Каким людям не стоит желать удачи, чтобы не обидеть их или не накликать беду


«Ваше благородие, госпожа удача!», — так поётся в известной песне из всеми нами любимого кинофильма «Белое солнце пустыни». Мы привыкли желать друг другу удачи. Это у нас, людей, считается правилом хорошего тона, даже заботой о ближнем, но мало, кто знает, что означает слово «удача». И я не ведала об этом ещё совсем недавно.

А как узнала, ужаснулась, а ведь ежедневно желала удачи всем своим близким и друзьям. Без этого пожелания не обходился ни один день. Согласно православию, желая друг другу удачи, мы упоминаем имя демона. Так ли это? Попробуем разобраться, почему нельзя желать удачи по православной вере.

Понятие «удача»

Почему нельзя желать удачи? Чтобы это понять, необходимо разобраться в значении слова «удача». Так называют положительное событие случайного, непредсказуемого характера. Ближайший синоним этого слова – «везение». Под удачей также подразумевают желанный результат определённого действия или события, которое человек не может контролировать в полной мере.


Православный храм

Существует версия, что Удача-Молох – это имя языческого бога счастья, которому поклонялись шумеры. Данная теория довольно спорна, так как она опирается лишь на ненадёжные Интернет-источники. Вероятнее всего, слово «удача» произошло от славянского корня «дати», то есть «дать».

Студентам

Желать студенту или ученику удачи перед экзаменом — плохая примета. Существует поверье, согласно которому такое пожелание привлекает темных сущностей вроде черта, которые крадут успех.

Многие культурологи считают, что эта примета родом из Древнего Рима. Тогда было принято относиться к фортуне как к живому существу.

К примеру, тогда считалось, что желать успеха нельзя, потому что фортуна гневается на того, кто чрезмерно на него полагается.

Удача в Православии

Почему нельзя желать удачи в Православии? Понятие удачи противоречит христианскому миропониманию. Святая Церковь учит, что не бывает ничего случайного. Ведь Всемогущий и Всеблагой Господь непрестанно заботится о своём творении и помогает человеку прийти ко спасению. Постоянное промышление Всевышнего о мире и человечестве в христианстве именуется Божьей Волей, Промыслом, Провидением.

Учение о Божьем Промысле нельзя путать с языческими представлениями о предопределённости судьбы. Господь участвует в нашей жизни, но не вмешивается в выбор человека. Творец лишь ставит нас в такие условия, где мы сами выбираем между добром и злом. Выбирая добро, правду, соблюдение христианских заповедей, человек вверяет себя Божественному Промыслу и тем самым спасает свою душу. Мы можем почувствовать Божье Провидение и довериться ему. Но скудный человеческий рассудок не в состоянии постичь его в полной мере.

Святитель Игнатий Брянчанинов учит:

«Нет слепого случая! Всё совершается по непостижимому суду Премудрого и Всемогущего Бога» (Полное собрание творений, том 2).

Таким образом, упование на удачу, слепой случай в Православии рассматривается как горделивое недоверие к Богу и суеверие. Подлинно православный человек попросту не нуждается в везении, поскольку во всём полагается на помощь Всевышнего. Священник Валерий Духанин отмечает:

«Не приметы и не случайно составившиеся обстоятельства должны быть критерием жизни, а заповеди Божии и совесть верующего, подсказывающие, как поступать».

Также упование на удачу можно рассматривать как стремление получить какое-либо благо без труда, задаром. Подобные желания не полезны для православного христианина.

