Прп. Максим Исповедник |
Максим Исповедник
(582 — 662), игумен, преподобный. Знаменитый деятель и учитель церковный [1], глубокий знаток Платона, Аристотеля и неоплатоников, прославился в истории церкви своей энергичной борьбой против монофелитской ереси Память 21 января, 13 августа, 20 сентября (Греч. [2])
Родился в Константинополе в 582 году и вырос в благочестивой знатной христианской семье. В юности он получил прекрасное разностороннее образование: изучил философию, грамматику, риторику, был начитан в древних авторах и в совершенстве владел богословской диалектикой.
Когда преподобный Максим поступил на государственную службу, знания и добросовестность позволили ему стать первым секретарем императора Ираклия (611-641).
Но придворная жизнь тяготила его, и он удалился в Хрисопольский монастырь (на противоположном берегу Босфора — ныне Скутари), где принял иноческий постриг. По Брокгазу, удаление прп. Максима было вызвано императорским указом, благоприятным для новой ереси (έκθεσις). Своим смиренномудрием он вскоре приобрел любовь братии и был избран игуменом монастыря, но и в этом сане, по своей необыкновенной скромности, он, по собственным его словам, «оставался простым монахом». В 633 году по просьбе одного богослова, будущего святителя Иерусалимского Софрония, преподобный Максим оставил обитель и уехал в Александрию.
Святой Софроний Иерусалимский стал известен к тому времени как непримиримый противник монофелитской ереси. Монофелитство нашло многочисленных сторонников в Армении, Сирии, Египте. Ересь, усиливаемая национальной враждой, стала серьезной угрозой церковному единству Востока. Борьба Православия с ересями особенно осложнилась тем, что к 630 году три патриарших престола на Православном Востоке оказались занятыми монофизитами: Константинопольский — Сергием, Антиохийский — Афанасием, Александрийский — Киром.
Путь преподобного Максима из Константинополя в Александрию лежал через Крит, где и началась его проповедническая деятельность. Там он столкнулся с епископатом, придерживавшимся еретических взглядов Севера и Нестория. В Александрии и ее окрестностях преподобный провел около 6 лет. В 638 году император Ираклий вместе с патриархом Сергием, стремясь уменьшить вероисповедные разногласия, издал указ, так называемый «Экфесис» ( «Изложение веры»), который окончательно повелевал исповедовать учение об одной воле при двух природах Спасителя. Защищая Православие, преподобный Максим обращался к людям различных званий и сословий, и беседы эти имели успех. «Не только клир и все епископы, но и народ, и все мирские начальники ощущали в себе какое-то неодолимое влечение к нему», — свидетельствует его житие.
В конце 638 года скончался патриарх Сергий I Константинопольский, а в 641 году император Ираклий. Императорский престол занял жестокий и грубый Констант II (642-668), откровенный сторонник монофелитов. Усилились нападки еретиков на Православие. Преподобный Максим ушел в Карфаген и проповедовал в нем и окрестностях еще 5 лет. Когда туда прибыл преемник патриарха Сергия патриарх Пирр, покинувший Константинополь из-за придворных интриг, по убеждениям монофелит, между ним и преподобным Максимом в июне 645 года произошел открытый диспут, на котором Пирр всенародно признал свои заблуждения и пожелал даже вручить папе Феодору письменное отречение от них. Преподобный Максим вместе с Пирром отправились в Рим, где папа Феодор принял покаяние бывшего патриарха и восстановил его в сане.
Прп. Максим Исповедник. Фреска в церкви Протата, Карея, Афон (XIV в., автор Мануил Панселин) |
В 647 году преподобный Максим вернулся в Африку. Там на соборах епископов монофелитство осуждалось как ересь. В 648 году вместо «Экфесиса» вышел новый указ, составленный, по поручению Константа II, константинопольским патриархом Павлом — «Типос» («Образец веры»), который запрещал всякие рассуждения равно как об одной воле, так и о двух волях при признании двух природ Господа Иисуса Христа. Тогда преподобный Максим обратился к сменившему папу Феодора Римскому папе Мартину I (649-654) с просьбой вынести вопрос о монофелитстве на соборное обсуждение всей Церкви. В октябре 649 года был собран Латеранский Собор, на котором присутствовало 150 западных епископов и 37 представителей Православного Востока, среди которых находился и преподобный Максим Исповедник. Собор осудил монофелитство, а его защитники, Константинопольские патриархи Сергий, Павел и Пирр, были преданы анафеме.
Когда Констант II получил определение Собора, он приказал схватить и папу Мартина, и преподобного Максима. Этот приказ был выполнен через несколько лет, в 653 году. Преподобный Максим был арестован незадолго до папы Мартина, вместе со своим учеником иеродиаконом Анастасием. Преподобного Максима обвинили в измене отечеству, в частности в выступлении против императорской власти и пособничестве арабам, завоевавшим Египет и другие африканские территории, и заключили в тюрьму. В 656 году двое обвиняемых были приговорены к ссылке: Максим был сослан во фракийскую Визию (совр. Визе, Турция), его ученик Анастасий — в Перверу (на границе Македонии и Фессалии, совр. Греция). Затем преподобный Максим был переведен в Перверу, где шесть лет оставался в заточении вместе c Анастасием.
Еще один последователь преподобного Максима с тем же именем Анастасий, в прошлом занимавший должность папского апокрисиария в Константинополе, об аресте которого вместе с Максимом сообщают некоторые источники, в действительности за отказ принять «Типос» императора Константа был сослан в Трапезунд еще в 648 году, а затем, в 655 году переведен в Месемврию [3].
