Преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя, ученики преподобного Сергия


Прп. Александр-Пересвет. Икона

Александр Радонежский
, в миру
Пересвет
(+ 1380), схимонах, преподобный Память 7 сентября вместе с прп. Андреем Ослябей, в Соборах Брянских, Московских, Радонежских и Тульских святых

Пересвет был брянским боярином, опытным ратником. Он принял монашеский постриг с именем Александр.

18 августа 1380 года благоверный князь Московский Димитрий испросил у преподобного Сергия Радонежского благословение на Куликовскую битву и просил также дать ему в подкрепление 2 воинов — братьев [1] Александра-Пересвета и Андрея-Ослябю. Призвание монахов-бойцов имело в первую очередь духовное значение. Преподобный Сергий дал им «вместо тленного оружия нетленное — крест Христов, нашитый на схимах, и велел вместо золоченых шлемов возложить на себя

«. Передав воинов-схимников в распоряжение князя, преподобный Сергий сказал им: «
Мир вам, братья мои, крепко сражайтесь с погаными татарами, как добрые воины, за веру Христову и за все православное христианство
«.

По дороге на битву Александр-Пересвет остановился в келье отшельника, жившего на месте будущего Димитриевского монастыря. Облачившись в воинские доспехи, монах-богатырь отдал отшельнику свой дорожный посох, сделанный из цельного яблоневого дерева. С тех пор посох сделался местной реликвией [2].

В день Рождества Пресвятой Богородицы, перед началом Куликовской битвы, Александр-Пересвет принял вызов богатыря Челубея из войска Мамая и вступил с ним в единоборство. Воины ударились копьями, оба упали с коней и скончались. «Ничейный» исход поединка явил духовную силу благословения преподобного Сергия, воодушевил русские войска и стал залогом их исторической победы.

Монах Троице-Сергиевой лавры, в середине 1980-х годов побывавший в одном из тибетских монастырей, свидетельствовал, что победа Пересвета описана в особой «святой» монастырской книге как важнейшее событие, выпавшее из привычного хода вещей. Оказывается, Челубей был не просто опытным воином и богатырём, — это был тибетский монах, прошедший подготовку не только в системе боевых искусств, но и освоивший древнейшую практику боевой магии бон-по [3], достигший вершин этого посвящения и обретший статус «бессмертного». Считалось, что такой монах-воин практически непобедим. Количество таких воинов-тибетцев было крайне невелико, они считались особым явлением в духовной практике Тибета. Поэтому-то именно Челубей был выставлен на единоборство с Пересветом — чтобы ещё до начала сражения духовно сломить русских. Пересвет вышел на схватку без доспехов — в облачении русского монаха великой схимы и с копьём в руке. Он получил смертельную рану от Челубея, но «бессмертного» убил. Это вызвало полное замешательство татарского войска: на их глазах произошло то, чего в принципе не может быть, нарушился привычный ход вещей и пошатнулись незыблемые законы языческого мира [4].

Детство и юность

История России знает много имен, повлиявших на ее ход. Братья Александр Пересвет и Андрей Ослябя совершили ратный подвиг и навсегда остались героями русской земли. Их призвание носило духовный характер, но за отчизну монахи стояли с богатырской силой.

Точная дата рождения богатыря неизвестна. Литературное произведение «Задонщина» описывает некоторые моменты из жизни Александра Пересвета и подтверждает происхождение. Христианин родом из Брянска по преданию приходился двоюродным братом Ослябе. По легенде братья происходили из знатного боярского рода и до принятия монашеского пострига были известными воинами. Мальчики провели юность в трудах и молитвах, познавая суровую школу жизни. Их воспитывали по закону Божьему, прививая любовь к родине и веру в нее.


Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Рисунок Виктора Васнецова / Википедия

Каждый мальчик знатного рода с детства обучался военному делу. За их плечами стоял немалый опыт сражений и побед. В народе братьев считали лучшими наездниками. О жизни Пересвета ничего не известно, так как литературные источники описывают только главный подвиг, не вдаваясь в детали биографии. Вместе с Ослябей он решил стать иноком и принял постриг в Борисоглебском монастыре, основанном в 1363 году. Позднее монахи перебрались в обитель Живоначальной троицы.

О реальности тех лет судят по летописям и записям, в которых таится много преувеличений и искажений фактов. Говорить об их объективности трудно. Единственное, в чем сходятся историки – утверждение о том, что к моменту приезда Дмитрия Донского в монастырь Александр Пересвет жил там в чине монастырского схимонаха.