Ни пуха, ни пера

Считается плохой приметой желать удачи рыбакам, охотникам, грибникам… Словом, всем, кто отправляется добывать пропитание. Давайте вспомним: ведь подобные промыслы — очень древние по своему происхождению. В стародавние времена от успеха добытчиков в буквальном смысле зависела жизнь всего племени. Тогда-то и сложились приметы, пережившие века. Собирается, к примеру, человек на охоту. Пожелаешь ему удачи, а злые духи услышат и помешают. Вот и появились «обманки», пожелания наоборот: пусть тебе не будет ни хвоста, ни чешуи. Или еще более привычное для нас: ни пуха, ни пера. В наше время, как вы понимаете, эту фразу говорят не только охотникам или рыболовам, но и тем, кто идет на экзамен, собеседование, любую важную встречу.

Интересно, что по старой английской традиции актерам перед спектаклем желали сломать ногу. На первый взгляд кажется, что схема та же, что и с охотниками: пожелаешь плохого — сбудется хорошее. Но, скорее всего, дело в переводе фразы break a leg: возможно, она означала что-то вроде «преклонить колено». Дело в том, что в ХVI веке после спектакля актеру полагалось встать на колено, кланяясь зрителям и принимая овации. Это действие имело практический смысл: так удобнее было собирать монеты, которые в те времена бросали на сцену вместо цветов. Вот и возникла традиция желать, чтобы в конце пьесы артисту не пришлось убегать со сцены под возмущенный свист и закидывание помидорами, а была возможность преклонить колено, собирая заслуженные лавры и деньги.

Впрочем, современные актеры, а также врачи, водители и люди других профессий, связанных с риском, тоже не любят, когда им желают удачи. Многие предпочитают фразу «С Богом!», а услышав стандартное пожелание, норовят трижды поплевать через левое плечо. Какая-то смесь религии и язычества получается, правда? Так и есть! Теперь подробнее о корнях.

Почему нельзя желать удачи

Понятие «удача» само по себе несовместимо с православным вероучением. Однако это слово прочно вошло в нашу повседневную речь. Мы даже не задумываемся о его противоречивости и желаем удачи с самыми добрыми намерениями, чтобы поддержать ближнего. И вовсе не желаем намекать при этом на конфликт с Божьим Промыслом. И конечно же, не вкладывая в слово «удача» какие-либо языческие представления. Допустимо ли это?

Священник Димитрий Паламарчук не видит ничего страшного в простом пожелании удачи и предлагает задуматься над происхождением его собственного имени:

«Значение имени Димитрий – «служитель богини Деметры». Получается его нельзя произносить? Когда мы желаем удачи, то не желаем ведь помощи Молоха, верно? Мы хотим, чтобы дело, которое начинает человек, удалось. Вот и всё».

Отвечая на вопрос «Почему нельзя желать удачи человеку?», отец Димитрий одобряет стремление очистить речь от ненужных слов. Но священник призывает избегать крайностей и не искать злой корень во всех мелочах. Иначе борьба с ложными врагами может подменить собой подлинное служение Христу.

Итак, в христианстве нет запрета на простое доброе пожелание удачи. Тем не менее нам не помешает осознанный и ответственный подход к тому, что мы произносим. Поэтому лучше всего поддержать человека словами «Помоги тебе Бог!» или «С Богом!». С другой стороны, не стоит, впадая в крайность, осуждать и исправлять тех, кто по-доброму желает удачи нам. В данном случае любовь ко ближнему несравнимо важнее чистоты речи.

я желаю вам удачи… любви… и терпения…. УДАЧА — ЭТО ИМЯ БЕСА Можно ли людям желать «удачи»

Будьте бдительны, желайте друг другу благополучия и Божьей Помощи, а не беса!

«Я вижу, в некоторых помянниках вы упомянули беса Удачу, написав: «Об удаче дочери», «Об удаче сына», «Об удаче семьи». Что это вы вписали мне диавола в помянник? Вы знаете, кто такой был Удача? Это был самый большой демон, который скосил миллионы душ. Молох, или «Удача», был богом счастья у римлян, шумеров и карфагенян. Каким же был этот бог Молох, или «Удача», как мы его называем сегодня? Его статую, отлитую из меди или серебра, возили на двухколесной тележке. Со спины у него была медная печь, а перед ним – медная сковородка; сзади в Удачу подбрасывали дрова, пока не раскалится изваяние. А жрецы его несли в руках секиры, большие и отточенные. Какую жертву принимал Удача? Только грудных младенцев из рук матерей. Приходили в село, где ты живешь. Тащили колесницу Удачи со сковородкой, раскаленной докрасна, и звали, хлопая в ладоши: «Кто хочет удачи, неси жертву Удаче!».