В 662 году Максим исповедник снова был привезен в Константинополь и предстал на суде перед Константинопольским патриархом и его Синодом. Вместе с преподобными Максимом и Анастасием-иноком на суд в Константинополь был отозван и Анастасий апокрисиарий [4]. Осыпав Максима и его учеников проклятиями и оскорблениями («вместе с папой Мартином, патриархом Софронием и другими православными»
[5]), члены церковного суда передали осужденных в руки гражданских властей в лице префекта города, который определил подвергнуть их жесточайшим пыткам. Согласно пространному греческому житию, после бичевания каждому из них отрезали язык, усекли правую руку и в крови провели по городским улицам [6]. Затем префект приказал заточить их в разных крепостях в далекой Лазике [7] на Кавказе.
8 июня 662 года, после прибытия в «страну христолюбивых лазов»
, троих узников по приказу лазского правителя немедленно разлучили. Обессилевшего прп. Максима сразу же отделили от его спутников и на сплетенных из прутьев носилках отнесли в
«крепость Схимар, близ народа, называемого аланами»
(«Κάστρον Σχήμαριν πλήσιον τοῦ ἔθνους τῶν λεγομένων Ἀλανῶν»), где и поместили в заключение [8]. Обоих же Анастасиев на лошадях отправили — апокрисиария в крепость Буколус, находившуюся в области, именуемой Мисимиана
«на границе с аланами, которые эту крепость захватили и удерживают в своих руках»
, а инока в крепость Скотор, которая находилась в Апсилии
«вблизи Абасгии»
[9]. Согласно житию, тут Господь явил неизреченное чудо: все они обрели способность говорить и писать.
Преподобный Максим предсказал свою кончину, которая последовала 13 августа 662 года.
В греческих прологах 13 августа указывается перенесение его мощей в Константинополь; оно могло быть приурочено к кончине преподобного. Возможно, что установление памяти на 21 января связано с тем, что 13 августа празднуется отдание праздника Преображения Господня. По другому мнению, как и в случае святого Афанасия Александрийского, «перенос памяти преподобного Максима на 21 января объясняется, по-видимому, желанием поставить его в один ряд с великими учителями и исповедниками, поминаемыми в течение января» перед памятью Шестого Вселенского Собора [10]. Л. Г. Епифанович считал, что, возможно, празднование «перенесения мощей прп. Максима»
13 августа имеет в виду перенесение мощей не в Константинополь, а в церковь монастыря св. Арсения при крепости Мури [11]. По предположению епископа Стефана (Калаиджишвили), с
«большой степенью вероятности, возможно, это упоминание о «переложении мощей св. Максима в Константинополь» связано с отсеченной правой рукой, которая после казни была спрятана или потеряна, а потом обнаружена и положена в одном из храмов Константинополя»
[12].
Над могилой преподобного Максима ночами возжигались три чудесно явленных светильника и совершалось множество исцелений [13].
Десница (правая) рука прп. Максима Исповедника. Афон. Монастырь св. Павла |
Правая рука прп. Максима Исповедника хранится на Афоне в монастыре Святого Павла.
Ересь как лекарство от раскола
VII век после Рождества Христова. Восток Византийской империи охватил очередной церковный раскол. Осужденная на Четвертом Вселенском Соборе (451) ересь монофизитства, утверждавшая, что во Христе только одна Божественная природа, а не две, как учит Церковь, и не признававшая тем самым Спасителя в качестве подлинного Богочеловека, продолжает распространяться в Сирии, Палестине и Египте. Положение это не только разрушает единство Церкви, но и создает реальную угрозу территориальной целостности империи.
Дошло до того, что императору Ираклию, прибывшему во время военного похода в город Эдесса (юго-восток современной Турции), в местном храме было отказано в причастии. Епископ-монофизит потребовал от него всенародно осудить постановления Собора, чего Ираклий сделать не мог. И тогда константинопольскому Патриарху Сергию пришло на ум создать новое учение о Христе, которое должно было примирить расколовшихся верующих. Император и большинство епископов поддержали Патриарха.
И только один монах во всей империи выступил против этого нововведения, уверяя всех, что такое примирение — путь к новой ереси. За это его предали анафеме, отрезали руку и язык и отправили в ссылку на Кавказ, где он вскоре скончался. Этот человек, бросивший ради Церкви вызов всему миру, — один их самых почитаемых святых, преподобный Максим Исповедник.
Преподобный Максим исповедник
Учение, созданное Патриархом Сергием, в богословской науке известно как монофелитство, и на первый взгляд казалось тогда совершенно безобидным. Твердо отстаивая две природы в Спасителе — Божественную и человеческую — предлагалось говорить об одной, Божественной воле во Христе, будто бы полностью растворившей в себе волю человеческую.
Из учения следовало, что Иисус на протяжении всей Своей земной жизни действовал и поступал только как Бог, управляя человеческим телом подобно тому, как при помощи компьютерной системы управляется сегодня робот. Однако это означало, что полного преображения человеческой природы во Христе так и не произошло. Воля человека так и осталась укорененной во грехе, осталась неисправленной Богочеловеческим действием.
Но императору приглянулось это учение. Он решил воспользоваться им, чтобы примирить монофизитов и православных христиан и остановить сепаратистские поползновения в империи. Без колебаний он подписал составленный Патриархом Сергием эдикт, предписывавший всем членам Церкви исповедовать монофелитское учение в качестве догмата. В считанные годы новая ересь охватила огромные территории империи.
Житие
О юности и молодости угодника известно немного, много позже, когда Максим стал важной фигурой в богословии его противники и сторонники стали собирать и документировать информацию о нем, вследствие чего миру теперь известны две противоположные версии. Официальное жизнеописание говорит, что будущий святой родился в Константинополе, в то время альтернативное указывает на Палестину.