Поединок с Челубеем

Поединок Пересвета с Челубеем – один из ключевых моментов Куликовской битвы. Средневековые сражения часто начинались схватками соперников, которых выставляли обе стороны. Это был своего рода воинский ритуал, ведь победа одного и поражение другого истолковывалась обеими армиями как предзнаменование.

Из рядов войска Мамая на поле выехал богатырь Челубей, печенег по происхождению. Правда, в «Сказании о Мамаевом побоище» имя татарского поединщика Темир-мурза. Имя Челубей впервые появляется в XVII веке в компилятивном изложении русской истории «для широкой публики» под названием «Синопсис». Оттуда это имя перекочевало в многочисленные лубочные издания, а затем и в учебную, и в художественную литературу.

Темир-мурза-Челубей был, как повествует «Сказание о Мамаевом побоище», человеком огромной силы и отменной воинской выучки. Вот как он описан в этом источнике: «Перед всеми доблестью похваляясь, видом подобен древнему Голиафу: пяти сажен высота его и трех сажен ширина его».

Есть версия, что Темир-мурза был не просто искусным воином, а последователем древней тибетской секты бон(г)-по. Он достиг в этом культе вершин посвящения и имел статус «бессмертного». Перевести выражение «бон(г)-по» можно как «школа боевой магической речи». Это такое воинское искусство, в котором эффективность приемов боя беспредельно возрастает за счет привлечения путем магических заклинаний силы могучих демонов. Впрочем, это не более чем версия, не имеющая ни одного серьезного подтверждения.

Как бы там ни было, а Пересвет принял вызов Челубея (Темир-мурзы). «Сказание…» говорит об этом так: «Выступив из рядов, сказал: «Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться!» И был на голове его шлем, как у архангела, вооружен же он схимою по велению игумена Сергия. И сказал: «Отцы и братья, простите меня, грешного! Брат мой, Андрей Ослябя, моли Бога за меня!»

Автор «Сказания…» сообщает, что поединщики съехались посреди поля, вышибли друг друга копьями из седел и тут же на месте оба скончались.

Церковное предание повествует об этом поединке несколько иначе. Пересвет видел, что у Челубея копье длиннее обычного. Сходясь с ним, воины вылетали из седла, даже не успев воспользоваться своим оружием. Пересвет бестрепетно вышел против своего соперника без воинского доспеха в расчете на то, что копье печенега пробьет его и тогда он окажется от Челубея на расстоянии удара. Так и случилось. Налетев на острие копья Челубея, Пересвет сумел нанести такой удар, что его противник замертво рухнул на землю. А сам Пересвет, хоть и смертельно раненый, смог доскакать до рядов русского воинства и испустил дух на руках у товарищей. Погибли оба, но выглядело так, что Челубей был повержен, а Пересвет победителем вернулся к своим.

Нельзя не упомянуть о том, что в «Задонщине» нет ни слова о поединке с Челубеем. Но Пересвет в тексте «Задонщины» есть. В разгар битвы он еще жив и «злаченым доспехом посвечивает».

Поединки и Куликовская битва

14 век был сложным для русской земли. Золотая Орда истязала ее татаро-монгольским игом. Московское царство укреплялось, объединяя силы, и нескольким князьям удалось противостоять обидчикам. Этим они внушили веру сподвижникам, готовым бороться с несправедливостью. В 1376 году Орду начали оттеснять к югу. Войска стягивались отовсюду, чтобы дать отпор.


Миниатюра «Сергий Радонежский благословляет Пересвета перед Мамаевым побоищем» / Википедия

Дмитрий Донской посетил монастырь, где служил известный Сергий Радонежский. Там же проживал Александр Пересвет. Князь нуждался в духовной поддержке. За ней он приехал к праведнику, который отдал в помощь двух монахов, благословив на ратное дело. Игумен рассчитывал, что иноки сумеют вдохновить войско. Монах провел богослужение и постриг в великую схиму Александра Пересвета и Андрея Ослюблю. Дав высший церковный чин, Радонежский отпустил братьев бороться за правое дело.

Мужчины были немолоды, но обладали силой, опытом и знаниями о воинском деле. Духовная мудрость делала их настоящими богатырями.


Александр Пересвет. Художник Павел Рыженко / Павел Пыженко

Сражение состоялось 8 сентября 1380 года. Русское войско переправилось через Дон. По подсчетам, оно насчитывало 40-60 тыс. человек. Московский полк, в котором состоял Пересвет, был главной силой. Накануне состоялся боевой смотр, а утром было принято построение. Перед битвой на Куликовом поле Пересвет совершил обряд богослужения в отшельнической келье часовни Дмитрия Солунского, построенной в 4 веке. Впоследствии там основали Димитриевский Ряжский монастырь. Завершив молитву, инок оставил свой яблоневый посох в келье и покинул обитель.

