Коптская Православная Церковь – одна из самых старых Церквей


Коптская православная церковь
копт. Ϯⲉⲕ̀ⲕⲗⲏⲥⲓⲁ ⲛⲣⲉⲙ̀ⲛⲭⲏⲙⲓ ⲛ̀ⲟⲣⲑⲟⲇⲟⲝⲟⲥ
Собор Святого Марка в Каире
Общие сведения
ОснователиАпостол Марк
Основание
Руководство
ПредстоятельФеодор II
ЦентрАлександрия
Резиденция предстоятеляКаир
Территории
Юрисдикция (территория)Африка (без Эфиопии и Эритреи)
Автономные церкви в канонической зависимостиФранцузская
Богослужение
Богослужебный языккоптский, арабский, английский
Календарькоптский
Сайтcopticpope.org
Медиафайлы на Викискладе
Информация в Викиданных ?

Ко́птская правосла́вная це́рковь Александри́и
(копт. Ϯⲉⲕ̀ⲕⲗⲏⲥⲓⲁ ⲛ̀ⲣⲉⲙ̀ⲛⲭⲏⲙⲓ ⲛ̀ⲟⲣⲑⲟⲇⲟⲝⲟⲥ, «
Египетская православная церковь
»
)
— христианская церковь Египта, относящаяся к группе Древневосточных (нехалкидонских) церквей. Как и все другие Древневосточные церкви (кроме Ассирийской Церкви Востока), Коптская церковь признаёт решения трёх Вселенских соборов, придерживается традиционной для Александрийской богословской школы миафизитской христологии и не входит в семью поместных православных церквей византийской (халкидонской) традиции. В богослужении используется коптский обряд.

Согласно принятой в Коптской церкви историографии, церковь основана, по преданию, апостолом Марком в середине I века в Александрии, к епископской кафедре которой возводит свою преемственность коптский патриарх. Оформилась как самобытная автокефальная церковь вследствие разделения в VI веке единой церкви в Африке (Александрийского патриархата) на две кафедры — халкидонитскую (диофизитскую) и нехалкидонскую (миафизитскую). В IV—VII веках распространила своё влияние на Эфиопию и Нубию, вследствие христианизации Аксумского царства и нубийских королевств Нобатии, Алодии и Макурии (последняя изначально признавала авторитет Константинопольской церкви). В VII веке Египет был захвачен арабами мусульманами, после чего Коптская церковь пережила как периоды гонений, так и относительной веротерпимости. В XII веке религиозный центр Церкви переместился из Александрии в Каир, а коптские христиане стали религиозным меньшинством в Египте. В XIV и XV веках христианство почти полностью исчезло в Нубии. В 1959 г. была гарантирована автокефалия Эфиопской церкви.

Высший орган управления — Священный Синод, в котором председательствует Патриарх, имеющий резиденцию в Каире. Новая резиденция патриарха предполагается в новой столице Египта, где в январе 2021 года был открыт собор Рождества Христова.[3] С 18 ноября 2012 года патриарх — Феодор II. В настоящее время имеет 18-22 миллионов верующих и 400 общин, большинство из них в Египте, остальные в египетской диаспоре.

Отношения с Русской православной церковью

Патриарх Кирилл на встрече с папой Александрийским и патриархом престола Святого Марка Шенудой III в Александрии заявил, что Русская православная церковь и ориентальные церкви (древние восточные, к которым принадлежит коптская) «находились и находятся в состоянии богословского диалога». Патриарх Кирилл подарил патриарху Шенуде на память об этой встрече символ архиерейского служения и архиерейской власти — патриарший посох, со словами:

Опираясь на этот посох, вспоминайте, что у вас есть братья, на которых тоже можно опереться[5].