Преподобный Максим Исповедник
Про семью юноши известно немногое, судя по его дальнейшей карьере при дворе, родители были известными богатыми вельможами Византии, в противном случае получить место секретаря при императоре было невозможно. Некоторые ученые утверждают, что мученик был в родстве с самим императором, однако, достоверных фактов эта теория не имеет.
Согласно этой версии, юношей Максим получил отличное на то время образование: изучил риторику, философию, грамматику, читал древних авторов и богословов. Благодаря начитанности и образованности служил секретарем при канцелярии императора Ираклия.
Монашеский путь
Несмотря на видное положение и успешную карьеру Максим в 630 году оставляет свою деятельность и, утомившись от дворцовых интриг, отправляется в Хрисополь — небольшой город в Босфорском проливе. Другая теория говорит, что секретарь императора не смог смириться с новым законом, по которому ересь могла беспрепятственно распространяться в обществе.
В Хрисопольском монастыре он принимает постриг и становится иноком, а со временем занимает пост настоятеля. Прочие монахи, отзывались о Максиме как о человеке смиренном и кротком, всегда приходящем на помощь. В монастыре богослов пробыл около 10 лет.
С приходом персов в Анатолию (современная Турция) христиане стали убегать в Западную Африку от притеснений мусульман. В это же время на византийском троне сменился император — к власти пришел жестокий Констанс II, который поддерживал различные ереси, в частности монофелитство.
Максим Исповедник в это время переходит в монастырь, который располагался поблизости от Карфагена, этому способствовали не только внешние обстоятельства, но и поручение патриарха Софрония. В Тунисе святой угодник изучал труды псевдо-Дионисия Ареопагита, а также христологию Григория Нисского, вскоре начал писать собственные богословские работы.
Интересно! Многочисленные речи и труды угодника вызвали восторги местного духовенства и этот период времени считается началом богословского пути Максима Исповедника.
Позже он переезжает по просьбе Софрония в Александрию и уже там продолжает активно работать и трудиться на благо Церкви. Он не только стал известным духовным лидером Африки, но и неофициальным политическим советником Григория, правителя той провинции.
Читайте о православных святых:
- Иоанн Лествичник
- Епифаний Премудрый
- Иоанн Русский
Государственные «изменники»
Преподобный Максим — тогда уже известный монах-интеллектуал — с дотошностью ученого изучил провозглашенный в Константинополе «догмат». За тонкими хитросплетениями монофелитства было непросто распознать глубинное искажение христианского учения, но святой, глубоко исследовав доступные ему тексты святых отцов и Писание, сумел разработать последовательное разоблачение этой ереси.
«Сам “Бог всяческих”, — говорил преподобный Максим во время публичного диспута в Карфагене с одним из главных идеологов монофелитства, — без превращения став человеком, не только как Бог желал сообразно Его Божеству, но — и как человек, сообразно Его человечеству».
Его оппонент диспут в итоге провалил и после окончания прений всенародно отрекся от ереси. Западные епископы и Папа Римский поддержали Максима Исповедника. Нужно помнить, что в то время Церковь еще не раскололась на Западную и Восточную. Великая Схизма, закрепившая раскол Церкви на католическую и православную, произойдет только в 1054 году.
Храм святого Мартина Исповедника в Москве, фото NVO/Wikipedia
Осенью 649 года в Риме на Латеранском Соборе, на котором вновь выступал святой, Папа Мартин осудил монофелитскую ересь. Казалось, что судьба учения предрешена, однако Константинополь решение Собора понял по-своему.
Новый император, Констант, понимая, что деятельность Папы и святого подрывают политический проект примирения еретиков и христиан, потребовал от своего военачальника в Равенне в срочном порядке конвоировать Мартина в столицу. На суде его обвиняли в «государственной измене»; требовали аннулировать решение Латеранского Собора, но Папа остался непреклонен. Святого Мартина сослали в Херсонес, где он вскоре скончался.
Настал черед и преподобного Максима. В мае 655 года корабль с арестованным святым на борту прибыл в столичный порт. Через несколько дней преподобный предстал перед судом.
Юность и отрочество. Великолепные способности и блестящее образование
Подробности детства и юности преподобного Максима история не сохранила. Известно, что он родился в 580 году в Константинополе, в знатной семье. Имея незаурядный ум и редкие способности к философии, он получил блестящее образование, и выбрал политическую карьеру.
В 610 году император Ираклий оценил умственные способности и христианские добродетели Максима, и назначил его своим первым секретарем.
580
в этом году родился Максим Исповедник
Преподобный с юности имел большое желание к иноческой жизни. Его не смогли удержать слава, богатство и власть. Через 3 года он оставляет свою многообещающую для мирской жизни должность, и становится монахом.
«Если и весь мир причастится, я один не причащусь»
— Христианин ли ты!? — взревел председатель суда, когда в зале наконец установилась тишина.
— Благодатью Христа, Бога всяческих, я христианин, — кротко ответил святой.
— Это неправда! — с напускным благочестием возопил председатель.
Начался допрос. Председатель так и этак пытался уловить исповедника, забрасывал его вопросами, выдвигал самые разные обвинения, но Максим с разумной твердостью и смирением последовательно опроверг все сказанное против него. Потом в зал суда стали приводить «свидетелей», изобличающих различные «преступления» Максима. Но и их клевета рассыпалась перед достоинством ответов святого. Судебное заседание окончилось ничем. Процесс над противником ереси затянулся на долгие годы.
Преподобного то держали в темнице, то приводили на допросы, высылали с конвоем из столицы, затем возвращали обратно. К нему приходили епископы и вельможи, уговаривали его прекратить упорствовать, сулили ему награды и звания, которыми осыплет его император, как только он примет ересь, говорили, что вся Церковь вместе с константинопольским Патриархом уже исповедует монофелитство.
