Коптская православная церковь | |
копт. Ϯⲉⲕ̀ⲕⲗⲏⲥⲓⲁ ⲛⲣⲉⲙ̀ⲛⲭⲏⲙⲓ ⲛ̀ⲟⲣⲑⲟⲇⲟⲝⲟⲥ | |
Собор Святого Марка в Каире | |
Общие сведения | |
Основатели | Апостол Марк |
Основание | |
Руководство | |
Предстоятель | Феодор II |
Центр | Александрия |
Резиденция предстоятеля | Каир |
Территории | |
Юрисдикция (территория) | Африка (без Эфиопии и Эритреи) |
Автономные церкви в канонической зависимости | Французская |
Богослужение | |
Богослужебный язык | коптский, арабский, английский |
Календарь | коптский |
Сайт | copticpope.org |
Медиафайлы на Викискладе | |
Информация в Викиданных ? |
Ко́птская правосла́вная це́рковь Александри́и
(копт. Ϯⲉⲕ̀ⲕⲗⲏⲥⲓⲁ ⲛ̀ⲣⲉⲙ̀ⲛⲭⲏⲙⲓ ⲛ̀ⲟⲣⲑⲟⲇⲟⲝⲟⲥ, «
Египетская православная церковь
»
)
— христианская церковь Египта, относящаяся к группе Древневосточных (нехалкидонских) церквей. Как и все другие Древневосточные церкви (кроме Ассирийской Церкви Востока), Коптская церковь признаёт решения трёх Вселенских соборов, придерживается традиционной для Александрийской богословской школы миафизитской христологии и не входит в семью поместных православных церквей византийской (халкидонской) традиции. В богослужении используется коптский обряд.
Согласно принятой в Коптской церкви историографии, церковь основана, по преданию, апостолом Марком в середине I века в Александрии, к епископской кафедре которой возводит свою преемственность коптский патриарх. Оформилась как самобытная автокефальная церковь вследствие разделения в VI веке единой церкви в Африке (Александрийского патриархата) на две кафедры — халкидонитскую (диофизитскую) и нехалкидонскую (миафизитскую). В IV—VII веках распространила своё влияние на Эфиопию и Нубию, вследствие христианизации Аксумского царства и нубийских королевств Нобатии, Алодии и Макурии (последняя изначально признавала авторитет Константинопольской церкви). В VII веке Египет был захвачен арабами мусульманами, после чего Коптская церковь пережила как периоды гонений, так и относительной веротерпимости. В XII веке религиозный центр Церкви переместился из Александрии в Каир, а коптские христиане стали религиозным меньшинством в Египте. В XIV и XV веках христианство почти полностью исчезло в Нубии. В 1959 г. была гарантирована автокефалия Эфиопской церкви.
Высший орган управления — Священный Синод, в котором председательствует Патриарх, имеющий резиденцию в Каире. Новая резиденция патриарха предполагается в новой столице Египта, где в январе 2021 года был открыт собор Рождества Христова.[3] С 18 ноября 2012 года патриарх — Феодор II. В настоящее время имеет 18-22 миллионов верующих и 400 общин, большинство из них в Египте, остальные в египетской диаспоре.
Отношения с Русской православной церковью
Патриарх Кирилл на встрече с папой Александрийским и патриархом престола Святого Марка Шенудой III в Александрии заявил, что Русская православная церковь и ориентальные церкви (древние восточные, к которым принадлежит коптская) «находились и находятся в состоянии богословского диалога». Патриарх Кирилл подарил патриарху Шенуде на память об этой встрече символ архиерейского служения и архиерейской власти — патриарший посох, со словами:
Опираясь на этот посох, вспоминайте, что у вас есть братья, на которых тоже можно опереться[5].
