Протоиерей Николай Соколов: «Когда мне запретили быть в алтаре, я плакал и спрашивал: «За что?»


Прот. Николай Соколов

Николай Владимирович Соколов
(род. 1950), протоиерей, настоятель Московского Никольского храма в Толмачах при Третьяковской галерее, профессор, декан Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, преподаватель Священного Писания Ветхого Завета на кафедре библеистики, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви Родился 13 июня 1950 года в деревне Гребнево Щёлковского района Московской области в семье священника.

С 1973 по 1975 год работал в Москонцерте, в ансамбле народной артистки СССР К.И. Шульженко «Рапсодия».

В 1975 году окончил полный курс Московской Государственной консерватории им. П.И. Чайковского по специальности – альт.

С 1975 по 1976 год служил в армии.

В 1977 году был принят на работу в Московскую Патриархию на должность референта патриарха. Был патриаршим иподиаконом до 1987 года.

В 1983 году окончил с отличием Московскую духовную академию и представил курсовое кандидатское сочинение по кафедре нравственного богословия на тему: «Аксиологические аспекты Ветхозаветного нравственного учения», за которое Советом Академии удостоен степени кандидата богословия.

7 апреля 1982 года рукоположен в сан диакона патриархом Московским Пименом; служил в домовом храме Московской Патриархии в честь Владимирской иконы Божией Матери.

26 декабря 1986 года назначен штатным диаконом в храм Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище г. Москвы.

8 сентября 1988 года рукоположен в сан пресвитера на штатное место этого же храма епископом Каширским Феофаном (Галинским), викарием Московской епархии.

С 1989 года — основатель и руководитель воскресной школы при храме ап. Андрея Первозванного.

В 1990 году возведён в сан протоиерея патриархом Алексием II.

В 1992 году назначен настоятелем храма свт. Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской Галерее; заведующий отделом ГТГ «Храм-музей Свт. Николая в Толмачах».

С 1992 года — декан Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, преподаватель Священного Писания Ветхого Завета на кафедре библеистики. С 1997 — доцент. С 2007 года — профессор. Читаемый курс: Священное Писание Ветхого Завета.

С 2001 года — духовник и член правления фонда Всехвального апостола Андрея Первозванного и фонда Национальной Славы России; (г. Москва, ул. Ордынка д. 35.)

С 2004 года — духовник Олимпийской сборной команды РФ.

С 2004 года — член комиссии по делам Православных общеобразовательных учебных заведений.

С 2009 года — член попечительского совета Международной премии имени Елены Мухиной.

27 июля 2009 года включен в состав Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

Великая суббота

Это такое чудо души: вот только что она, душа, страдала и плакала, а в следующий момент радость заполняет ее — и сразу хочется этим поделиться с детьми, с близкими, со всеми, кто входит в дом. Не знаю, как точнее это передать, наверное, это у каждого человека по-своему происходит: таинство встречи Воскресения Господа. Господь дает любому человеку почувствовать это, неважно, постился или не постился. И даже атеист все равно почувствует Пасху! Может быть, он и не хочет принять умом, осознать, но он может сказать, например, «ах, какая хорошая погода сегодня!», а душа его все равно внутри чувствует эту радость, так как она по природе своей — христианка. Господь дает это всем!

В Великую Субботу такая чудесная служба! Так как у нас семья большая, то мы разделяемся: кто-то остается дома, кто-то идет в храм. Я очень люблю Литургию Великой Субботы и стараюсь попасть на нее. Когда выходишь из храма, уже всем хочется крикнуть: «Христос Воскресе!» Потому что чувствуешь, что уже воскрес, потому что знаешь, что там, в Иерусалиме, на Гробе Господнем сошел Благодатный огонь, и тебе звонят и говорят об этом… Словом, сдержаться уже невозможно! В дом входишь с этим чувством, нет сил сдерживать в себе эту радость, всех целуешь и обнимаешь, а на ушко шепчешь: «Христос Воскресе!» И хочется на полную громкость включить запись с пасхальными песнопениями.

Пасха в московской семье

Все начинается с уборки

С чего у нас начинается подготовка к Пасхе? С уборки. После Крестопоклонной недели начинаем убирать дом. Обычно мы с девочками пишем список дел, разделяя его на графы, кто и что должен сделать. Отдельная работа для мальчиков, даже имена пишем: Коля, Сима, Володя должны что-то прибить, что-то приклеить, что-то снять, что-то починить… Снимают и вешают шторы, выполняют тяжелую работу всегда у нас мальчики, а все остальное по хозяйству — для девочек. Протираем все иконы, готовим нарядные украшения к Пасхе. В пятницу вечером, на Страстной неделе, дети уже начинают украшать дом яичками, цветочками, цыплятками.

В основном всю работу по уборке и приготовлению дома мы заканчиваем к Вербному воскресенью. И уже начинаем потихоньку закупать продукты для приготовления куличей и пасхи: муку, дрожжи, лимоны, орехи, цукаты и все остальное. Для меня еще всегда большая радость — мыть окна. Помоем — и уже чувствуется присутствие праздника, ты его уже ждешь, он уже при дверях. На чистые окна повесишь новые занавески, иконы уже все блестят — в доме ощущение Воскресения!

Вербное Воскресение — это особый день! Дети вообще всегда любят этот праздник: конец поста, дом готов, и вербочки приносятся из храма, наряжаешь ими дом, уже все празднично… Но впереди Страстная и ты уже мыслями настраиваешься на эту Великую Неделю, которая со всеми своими переживаниями пролетает на одном дыхании.

Пасха в московской семье

Пасха в московской семье

Пасха застыла!

