Протоиерей Димитрий Предеин: Бесовские искушения и страсти

Как вести себя во время соблазнов?

Необходимо помнить, что искушение – не грех. Они приходят в нашу жизнь по попущению Божию и соответствуют слабостям людей: «Вас постигло искушение не иное, как человеческое» (1 Кор. 10:13) – пишет ап. Павел.

Большинство людей считает, что искушений необходимо избегать. Но «совершенно избежать их невозможно» – пишет священник Александр Пархоменко. Однако человек может совершить грех, а может «умножить духовную силу, преодолев искушение» (священник Александр Ельчанинов). Так Самого Спасителя в пустыне и прародителей в раю искушал сатана.

Таким образом, когда мы сталкиваемся с этими соблазнами, то должны следовать примеру Господа, который был искушаем диаволом (Мф. 4:7-11), но одолел его. Иисус Христос прообразовал Собой истинного христианина, способного противостоять искушениям, вести борьбу с ними и побеждать.

Когда случается тебе впасть в искушение, не печалься, потому что это нехорошо. Печаль усугубляет искушение и помыслы. Сохраняй ясность ума и не позволяй искушению контролировать себя. Искушение не возникает случайно, но причиной его появления являются твои желания (старец Арсений Бока)

В изобразительном искусстве

«Искушение Христа»
(мозаика собора Святого Марка)
«Искушение Христа голодом»
(Симон Бенин, XVI век)

Сюжет искушения Христа не получил в изобразительном искусстве широкого распространения. Оно присутствует чаще всего в живописных изображениях всего цикла событий жизни Христа (например, в соборе Святого Марка и Сикстинской капелле). Изображаться могут как все три искушения (часто на первом плане крупно представлено первое искушение, а два вторых помещены на задний план), так и просто Христос, стоящий рядом с Дьяволом на вершине горы. Православная живопись иногда помещает сцены искушения Христа на иконах Крещения Господня

. То же можно встретить в западноевропейской живописи, например, на картине Веронезе «Крещение и искушение Христа», где на одном полотне изображены две сцены.


Искушение Христа изображают в трёх композициях (по числу искушений):
  1. «Иисус в пустыне»: Искушение голодом
    — ландшафт
    пустыни
    , Христос, у ног которого лежат камни либо их держит в руках Дьявол. Это наиболее часто изображаемая из сцен искушений;
  2. «Иисус на крыле храма»: Искушение гордыней
    — Христос и Дьявол стоят
    на крыше
    Иерусалимского храма (изображается как всё здание, так и только кровля), у храма могут стоять люди;
  3. «Искушение Христа на горе»: Искушение верой

    на вершине горы
    стоит Христос и Дьявол, вокруг горы видны города (образ царств, которые предлагает Христу Дьявол), рядом со Христом могут быть изображены ангелы, пришедшие к нему, тогда Дьявол изображается отдаляющимся от Христа или низвергающимся с горы вниз головой (в иконописи бегство Сатаны может выступать отдельной сценой, тогда Иисус изображается в окружении ангелов, из которых одни стоят на коленах, а другие держат над ним рипиды).

В романском, готическом искусстве, а также в период Дьявола обычно изображали в образе духа тьмы — демоном с рогами, чешуйчатым телом, крыльями и когтями на руках и ногах (например, у Дуччо). В Италии в период Дьявол принимает образ миловидного юноши — «падшего Ангела

» (например, у Тициана). Для акцентирования коварства и хитрости Дьявола он нередко изображался в образе старца в монашеской рясе, из под которой видны копыта или когти (например, у Мастера замка Лихтенштейн).

Три основных искушения


Фото: Flickr.com
Со времен грехопадения Адама и Евы диавол продолжает соблазнять людей тремя основными искушениями: похоть плоти (чревоугодие, слава, сластолюбие и т.д.), похоть глаз (желание богатства, деньги, сребролюбие) и гордость житейская (желание власти) – говорит протоиерей Андрей Ткачев. «Виртуозно играя на этих слабостях, сатана пытается довести человека до греха» – пишет священник Константин Пархоменко. Задача диавола – погубить бессмертную человеческую душу.

Рассмотрим каждую уловку сатаны подробно.