«Поистине вся сила неба не заставит меня сделать это, – с незлобивой простотой отвечал им монах, – ибо что отвечу – не говорю Богу, но моей совести, – если бы ради славы человеческой, самой по себе не имеющей никакого существования, клятвенно отрекся я от веры, спасающих любящих ее?»
Все время судебного процесса преподобный держался с достоинством, не позволяя себе ни резких выпадов, ни патетических восклицаний о неминуемой каре, которая настигнет его обидчиков. Он был вежлив, сдержан и спокоен. «Когда ты оскорблен кем-нибудь или в чем унижен, — писал святой, еще будучи на свободе, в “Главах о любви”, — берегись помыслов гнева, дабы они, по причине этого оскорбления отлучив тебя от любви, не переселили в область ненависти».
На последнем заседании судья, перед тем как огласить приговор, уже без особенной надежды сломить преподобного Максима спросил, что он будет делать, когда узнает, что и римские епископы приняли монофелитство и причастились (то есть вступили в церковное общение) с Патриархом.
Монашеская жизнь
Сознавая опасность сложившейся ситуации и не желая участвовать в ней ввиду преданности Православию, преподобный Максим, неожиданно для окружающих, отказался от светского благополучия и поступил в Хрисопольскую обитель.
В обители он предался молитвам и подвигам. Со временем братия стали относиться к нему настолько доверительно, что решили избрать его своим игуменом (этот факт неоднократно оспаривался критикой, ввиду того, что Максим не имел священного сана). Он же, как никогда не стремившийся к славе и по смирению не считавший себя достойным такого духовного звания, противился, но по неустанности просьб, согласился.
Понимая, что должен являть братиям пример, как игумен, преподобный Максим ещё больше увеличил свои подвиги.
«Если и весь мир причастится, я один не причащусь», — ответил ему исповедник.
Через 18 лет после кончины Максима Исповедника на Шестом Вселенском Соборе ересь монофелитства была осуждена, а позднее ее когда-то главный противник был реабилитирован и прославлен в лике святых.
Столь быстрая реакция Церкви на провозглашенное Константинополем учение показывает, что, помимо императорского двора, едва ли кто из епископов действительно разделял положения этой ереси. Молчание, которым сопровождалась судебная «расправа» над Папой Мартином и преподобным Максимом, изобличало скорее обычный человеческий страх, чем богословскую позицию: иерархи просто не хотели разделять участь исповедников. И этот страх оказался настолько сильным, что даже на заседаниях Шестого Вселенского Собора имя главного противника монофелитства предпочитали не упоминать, дабы ненароком не разгневать царскую особу.
Тем значительнее выглядит подвиг одинокого монаха, написавшего когда-то удивительные слова:
«Любовь есть путь истины, и ею называет Себя Слово Божие… Ради этой любви все святые до конца противостояли греху, не заботились о здешней жизни и стойко сопротивлялись многовидным способам смерти, дабы, (уходя) от мира, сочетаться с самими собой и с Богом… Любовь есть истинное и безупречное богомудрие верных, концом которого является Благо и Истина».
Молитвословия
Кондак, глас 8
(Подобен: Взбранной:) из службы 21 января:
Тро́ицы рачи́теля и вели́каго Макси́ма,/ науча́юща я́сно ве́ре Боже́ственней,/ е́же сла́вити Христа́,/ во дву естества́х, во́лях же и де́йствах су́ща,/ в пе́снех досто́йных, ве́рнии, почти́м, взыва́юще:// ра́дуйся, пропове́дниче ве́ры.
Ин кондак, глас 6
(Подобен: Еже о нас:) из службы 13 августа:
Свет трисия́нный, все́льшийся в ду́шу твою́,/ сосу́д избра́н показа́ тя, всеблаже́нне,/ явля́юща Боже́ственная конце́м,/ неудобопости́жных разуме́ний ты сказу́яй, блаже́нне,/ и Тро́ицу всем, Макси́ме, воспропове́дуяй я́сно,// Пресу́щную Безнача́льну.
Преподобный Максим Грек
Акафист преподобному Максиму Греку
Кондак 1
Избранный служителю Предвечнаго Слова, всехвальне отче наш Максиме, в преславней земли Греческой прозябший и в державе российстей подвизи просиявший, поучениями и писании твоима в благочестии и богообщении нас утвердивый, величаем ныне многотрудное житие твое и на предстательство твое пред престолом Триипостаснаго Бога нашего упование свое возлагая, вопием ти сице: Радуйся, преподобне и богоносне отче Максиме, на путь спасение вечнаго нас наставляющий!
Икос 1
Ангелов и человеков Творец и всея твари Зиждитель, содержаяй в деснице своей судьбы царств и народов и над каждым из чад своих отеческое промышления являяй, произрасти тя, богомудре отче наш Максиме, от корени именитаго и рода знатнаго, благоволи украсити тя в премудрости отец святых и аки просветителя всемудраго направи тя в великое княжество Московское, да укрепиши народ русстий в вере истинней и подлинными наследниками духовнаго богатства Византии ны сотвориши. Мы, сия ныне поминающе, просим тя, приклони к нам милосердие Всемудраго и Всемогущего Отца Небеснаго и приими милостивно похвалы сия: Радуйся, богодухновенных отец достойных приемниче и сонаследниче; Радуйся, философов и риторов премудрых пречудный наставниче; Радуйся, всех истины взыскующих небесным благословением осеняющий; Радуйся, от путей соблазнов и прельщений их удаляющий; Радуйся, в богомыслии разум нас утверждающий; Радуйся, в сердцех наших пламень любви к Богу и ближним возжигающий; Радуйся, тихим светом надежды ны благодатно озаряяй; Радуйся, в вере твердыми выну быти ны сподобляяй; Радуйся, преподобне и богоносне отце наш Максиме, на путь спасения вечнаго нас наставляющий!