История

К. ц. ве­дёт свою ис­то­рию от ап. Мар­ка, ко­то­рый, со­глас­но Свя­щен­но­му Пре­да­нию, соз­дал хри­сти­ан­скую об­щи­ну в Егип­те ок. 48. К сер. 5 в. хри­сти­ан­ст­во ис­по­ве­до­ва­ло по­дав­ляю­щее боль­шин­ст­во на­се­ле­ния Егип­та. В кон. 440-х гг. алек­сан­д­рий­ский пат­ри­арх Дио­скор (444–451) вы­сту­пил на сто­ро­не ар­хи­ман­д­ри­та од­но­го из кон­стан­ти­но­поль­ских мо­на­сты­рей Ев­ти­хия, учив­ше­го о еди­ной Бо­же­ст­вен­ной при­ро­де Хри­ста (см. Мо­но­фи­зит­ст­во). Вы­сту­п­ле­ние Ди­о­ско­ра при­ве­ло к рас­ко­лу в Алек­сан­д­рий­ской пра­во­слав­ной церк­ви. Уче­ние, под­дер­жи­вае­мое Дио­ско­ром, взя­ло верх на со­бо­ре в Эфе­се (449), но бы­ло осу­ж­де­но IV Все­лен­ским со­бо­ром в Хал­ки­до­не (451), вы­ра­бо­тав­шим пра­во­слав­ное уче­ние о со­еди­не­нии двух при­род (Бо­же­ст­вен­ной и че­ло­ве­че­ской) во Хри­сте. Дио­скор был низ­ло­жен и от­прав­лен в ссыл­ку, на его ме­сто им­пе­ра­тор на­зна­чил но­во­го пат­ри­ар­ха, не при­знан­но­го боль­шин­ст­вом егип. ми­рян и ду­хо­вен­ст­ва.

На­чи­ная с 451 не­хал­ки­дон­ская док­три­на бы­ла вос­при­ня­та боль­шин­ст­вом егип­тян. В 6 в. у не­хал­ки­до­ни­тов воз­ник­ла от­дель­ная ие­рар­хия, с это­го вре­ме­ни мо­ж­но го­во­рить об их са­мо­сто­ят. Церк­ви. «Не­хал­ки­дон­ское» ду­хо­вен­ст­во Егип­та ак­ти­ви­зи­ро­ва­ло про­по­вед­ни­че­скую дея­тель­ность в Эфио­пии, Ну­бии и не­ко­торых др. рай­онах Аф­ри­ки. В 520–530-х гг. егип. Цер­ковь пре­тер­пе­ла ряд рас­ко­лов. Кри­зис усу­гу­бил­ся го­не­ния­ми, уже­сто­чив­ши­ми­ся при имп. Юс­ти­ниа­не I (527–565). Но­вый ви­ток пре­сле­до­ва­ний со сто­ро­ны ви­зант. вла­стей при­шёл­ся на 620–630-е гг. По­сле за­вое­ва­ния Егип­та ара­ба­ми в 641 егип. хри­стиа­не вос­поль­зо­ва­лись сло­жив­шей­ся си­туа­ци­ей, что­бы по­рвать вся­кие кон­так­ты с Ви­зан­ти­ей. Клир вер­нул­ся в хра­мы, хри­стиа­не-ан­ти­хал­ки­до­ни­ты за­ня­ли боль­шин­ст­во долж­но­стей в ме­ст­ной ад­ми­ни­ст­ра­ции. В то же вре­мя ут­ра­та не­об­хо­ди­мо­сти вес­ти по­ле­ми­ку с ви­зант. Цер­ко­вью обу­сло­ви­ла упа­док егип. бо­го­слов­ской лит-ры. В пер­вые ве­ка араб. вла­ды­че­ст­ва за ав­то­хтон­ны­ми егип­тя­на­ми за­кре­пи­лось на­име­но­ва­ние коп­ты, а за егип. Цер­ко­вью ан­ти­хал­ки­до­ни­тов – Копт­ская цер­ковь.