Сражения ждали несколько часов, по истечении которых со стороны леса вышел противник. В те времена битва начиналась с поединка лучших воинов с каждой стороны. В соответствии с правилами он шел до смерти одного из соперников. Некоторые войны ограничивались победой в поединке и заканчивались без больших потерь. Это событие имело важное значение для присутствующих, так как давало психологический настрой.

Документальный фильм «Пересвет и Ослябя: что не укладывается в официальную историю?»

Русские сделали представителем Александра Пересвета. Со стороны татар ему противостоял знаменитый воин-поденщик Челубей, любимец хана Мамая. Он был сильнейшим и хитрейшим противником из числа нанятых ордой. Его внешность описывали, ссылаясь на рост в 5 сажен. По легенде Челубей был воином, придерживавшимся сектантского верования: поклонения космосу, а точнее, стихиям, духам и эфирам, которые он таит. Среди единомышленников воин занимал одно из первостепенных мест. Поэтому его часто выставляли на поединках. Челубей был олицетворением силы, увеличенной духом и божьей волей.

До битвы на Куликовом поле богатырь не знал поражений и был известен метким броском копья. В ходе поединка соперники выехали навстречу друг другу на конях и, выставив копья вперед, помчались во весь опор. В решающий момент столкновения Пересвет и Челубей одновременно вонзили друг в друга оружие, но русскому воину удалось дольше продержаться в седле, и это ознаменовало победу.


Поединок Пересвета с Челубеем. Картина Виктора Васнецова / Википедия

По одному из поверий Пересвет специально не надевал доспехов, сознательно принеся себя в жертву. Зная о хитрости врага и удлиненном копье, он понимал, что быстро окажется поверженным, а клинок легко пронзит его, дав возможность дотянуться до Челубея. Защищаемый одним лишь православным крестом и монашеским одеянием, витязь победил и пал, добравшись до соратников. Причиной смерти стало глубокое ранение.

Победа Пересвета укрепила дух воинов, и им удалось обратить татар в бегство. Тысячи представителей вражеской стороны были убиты. Сражение сыграло большую роль в противостоянии Орде. Оно мотивировало русских князей сплотиться в борьбе за родину. Куликовская битва послужила отправной точкой в свержении татаро-монгольского ига и освобождении Руси.

«Незримо возрождаться в зримом умирании»

Александр Блок в примечании к своему знаменитому циклу «На поле Куликовом» написал: «Куликовская битва принадлежит… к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение». Проникновеннее об этом, наверное, не сказал никто.


Миниатюра из рукописи «Сказание о Мамаевом побоище», XVII в.

С восьмого на первое

665 лет назад 12 октября в Москве у сына Ивана Калиты Ивана Ивановича родился мальчик, в крещении названный Димитрием. Его окружала весьма устрашающая действительность. Русь завоевана, раздроблена и разорена. Ко всему прочему постоянные междоусобицы и братоубийственная борьба за власть снова и снова вонзают стрелы в израненное тело Руси. Братья Борис и Глеб, первые русские святые, канонизированные к тому времени в лике мучеников-страстотерпцев, были немым укором современникам и неразумным потомкам.

Казалось, борьба за власть не коснется младенца Дмитрия. В списке претендентов на московское княжение он занимал лишь восьмое место. Но у Бога был иной Промысл. Всего через три года, в начале 1353 года, Москву охватила эпидемия легочной чумы, которая в ту пору свирепствовала во всей Европе. «Черная смерть» (такое название эпидемия получила в истории) не пощадила великого князя Владимирского Семена, всех его сыновей и брата Андрея Ивановича. Ивана Ивановича и его семью сия чаша минула. Видимо, Господь, по предстательству отца и сына – князей Александра Невского и Даниила Московского (тогда еще не причисленных к лику святых) – за своих потомков, не мог допустить исчезновения всего рода. В противном случае Московское княжество оказалось бы выморочным, и первенствующая роль Москвы не состоялась бы. Таким образом, Московским князем, а вскоре и Владимирским (получив в Орде ярлык на великое княжение) стал Иван Иванович, прозванный современниками «Красным» (есть версия, что прозвище было дано князю ввиду его исключительной внешности: «красный» – красивый; по другой версии, происхождение прозвища более прозаично: князь родился через неделю после Пасхи – на Красную горку; в летописях встречаются и другие имена Ивана Ивановича, говорящие о его характере, – «Милостивый» и «Кроткий»). Его сын Дмитрий стал первым наследником Московского престола. Княжил Иван Иванович относительно недолго – всего шесть лет. Он умер в возрасте 33 лет 13 ноября 1359 года, незадолго до смерти приняв схиму.