У нас в этом году еще не было и середины поста, а девочки расписали «места», кто в какой день будет печь куличи, организовали очередь. Я, как мама, всегда в этой очереди первая, чтобы проверить: как продукты, как печка, все ли в порядке. В этом году наша Анечка (младшая дочка — ей уже тринадцать лет) захотела первый раз сама печь куличи. Раньше она всегда только помогала старшим что-то сделать, порезать, потереть, но не была ответственна за сам процесс. «Мамочка, я хочу полностью все сама, и замесить, и все приготовить, ты будешь только за мной следить», — говорит Анечка. Но, конечно, для куличей нужна мужская сила — месить тесто дело тяжелое и самое главное. Девочки договариваются с мужским населением, кто кому будет помогать, в зависимости от свободного времени. Ведь Серафим работает, отец Сергий, супруг дочери Любы, должен служить, Володя учится в школе. Мы печем куличи первые три дня Страстной недели: понедельник, вторник, среда. Бывает, что девочки позовут своих подружек, которые тоже хотят научиться готовить пасху и кулич. В эти дни, подходя к нашему дому, все уже знают, что скоро Пасха, так как подъезд и улица пахнут ароматом кулича, свежестью цедры лимона и ванилью. И это — преддверие пасхальной радости.

В четверг мы варим пасху. Все утром идут на службу, причащаются. Сам процесс варки быстрый, но все приготовления и до, и после — достаточно долгие по времени. В итоге, чтобы все сделать, нужны сутки. Сначала ставим под гнет творог и заготавливаем все ингредиенты (режутся орехи, трется цедра лимона и т. п.). Стекший творог пропускаем через мясорубку и ставим варить, а потом, после того как масса остыла добавляем все «вкуснятины», разливаем по формам и ставим в холодильник, чтобы застыла. Однажды у нас с Федюшей брали интервью, это были как раз первые дни Страстной недели. Тогда мы еще были молоденькие, хотя было уже пятеро деток, и вот журналистка впоследствии вспоминала: «Мы сидим с отцом Феодором, беседуем в комнате, и тут заходит матушка Галина в таком радостном состоянии, ее глаза сияют, и говорит: “Федюша! А пасха–то застыла!” И отец Феодор с такой же радостью поворачивается и говорит: “Да?! Застыла?!” — “Да! Застыла!” — Я поразилась этому состоянию двух сердец, вот этой радости, что пасха-то у них застыла, и это было их общее, единое ликование!»

Мне было очень интересно со стороны послушать, как мы выглядели. Благодаря этим воспоминаниям я еще лучше понимаю и ощущаю, что действительно для нас эта застывшая пасха — как символ нашей с Федюшей состоявшейся Любви!

В моей родительской семье, в Белоруссии, не варили пасху, у нас просто был творог. А когда я уже вышла замуж, то влилась в традицию семьи Соколовых. У них всегда пекутся куличи и всегда варится пасха. Когда я впервые увидела, как это все происходит, то была просто в восторге! Этому всех их научила мама отца Феодора, матушка Наталья Николаевна. А меня уже учила Люба — сестра отца Феодора. Первое время мы жили у них. И я запомнила на всю жизнь, как сварила свою первую пасху. Люба пела в хоре, и ей надо было идти на службу, она меня попросила: «Галюш, творог уже готов, тебе только его надо на плиту поставить и сварить, а когда он остынет, все вкусности туда положить и разлить по формочкам».

И что вы думаете? Что я натворила? Я поставила творог вариться, потом думаю: ведь, наверное, надо все добавить — и орехи, и цукаты, и цедру лимона. Так и сделала, добавила в кастрюлю все, что можно было, и все это сварила. Моя пасха поменяла цвет! Она стала не бело-кремовой, солнечной, а коричневой! И я не могла понять, в чем дело. Когда Люба пришла со службы и увидела эту пасху, она ахнула: «Что ж ты сделала?! Я же тебе говорила — потом все положить!» Я тут же стала просить прощения. Конечно, она простила. И нам пришлось еще раз варить новую пасху. И теперь, когда я кого-то учу, я несколько раз повторяю, подчеркиваю, что все остальное надо класть потом, в уже остывшую массу.

Пасха в московской семье

Радость и скорбь

Помимо пасхи и куличей в нашей семье всегда обязательно варится холодец. Отец Феодор сам его варил и меня научил. Он всегда все закупал, утром ставил варить, а вечером уже нарезали холодец. Холодильник весь заполнен мясными яствами, в квартире витает праздничный дух! А вот яйца мы красим в Великий Четверг.

Когда печем куличи, очень любим слушать постовые церковные песнопения или лекции владыки Вениамина (Пушкаря) о Страданиях Христа — у него есть замечательный цикл лекций «Страстная седмица». От этого необычайно настраиваешься на правильный лад. Ведь все-таки Страстная неделя идет, а ты печешь куличи. Это все должно сопровождаться молитвой. Конечно же, слушаем записи нашего папочки отца Феодора, его проповеди. Это удивительное общее состояние — одновременно и радостное, и скорбное. В тебе нарастает ошеломляющее ожидание радости Пасхальной вместе с реальным переживанием тех дней. Ты переносишься мыслями в Иерусалим, как будто сопровождаешь Господа все эти дни. Слушаешь о Страданиях, и все сам сопереживаешь всем сердцем, знаешь, что в какой день и в какое время происходило и происходит в Иерусалиме, где был Христос, как ученики себя вели, и себя воспринимаешь участником этих событий. Поэтому, когда запоют в первый раз «Христос Воскресе!», эти слова, которые ты про себя весь пост сохранял, а в Страстную неделю особенно, то сразу же ликуешь — действительно, свершилось!

Пасха в московской семье

Пасха в московской семье

Пасха в московской семье

Пасха в московской семье

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: