Религия в Болгарии. Болгарская православная церковь. Армянская апостольская церковь. Кафедральный собор Св. Александра Невского в Софии


Из истории

О христианской религии на территории Болгарии узнали в I веке н. э. В Варну прибыл ученик Павла, одного из апостолов. Его звали Амплий, и он основал первую в стране епископскую кафедру. С этих пор начали появляться христианские храмы, художники стали писать иконы. В IV веке в столице Софии прошло собрание епископов в целях укрепления согласия между церквями Запада и Востока. Распространение христианства по территории государства началось только в IX веке. Царь Борис I принял решение о том, что страна должна принять крещение, и это произошло.

Сейчас в столице можно увидеть в непосредственной близости друг от друга храмы разных религий и конфессий. До наших времен сохранилось не так много религиозных сооружений Средневековья. Среди них есть храм святой Параскеве-Петке Тырновской, датируемый XIII в. А известный памятник – собор Святого Александра Невского – был построен лишь в 1908 г.

Духовное образование в Болгарской Православной Церкви

Здесь есть две духовные семинарии – в Софии и в Пловдиве. В этих заведениях, как всем известно, подготавливают священников – будущих церковных пастырей и примерных христиан. Однако не только в этих учебных заведениях можно освоить духовные дисциплины.

В некоторых ВУЗах Болгарии действуют богословские факультеты, где тоже можно получить духовное образование. Такими учреждениями являются Софийский университет святого Климента Охридского, старейший ВУЗе государства, а также Великотырновский университет имени святых Кирилла и Мефодия.

Советуем к прочтению: Сочинение на тему первый снег Рассуждение о любви к человеку Главные герои «451° по Фаренгейту»

Ислам

Во времена турецких завоеваний местных жителей заставляли насильно принимать ислам, ставший еще одной религией Болгарии. Многие мусульмане переселялись на территорию страны из других государств. Постепенно численность приверженцев этой религии возросла. Ислам приняли цыгане, греки, некоторые болгары – для того, чтобы избавить семьи от необходимости платить налог туркам.

В XVIII-XIX веках численность мусульман среди жителей страны стала сокращаться. Многие покинули страну. Остались лишь отдельные поселения исповедующих ислам в юго-восточной части страны. В основном это цыгане, турки, помаки (так называют исламизированных болгар), есть и некоторые другие народности: арабы, боснийцы. По стране действуют несколько мечетей. Главная находится в столице, там же, где и собор Святого Александра Невского. Мечеть Баня Баши была выстроена в XVI веке, она одна из старейших во всей Европе. Уникальный исторический памятник выполнен из кирпича и камня, имеет в своей конструкции множество башенок, колонн, арок, изящный минарет. Мечеть была построена Синаном, известным инженером времен Османской империи.

Святые и святыни

В Болгарской Церкви особенно почитаются: святой князь Борис — креститель болгарского народа; святые равноапостольные братья Кирилл (+ 869) и Мефодий (+ 885) — создатели славянской письменности, переведшие на славянский язык книги Священного Писания и богослужебные книги; святитель Климент Охридский (+ 916) — один из учеников святых братьев; Патриарх Тырновский святой Евфимий (XIV в.), служение которого было направлено на духовное возрастание Церкви и укрепление страны; игумен Хилендарского монастыря преподобный Паисий (+ 1798) и епископ Врачанский святой Софроний (+ 1813), прославленные в 1964 году. Основатель одного из известнейших монастырей — преподобный Иоанн Рыльский (+ 946) почитается как небесный покровитель Болгарии.

Иудаизм

Иудеи издавна встречались на территории Республики Болгария. Еврейский народ жил во Фракии еще во времена существования Римской империи. Об этом свидетельствуют найденные археологами руины синагог в некоторых провинциальных городах и поселках. Особенно массовое переселение евреев в Болгарское царство началось с VII века. Народ, терпевший гонения в Византии, искал более спокойных мест для жизни. Определенные права пообещал иудеям султан Османской империи, надеясь, что они помогут обогатить государство. В то время возникли три крупные еврейские общины: Ашкеназы, Сефарды и Романиты. Со временем права евреев сравнялись с правами обычных граждан Болгарии. Они служили в рядах армии, принимали участие в войнах.

После Второй мировой иудеи стали массово переселяться в Израиль. Уехали более 40 тысяч человек. На сегодня численность приверженцев иудаизма составляет всего одну сотую долю процента. При этом синагоги сохранились во многих городах Болгарии, действующих – только две. Величественная Софийская синагога была открыта в 1909 г.