Сергей Кириллов. Дмитрий Донской. 2005

Дмитрий, которому исполнилось только 9 лет, стал формальным главой княжества. Его воспитанием руководила мать – княгиня Александра, опекуном фактически стал будущий святитель Алексий (Бяконт), митрополит Московский, который сыграл огромную роль в политической и церковной жизни того времени. Замечательно, что восприемником тогда еще младенца Симеона (ранние летописные источники говорят, что именно такое имя при крещении было дано будущему святителю) стал Иоанн Данилович, дед Дмитрия, позже получивший прозвище Калита. Вот такая связь с родом Московских князей. Позже митрополит Алексий станет покровителем всей правящей династии, да и всей державы, объединяющейся вокруг Москвы.

Церковная ситуация того времени была крайне сложна: Русская Церковь зависима от Константинополя, и архипастыри в принятии решений зачастую не самостоятельны (например, митрополит Алексий почти год дожидался в Константинополе патриаршей грамоты, официально «ставящей» его митрополитом Киевским и всея Руси; через некоторое время он был вынужден снова отправиться в Константинополь для подтверждения своих прав в споре с литовцем митрополитом Романом, ставленником князя Ольгерда).

Перекрестный огонь

Литва и Орда с двух фронтов пытались раздробить Московское княжество

Внешнеполитическая ситуация также была напряженной: помимо постоянного давления Орды, на западе стремительно набирало силы княжество Литовское. Правители Литвы, не оставляя язычества (уже упомянутый князь Ольгерд, например, по преданию, крестился только на смертном одре, а по немецким историческим источникам, так и умер язычником), умело лавировали между Православием и католичеством, стремясь расколоть Русскую митрополию в своих интересах. Сейчас трудно себе это представить, но в 1362 году великий князь Литовский Ольгерд Гедиминович, разгромив трех ордынских князей, включил в состав своего государства Киев, Подолье, Посемье и Переяславль Южный, прекратив данническую зависимость этих земель от Золотой Орды. Помимо этого, Ольгерд стремился обрести и независимость от Руси в церковных делах: Константинопольский синод в июле 1361 года закрепил за ставленником Ольгерда митрополитом Романом западные епископии Литвы (Полоцкое, Туровское и Новгородское епископства) и епархии Малой Руси. Спор Романа с Алексием за Киев закончился лишь смертью Романа в 1362 году. Более того, Литовское княжество, с одной стороны являясь проводником конфессионально-политических планов Ватикана по отношению к Руси, с другой проводило политику лавирования между сильными внешнеполитическими игроками в своих интересах. Таким образом, можно утверждать, что Литва и Орда с двух фронтов пытались раздробить Московское княжество, задержать его на данническом уровне развития.

Крайне сложной была и внутриполитическая ситуация. Города переходили из рук в руки. Малолетний Дмитрий зимой 1359–1360 года отправился в Орду. Новый правитель Орды Навруз решил отдать ярлык на великое княжение Владимирское Андрею Константиновичу Нижегородскому, а не Дмитрию. Андрей Константинович, в свою очередь, отказался от своего княжения в пользу своего младшего брата, Дмитрия, князя Суздальского. Галицкое княжество и часть Ростова также были переданы ханом другим князьям. Таким образом, границы Московского княжества фактически вернулись к 1327 году, то есть ко времени до получения Иваном Калитой ярлыка на Владимирское княжение. В такой непростой обстановке началось правление Дмитрия Ивановича.


А.М. Васнецов. Московский Кремль при Дмитрии Донском

Отношения Дмитрия Ивановича и Дмитрия Константиновича, естественно, были непростыми. Но когда москвичи помогли отстоять последнему Нижний Новгород, Дмитрий Константинович отказался от притязаний на великое княжение Владимирское. А 18 января 1367 года в жизни Дмитрия Ивановича случилось очень важное событие: он женился на Евдокии Суздальской, дочери Дмитрия Константиновича. В счастливом 22-летнем союзе родилось восемь сыновей и четыре дочери.

Непростыми были отношения и с Тверским княжеством. С одной стороны, Мамай постоянно спекулировал великокняжеским ярлыком, играя на интересах Московского князя Дмитрия Ивановича и Тверского Михаила Александровича. В то же время в интересах Твери (вплоть до военной помощи) действовало княжество Литовское (Михаил Тверской был женат на сестре Литовского князя Ольгерда).