– Архимандрит Клеопа (Илие)

Можно ли людям желать «удачи»? «Такого и врагу не пожелаешь!», – говорят в тех случаях, когда происходит какое­то несчастье или беда. Однако мы привыкли постоянно желать друг другу «Удачи», даже не представляя, какое страшное проклятие насылаем на того, кому предназначается данное пожелание!

Дело в том, что Удача или, как нам более известно – Молох, – было главным божеством у семитских народов, которое являлось одним из воплощений Баала (или Ваала, Вельзевулаа, Валтасара), т. е. диавола. О Ваале в Библии упоминается несколько раз в Книге Судий – 2:11, 3:7, 10:6; о Молохе – в Книге Амоса 5:26 и 3 Книге Царств 11:7.

Культ Молоху-­Ваалу у семитов состоял в дико разнузданном сладострастии, искавшем искусственных возбуждений. Внешним символом его постоянно служил phallus, который изображался в виде колонны с усеченной вершиной. При капищах Ваалу жили так называемые кедешимы и кедешомы, священные блудники и блудницы, которые обрекали себя на служение капищу посредством зарабатывания денег своим блудодейством.

Назначение данного культа было в том, чтобы глубоко развратить народ, прибегающий к нему. Плодами данного поклонения стали всем известные печальные события, произошедшие с городами Содом и Гоморра, где культ Ваалу был особо выражен.

Как сейчас, так и ранее, основной чертой семитских народов – поклонников и служителей сатаны, является ложь и лукавство. Не были исключением и жрецы Ваала-­Молоха, которые, стараясь завуалировать истинную цель культа, дабы не отпугнуть от ее диавольской сущности людей, распространяли идею о том, что они служат плодородному Солнцу, источнику теплоты и жизненного огня, проявляющегося в нем.

Как и во всех языческих культах, служители Молоха приносили ему жертвы. Как правило, это были человеческие жертвоприношения, которые совершались в честь Молоха через всесожжение, якобы проводя их сквозь солнечный жизненный огонь. Самыми же приятными жертвами Ваалу считались новорожденные младенцы, особенно дети знатных фамилий: «и устроили высоты Тофета в долине сыновей Енномовых, чтобы сожигать сыновей своих и дочерей своих в огне, чего Я не повелевал и что Мне на сердце не приходило» (Иер. 7:31). Дети клались на проcтepтые руки идола, имевшего лицо тельца, внизу горел костер. Эти чудовищные жертвоприношения совершались ночью при звуках флейт, тамбуринов и лир, которые заглушали крики несчастных детей, а также усиливали возбуждение в народе. Алтари богов постоянно обагрялись кровью детей, в годы же крупных празднеств или в годины бедствий – людей и в частности детей приносили в жертву сотнями и тысячами.

«Сначала приближается Молох, ужасный король, забрызганный кровью человеческих жертв и слезами отцов и матерей. Но из­за шума барабанов не слышны крики их детей, когда их бросают в огонь в честь страшного идола» (Джон Мильтон «Потерянный рай»).

