В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть. 2 Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу.
Ветхий Завет нигде не запрещает срывать в субботу колосья для того, чтобы поесть. Закон Божий о субботе запрещал заниматься лишь суетными делами прихоти – тем, что сверх жизнеобеспечивающих потребностей (Ис.58:58:13) Ожидать же от Бога, чтобы он, наделив нас аппетитом и ежедневной потребностью есть, запретил бы при этом заниматься поиском и приготовлением пищи — глупо, «старцы» Израиля в составлении перечней запретов к толкованию Закона – явно перестарались и исказили требования Бога.
Учеников Христа в данном случае нельзя сравнивать земледельцами, у которых есть вся неделя на обработку нивы.
12:3,4
Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? 4 как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам?
При ответе Иисус вспомнил случай 1Цар.21:1-6, остановимся на нём подробнее:священные хлебы имели право есть только чистые люди, освящённые Всевышним (в В.З. — только священники на святом месте, Лв.22:10; 24:5-9). А их ели Давид и другие мужи не из священства. Почему никто из нарушителей МЗ в этом случае не был наказан? (1Цар.21:5,6; Мрк. 2:25,26). Потому, что для Бога соблюдение духа закона (той цели, ради которой Он вводил какую-то «букву» МЗ) — гораздо важнее исполнения буквы закона (так же, как и, например, достичь цели успеть на поезд — важнее маршрута попадания на вокзал).
Каковы были буква и дух закона о хлебах? Дух закона для хлебов, его смысл или цель (что одно и то же) – это кормить тех служителей Иеговы, кто был свят (ритуально чист) и не мог насытиться никаким иным способом (Богу хлеб не нужен, но эти хлебы не должны быть осквернены ритуальной нечистотой, поэтому ели их на святом месте). А что же по Давиду? Он и его люди были служителями Иеговы; они были ритуально чисты на тот момент (святы) и не могли поесть иным путём (попали в непростые — исключительные обстоятельства).
В итоге — дух (цель, смысл) закона по хлебам — был соблюден: хлебами предложения насытились ритуально чистые служители Иеговы, не имеющие возможности насытиться другим путём; и святыня Бога не осквернилась за пределами храма (хлеб из святого храма был помещён в чистые «сосуды» мужчин — съев хлеб, они поместили его в свои не осквернённые ничем тела). Так священник Ахимелех позаботился о том, чтобы в этих исключительных обстоятельствах дух закона был соблюдён, поэтому наказывать их было не за что.
Вернёмся к примеру Христа и его учеников: во-первых, ученики тоже попали в исключительные обстоятельства (есть им было нечего и пищу взять негде, кроме как с поля пшеницы); срывать колосья в субботу — в день, посвящённый Богу — было всё равно, что есть Божий хлеб (принадлежащее Богу). Ученики Христа в глазах Бога были духовно чисты, иначе Он не избрал бы их в качестве апостолов Своему сыну. То есть, получилось как и в случае с Давидом: Христос — больший Давид, а бывшие с ним — были чисты в глазах Бога и потому вполне могли питаться «субботним» хлебом, даже если по мнению фарисеев в субботу срывать колосья было запрещено.
А во-вторых, запрет срывать колосья в субботу, чтобы поесть — это запрет человеческих начальствующих в Израиле (в МЗ такого запрета не было). Поэтому тоже следовало бы показать фарисеям, что дух законов Бога важнее буквы Его законов и тем более — важнее буквы человеческих традиций (см. также Марк 2:23).
12:5,6
Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны? 6 Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма;
Но, понимая, что фарисеи не удовлетворятся примером Давида и могут даже сказать, что священник был неправ — Иисус приводит пример их собственных нарушений святости субботы: закон, запрещающий работать в субботу, тем не менее освобождает священников, трудящихся в служении Богу – от требований Закона. Иисус же — больше храма и его служение Богу – больше их служения. А потому – обвинять его и его учеников в нарушении субботы — так же абсурдно, как и обвинять священников в субботних жертвоприношениях.
12:7
если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных,
В довершение разъяснения фарисеям Иисус напоминает им слова Осии (Ос.6:6), где говорится о том, что поклонение Богу сводится не к жертвоприношениям, а к преданности Ему и благочестию, следствием которых должна стать любовь к людям и сострадание к ним (слово «милость» связано с преданностью, верностью Богу, так как милость, доброта — это следствие преданной любви к Богу, кто любит Бога, сердце того смягчается милосердием и состраданием к людям).
По идее законоучителя должны были бы знать это место Писания. А потому удивительно, как это они, ЗНАЯ, чего ожидает от них Бог, тем не менее — необходимость жертвоприношений (ради которых сами нарушают субботу) – поставили выше милосердия и сострадания к голодным, раздобывающим себе пищу в субботу ради сохранения жизни. Вывод только один: они совсем не понимают Божьих принципов, нет в них Боговедения, о котором говорил пророк Осия, не познали они своего Бога и поэтому поступают неправильно, осуждая невиновных.
12:8
ибо Сын Человеческий есть господин и субботы.
В каком смысле Иисус является «господином субботы»? В двух духовных смыслах:
1)
Иудеи, став «рабами буквы» закона о субботе не были способны понять, что закон Бога — гибкий: он дан для помощи людям в духовном исцелении, а не для того, чтобы заставлять людей трепетать перед пунктами правил (Иер.18:7-10; Мтф.12:11,12). Так как израильтяне не посвящали время духовным делам и служению Иегове добровольно — Бог установил им закон о 7 дне для того, чтобы они хотя бы 1 день в неделю уделяли время духовному – ради их же блага.