Искушение славой


Фото: Mirjanki.ru
Если человека постоянно хвалят, говорят комплименты и твердят о его уникальности, то ему сложно не попасть в сети самообмана, начать ощущать себя лучше окружающих его людей. Человеку нравится чувствовать собственное превосходство, он быстро привыкает к всеобщему уважению и обожанию. Но за популярностью, знаменитому человеку становится сложно замечать самого себя и других. Сложно относится к себе критически, когда любой поступок, даже самый нелепый, многочисленные поклонники принимают за оригинальность поведения. Так слава развращает людей. Однако истинный христианин способен обратить славу в оружие против сатаны, став положительным примером для других, демонстрируя свою праведность.

Иакова 1:14-15

Теперь, когда мы знаем, кто такой искуситель, обратимся к ключевому отрывку нашей статьи – Иакова 1:14-15, где сказано:

Иакова 1:14-15 «… но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть».

Что касается слова «похоть», в оригинале текста используется множественное число греческого существительного «epithumia», которое встречается в Новом Завете 38 раз и чаще всего переводится как «похоть», обозначая похоть плоти, вожделения ветхой природы, греховные желания, то есть желания, противоречащие Божьей воле. В Римлянам 8:5-8 нам очень ясно дается понять, насколько неугодны Богу плотские вожделения:

Римлянам 8:5-8 «Ибо живущие по плоти (по ветхой природе – прим. авт.) о плотском помышляют, а живущие по духу (по новой природе – прим. авт.) — о духовном. Помышления плотские суть СМЕРТЬ, а помышления духовные — жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут».

К плотским помышлениям, которые суть вражда против Бога, конечно, относятся и желания ветхой природы. Именно эти желания подразумеваются под словом «похоть» в Иакова 1:14-15.

Рассмотрим следующую фразу: «… но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью». В ней не говорится о том, что искушение возникает только вследствие вожделений ветхой природы, как и о том, что, подвергшись искушению, человек обязательно совратится и согрешит. То, что такое понимание этой фразы неверно, явственно следует из того факта, что Иисус Христос был «подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евреям 4:15). Было ли искушение Иисуса следствием его совращения похотью плоти? Если бы это было так, то Он бы согрешил. Но Он не был совращен и не согрешил, хотя и был искушен во всем. Таким образом, в Иакова 1:14-15 нам говорится не столько о том, как искушение возникает, сколько о том, как оно достигает своей цели (совершения человеком греха). Искушение всегда – прямо или косвенно – является делом рук искусителя (дьявола) и достигает поставленной им цели (совершения человеком греха), если мы позволяем себя совратить, обольщаясь похотью ветхой природы, следуя ей, удовлетворяя ее и, в итоге, совершая грех.

Примеры из Библии наверняка помогут нам лучше понять все вышесказанное, поэтому теперь мы перейдем к рассмотрению таких примеров, начиная с 1 Послания Тимофею 6:9-10.

2.1. 1 Тимофею 6:9-10

В 1 Тимофею 6:9-10 мы читаем следующее:

«А ЖЕЛАЮЩИЕ обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти (epithumies – прим. авт.), которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям».

Мы увидели, что искушение достигает своей цели (совершения человеком греха), когда человек совращается и обольщается похотью ветхой природы. Как видно, такой похотью может быть и желание обогащаться, которое, согласно приведенному выше отрывку, ведет к искушению и другим вредным похотям, и, в конце концов, погружает людей в бедствие и пагубу. Следовательно, можно сделать вывод, что стремление к обогащению соответствует не Божьей воле, а воле плоти.

Конечно же, это не означает, что Бог против нашего обогащения. Однако Он хочет, чтобы свои сокровища мы собирали не на земле, а на небесах. Как сказал Иисус Христос:

От Матфея 6:19-21, 24-25 «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. […] Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне («Маммона» — арамейское слово, означающее «богатство» — прим. авт.)».

Невозможно одновременно служить Богу и богатству. Вы либо склонитесь к служению богатству, и тогда, спустя некоторое время, будете недоумевать, куда же делось Слово, жившее раньше в вашем сердце (Матфея 13:22), либо будете служить Богу, и в этом случае все ваши нужды будут восполнены в избытке (Филиппийцам 4:19, Матфея 6:25-34), а на небесах вас будет ждать великое вечное сокровище.