Признанный лидер

Могущество Московского князя подтверждалось его военными победами

Несмотря на столь сложную ситуацию, в условиях переплетения внешней политики с внутренней, Дмитрию Ивановичу удалось усилить свое положение: прежде всего, он подчинил себе многих русских князей и тем самым стал признанным политическим лидером на Руси. Также он постепенно добился экономической независимости от Орды (сначала удалось договориться с Мамаем об уменьшении дани, а позже – и вовсе об ее отмене). И, наконец, могущество Московского князя подтвердилось его военными победами. В 1376 году он осадил волжский город Булгар. Татарское войско вынуждено было капитулировать, выплатить контрибуцию и принять сборщика дани. А в 1378 году, 11 августа, на рязанской земле у реки Вожи посланные Мамаем на Русь войска потерпели сокрушительное поражение.

Но в Орде в это время также происходили значительные события: ко второй половине XIV века Орда заметно ослабла, потеряла территории и распалась на несколько ханств. Кроме того, беспрестанно происходили кровавые династические распри между потомками хана Джучи. Это способствовало выдвижению на вершину ордынской власти Мамая, который начал свое правление в западной части Орды – на пространстве между Волгой и Днепром, в Крыму и Предкавказье. В то же время появился сильный противник Мамая – кровный потомок Джучи хан Тохтамыш: к 1380 году он захватил Сарай, угрожая дальнейшим своим продвижением в западную половину улуса. В такой ситуации самовластному Мамаю ничего не оставалось, кроме как укрепиться за счет русских ресурсов, взяв Москву, и потом выступить против династически законного хана.

«Ничто же земнаго помышляйте!»


Русские города посылают воинов в Москву. Фрагмент ярославской иконы «Сергий Радонежский с житием»

Летом 1380 года Мамай выступил с огромным войском: «с всеми князи Ординьскими и со всею силою Татарьскою и Половецкою. Еще же к тому понаимовал рати, Бесермены и Армены, Фрязы и Черкасы и Буртасы, с ним же вкупе в единои мысли и князь велики Литовъскыи Ягаило Олгердовичь со всею силою Литовъскою и Лятьскою, с ними же в единачестве и князь Олег Ивановичь Рязанъскыи». По некоторым источникам, численность ордынского войска была до 100–150 тысяч человек. «Сказание о Мамаевом побоище» так передает слова Мамая: «Азъ, – заявил он своим соратникам, – не хощу тако сътворити, како Батый, нъ егда доиду Руси и убию князя их, и которые грады красные довлеютъ нам, и ту сядем и Русью владеем…» Дмитрий Иванович, узнав о наступлении врага, начинает собирать рать. Численность нашего войска была примерно на треть меньше ордынского. Понимая, что военные приготовления – это лишь малая толика успеха в сражении, Дмитрий Иванович серьезно предался духовному укреплению: отслужив молебны в кремлевском Успенском соборе перед образами Спасителя, Пресвятой Богородицы, святителя Петра и в Архангельском соборе перед образом архангела Михаила, он отправился в Троицкую обитель.

“Крепко сражайтесь с погаными, как добрые воины, за веру Христову и за всё православное христианство”

По преданию, Сергий Радонежский стал уговаривать князя избежать кровопролития, но к тому времени все возможности были уже исчерпаны. Вражеское войско надвигалось и хотело лишь одного: победы. Тогда Преподобный, помолившись Богу, тихо сказал князю: «Следует тебе, господин, заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде. Иди против безбожных, и если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в свое отечество с великой честью вернешься». И благословил двух своих монахов – бывших воинов – отправиться на битву вместе с князем Дмитрием. Это были Александр Пересвет и Андрей Ослябя. Оба они происходили из знатных родов боярских. Напутствуя их, Преподобный сказал: «Мир вам, братья мои! Крепко сражайтесь с погаными татарами, как добрые воины, за веру Христову и за всё православное христианство».


Лисснер Эрнест Эрнестович. Троице-Сергиева лавра (Преподобный Сергий Радонежский благословляет князя Дмитрия Ивановича, отправляющегося на битву с Мамаем)

Сражение проходило на Куликовом поле, между реками Дон и Непрядва, и началось (бывают ли в истории просто «совпадения»?) 8 сентября, в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы. Дружина отговаривала князя Дмитрия Ивановича принимать непосредственное участие в сражении, потому что в то время это практически неминуемо означало его гибель. На это князь ответил: «Да како аз возглаголю: “Братья моя, да потягнем вси соодиного!” – а сам лице свое почну крыти и хоронитися назад? Не могу в том быти, но хощу яко же словом, такожде и делом напреди всех и пред всими главу свою положити за свою братью и за вся крестьяны, да и прочии, то видевше, приимут с усердием дерзновение».

