Переписка Пушкина с митрополитом Филаретом: 3 интересных стихотворения

Каждый русский человек знает великого поэта Александра Сергеевича Пушкина. Имя Филарета митрополита Московского и Коломенского известно, в основном, среди православных людей.

Вопрос — что общего у этих людей, как они узнали друг про друга? О чем рассказывает и сообщает переписка Пушкина с митрополитом Филаретом? Приведем текст и попробуем провести анализ, чтобы определить источники, которые послужили для написания.

Но для начала нужно сказать о жизни этих людей.

Жизнь Пушкина наполнена интересными общениями, которые в дальнейшем послужили для его творчества

Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая 1799 года в Москве в день праздника Вознесения. Происхождение его от нетитулованного дворянского рода Пушкиных. Отец его был светским острословом и поэтом. Кроме Александра выжили еще его сестра Ольга и брат Лев. Остальным, к сожалению, было не суждено выжить.

В 18 веке женщины рожали по 8-10 детей в семье, но выживали немногие из них.

Одним из таких сильных людей и оказался Александр Сергеевич Пушкин.


Александр Сергеевич Пушкин был лично знаком с митрополитом Филаретом, когда тот присутствовал на его публичном экзамене в Лицее. Но тогда Пушкин не знал, когда ему придется столкнуться с этим человеком

8 июня 1799 года Александра Сергеевича окрестили в Елохове в церкви Богоявления. Мальчик был настолько молчалив и неповоротлив, что очень часто приводил свою мать в большое отчаяние.

Первой наставницей Пушкина была его родная бабушка Марья Алексеевна Ганнибал. Она обучала его всему, в том числе и русскому языку. Пушкин сохранил очень приятные воспоминания о своем детстве, проживая с бабушкой, он видел хороводы и слышал песни, бывал на многих русских народных мероприятиях.

Еще одна женщина, которая повлияла на мальчика — его няня Арина Родионовна.

Она знала множество песен, сказок и поговорок, которым учила мальчика.

В доме, где жил А. С. Пушкин с родителями всегда собирались поэты, музыканты, художники. На формирование ума повлияли и французское воспитание с французскими гувернерами. Также роль сыграло и то, что у мальчика был доступ к большой библиотеке отца.

В 12 лет мальчик был отвезен в Царскосельский лицей. Здесь поэт пережил события Отечественной войны 1812 года. В это время был открыт и оценен его поэтический дар. Воспоминания о годах, проведенных в лицее, были самыми добрыми. За годы, проведенные в Лицее, им было написано множество стихотворений.

Его вдохновителями были французские поэты 17-18 веков, с творчеством которых он познакомился еще, будучи совсем ребенком. Вольтер и Парни были любимыми авторами Пушкина.

Учителями поэта стали Батюшков и Жуковский.

В те годы его лирика была пронизана мотивами быстротечности.

После Пушкин переехал в Петербург и поступил в коллегию иностранных дел в чине коллежского секретаря.

После окончания Лицея он приезжал в имении матери в село Михайловское. В эти годы были написаны очень много стихотворений, такие как поэма «Руслан и Людмила», «Домовому», «Вольность».

Примечания:

Ссылки на тексты А.С. Пушкина даются по: Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: В 10 т. Л.: Наука, 1977-1979.

[1] Помета в первой публикации в «Литературной газете», 1830, № 12 [III, 453].[2] О фиктивных датах под произведениями А.С. Пушкина см. статью Н.Н. настоящего выпуска и стр. 68-73 выпуска V настоящей серии.[3] Ср.: «Рече безумен в сердце своем: несть Бог» (Пс. 13, 1).[4] Благодарность же не была чужда его сердцу – см. в том же 1830 году в «Ответе Анониму»: «О, кто бы ни был ты… благодарю тебя душою умиленной… к доброжелательству досель я не привык – и странен мне его приветливый язык…» [III, 170].

Художник Репин написал картину «Пушкин на публичном экзамене», где есть и митрополит Филарет

Существует также знаменитая картина «Пушкин на публичном экзамене в Лицее 8 января 1815 года», которая была, написала самим Репиным в 1911 году.