2.2. Ева и змей

Другой пример, показывающий нам, каким образом дьявол обманывает и обольщает человека с целью заставить его совершить противоречащий Божьей воле поступок, приводится в третьей главе книги Бытия. Во второй главе Бытия Бог заповедал человеку, говоря: «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Бытие 2:16-17). Таким образом, Адаму и Еве было известно, что Богу не было угодно, чтобы они ели плоды дерева познания добра и зла. Однако в Бытии 3:1-5 сказано:

Бытие 3:1-5 «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло».

Искушение – это всегда дело рук дьявола, «искусителя», и здесь мы видим, как мастерски он это делает. Итак, в первую очередь он подвергает сомнению слова Бога. Затем, видя реакцию женщины, он переходит к абсолютному противоречию Божьему Слову, обещая ей, что, вкусив плодов древа познания добра и зла, они станут, как боги, знающие добро и зло. Естественно, он обманывал ее. Как сказано в 2 Коринфянам 11:3:

2 Коринфянам 11:3 «… змий хитростью своею прельстил Еву».

А также сказано в 1 Тимофею 2:14: «… жена, прельстившись, впала в преступление».

Сравнивая искушение Господа Иисуса Христа, описанное в Евангелии от Матфея 4:1-11, с искушением Евы, мы видим, что в обоих случаях дьявол прежде всего попытался обмануть их. Например, пообещав Иисусу: «Все это (все царства мира и славу их (От Матфея 4:8) – прим. авт.) дам Тебе, если, пав, поклонишься мне» (От Матфея 4:9), он явно пытался обмануть Его. Однако его замысел потерпел неудачу. Как сказано об этом искушении в Ев. от Матфея 4:10:

От Матфея 4:10 «Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи».

Иисус не поддался обольщению. Если бы Он уступил, то пошел бы тем самым против воли Бога (против того, что «написано», как сказано в этом отрывке) и согрешил бы. Но в Слове сказано, что Он «подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евреям 4:15). Иисус не поддался обольщению, а был полностью послушен Слову Божьему. В результате дьявол, видя, что его старания безуспешны, оставил Иисуса (От Матфея 4:11). Ева же, поддавшись обольщению и обману дьявола, пренебрегла Словом Божьим и…

Бытие 3:6 «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел».

Побуждаемая дьяволом, женщина пренебрегла Словом Божьим, отступила от истины, руководствуясь своими ощущениями, и в результате и она, и ее муж согрешили и умерли.

2.3 Исчисление Израиля Давидом

Еще один пример того, как дьявол побудил человека действовать против воли Божьей, приведен в 1 Паралипоменон 21. Начнем с первого стиха этой главы:

1 Паралипоменон 21:1-3 «И восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян. И сказал Давид Иоаву и начальствующим в народе: пойдите исчислите Израильтян, от Вирсавии до Дана, и представьте мне, чтоб я знал число их. И сказал Иоав: да умножит Господь народ Свой во сто раз против того, сколько есть его. Не все ли они, господин мой царь, рабы господина моего? Для чего же требует сего господин мой? Чтобы вменилось это в вину Израилю?».

Предписания относительно исчисления народа записаны в книге Исход 30:11-16. В 12 стихе сказано:

Исход 30:12 «Когда будешь делать исчисление сынов Израилевых при пересмотре их, то пусть каждый даст выкуп за душу свою Господу при исчислении их, и не будет между ними язвы губительной при исчислении их».

Отсюда ясно, что в случае невыполнения при исчислении народа предписаний, перечисленных в 30 главе книги Исход, Израиль будет поражен губительной язвой, что и произошло в данном случае. Как сказано в 2 Царств 24:15:

2 Царств 24:15 «И послал Господь язву на Израильтян… ».

Сам факт того, что Израиль был поражен язвой за исчисление, проведенное Давидом, говорит о том, что Давид не следовал соответствующим предписаниям из 30 главы книги Исход. Как и Ева, он знал, Божье Слово, но пренебрег им. Неизвестно, как именно сатане удалось заставить Давида пойти против воли Божьей, однако нам однозначно дается понять, что именно сатана побудил его совершить этот грех (т.е. проведение исчисления без соблюдения предписаний закона). Каким-то образом он представил его Давиду настолько привлекательным, что тот пожелал совершить его (2 Царств 24:3). В 7 стихе мы читаем о том, как Бог отнесся к действиям Давида:

1 Паралипоменон 21:7 «И не угодно было в очах Божиих дело сие…».