История
К. ц. ведёт свою историю от ап. Марка, который, согласно Священному Преданию, создал христианскую общину в Египте ок. 48. К сер. 5 в. христианство исповедовало подавляющее большинство населения Египта. В кон. 440-х гг. александрийский патриарх Диоскор (444–451) выступил на стороне архимандрита одного из константинопольских монастырей Евтихия, учившего о единой Божественной природе Христа (см. Монофизитство). Выступление Диоскора привело к расколу в Александрийской православной церкви. Учение, поддерживаемое Диоскором, взяло верх на соборе в Эфесе (449), но было осуждено IV Вселенским собором в Халкидоне (451), выработавшим православное учение о соединении двух природ (Божественной и человеческой) во Христе. Диоскор был низложен и отправлен в ссылку, на его место император назначил нового патриарха, не признанного большинством егип. мирян и духовенства.
Начиная с 451 нехалкидонская доктрина была воспринята большинством египтян. В 6 в. у нехалкидонитов возникла отдельная иерархия, с этого времени можно говорить об их самостоят. Церкви. «Нехалкидонское» духовенство Египта активизировало проповедническую деятельность в Эфиопии, Нубии и некоторых др. районах Африки. В 520–530-х гг. егип. Церковь претерпела ряд расколов. Кризис усугубился гонениями, ужесточившимися при имп. Юстиниане I (527–565). Новый виток преследований со стороны визант. властей пришёлся на 620–630-е гг. После завоевания Египта арабами в 641 егип. христиане воспользовались сложившейся ситуацией, чтобы порвать всякие контакты с Византией. Клир вернулся в храмы, христиане-антихалкидониты заняли большинство должностей в местной администрации. В то же время утрата необходимости вести полемику с визант. Церковью обусловила упадок егип. богословской лит-ры. В первые века араб. владычества за автохтонными египтянами закрепилось наименование копты, а за егип. Церковью антихалкидонитов – Коптская церковь.
К. ц., основываясь на формуле «единая природа Бога Слова воплощённая» (μία φύσις τοῦ Θεοῦ Λόγου σεσαρϰωμένη), признаёт единство Христа (μία φύσις ), образованное неразрывным слиянием Божественной и человеческой сущностей «без смешения и без изменения». Т. о., с точки зрения строгой христологической терминологии К. ц. является миафизитской, хотя в европ. церковной и историч. традиции 19 в. часто именовалась монофизитской. Сама К. ц. признаёт монофизитство ересью, обвиняя визант. Церковь в намеренном искажении смысла её учения.
Коптская церковь Богоматери (аль-Муаллака) в Каире. 4–7 вв.
С нач. 8 в. завоеватели начали проводить политику арабизации страны, вытеснения коптского яз., а также чиновников-христиан из органов управления. Введение социальных и бытовых ограничений, необходимость выплачивать подушную подать подталкивали коптов к обращению в ислам. В 9 в. христиане стали меньшинством населения Египта. Тем не менее в 8–12 вв. мусульм. власти отличались высоким уровнем веротерпимости, за исключением периода правления фатимидского халифа аль-Хакима (996–1021), подвергнувшего коптскую общину религ. преследованиям. Патриарх Христодул (1047–77) перевёл резиденцию предстоятелей К. ц. из Александрии в столичный Каир, тем самым приблизив управление Церкви к егип. властям и одновременно символически подчеркнув изоляцию К. ц. от православных церквей. 12–13 вв. – короткий период возрождения коптской теологии, апологетики, церковно-историч. науки и канонич. права. В период между 1279 и 1447 мамлюкские правители Египта провели ок. 8 кампаний по изгнанию коптских служащих с гос. постов и ужесточению налагаемых на христиан социальных и бытовых ограничений. Гонения привели к резкому сокращению численности К. ц., закрытию храмов и монастырей, упадку церковной науки. В 14 в. прерывается фиксация хронистами церковной истории. Постепенное восстановление политич. и экономич. позиций коптской общины, оживление духовной жизни К. ц. пришлись на 17–18 вв. Начиная с патриарха Бутруса VII (1809–1852), коптский клир стал возвращать себе утраченные влияние и авторитет в глазах егип. властей.