«Статуя Молоха сооружённая специально для принятия человеческих жертвоприношений и сожжения их. Она была колоссального роста, вся из меди, и внутри пустая. Голова была бычачья, потому что бык был символом силы и солнца в его лютом виде. Руки у статуи были чудовищной длины, и на огромные простёртые ладони клались жертвы; руки, движимые цепями на блоках, скрытых за спиною, поднимали жертв до отверстия, находящегося в груди, откуда они сваливались в пылающее пекло, которое помещалось внутри статуи, на невидимой решётке, а выпадавшие сквозь неё зола и угли образовывали всё возрастающую кучу между ног колосса… дети клались живыми на страшные докрасна раскалённые ладони чудовища. Родным настрого воспрещалось выказывать печаль. Детей, если они кричали, пока их приготовляли к ужасному обряду, успокаивали ласками. Как это ни должно казаться безобразным и невозможным, матери обязаны были не только присутствовать на страшном торжестве, но воздерживаться от слёз, рыданий и всякого проявления печали, потому что иначе они не только лишились бы всякого почёта, подобающего им вследствие оказанной им всенародно великой чести, но могли навлечь гнев оскорблённого божества на весь народ, и одно неохотно сделанное приношение могло уничтожить действие всего жертвоприношения и даже навлечь на народ беды хуже прежних. Такая слабохарактерная мать была бы навеки опозорена. Барабаны и флейты поддерживали беспрерывный шум не только для того, чтобы заглушить вопли жертв, но чтобы усилить возбуждение в народе». (Рагозина З. А. История Ассирии. СПб.: И­е А. Ф. Маркса, 1902. С. 151–152).

Как было уже указано выше, Молох ­Валаам имел также прозвище «Удача». Почему? Потому что считалось, что семью, которая принесла в жертву божеству своего ребенка, непременно ждет удачный год в плане земледельческих работ и сбора урожая. Посему, когда жрецы Молоха привозили отлитого из меди или серебра своего идола на двухколесной тележке в очередное селение, они хлопали в ладоши и кричали: «Кто хочет удачи в делах, неси жертву Ваалу!» Тогда безумные женщины брали своих младенцев и отдавали их служителям сатаны…

Такого рода ритуальные детоубийства впоследствии были запрещены Моисеевым Законом и карались смертной казнью (Лев. 18:21; Лев. 20:2), однако вплоть до Вавилонского плена (586 г. до н. э.) семиты не прекращали их практиковать.

После революции 1917 года, когда была осквернена русская земля попранием веры и отступничеством от Бога, ритуальные жертвоприношения младенцев были насаждены посредством разрешения на государственном уровне абортов. Россия стала первой страной в мире, узаконившая аборты. В последствие, этот «законный» ужас распространился по всему миру. И до сих пор, эти чудовищные жертвоприношения совершаются, но уже замаскированные под медицинскую процедуру…

Или вы думаете, что абортированные младенцы, это не жертва бесу Удача? Ведь именно во избежание скорбей и ради удачи на работе или в личной жизни, ради безбедной жизни, люди иногда без колебаний принимают решение: «младенца в утробе матери надо убить!» И от того, что честное слово «детоубийство» заменили хитрым и безобидным на слух словом «прерывание беременности», а ребенка на бездушное слово «плод» – суть­то не меняется — ребенка в утробе матери разорвут живьем на кусочки или сожгут щелочным раствором, а потом уничтожат. Молох доволен и на короткое время может вознаградить детоубийц удачей, но иногда он может просто посмеяться своим демоническим смехом и сказать: «Зачем тебе удача, ты и так мой?!»

Молитва о Божьей помощи для доброго дела

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Творче и Создателю всяческих, Боже, дела рук наших, к славе Твоей начинаемая, Твоим благословением спешно исправи, и нас от всякого зла избави, яко Един Всесилен и Человеколюбец.

Скорый в заступлении и крепкий в помощь, предстани благодатию силы Твоея ныне, и благословив укрепи, и в совершении намерения благаго дела рабов Твоих произведи: всябо, елика хощеши, яко всесильный Бог творити можеши.

Господи Иисусе Христе, Сыне Единородный Безначального Твоего Отца, Ты рекл еси пречистыми усты Твоими: яко без Мене не можете творити ничесоже. Господи мой, Господи, верою объем в души моей и сердце Тобою реченная, припадаю Твоей благости: помози ми, грешному, сие дело, мною начинаемое, о Тебе Самом совершати, воимя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь.