Бог доволен нами, когда мы поступаем по Его воле, и очень недоволен, если мы этого не делаем. Цель искусителя – ввести нас в заблуждение, так, чтобы мы пренебрегли Словом Божьим и поступили против Его воли, то есть совершили грех. Как сказал Давид, признаваясь в совершенном им грехе:

1 Паралипоменон 21:8 «И сказал Давид Богу: весьма согрешил я, что сделал это. И ныне прости вину раба Твоего, ибо я поступил очень безрассудно».

Согрешая, мы обманываемся и «поступаем очень безрассудно», хотя, возможно, вначале сами этого не понимаем.

2.4 Давид и Вирсавия

И, наконец, последний пример, который мы здесь рассмотрим, приведен в 2 Царств 11-12 и также относится к жизни Давида. Вот эта история:

2 Царств 11:1 «Через год, в то время, когда выходят цари в походы, Давид послал Иоава и слуг своих с ним и всех Израильтян; и они поразили Аммонитян и осадили Равву; Давид ЖЕ оставался в Иерусалиме».

В этом стихе, помимо исторических сведений, Слово указывает нам на то (обратите внимание на частицу «ЖЕ»), что, хотя время было «царям выходить в походы», Давид остался … дома. Такое поведение было несвойственно столь смелому и отважному человеку, каким был Давид. Далее говорится:

2 Царств 11:2-3 «Однажды под вечер Давид, встав с постели, прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину; а та женщина была очень красива. И послал Давид разведать, кто эта женщина? И сказали ему: это Вирсавия, дочь Елиама, жена Урии Хеттеянина».

Давид увидел прекрасную женщину, которая понравилась ему, и попросил слуг узнать, кто она. Ему доложили, что эта женщина была замужем за Урией Хеттеянином. Следовало бы ожидать, что Давид, узнав об этом, даже не подумал бы приблизиться к ней, ведь ему хорошо было известно, что по закону (Левит 20:10 и Второзаконие 22:22) такой поступок считается грехом и влечет за собой наказание смертью. Увы… к сожалению, Давид поступил вопреки этим ожиданиям. Как сказано в 2 Царств 11:4,5:

2 Царств 11:4,5 «Давид послал слуг взять ее (хотя на тот момент ему уже было известно, что Вирсавия была замужем за Урией – прим. авт.); и она пришла к нему, и он спал с нею. Когда же она очистилась от нечистоты своей, возвратилась в дом свой. Женщина эта сделалась беременною и послала известить Давида, говоря: я беременна».

В первом стихе мы читаем о том, что Давид, вместо того, чтобы заниматься положенным царю делом, а именно командовать войском, остался дома. Во втором стихе говорится о том, что он, встав с постели, вышел прогуляться, и это произошло именно в то время, когда Вирсавия купалась. В третьем стихе сказано, что он послал разузнать, кто эта женщина, и ему доложили, что она была замужем. Точно не знаю: возможно, уже до этого в сердце Давида был скрытый грех. Однако, читая четвертый стих, я могу с уверенностью сказать – здесь он явно совершает беззаконие, ведь он переспал с замужней женщиной, и она забеременела от него. После этого грехи шли один за другим. Как написано в стихах 6-12:

2 Царств 11:6-12 «И послал Давид сказать Иоаву: пришли ко мне Урию Хеттеянина. И послал Иоав Урию к Давиду. И пришел к нему Урия, и расспросил его Давид о положении Иоава и о положении народа, и о ходе войны. И сказал Давид Урии: иди домой и омой ноги свои. И вышел Урия из дома царского, а вслед за ним понесли и царское кушанье. Но Урия спал у ворот царского дома со всеми слугами своего господина, и не пошел в свой дом. И донесли Давиду, говоря: не пошел Урия в дом свой. И сказал Давид Урии: вот, ты пришел с дороги; отчего же не пошел ты в дом свой? И сказал Урия Давиду: ковчег [Божий] и Израиль и Иуда находятся в шатрах, и господин мой Иоав и рабы господина моего пребывают в поле, а я вошел бы в дом свой и есть и пить и спать со своею женою! Клянусь твоею жизнью и жизнью души твоей, этого я не сделаю. И сказал Давид Урии: останься здесь и на этот день, а завтра я отпущу тебя. И остался Урия в Иерусалиме на этот день до завтра».