Правления Мухаммеда Али (1805–49), Саида-паши (1854–63) и хедива Исмаила (1863–79) стали для коптов-христиан эпохой активной интеграции в обществ.-политич. институты Египта. Важными вехами в этом процессе явились отмена в отношении коптов-христиан подушной подати (джизьи), распространение на них воинской обязанности, вхождение в качестве делегатов в егип. Консультативный совет. Предстоятельство патриарха Кириллуса IV (1854–61), получившего впоследствии титул «Отца коптского реформаторства», ознаменовалось фундам. преобразованиями в сферах образования, книгопечатания и богослужения. В последней четв. 19 – 1-й трети 20 вв. обострилось противостояние патриархата и коптской светской верхушки, учредившей в 1874 аль-маджлис аль-милли (Совет общины). В то же время в Египте активизировалась прозелитская деятельность зап. церквей. Возобновившиеся ещё во 2-й пол. 16 в. контакты с Рим. престолом завершились расколом в К. ц. и образованием в 1895 униатского Александрийского патриархата. В 1899 из части паствы К. ц. была образована протестантская (пресвитерианская) деноминация, впоследствии получившая назв. Евангелическая церковь Египта – Нильский синод.
В правление короля Египта Фарука (1936–52) наблюдался рост исламистских настроений, который сопровождался постепенным вытеснением коптов из обществ. и политич. жизни Египта. Одновременно углублялся кризис в К. ц., достигший своего пика в период, когда патриаршая кафедра была вакантна (1942–1944), и во время предстоятельств Макариуса III (1944–45) и Йусуфа II (1946–1956), низложенного по обвинению в симонии. Среди коптов началась эмиграция в страны Европы и США, где образовалась влиятельная коптская диаспора. Период предстоятельства Кириллуса VI (1959–71) стал эпохой подъёма К. ц.: восстановление монастырей, возрождение коптского монашества. Активная обществ. и благотворит. деятельность К. ц. сопровождалась её вовлечением в межконфессиональный диалог в стране и за рубежом. Президент Египта Г. А. Насер лично заложил первый камень при постройке в Каире коптского собора Св. Марка, куда в июле 1968 была торжественно возвращена из Италии часть мощей ап. Марка. Патриотич. настрой коптского духовенства и общины проявился во время войн с Израилем 1956 и 1967, проводились мусульмано-христианские демонстрации нац. солидарности.
Предстоятель Коптской церкви патриарх Шенуда III. Фото Michael Sleman
Избранный в 1971 патриархом Шенуда III продолжил деятельность по укреплению К. ц. Его многочисл. визиты за рубеж способствовали сплочению коптской диаспоры. Возглавившему ежемесячные собрания аль-маджлис аль-милли Шенуде III удалось исчерпать противостояние патриархата и светского руководства коптской общины, укрепить позиции К. ц. как символа идентичности общины. Вместе с тем рост исламистских настроений в Египте в правление президента А. Садата спровоцировал многочисл. столкновения на религ. почве, сопровождавшиеся погромами церквей, убийствами и насилием. Произошёл новый виток христианской эмиграции. В знак протеста против попустительства исламскому экстремизму Синод К. ц. отменил пасхальные торжества 1980. В ответ Садат обвинил Шенуду III в разжигании межобщинной розни и подрыве единства егип. нации. В 1981 президент издал указ, отстранявший патриарха от обязанностей предстоятеля К. ц. Были арестованы десятки духовных и светских лидеров коптской общины, патриарх сослан в мон. Анба-Бешой. Пришедшее в 1981 к власти новое егип. руководство предприняло ряд шагов по снижению межконфессиональной напряжённости. В 1985 президент М. Х. Мубарак разрешил патриарху вернуться к исполнению своих обязанностей. После объявления в 2003 Рождества нац. праздником в Египте коптские рождественские и пасхальные богослужения стали регулярно транслироваться по гос. телеканалу.
Иллюстрации
- Псалмодия
- Коптская икона в храме Гроба Господня, Израиль
- Кафедральный собор Архангела Михаила в Асуане
- Рельефная стена в коптской православной церкви (Нижний Египет)
- Монастырь Св. Бишоя (Вади-Натрун)
- Коптская церковь в Аммане, Иордания
- Монастырь святого Антония в Аравийской пустыне
- Монастырь Эль-Мухаррак в Египте
Примечания
- Egypt from «The World Factbook» (неопр.)
