«Отцы пустынники и жены непорочны»: текст и анализ стихотворения Пушкина

Многим почитателям творчества великого поэта-соотечественника А.С. Пушкина знакомо это стихотворение. Оно известно со школьной скамьи, но немногие в курсе, о какой молитве рассказывает стих «Отцы пустынники и жены непорочны». Да и сами эти слова довольно непонятны и таинственны. Постараемся ответить на все вопросы.

Текст произведения

Отцы пустынники и жены непорочны, Чтоб сердцем возлетать во области заочны, Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв, Сложили множество божественных молитв;

Но ни одна из них меня не умиляет, Как та, которую священник повторяет Во дни печальные Великого поста; Всех чаще мне она приходит на уста

И падшего крепит неведомою силой: Владыко дней моих! дух праздности унылой, Любоначалия, змеи сокрытой сей, И празднословия не дай душе моей.

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья, Да брат мой от меня не примет осужденья, И дух смирения, терпения, любви И целомудрия мне в сердце оживи.

А. С. Пушкин

Александр Сергеевич Пушкин как автор стихотворения

Кто же не знает талантливейшего русского поэта Александра Сергеевича Пушкина?! Каждый хоть раз в жизни читал его произведения. На протяжении уже трех веков популярность этого Мастера слова не снижается. И неизвестно, появится ли на свет поэт или писатель такой силы таланта. Имя его известно по всему миру, и мы можем гордиться тем, что он — наш соотечественник.

Биография

Великий русский поэт появился на свет 6 июня (по новому стилю) 1799 г. в столице России. Ему посчастливилось родиться в древнем дворянском роду, который корнями своими уходит к африканскому генералу Ганибалу — воспитаннику Петра Великого. Своим поэтическим талантом Александр обязан отцу, который тоже сочинял стихи. Детство Саша провел у бабушки в с. Захарово, которая замечала у внука переменчивый характер и страсть к чтению книг.

Затем мальчик был отдан в лицей в Царском селе. Учился он плохо, часто пропускал занятия, но все рано заметили его необычайный талант. И на выпускном Пушкин прочел свой стих, после которого председатель восторженно воскликнул: «Снимите шляпы, господа, перед вами — гений!»

После окончания лицея Александр служил в Коллегии иностранных дел и посещал литературное общество «Зеленая лампа». Здесь он познакомился с представителями движения декабристов.

Вдохновившись идеей свободы, поэт написал много стихов на эту тему:

  • «Вольность»;
  • «К Чаадаеву»;
  • «Деревня»;
  • «Н. Я. Плюсковой» и др.

За вольнодумство поэт не раз был сослан — то в Кишинев, то в Михайловское. Наибольшее вдохновение Пушкин испытал в Болдино (имении отца).

Именно там он написал свои незабываемые шедевры:

  • «Повести Белкина»;
  • «Маленькие трагедии»;
  • «Евгений Онегин»;
  • «Домик в Коломне»;
  • «Сказка о попе и о работнике его Балде»;
  • «История села Горюхина».

Известно пристрастие поэта к женскому полу, он пользовался успехом у дам. Множество стихов было посвящено красавицам, в т. ч. — известным в обществе (например, А. П. Керн). Но спутницу жизни он избрал одну — Н. Н. Гончарову, в которую влюбился с первого взгляда. Они обвенчались в 1831 г., за шесть лет совместной жизни супруга успела родить мужу четверых детей.

В 1837 г. стало известно, что некий кавалергард Дантес ухаживает за женой Пушкина, и что та кокетничает с ним. Была ли между ними греховная связь, неизвестно, но поэту пришлось вызвать соперника на дуэль. Они встретились на Черной речке 27 января, Пушкин получил смертельное ранение в живот. Истекая кровью, он был доставлен домой, где успел принять Таинства Исповеди и Причастия.

Тело великого поэта покоится в Святогорском монастыре под Псковом.

Творческий путь

Пушкин является непревзойденной звездой русской литературы. Ему одинаково блестяще удавалась как поэзия, так и проза. Легкий, словно детский, слог в сочетании с богатейшим словарным запасом, мудростью и эрудицией, служили характеристикой творчества Пушкина. Причем его талант был оценен еще при его жизни, что редко бывает. Поэта не раз в печати называли «гением», даже когда он был жив.