Синоним слова «счастье»

Тол­ко­вые сло­ва­ри опре­де­ля­ют «уда­чу» так: «сово­куп­ность бла­го­при­ят­ных, спо­соб­ству­ю­щих успе­ху обсто­я­тельств, счаст­ли­вый слу­чай, жела­тель­ный исход дела; сча­стье, везе­ние (Малый ака­де­ми­че­ский сло­варь); успех, такой исход дела, кото­рый нужен, жела­те­лен кому-нибудь (Тол­ко­вый сло­варь Уша­ко­ва). Есть и такое опре­де­ле­ние: «Счаст­ли­вое, бла­го­при­ят­ное сте­че­ние обсто­я­тельств, спо­соб­ство­вав­шее жела­тель­но­му, нуж­но­му исхо­ду дела; везе­ние (Тол­ко­вый сло­варь Кузнецова)

Сло­варь сино­ни­мов Абра­мо­ва ста­вит сло­во «успех» в один ряд со сло­ва­ми «сча­стье», «бла­го­по­лу­чие». Сло­во оце­ни­ва­ет­ся пози­тив­но, ни о каком его двой­ном смыс­ле ни в одном источ­ни­ке речи не идёт.

И, посколь­ку собы­тия, кото­рые могут быть оха­рак­те­ри­зо­ва­ны как уда­ча, для боль­шин­ства людей явля­ют­ся желан­ны­ми и ожи­да­е­мы­ми, суще­ству­ет мно­же­ство сим­во­лов, её олицетворяющих.

И вот тут – будем вни­ма­тель­ны! – всту­па­ет в силу уко­ре­нив­ше­е­ся в наро­де язы­че­ское созна­ние. Неза­ви­си­мо от пола, воз­рас­та, соци­аль­но­го или про­фес­си­о­наль­но­го ста­ту­са мно­гие люди искренне верят, что уда­чу мож­но при­тя­нуть с помо­щью пред­ме­та (обе­ре­га или талис­ма­на) или дей­ствия (неко­е­го обряда).

Увы, это­му невин­но­му с виду, но опас­но­му суе­ве­рию, кото­рое уме­ло мас­ки­ру­ет­ся под народ­ные тра­ди­ции, под­вер­же­ны и вполне серьез­ные, взрос­лые веру­ю­щие воцер­ко­в­лен­ные люди.

Благодарение после окончания дела

Благодарни суще недостойнии раби Твои, Господи, о Твоих великих благодеяниих на нас бывших, славяще Тя хвалим, благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие, и рабски любовию вопием Ти: Благодетелю Спасе наш, слава Тебе.

Твоих благодеяний и даров туне, яко раби непотребнии, сподобльшеся, Владыко, к Тебе усердно притекающе, благодарение по силе приносим, и Тебе яко Благодетеля и Творца славяще, вопием: слава Тебе, Боже Всещедрый.

Читайте нас удобно в соцсетях:

Метки: почему нельзя желать удачи, почему нельзя желать удачи в православии, почему нельзя желать удачи человеку, удача в православии, удача молох

Кто такой Молох на самом деле?

Молох (Удача) — бог счастья у карфагенян, шумеров и римлян. Его статую, вылитую из значительного количества серебра или меди, возили по городам на большой двухколесной тележке. Спереди у статуи находилась медная сковородка, в ней кипело масло. Сзади была печка, выполненная из того же материала. Огонь в ней постоянно поддерживался жрецами, шедшими рядом. Эти люди держали большие и остро заточенные секиры в руках, громогласно хлопали в ладоши и зазывали желающих со стороны, крича: «Кто хочет удачи, неси жертву Удаче!» Вроде бы ничего страшного, верно? Но…

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]