В качестве «решения» им же самим созданной проблемы Давид вызвал Урию с поля боя и отправил его домой, чтобы тот спал со своей женой и чтобы все выглядело так, как будто она забеременела от своего мужа! Однако Урия оказался несговорчив. Он не мог спать со своей женой дома в то время, когда ковчег Божий находился в поле, а его товарищи по оружию вели битву. Не случайно в Слове Божьем он назван одним из тридцати семи «сильнейших воинов Давида» (2 Царств 23:8, 39). Урия был, без сомнения, преданным воином Давида, а вот Давид поступил с ним вероломно.

Итак, провести Урию Давиду не удалось, и он пошел дальше. В стихах 13-15 говорится:

2 Царств 11:13-15 «И пригласил его Давид, и ел Урия пред ним и пил, и напоил его Давид. Но вечером Урия пошел спать на постель свою с рабами господина своего, а в свой дом не пошел. Поутру Давид написал письмо к Иоаву и послал его с Уриею. В письме он написал так: поставьте Урию там, где будет самое сильное сражение, и отступите от него, чтоб он был поражен и умер».

Трудно поверить, что человек, чье имя сотни раз упоминается в Библии, который и сам под влиянием Святого Духа (2 Петра 1:21) написал немало книг Священного Писания, мог написать такое мерзкое письмо и поручить своей же жертве доставить его! Однако давайте не будем забывать о том, что в этой истории о Давиде рассказывается не как о муже Божьем. Во время этих событий Давид уже НЕ поступал как муж Божий. Его общение с Богом было прервано, по крайней мере с того момента, когда он переспал с Вирсавией. Но давайте продолжим чтение:

2 Царств 11:16-17, 26-27 «Посему, когда Иоав осаждал город, то поставил он Урию на таком месте, о котором знал, что там храбрые люди. И вышли люди из города и сразились с Иоавом, и пало несколько из народа, из слуг Давидовых; был убит также и Урия Хеттеянин. […] И услышала жена Урии, что умер Урия, муж ее, и плакала по муже своем. Когда кончилось время плача, Давид послал, и взял ее в дом свой, и она сделалась его женою и родила ему сына».

Давиду все же удалось осуществить свой план и избавиться от Урии. Он и не предполагал, что ему придется отвечать за содеянное, ведь никто, за исключением немногих людей, не знал о его причастности. Однако на этом история не заканчивается. Из людей, может быть, почти никто и не знал о случившемся, однако Бог знал все. Итак, посмотрим, что Он сделал:

2 Царств 11:27, 12:1-13 «И было это дело, которое сделал Давид, зло в очах Господа. И послал Господь Нафана [пророка] к Давиду, и тот пришел к нему и сказал ему: в одном городе были два человека, один богатый, а другой бедный; у богатого было очень много мелкого и крупного скота, а у бедного ничего, кроме одной овечки, которую он купил маленькую и выкормил, и она выросла у него вместе с детьми его; от хлеба его она ела, и из его чаши пила, и на груди у него спала, и была для него, как дочь; и пришел к богатому человеку странник, и тот пожалел взять из своих овец или волов, чтобы приготовить [обед] для странника, который пришел к нему, а взял овечку бедняка и приготовил ее для человека, который пришел к нему. Сильно разгневался Давид на этого человека и сказал Нафану: жив Господь! достоин смерти человек, сделавший это; и за овечку он должен заплатить вчетверо, за то, что он сделал это, и за то, что не имел сострадания. И сказал Нафан Давиду: ты — тот человек, [который сделал это]. Так говорит Господь Бог Израилев: Я помазал тебя в царя над Израилем и Я избавил тебя от руки Саула, и дал тебе дом господина твоего и жен господина твоего на лоно твое, и дал тебе дом Израилев и Иудин, и, если этого [для тебя] мало, прибавил бы тебе еще больше; зачем же ты пренебрег слово Господа, сделав злое пред очами Его? Урию Хеттеянина ты поразил мечом; жену его взял себе в жену, а его ты убил мечом Аммонитян; итак не отступит меч от дома твоего во веки, за то, что ты пренебрег Меня и взял жену Урии Хеттеянина, чтоб она была тебе женою. Так говорит Господь: вот, Я воздвигну на тебя зло из дома твоего, и возьму жен твоих пред глазами твоими, и отдам ближнему твоему, и будет он спать с женами твоими пред этим солнцем; ты сделал тайно, а Я сделаю это пред всем Израилем и пред солнцем. И сказал Давид Нафану: СОГРЕШИЛ Я ПРЕД ГОСПОДОМ».