Кондак 2
Видевше благочестивыя и богомудрыя родителя твоя, святый Максиме, запущение отчизны их по падении преславнаго царствия греческаго, обаче уразумеша, яко выну милостив есть Господь к верным своим, и во уповании таковом и житии по заповедем евангельским тя утвердиша. Мы же, сия воспоминающе, Господеви поем: Аллилуйа!
Икос 2
Разум твой в послушание вере отдавше, преславными родители твоима и иныма добрыма наставники поучаемый, богоносне Максиме, в благословении пред Творцем всяческих начаток премудрости твоея и дел благих положил еси; послеже усердно поработал еси учения отец святых и философов премудрых постигая, восходя по лествице добродетелей в меру возраста духовнаго. Сего ради величаем тя сице: Радуйся, дары благости и добраго совета нас преображающий; Радуйся, кротостию голубиною и мудростию змеиною нас обогощающий; Радуйся, ко усердному чтению святаго Писания ны побуждаяй; Радуйся, к усиленной молитве и в псалмопении нас утверждающий; Радуйся, в трезвлении духовнем и уповании на Бога всех нас утверждающий; Радуйся, душетленных навыков и злых обычаев удалятися нас научающий; Радуйся, в соблазнех и прельщении сущих помощь небесную посылающий; Радуйся, в милосердии к себе и ближним наших взрастати нам помогающий; Радуйся, преподобне и богоносне отце наш Максиме, на путь спасения вечнаго нас наставляющий!
Кондак 3
Силою благодати Божия хранимый, блаженне Максиме, в земли италийстей сый, не врежден пребыл еси от тлетворнаго духа века того, и, пчеле трудолюбивей подобно, нектар благий мудрости отовсюду сбирал еси, в познании истины Христовей возрастая; Иерониму благочестивому внимая к иноческому житию устремил еси мудрое сердце твое, отче святый; Господеви же неустанно возносил еси пение ангельское: Аллилуйа!
Икос 3
Имуще в души твоея ревностное желание Спасителю Нашему, за ны Распятому, всеусердно послужити удалился еси, богославне Максиме, из чудней земли Италийстей на преславну гору Афонскую, идеже монашество и священство сподобился еси прияти: наставлением старец святогорских следуя, от добродетели к добродели восходил еси, угодниче Христов, внутреннею человека обновляюще и образ Божий в себе отверзая. Сему же деланию духовному и нас настави, да зовем ти: Радуйся, от суеты мирския к священному безмолвию притекий; Радуйся, упокоение от невзгод и треволнений в тихих обителех обретый; Радуйся, свет нетварный еще на земли созерцавый; Радуйся, неизреченную сладость богообщения познавый; Радуйся, духовныя очи наша ко зрению Бога изощряющий; Радуйся, ушеса наша к слышанию небесных глагол отверзающий; Радуйся, даром различения духов нас обогащаяяй; Радуйся, от заблуждений и падений духовных нас свобождаяй; Радуйся, преподобне и богоносне отце наш Максиме, на путь спасения вечнаго нас наставляющий!
Кондак 4
Бурю страстей и сомнений греховных молитвою, постом и трезвением сердечным победил еси, всехвальне отче наш Максиме, ибо на твердом камени истиннаго и неприложнаго исповедания Христова положил еси основание душевной храмины твоея. Сего ради молим тя: утверди и нас в неприложном уповании на Милосердие Святей Троицы, да с тобою сподобимся во веки воспевати: Аллилуйа!
Икос 4
Слышавше благоверный великий князь Московский Василий Третий, яко во обителех афонскиих книжницы велемудрыя и философы богопросвещенныя обретаются, повеле призвати оныя в державу свою, дабы народ русский в вере Христовой и делании заповедей евангельских утвердити и укрепити. Ты же, преблагословенный Максиме, благодатию Божиею присноукрепляемый, отбыл еси в пределы московския, дабы волю Божию исполнити и правду Его явити в стране нашей. Сего ради просим тя: нас, слабых в вере и в уповании на Христа, Господа Нашего, укрепи, да зовем ти сице: Радуйся, тягот дороги дальния и жития в пределех северных не убоявыйся; Радуйся, чуждый кровию, обаче духом своим для русскаго народа ставший; Радуйся, землю греческую и российскую паки и паки в вере соединяющий; Радуйся, от суеты и преходящих пристрастий ны исцеляющий; Радуйся, к вечней правде Божией взоры духа обращати ны научающий; Радуйся, идолы духовные о камень истины Христовей разбивающий; Радуйся, Христа – Спасителя паче всего земнаго чтити подвизающий; Радуйся, милость Всенепорочней Богоматери к нам приклоняющий; Радуйся, преподобне и богоносне отце наш Максиме, на путь спасения вечнаго нас наставляющий!
Кондак 5
Богоявленней и боготочней звезде, путь ко Христу озаряющей и освящающей воистину уподобился еси, преподобне отче наш Максиме, егда в пределех российстих сый, истину Божию безстрашно исповедал и проповедал еси, суеверия языческия и звездопоклонническую ересь, мздоимство и неправдолюбие, забвение заповедей и любви к ближнему всеусердно обличал еси. Сего ради просим тя, всеблагий наставниче наш, научи нас токмо Спасителю служити, не соблазняясь земными преходящима благами и сподоби во веки нужно с тобою выну воспевати Христу: Аллилуйа!