На картине отмечено, в центре гордо стоит Пушкин, за столом сидит митрополит Филарет. Именно здесь и состоялась первая встреча митрополита с поэтом

Конечно, сюжет этой картины во многом будет собирательный. На картине рядом с Державиным, великим поэтом сидит именно митрополит Филарет, но удивительно то, что на самом деле, Филарета там не было. Видимо не случайно то, что именно святитель Филарет предстал на картине, человек, которого сведет Промысел самого Господа с уже повзрослевшим тогда Пушкиным в трудный момент в его жизни.

Митрополиту тогда было 45 лет, когда он увидел странное и одновременное непонятно грустное и печальное стихотворение Александра Сергеевича Пушкина.

Митрополит же решил дать свой стихотворный отклик.

Ответ митрополита Филарета на стихотворение Пушкина:

Не напрасно, не случайно Жизнь от Бога мне дана, Не без воли Бога тайной И на казнь осуждена. Сам я своенравной властью Зло из темных бездн воззвал, Сам наполнил душу страстью, Ум сомненьем взволновал. Вспомнись мне, Забвенный мною! Просияй сквозь сумрак дум — И созиждится Тобою Сердце чисто, светел ум! Этот ответ совсем не был поучением, но оно как будто звучит от лица самого Александра Сергеевича. Святитель Филарет избрал ту же самую форму, стихотворную, что и Пушкин. Все тот же стихотворный размер, те же строфы из 4 строк.

Пушкинскому тезису Филарет противопоставляет свой антитезис, особенно в таких словах «…зло из темных бездн воззвал…». Филарет в своем отклике как бы подводит поэта к тому неизбежному выводу, той единственной ситуации, которая должна направить героя в глубину своей собственной души.

Любителям русской поэзии известен стихотворный ответ приснопамятного Московского святителя, митрополита Филарета А. С. Пушкину на его, по выражению самого Пушкина «скептические куплеты». Приведем тексты и попытаемся определить источники, послужившие для их написания. Вот что написал поэт:

26 мая 1828

Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана? Иль зачем судьбою тайной Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью Из ничтожества воззвал, Душу мне наполнил страстью, Ум сомненьем взволновал?..

Цели нет передо мною: Сердце пусто, празден ум, И томит меня тоскою Однозвучный жизни шум.

Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский. А вот ответ митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова):

Не напрасно, не случайно Жизнь от Бога нам дана, Не без воли Бога тайной И на казнь осуждена.

Сам я своенравной властью Зло из темных бездн воззвал, Сам наполнил душу страстью, Ум сомненьем взволновал.

Вспомнись мне, забвенный мною! Просияй сквозь сумрак дум, – И созиждется Тобою Сердце чисто, светел ум.

Пушкин, продолжая тему, пишет своего рода исповедь:

В часы забав иль праздной скуки, Бывало, лире я моей Вверял изнеженные звуки Безумства, лени и страстей.

Но и тогда струны лукавой Невольно звон я прерывал, Когда твой голос величавый Меня внезапно поражал.

Я лил потоки слез нежданных, И ранам совести моей Твоих речей благоуханных Отраден чистый был елей.

И ныне с высоты духовной Мне руку простираешь ты, И силой кроткой и любовной Смиряешь буйные мечты.

Твоим огнем душа согрета Отвергла мрак земных сует, И внемлет арфе Филарета В священном ужасе поэт.

(В другой редакции:

Твоим огнем душа палима Отвергла мрак земных сует, И внемлет арфе серафима В священном ужасе поэт.)

19 января 1830

Первое стихотворение, побудившее владыку Филарета взяться за перо, было написано в 1828 году и помечено днем рождения поэта. Эта дата усугубляет тяжесть настроения, выраженного в стихотворении.. Кажется, именно эта тяжесть и подвигла чрезвычайно занятого митрополита, постоянного члена Святейшего Синода, протянуть «руку общения» (Гал. 2: 9) талантливому поэту в трудные минуты его жизни.