В начале Александр подражал творчеству своих предшественников: Державину, Давыдову. Но потом у него сложился собственный, непревзойденный стиль. У Пушкина прекрасно получалось писать абсолютно на все темы, будь то: патриотизм, свобода, лирика, природа и т. д. Его стихи легко запоминаются, а проза настолько легко читается, что называется, «на едином дыхании».

Самыми популярными являются стихотворения Александра Сергеевича:

  • «Я помню чудное мгновенье…»;
  • «Признание» («Я вас люблю…»);
  • К Чаадаеву;
  • «Узник»;
  • «К морю»;
  • «Я вас любил…»;
  • «Осень»;
  • «Храни меня, мой талисман» и др.

Пушкин написал множество талантливых поэм.

Среди них наиболее известны:

  • «Евгений Онегин»;
  • «Цыгане»;
  • «Кавказский пленник»;
  • «Руслан и Людмила»;
  • «Полтава»;
  • «Медный всадник» и др.

Проза Пушкина не менее гениальна.

Самыми любимыми книгами у народа являются:

  • «Дубровский»;
  • «Капитанская дочка»;
  • «Повести Белкина»;
  • «Пиковая дама» и др.

Александр Сергеевич любил детей, им он посвятил значительную часть своего творчества.

Все мы с детства знакомы с его сказками:

  • «Сказка о рыбаке и рыбке»;
  • «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»;
  • «Сказка о попе и о работнике его Балде»;
  • «Сказка о золотом петушке».

Идеи для сказок подавала поэту его няня — Арина Родионовна. Именно из ее повествований черпал Пушкин русский фольклор, народный слог, загадочные и красочные сюжеты. Любимой няне он посвятил много стихов (например, «Подруга дней моих суровых…»).

Большинство произведений великого поэта находятся в школьной программе. Стихи его дети учат наизусть, легкие, гениальные строки сохраняются в памяти на всю жизнь. Поэт оставил потомкам огромное наследие, но многое он не успел закончить. Некоторые его произведения были выпущены после его смерти, многие остались незаконченными.

Отношение к Библии и религии

Пушкин осознавал, что поэтический дар был послан ему Свыше, и ценил это. Конечно, он не всегда был примерным христианином, но в зрелом возрасте все чаще задумывался о Боге, о вечной жизни.

Об этом свидетельствуют стихотворения Пушкина:

  • «В часы забав»;
  • «Пророк»;
  • «Отцы пустынники и жены непорочны»;
  • «Напрасно я бегу»;
  • «Странник» и др.

В стихотворении «Пророк» особенно раскрывается его мировоззрение, отношение к своему дару. Неверующий человек не смог бы написать такое произведение. Еще это говорит о том, что поэт в совершенстве знал Библию, ведь сюжет его взят из Книги пророка Иезекииля.

Будучи в зрелом возрасте, Пушкин писал, что раскаивается в своей прежней греховной жизни и рад был начать жить сначала, чтобы все исправить. Он вел переписку с митрополитом Филаретом Дроздовым, иногда в стихотворной форме. Известен стих Пушкина, адресованный митрополиту : « Дар напрасный, дар случайный», на который Владыка ответил также в стихотворной форме: «Не напрасно, не случайно жизнь от Бога мне дана».

Этот ответ так поразил поэта, что он пересмотрел свое мировоззрение и в ответ написал стих «Стансы» («В часы забав»). Первоначальный вариант окончания его звучал так:

«И внемлет арфе Филарета

В священном ужасе поэт».

Но цензор заставил его изменить эти слова, и получился тот конец, что нам известен: «внемлет арфе Серафима».

На смертном одре священник совершал Таинства Исповеди и Святого Причащения над Пушкиным. После кончины его отпевали в Соборе, и митрополит назвал поэта «любимым чадом Божиим».

Стихотворение молитва анализ к нему

«Вот говорят про него, безбожник, а я вам покажу…стихи, которые он мне вчера принес», — так отозвалась о стихотворении Лермонтова «Молитва» его бабушка, Е. А. Арсеньева.