Икос 5
Видевше тя, благословенне отче наш Максиме, благочестивыя русстии люди, почаху прихождити к тебе в прехвальную Чуда Святаго архистратига Михаила обитель, иже во граде Москвы, совета, наставления, утешения и молитвы твоея ради. Ты же, никого от пришедших не отринув, ко пользе ближних твоих всеусердно послужил еси. Мы же, веруя, яко ты ныне во благодати Господней сый, сугубо внемлеши мольбам нашим с надеждою, отрадою и умилением воспеваем ти сице: Радуйся, старче благий, в возрастании богопознания ближних твоих утверждавый; Радуйся, от духовной дремоты и праздности духа приходивших к тебе исцелявый; Радуйся, подлинному благочестию и любви к ближнему я научавый; Радуйся, в уповании на Премудрость Милосерднаго Творца их укреплявый; Радуйся, от закваски фарисейския и лицемерия преславно исцеляяй; Радуйся, от теплохладия и омертвления сердечнаго благодатно избавляяй; Радуйся, о просвещении духовных очес наших Бога умоляяй; Радуйся, в тишине помыслов хвалити Христа всех нас подвизаяй; Радуйся, преподобне и богоносне отце наш Максиме, на путь спасения вечнаго нас наставляющий!
Кондак 6
Проповедник и ревнитель жития благочестиваго воистину явился еси, всеблагохвальне отче наш Максиме Святогорче, яко твердо и неукоснительно обличал еси, незнание истин веры Христовой, несоблюдение заповедей Спасовых, исполнение токмо внешняго обряда, безо всякого подвига духовнаго в суетней надежде токмо на внешнее благочестие, наставлял бо еси всем сердцем и всем помышлением, всем естеством нашим возлюбити Иисуса Сладчайшаго и умиленно воспевати Ему благодарения: Аллилуйа!
Икос 6
Возсиял еси светом богодарованныя премудрости твоея, о всехвальне отче наш Максиме, в земле Русстей, яко мнозиих во истине Христовой преславно утвердил, яко книзи Писания священнаго, святых отец творения и толкования перевел еси с наречия греческаго и латинскаго на язык словенский, яко богомудрия сочинения в назидание и пользу нам оставил еси, преподобне. Сего ради, величая прехвальные труды твоя, глаголим ти сице: Радуйся, от мрака невежества к свету Премудрости Божия возводяй; Радуйся, заблуждающихся и сомневающихся ко истине Христовой кротце приводяй; Радуйся, труд переводчиков и книжных справщиков с небес благословляющий; Радуйся, филологом и языковедам помощь твою посылающий; Радуйся, разум богословов и благовестников светом небесным осеняющий; Радуйся, иноков и мирян в богоугодном житии и милосердии укрепление; Радуйся, пресвитеров в благочестии и трезвлении утверждение; Радуйся, архиереев во трудех их благодатное удобрение; Радуйся, преподобне и богоносне отце наш Максиме, на путь спасения вечнаго нас наставляющий!
Кондак 7
Хотяще нам славити тя, о богоносне отче наш Максиме, ведаем убо, яко язык человеческий не возможет достойно воспети всю полноту богоугодных подвигов твоих, все терпение твое, яже подъял еси, егда иерарси нечестивыя Тайн Божественных тя лишиша. Како убо возможно воспети глубину смирения твоего и высоту упования на Всемогущество и Любовь Отца Нашего Небеснаго, иже, аки слугу своего возлюбленнаго и ученика Христова прия тя и на лоне Авраамовем на веки упокои тя? Сего ради на предстательство твое надеяние наше возлагая, поим о тебе Вседержителю: Аллилуйа!
Икос 7
Новый Максим – исповедник воистину явился еси, преподобне отче, яко же и святый твой покровитель исповедал еси пред властителями нечестивыми истину учения Спасителя Нашего, от коей ни одесную и ни ошуюю не отошел еси, отче святый и богомудрый. Сего же ради от властей предержащих лишения, изгнание и заточение темничное притерпел еси. Мы же, исповеднические подвизи твоя желая славосновити, таковыя похвалы приносим ти: Радуйся, во страданиях твоих десницею Всевышняго укрепленный; Радуйся, яко злато в горниле испытаний тяжких преображенный; Радуйся, купно с исповедническими лики во славе ныне торжествуяй; Радуйся, купно с благовестники и просветители хвалу Богу воспеваяй; Радуйся, подобно Златоусту, за вся благодарити Творца нас научаяй; Радуйся, в радости и благоденствии помнити о милостех Господних подвизаяй; Радуйся, в час скорби упование на высшее милосердие возлагати наставляяй; Радуйся, горести и страдания наши в отраду и благополучие пречудно претворяяй; Радуйся, преподобне и богоносне отце наш Максиме, на путь спасения вечнаго нас наставляющий!
Кондак 8
Странно бе людем благочестивым и благосердным зрети, яко ты, святый Максиме, в темнице заключенный и право писати лишенный, углием на стенах канон Всесвятому Духу-Параклиту написал еси; мы же, величая веру твою в животворящую благодать Всеблагаго Утешителя, смирение и незлобие твое воспеваем со умилением и просим тя, отче святый, сподоби и нас милости и даров Святаго Духа, да поем Ему всерадостно: Аллилуйа!
