СТРАСТИ ПО ХРИСТИАНСКОМУ УЧЕНИЮ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАСТЕЙ

Важнейшим последствием грехопадения явилось нарушение гармонии в человеческом существе. Зло, приобретенное через нарушение гармонии и есть страсти
, а противоположность тому состоянию, какое в невинной природе человека, при сохранении гармонии, называлось бесстрастием (Пономарев. 1899, с.82-83).

Интересно этимологическое происхождение слова «страсть»

.
Греческое слово
страсть – «παθος» («патос») – происходит от глагола «πασχειν» – страдать и означает такое состояние человека, когда он находится под каким-либо внутренним или внешним противоестественным влиянием, когда он мучается от него и вследствие этого находится в ненормальном состоянии (там же, с.83). Отсюда, кстати и произошло широко используемое в настоящее время понятие «
патология
«.

По предельно лаконичному определению святителя Игнатия (Брянчанинова): «Грех, овладевший человеком, называется страстию» (Игнатий (Брянчанинов). Т. 4. 1993, с.477). Несмотря на широкую распространенность страстей и наличие их практически в каждом человеке, они являются внешними по отношению к человеческой природе: «Зла и страстей по естеству нет в человеке; ибо Бог не творец страстей» (Иоанн Лествичник. 2001, с.191). Поэтому совершенно неверно противоположное мнение некоторых западных авторов: «Страсть есть прирожденная принадлежность человека и не имеющий их человек должен быть причислен к ангелам, или к животным» (Шольц. 1888, с.231). Во-первых, выше страстей многочисленные христианские аскеты и подвижники (милостью Божьей и своими трудами). Более того, к такому, бесстрастному, состоянию должен стремиться и каждый христианин. Это есть закономерный путь к его усовершенствованию, очищению и, в конечном итоге, к обóжению. Во-вторых, в этом и состояла духовная глубина святоотеческого опыта, что он распознал бесстрастную природу души, несмотря на наличие и широкое распространение страстей. К тому же надо иметь в виду, что «Господь наш Иисус Христос не прежде восшел на крест, как уврачевал все страсти человеческие…» (Исаия авва. 1883, с.57).

Таким образом с христианской точки зрения страсти определяются вполне однозначно негативно

, что полностью противоречит обыденному словоупотреблению, когда говорят, например, о «
благородной страсти
«. При этом под страстью обычно понимают
сильное чувство
, доминирующее над другими, что, конечно же, с христианской точки зрения совершенно неверно. Во-первых, страсть не является только чувством или эмоцией: выражаясь современным психологическим языком, в ней есть и когнитивная, и волевая составляющие. Более того, в страсти есть даже определенная психосоматическая часть, которая приводит к тому, что душевные страсти влияют негативно и на тело, а телесные страсти развращают душу. Во-вторых, что особенно важно с христианских позиций, в страстях эмоции получают неправильную, безнравственную направленность. Поэтому дело не только и не столько в силе эмоций, а в их направленности: если они влекут человека к вредному, аморальному, то это именно страсти и это однозначно от дьявола, но если человек стремится к Богу и делает это с сильными эмоциями, то это не страсть, а ревность к заповедям Божьим и радость от их исполнения (и много других разных положительных эмоций, поскольку христианство совершенно неверно представляют только как «религию страха» с преобладанием в ней негативных эмоций).

Ты узнаешь ее из тысячи

Из всех эмоций страсть выделяется тем, что она всегда крайнее проявление чувства. Одержимый страстью человек пленник любви к тому, чего у него нет или страха потерять то, что имеет. Например, честолюбец – движим страстной любовью к власти, которой у него нет, он готов получить ее любой ценой. А скупец – заложник страха потерять накопленные деньги.

Любовная одержимость имеет несколько вполне ярко выраженных симптомов:

  • при виде объекта страсти появляются сильные эмоции;
  • потребность сделать что-то безумное ради вожделенного объекта;
  • жажда постоянного тактильного контакта.

ТЕЛЕСНЫЕ И ДУШЕВНЫЕ СТРАСТИ

Какие бывают страсти?

– По наиболее распространенному в святоотеческой традиции
делению
страсти подразделяются на
телесные
и
душевные
(Григорий Синаит. Главы о заповедях. 1900, с.193).

Душевные страсти

делятся на страсти раздражительной, вожделевательной и мыслительной сил души (Максим Исповедник. Четыре сотни глав о любви. 1900, с.171) – то есть фактически страсти возможны в каждой силе души, по названию которых и именуются сами.

