Сщмч. Ермоген (Долганёв) |
Ермоген (Долганёв)
[1] (1858 — 1918), епископ Тобольский и Сибирский, священномученик Память 16 июня в день кончины, 20 августа (обретение мощей), в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, а также Московских, Одесских и Саратовских святых
В миру Долганёв Георгий Ефремович, родился 25 апреля 1858 года, в местечке Новая Одесса Херсонского уезда одноименной губернии. Сын единоверческого протоиерея Ефрема Павловича Долганёва (впоследствии архимандрита Иннокентия), брат протоиерея священномученика Ефрема Долганёва. Поступил в Николаевское мореходное училище, но вскоре был определен отцом в Одесское духовное училище, по окончании которого начал учебу в Одесской духовной семинарии. Затем покинул семинарию, избрав светское образование. Поступил в Новороссийский университет в Одессе, однако вскоре был отчислен как бывший семинарист. Сдал экзамены на аттестат зрелости при гимназии города Ананьева для поступления вновь в Новороссийский университет. Обучался на историко-филологическом, физико-математическом и юридическом факультетах. Посещал медицинский факультет Женевского университета. Неоднократно прерывал обучение, устраивался на службу, пытался заниматься хлебопашеством, путешествовал. В состоянии душевного кризиса подверг себя самооскоплению.
Большое влияние на жизненный выбор Георгия Долганёва оказал Одесский архиепископ Никанор (Бровкович), посоветовавший ему завершить обучение в университете и поступить в духовную академию. В 1889 году Георгий был принят в Санкт-Петербургскую духовную академию. Учеба в академии давалась с трудом. На 1-е место он ставил не академические науки, а духовное самовоспитание. В годы обучения называл своими духовными наставниками митрополита Исидора (Никольского) и Афонского иеросхимонаха Евгения.
1 декабря 1890 года, во время обучения на 2-м курсе академии, был пострижен в монашество с в честь мученика Ермогена Александрийского.
2 декабря 1890 года был рукоположен во иеродиакона ректором академии Выборгским епископом Антонием (Вадковским), а 15 марта 1892 года был рукоположен во иеромонаха. Отец Ермоген окончил академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Христианское нравоучение в православном богослужении
».
Служение в Грузии
17 сентября 1893 года был утвержден в должности инспектора Тифлисской духовной семинарии. 11 июля 1898 года был назначен ее ректором с возведением в сан архимандрита.
Проявил себя как умный и справедливый, но в то же время строгий наставник. Среди отчисленных им семинаристов был Иосиф Джугашвили. Оказывал особую поддержку воспитанникам-грузинам. Отец Ермоген стал инициатором ряда нововведений в семинарии: обязательных будничных богослужений в домовом храме, регулярных произнесений семинаристами проповедей по воскресным и праздничным дням, создания отдельного общежития для «слабых здоровьем учеников», преподавания музыки в качестве факультативного предмета.
С 1898 года являлся председателем Грузинского епархиального училищного совета, членом Грузино-Имеретинской синодальной конторы, цензором проповедей и редактором журнала «Духовный вестник Грузинского Экзархата». За время служения в Тифлисе изучил грузинский язык, занимался историей Православия в Грузии. Много ездил по Кавказу, знакомился с христианскими святынями. Принял активное участие в обустройстве и духовном окормлении района Тифлиса Колючая балка.
Архиерей в Саратовской епархии
Рвение отца Ермогена было замечено в Святейшем Синоде. При личном содействии К. П. Победоносцева и В. К. Саблера он был избран кандидатом на замещение Вольского викариатства Саратовской епархии.
12 января 1901 года был наречен, а 14 января — хиротонисан во епископа Вольского, викария Саратовской епархии. Хиротонию в Казанском соборе Санкт-Петербурга возглавили митрополиты Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский), Московский Владимир (Богоявленский), Киевский Феогност (Лебедев). Местопребыванием владыки был определен Саратовский Преображенский мужской монастырь, но епископ сразу занялся устройством в Вольске архиерейского дома, который был достроен уже при епископе Палладии (Добронравове).
