритуалы можно совершать дома, используя пламя свечи. Проведением обряда заключается договор с Молохом, который постоянно будет требовать новых жертв. Если сущность не получит дар в течение года, с заклинателем или его близкими случится беда (скорее всего, пожар).
Реальное происхождение слова «удача» — от праславянского «дать»
Любой этимологический словарь объяснит нам, что происхождение слова слова «удача». Это отдельное от религии явление. Оно образовалось от слова «дать», «удаваться». Подобные корни есть в разных славянских языках.
То, что где-то кто-то мог бы назвать своего бога богом удачи вовсе не означает, что отныне на этом слове или явлении клеймо. Можно ли отказаться от любви, отталкиваясь от того, что римская богиня любви Венера — языческая?
Конечно, нет.
А если бы мы вдруг узнали, что Венере приносили человеческие жертвы? Тоже нет. Что это меняет? Какие-то люди жили иной, неприемлемой для нас религиозной жизнью. Это их воля и их проблемы. В православии от этого ничего не меняется.
Журнал ТАКт
Всё, не могу больше молчать! Если я не поделюсь хоть каплей новых мыслей и открытий, меня просто разорвет! Как я уже признавалась в соцсетях, в апреле этого года, пока я спокойно себе собирала материал для продолжения «Тридесятого царства», меня на полном серьезе захватили в плен викинги.
Во-первых, я нашла сагу о мифическом конунге Гардарики по имени Свафарлами или Сигрлами – сыне самого Одина. Гардарикой, то есть «Страной городов», скандинавы называли Русь, область, начинающуюся с Волхва, Старую Ладогу, а также города, расположенные на Верхней Волге со столицей в Великом Новгороде. А жил сей конунг в IV веке! Стоит ли говорить, что славянских письменных источников этого времени не существует вовсе? Таким образом, стало понятно, что без Скандинавии мне далее не обойтись.
А, во-вторых, в это же время подруга пригласила меня на семинар по рунам. К счастью, мои опасения увидеть в качестве ведущего эдакого «мага-экстрасенса-колдуна-ведуна-в-десятом-колене», обвешанного амулетами, говорящего о приворотах и порчах, и «делающего загадочные глаза», как у Булгакова, не оправдались. Семинар начался с серьезного исторического экскурса, с разговора о покрое души и миропонимании северного человека – в общем, всё, как я люблю! Само собой, я попросилась в ученики, на что ведущий сделал мне встречное предложение, от которого я не смогла отказаться, прямо как в «Крестном отце».
Как оказалось, мы давно дружили в Фейсбуке, и Геннадий Варда читал все мои статьи по язычеству и юнгианству, читал и книгу. А посему предложено мне было писать в соавторстве рунические сказки, ибо я «здорово пишу», а он имеет знания, которыми будет делиться со мной в процессе создания книги, ну и, конечно, редактировать мой поток сознания в соответствии с историческими реалиями древней Скандинавии.
К настоящему времени готова приблизительно треть книги рунических сказок, и скоро мы начнем выкладывать в сети некоторые отрывки. Пока же мне хочется поделиться с вами кое-какими соображениями на счет феномена «удачи» в скандинавских сагах или, в более широком смысле, в разнице понимания этой психологической категории в языческой и христианской традиции.
В старшем футарке (основном руническом алфавите) есть руна под названием «Вуньо». Если заглянуть почти в любой справочник по рунам, мы найдем следующие ее толкования: «радость», «блаженство», «процветание», «благополучие», «удача». Радость, блаженство и прочее, они, пожалуй, и в Африке все те же радость и блаженство. А вот удача скандинавская, и вообще у язычников, и удача христианская, а также, все то, что мы сейчас под этим словом понимаем, даже если мы и вовсе атеисты – это, как говорят в Одесе, две большие разницы.
Христианская удача зависит целиком и полностью от воли всемогущего Бога, ибо человек – раб божий. Удача раба – это господская милость, и заслужить ее можно одним единственным способом – покорностью и смирением, что есть главная добродетель в монотеистической традиции (христианство, иудаизм, ислам). От рабской воли и желания, соответственно, удача не может зависеть никак. Все, что может делать раб, это ждать и надеяться на милость господина. Еще можно страдать побольше, мучиться посильнее, тогда есть шанс на господскую жалость, и может что-то перепасть. Таким образом, удача или судьба в монотеистической традиции – вещи фатальные, что, к сожалению, ведет к пассивно-созерцательному отношению к миру и при этом к упованию исключительно на случай (= шанс, = удачу), когда проблемы решаются сами собой, без активного участия страждущего, или не решаются вовсе. Это же порождает беспечность, неуверенность в собственных силах, непрактичность и бесхозяйственность (мы можем страстно любить родину в душе, однако не можем не мусорить на улицах) и, вместе с тем, какую-то абсолютно особую мрачную гордость, замешанную на привычке к страданию и смирению. Зачем убирать в собственном дворе, получать новые профессиональные навыки, брать жизнь в свои руки, если у нас все равно Путин плохой? Ну, или Бог не любит, фатально не везет: «со мной всегда все не так», «такая уродилась» и т.д…
Так вот, руна «Вуньо» – это не рабская «удача», зависящая от Бога, власти, директора, стечения обстоятельств, ибо человек в языческом понимании мира – отнюдь не раб многочисленных богов и духов. Он – их полноправный сосед, часто соратник, ведь у бога, как мы помним, нет иных рук…
Поэтому судьба, удача-неудача, счастье, доля, везение у скандинавов, впрочем, как и у родственных им славян в дохристианский период (вспомним Долю и Недолю), это отнюдь не слепой рок, не своеволие высших сил, не прихоть богов. Языческая судьба – это истинное предназначение человека.