Но если Иисус всё своё время добровольно посвящал служению Иегове — зачем же ему был нужен закон о субботе? (Гал.5:23). У него духовная «суббота»- каждый день, Он сам для себя решал, когда ему «устроить субботу» — заниматься духовными делами, а когда — нет: таким образом Иисус как бы сам управлял «субботой», а не «суббота управляла им». Это — первое значение того, в чём проявлялось господство Иисуса Христа над субботой. Фарисеи, по рабски «служившие 7му дню», не смогли этого понять. Почему?
Потому, что они слишком увлеклись пунктом о 7м дне, он стал для них идолом, а люди – жертвами, обязанными служить их любимой «субботе». Увлечённость внешней стороной закона о субботе вытеснила из их понимания сущность субботы, как дня, предназначенного для блага людей. Поэтому они не поняли, что исцеление в субботу не могло быть грехом (Мтф.12:10-12).
2) Иисус — Господин субботы в значении «покоя Бога» — в принципе; он — царь будущего Божьего миропорядка, Господин над всем — в периоде покоя Божьего, в субботе вечной, в дне Господа вечном. Если над вечностью Иисус является Господином в земном миропорядке, то над днём недели у него и подавно полномочия от Бога имеются: он сам решает, что ему делать в субботу, а что нет. А фарисеи ему в этом — не указ.
12:9-13
И, отойдя оттуда, вошел Он в синагогу их. 10 И вот, там был человек, имеющий сухую руку. И спросили Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы? 11 Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит?
Иисус не остановился на достигнутом возле синагоги, но продолжил разъяснение сути субботства Божьего — ещё и в самой синагоге на наглядном примере исцеления, понимая, что, и исцеляя в субботу, он непременно спровоцирует возмущение и вопрос, на который уже знает, что отвечать вопрошающим. Но для того и не стал ждать понедельника, чтобы ОТВЕТИТЬ по субботе и показать им абсурдность их собственного отношения к исполнению Закона.
Фарисеи, похоже, никак не могли понять, что суббота как один день в неделю — для совершения добрых дел Богом введена, чтобы хотя бы раз в неделю народ Божий не творил зло и не суетился только о личных нуждах. И уж если ради благополучия упавшей в яму овцы — иудеи готовы были нарушить субботу, не раздумывая ни секунды, то насколько же больше их должно интересовать благополучие ЧЕЛОВЕКА, созданного по образу Божьему?! (уж если они так кичатся тем, что любят Бога, то не любить созданного по образу Его – по меньшей мере странно)
12 Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро. 13 Тогда говорит человеку тому: протяни руку твою. И он протянул, и стала она здорова, как другая.
И уж если они так к своей овце добры могут быть – то насколько же больше, по идее, они должны быть добры к страдающим овцам Бога — к несчастному больному?!
Всё это слышали не только фарисеи, но и множество народа, что и требовалось Иисусу: семя Божьего слова сеялось, имеющий уши слышать – слышал.
12:14
Фарисеи же, выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его.
Жестокосердие настолько ослепило фарисеев, что они не только абсурдности своего поклонения Богу не увидели, но ещё и замыслили закрыть навсегда уста того, кто так разумно и легко их разоблачал.
Но Иисус, узнав, удалился оттуда
Иисус никогда не шёл на бессмысленный конфликт, не геройствовал, вызывая огонь на себя, а тихо делал Божье дело и благоразумно избегал откровенных столкновений со всеми, кто мог бы помешать ему выполнить задание Отца полностью — до определённого времени.
12:15-21
И последовало за Ним множество народа, и Он исцелил их всех 16 и запретил им объявлять о Нем, 17 да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: 18 Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд;
Слава физического целителя и ажиотаж вокруг этого могли бы также сильно помешать ему исполнить дело Отца, поэтому он и запрещал исцелённым трубить о себе повсюду, сдерживая насколько это было возможно натиск масс, желающих быть здоровыми: исцелить физически вообще всех больных в этом веке — в намерения Христа не входило.
19 не воспрекословит, не возопиет, и никто не услышит на улицах голоса Его;
Резкие и громкие слова закрывают перед нами все двери и все сердца. От Христа ожидать грубости или бестактности – не приходилось.
Кроме того человеческие разборки всякого рода, шоу, скандалы и распри – также не для Христа, всё это очень сильно отвлекает от выполнения первоочередных задач ЛЮБЫХ, тем более — поставленных перед Христом, и тормозит продвижение главного. Поэтому невозможно представить себе Христа, застрявшего в выяснении отношений с кем-либо в отдельности или в публичных скандалах: он шёл и говорил, говорил и шёл. Все, кто по ходу присоединялись к нему – хорошо, нет – не уговаривал.
20 трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит, доколе не доставит суду победы;
Главное, что должно было исполниться на нём – это забота о духовном исцелении. Он – тот, кто возвестил народам суть будущего суда Божьего и не потерял духовно «тлеющие» фитили и «трости надломленные», он отыскал и сохранил для Бога Его овец, стонущих под бременем фарисейского понимания праведности. (Ис.42:1-4) .
21 и на имя Его будут уповать народы.
Он – тот, кто основал христианство и показал путь к духовному исцелению всего человечества.
12:22-24
Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть. 23 И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов?
Простой народ, которому нечего терять — не вычислял в уме опасность и «издержки» лично для себя от присутствия Христа. Поэтому воспринимал его дела правильно: тот, кто изгоняет бесов, исцеляет от слепоты и немого делает говорящим – явно не простой смертный, а посланник небес. Поэтому простой люд бесхитростно высказывал догадки о том, что Иисус — это долгожданный потомок Давида и обещанный Христос.
24 Фарисеи же, услышав [сие], сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как [силою] веельзевула, князя бесовского.
Фарисеи же не планировали принимать Иисуса – Христом, потому и разуверяли массы в чистоте его помыслов, приписывая ему действия бесов. Им было, что терять и опасность от Христа – они уже хорошо для себя прочувствовали: всё, что было дорого им в своём образе жизни «праведников» — Иисус с лёгкостью называл суетой, совершенно не нужной Богу.