В годы служения епископа Ермогена на викарной кафедре в сентябре 1901 года в Вольске было открыто женское епархиальное училище; начато строительство нового здания для Вольского мужского духовного училища; новый домовый храм освящен в Вольском реальном училище. Осенью 1901 года он посетил Хвалынский уезд и разработал план основания здесь Троицкого мужского монастыря.
Епископ Ермоген являлся председателем Саратовского епархиального училищного совета. Выступил с инициативой учреждения в епархии церковно-учительской семинарии и строительства в Саратове комплекса церковных и учебных зданий. Высказался за организацию в Саратове внебогослужебных собеседований, открытие чайных-столовых для народа. Деятельная работа владыки Ермогена была особенно заметна в сопоставлении с деятельностью слабого здоровьем Саратовского епископа Иоанна (Кратирова). Епископ Ермоген временно управлял епархией во время отпуска епархиального архиерея в июне-июле 1901 года, а также с осени 1902 года, когда епископ Иоанн был вызван для присутствия в Синод.
После высочайшего утверждения 21 марта 1903 года синодального доклада о перемещении Вольского викария на самостоятельную кафедру владыка Ермоген стал епископом Саратовским и Царицынским.
Находясь на Саратовской кафедре, уделял большое внимание строительству храмов. При нем в епархии освятили более 50 церквей — среди них одну из первых в России церковь во имя преподобного Серафима Саровского. Он неоднократно поднимал вопрос о реконструкции Саратовского кафедрального Александро-Невского собора, который уже не вмещал население города, но несмотря на старания владыки, реконструкция так и не началась. В то же время при нем было ускорено строительство городского собора в Царицыне, освящен новый Михаило-Архангельский собор в Сердобске, отремонтированы соборы в Кузнецке и Хвалынске.
В области устроения жизни монастырей епархии епископ Ермоген проводил идею об обителях как о миссионерских форпостах, был сторонником монашеского служения миру. При нем в Саратовской епархии возникли новые обители: Сердобская Казанская Сергиево-Алексиевская мужская пустынь; мужской монастырь близ села Н. Липовка Кузнецкого уезда, посвященный памяти Иоанна Кронштадтского; Свято-Духов монастырь в Царицыне; Таловский Благовещенский женский монастырь Аткарского уезда. Кроме того, были освящены новые церкви в женских монастырях — Пановском Сердобского уезда и Краишевском Аткарского уезда. В главную обитель епархии — Саратовский Преображенский мужской монастырь — владыка пригласил иноков с Афона, с Нового Афона и из Киевской епархии. Стараниями владыки Ермогена были открыты служившие миссионерским целям специальные школы в Хвалынском уезде — противораскольническая в селе Сосновая Маза и противомусульманская в деревне Подлесное.
По общему признанию современников, владыка был большим молитвенником и постником. Его богослужения почти всегда были уставными, длились 5-6 и более часов. Он служил не только в воскресные, праздничные и торжественные дни, но и регулярно по будням. По средам он почти на протяжении всего пребывания в Саратове служил в Троицком соборе вечерни с акафистом. После будничных служб устраивались религиозно-нравственные собеседования, которые посещали не только саратовцы, но и приезжие.
Владыка также уделял большое внимание проблемам духовного образования, не только решая практические проблемы находящейся в его ведении Саратовской духовной семинарии, но и выступая с теоретическими соображениями по вопросу о том, как духовная школа может выйти из кризиса, суть которого видел главным образом в обострившемся противоречии между задачами этой школы и стремлением значительного числа ее воспитанников к получению светского образования. Епископ Ермоген считал принципиально важным усиление в семинариях воспитательной части. Семинарское начальство должно было, по его мнению, иметь гарантии, что воспитанники собираются впоследствии принять священный сан.