1828 год был для А. С. Пушкина годом решения одного из тяжелейших вопросов его нравственной и творческой жизни и во многом определил общественную позицию Пушкина 30-х годов. Известно, что примерно с июня 1828 года, то есть почти сразу после дня рождения поэта, начинает работу комиссия по делу о «Гаврилиаде». Пушкин внешне с иронией, но внутренне тяжело переживал события этих дней. Его самого коснулось теперь то. что он писал двумя годами раньше в «Записке о народном воспитании»: «Должно обратить строгое внимание на рукописи, ходящие между воспитанниками. За найденную похабную рукопись положить тягчайшее наказание, за возмутительную – исключение из училища, но без дальнейшего гонения по службе: наказывать юношу или взрослого человека за вину отрока есть дело ужасное и, к несчастью, слишком у нас обыкновенное».

Возможно, что стихотворение «Дар напрасный…» родилось именно в тревожные для него дни, а дата, подчеркивающая тщетность его рождения и предназначения, поставлена в отчаянии. (Пушкин иногда ставил фиктивные, но значимые для него даты под своими произведениями.) Известно, что работа комиссии закончилась закрытием темы и прощением поэта, приуроченным – случайно или нет – к 19 октября того же года (дню лицейской годовщины). Под этим числом читаем у Пушкина:

Усердно помолившись Богу, Лицею прокричав ура, Прощайте, братцы: мне в дорогу, А вам в постель уже пора.

В самом деле, 19 октября датируется подорожная: поэт ехал в тверскую деревню Малинники.

Митрополит Филарет, отвечая на вопрос, зачем человеку дана жизнь и зачем она «на казнь осуждена», пишет: «Не без воли Бога тайной», то есть таинственной, сие совершается. Другими словами, Господь наш, желая «всем спастись и придти в познание (разум – в славянском тексте) истины» (1 Тим. 2: 4), по Своему милосердию наказывает человека, то есть ограничивает его возможности, которые человек использует для удовлетворения своих похотей (см.: Иак. 4: 1–5). Поэтому-то Господь наказывает человека, воспитывая его с отцовской строгостью (см.: Рим. 11: 22; Евр. 12: 1–29) и заботясь о нем как о сыне, чтобы человек не погиб и не подпал под суд вместе с погибающим в растлении, не верующим в своего Создателя миром (1 Кор. 11: 32). Святой апостол Павел, объясняя наши временные страдания здесь, на земле, пишет: «Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли такой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы – незаконные дети, а не сыны» (Евр. 12: 7–11). В другом месте читаем: «Если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1 Кор. 11: 31–32), ибо Бог посылает наказание, «чтобы нам иметь участие в святости Его» (Евр. 12: 10). И воля Божия о нас, по словам апостола Павла, освящение наше, «чтобы мы воздерживались от блуда; чтобы каждый из нас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как язычники, не знающие Бога» (1 Фес. 4: 3–5). Отвечая Пушкину, митрополит Филарет имел в виду, конечно же, эти строки Священного Писания, говоря о таинственной силе Божией, пресекающей греховный путь грешника и привлекающей его к участию в святости Бога.

Что А. С. Пушкин в своей юности правильно понимал и чувствовал богообщение, митрополит, как тонкий психолог и педагог, мог заметить во время посещений лицея. У самого Пушкина в стихотворении «Безверие» (1817) читаем о том, что к неверующему в Бога «не простирается из-за пределов мира… мощная рука… с дарами мира», причем мира духовного (согласно старой орфографии, это слово – мир – и написано через и-восьмеричное). Как просвещенный человек и поэт, владыка Филарет, конечно, знал это стихотворение лицеиста, тем более, что оно было опубликовано В. Л. Пушкиным в «Трудах Общества любителей российской словесности Московского университета» (1818, ч. XII). В этом стихотворении есть и такие строки, обращенные к праведникам, считающим «мрачное безверие пороком»:

Смирите гордости жестокой исступленье: Имеет он права на наше снисхожденье, На слезы жалости; внемлите брата стон, Несчастный он злодей, собою страждет он.

Не потому ли взялся за перо владыка Филарет, исполняя свой долг архипастыря и учителя? Он, мудро руководя поэтом в поисках виновника его душевных и умственных терзаний, указывает ему: ведь ты сам писал некогда, что не имеющий общения с Богом и Творцом своим «страждет собою»:

Сам я своенравной властью Зло из темных бездн воззвал, Сам наполнил душу страстью, Ум сомненьем взволновал.