Похоже пишут и другие св. отцы: «Страсти разно именуются: разделяются же на телесные и душевные. Телесные подразделяются на скорбные и греховные; скорбные опять подразделяются на болезненные и наказательные. Душевные также разделяются на раздражительные, похотные и мысленные; мысленные подразделяются на вообразительные и рассудочные» (Григорий Синаит. 1900, с.193).

Основными телесными страстями

являются
чревоугодие
и
блуд
. Авва Дорофей, согласуясь с мнением других св. отцов, различает два вида чревоугодия:
лемаргию
– гортонобесие (услаждение приятностью вкуса) и
гастримаргию
– чревобесие (многоядение) (Дорофей авва. 1895, с.638). Борьба с чревоугодием непроста и длительна, она должна включать в себя целый ряд телесных и душевных трудов: пост, воздержание, формирование мужества, воспоминание о грехах и память смертная (служащая уменьшению стремления ко всему земному и временному, а значит, и угождающему телу).

Блуд

состоит в греховном использовании богоданных качеств человека, связанных с полом. При этом чаще всего выделяются два его вида: собственно блуд и
прелюбодеяние
. Последнее заключается в нарушении супружеской верности одним из супругов, что всегда оценивалось в христианстве крайне негативно и считалось очень большим грехом. Собственно блуд заключается в половой невоздержанности до женитьбы или замужества. Хотя прелюбодеяние и считается большим грехом, чем блуд, тем не менее негативные духовные последствия блуда огромны: он не только растлевает тело, но и губит душу – особенно у только вступающих в жизнь юношей и девушек. Борьба с блудом и блудными помыслами также очень трудна и длительна. Здесь необходимы и телесные труды, пост, воздержание и бдение, и познание своей немощи, и послушание с молитвой и покаянием.

Кроме того к частным

телесным страстям можно отнести невоздержание, неряшливость, пьянство (а в современных условиях – наркоманию) и т. д., а к общетелесным – плотолюбие и телоуслужение.

Душевные страсти

мы только перечислим. Их много и имя им, как и вызывающим их бесам, легион (Мк. 5, 9), самыми же основными среди них являются:
сребролюбие, тщеславие, гнев, печаль, леность, гордость
.

При разделении страстей на телесные и душевные надо иметь в виду: «Даже самые, по-видимому, телесные страсти при ближайшем рассмотрении суть, выражаясь языком науки, состояния психофизические» (Соколов. 1898, № 10, с.220). То есть, чревоугодие и блуд во всех их видах, будучи грехами, касающимися преимущественно тела, тем не менее, включают в себя и психологические факторы и требуют врачевания религиозно-психологического (там же).

Более подробно о борьбе со страстями мы скажем отдельно – в следующей главе. Это – целая наука со своими законами и особенностями, разнящимися в начале и в конце духовного пути: «С новоначальными телесные падения случаются обыкновенно от наслаждения снедями; со средними они бывают от высокоумия, и от той же причины, как и с новоначальными; но с приближающимися к совершенству они случаются только от осуждения ближних» (Иоанн Лествичник. 2001, с.123-124).

Список человеческих пороков

По Библии определены основные 7 смертных грехов (основные человеческие пороки):

  1. Гордыня. Человек не верит в божественное, зато считает себя важным, незаменимым и приписывает своей персоне множеств достоинств. Он уверен, что лучше других людей.
  2. Похоть. Желание чрезмерного удовольствия для себя.
  3. Гнев. Вместо любви человек всем недоволен, выражает это резко и нервно. В результате несет разрушение.
  4. Зависть. Желание получить славу, деньги, дом и материальные и моральные преимущества и вещи другого человека. Он считает себя достойнее.
  5. Алчность. Стремление и поступки, направленные на увеличение материальных благ в ущерб духовным.
  6. Уныние. Физическое и духовное бездействие, нежелание работать над собой.
  7. Чревоугодие. Грех сластолюбия, постоянное переедание, употребление вкусной и вредной пищи.

ИНТЕРЕСНО: Молитвы Богородице.

ОБЩАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ СТРАСТЕЙ

В конечном итоге, страстям подвержены все силы души, по делению которых и можно составить полную классификацию душевных страстей: «Всех пороков один источник и начало; а по качеству той части и (так сказать) члена, который в душе поврежден, получает различные названия страстей и повреждений» (Иоанн Кассиан. 1993, с.618). То есть, можно разделять страсти каждой из сил души: ума, воли, чувств (эмоций), слóва, памяти, воображения, внимания и т. д.