Развил широкую общественно-политическую деятельность. В конце 1904 года он основал епархиальную газету «Братский листок» (в 1907-1908 — «Россиянин»), которая сразу вступила в полемику с местными светскими газетами различных политических направлений. В периоды подъема рабочего и крестьянского движения епископ Ермоген постоянно призывал народ к социальному миру, беспрестанно проповедовал сам и давал духовенству распоряжения проповедовать на современные темы, проводил торжественные крестные ходы, а также благословлял публикацию статей на актуальные темы в «Братском листке». В октябре 1905 года оказался практически единственным представителем власти в Саратове, который открыто встал на путь борьбы с революцией. Вопреки обвинениям большевиков в причастности епископа Ермогена к погромам евреев в Саратове 19-20 октября того года, владыка был решительным противником погромных действий и в конце месяца учредил комитет помощи пострадавшим в ходе погромов. При этом епископу Ермогену действительно была свойственна антиеврейская настроенность, о которой он регулярно открыто заявлял.
Политическая позиция епископа Ермогена выражалась в неприятии не только революции, но и любых отличных от монархической позиций и доктрин. Осенью 1905 года епископ Ермоген благословил деятельность созданной в Саратове Народно-монархической партии. 27 марта 1906 года она была преобразована в местный отдел партии Союз русского народа, в работе которого епископ Ермоген постепенно принимал все большее участие. В апреле 1907 года он направил в адрес проходившего в Москве Всероссийского съезда русских людей обращение, в котором писал о необходимости вхождения СРН в церковную ограду, т. е. о том, чтобы приравнять статус правой политической партии к статусу церковного братства. Съезд отверг подобные предложения, а печатный орган СРН осудил обращение владыки Ермогена, который после этого решил создать собственную политическую партию. Уже в мае 1907 года он призывал в проповедях вступать в число членов Православного всероссийского братского союза русского народа. Летом того же года партия была оформлена организационно. Членами партии могли стать только православные, а ее почетным покровителем и председателем объявлялся сам епископ Ермоген, который на деле был руководителем партии. Среди саратовских правых произошел раскол между «братчиками» (членами ПВБСРН) и «союзниками» (членами местного отдела СРН).
Епископ Ермоген в большинстве случаев присутствовал на собраниях ПВБСРН. Часто партийные собрания совмещались с религиозно-нравственными чтениями, инициатором организации которых в Саратове также был епископ Ермоген. В 1907-1911 годах владыка и его ближайшие сотрудники по ПВБСРН провели несколько крупных публичных выступлений против современных им писателей, театральных деятелей и явлений общественной жизни, причем наиболее резкой критике было подвергнуто творчество Л. Н. Толстого. В 1907 году епископ Ермоген публично выступил против постановки на саратовской сцене пьес В. В. Протопопова «Черные вороны» и Ф. Ведекинда «Пробуждение весны», и преуспел в снятии первой с репертуара театров. В 1909-1910 годах добивался запрещения постановки в Саратове пьес Л. Н. Андреева «Анатэма» и «Анфиса». Он предлагал Святейшему Синоду отлучить от Церкви целый ряд известных писателей, а их произведения подвергнуть запрету. Публичные выступления епископа Ермогена на эти темы были предельно резкими, зачастую нарушали положения российского законодательства.
Как правящий архиерей проявил себя властным и жестким администратором, деятельность которого вызывала много нареканий. Нередко он перемещал священнослужителей, включая видных священников, прослуживших не одно десятилетие в своих приходах, из городских приходов в сельские без видимых причин. При нем пришло в расстройство епархиальное делопроизводство, как распорядительное, так и финансовое. Сборы и расходы на епархиальные нужды проводились небрежно, без должного учета, что порождало злоупотребления. Многие указы Святейшего Синода не передавались епископом в духовную консисторию и не исполнялись. Роль духовной консистории в епархиальном управлении была практически сведена к нулю. Из-за вмешательства епископа произошел упадок благотворительной деятельности Саратовского братства Святого Креста. При этом епископом было основано Христорождественское братство взаимопомощи ремесленников и фабрично-заводских рабочих.