Наиболее точным определением руны Вуньо будет исландское слово «hamingja», наиболее адекватно перевести на русский которое можно, как «удачливость», «везучесть», «счастливость» (простите за не слишком красивое слово).
То есть это не однократная, разовая «удача», «везение», счастливая случайность, а некое качество человека, как, например, честность, трусость, храбрость, лживость и т.д. Или еще можно объяснить этот термин на «фене»: «hamingja» – это не «фарт», который может свалиться и на «фраера» и даже на «еле-еле поца», а «фартовость» – продолжительное везение рискового человека, а уж в том, что викинги были самыми настоящими «реальными пацанами», сомневаться не приходится.
В этом же контексте невозможно не упомянуть русского князя Мстислава по прозвищу Удатный. Древнеславянская морфема «удá» обозначает одновременно и «удачу», и «способность», и «нрав, характер», и «смелость, дерзость», и «награду победителю, приз». То есть, это некое «среднеарифметическое» между удачей и удалью. (Эх, люблю я словари!)
Удача в понимании язычника проявлялась не в деянии высшей силы, а в поступках человека, в активных, решительных действиях. Нерешительность, опасливость, пассивность расценивались скандинавами, как трусость, отсутствие удачи и счастья. Кроме того, удачливость, как, например, и смелость, в понимании язычников, не являлась чем-то постоянным, что можно заполучить раз и навсегда (мечта многих, не так ли?). Удачливый человек должен был постоянно подкреплять и усиливать это качество, доказывать его в действии.
Представления о судьбе в языческом миропонимании далеки от христианского фатализма. Да, есть определенная предрасположенность, судьба, которую при рождении человеку дают Норны, но вот как ты будешь ей распоряжаться, насколько сумеешь обратить во благо себе, своей семье и роду, зависит уже от тебя. Руна Вуньо раскрывается тому, кто обнаружит свою удачу при постоянном напряжении моральных и физических сил. Знание своей судьбы, того что «написано на роду», почерпнутое из гадания или вещего сна, даже если это знание открывало отнюдь не самые приятные и легкие перспективы, не пугало человека, а побуждало его с наибольшей отдачей и честью воплощать положенное, тогда, как считалось, с богами вполне можно было договориться.
Таким образом, мы приходим к тому, что понятие «судьбы», как у скандинавов, так и у наших языческих пращуров, очень близко к основополагающим понятиям глубинной психологии XX века! Это Онто Ин-се в онтопсихологии А. Менегетти – «базовый проект природы, образующий человеческое существо» или Самость у Юнга – наша жизненная цель, наилучшее выражение индивидуальности. То есть, это то, что нам нужно понять и раскрыть в себе, а далее воплощать, несмотря ни на какие преграды, и тогда будет нам счастливая Доля, и боги будут на нашей стороне.
А счастье или удача, вернее «удатность», это следование своей настоящей судьбе, своей жизненной цели, то, что Юнг называет индивидуацией – путь к Самости. Менегетти же называет это самореализацией, «совпадением деятельности человека в его историческом процессе с его Онто Ин-се», иначе говоря, совпадение с тем настоящим предназначением, миссией, которое задумали для конкретного человека боги/ Абсолют/ космос/ природа (как вам будет угодно). И чем больше это совпадение, тем эффективнее личность, тем более оптимальны ее решения в каких бы то ни было вопросах, тем она, в конце концов, счастливее, ведь тот, кто не обманывает себя, не ведает ни страха, ни тоски.
И напоследок я позволю себе привести цитату из будущей книги, которую мы пишем вместе с Геннадием Вардой:
«Дорога, – продолжал Флоки, – как и жизненный путь, судьба, сплетенная Норнами, никогда не зависит от путника. Воин знает это, и оттого он бесстрашен. Тот же кому не ведом свой путь, проживает жизнь даром и вечно дрожит за свою никчемную шкуру. Иди смело, смотри в оба, чтобы не проморгать знаки судьбы, слушай сердце – знак подаст и оно, да не впадай в суету и отчаяние, если случилось тебе заплутать, тогда вскоре будет подсказка. А уж коли суждено умирать, смело бросайся в последний бой, и тогда девы Валькирии прямиком доставят тебя на пир к Одину».
P.S. Много лет назад, еще в ранней юности, одна моя подруга, когда я еще не будучи психологом, «прочищала ей мозги», сказала мне с укоризной: «Ну вот что я сделаю, если у некоторых, таких, как ты, есть шило в заднице, а у меня нет?!» «Ну, точно, – посмеялась я, – мне вот в роддоме вставили, а тебе забыли». Хотя, на самом деле, подругу привезли из роддома, как нормального ребенка, а меня, да уж, с настоящим «подарком богов» – с врожденным пороком. Поэтому, в отличии от подруги, мне пришлось с самого рождения бороться за свою жизнь, зубами и когтями выцарапывать свою «удатность». И мне не нужны подачки Бога, я не надеюсь вымолить их смирением и покорностью, моя душа — язычница, и мои боги мне ничего не должны, у меня есть руки, ноги и голова, поэтому удачу я вполне могу взять сама и с великой радостью поделиться ей с окружающими.
С верой в вас и ваше наилучшее настоящее,
Александра Сергеева