. American Central Intelligence Agency (CIA) (4 September 2008). - The Copts and Their Political Implications in Egypt (неопр.)
. Washington Institute for Near East Policy (25 October 2005). - В Египте открылся крупнейший на Ближнем Востоке христианский храм
- Игорь Ильин. Беседа с протоиереем Олегом Давыденковым. Копты: путь возвращения к традициям
- Патриарх Кирилл призвал Коптскую церковь к развитию диалога. РИА Новости, 10.4.2010 (Проверено 2 июня 2011)
Отрывок, характеризующий Патриархи Коптской православной церкви
Звуки падавших гранат и ядер возбуждали сначала только любопытство. Жена Ферапонтова, не перестававшая до этого выть под сараем, умолкла и с ребенком на руках вышла к воротам, молча приглядываясь к народу и прислушиваясь к звукам. К воротам вышли кухарка и лавочник. Все с веселым любопытством старались увидать проносившиеся над их головами снаряды. Из за угла вышло несколько человек людей, оживленно разговаривая. – То то сила! – говорил один. – И крышку и потолок так в щепки и разбило. – Как свинья и землю то взрыло, – сказал другой. – Вот так важно, вот так подбодрил! – смеясь, сказал он. – Спасибо, отскочил, а то бы она тебя смазала. Народ обратился к этим людям. Они приостановились и рассказывали, как подле самих их ядра попали в дом. Между тем другие снаряды, то с быстрым, мрачным свистом – ядра, то с приятным посвистыванием – гранаты, не переставали перелетать через головы народа; но ни один снаряд не падал близко, все переносило. Алпатыч садился в кибиточку. Хозяин стоял в воротах. – Чего не видала! – крикнул он на кухарку, которая, с засученными рукавами, в красной юбке, раскачиваясь голыми локтями, подошла к углу послушать то, что рассказывали. – Вот чуда то, – приговаривала она, но, услыхав голос хозяина, она вернулась, обдергивая подоткнутую юбку. Опять, но очень близко этот раз, засвистело что то, как сверху вниз летящая птичка, блеснул огонь посередине улицы, выстрелило что то и застлало дымом улицу. – Злодей, что ж ты это делаешь? – прокричал хозяин, подбегая к кухарке. В то же мгновение с разных сторон жалобно завыли женщины, испуганно заплакал ребенок и молча столпился народ с бледными лицами около кухарки. Из этой толпы слышнее всех слышались стоны и приговоры кухарки: – Ой о ох, голубчики мои! Голубчики мои белые! Не дайте умереть! Голубчики мои белые!.. Через пять минут никого не оставалось на улице. Кухарку с бедром, разбитым гранатным осколком, снесли в кухню. Алпатыч, его кучер, Ферапонтова жена с детьми, дворник сидели в подвале, прислушиваясь. Гул орудий, свист снарядов и жалостный стон кухарки, преобладавший над всеми звуками, не умолкали ни на мгновение. Хозяйка то укачивала и уговаривала ребенка, то жалостным шепотом спрашивала у всех входивших в подвал, где был ее хозяин, оставшийся на улице. Вошедший в подвал лавочник сказал ей, что хозяин пошел с народом в собор, где поднимали смоленскую чудотворную икону. К сумеркам канонада стала стихать. Алпатыч вышел из подвала и остановился в дверях. Прежде ясное вечера нее небо все было застлано дымом. И сквозь этот дым странно светил молодой, высоко стоящий серп месяца. После замолкшего прежнего страшного гула орудий над городом казалась тишина, прерываемая только как бы распространенным по всему городу шелестом шагов, стонов, дальних криков и треска пожаров. Стоны кухарки теперь затихли. С двух сторон поднимались и расходились черные клубы дыма от пожаров. На улице не рядами, а как муравьи из разоренной кочки, в разных мундирах и в разных направлениях, проходили и пробегали солдаты. В глазах Алпатыча несколько из них забежали на двор Ферапонтова. Алпатыч вышел к