Разумеется, слова эти звучали с гордостью, ведь внука ее и правда часто обвиняли в безбожии и легковесном отношении к жизни. Но внешне легкомысленный, Лермонтов все же был склонен к размышлениям о смысле жизни и духовному поиску.

Убедиться в этом поможет анализ стихотворения Лермонтова «Молитва».

«Молитва» создается Лермонтовым в 1839 г., уже в последний период его творчества. Поводом для написания послужила беседа с М. А. Щербатовой, за которой поэт в то время ухаживал.

По воспоминаниям современников, она посоветовала ему молиться, когда у него на сердце тоска, сказав, что ничто не помогает так, как искренняя молитва к Богу. Лермонтов, очевидно, последовал ее совету.

Сложно сказать, легко ли было человеку, во всеуслышание заявляющему о своем скептицизме и безверии, создателю прекрасного «Демона» обратиться к Богу от чистого сердца. Однако вскоре рождается «Молитва», которую можно назвать образцом прекраснейшей христианской лирики.

Стихотворение сразу же обрело огромную популярность, и до сих пор считается одним из самых известных в поэтическом наследии Лермонтова. А в 1855 г. слова его были положены на музыку композитором М. Глинкой, так возник романс.

Описание стиха «Молитва» может выглядеть следующим образом: в нем изображается столкновение лирического героя с суровым и трудным миром. Он переживает нелегкий период жизни и находится в смятении. Стихотворение относится к философской лирике, и уже с первых строк в нем задается круг проблем:

Теснится ль в сердце грусть»…

Глагол «теснится», используемый здесь поэтом, передает ощущение безвыходности, узкого пространства, из которого не так-то легко выбраться. И сразу же, в следующих двух строках автор предлагает свое решение:

Как видим, этим решением становится обращение к Богу, поиск у него утешения и защиты. Не упоминается, какая именно молитва выбрана лирическим героем, да это и не так важно — благодаря недосказанности каждый может представить здесь свои излюбленные строки. Важнее другое — неизъяснимая прелесть этой молитвы, и ее Лермонтов описывает в следующем четверостишии.

Повторение знакомых слов успокаивает, придает «благодатные силы», о чем и говорится в последних четырех строках:

«С души как бремя скатится,

Таким образом, перед нами предстает картина духовных исканий и успокоения, найденного в молитве. Душа очищается слезами покаяния и порывом искренней.

веры, вот где, по мнению поэта, спасение от сомнений и бед. Лермонтов не кается, не перечисляет свои грехи и не просит заступничества. Нет, он обретает покой при повторении самой простой молитвы, и этим, глубинным молитвенным чувством делится с читателем.

Можно сказать, что в стихотворении «Молитва» Лермонтов достигает своих творческих высот и раскрывается как зрелый писатель.

Здесь виден поворот к духовности и традиционным ценностям, и в то же время отход от ставших уже привычными идей одиночества, непонятости и демонизма.

В дальнейшем поэт еще не раз обращается к теме религии и народным истокам, что позволяет говорить об этом стихотворении именно как о ключевом моменте в творчестве, а не как о разовом явлении.

В стихотворение Лермонтова «Молитва» анализ художественных средств имеет не меньшее значение для понимания его идее, чем рассмотрение самого текста. Какими же приемами пользуется автор?

Прежде всего, отметим, что при небольшом объеме стихотворения, в нем большое количество тропов. Это и эпитеты: «минута жизни трудная», «чудная молитва», «непонятная, святая прелесть», «благодатная сила», и метафоры: «дышит непонятная, святая прелесть в них» и сравнения «с души как бремя скатится».

Все они служат одной цели: передать то возвышенное, приподнятое настроение, в котором находится лирический герой, выразить глубину его переживаний и настроить самого читателя на возвышенный лад.

Обратим внимание на то, что многие слова принадлежат к высокому пласту лексики, что указывает на религиозно-философскую направленность произведения. Также Лермонтов использует специфическую поэтическую фонетику, используя ассонансы.

В стихотворении повторяется гласная «у» : «В минуту жизни трудную», «Одну молитву чудную», что создает особое, замедленное звучание, напоминающее о неспешном, протяжном чтении в церквях. Также это передает мелодичность речи самой молитвы, как бы заново изливающейся из уст героя.