Епископ Ермоген был склонен доверять и оказывать поддержку известным своей радикальностью иеромонаху Илиодору (Труфанову), Григорию Распутину и им подобным. Неприятие им формализма высшего церковного управления и вторжений светских властей, независимый стиль руководства создавали напряженность в его взаимоотношениях с Синодом и мирским начальством. Наибольшей остроты достиг конфликт между епископом Ермогеном и Саратовским губернатором С. С. Татищевым из-за иеромонаха Илиодора, чьи скандальные выступления подрывали престиж власти. Последовавшую в 1910 году отставку Татищева связывали с конфликтом с епархиальным архиереем.
Смещение на покой
Осенью 1911 года епископ Ермоген был вызван для присутствия в Святейший Синод, что, очевидно, было связано с желанием властей удалить архиерея из Саратова. Владыка решительно выступил против обсуждавшихся в Синоде проектов введения в Русской Церкви чина диаконисс и богослужебного чина отпевания инославных. Не ограничившись подачей особого мнения по поводу этих проектов на заседаниях Синода, 15 декабря того же года епископ Ермоген послал телеграмму с протестом императору страстотерпцу Николаю II.
В это же время обострился конфликт епископа с Распутиным, так как владыка изменил прежде положительное отношение к нему на прямо противоположное. 16 декабря 1911 года Распутин был приглашен в покои епископа Ермогена на Ярославском синодальном подворье. При разговоре присутствовали иеромонах Илиодор и известный юродивый Д. А. Знобишин («блаженный Митя»), а также в качестве свидетелей двое священников из Саратовской епархии. Епископ Ермоген запретил Распутину общаться с царской семьей и принудил поклясться в этом перед иконой. Оскорбленный Распутин послал императору и императрице телеграмму, в которой писал, что епископ Ермоген и иеромонах Илиодор якобы пытались лишить его жизни.
3 января 1912 года было высочайше удовлетворено представленное обер-прокурором В. К. Саблером постановление об увольнении епископа Ермогена от присутствия в Синоде. 7 января члены Синода подписали соответствующий указ, который в тот же день был вручен владыке. Однако епископ медлил с отъездом из столицы в епархию, давал интервью журналистам столичных газет.
Члены Синода и высшая светская власть были возмущены тем, что архиерей вынес конфликт на суд общественности. 12 января Синод новым указом объявил епископу Ермогену порицание за «голословное опорочение перед Государем Императором постановлений и суждений Святейшего Синода». 15 января обер-прокурор Саблер получил от императора телеграмму: «Надеюсь, что Святейший Синод сумеет настоять на немедленном отъезде епископа Гермогена и восстановить нарушенный порядок и спокойствие
». Несмотря на воскресный день, обер-прокурор срочно созвал членов Синода, и они оформили «походный журнал», в котором епископу Ермогену предписывалось не позднее 16 января отбыть из Петербурга во вверенную ему епархию вместе с иеромонахом Илиодором. Однако ни указ Синода, ни уговоры посетивших Ярославское подворье Полтавского архиепископа Назария, Вологодского епископа Никона и обер-прокурора Саблера не заставили его подчиниться высшей духовной власти.
17 января члены Синода приняли решение об увольнении епископа Ермогена на покой с пребыванием в Жировицком Успенском монастыре Гродненской епархии. В Саратов решено было направить чиновника П. В. Мудролюбова для ревизии епархии. В тот же день синодальное решение было утверждено императором. 22 января епископ Ермоген выехал из Петербурга в Слоним, откуда 24 января отправился в Жировицкий монастырь.
«Дело» епископа Ермогена, широко освещавшееся в прессе, вызвало резонанс в российском обществе. Отдельные дискуссии о нем прошли в Государственной думе в связи с рассмотрением сметы Святейшего Синода. Решения и действия Синода критиковали представители практически всех думских политических партий.
В Жировицком монастыре епископу Ермогену отвели 2 комнаты. Одну из них позднее соединили с Никольским храмом, а в ее стене было устроено окно, через которое в сильные морозы можно было слушать богослужение. В Жировицах владыка занимался врачеванием и даже устроил палату для больных, специально приезжавших к нему. Его регулярно посещали саратовские почитатели, которые сожалели о его удалении с кафедры. Епископ Ермоген проповедовал в монастырском храме и выезжал с этой целью в близлежащие храмы.