12:25,26
Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. 26 И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?
Иисус, зная причины такому их обвинению, снова легко показал его абсурдность: если я — бес, то с какой же стати мне тогда своих гонять? Но если бес уже своих гоняет, то скоро этой братии конец придёт. Иисус показал фарисеям, что всё бесовское скоро будет разоблачено, их помышления – в том числе.
12:27
И если Я [силою] веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею [силою] изгоняют? Посему они будут вам судьями.
Заодно он показывает им невозможность доказать правоту своих обвинений, ибо бесов изгоняет ведь не только он, но и сыновья священства претендуют на роль целителей. Так что, уж если он, исцеляя, по их мнению — с бесами заодно, то то же самое можно сказать и об их сынах исцеляющих. Так что и в этом случае — они в проигрыше со своими доводами. То есть, считать, что он — с бесами водится — фарисеям было невыгодно в любом случае, ибо в таком случае они и священство подставляют под обвинение в соучастии с бесами.
12:28, 29
Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие. 29 Или, как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его.
Фарисеи должны понять, что если бы он исцелял силою бесов — то им от этого ничего бы не было. Но если он изгоняет силой Бога – то берегитесь, ибо пред вами — представитель Божьего Царства, а вы его за демона почитаете. А если посланник Бога имеет власть над бесами в доме главаря их ( в веке этом нечестивом) — это значит, что главарь их – связан тем, кто сильнее его, то есть Христом. Ну и понятно, если Христос – главаря нечисти обуздал, то фарисеям не стоит так легкомысленно ко Христу относиться.
12:30-32
Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. 31 Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам;
Дальше он переходит от полушутливого разоблачения глупости фарисеев — к обличению серьёзному, от которого зависит их жизнь и будущее: о хуле на святой дух. Что означает хула на святой дух? Эти тексты частично разъясняют значение хулы на святой дух:
29 один закон да будет для вас, как для природного жителя из сынов Израилевых, так и для пришельца, живущего у вас, если кто сделает что по ошибке. 30 Если же кто из туземцев, или из пришельцев, сделает что дерзкою рукою, то он хулит Господа
: истребится душа та из народа своего, 31 ибо
слово Господне он презрел и заповедь Его нарушил
; истребится душа та; грех ее на ней
. (Числа 15)
То есть, если кто-то пребывает в неведении о действиях святого духа Бога, о заповедях и принципах Бога, кто не понимает значения происходящих событий — тот совершает грех нечаянно, по ошибке, в неведении, в состоянии аффекта, не осознавая, что делает. За нечаянные согрешения предусмотрел жертвы повинности и за грех: когда человеку разъяснят его грех, и если он раскается, повинившись пред Богом — то его Бог простит (Чис.15:24-28). Но если кто-то, зная заповеди Бога, понимая, как может действовать в ком-то святой дух Бога или как сам Бог через святой дух, но, находясь в здравом уме и осознанно (дерзкою рукою
) поступает против заповедей Бога или специально не признаёт действие святого духа в ком-то, как в случае с Иисусом – тот может оказаться в глазах Бога хулителем Его:
32 если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.
Иисус предупредил фарисеев, что если кто-то из личной корысти не желает признать, что чрез него действует Бог – тот окажется богохульником. Все, кто действия Божьей силы пытается выдать за действия дьявола — очерняют чистоту замысла и действий Бога и виновны в хуле на Бога. Каждый хулитель чистых замыслов и действий Бога — погибнет и в этом веке, и в будущем.
Однако, не следует спешить обвинять в богохульстве по нашему мнению, как это случается в современном поклонении Богу. Например, если христианин принадлежит к конфессии, которую мы лично считаем сатанинской, то не следует спешить считать, что бросать, например, пить, курить, воровать, блудить и т.д — ему помогает дьявол. Почему? Потому что о том, что всё это надо бросать – говорит нам БОГ через Своё слово, и именно ЕГО слово — может оказывать положительное влияние на личность человека независимо от того, где этот человек находится. 12:33-35
Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым, ибо дерево познается по плоду.
Здесь — принцип распознавания дерева по плодам и содержимого сердца по устам. По плоду дерева – познаётся и полезность самого дерева и это совсем ведь несложно понять: если результат деятельности человека приносит пользу обществу (плод съедобный), то не может человек этот быть слугой дьявола (плохим деревом). Если Христос приносит пользу людям, то на фарисеях лежит обязанность признать его «хорошим деревом» — слугой Бога.
34 Порождения ехиднины! как вы можете говорить доброе, будучи злы?
Но фарисеи не могут сказать ничего хорошего в пользу Христа, ибо сами – порождения ехидны (слуги дьявола). Потому принцип «дерева по плодам» — на них сводится к следующему: будучи плохим деревом, они просто не могут принести хороший плод и признать Христа Божьим.
Ибо от избытка сердца говорят уста. 35 Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое.
Чем наполнено сердце (каков корень дерева) – то и выносится наружу устами (таков и плод). Добрый человек выносит доброе, злой – злое. Фарисеи были злыми, потому ничего доброго и вынести не могли устами своими, не признавая Христа сердцем – они и устами не могли его признать.
12:36,37
Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: 37 ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься.
День суда или судный день — это период тысячелетнего правления Иисуса Христа — период времени, когда будут приняты решения по каждому потомку Адама, живущему в этом веке. Кого-то вернут к жизни в тысячелетии и определят, достоин ли он вечности Бога или нет. А кого-то на основании того, что он делал при жизни в этом веке — могут и не вернуть к жизни, но осудить на вечную смерть.