Это необычное архитектурное сооружение построено в стиле Мавританского возрождения. Богатые интерьеры украшает тяжелейшая люстра весом в 1,7 тонны. Находится здание в центральной части города. Вторую синагогу Болгарии можно увидеть в г. Пловдиве.

Предстоятели

[6]
Архиепископы

  • Стефан (с 870)
  • Георгий (ок. 878)
  • Леонтий
  • Димитрий
  • Сергий
  • Григорий
  • Патриархи

    • Дамиан (927 — после 971)
    • Герман (кон. X в.)
    • Филипп (кон. X в. — нач. XI в.)
    • Давид (1016 — 1018)
    • Иоанн (1018 — 1019)
    • см. далее архиепископов Охридских

    Архиепископы Тырновские

    • Василий I (1186/87 — после 1230)
    • Виссарион

    Патриархи Тырновские

    • Свт. Иоаким I (1235 -1246)
    • Василий II (1246 — ?)
    • Иоаким II (ок. 1265)
    • Игнатий (до 1273 — после 1277)
    • Cщмч. Макарий
    • Иоаким III (1280-е — 1300)
    • Дорофей
    • Роман
    • Феодосий I (ок. 1337)
    • Иоанникий I
    • Симеон (ок. 1346)
    • Феодосий II (ок. 1348 — ок. 1360)
    • Иоанникий II (ок. нач. 1360-х — ок. 1375)
    • Свт. Евфимий (1375 -1393)

    Экзархи Болгарские

    • Иларион (Иванов) (12-16 февраля 1872)
    • Анфим (Чалыков) (16 февраля 1872 — 17 июня 1877)
    • Иосиф (Йовчев) (24 апреля 1877 — 20 июня 1915)
    • Парфений (Иванов) (1915 — 20 июня 1918) митр. Софийский, наместник-председатель Священного Синода
    • Василий (Михайлов) (июнь 1918 — октябрь 1921) митр. Доростоло-Червенский, наместник-председатель Священного Синода
    • Максим (Пелов) (22 октября 1921 — 28 марта 1928) митр. Пловдивский, наместник-председатель Священного Синода
    • Климент (Шивачев) (28 марта 1928 — 3 мая 1930) митр. Врачанский, наместник-председатель Священного Синода
    • Неофит (Караабов) (4 мая 1930 — 15 октября 1944) митр. Видинский, наместник-председатель Священного Синода
    • Стефан (Шоков) (16 октября 1944 — 21 января 1945) митр. Софийский, наместник-председатель Священного Синода
  • Стефан (Шоков) (21 января 1945 — 6 сентября 1948) митр. Софийский
    • Михаил (Чавдаров) (8 ноября 1948 — 4 января 1949) митр. Доростоло-Червенский, наместник-председатель Священного Синода
    • Паисий (Анков) (4 января 1949 — 3 января 1951) митр. Врачанский, наместник-председатель Священного Синода

    Патриархи Болгарские

    • Кирилл (Константинов) (3 января 1951 — 10 мая 1953) митр. Пловдивский, наместник-председатель Священного Синода
  • Кирилл (Константинов) (10 мая 1953 — 7 марта 1971)
    • Максим (Минков) (13 марта — 4 июля 1971) митр. Ловечский, наместник-председатель Священного Синода
  • Максим (Минков) (4 июля 1971 — 6 ноября 2012)
    • Кирилл (Ковачёв) (10 ноября 2012 — 24 февраля 2013) митр. Варненский, наместник-председатель Священного Синода
  • Неофит (Димитров) (с 24 февраля 2013)
  • Исторические титулы предстоятеля

    • патриарх Болгарский, митрополит Софийский (с 8 мая 1953 — упом. 2013)

    Христианство в Болгарии

    Христианская религия в стране представлена тремя направлениями. Кроме людей православных, есть также приверженцы протестантизма (чуть более одного процента) и католицизма (0,8 процентов). Церковь не зависит от власти государства и других церковных организаций. Начало распространения католической веры приходится на XIV век.

    В отличие от нынешнего положения, при коммунистическом режиме верующие люди испытывали строгое порицание и нападки со стороны власти. Запрещено было издавать и иметь дома религиозную литературу. Такое положение продлилось до 70-х годов.


    Постепенно отношение к религии в Болгарии стало терпимым. К концу прошлого века появилось огромное количество сектантских движений, общин. Сейчас, несмотря на то что большая часть населения относит себя к христианам, люди стали менее религиозны, реже посещают церковь, практически не соблюдают религиозные обычаи, посты. Главой Болгарской православной церкви является Патриарх, в принятии некоторых важных решений участвует Синод митрополитов.

    Примечания[ | ]

    1. В. Ф. Хулап Реформа календаря и пасхалии: история и современность.
    2. 12Митрополит Иларион (Алфеев), протоиерей Олег Корытко, протоиерей Валентин Васечко.
      История религий. — 2021. — С. 244.
    3. Копия книги сохраняется в Уппсале и почитается у шведов как священный екс Аргентум.
    4. Константин Скурат Глава IV. Болгарская Православная Церковь
    5. Пламен Павлов. Бележити охридски архиепископи (XV-ХVІІ в.)
    6. Матковски, Ал. Односите помегу Охридската архиепископија и османската држава. — ГИНИ. Т. XVI, No 2.
    7. Шкаровский М. В. Создание Македонской православной церкви в период оккупации республики и в первые послевоенные годы (1941 — начало 1950-х гг.) // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. — 2009. — № 3 (32). — С. 118—119, 122
    8. Шкаровский М. В. Создание Македонской православной церкви в период оккупации республики и в первые послевоенные годы (1941 — начало 1950-х гг.) // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. — 2009. — № 3 (32). — С. 120
    9. 12
      Шкаровский М. В. Создание Македонской православной церкви в период оккупации республики и в первые послевоенные годы (1941 — начало 1950-х гг.) // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. — 2009. — № 3 (32). — С. 122
    10. 12
      Шкаровский М. В. Создание Македонской православной церкви в период оккупации республики и в первые послевоенные годы (1941 — начало 1950-х гг.) // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. — 2009. — № 3 (32). — С. 123
    11. Шкаровский М. В. Создание Македонской православной церкви в период оккупации республики и в первые послевоенные годы (1941 — начало 1950-х гг.) // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. — 2009. — № 3 (32). — С. 124
    12. Шкаровский М. В. Создание Македонской православной церкви в период оккупации республики и в первые послевоенные годы (1941 — начало 1950-х гг.) // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. — 2009. — № 3 (32). — С. 129
    13. Большинство болгарских верующих против титула архонта в Церкви
    14. Открытие нового сайта БПЦ
    15. В Болгарии 11 из 14 митрополитов с прошлом были сотрудниками Госбезопасности
    16. Комисията излезе с решения № 298, № 299, № 300 от 17.01.2012 г. (болг.)
    17. Названия епархии взяты с Православие. БГ Архивная копия от 2 декабря 2008 на Wayback Machine и с сайта Болгарской епархий в Западной и Средней Европе.
    18. Согласно решению Четвёртого Собора Болгарской Церкви (1997), кафедра возвращена в Гоце-Делчеве, до этого она помещалась в Благоевграде.»
    19. Блогът на Лалю Метев :: Българска екзархия

    Протестантизм

    Во второй половине XIX в. в болгарском городке Банско впервые появилась община протестантов. Предполагают, что это стало результатом деятельности миссионеров, прибывших из Америки. В северной части страны распространяется методистская конфессия, идет возведение первых церквей. На юге стали появляться последователи конгрегационализма. А в конце века организуются общины баптистов и адвентистов. Спустя еще несколько десятилетий состав групп протестантов пополняется прибывшими из России пятидесятниками.

    Сейчас разные конфессии взаимодействуют между собой. Продолжает расти численность пятидесятников, эту веру принимают многие цыгане. Некоторые общины серьезно занимаются образовательной деятельностью, устраивают собственные институты, курсы. Все эти многочисленные организации разных конфессий не только сосредоточены в столице, но присутствуют также в Плевне, Ставерцах и некоторых других городах.

    Современное положение Болгарской Православной Церкви

    Власть Болгарской Церкви распространяется на всю Болгарию и на некоторые заграничные приходы Европе, Америке и Австралии.

    Высшую власть в Церкви представляет Синод в предводительстве Патриарха; членами Синода являются все митрополиты. Синодом решаются вопросы по административной и судебной части. Существует также малый Синод, в состав которого входят 4 митрополита, который раз в 4 года избирают все остальные архиереи Церкви.

    Денежные и хозяйственные вопросы Церкви решает Высший Церковный Совет, состоящий из двух мирян, стольких же священнослужителей и еще двух заместителей, избирающихся Церковно-Народным Собором на срок 4 лет.

    Вышеупомянутый Собор имеет законодательную власть. В нем числятся все архиереи, а также представители духовенства и мирян.

    В состав этой поместной Церкви входят 15 епархий с 22 епископами и более 1500 священниками; насчитывается более 2600 приходов, 120 монастырей и 2 учебных заведения – в Софии и Пловдиве.

    Армянский апостолизм

    Апостольская церковь армян также является ответвлением христианства и одной из религий Болгарии. Армянская община переселилась в эту страну во времена геноцида 1915 г. Численность народа выросла в последние 20-30 лет, и теперь община насчитывает более 10 тысяч человек (а по некоторым данным, более 50 тыс.). Армяне проживают в Софии, Бургасе, Пловдиве и других населенных пунктах.

    В период коммунизма, как и другие религиозные объединения, община испытывала серьезные трудности. Возрождение произошло после 1989 г. С распадом Советского Союза и налаживанием отношений Армении и Болгарии в страну вновь стали прибывать новые члены диаспоры. Армяне заботятся о сохранении традиций и культурного наследия, стараются облагораживать храмы. В их числе – церковь святого Георгия в Пловдиве, церковь в Бургасе, построенная в память о событиях геноцида.

    По православным монастырям и церквям Болгарии


    Монастырь в Болгарии На протяжении 5 веков османского ига болгарам удалось сберечь священные книги, древние церкви – и, главное, православную веру. Все эти годы хранителями древней культуры были монастыри. И одновременно, они же были крепостями, укрывавшими ополченцев, боровшихся против турецкого рабства.

    Сейчас в Болгарии около 120 монастырей. Путешествие по древним обителям – это знакомство с совершенно другой страной, так отличающейся от привычных курортных стереотипов. Это напоминание о тех временах, когда иноверцы убивали мирных жителей, разоряли храмы, как, будучи не в силах выдержать взгляд святых с икон, выкалывали им глаза. Многие монастыри были разрушены и сожжены дотла, и все-таки они возродились, как уцелело и самосознание народа, целые поколения, которые рождались и умирали, подчиняясь чужеземцам.

    Самый большой действующий монастырь Болгарии – Рильский. Скрытый в ущелине высоких лесистых гор, он возникает перед путниками внезапно и сразу очаровывает непривычной неземной красотой. За крепкими монастырскими стенами хранятся уникальные сокровища – тысячи редчайших книг и пергаменных рукописей, старинные монеты и оружие, парча и вышивки. Да и весь архитектурный комплекс – затейливые многоярусные галереи, пятикупольный храм Успения Богородицы, щедро украшенный росписями – занесены в Список мирового наследия ЮНЕСКО.


    Рильский монастырь в Болгарии

    В Бачковском монастыре – втором по значимости в стране – как всегда многолюдно. Однако паломники и экскурсанты стараются говорить потише, и потому сквозь шум толпы слышно блеянье ягненка. В Болгарии сохраняется старинный обычай: человек, которому удалось избежать смерти, каждый год отмечает второй день рождения и приносит в дар монастырям различную домашнюю живность.


    Бачковский монастырь в Болгарии

    По пути в следующую обитель проезжаем через горный перевал. 129 лет назад эта гора была залита кровью сотен болгарских и русских солдат. 5 месяцев они не давали турецким войскам Сулейман-паши преодолеть перевал Шипка. И до сих пор болгары относятся к этому месту с особым трепетом, ведь здесь русско-болгарская дружба была скреплена кровью.


    Перевал Шипка в Болгарии

    В честь событий русско-турецкой войны на окраине города Шипка был построен Шипченский монастырь, в главном храме которого на 34 мраморных плитах высечены фамилии русских воинов и болгарских ополченцев, погибших на легендарном перевале.


    Шипченский монастырь в Болгарии

    Попадая в ущелье на удивление небыстрой горной речки Дряновска (неподалеку от Габрово) вряд ли можно поверить, что в этих умиротворяющих живописных местах могли вестись бои. Между тем Дряновская обитель была дважды разрушена и полностью восстановлена. Лишь обугленная каменная церковная стена со следами от снарядов и часть ограды остались от этого монастыря, когда в 1876 году турки жестоко подавили восстание. Сохраненные реставраторами отверстия от снарядов до сих пор напоминают о тех временах.


    Дряновский монастырь в Болгарии

    Правила в болгарских монастырях могут показаться довольно либеральными. Никто не делает замечаний по одежде, в монастырских гостиницах могут останавливаться и мужчины и женщины. Однако небольшой Роженский монастырь, расположенный высоко в горах в 6 км от города Мельник, – исключение. В этом, одном их самых красивых монастырей Болгарии, строго соблюдают устав, действует полный запрет на фотоаппараты и на любую прочую мирскую технику. Хранить покой древней обители всего двум живущим в ней монахам помогает чудотворная икона Богородица-Защитница Дверей.


    Роженский монастырь в Болгарии

    Множество крошечных горных обителей можно встретить вокруг бывшей столицы Болгарии – города Велико Тырново. Одна из них – женский монастырь Святой Богородицы в селении Арбанаси.


    Монастырь Святой Богородицы в Арбанаси. Болгария

    Или расположенный неподалеку Петропавловский женский монастырь возле села Лясковца. Вечером монахини присели отдохнуть на небольшой террасе, расположенной высоко над скрытой сумерками долиной.


    Петропавловский монастырь возле села Лясковца, Болгария

    Главная достопримечательность самого Велика Тырнова – холм с крепостью Царевец. На вершине восстановлена старинная церковь.


    Царевец в Велико-Тырново

    Необычная роспись повествует об истории болгарского государства. Церковнослужители отказались освящать этот не соответствующий канонам храм, и потому теперь здесь музей.


    Роспись в храме в Велико-Тырново

    В районе Велико Тырново стоит задержаться подольше. Это одно из любимых мест отдыха самих болгар. Сюда приезжают не только ради исторических памятников, но и чтобы гулять по горам, дышать целебным воздухом и наслаждаться красотой природы. Остановиться можно в городке Арбанаси в одном из старинных домов, превращенных в крохотные и очень доступные по цене отели, или в необычной гостинице. Бывшая резиденция Тедора Живкова, построенная на краю горного плато с великолепным видом на некогда столичный град Велико Тырново, ныне стала респектабельным современным отелем. В память о бывшем хозяине сохранен кабинет – здесь все так, как было в прежние социалистические времена.


    Резиденция Тедора Живкова в Арбанаси, Болгария

    “На этом месте был древний город, уничтоженный лавой. В нем жили великаны, носившие серебристые эфирные одежды…” – так пророчица Ванга говорила о своем селении Рупите. Официальная церковь не признала провидицу, как не захотела признать и храм, построенный ею неподалеку от дома, где Ванга провела последние годы жизни.


    Церковь у дома пророчицы Ванги в Рупите, Болгария

    За написанием каждой из икон этой необычной церкви слепая прорицательница следила лично, она руководила художниками и подробно объясняла, что и как они должны делать.


    Интерьер церкви у дома пророчицы Ванги в Рупите, Болгария

    Народная вера в чудесное – будь то пророчица Ванга или магические обряды – удивительным образом сохраняется в Болгарии до наших дней. Так, каждый год первого марта болгары дарят друг другу мартеницы – плетеные веревочки из красно-белых ниток. Этот символ счастья и здоровья принято носить на одежде, ближе к сердцу, а потом, через пару недель «педаривать» их деревьям, растущим на памятных местах, в монастырях. А потому все деревья обителей увешаны нарядными тесемками – древние языческие традиции легко проникли за монастырские стены.


    Мартеницы

    Оставить вопросы и комментарии вы можете в нашем фейсбуке по ссылке.

    Внешние связи

    Тесные связи поддерживаются с населенным преимущественно болгарами Зографским монастырём на Афоне.

    Учреждения на канонической территории иных поместных Церквей:

    • Болгарская церковная община в Стамбуле, ведает православными болгарами Турции, на территории Константинопольской Церкви
    • Московское подворье, представительство при патриархе Московском и всея Руси
    • Западноевропейская епархия включает:
    • На территории Сербской Церкви: Загребский Седмочисленницкий храм
    • На территории Чехословацкой Церкви: Пражский Никольский храм, Братиславский Иоанно-Предтеченский храм
  • Американская епархия преимущественно располагается на территории Православной Церкви в Америке, при том что автокефалия последней признана Болгарской Церковью
  • Ставропигии

    • Бачковский монастырь
    • Рыльский монастырь
    • Троянский Успенский монастырь (с 1830 — ставропигия Константинопольского патриарха)
    • Софийский Александро-Невский собор, патриарший кафедральный храм-памятник
    • Софийский Иоанно-Рыльский семинарский храм
    • Пловдивский Кирилло-Мефодиевский семинарский храм
    • Бывшие ставропигии:
    • Поморийский Георгиевский монастырь (? — 2008)
    • Преображенский монастырь на Янтре (? — 2008)
    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]
    Для любых предложений по сайту: [email protected]