К. ц., ос­но­вы­ва­ясь на фор­му­ле «еди­ная при­ро­да Бо­га Сло­ва во­пло­щён­ная» (μία φύσις τοῦ Θεοῦ Λόγου σεσαρϰωμένη), при­зна­ёт един­ст­во Хри­ста (μία φύσις ), об­ра­зо­ван­ное не­раз­рыв­ным слия­ни­ем Бо­же­ст­вен­ной и че­ло­ве­че­ской сущ­но­стей «без сме­ше­ния и без из­ме­не­ния». Т. о., с точ­ки зре­ния стро­гой хри­сто­ло­ги­че­ской тер­ми­но­ло­гии К. ц. яв­ля­ет­ся миа­фи­зит­ской, хо­тя в ев­роп. цер­ков­ной и ис­то­рич. тра­ди­ции 19 в. час­то име­но­ва­лась мо­но­фи­зит­ской. Са­ма К. ц. при­зна­ёт мо­но­фи­зит­ст­во ере­сью, об­ви­няя ви­зант. Цер­ковь в на­ме­рен­ном ис­ка­же­нии смыс­ла её уче­ния.

Коптская церковь Богоматери (аль-Муаллака) в Каире. 4–7 вв.

С нач. 8 в. за­вое­ва­те­ли на­ча­ли про­во­дить по­ли­ти­ку ара­би­за­ции стра­ны, вы­тес­не­ния копт­ско­го яз., а так­же чи­нов­ни­ков-хри­сти­ан из ор­га­нов управ­ле­ния. Вве­де­ние со­ци­аль­ных и бы­то­вых ог­ра­ни­че­ний, не­об­хо­ди­мость вы­пла­чи­вать по­душ­ную по­дать под­тал­ки­ва­ли коп­тов к об­ра­ще­нию в ис­лам. В 9 в. хри­стиа­не ста­ли мень­шин­ст­вом на­се­ле­ния Егип­та. Тем не ме­нее в 8–12 вв. му­сульм. вла­сти от­ли­ча­лись вы­со­ким уров­нем ве­ро­тер­пи­мо­сти, за ис­клю­че­ни­ем пе­рио­да прав­ле­ния фа­ти­мид­ско­го ха­ли­фа аль-Ха­ки­ма (996–1021), под­верг­нув­ше­го копт­скую об­щи­ну ре­лиг. пре­сле­до­ва­ни­ям. Пат­ри­арх Хри­сто­дул (1047–77) пе­ре­вёл ре­зиден­цию пред­стоя­те­лей К. ц. из Алек­сан­д­рии в сто­лич­ный Ка­ир, тем са­мым при­бли­зив управ­ле­ние Церк­ви к егип. вла­стям и од­но­вре­мен­но сим­во­ли­че­ски под­черк­нув изо­ля­цию К. ц. от пра­во­слав­ных церк­вей. 12–13 вв. – ко­рот­кий пе­ри­од воз­ро­ж­де­ния копт­ской тео­ло­гии, апо­ло­ге­ти­ки, цер­ков­но-ис­то­рич. нау­ки и ка­но­нич. пра­ва. В пе­ри­од ме­ж­ду 1279 и 1447 мам­люк­ские пра­ви­те­ли Егип­та про­ве­ли ок. 8 кам­па­ний по из­гна­нию копт­ских слу­жа­щих с гос. по­стов и уже­сто­че­нию на­ла­гае­мых на хри­сти­ан со­ци­аль­ных и бы­то­вых ог­ра­ни­че­ний. Го­не­ния при­ве­ли к рез­ко­му со­кра­ще­нию чис­лен­но­сти К. ц., за­кры­тию хра­мов и мо­на­сты­рей, упад­ку цер­ков­ной нау­ки. В 14 в. пре­ры­ва­ет­ся фик­са­ция хро­ни­ста­ми цер­ков­ной ис­то­рии. По­сте­пен­ное вос­ста­нов­ле­ние по­ли­тич. и эко­но­мич. по­зи­ций копт­ской об­щи­ны, ожив­ле­ние ду­хов­ной жиз­ни К. ц. при­шлись на 17–18 вв. На­чи­ная с пат­ри­ар­ха Бут­ру­са VII (1809–1852), копт­ский клир стал воз­вра­щать се­бе ут­ра­чен­ные влия­ние и ав­то­ри­тет в гла­зах егип. вла­стей.