Иисус здесь говорит о том, что на будущее человека может повлиять каждое его слово. И если даже праздное слово не нравится Творцу (праздное — это пустое слово, бесплодное, не полезное для наставления в вере, такие слова произносили фарисеи) — то насколько тяжелее будет обвинение по слову, сказанному необдуманно и с плохим смыслом (Мтф.5:22). Поэтому христиане, желающие быть одобренными Богом и войти в тысячелетие Христа Его, должны быть внимательны к тому, что и как говорят. Каждое слово может повлиять на отношение Бога к человеку. Грехи языка – оскорбления, злоречие, ложь – не менее тяжелы, чем грехи остальной плоти – блуд, например –Откр. 21:8.
Поэтому христиане должны следить за своей речью и стремиться делать её Богоугодной.
12:38-42
Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение. 39 Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка;
Фарисеи невинно просят ещё каких-нибудь знамений в подтверждение тому, что он Христос: дескать, сильно хотят всё же ему поверить. И это — при том, что несколько минут назад они были свидетелями тройного исцеления. Поэтому Христос и не стал даже утруждать себя для удовлетворения их невинной просьбы: подобному лукавому роду людей, изображающему из себя невинность овцы с аппетитами волка, никакие знамения не помогут поверить в то, чему верить невыгодно.
40 ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи.
Иисус Христос обратился к истории Ионы, чтобы сообщить нечто важное о своей миссии (Мтф.12:39-42; 16:4). Говоря о «знамении пророка Ионы», он не имеет в виду подобие количества трёх дней и трёх ночей, которые Иона провел во чреве кита, так как сам Иисус пробыл в чреве земли два дня и две ночи (Мтф.16:21). О чём же говорил Иисус в связи со знамением Ионы? О том, что, подобно Ионе, Иисус сначала будет спрятан в чреве земли, как был спрятан Иона в чреве кита. А затем он выйдет оттуда, как Иона вышел из чрева кита. То есть, знамение Ионы по отношению к Иисусу – это предупреждение о его смерти и воскресении. Как сообщается в книге Ионы 2:2,7,сам Иона сравнил своё местонахождение с преисподней и адом – могилой, местом, где находятся умершие (где находился Иисус и откуда он вышел по подобию Ионы).
Итак, хотя Иисус был мёртв часть 14 нисана, 15 нисана полностью и часть дня 16 нисана (смерть действительно удерживала его, захватив три дня и три ночи — с вечера 14 нисана до утра 16) — знамение Ионы для рода фарисейского в отношении Христа — в его пленении чревом земли (могилой) и возвращении. Как Иона был в плену чрева кита, но «вышел» из этого плена и появился после того, как думали, что он погиб, так и Иисус Христос по примеру Ионы должен был быть в плену чрева земли, но выйти из этого плена и явиться после того, как все будут думать, что он погиб. Иисус, как и предсказывал о себе сам, действительно вышел из плена чрева земли (из могилы) — воскрес и явился ученикам на третий день после распятия (Мтф.17:23, 20:19). И это событие должно было бы, по идее, пробудить в фарисеях здравое мышление. Однако «чуда пробуждения» не произошло, как помним, даже и после знамения воскресения Христа.
Что означает выражение «три дня и три ночи» — по Библии -см. вставку.
«Три дня и три ночи» Согласно традиционному взгляду и иудейскому исчислению времени, Иисус был мертв три неполных дня — часть 14 нисана, полностью 15 нисана, и часть 16 нисана. В понимании еврея это вполне соответствовало описанию «три дня и три ночи». Как такое возможно? Идиома типа “столько-то дней и ночей
” была очень распространена в еврейском языке, и практически никогда не воспринималась буквально. (Сравни Эсфирь 4:16; 5:1) Несложно убедиться, что в Писании, в том числе и в Евангелиях, обозначения “
через три дня
” и “
на третий день
” попеременно используются в одинаковом смысле (Бытие 40:12, 13, 18-20; 42:17, 18; 2 Прлпмн 10:5, 12). Это лишний раз подтверждает “
включительное счисление
” в восприятии времени древними евреями. С этим согласуется их практика отсчета дней для исполнении обрядов. Младенца нужно обрезать “на восьмой день”, и даже если он родился за несколько минут до начала нового дня, этот короткий отрезок принимался за целый день.
Обратимся за свидетельством к раввину Элеазару бен Азарии, жившему около 100 г. н. э., как к знатоку и носителю еврейской лексики: “День и ночь составляют onah [‘отрезок времени’], а часть onah принимается за целое”. В раввинистической литературе есть и другие примеры, где “три дня и три ночи” из Иона 1:7 рассматриваются параллельно с ветхозаветными отрывками, упоминающими события, происходившие “на третий день”. “Именно в этом свете нам следует понимать Матфея 12:40”, пишет Герхард Диллинг (Theological Dictionary of the New Testament (Grand Rapids, 1974), vol. II, p. 950. Подробнее смотри Watchtower, 1944, pp. 86-88)
41 Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы. 42 Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона.
Этот род лукавствующих, появившийся в народе Бога – «превзошёл» неверием и грешных Ниневитян, покаявшихся всего лишь от слова Божьего через Иону без всяких знамений, и — других язычников, ибо царица Савская приезжала, чтобы послушать всего лишь мудрость Божью чрез Соломона, а не знамения от него увидеть. А лукавые -и при наличии знамений слову Божьему не верят.
12:43-45
Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; 44 тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит [его] незанятым, выметенным и убранным; 45 тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом.
Здесь по принципу «свободной руке — работа всегда найдётся»: для того, чтобы оставаться в состоянии чистого — недостаточно освободиться от влияния демонов и всего лишь перестать творить злые дела. Необходимо ДЕЛАТЬ добрые дела, занять свою «руку» полезными занятиями, иначе со временем она снова и неизбежно к злым делам вернётся.