Ввиду приближения фронта по просьбе главнокомандующего великого князя Николая Николаевича, оказывавшего епископу Ермогену покровительство, 25 августа 1915 году ему был назначен местопребыванием Угрешский Никольский мужской монастырь Московской епархии. В ноябре 1916 года епископ Ермоген самовольно выехал из Николо-Угрешского монастыря в Саратовскую епархию. Поездка была связана с деятельностью бывшего иеромонаха Илиодора, который после отречения от сана объявил себя основателем новой религии. Узнав о деятельности расстриги, епископ Ермоген составил воззвание и отправился в Саратовскую епархию, чтобы сообщить своей бывшей пастве о заблуждениях Илиодора.
Деятельность на Тобольской кафедре
8 марта 1917 года владыка Ермоген был утвержден епископом Тобольским и Сибирским. Февральскую революцию 1917 года владыка встретил настороженно. Он писал:
«
Я ни благословляю случившегося переворота, ни праздную мнимой еще «пасхи» (вернее же мучительнейшей Голгофы) нашей многострадальной России и исстрадавшегося душой духовенства и народа, ни лобзаю туманное и «бурное» лицо «революции», ни в дружбу и единение с ней не вступаю, ибо ясно еще не знаю, кто и что она есть сегодня и что она даст нашей родине, особенно же Церкви Божией завтра
».
Сохранился текст его «Толкования на «Откровение» Иоанна Богослова», написанный в Москве и датированный 5 мая 1917 года.
В июне епископ Ермоген присутствовал в Тобольске на торжествах в честь 1-й годовщины прославления святителя Иоанна Тобольского, однако большую часть 1917 года он провел за пределами своей новой епархии. Принимал участие в работе 1-й сессии Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов. Был заместителем председателя соборного Отдела высшего церковного управления. Выступал за участие членов Собора в Предпарламенте, хотя и считал его «болезненным, противоречивым государственным учреждением
». Наблюдал своими глазами захват власти большевиками в Москве, что не могло не сформировать его отрицательного отношения к новой власти. В начале декабря 1917 года выехал из Москвы в Тобольск.
В деле управления Тобольской епархией епископ Ермоген обратился к собственному опыту организации религиозно-нравственных и внебогослужебных бесед в Саратове. 21 декабря 1917 года в здании Тобольского общественного собрания он провел чтение о необходимости церковных Соборов «как средства для упорядочения пришедших в расстройство дел церковных
». С начала 1918 года в городских храмах Тобольска были организованы постоянные церковные беседы, которые велись проповедническим кружком, состоявшим не только из духовенства, но и из мирян. Кроме того, предполагалось организовать лекции по церковно-общественным вопросам и даже провести систематический круг лекционных чтений (в частности, по истории Русской Церкви). Епископ Ермоген принимал активное участие в деятельности Тобольского Иоанно-Димитриевского братства, уделяя особое внимание необходимости оказания помощи солдатам-фронтовикам. Он резко отреагировал на декрет об отделении Церкви от государства в январе 1918 года, обратившись к народу с воззванием, которое заканчивалось призывом встать на защиту веры.
Архиерейское служение владыки Ермогена в Тобольске совпало с пребыванием там в заточении по решению Временного правительства императорской семьи. Епископ Ермоген установил негласную связь с царской семьей, духовно поддерживал ее. 25 декабря 1917 года, после литургии в 1-й день Рождества, в Покровском соборе Тобольска в присутствии царской семьи было провозглашено им многолетие с титулованием императора и императрицы «величествами», а царских детей — «высочествами». Местные власти возбудили по этому поводу следствие. Из-за угроз революционно настроенных солдат расправиться с диаконом и священником Покровской церкви владыка отправил их в близлежащий Абалакский Знаменский монастырь.
Сщмч. Ермоген Тобольский. Икона, 2006 г. Мастерская «Храм декор», Москва. |
Арест и мученичество
В марте 1918 года Тобольский совет полностью перешел под контроль большевиков, которые старались доказать причастность епископа к «монархическому заговору». 22 апреля в Тобольск прибыл чрезвычайный комиссар ВЦИК К. А. Мячин для осуществления перевозки царской семьи в Екатеринбург. По предложению комиссара был произведен обыск в архиерейских покоях. Члены совета Иоанно-Димитриевского братства, опасавшиеся за жизнь архиерея, предложили епископу ночевать в Тобольском Знаменском монастыре, где находились покои викария Тобольской епархии, Берёзовского епископа Иринарха. Поэтому епископ в ночь на 27 апреля не присутствовал во время обыска в архиерейском доме, когда была осквернена домовая церковь. При обыске была найдена «переписка» епископа «с членами императорского дома», представлявшая собой записку с подписью: «Мария». Эта записка была названа принадлежащей перу императрицы Марии Феодоровны, хотя настоящий ее автор, некая Мария, даже указала свой домашний адрес.
27 апреля на заседание Тобольского епархиального совета, проходившее под председательством епископа Иринарха, пришли члены Тобольского исполкома во главе с матросом Хохряковым и потребовали передать епископу Ермогену, чтобы он явился на допрос, обещая архиерею неприкосновенность.
Утром 28 апреля владыка служил литургию в Тобольском соборе, после возглавил крестный ход. Из кремля он двинулся в подгорную часть Тобольска. Здесь служились молебны «о спасении погибающей родины». В крестном ходе участвовали оба епископа, все городское духовенство и масса народа. Их сопровождали красногвардейцы. Немедленно по окончании крестного хода епископ был арестован, а ночью вывезен из Тобольска.
С 1 мая содержался в Екатеринбургской тюрьме по обвинению в контрреволюционных действиях. В Екатеринбург прибыли представители Тобольского епархиального управления протоиерей Ефрем Долганёв, священник Михаил Макаров и присяжный поверенный мученик Константин Минятов. Их попытки вызволить епископа из заточения не увенчались успехом. После передачи собранного по требованию властей денежного залога за освобождение епископа члены делегации были арестованы и вскоре расстреляны. 24 июня, в день Святого Духа, красноармейцы разрешили епископу Ермогену совершить молебен в камере. Вместе с ним молились почти все заключенные. На следующий день владыка и 8 или 9 заключенных (в т. ч. священник Тобольской епархии Петр Карелин) были доставлены на вокзал, откуда поездом под конвоем направлены в Тюмень.
В Тюмени заключенных посадили на пароход «Ермак». У села Покровского мирян перевели на пароход «Ока» и вскоре высадили на берег и расстреляли. Епископ Ермоген и священник Петр остались на «Ермаке». Красноармейцы в это время готовились к сражениям с войсками Временного Сибирского правительства, поэтому обоих священнослужителей привлекли к строительству укреплений. Епископ Ермоген был изнурен физически, но даже в этих обстоятельствах бодрость духа не покидала его. Таская землю и распиливая доски, он пел пасхальные песнопения. Вечером 28 июня владыку и священника посадили в трюм парохода «Ока», который шел вниз по реке Тобол по направлению к Тобольску, занятому уже белыми. Вскоре священника Петра Карелина вывели из трюма и сбросили в воду, привязав к телу камни. Когда «Ока» подошла к деревне Карбаны, в 173 верстах от Тюмени, на реке впереди показался корабль «Мария» белой флотилии. Красный пароход стал разворачиваться.
В 30 минут пополуночи 29 июня 1918 епископа Ермогена вывели на нос парохода, связали руки, прикрепили к ним камень и столкнули в воду. До самого последнего момента священномученик непрестанно молился и благословлял своих палачей.
Сщмч. Гермоген Тобольский |
Мощи и почитание
Тело епископа Ермогена было обнаружено крестьянами села Усалка и похоронено неопознанным во временной могиле. В августе 1918 года, в ходе поисков тела епископа, останки были осмотрены приехавшей из Тобольска следственной комиссией, перевезены в село Покровское и временно захоронены в церковной ограде. Затем тело священномученика было облачено в архиерейские одежды и отправлено в Тобольск, где его торжественно встретили крестным ходом из всех городских церквей. У гроба епископа, установленного в Тобольском кафедральном соборе, служились панихиды и парастасы, к останкам, не поддававшимся тлению, прикладывались верующие. 15 августа епископ Иринарх (Синеоков-Андреевский) совершил отпевание. Епископ Ермоген был погребен в Иоанно-Златоустовском приделе собора на месте, где до обретения мощей находилась могила святителя Иоанна Тобольского.
Подвиг сщмчч. Андроника Пермского и Гермогена Тобольского. 4-е клеймо иконы Собора новомучеников и исповедников Российских из Храма Христа Спасителя. |
23 июня 1998 года священномученик Ермоген был прославлен Тобольским епископом Димитрием (Капалиным) в лике местночтимых святых Тобольской епархии. Архиерейским юбилейным Собором Русской Православной Церкви 2000 года его имя было внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских. На иконе Собора новомучеников и исповедников, написанной в то время, мученическая кончина святого Ермогена была изображена в нежней части четвёртого клейма.
Летом 2005 года, при ремонте кафедрального собора в Тобольске, был обнаружен склеп, в котором покоились останки священномученика Ермогена. 2-3 сентября того же года состоялись торжества по случаю обретения его святых мощей и перенесение их в Покровский собор [2]. Празднование обретения мощей сщмч. Ермогена — 20 августа — внесено в месяцеслов по благословению патриарха Кирилла 28 ноября 2011 года [3].
Святой сыграл немалую роль в тяжелое для Руси время. Его принято называть теперь «смутным», Народ, ослепленный безумной идеей униатства, без власти государя, творил страшные вещи. Одновременно с этим голод и польские захватчики подточили силы страны. Святитель мужественно боролся с униатством, вразумлял различных ложных посягателей на Российский престол. За свою деятельность Ергмоген поплатился жизнью. Его подвиг останется навсегда в памяти народа!
Детство и происхождение: Ермоген (Гермоген), в миру Ермолай, появился на свет в начале шестнадцатого века. О его родословной ведутся споры до сих пор. Некоторые историки утверждают, что он был из рода князей Шуйских, другие – из рода Голициных. Есть версия, что он происходил из Донских казаков. Детские и юношеские годы пришлись на знаменательные для страны события: царствование Ивана Грозного, покорение Казани, Сибири. На его глазах произошел захват некоторой части России поляками, которые гнали православие. Все это оставило глубокий след в душе юного Ермолая. Его сердце горело любовью и жалостью к своему народу, желанием помочь. Уже в детстве был определен его жизненный путь. Подростком он решил посвятить свою жизнь служению Богу. Ермолай уехал из дома в Казань, где он поступил в монастырь.
Пастырское служение: Ермоген по достижении необходимого возраста принял сан иерея и служил в Казани в храме святителя Николая. Именно там священник сподобился чуда обретения иконы Казанской Божией Матери по видению девочки. Затем он принял постриг в Чудовом монастыре. Позже он стал архимандритом Спасо-Преображенского монастыря в Казани. В 1589 году Ермоген стал епископом, возглавил Казанскую митрополию. Он вел просветительскую работу, обращая местный народ – татар ко Христу. Митрополит Ермоген составил службу Казанской иконе Божией Матери. Тропарь «Заступница усердная», написанный им, настолько проникновенный и умилительный, что петь его без слез невозможно. Патриаршество: в 1606 году Ермоген стал Патриархом Московским и всея Руси. Ему было около семидесяти лет. На годы его служения пришлось «смутное время». Патриарх смело обличал изменников Родины, вразумлял их, просил остановиться. В голодное время он велел открыть житницы монастыря для всех нуждающихся. Патриарх призывал насельников Троице-Сергиевой Лавры бороться с польскими захватчиками. Шестнадцать месяцев враги осаждали обитель и безуспешно. Они ушли ни с чем. Ермоген обличал Лжедмитрия, а затем Сигизмунда, польского претендента на русский престол. Ермоген был человеком острого ума, начитанным. Он вложил неоценимый вклад в развитие письменности России. При нем были изданы Минеи, Евангелие. Он сам всегда следил за исправностью текстов. Также он благословил перевести службу святому Андрею Первозванному с греческого на русский язык.