Прав­ле­ния Му­хам­ме­да Али (1805–49), Саи­да-па­ши (1854–63) и хе­ди­ва Ис­маи­ла (1863–79) ста­ли для коп­тов-хри­сти­ан эпо­хой ак­тив­ной ин­те­гра­ции в об­ществ.-по­ли­тич. ин­сти­ту­ты Егип­та. Важ­ны­ми ве­ха­ми в этом про­цес­се яви­лись отмена в от­но­ше­нии коп­тов-хри­сти­ан по­душ­ной по­да­ти (джи­зьи), рас­про­стра­не­ние на них во­ин­ской обя­зан­но­сти, вхо­ж­де­ние в ка­че­ст­ве де­ле­га­тов в егип. Кон­суль­та­тив­ный со­вет. Пред­стоя­тель­ст­во пат­ри­ар­ха Ки­рил­лу­са IV (1854–61), по­лу­чив­ше­го впо­след­ст­вии ти­тул «От­ца копт­ско­го ре­фор­ма­тор­ст­ва», оз­на­ме­но­ва­лось фун­дам. пре­об­ра­зо­ва­ния­ми в сфе­рах об­ра­зо­ва­ния, кни­го­пе­ча­та­ния и бо­го­слу­же­ния. В по­след­ней четв. 19 – 1-й тре­ти 20 вв. обо­ст­ри­лось про­ти­во­стоя­ние пат­ри­ар­ха­та и копт­ской свет­ской вер­хуш­ки, уч­ре­див­шей в 1874 аль-мадж­лис аль-мил­ли (Со­вет об­щи­ны). В то же вре­мя в Егип­те ак­ти­ви­зи­ро­ва­лась про­зе­лит­ская дея­тель­ность зап. церк­вей. Во­зоб­но­вив­шие­ся ещё во 2-й пол. 16 в. кон­так­ты с Рим. пре­сто­лом за­вер­ши­лись рас­ко­лом в К. ц. и об­ра­зо­ва­ни­ем в 1895 уни­ат­ско­го Алек­сан­д­рий­ско­го пат­ри­ар­ха­та. В 1899 из час­ти па­ст­вы К. ц. бы­ла об­разо­ва­на про­тес­тант­ская (пре­сви­те­ри­ан­ская) де­но­ми­на­ция, впо­след­ст­вии по­лу­чив­шая назв. Еван­ге­ли­че­ская цер­ковь Егип­та – Ниль­ский си­нод.

В прав­ле­ние ко­ро­ля Егип­та Фа­ру­ка (1936–52) на­блю­дал­ся рост ис­ла­ми­ст­ских на­строе­ний, ко­то­рый со­про­во­ж­дал­ся по­сте­пен­ным вы­тес­не­ни­ем коп­тов из об­ще­ств. и по­ли­тич. жиз­ни Егип­та. Од­но­вре­мен­но уг­луб­лял­ся кри­зис в К. ц., до­стиг­ший сво­его пи­ка в пе­ри­од, ко­гда пат­ри­ар­шая ка­фед­ра бы­ла ва­кант­на (1942–1944), и во вре­мя пред­стоя­тельств Ма­ка­риу­са III (1944–45) и Йу­су­фа II (1946–1956), низ­ло­жен­но­го по об­ви­не­нию в си­мо­нии. Сре­ди коп­тов на­ча­лась эмиг­ра­ция в стра­ны Ев­ро­пы и США, где об­ра­зо­ва­лась влия­тель­ная копт­ская диа­спо­ра. Пе­ри­од пред­стоя­тель­ст­ва Ки­рил­лу­са VI (1959–71) стал эпо­хой подъ­ё­ма К. ц.: вос­ста­нов­ле­ние мо­на­сты­рей, воз­ро­ж­де­ние копт­ско­го мо­на­ше­ст­ва. Ак­тив­ная об­ществ. и бла­го­тво­рит. дея­тель­ность К. ц. со­про­во­ж­да­лась её во­вле­че­ни­ем в меж­кон­фес­сио­наль­ный диа­лог в стра­не и за ру­бе­жом. Пре­зи­дент Егип­та Г. А. На­сер лич­но за­ло­жил пер­вый ка­мень при по­строй­ке в Каи­ре копт­ско­го со­бо­ра Св. Мар­ка, ку­да в ию­ле 1968 бы­ла тор­же­ствен­но воз­вра­ще­на из Ита­лии часть мо­щей ап. Мар­ка. Пат­рио­тич. на­строй копт­ско­го ду­хо­вен­ст­ва и об­щи­ны про­явил­ся во вре­мя войн с Из­раи­лем 1956 и 1967, про­во­ди­лись му­суль­ма­но-хри­сти­ан­ские де­мон­ст­ра­ции нац. со­ли­дар­но­сти.