Этот пример — должен был показать фарисеям, что их праведности в виде «не делать запретное законом» — маловато для праведности Божьей. Праведность Божья измеряется не количеством дел, которые мы не сделали по причине запрета на них. А количеством дел, сделанных нами из любви к Богу и людям.
12:46-50
Когда же Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне [дома], желая говорить с Ним. 47 И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. 48 Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? 49 И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; 50 ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь.
Кто-то усмотрел в этих словах Иисуса пренебрежение матерью и родными, кто-то — даже нарушение закона Бога об отношении к своим родным. Но здесь Иисус показал сущность близости отношений между соверующими: иногда вроде бы и родной по крови человеческой – а в жизни дальше постороннего нам. А иной дальний — ближе родного по мироощущению становится.
Всё зависит от основы, на которой строятся отношения друг с другом: если люди объединены любовью к одному небесному Отцу — вот тогда они чувствуют себя как настоящие братья и сёстры, ибо единомышленники во всём, за что ни возьмутся. Родственные узы — мало что значат, если духовными узами не переплетаются. Однако духовные узы — всегда крепче родственных.
Такое вот преимущество в отношениях у духовных братьев и сестёр, имеющих небесного Отца, по сравнению с имеющими одного земного отца или всего лишь родственными узами объединёнными.
Шаббат и колосья
1 В то время шел Йеhошуа как-то в Шаббат через пшеничные поля. Его талмидим были голодны, и потому стали срывать колосья и есть их.
2 Увидев это, перушим сказали ему: «Смотри! Твои талмидим нарушают Шаббат».
3 Но он сказал им: «Разве вы никогда не читали, что сделал Давид, когда он и бывшие с ним проголодались?
4 Он вошел в Дом Йеhовы и ел Хлеб Присутствия, что было запрещено делать и ему и его спутникам, — это разрешено только коhаним.
5 Или вы не читали в Торе, что в Шаббат, коhаним нарушают Шаббат, но все же невиновны?
6 Говорю вам, здесь, на этом месте есть нечто более великое, чем Храм!
7 Если бы вы знали, что значит «… преданности хочу Я, а не жертвоприношений …», то вы бы не осуждали невинных,
8 Потому, сыновья человеческие — адоны Шаббата».
Данное повествование имеет на сегодня несколько объяснений. Одни считают, что так как Йеhошуа — Машиах, ему позволено нарушать Шаббат. Другая точка зрения – Йеhошуа нарушил Шаббат и он не Машиах.
На самом деле он не нарушил Шаббат, а нарушил постановление перушим. Из контекста мы видим, что Йеhошуа оправдывает поступок учеников. На первый взгляд – его ученики нарушили Шаббат, и он позволил им это сделать, ссылаясь, что и Давиду нельзя было есть Особый хлеб, который могли есть только коhаним. Но он доказал им, что не ученики ничего не нарушили, за исключением придуманного перушим учения о Шаббате.
Тора запрещает убирать в Шаббат урожай. Поэтому, постановление перушим о растирании колосьев руками, приравнивается к молотьбе. Даже если допустить, что это нарушение, то что говорит им Йеhошуа: Священники в Храме в Шаббат нарушают его, но это не вменяется им в грех.
на этом месте есть нечто более великое, чем Храм – человек является венцом творения и все созданное в мире, создано для него. И Тора и Храм созданы для его блага. Поэтому и Тора и Храм не могут быть ценней человека. Учение же перушим учит обратному. Хотя официально они не признают, что Храм и Шаббат ценней человека, но их богословие этому учит.
Если в Храме не будет священников, то Храм становится бесполезным. Люди делают Храм Храмом, а Шаббат — Шаббатом. Поэтому, ученики, которые ели зерна, чтобы утолить приступ голода, названы Йеhошуа, больше чем Храм.
преданности хочу Я, а не жертвоприношений — учение перушим было направлено на видимое, показное служение, где проявлялась демонстрация святости. Поэтому, для них жертвоприношение было главней, чем праведность человека, достигающаяся путем соблюдения Торы. Конечно, официально они не считают, что жертвоприношение важней раскаяния, но это проистекает из их богословия.
сыновья человеческие — адоны Шаббата – в других переводах данную фразу относят к самому Йеhошуа, считая его господином Шаббата. Однако из контекста видно, что речь идет об учениках, которые растирали колосья. Называя их больше Храма, он подразумевал и то, что они больше Шаббата, потому они являются хозяевами над Шаббатом, как и священники на службе Храме в Шаббат. Человек имеет право в Шаббат делать дела которые, которые он обязан делать как человек любви. Любовь к ближнему начинается с оценки самого себя – поступить с ближним, как с собой. Можно ли ближнего оставить голодным в Шаббат ради Шаббата? Потому Йеhошуа не препятствовал ученикам рвать и растирать зерна. Каждый человек, независимо от Шаббата или обычного дня, должен заботиться о своем здоровье. Голодный человек – это уже не здоровый человек, потому что голод слабит организм. К тому же, Шаббат – это праздник; нужно ли в праздник ходить голодным? Голодать в Шаббат, даже по учению перушим – грех. Не следует путать прихоти с естественной потребностью.
Дополнительную информацию по данному материалу можно прочитать в статье Йеhошуа и колосья.
Дети змеи!
34 «Дети змеи! Как же вы, со своей злой природой, можете сказать что-либо доброе? Ведь уста говорят то, чем переполнено сердце.
35 Праведный человек из своего святого хранилища выносит наружу святое, а нечестивый, из своего скверного хранилища выносит наружу скверну.
36 Более того, вот что я скажу вам: в День Суда людям придется давать ответ за каждое небрежно сказанное слово;
37 Потому что своими собственными словами будешь оправдан и своими же собственными словами будешь осужден».
34 стих – змея не может делать добра своим укусом. Ее укус несет смерть. Поэтому, Йеhошуа называет перушим детьми змеи, которые не способны ни к какому доброму делу. Все добрые дела делаются от доброго сердца. Если сердце под видом добра преследует корысть, это не засчитывается как добро, но засчитывается человеку как зло. Человек может сделать добро всему миру, но если его намерения злые, это великое добро, совершенное им для людей, не засчитается ему как добро, но как самое настоящее зло.
своими собственными словами будешь оправдан и своими же собственными словами будешь осужден – слова, всегда проще сказать, чем сделать какие-либо дела. Поэтому, злые слова – это еще не состоявшиеся дела. У перушим, против Йеhошуа, все начиналось со слов, а закончилось смертной казнью. Это говорит о том, что с самого начала, когда он обличал их как отступников Торы, они намеревались его убить.
Знамение пророка Йоны
38 На это некоторые из учителей Торы сказали: «Раби, хотим увидеть от тебя чудесное знамение».
39 Он отвечал: «Злое и прелюбодейное поколение просит знамения?! Нет! Никакого знамения не будет ему дано, кроме знамения пророка Йоны.
40 Ибо подобно тому, как Йона три дня и три ночи был в чреве морского чудовища, так и Сын Человеческий будет находиться три дня и три ночи в чреве мрака.
41 Народ Ниневе возмутится в День Суда вместе с нынешним поколением и осудит его, потому что они обратились от своих грехов к Йеhове после проповеди Йоны. Здесь же, больше Йоны.
42 Царица Южной страны встанет в День Суда вместе с этим поколением и осудит его, потому что она пришла от края земли послушать мудрости Шеломо. Здесь же, больше Шеломо».
хотим увидеть от тебя чудесное знамение – какого знамения они желали увидеть от Йеhошуа? Судя по контексту, они хотели убедиться в том, что он действительно Машиах. Чудеса, которые он вершил, не убеждали их. Они хотели видеть сверхъестественное.
39,40 стихи – Йеhошуа не спроста назвал то поколение беззаконниками. Прелюбодеи – это те, кто изменяет своей семейной половине. Но Йеhошуа имел в виду не физическую измену, а духовную, потому что народ отступил от Торы и почитал учение человеческое. Они жили не по уставам Торы, а по уставам перушим и учителей Торы. Поэтому, этому учителю Торы, был таков ответ – вы прелюбодеи.
Йеhошуа проводит аналогию между Йоной и между собой. Подобно как Йона был в чреве чудища морского, так и Машиаху суждено быть в чреве смертного мрака. Что произошло потом с Йоной? Рыба не смогла его принять и удержать. Она его изрыгнула. Тоже самое произойдет с Йеhошуа –смертный мрак не сможет его принять и удержать, так как он не сделал никакого нарушения Торы. Потому смерть его изрыгнула назад. А если смерть не в силах его переварить, то Йеhошуа бессмертен. Очень важно понимать, что такое смерть. Некоторые понимают, что смерть – это продолжение жизни в иной форме. Смерть – это небытие, исчезновение. В этом и есть власть смерти.
Проблема перушим, как в те времена, так и в настоящее время, это — не понимание назначения Машиаха. Для них остается непонятным вопрос бессмертия Машиаха и бессмертия тех, которые искуплены его смертью. Хотя в учении Ортодоксального Иудаизма есть такое понимание как искупление грехов праведником, все они не признают Машиаха, как цадика, которому следует умереть за грехи своего народа.
41 стих – гоим обратились к Йеhове от того, что услышали предупреждение о погибели города. Что они сделали? Он поверили проповеди Йоны. Что же происходит при словах Йеhошуа? – их игнорируют люди, у которых есть Тора и Пророки. Жителям Ниневе никто не предрекал пришествие Йоны пророка, но когда они его услышали, обратись от дел своих по слову своего царя, потому что осознавали свои грехи и верили, что за это их постигнет кара, сказанная пророком. Руководство городов Йеhудеи не видело в своем образе жизни беззакония и не нуждалось в исправлении своих путей, и дела Йеhошуа, их не трогали, но наоборот, приводили в бешенство. Йона принес жителям Ниневе от гибели временное спасение, Машиах же принес своему народу спасение от смерти на вечно.
42 стих – Царица Юга (Савская), услышав о том, что Всевышний наделил Шеломо необычайной мудростью, решила удостовериться в этом и поехала в Йерушалэйм. Много было царей знаменитых на то время, но она поехала к Шеломо, потому что слава о мудрости, которой его наделил Всевышний стала известна всем гоим. Царица гоим почтила Йеhову, приехав к Шеломо. Что же происходит в обществе Йеhудеи? Они игнорируют того, о котором говорили пророки.
Шеломо имея столь высокую мудрость, не нашел способа стать бессмертным. Потому Йеhошуа, называет себя больше Шеломо, так как мудрость, дарованная ему от Отца, принесет и ему и людям бессмертие.
Оскорбление Руах hа-Кодеш
30 «Те, кто не со мной — против меня, и те, кто не собирают со мной — расточают.
31 Поэтому я говорю вам, что людям простится любой грех и богохульство, но оскорбление Руах hа-Кодеш не будет прощено.
32 Можно оскорбить Сына Человеческого, и это простится; но если кто-то не перестает оскорблять Руах hа-Кодеш, не будет прощено ему ни в олам ha-зе, ни в олам ha-ба.
33 Либо признайте дерево хорошим, потому что плоды его полезны; или же признайте дерево плохим, потому что плоды его ядовиты; ведь деревья распознаются по плодам».
30 стих – все кто против Йеhошуа, служат Сатану. В Синодальном переводе есть слово Антихрист, которое означает как вместо Христа и против Христа. Против Христа, встает Противник – Дйавэйл, Сатан. И все кто идут против него – это антихристы. Это в первую очередь евреи, коими были учителя Торы, перушим, цедуким. Они изначально встали против него, чем и показали, на чьей они стороне.
Хорошо о таковых высказался мученик Стефан:
51 ‘Жестоковыйные люди, с необрезанными сердцами и ушами!’ Вы постоянно противитесь Руах hа-Кодеш! Вы делаете то же самое, что и ваши отцы!
52 Кого из пророков не преследовали ваши отцы? Они убивали тех, кто предсказывал им о приходе Цадика, а теперь вы стали его предателями и убийцами!
53 Вы, признающие, что Тора была принесена ангелами, но не соблюдающие ее!»
(Деятельность посланников 7)
31 стих – Что способствует хуле на Руах hа-Кодеш? Несоблюдение Торы и преследование праведников.
У народа, который отступал в своем большинстве от Торы на протяжении всей истории, сложилось свое представление о праведности и об исполнении Торы. Когда приходил пророк, говорил им об их грехах, они убивали его, потому что не желали слушать. В данном случае, и с оскорблением Йеhошуа, происходит тоже. Хула на Руах hа-Кодеш – это приписывать Его силе, силу Сатана. Когда они называли пророков – лжепророками, то они производили хулу на Руах hа-Кодеш, называя пророчества произносимые по поле Духа, лжепророчеством.
32 стих – оскорбляя пророков и Йеhошуа, в данном случае, они оскорбляли людей, потому такое оскорбление прощается человеку, когда он совершит раскаяние. Но когда оскорбляются дела, творимые пророками, как совершаемые нечистым духом, то это хула на Руах hа-Кодэш. Аналогично и с Йеhошуа, оскорбляя его, как слугу Сатана, они хулили Руах hа-Кодэш, считая что сила в нем — это сила Баал-зибула.
не будет прощено ему ни в олам ha-зе, ни в олам ha-ба – не простится ни этом веке, ни в грядущем.
Евреи и раввины, которые злословят Йеhошуа, надсмехаются над ним, можно сказать, оскорбляют человека. Но есть тонкая грань, между оскорблением Йеhошуа, как человека, и оскорблением его святого служения как Машиаха. Перешагнув ее, человек не сможет получить прощение ни в этом веке, ни в грядущем, когда каждый человек будет судим по делам своим.
Когда в Йерушалэйме перушим и цедуким казнили Йеhошуа руками гоим, то многие из народа, пришедшие на праздник Песах, поддерживали их. Но, когда на праздник Шавуот, эти же люди столкнулись с талмидим и силой Руах hа-Кодеш, то они раскаялись в своих помышлениях и изменили свою позицию:
36 Итак, пусть весь дом Израилев твердо знает, что Элоhим сделал его и Адоном, и Машиахом – того самого Йеhошуа, которого вы казнили!
37 Эти слова задели их за живое; и они сказали Эвэну и остальным посланникам: «Братья, что же нам делать?»
38 Эвэн ответил им: «Отвернитесь от своих грехов, возвратитесь к Элоhим, и каждый из вас пусть примет погружение властью Йеhошуа hа-Машиаха для прощения грехов, и вы получите дар Руах hа-Кодеш.
39 Потому что это обещание дано вам, вашим детям и всем дальним – всем тем, кого призовет Йеhова».
(Деятельность посланников 2)
Этим людям простилось, потому что они совершили грех по неведению, своему, в отличие от перушим и цедуким, которые видя изгнание нечистого духа из человека, приписали этому чуду проявление силы Сатана. Таковым не простится ни в земной жизни, ни на великом Суде.
33 стих – дела, которые делает Йеhошуа – это плоды Руах hа-Кодэш, а дела, которые делают злословящие Йеhошуа – это плоды Сатана, пребывающие в человеке. По плодам узнается человек. Эту простую истину привел им Йеhошуа, чтобы показать, им на чьей они стороне и какая судьба им уготована за их хулу на Руах hа-Кодэш.
Кто поддерживает злословящих Йеhошуа, не признающих его как еврейского Машиаха, кто учится у них, тот поддерживает проявление Сатана в этих людях. Таковые разделят вместе воздаяние в грядущем Суде.
Шаббат и парализованная рука
9 Идя оттуда далее, он вошел в синагогу.
10 У одного человека там была сухая рука. Ища повод обвинить его в чем-либо, они спросили его: «Разрешено ли исцелять в Шаббат».
11 Но он отвечал: «Если у вас есть овца, и в Шаббат она упадет в яму, кто из вас не возьмет и не вытащит ее?
12 Насколько же более ценен человек по сравнению с овцой! Потому, творить добро — вот что разрешено в Шаббат».
13 Затем сказал он тому человеку: «Протяни руку». И как только он протянул руку, она стала здоровой, как и другая.
14 Однако перушим вышли и начали тайно совещаться, как бы расправиться с Йеhошуа. 3ная об этом, он покинул ту область.
В это же день, когда был спор с перушим по поводу Шаббата, Йеhошуа с учениками зашли на богослужение в синагогу.
Разрешено ли исцелять в Шаббат – почему он задал такой вопрос? Потому что исцеление в Шаббат у перушим считается работой.
14 Но начальник синагоги, возмущенный тем, что Йеhошуа исцелил в Шаббат, громко сказал собранию: «Есть шесть дней в неделю, в которые можно работать – поэтому приходите исцеляться в эти дни, но не в Шаббат!
(Бсура Това от Луки 13)
Однако, перед перушим встала дилемма: если признать что нельзя, значит нельзя делать в Шаббат добро, а если признать что можно, то тогда нарушаются учения отцов (предания старцев). И тут Йеhошуа говорит им о некоем факте: если у вас упадет в Шаббат в яму овца, никто не будет ждать конца Шаббата. Почему? Потому что оставить мучиться животное в яме, которое может умереть от ран – зло в глазах Йеhовы. Что на это могли сказать перушим? Они решили его убить, потому что он опозорил их и учение старцев перед людьми.
3ная об этом, он покинул ту область – знать о надвигающейся опасности и относиться к этому равнодушно – искушать Йеhову. Потому он и покинул то место, чтобы его не поймали и не расправились с ним.
Исполнение пророчества Йешайи
15 Множество народа последовало за ним; и он исцелил их всех,
16 Но предупредил, чтобы они не разглашали о нем,
17 Чтобы исполнилось сказанное через пророка Йешайа:
18 «Вот раб Мой, которого поддерживаю Я, избранник Мой, которого желает душа Моя. Возложил Я на него дух Мой, принесет он народам закон.
19 Не будет кричать он, и не поднимет, и не даст услышать на улице голоса своего.
20 Тростника надломленного не переломит и фитиля тусклого не погасит, по истине вершить будет суд.
21 Не ослабеет он и не сломится, пока не установит на земле правосудие, и учения его острова ждать будут».
16,17 стихи – почему он им не разрешал говорить о нем и, какое отношение к этому, имеет пророчество Йешайи? Из контекста пророчества видно, что свое служение Машиах будет совершать скромно, смиренно, не гонясь за известностью и славой.
Освобождение одержимого
22 Затем какие-то люди принесли ему человека, одержимого властью духов слепоты и немоты. Йеhошуа исцелил его, так что тот стал видеть и говорить.
23 Люди в толпе были изумлены и спрашивали: «Не он ли Сын Давида?»
24 Но когда это услышали перушим, они сказали: «Этот человек изгоняет бесов с помощью Баал-зибула — повелителя бесов».
25 Однако зная их намерения, Йеhошуа сказал им: «Каждое царство, разделившееся внутри себя, будет разрушено, и всякий город или семья, разделившиеся внутри себя, не выстоят.
26 Если Сатан изгоняет демонов, то его царство разделилось; как же оно может тогда противостоять?
27 Кроме того, если я изгоняю бесов с помощью Баал-зибула, то с чьей же помощью ваши сыновья изгоняют их? Итак, пусть они будут вам судьями!
28 Но если я изгоняю бесов Духом Йеhовы, тогда Царство Йеhовы пришло к вам!
29 Или как может кто-либо ворваться в дом сильного человека и убежать с его имуществом, если прежде он не свяжет того человека? Только после этого он сможет ограбить его дом».
Не он ли Сын Давида – обетованный Йеhовой потомок царя Давида по отцовской линии, согласно танахической родословной, который будет вечно восседать на троне отца своего Давида. Чудеса, которые вершил Йеhошуа, наводили людей на мысль, что он и есть Машиах.
изгоняет бесов с помощью Баал-зибула — повелителя бесов – если люди не религиозные видели в Йеhошуа – Машиаха, то перушим не желали видеть его в качестве Машиаха, потому что он не признавал их авторитет и не признавал учение старцев за Устную Тору. Кроме того, они называли его служителем Баал зибула — Господь навоза, фекалей, испражнений (так оскорбляли иудеи божество филистимлян).
Устная Тора была при Моше, которая в то сремя еще не была записана. Когда же она была записана, то необходимость в устной Торе пропала. А то, что перушим называют сегодня устной Торой – это всего лишь мнения раввинов. Суть вымысла Устной Торы в том, что она якобы доступна для понимания только перушим. Этим перушим делают себя посредником между Торой и народом.
с чьей же помощью ваши сыновья изгоняют их – если Сатан не может изгонять своих демонов из людей, потому что он не может разделить свое царство, то чьей силой изгоняют демонов талмидим? Хотя это и были его талмидим, он назвал их сыновьями народа, как одними из них.
если я изгоняю бесов Духом Йеhовы, тогда Царство Йеhовы пришло к вам – Машиах пришел к вам чтобы дать вам бессмертие. Царство Небесное – место, где нет смерти, беззакония, болезней и тд. В этом особенность этого Царства. Поэтому, им следует признать, что Йеhошуа – Машиах, так как у него есть власть изгонять демонов из одержимых.
29 стих – если Йеhошуа пришел в дом Сатана и поверг его слуг. Это значит, он имеет больше силы чем Сатан, что по сути он и доказал, когда в пустыне был искушаем и устоял, опираясь на Тору. В пустыне он дал решительный отпор и Сатан оказался бессильным, не смог соблазнить его и ввести в грех.
Так будет и с этим грешным поколением
43 «Когда нечистый дух выходит из человека, то он странствует по засушливым местам и не находит себе покоя.
44 Тогда он говорит себе: ‘Возвращусь-ка я в дом, который покинул’. Когда он приходит туда, то обнаруживает, что дом пуст, чисто выметен и убран.
45 Тогда он идет и берет с собой семерых других духов, еще злее, нежели он сам, и они приходят туда жить, так что в конечном счете человек становится еще хуже, чем был до того. Именно так будет и с этим грешным народом».
Эту притчу Йеhошуа рассказал в знак того, чтобы показать, что будет со страной за то, что это поколение – поколение Машиаха, не желало слушать его слова, слова того, кто больше Йоны и больше Шеломо.
Йеhова очистил Свой народ Своими заповедями, чтобы они были чисты. Однако имея заповеди, народ не захотел служить Йеhове, а стал жить по своим похотям.
Семь нечистых духов символизируют максимальную одержимость, а в данном случае максимальное отступление и осквернение. Если раньше, до того, как стать народом Йеhовы, они были как гоим, то с этого времени, они становятся в семь раз хуже гоим.