Зная, что юный Пушкин мог видеть «мощную руку» Божию, простирающуюся «из-за пределов мира с дарами мира» духовного, владыка Филарет так и напоминает ему о Боге:

Вспомнись мне, забвенный мною! Просияй сквозь сумрак дум…

Участие столь знаменитого церковного и государственного деятеля не оставило поэта равнодушным. Узнав о стихотворении владыки от Е. М. Хитрово и еще не прочитав его, Пушкин пишет ей, что это «большая удача». Свое стихотворение «Дар напрасный…» здесь он называет «скептическими куплетами»: состояние души поэта в эту минуту понятно – острота ощущений, вызвавших «скептические куплеты», прошла. Полтора года миновало со времени их написания, и теперь нужно признать, что стихи рождены не разочарованием в жизни, а скептическим настроением. Существующее мнение о «ёрническом» тоне фразы в письме к Е. М. Хитрово вряд ли приемлемо. Слова поэта: «стихи христианина, русского епископа в ответ на скептические куплеты» (пер. с фр.) – свидетельствуют лишь о его терминологической точности. Даже если бы Пушкин не написал в ответ владыке своего прекрасного стихотворения, он знал, когда писал Хитрово, что его слова станут известны митрополиту.

Прочитав же стихотворное наставление владыки Филарета, поэт пишет с благодарностью: «Твоих речей благоуханных отраден чистый был елей». Он исповедует и признает, что иногда «бывало», своей лире с забавой ли или от праздности «вверял изнеженные звуки безумства (ср.: «Рече безумец в сердце своем: несть Бог». – Пс. 13: 1), лени и страстей».

Думается, что отвечая на наставления архипастыря, и сам Пушкин вспонил свое юношеское «Безверие»:

Во храм ли Вышнего с толпой он молча входит, Там умножает лишь тоску души соей, При пышном торжестве старинных алтарей, При гласе пастыря, при сладком хоров пене, Тревожится его безверия мученье.

Ср. в ответе митрополиту Филарету:

…твой голос величавый Меня внезапно поражал.

Я лил потоки слез нежданных, И ранам совести моей Твоих речей благоуханных Отраден чистый был елей.

Человек, не верующий в Бога, даже если и плачет, то

…не те потоки слез лиются, Которы сладостны для страждущих очей И сердцу дороги свободою своей…

И словно вспоминая о Держащем дланию весь мир и простирающем руку помощи верующим в Него, своего Создателя и Господа, Пушкин адресует митрополиту, как он выразился, «русскому епископу», слова:

И ныне с высоты духовной Мне руку простираешь ты, И силой кроткой и любовной Смиряешь буйные мечты.

Эта строфа очень глубока и объемна по своему содержанию. Если Пушкин в самом деле использовал стихотворение «Безверие», то, возможно, эти слова обращены к Богу Вседержителю, простирающему мощную руку Свою с «дарами мира». Не потому ли ответ Филарету был оставлен без надписания, без заглавия, что контекст данного стихотворения гораздо шире? Если же эти слова – «и ныне с высоты» – относятся к владыке Филарету, то тем самым Пушкин, обращаясь к архипастырю, возносит епископский сан его на подобающую высоту, ибо, по учению Церкви, епископ олицетворяет образ Христа (см. послания святителя Игнатия Богоносца к ефесянам, гл. 3, 6 и к траллийцам, гл. 3: «на епископа должно смотреть, как на Самого Господа»; «все почитайте… епископа, как Иисуса Христа, Сына Бога Отца, пресвитеров же, как собрание Божие, как сонм апостолов. Без них нет Церкви»). И по учению святого апостола Павла, «начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» (1 Тим. 5: 17).

Ответ митрополита Филарета есть напоминание о Боге и вразумление человеку, впадающему в грех отчаяния.

Еще одну параллель теме пушкинского ответа находим в Послании апостола Павла к галатам: «Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости… Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6: 1–2). Ср. у Пушкина:

И ныне с высоты духовной Мне руку простираешь ты, И силой кроткой и любовной Смиряешь буйные мечты.