Икос 8
Всего себе подвигл еси на служение Господеви, богославне отче наш Максиме, ибо несомненне веровал еси, яко «во Отце существенне и Дух: от Него бо, аки от Единаго Начала, соприсносущна Оба сияют и пребывают о Себе в Живоначальных Ипостасех Своих». Мы же ныне величаем тя, святый отче, неизреченных тайн Божественных созерцателя всеблагоговейнаго, еще на земли нетварным сиянием осененнаго и просим тя: молитвы благоприятными твоима озари и нас светом Фаворстим и приими благосклонно лики сия: Радуйся, Живоначальныя и Единосущныя Троицы Всесвятые премудрый служителю; Радуйся, величая Отца Предвечнаго и Безначальнаго всеблагий тайнозрителю; Радуйся, Сына Божия, Искупителя, вернейший последователю; Радуйся, милосердия Всесвятого Параклита к нам всеусердный приклонителю; Радуйся, ангельских хоров и собора праведных вседостойный сонаследниче; Радуйся, преподобных отец афонских сомолитвенниче и собеседниче; Радуйся, земли российския и еллинския вседрагое украшение; Радуйся, Вселенския Церкви Христовой преизрядное похвало и утверждение; Радуйся, преподобне и богоносне отце наш Максиме, на путь спасения вечнаго нас наставляющий!
Кондак 9
Всяческия муки душевныя и телесныя с достоинством священноинока и кротостию претерпел еси, всеблаженне Максиме; сего же ради утешения преславного сподобился еси от Господа Нашего, иже посла к тебе единаго от ангел своих, иже возвести ти, яко терпением твоим венец нетленный на небесех обрести имаши. Ты же, отче преподобне, с благодарностию воспел еси Господеви: Аллилуйа!
Икос 9
Вития многовещанныя и поэты всеискусныя, аки рыбы безгласные, немеют пред величием подвигов твоих, богоблаженне отче наш Максиме, ибо кто возможет достойно и всеправедно воспети вся труды твоея, яже подъял еси вящей славы Божия ради и пользы и просвещения ближних твоих, в странех италийской, греческой и в пределех державы российстей, ибо кто по достоянию воспоет терпения и муки твоея, иже с надеждою велиею и кротостию ангельскаго приял еси, обаче на милость твою к нам уповая, смиренным сердцем возносим ти похвалы сия: Радуйся, усыпленных совестей скорый возбудителю; Радуйся, сомнений и треволнений душевных благостный умирителю; Радуйся, всех чтущих память твою преславный хранителю; Радуйся, носителей имени твоего благодатный попечителю; Радуйся, благих дел и милосердия богомудрый наставниче; Радуйся, изгнанных, униженных и обездоленных небесный заступниче; Радуйся, правды ради подвизающихся всеблагий покровителю; Радуйся, неправедно гонимых и обидимых предобрый утешителю; Радуйся, преподобне и богоносне отце наш Максиме, на путь спасения вечнаго нас наставляющий!
Кондак 10
Спасительный подвиг твой, о всеславне Максиме, совершивше, в руце Божии дух твой предал еси, с надеждою и отрадою велиею; ангелы же Господни вознесоша душу твою во обители Отчии; идеже Вседержатель венча тя нетленным венцем; сего ради просим тя, святый отче наш Максиме, егда же и мы оным сном смертным усыпати начнем, умоли Господа кротко душу нашу от тела отделити и власти бесовские ны избавити, да с тобою купно Всесвятей Троице воспоим: Аллилуйа!
Икос 10
Стеною всеблагомощных молитв твоих храниши днесь весь род христианский, о преподобне отче наш Максиме, и во всяком скорбном обстоянии помощь твою даруеши всем, имя твое всечестное призывающим. Ты бо во дни брани со шведами явился еси святому благоверному царю Феодору Первому, иже опочи под стогнами града Юрьева и глаголал еси ему: «Изыди из шатра, да не убиен будеши», и тако живот его сохрани, послеже и иных чудес множество сотворил еси. Сего ради мы с любовью таковыя похвалы тебе приносим: Радуйся, благочестивейшаго государя от погибели лютей на поле брани сохранивый; Радуйся, благоволение и милость твою велиему множеству чтущих тя явивый; Радуйся, от опасений и злых человек выну нас оберегаяй; Радуйся, от прельщений и искушений бесовстих ны избавляяй; Радуйся, благоговению пред святынею церковною нас обогащающий; Радуйся, узким путем шествовати ко Господу научающий; Радуйся, от широких дорог соблазнов ны удаляющий; Радуйся, от уз неведения, заблуждений и недоумений скоро разрешающий; Радуйся, преподобне и богоносне отце наш Максиме, на путь спасения вечнаго нас наставляющий!
Кондак 11
Пения акафистное радостно приносим ти, о богоблаженне отче наш Максиме, и молим убо тя: всеблагомощным предстательством твоим исцели недуги наши душевныя и болезни телесныя, отврати от суеты помышления наши, настави нас в благочестивом житии, бедным отраду и утешение ниспошли, богатых к милосердию и благотворению подвигни, и всех нас настави нелицемерно Господеви воспевати: Аллилуйа!
Икос 11
Свет нетварный купно с сонмом отец преподобных созерцаеши ныне, богоблаженне отче наш Максиме, яко предстояй пред престолом Всесвятыя и Единосущныя Троицы и молишися о спасении и благоденствии всех христиан. Мы же, Святую память твою почитающе, с надеждою взываем к тебе, угодниче Христов, сотвори твою молитву о нас, да отстранимся от греха и возможем еще на земли суще возрадоватися о Господе, молитвами угодников своих, милующего преизобильно и спасающего ны. Сего ради мы паки со умилением произносим ти похвалы сия: Радуйся, благовестников в делах проповеди Евангелия укрепляющий; Радуйся, делателей на пустующия нивы Господни посылающий; Радуйся, ревновати о спасении ближних нас научающий; Радуйся, словеса мудрыя во уста наши влагающий; Радуйся, от сомнений и маловерия скоро исцеляющий; Радуйся, в час недоумения разум наш мыслию благою озаряющий; Радуйся, внутренний мрак душ наших светом Христовым озаряющий; Радуйся, от теплохладия и немилосердия сердца наша освобождающий; Радуйся, преподобне и богоносне отце наш Максиме, на путь спасения вечнаго нас наставляющий!