«Сказание о Мамаевом побоище» передает слова Дмитрия Ивановича войску перед сражением: «Отци и братиа моа, Господа ради подвизайтеся и святых ради церквей и веры христианскыа, сиа бо смерть… нъ живот вечный; и ничтоже, братие, земнаго помышляйте, не уклонимся убо на свое, о воини, да венци победными увяземся от Христа Бога и спаса душам нашим!»


Авилов Михаил Иванович. Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле, 1943. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

С криком “Увы нам! Христиане умудриша нас!..” воины Мамая бросились бежать

Битва началась с поединка Александра Пересвета и ордынского ратника Челубея. Оба воина погибли, но победившим был признан русский монах-воин, который сумел не выпасть из седла и доехать до своих полков. Сразу после этого войска противников сошлись. Русские воины, с верой в заступничество Пресвятой Владычицы, укрепленные молитвой преподобного Сергия, воодушевленные наставлением своего предводителя, кинулись в бой. Действительно, по слову Преподобного, битва была за всё православное христианство, потому что не будь этой победы, не объединись князья вокруг Москвы, неизвестно, что бы ждало наше Отечество. «И ступишася крепко бьющеся, но сами о себя разбивахуся, под конскими ногами умираху, от великия тесноты задыхахуся, яко не мощно бе вместитися на поле Куликове, место то тесно меж Доном и Мечею. На том поле силнии полки сступишася, из нихъ же выступиша кровавые зори от блистания мечнаго, велик стук бысть и звук от копейнаго ломления, яко не мощно бе слышати, ни зрети грознаго и горкаго часа, в колико тысящь създаниа божия погибает…» Дмитрий Иванович был ранен и «нужею склонися с побоища, яко не мощно бе ему». Силы русских стали ослабевать, но им на помощь пришел засадный полк князя Владимира Андреевича. Русские воины, «аки соколы изучены» на жаворонков, налетели на ордынцев с тыла. Исход битвы был решен. С криком «Увы нам! Христиане умудриша нас!..» воины Мамая бросились бежать, и «ни един не могий избыти, бяху бо кони их потомлены».

Сам Мамай едва спасся. Но свою борьбу за власть в Орде и на Руси он бесславно проиграл. Отныне князь Дмитрий Иванович за эту победу с любовью и благодарностью стал называться Донским. После славной победы Дмитрий Донской снова побывал у Сергия Радонежского, чтобы воздать хвалу Богу, Пресвятой Богородице и Божиему праведнику.

Лики святых

Икона св. блгв. кн. Димитрия Донского

На момент победы в Куликовской битве князю Дмитрию Донскому было немногим меньше 30 лет. Ему предстоял еще трудный путь: девять лет княжения. Будут еще и военные поражения, и споры с удельными князьями, и конфликт с митрополитом Киприаном. Но главное дело жизни было исполнено: Русь почувствовала свои силы, Русь объединялась, Русь восставала.

Умер великий князь на 39 году жизни 19 мая 1389 года. Незадолго перед кончиной он написал завещание, по которому передавал великое княжение Владимирское старшему сыну как «отчину». Это был первый подобный случай, ведь судьба великого княжения всегда решалась в Орде. Также в завещании есть примечательные слова: «А переменит Бог Орду, дети мои не имут давать выхода в Орду, и который сын мой возмет дань на своем уделе, то тому и есть». Таким образом, впервые была документально засвидетельствована надежда на отмену выплаты дани, а следовательно, и на прекращение зависимости от Орды.

Церковь причислила князя к лику святых в год 1000-летия Крещения Руси. Память святого благоверного князя Димитрия Донского – 19 мая / 1 июня. Также его память празднуется в Соборе Тульских святых – 22 сентября / 5 октября. Мощи благоверного князя хранятся в Архангельском соборе Кремля.

Свт. Алексий, митрополит Московский

Это было время людей, великих своими подвигами и святых своею жизнью. Митрополит Алексий скончался 12 февраля 1378 года «в заутренюю годину», не дожив до Куликовской победы чуть более двух лет, но, несомненно, при жизни приложив все усилия, чтобы эта победа состоялась. Верим, что и по смерти святитель своим предстательством и заступничеством не оставлял ни великого князя, ни его княжество и потомков, ни всю Отчизну. Не оставляет и поныне. Через 50 лет после кончины митрополит Алексий был канонизирован в лике святителя. Его мощи с 1947 года и поныне покоятся в Богоявленском, что в Елохове, соборе Москвы.