Предстоятель Коптской церкви патриарх Шенуда III. Фото Michael Sleman

Из­бран­ный в 1971 пат­ри­ар­хом Ше­ну­да III про­дол­жил дея­тель­ность по ук­ре­п­ле­нию К. ц. Его мно­го­числ. ви­зи­ты за ру­беж спо­соб­ст­во­ва­ли спло­че­нию копт­ской ди­ас­по­ры. Воз­гла­вив­ше­му еже­ме­сяч­ные со­б­ра­ния аль-мадж­лис аль-мил­ли Ше­ну­де III уда­лось ис­чер­пать про­ти­во­стоя­ние пат­ри­ар­ха­та и свет­ско­го ру­ко­вод­ства копт­ской об­щи­ны, ук­ре­пить по­зи­ции К. ц. как сим­во­ла иден­тич­но­сти об­щи­ны. Вме­сте с тем рост ис­ла­ми­ст­ских на­строе­ний в Егип­те в прав­ле­ние пре­зи­ден­та А. Са­да­та спро­во­ци­ро­вал мно­го­числ. столк­но­ве­ния на ре­лиг. поч­ве, со­про­во­ж­дав­шие­ся по­гро­ма­ми церк­вей, убий­ст­ва­ми и на­си­ли­ем. Про­изо­шёл но­вый ви­ток хри­сти­ан­ской эмиг­ра­ции. В знак про­тес­та про­тив по­пус­ти­тель­ст­ва ис­лам­ско­му экс­тре­миз­му Си­нод К. ц. от­ме­нил пас­халь­ные тор­же­ст­ва 1980. В от­вет Са­дат об­ви­нил Ше­ну­ду III в раз­жи­га­нии ме­жоб­щин­ной роз­ни и под­ры­ве един­ст­ва егип. на­ции. В 1981 пре­зи­дент из­дал указ, от­стра­няв­ший пат­ри­ар­ха от обя­зан­но­стей пред­стоя­те­ля К. ц. Бы­ли аре­сто­ва­ны де­сят­ки ду­хов­ных и свет­ских ли­де­ров копт­ской об­щи­ны, пат­ри­арх со­слан в мон. Ан­ба-Бе­шой. При­шед­шее в 1981 к вла­сти но­вое егип. руко­во­дство пред­при­ня­ло ряд ша­гов по сни­же­нию меж­кон­фес­сио­наль­ной на­пря­жён­но­сти. В 1985 пре­зидент М. Х. Му­ба­рак раз­ре­шил пат­ри­ар­ху вер­нуть­ся к ис­пол­не­нию сво­их обя­зан­но­стей. По­сле объ­яв­ле­ния в 2003 Ро­ж­де­ст­ва нац. празд­ни­ком в Егип­те копт­ские ро­ж­де­ст­вен­ские и пас­халь­ные бо­го­слу­же­ния ста­ли ре­гу­ляр­но транс­ли­ро­вать­ся по гос. те­ле­ка­на­лу.