Кроме того действию страстей подвержен и человек целиком – через самолюбие, самомнение, самодовольство, самоуверенность

и т. д. Недаром, св. отцы называли самолюбие матерью страстей: «Хочешь ли за раз избавиться от страстей? – Отрешись от матери страстей – самолюбия» (Фалассий авва. 1900, с.292). Различные страсти проявляются в отношении человека к другим людям (тщеславие, воровство, славолюбие, человекоугодие, человеконадеянность, лицемерие, ханжество, лживость, притворство, потакание, надменность, подозрительность, хитрость, клевета, осуждение, зависть и т. д.), миру (сребролюбие, миролюбие, «прилепление» к нему, натурализм) и Богу (гордость, бесчувствие). Обобщив и дополнив все сказанное, приведем таблицу общей классификации страстей.

ОБЩАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ СТРАСТЕЙ

(основные страсти выделены жирным

)

ТЕЛЕСНЫЕ СТРАСТИобщиеплотолюбие
, телоуслужение
частныечревоугодие:
чревобесие, гортанобесие –
блуд
, прелюбодеяние – невоздержание, неряшливость, пьянство
ДУШЕВНЫЕ СТРАСТИумаересь
(склонность к разномыслию), любоучительность, любопытство, противоречие, придумывание, спорливость
волиленость
, своеволие, самоугодие, непослушание, малодушие, слабоволие, самонадеянность, властолюбие, упрямство, нетерпение, увлекаемость, азартность
чувств, эмоцийгневливость
,
уныние
,
печаль
, неверие, раздражительность, ярость, нетерпеливость, вспыльчивость, отчаянье, жестокость, зависть, страх
слóвамногословие
, празднословие, пустословие, сплетни, сквернословие, брань, клевета
памятизлопамятство
, забывчивость, забвение грехов
воображенияфантазерство
, мечтательность, мнительность, самообман
вниманиярассеянность
, невнимательность
органов чувтвуслаждение органов чувств
, похоть очей
общиедушелюбие
, душеугодие
СТРАСТИ ЧЕЛОВЕКА ЦЕЛИКОМпо отношению к себесамолюбие
, самомнение, самодовольство, самоуверенность
к другим людямтщеславие
, превозношение, осуждение, воровство, славолюбие, человекоугодие, человеконадеянность, лицемерие, ханжество, лживость, притворство, потакание, надменность, подозрительность, хитрость, клевета, зависть, скупость, мстительность
к мирусребролюбие
, миролюбие, натурализм (поклонение природе)
к Богугордость
(первое и последнее из всех зол), бесчувствие

Как мы видим, основные страсти

неравномерно распределились по силам души – наибольшее их количество пришлось на чувства (эмоции), что и понятно, поскольку они являются наиболее подвижными и их гипертрофия приводит к гневливости, а неправильная направленность – к унынию и печали. Поэтому, мы бы дополнили исторически сложившиеся основные страсти таким образом, чтобы туда вошли по одной главной страсти по отношению к остальным силам души, а также страсти по отношению к душе и телу целиком (в таблице мы их выделили
курсивом
).

Характеристика смертных грехов

В духовном, как и материальном, мире существуют законы, нарушение которых влечет небольшие разрушения или колоссальные катастрофы. Большая часть нравственных принципов заключена в главных заповедях христианской религии. Они имеют силу уберегать верующего от беды.

Если человек обращает внимание на предупреждающие знаки в материальном мире, он действует разумно, обеспечивая себе безопасный путь к истинному дому. Преступник же, упиваясь смертными страстями, обрекает себя на продолжительную болезнь с тяжелыми последствиями.

По словам святых отцов Церкви, за каждой особенной страстью стоит определенное исчадие преисподней (бес). Этот нечистый делает душу зависимой к определенному виду греха, делая ее пленником.

Страсти — это извращение чистой природы человеческих качеств. Грех являются искажением всего лучшего, что есть в изначальном состоянии. Он может произрастать один из другого: из обжорства происходит похоть, а из нее жажда денег и гнев.

Победа над ними заключается в связывании каждой страсти по отдельности.

Православие утверждает, что непобежденные грехи никуда не исчезают после смерти. Они продолжают терзать душу после того, как она закономерно покинула тело. В Преисподней, по словам священнослужителей, грехи мучают намного сильнее, не давая отдыха и времени на сон. Там они будут постоянно терзать тонкое тело, и не смогут удовлетвориться.

Однако Раем считается особое место присутствия Святого Знания, и Бог не стремится насильно избавить человека от страстей. Он всегда ждет того, кто сумел побороть влечение к преступлениям против тела и духа.

Важно! Единственным православным грехом, который не прощается Создателем, является хуление Святого Духа. Отступнику никто не окажет поддержки, потому что он от нее самолично отказывается.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]