Евдокия Дмитриевна, супруга Дмитрия Донского, современникам была известна своей благотворительностью. В столице княгиня построила большое число храмов и монастырей. В 1407 году, после видения архангела Михаила, предвозвестившего ей скорую кончину, в Вознесенском женском монастыре она приняла монашество с именем Евфросиния. Вскоре после этого, прожив 54 года, инокиня Евфросиния отошла ко Господу. Память святой благоверной княгини Церковь отмечает 17/30 мая и 7/20 июля. В 2007 году отмечалось 600-летие ее преставления, в ознаменование чего 21 августа того же года была учреждена новая награда Русской Православной Церкви – орден преподобной Евфросинии, великой княгини Московской. А совсем недавно, 13 июля 2015 года, Священный Синод Русской Православной Церкви установил празднование общей памяти святых благоверных князя Димитрия Донского и княгини Евдокии 19 мая / 1 июня. Поклониться мощам благоверной княгини можно в приделе мученика Уара Архангельского собора Московского Кремля.

“Твоими, отче, любимцами, а моими служебниками победил своих врагов”

Тела схимонахов Александра Пересвета и Андрея Осляби после битвы были принесены в Старое Симоново и погребены возле храма Рождества Пресвятой Богородицы.

Могилы героев Куликовской битвы монахов Пересвета и Осляби у церкви Рождества Пресвятой Богородицы, что в Старом Симонове в Москве. Скульптор Вячеслав Клыков

По преданию, на вопрос преподобного Сергия об участи своих иноков великий князь ответил: «Твоими, отче, любимцами, а моими служебниками победил своих врагов. Твой, отче, вооружитель, названный Пересвет, победил подобного себе. А если бы, отче, не твой вооружитель, то пришлось бы, отче, многим христианам от того пить горькую чашу!» В Троицкой обители отслужили поминальную Великую панихиду о всех убиенных, и с тех пор названная Димитриевскою родительская суббота стала служиться в Церкви из года в год, «покуда стоит Россия». Время местной канонизации преподобных Александра и Андрея неизвестно. В XVII веке их имена были внесены в святцы. В 1981 году имена святых монахов-воинов были включены в состав Собора Радонежских святых. Их память было определено отмечать накануне праздника Рождества Богородицы (дня Куликовской битвы) – 7/20 сентября.

Святой Сергий Радонежский, «духовный отец» Куликовской победы, преставился в глубокой старости 25 сентября 1392 года. «Игумен земли Русской» прославлен в лике преподобного в середине XV века. Мощи святого находятся в основанной им Троицкой обители. И по сей день не иссякает река страждущих, обращающихся к Преподобному за помощью и утешением. И каждого из прибегающих с верой к его чудотворным мощам он исцеляет и возрождает, направляя к Небесному Отечеству.

Поле русской истории

Осада Москвы Тохтамышем 1382

Имена Александра Невского и Даниила Московского, Андрея Боголюбского и Димитрия Донского особенно близки сердцу каждого русского человека. Наверно потому, что эти святые, будучи наделены властью и вытекающими из этой власти неограниченными возможностями, сумели соединить в душе искреннее следование евангельскому идеалу и мудрое управление земным Отечеством, стремление к Небесному Царству, но и деятельную заботу о Родине, беспощадность к злу, но любовь к человеку.

В их лицах народ видит идеал жизни правителя. Именно поэтому сегодня всё чаще и чаще мы наблюдаем попытки оболгать, очернить эти имена. Ряд историков утверждает, что значение Куликовской битвы сильно преувеличено, что в ней участвовало гораздо меньшее количество воинов, а реальным «победителем» явился лишь Тохтамыш, сумевший добиться существенного ослабления обеих сторон конфликта. Напоминают, что уже в 1382 году Русь потерпела значительное поражение от Тохтамыша…

Что ж, ответим словами В.О. Ключевского: «Народ, привыкший дрожать при одном имени татарина, собрался наконец с духом, встал на поработителей и не только нашел в себе мужество встать, но и пошел искать татарские полчища в открытой степи и там навалился на врагов несокрушимой стеной, похоронив их под своими многочисленными костьми… и эту силу нравственную, и это чувство бодрости и духовной крепости вдохнул в своих современников преподобный Сергий».

“Мы выстрадали себе дар – незримо возрождаться в зримом умирании, – да славится в нас Воскресение Христово!..”

И.С. Шмелев в проникновенном рассказе «Куликово поле» пишет: «Нет народа с таким тяжким историческим бременем и с такою мощью духовною, как наш; не смеет никто судить временно павшего под крестом мученика; зато выстрадали себе дар – незримо возрождаться в зримом умирании, – да славится в нас Воскресение Христово!..»

Дар выстрадали, надо его сберечь.

Смерть

Тело Александра Пересвета после смерти было предано земле неподалеку от церкви, поставленной в честь Рождества Богородицы «на старом Симонове». Монах захоронен вместе с почившим братом Андреем Ослябей. Точная дата причисления героев к лику святых неизвестна, но в святцы имена внесли в 17 веке. В 1896 году имена богатырей внесли в «Троицкий патерик», упоминающий учеников преподобного Сергия Радонежского.


Дмитрий Донской стоит над погибшими Пересветом и Челубеем на Куликовом поле / Википедия

Спустя время могилы Пересвета и Осляби украсили надгробиями, формировавшими собой своеобразное строение под колокольней. Когда в 1794 году ее разобрали, надгробия сняли, чтобы установить новые, а в 19 веке достроили придел. В 1928 году надгробия вновь уничтожили, так как храм закрыли. Восстановлению они подверглись в 1989 году. Сегодня в храме установлена сень с обновленными памятниками. Останков под ними нет.

Посох Александра Пересвета, оставленный перед битвой, поначалу хранился в алтаре Димитриевского монастыря. В 20 веке он оказался в распоряжении Рязанского исторического музея. Крест монаха-воина длительное время хранился в графском роду Олсуфьевых.

Судьба Осляби

Ослябя по одному из преданий тоже погиб в сражении. Однако это не единственная версия. Говорят, что инок Андрей Ослябя первым ринулся в бой, увидев, что погиб брат его Пересвет. Он храбро бился. Именно он отнес раненого в сражении Дмитрия Донского в сторону, под березу, где и нашли князя после окончания битвы. Наконец, летописные источники сообщают, что после сражения на Куликовом поле Ослябя какое-то время служил при митрополите Киприане и даже был в составе посольства в Константинополь в 1398 году. В Царьград из Москвы поехали с милостыней, «оскудения их ради», так как незадолго перед этим Константинополь подвергся осаде и опустошению от турецкого султана Баязета. Император и Патриарх Константинопольский приняли Ослябю с великим почетом «и прислаша к великому князю икону чудну». В истории про посольство Ослябю, правда, называют Родионом. Но согласно церковной традиции тут нет никакого противоречия. Родион – это светское имя Осляби, а Андреем его нарекли при монашеском постриге.

Память

Подвиг Александра Пересвета сегодня описан в учебниках по истории государства российского. Первое упоминание появилось в рассказе «О побоище, иже на Дону» и в летописи «Повесть о Куликовской битве».


Памятник Александру Пересвету и Бояну на Покровской горе / Википедия

«Сказание о Мамаевом побоище» также прославляет братьев. Легенду о том, как они защищали родину, описывают не только книги, но и документальные и художественные фильмы, например, картина «Куликово эхо».

В 2007 году город в Московской области получил название в честь героя – Пересвет. Портрет монаха-воина не сохранился, но в Лицевом житии преподобного Сергия от 16 века присутствует изображение Пересвета и Осляби. В 1980 году написана первая икона, воспевающая богатырей.

Молитвословия прпп. Александру и Андрею

Тропарь, глас 1

Во́ини Христолюби́вии, страда́льцы послуша́ния прехва́льнии,/ Алекса́ндре ди́вный Пересве́те и Андре́е Осля́бей имену́емый,/ Се́ргия игу́мена благода́тные насле́дницы,/ Кулико́вския бра́ни ра́тницы духо́внии,/ вы́ бо зми́я ага́рянскаго победи́сте./ Но и на́с свои́м заступле́нием не оста́висте,/ тела́ми в хра́ме Рождества́ Богоро́дицы почива́ете,/ душе́ю в превы́шнем селе́нии пребыва́ете./ Моли́те за ве́сь ро́д ру́сский правосла́вный,// преподо́бнии сро́дницы на́ши.

Кондак, глас 7

На по́ле Кулико́вом ага́рян победи́сте/ и венца́ми сла́вы увенча́стеся,/ преподобному́ченицы Алекса́ндре и Андре́е,/ моли́те Христа́ Бо́га и на́м врага́ ро́да челове́ческаго побежда́ти,/ Правосла́вие храни́ти// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Величание

Ублажа́ем ва́с,/ святи́и преподобному́ченицы Алекса́ндре и Андре́е,/ и чти́м святу́ю па́мять ва́шу,/ во́инов Христолюби́вых наста́вницы// и а́нгелов собесе́дницы.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]