В последующих четверостишиях акцент переносится на другие гласные, «а» и «э», что символизирует некий подъем, направленность вверх. Для этого же применяются различные стилистические фигуры, как-то повторы: «так легко, легко», синтаксический параллелизм: «И верится, и плачется, / И так легко…».

Стихотворение написано четырехстопным и трехстопным ямбом, рифмовка — перекрестная, точная, попеременно то мужская, то женская.

Итак, анализ стихотворения «Молитва» показывает ее художественное своеобразие и подчеркивает универсальность лирического героя для всех читателей: недаром романс на слова Лермонтова пользовался одинаковым успехом как в великосветских салонах, так и у простого народа. Важность этого произведения для творчества Лермонтова в целом неоспорима. Еще многие годы оно остается вершиной русской православной лирики, и лишь в XX в. А. Блоку и С. Есенину удается достичь тех же высот в изображении религиозного чувства.

  • Вопросы и ответы к теме «Лирика М. Ю. Лермонтова»Каковы основные мотивы лирики Лермонтова? В чем ее своеобразие и отличие от пушкинской поэзии? Пушкин всеобъемлющ. Кажется, нет в жизни.
    Если прочесть «Молитву» без объявления автора, трудно даже сразу поверить, что это — Лермонтов. В стихотворении нет сложных конструкций, метафор, даже попросту длинных слов. Ясное, лёгкое произведение, написанное трёхстопным ямбом, оставляет впечатление искреннего дружеского рассказа.

    Произведение легко учить наизусть: кроме чёткого ритма и согласованных перекрёстных рифм, «Молитва» имеет очень стройную композицию.

    Если разбирать стихотворение по строфам, то в начале первой ясно ощущается гнетущее настроение. «В минуту трудную», «теснится грусть», «твержу наизусть» — обилие сочетаний согласных, особенно с буквой «р», создаёт впечатление трудности, тяжести. Его усугубляет и повторение звука «у», вызывая ассоциации с унынием.

    Вторая строфа является переходной, в ней описывается откровение слова, сила молитвы. Сила «благодатная», непонятная для лирического героя, но ясно им ощущаемая.

    «Созвучье слов живых», «святая прелесть» — эти метафоры выразительно передают то живительное ощущение, которое испытывает всякий, искренне читающий молитву.

    Ключевое слово этой строфы — «благодатная», дающая благо — и оно полностью меняет настроение произведения.

    С осенённой благодатью души «скатывается бремя», уходят сомненья — и вместо неё приходит лёгкость. Она ощущается даже в звучании строфы: ударные звуки «а», «о», «э» раскрывают каждый слог. Повторение слова «легко», которым завершается стихотворение, оставляет впечатление полёта и незавершённости, словно душа лирического героя просто растворилась в благодатном порыве молитвы.

    Во всём стихотворении есть лишь один глагол от первого лица: «твержу». Это единственное действие, которое совершает лирический герой, а всё остальное — следствие этого действия, происходящее само собой. Это благодаря повторению молитвы «сомненье скатится», и станет легко, и появится вера, и польются слёзы.

    Всё произведение — это описание единого порыва души и её меняющегося состояния. Такие слова мог бы произнести или глубоко верующий человек, или кто-то, отрицавший веру и переживший откровение. Стихотворение создано в 1839 году, незадолго до гибели Лермонтова.

    Трудно сказать, испытывал ли он сомнения и искал ли опору в вере, но точно известно, что философские рассуждения были свойственны ему особенно в последние годы жизни.

    Стихотворение «Молитва» могло быть навеяно даже не собственными переживаниями поэта, но он облёк их в столь искренние, воодушевляющие слова, которые заставляют и читателя ощутить сопричастность этому порыву души.

    М. Ю. Лермонтов “Молитва”: анализ стихотворения

    Читать: Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Молитва”

    «Молитва» в творчестве Лермонтова стоит особняком.

    Поэт, склонный к вечному поиску, в том числе, в религиозной сфере, создатель очень спорного (во всяком случае, с точки зрения православной морали и этики) «Демона», вдруг обращается к вере.

    «Молитва» стала ответом на все толки о легкомысленности Лермонтова, причем ответом не язвительно-остроумным, не высмеивающим, а чистым, искренним, олицетворяющим собой признание в том, что обращение к Богу облегчает душу.