Иллюстрации

  • Псалмодия
  • Коптская икона в храме Гроба Господня, Израиль
  • Кафедральный собор Архангела Михаила в Асуане
  • Рельефная стена в коптской православной церкви (Нижний Египет)
  • Монастырь Св. Бишоя (Вади-Натрун)
  • Коптская церковь в Аммане, Иордания
  • Монастырь святого Антония в Аравийской пустыне
  • Монастырь Эль-Мухаррак в Египте

Примечания

  1. Egypt from «The World Factbook» (неопр.)
    . American Central Intelligence Agency (CIA) (4 September 2008).
  2. The Copts and Their Political Implications in Egypt (неопр.)
    . Washington Institute for Near East Policy (25 October 2005).
  3. В Египте открылся крупнейший на Ближнем Востоке христианский храм
  4. Игорь Ильин. Беседа с протоиереем Олегом Давыденковым. Копты: путь возвращения к традициям
  5. Патриарх Кирилл призвал Коптскую церковь к развитию диалога. РИА Новости, 10.4.2010 (Проверено 2 июня 2011)

Отрывок, характеризующий Патриархи Коптской православной церкви

Звуки падавших гранат и ядер возбуждали сначала только любопытство. Жена Ферапонтова, не перестававшая до этого выть под сараем, умолкла и с ребенком на руках вышла к воротам, молча приглядываясь к народу и прислушиваясь к звукам. К воротам вышли кухарка и лавочник. Все с веселым любопытством старались увидать проносившиеся над их головами снаряды. Из за угла вышло несколько человек людей, оживленно разговаривая. – То то сила! – говорил один. – И крышку и потолок так в щепки и разбило. – Как свинья и землю то взрыло, – сказал другой. – Вот так важно, вот так подбодрил! – смеясь, сказал он. – Спасибо, отскочил, а то бы она тебя смазала. Народ обратился к этим людям. Они приостановились и рассказывали, как подле самих их ядра попали в дом. Между тем другие снаряды, то с быстрым, мрачным свистом – ядра, то с приятным посвистыванием – гранаты, не переставали перелетать через головы народа; но ни один снаряд не падал близко, все переносило. Алпатыч садился в кибиточку. Хозяин стоял в воротах. – Чего не видала! – крикнул он на кухарку, которая, с засученными рукавами, в красной юбке, раскачиваясь голыми локтями, подошла к углу послушать то, что рассказывали. – Вот чуда то, – приговаривала она, но, услыхав голос хозяина, она вернулась, обдергивая подоткнутую юбку. Опять, но очень близко этот раз, засвистело что то, как сверху вниз летящая птичка, блеснул огонь посередине улицы, выстрелило что то и застлало дымом улицу. – Злодей, что ж ты это делаешь? – прокричал хозяин, подбегая к кухарке. В то же мгновение с разных сторон жалобно завыли женщины, испуганно заплакал ребенок и молча столпился народ с бледными лицами около кухарки. Из этой толпы слышнее всех слышались стоны и приговоры кухарки: – Ой о ох, голубчики мои! Голубчики мои белые! Не дайте умереть! Голубчики мои белые!.. Через пять минут никого не оставалось на улице. Кухарку с бедром, разбитым гранатным осколком, снесли в кухню. Алпатыч, его кучер, Ферапонтова жена с детьми, дворник сидели в подвале, прислушиваясь. Гул орудий, свист снарядов и жалостный стон кухарки, преобладавший над всеми звуками, не умолкали ни на мгновение. Хозяйка то укачивала и уговаривала ребенка, то жалостным шепотом спрашивала у всех входивших в подвал, где был ее хозяин, оставшийся на улице. Вошедший в подвал лавочник сказал ей, что хозяин пошел с народом в собор, где поднимали смоленскую чудотворную икону. К сумеркам канонада стала стихать. Алпатыч вышел из подвала и остановился в дверях. Прежде ясное вечера нее небо все было застлано дымом. И сквозь этот дым странно светил молодой, высоко стоящий серп месяца. После замолкшего прежнего страшного гула орудий над городом казалась тишина, прерываемая только как бы распространенным по всему городу шелестом шагов, стонов, дальних криков и треска пожаров. Стоны кухарки теперь затихли. С двух сторон поднимались и расходились черные клубы дыма от пожаров. На улице не рядами, а как муравьи из разоренной кочки, в разных мундирах и в разных направлениях, проходили и пробегали солдаты. В глазах Алпатыча несколько из них забежали на двор Ферапонтова. Алпатыч вышел к воротам. Какой то полк, теснясь и спеша, запрудил улицу, идя назад. – Сдают город, уезжайте, уезжайте, – сказал ему заметивший его фигуру офицер и тут же обратился с криком к солдатам: – Я вам дам по дворам бегать! – крикнул он. Алпатыч вернулся в избу и, кликнув кучера, велел ему выезжать. Вслед за Алпатычем и за кучером вышли и все домочадцы Ферапонтова. Увидав дым и даже огни пожаров, видневшиеся теперь в начинавшихся сумерках, бабы, до тех пор молчавшие, вдруг заголосили, глядя на пожары. Как бы вторя им, послышались такие же плачи на других концах улицы. Алпатыч с кучером трясущимися руками расправлял запутавшиеся вожжи и постромки лошадей под навесом. Когда Алпатыч выезжал из ворот, он увидал, как в отпертой лавке Ферапонтова человек десять солдат с громким говором насыпали мешки и ранцы пшеничной мукой и подсолнухами. В то же время, возвращаясь с улицы в лавку, вошел Ферапонтов. Увидав солдат, он хотел крикнуть что то, но вдруг остановился и, схватившись за волоса, захохотал рыдающим хохотом. – Тащи всё, ребята! Не доставайся дьяволам! – закричал он, сам хватая мешки и выкидывая их на улицу. Некоторые солдаты, испугавшись, выбежали, некоторые продолжали насыпать. Увидав Алпатыча, Ферапонтов обратился к нему. – Решилась! Расея! – крикнул он. – Алпатыч! решилась! Сам запалю. Решилась… – Ферапонтов побежал на двор. По улице, запружая ее всю, непрерывно шли солдаты, так что Алпатыч не мог проехать и должен был дожидаться. Хозяйка Ферапонтова с детьми сидела также на телеге, ожидая того, чтобы можно было выехать. Была уже совсем ночь. На небе были звезды и светился изредка застилаемый дымом молодой месяц. На спуске к Днепру повозки Алпатыча и хозяйки, медленно двигавшиеся в рядах солдат и других экипажей, должны были остановиться. Недалеко от перекрестка, у которого остановились повозки, в переулке, горели дом и лавки. Пожар уже догорал. Пламя то замирало и терялось в черном дыме, то вдруг вспыхивало ярко, до странности отчетливо освещая лица столпившихся людей, стоявших на перекрестке. Перед пожаром мелькали черные фигуры людей, и из за неумолкаемого треска огня слышались говор и крики. Алпатыч, слезший с повозки, видя, что повозку его еще не скоро пропустят, повернулся в переулок посмотреть пожар. Солдаты шныряли беспрестанно взад и вперед мимо пожара, и Алпатыч видел, как два солдата и с ними какой то человек во фризовой шинели тащили из пожара через улицу на соседний двор горевшие бревна; другие несли охапки сена.