Кондак 12
Благодать и дары Всепреблагаго и Всепресвятаго Духа Утешителя, Хранителя жизни нашея испроси нам, всеблагословенне отче Максиме, ты бо ныне во славе купно со праведными сыны Божиими и сонмами херувимов и серафимов предстоиши огнезрачному престолу Триипостасного Бога Нашего и простираеши преподобническия руце твои ко Отцу Света и Творцу миров и взываюши Ему: Аллилуйа!
Икос 12
Стеною богоприятных молитв твоих, преподобне отче наш Максиме, огради ны ото всякаго зла, скорбей и болезней избави ны, не посрами убо упования нашего, вемы бо, яко много может молитва твоя, отче праведный, у Царя Небеснаго, яко ты в сомне преподобных отец предстоиши пред престолом Всевышнего и предстательствуеши о всех, вопиющих ти сице: Радуйся, покаянием души наши обновляти научаяй; Радуйся, от уныния и тоски всех нас исцеляяй; Радуйся, от ропота и неверия благодатное свобождение; Радуйся, милосердия Божия к нам приклонение; Радуйся, не творение, а Творца Предвечнаго, чтити ны научающий; Радуйся, от суемудрия и пустословия ны отвращающий; Радуйся, в преподобии и правде ны преславно утверждающий; Радуйся, в Бозе все житие наше благодатно устрояющий; Радуйся, преподобне и богоносне отце наш Максиме, на путь спасения вечнаго нас наставляющий!
Кондак 13
О преблагословенне отче, предобрый наш заступниче и любимый покровителю, всехвальне Максиме Святогорче! Милостивно приими усердное возносимое тебе пение и хваление, настави ны, пользуясь благами земными, не грешити против Господа Нашего; сподоби веру нашу плодотворней быти дел благих ради, яко да сподобимся в мире скончати земное житие наша и возможем с тобою купно Иисусу Сладчайшему во веки воспевати: Аллилуйа!
Икос 1
Ангелов и человеков Творец и всея твари Зиждитель, содержаяй в деснице своей судьбы царств и народов и над каждым из чад своих отеческое промышления являяй, произрасти тя, богомудре отче наш Максиме, от корени именитаго и рода знатнаго, благоволи украсити тя в премудрости отец святых и аки просветителя всемудраго направи тя в великое княжество Московское, да укрепиши народ русстий в вере истинней и подлинными наследниками духовнаго богатства Византии ны сотвориши. Мы, сия ныне поминающе, просим тя, приклони к нам милосердие Всемудраго и Всемогущего Отца Небеснаго и приими милостивно похвалы сия: Радуйся, богодухновенных отец достойных приемниче и сонаследниче; Радуйся, философов и риторов премудрых пречудный наставниче; Радуйся, всех истины взыскующих небесным благословением осеняющий; Радуйся, от путей соблазнов и прельщений их удаляющий; Радуйся, в богомыслии разум нас утверждающий; Радуйся, в сердцех наших пламень любви к Богу и ближним возжигающий; Радуйся, тихим светом надежды ны благодатно озаряяй; Радуйся, в вере твердыми выну быти ны сподобляяй; Радуйся, преподобне и богоносне отце наш Максиме, на путь спасения вечнаго нас наставляющий!
Кондак 1
Избранный служителю Предвечнаго Слова, всехвальне отче наш Максиме, в преславней земли Греческой прозябший и в державе российстей подвизи просиявший, поучениями и писании твоима в благочестии и богообщении нас утвердивый, величаем ныне многотрудное житие твое и на предстательство твое пред престолом Триипостаснаго Бога нашего упование свое возлагая, вопием ти сице: Радуйся, преподобне и богоносне отче Максиме, на путь спасение вечнаго нас наставляющий!
Начало монашеского пути. Борьба со страстями, молитва и безмолвие
Монашескую жизнь Максим начал под Константинополем, в Хрисополе, в обители Богородицы. Он быстро восходил по духовной лестнице, трудясь над изучением отцов Церкви и Священным писанием. Молодой инок с помощью молитвы претерпевал духовную брань и обуздывал страсти. Терпением и воздержанием боролся он с раздражительностью, и постепенно поднимался к высоте созерцания.
Многолетним трудом, в тишине кельи, Максим пришел к видению в самом себе тайну спасения человека.
Он узрел единение Божественной и человеческой природы, расколотые самолюбием. Максим созерцал бесконечную любовь Слова Божьего к людям, возвратившую это единство жертвой на кресте. Проведя десять лет в молитве и безмолвии, преподобный познал Божью любовь, восстанавливающую союз с человеком.
10 лет
Максим Исповедник провел в молитве и безмолвии
Преподобный со своим учеником Анастасием перебрался в Георгиевский монастырь в Кизике. В нем Максим положил начало своих первых аскетических произведений о молитве, бесстрастии и милосердии.
В 626 году Константинополь атаковали персы и авары. Это послужило причиной оставления монахами обители.
Иконы святого Максима
Где писались иконы святого Максима Преподобного Исповедника? Нет точной информации об этом. Данный аспект также порос множеством не стыковок, как и вся жизнь святого. Известно то, что у нему ходит большое количество людей со своими прошениями. Особенно часто у него просят о:
- помощи в правильном понимании учения Христа;
- вразумлении тех, кто оступился;
- способствовании в учебе.
Его считают покровителем студентов, ученых, семинаристов и миссионеров.