    Произведение относится к позднему периоду творчества — и этим еще сильнее выделяется среди прочих стихов, в которых во всю мощь поэтического таланта звучит отчаяние и разочарование. В 1839 году Лермонтов ухаживал за княгиней Щербатовой, которая и подтолкнула его к переосмыслению религиозной темы.

    Княгиня в беседе с поэтом посоветовала ему обращаться к Богу, молиться, когда сердце гнетет тоска и печаль, сказав, что искренняя молитва помогает. И вечный бунтарь послушался, создав удивительный по красоте образец христианской лирики. В 1865 году Глинка написал к «Молитве» музыку, сделав ее романсом.

    тема стихотворения

    Центральная идея произведения — в том, что вера помогает перенести все тяготы и невзгоды, в молитве душа очищается и становится легче жить. Лирический герой, которым здесь считается сам автор, сталкивается с трудностями, переживает сложный период и ощущает себя смятенным.

    С первых же строк Лермонтов погружает читателя в состояние своего героя, используя очень экспрессивное выражение «Теснится ль. ».

    Это создает ощущение безвыходности и по-настоящему тяжелого положения, атмосфера становится гнетущей — но в следующих же строках поэт предлагает способ облегчить свою участь.

    Этот способ — твердить наизусть «молитву чудную», обращаться к Богу, ища защиты и утешения, успокоения мыслей.

    Символично, что Лермонтов не упомянул, какую именно молитву твердит, здесь это не так и важно: поэт подчеркивает, что слова могут быть любыми, главное, чтобы они шли от сердца.

    Называя молитву «чудной», поэт не останавливается, далее он пишет, что слова дышат непонятной, святой прелестью — возможно, в этих строках нашло свое отражение удивление Лермонтова тем, что простые (а ведь большинство молитв очень просты) слова настолько благодатно действуют.

    В стихотворении полностью раскрыт мотив духовных — и душевных — исканий и последующего успокоения. Покаянные слезы и свет истиной веры — вот спасение души, избавление от всех треволнений и бед.

    Стоит отметить, что Лермонтов не перечисляет свои грехи и не просит простить их. Вероятно, этап примирения с собой и осознания для поэта уже пройден, теперь ему нужно только прощение и покой, которые он и обретает.

    Структурный анализ стихотворения

    В произведении использована как «женская», так и «мужская» рифма, а четырехстопный ямб сменяет трехстопный.

    Вообще для столь небольшого — всего 3 четверостишия — объема, в «Молитве» использовано удивительно много литературных приемов и тропов.

    Яркие эпитеты, тонкие метафоры и сравнения передают религиозный восторг и успокоение героя, обретшего свою «тихую гавань» после произнесения молитвы.

    Лермонтов активно использует «высокую» лексику, не чурается некого пафоса, создавая ощущение философской направленности произведения.

    Кроме того, в стихотворении необычно часто (13 раз только в 1-м четверостишии) повторяется «у». Эта гласная произносится долго, создавая фонетическую схожесть с тягучими церковными литаниями.

    Повторы (в частности, так легко, легко») символизируют чувство подъема, возникшее у героя после молитвы.

    Произведение с уверенностью можно отнести к наиболее зрелым в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова. Отринув юношеское бунтарство и более позднее разочарование в обществе, поэт обращается к вере — единственному по-настоящему надежному источнику покоя и душевных сил.

  • Источник: //xn—-7sbbh1acsciho3aw6kyb.xn--p1ai/stihotvorenie-molitva-analiz-k-nemu/

Отцы пустынники и жены непорочны

Этот стих с тех давних пор до сегодняшнего дня пользуется популярностью. Тема актуальна и в наши дни, она продолжает трогать сердца.

Первоисточник произведения

Из текста этого произведения можно догадаться, что речь идет о молитве преподобного Ефрема Сирина : «Господи и Владыко живота моего». Ее читает священник с амвона в период Великого поста. Народ вместе со священнослужителями в это время кладут три земных поклона (после каждого предложения-прошения).

Звучит молитва так.

«Господи и Владыко живота моего, Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю! Даруй ми зрети моя прегрешения, И не осуждати брата моего Яко благословен еси во веки веков. Аминь.»