Литература

  • Нелюбов Б. А.
    Древние Восточные Церкви: Коптская Церковь // Альфа и Омега. — М., 1998. — № 2 (16). — С. 330—369.
  • Браницкий А. Г., Корнилов А. А.
    Религии региона. — Н. Новгород: ННГУ имени Н. И. Лобачевского, 2013. — 305 с.
  • Отношения между двумя Церквами — Коптской и Русской в XIX—XXI веках / авт.-сост. Исхак Ибрахим Аджбан. — Каир, 2014. — 192 с.
  • Коптская церковь // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный , 2015. — Т. XXXVII : «Константин — Корин». — С. 512-610. — 752 с. — 33 000 экз. — ISBN 978-5-89572-045-5.

Кто такие копты?

Копты считаются прямыми потомками древних египтян. Их язык имеет много схожего с языком Древнего Египта, и Луи Шампольон с успехом использовал его при первоначальной расшифровке иероглифов. Сегодня коптский язык практически вышел из употребления и сохранился лишь в церковных богослужениях.

В настоящее время коптами принято называть всех последователей христианского учения, проживающих на территории Египта и Эфиопии. Очень часто копта можно отличить от мусульманина по татуировке в виде креста на запястье. Она не является обязательной, но присутствует у большинства египетских христиан.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]