Давид пренебрег заповедью, Словом Господа, так же, как это случилось, когда он решил исчислить Израиль, и так же, как сделала Ева перед тем, как вкусила от древа познания добра и зла (этого как раз не сделал Христос, хотя Он был искушен во всем). Что же получилось в результате? Грех и зло. Однако, будучи обличен, Давид раскаялся и признал свой грех. Давайте посмотрим, простил ли его Господь, и каким образом было осуществлено наказание смертью, положенное по закону. В 13 стихе сказано:

2 Царств 12:13 «И сказал Нафан Давиду: и Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь».

Господь снял с Давида грех сразу же, как только тот покаялся. Его покаяние также спасло его от смерти, которую он заслужил в наказание. Очевидно, фраза «ты не умрешь» подразумевает именно избавление от наказания смертью, положенного по закону. Давид был помилован не в виде особого исключения. Бог на самом деле не желает смерти грешника. Наоборот, Он желает, чтобы грешник покаялся. Как сказано в книге пророка Иезекииля 33:11:

Иезекииль 33:11 «Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был».

Для любого грешника Бог желает ЖИЗНИ и общения с Ним. Именно поэтому Он сразу же простил Давида; так же Он простит и нас, как только мы покаемся и признаем свои грехи перед Ним.

Искушение богатством


Фото: Pixabay.com
Богатство – обилие у человека нематериальных и/или материальных ценностей (личное имущество, деньги, недвижимость, доступ к образованию, знания и т.д.), то есть богатый – это тот, кто по отношению к другим обладает значительными ценностями. Деньги – самый распространенный символ богатства, так как их легко обменять на товар или услугу.

Услышав термин «сребролюбие» многие люди полагают, что он означает любовь к деньгам. Но его значение гораздо шире. Сребролюбивый человек не только любит собственные ценности, боится их потерять, не желает делиться ими с другими, но привыкает надеяться только на них. Надежда на Господа, Промысл Божий у сребролюбца отсутствует. Грех заключается в том, что человек надеясь на знания, деньги, красоту, недвижимость и т.п. прилепляется к этим ценностям, а не к Богу своим сердцем.

Поэтому Иисус Христос говорил: «трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф. 19, 23). Для многих людей богатство становится спусковым механизмом для грехопадения. У человека появляется жадность, зависть более успешному или богатому человеку, желание приумножить богатство, оградиться от других людей, развивается эгоизм.

Но существует и другой путь, когда богатый человек помогает окружающим его людям, используя свои ценности.

Литература

В Викицитатнике есть страница по теме Искушение

  • Искушение // Православная богословская энциклопедия. — Петроград, 1900—1911. — Т. 5. — С. 1084.
  • Искушение // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. — М., 1891—1892.
  • Искушение // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Искушать // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  • Соблазн — Искушение // Пословицы русского народа / авт.-сост. В. И. Даль. — 1-е изд. — М., 1862.
Это заготовка статьи о религии. Вы можете помочь проекту, дополнив её.
Это примечание по возможности следует заменить более точным.

Искушение властью


Фото: Twitter.com
Властный человек тешит свое тщеславие, чувствует себя Богом на земле (в определенной ситуации или месте), упивается своим всемогуществом. Причем чем больше у человека власти, тем больше она влияет на него. Власть, направленная на удовлетворение собственных желаний и амбиций, а не на удовлетворение нужд окружающих людей (например, подчиненных) провоцирует духовные пороки.

Но, как слава и богатство, так и власть может способствовать спасению души человека, а может привести его к погибели — говорит протоиерей Константин Пархоменко

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]