Именно этот фрагмент из послания апостола Павла всегда читается на литургии в дни памяти святого благоверного князя Александра Невского. Поэтому Пушкин слышал эти слова и в день своих именин, и присутствуя на торжественных литургиях и молебнах в день ангела императора Александра I. Его, как одухотворенного человека, не мог не интересовать вопрос: как можно «исполнить закон Христов»?

И еще один момент. Человек, знакомый с православной гимнографией, обратит внимание на знакомое словосочетание: «с высоты… силой». 26 мая – день рождения поэта – иногда попадает в период празднования и попразднства Пятидесятницы – дня Святой Троицы. В одном из песнопений на этот двунадесятый праздник есть слова: «С высоты силою учеником, Христе, дондеже облечетеся рекл еси…» (ирмос 3-й песни канона). Пушкин чтил «обычи родной старины», в которые входило посещение храма по великим праздникам. Кроме того, известно, что он самостоятельно изучал Священное Писание. Таким образом, отвечая митрополиту Филарету и используя слова общего для них лексикона, Пушкин не только выражает благодарность за внимание к его духовным и душевным терзаниям, но и показывает, что он не чуждое чадо для Церкви Христовой.

Гоголь и Святой Макарий Оптинский

Николай Васильевич Гоголь был человеком верующим и впечатлительным. С возрастом он стал жалеть о том, что в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» писал о языческой нечисти. Писатель предчувствовал, что в будущем рассказы будут прельщать молодых людей своей псевдоромантикой и отвлекут их от Бога.

Утешение он находил в поездках в Оптину пустынь, где подолгу жил и общался с монахами. Известно, что однажды он удостоился аудиенции у старца Макария Оптинского. Беседа прошла с глазу на глаз, и её содержание осталось тайной. Писатель граф Алексей Константинович Толстой вспоминал, что Гоголь долго находился под впечатлением от встречи и характеризовал святого как единственного известного ему человека, способного привести к спасению души.

Преподобный Макарий родился в 1788 году в дворянской семье, должен был делать светскую карьеру, но в 22 года поехал на богомолье в Богородицкую пустынь под Брянском, да так и остался в ней. В 1834 году перешел в монастырь Оптина пустынь, где под его руководством возникла школа издателей и переводчиков духовной литературы. С ним общались не только Гоголь и Толстой, у него духовно окормлялись критик Иван Васильевич Кириевский и поэт Алексей Степанович Хомяков.

Литературоведы считают, что отец Макарий и Гоголь вели речь о «Выбранных местах из переписки с друзьями»: книга хранилась в библиотеке обители, и, кстати, в нее был вложен листок с переписанным от руки отцом Макарием отзывом о произведении, который принадлежал еще одному русскому святому — Игнатию Брянчанинову.

Оптинский старец прп. Варсонофий с своем «Духовном наследии» также писал о великом переломе, который произошел в душе Гоголя после разговора с о. Макарием. По словам старца, Гоголь «без оглядки повернул ко Христу и устремился к Горнему Иерусалиму».

Достоевский и Амвросий Оптинский

К утешению у оптинских старцев прибегал и писатель Федор Михайлович Достоевский, после того как в 1878 году умер его трехлетний сын Алексей. Достоевский сильно горевал о сыне, был буквально раздавлен его кончиной. Посещение монастыря дало ему силы жить дальше.

В Оптиной пустыне он встретился с преподобным Амвросием Оптинским и поведал о своем горе. Как вспоминала супруга писателя Анна Григорьевна, в ответ старец просил передать ей поклон и сказать, что сын ее, Алешенька, ныне пребывает в ангельском чине пред престолом Бога-творца, видит её и радуется её слезам и скорби. Говорил не сдерживать слез и молиться за сына. Слова святого писатель почти в точности воспроизвел в романе «Братья Карамазовы» в главе «Верующие бабы», в которой старец Зосима утешал опечаленную женщину, потерявшую сына. Известно, что вышел от старца Достоевский в полном раскаянии. Всего он беседовал со святым трижды.

С преподобным Амвросием встречались критик и публицист Евгений Николаевич Поселянин (Погожев) и философ и писатель Василий Васильевич Розанов.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]