Ефрем Сирин жил в четвертом веке нашей эры в Месопотамии, которая принадлежала тогда к Римской империи. Он родился в семье благочестивых христиан. Известен как учитель Церкви и богослов. Ефрем Сирин оставил потомкам восемь томов своих трудов, которые состоят из проповедей, поучений, а также церковных стихов и гимнов. Был известен аскетическим образом жизни и духовными подвигами.

Известен случай из жизни святого, когда он был невинно заключен в темницу. Там находились еще несколько невиновных человек. Ефрем увидел видение, в котором к нему пришел незнакомец и напомнил ему о проступке, за который он не был наказан. Проснувшись, святой выяснил, что у всех заключенных были нехорошие поступки, за которые они избежали наказания. Таким образом свершилась справедливость. Вскоре их выпустили, а Ефрем отправился в пустыню, где совершал аскетические подвиги.

Ему предлагали неоднократно стать епископом, но он по смирению отказывался. Известен также случай, когда святого оклеветали в плотском грехе. Он не стал оправдываться, и по послушанию стал кормить мальчика, которого считали его сыном. Но однажды, взяв ребенка, которого по ложным слухам родила от него некая женщина, он вынес его на амвон и потребовал назвать имя настоящего отца. Младенец трижды выкрикнул имя другого человека и затем умер.

Ефрем Сирин причислен к лику святых, почитается в православной и католической Церквах.

История написания

Стихотворение «Отцы пустынники и жены непорочны» написано автором летом 1836 г., за полгода до его смерти. В то время поэт немало думал о цели жизни, смерти, загробной участи. Это нашло отражение в творчестве последних лет. Пушкин хотел создать цикл стихов на духовную тему. Он успел написать шесть произведений, среди которых был и стих «Отцы пустынники». В черновике он имеет название «Молитва».

Назывался цикл «Каменноостровский», потому что Пушкин создал его, живя на острове Каменном, что под Питером. Данный стих расположен в цикле под номером II.

Из всех вошедших в цикл стихов пронумерованы только четыре:

  • «Подражание италиянскому» (III) — о предательстве Иуды;
  • «Мирская власть» (IV) — о распятии;
  • «Из Пиндемонти» (VI) — об истинной свободе творческого человека.

Поэт любил бывать на Богослужениях в последние годы жизни. Скорее всего, к этому его подтолкнула смерть горячо любимой матушки. Возможно, он предчувствовал собственную близкую кончину.

Особенно Пушкину нравились великопостные службы. Строгость и красота молитв на Преждеосвященной запала ему в душу. И он решил переложить одну из самых основных молитв поста в стихотворную форму.

Публикации текста

Ни одно стихотворение из этого духовного цикла не было опубликовано при жизни поэта. Впервые данный стих появился в печати в журнале «Современник» (который издавал сам поэт) в 1837 г. после смерти Пушкина. Вместе с ним был напечатан рисунок руки поэта, на котором изображен старец-схимник в темнице. Говорят, что прообразом его был святой Ефрем Сирин, невинно находившийся в заключении. Сам Государь Николай Первый пожелал, чтобы в первом выпуске этого журнала был напечатан именно этот стих Пушкина.

Произведение сразу было высоко оценено. Последующая публикация состоялась в посмертном томе сочинений поэта.

Литературные особенности произведения

Данное стихотворение имеет глубокий христианский смысл. Как и молитва, оно содержит все необходимые прошения для пользы души.

Идея и содержание

Главная мысль этого произведения — покаяние, исправление жизни и через это — приближение к Богу. Есть мнения, что Пушкин отождествлял себя с Ефремом Сириным, который в юности имел грех празднословия, но после раскаялся в нем. Поэт также просит Бога избавить его от этого греха в стихотворении. Оно перекликается с другим произведением его — «Пророк».

Так же, как и в том стихотворении, Пушкин делает акцент на том, что слово должно служить человеку во спасение, а не во грех. Именно дар слова дан поэту для пользы других людей: «Глаголом жги сердца людей». Кроме того, автор просит Бога избавить его от праздности (пустого времяпровождения), любоначалия (стремления к власти), осуждения других людей. И так же, как и в молитве, испрашивается у Бога дар смирения, терпения, любви, целомудрия.

Стих содержит личное отношение поэта к главной молитве поста. Он признается, что никакая другая молитва его не вдохновляет так, как эта. На самом деле, даже святые замечали, что именно молитва св. Ефрема Сирина содержит все необходимые прошения для души человека, хотящего спастись. Она, несмотря на свою краткость, наполнена глубоким содержанием. Несомненно, она написана по наитию Святого Духа.

Религиозные мотивы

Поскольку этот стих написан по мотивам православной молитвы, многим людям, далеким от Церкви, будут непонятны некоторые слова и выражения. Например, что такое «отцы пустынники». Имеются ввиду монахи-отшельники, молящиеся в одиночестве за весь мир. «Жены непорочны» — скорее всего, имеются ввиду святые преподобные монахини.

«Непорочны» — свободные от греха, порока. «Области заочны» — недоступные для земного взгляда Обители Небесные. Именно туда и желают попасть верующие, с этой целью каются, читают молитвы. «Дольние бури» — земные искушения. «Падшего» — грешного, унылого. «Зреть» — видеть.

Структура и композиция стихотворения

Стих делится на две части, первая — это вступление к переложению молитвы, отношение автора к ней. По сведениям современников, Пушкин в последние годы жизни знал много молитв наизусть и часто их читал. Поэтому у него был выбор, но дороже всех поэту оказалось именно это молитвенное воздыхание.

Автор говорит, что существует множество молитв, созданных святыми людьми по нашествию Святого Духа. Однако именно данная молитва умиляет его, укрепляет дух, оживляет унывающего. Поэт объясняет, что это за молитва, она читается в дни Великого поста священником.

Во второй части идет описание (стихотворное переложение) самой молитвы. Автор делает акцент на грехе любоначалия, потому что он много раз говорил, что власть действует на многих людей губительно. Он называет это стремление властвовать «змеей сокрытой».

Далее поэт описывает третье прошение молитвы, ставя его перед вторым: дай мне увидеть свои грехи и не осуждать ближнего. И затем следует описание второго прошения: автор вместе со святым просит у Бога терпения, смирения, целомудрия и любви.

Жанр и литературное направление

Данное произведение относится к жанру духовной лирики. Поздние сочинения Пушкина написаны в литературном направлении — реализм, этот стих тоже можно отнести к данному направлению. Потому что в нем прослеживается точность автора к деталям и развитие духовного состояния главного героя. Он видит свои согрешения и кается в них, стремится к исправлению.

Размер и рифмовка

Размер стиха — шестистопный ямб. В отличие от привычного для Пушкина четырехстопного, он более напевный, лучше передает чувства героя. Присутствует парная рифмовка.

Стилистическая специфика

Целью произведения является изображение покаянного настроения героя, для этого автор использует минимальное количество тропов. Он применяет церковно-славянские выражения для создания особой старинной, строгой а, «возлетать во области заочны», «дольних бурь» и т. д.). Эти словосочетания не употребляются в обыденной жизни, являются непонятными, загадочными, возвышенными.

Имеются выразительные эпитеты:

  • дни печальные (поста);
  • неведомая сила;
  • праздность унылая.

Есть в этом стихотворении сравнения и метафоры — любоначалие автор называет «сокрытой змеей».

Это произведение поражает своей глубиной, силой духа, красотой слога, еще раз доказывая высоту таланта поэта.

Литературное направление, жанр

Жанр «Отцов пустынников» — духовная лирика. Трудно отнести стихотворение к какому-либо литературному направлению. Зрелый Пушкин – реалист, но не всегда черты реализма проявляются в лирике, которая изображает внутренний мир героя, что характерно для романтизма. И всё-таки определённые черты реализма в стихотворении можно обнаружить. Во-первых, это точность в деталях. Молитва лирического героя почти дословно передаёт церковную молитву. Во-вторых, в стихотворении есть намёк на эволюцию лирического героя. Из всех слышанных молитв он избирает одну, повторяя её чаще других, а дальше осознаёт, что он «падший», кается в собственных грехах, соединяя слова своего сердца со словами живущего века назад пустынника в едином порыве.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]