воротам. Какой то полк, теснясь и спеша, запрудил улицу, идя назад. – Сдают город, уезжайте, уезжайте, – сказал ему заметивший его фигуру офицер и тут же обратился с криком к солдатам: – Я вам дам по дворам бегать! – крикнул он. Алпатыч вернулся в избу и, кликнув кучера, велел ему выезжать. Вслед за Алпатычем и за кучером вышли и все домочадцы Ферапонтова. Увидав дым и даже огни пожаров, видневшиеся теперь в начинавшихся сумерках, бабы, до тех пор молчавшие, вдруг заголосили, глядя на пожары. Как бы вторя им, послышались такие же плачи на других концах улицы. Алпатыч с кучером трясущимися руками расправлял запутавшиеся вожжи и постромки лошадей под навесом. Когда Алпатыч выезжал из ворот, он увидал, как в отпертой лавке Ферапонтова человек десять солдат с громким говором насыпали мешки и ранцы пшеничной мукой и подсолнухами. В то же время, возвращаясь с улицы в лавку, вошел Ферапонтов. Увидав солдат, он хотел крикнуть что то, но вдруг остановился и, схватившись за волоса, захохотал рыдающим хохотом. – Тащи всё, ребята! Не доставайся дьяволам! – закричал он, сам хватая мешки и выкидывая их на улицу. Некоторые солдаты, испугавшись, выбежали, некоторые продолжали насыпать. Увидав Алпатыча, Ферапонтов обратился к нему. – Решилась! Расея! – крикнул он. – Алпатыч! решилась! Сам запалю. Решилась… – Ферапонтов побежал на двор. По улице, запружая ее всю, непрерывно шли солдаты, так что Алпатыч не мог проехать и должен был дожидаться. Хозяйка Ферапонтова с детьми сидела также на телеге, ожидая того, чтобы можно было выехать. Была уже совсем ночь. На небе были звезды и светился изредка застилаемый дымом молодой месяц. На спуске к Днепру повозки Алпатыча и хозяйки, медленно двигавшиеся в рядах солдат и других экипажей, должны были остановиться. Недалеко от перекрестка, у которого остановились повозки, в переулке, горели дом и лавки. Пожар уже догорал. Пламя то замирало и терялось в черном дыме, то вдруг вспыхивало ярко, до странности отчетливо освещая лица столпившихся людей, стоявших на перекрестке. Перед пожаром мелькали черные фигуры людей, и из за неумолкаемого треска огня слышались говор и крики. Алпатыч, слезший с повозки, видя, что повозку его еще не скоро пропустят, повернулся в переулок посмотреть пожар. Солдаты шныряли беспрестанно взад и вперед мимо пожара, и Алпатыч видел, как два солдата и с ними какой то человек во фризовой шинели тащили из пожара через улицу на соседний двор горевшие бревна; другие несли охапки сена.
Литература
- Нелюбов Б. А.
Древние Восточные Церкви: Коптская Церковь // Альфа и Омега. — М., 1998. — № 2 (16). — С. 330—369. - Браницкий А. Г., Корнилов А. А.
Религии региона. — Н. Новгород: ННГУ имени Н. И. Лобачевского, 2013. — 305 с. - Отношения между двумя Церквами — Коптской и Русской в XIX—XXI веках / авт.-сост. Исхак Ибрахим Аджбан. — Каир, 2014. — 192 с.
- Коптская церковь // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный , 2015. — Т. XXXVII : «Константин — Корин». — С. 512-610. — 752 с. — 33 000 экз. — ISBN 978-5-89572-045-5.
Кто такие копты?
Копты считаются прямыми потомками древних египтян. Их язык имеет много схожего с языком Древнего Египта, и Луи Шампольон с успехом использовал его при первоначальной расшифровке иероглифов. Сегодня коптский язык практически вышел из употребления и сохранился лишь в церковных богослужениях.
В настоящее время коптами принято называть всех последователей христианского учения, проживающих на территории Египта и Эфиопии. Очень часто копта можно отличить от мусульманина по татуировке в виде креста на запястье. Она не является обязательной, но присутствует у большинства египетских христиан.