Мученическая кончина: когда Минин и Пожарский подняли народное восстание, поляки сожгли столицу и спрятались в Кремле. Они силой затащили Патриарха в Чудов монастырь и заперли его в темнице. Когда русские войска начали осаду Кремля, поляки просили Патриарха приказать им уйти, и грозили ему смертью. Но Ермоген ответил, что он не боится ничего и никого кроме Бога. Несколько месяцев длилась осада Кремля. Патриарх посылал русским воинам ободряющие слова в поддержку. Но сам он не выдержал и скончался от голода и жажды. Это произошло в феврале 1612 года. Известие о кончине Патриарха подвигло воинов на еще большую борьбу, и вскоре осада Кремля была прорвана. Прославление святого: тело Патриарха было погребено в Чудовом монастыре. Через сорок лет произошло открытие мощей. К великому удивлению всех, тело совсем не разложилось. Святой лежал в целости, как будто только что скончался. Мощи были перенесены в Успенский собор, где покоятся до сих пор в раке. Однако причисление к лику святых произошло только в 1913 году. Вся царская семья присутствовала при этом важном событии. Спустя сто лет Патриарху был воздвигнут памятник в Александровском саду. Также памятник ему был поставлен в Аламетьевске. Трогательная история мученической кончины Патриарха вдохновляла творческих людей. Он был воспет в стихотворении «Мужество» Державина, в опере Георгия Дмитриева «Святитель Ермоген» и других произведениях.
Дни памяти: память святого Патриарха Ермогена отмечается несколько раз в год: 2 марта (в високосный год 1 марта); 17 октября; 25 мая; 18 октября.
До сих пор имя его поминается в числе других Патриархов святых на всенощных и Литургиях (источник: Pravlife.ru/
Молитвословия
Тропарь, глас 7
Во святи́телех ди́вен показа́лся еси, / ре́вностию по Бозе окрыля́ем, священному́чениче Гермогене. / И пастве Сибирстей путево́ждь во страда́ниих являя́ся, / с ца́рственными страстоте́рпцами узы и заключе́ния разделя́я, / и страда́льчески путь сконча́вше: / на небесе́х мзду трудов твоих восприя́л еси, // молися за народ наш ко Господу.
Кондак, глас 5
Утвержде́ние веры правосла́вныя, / и любви Христовой пропове́дание, / паствы Сибирския похвало, Церкви Русския славо, / исповедничество и мученичество за Христа подъя́л еси, / свидетельствуя даже до смерти пред лицем богоборцев, / молитвенно в руце Божии душу свою предав, / священномучениче Гермогене, // моли Христа Бога спастися душам нашим.
Ин кондак, глас 4
Подвиг святительский добре сверши́вшаго / и течение мученическое мужественно сконча́вшаго, / прославля́ем тя, священномучениче Гермогене, / яко предста́теля пред Господем // за страну Российскую.
Труды
- «К нашей юной духовной среде,» Духовный вестник Грузинского Экзархата
, 1898, Ч. неофиц., № 24, 2-10. - «Очерк деятельности Епархиального миссионерского духовно-просветительного Братства в г. Тифлисе за два года его существования (с 19 окт. 1897 г. по 22 окт. 1899 г.),» Духовный вестник Грузинского Экзархата
, 1900, Ч. неофиц., № 6, 7-23. - «Борьба за истину нашей духовной школы: Отзыв о проекте новой организации этой школы,» Саратовский духовный вестник
, 1908, № 44, 3-10. - «Негодующее осуждение дозволенного кощунства: (Истинное изображение смерти Толстого),» Саратов, [1910].
- «От света «истинного» во тьму «кромешную»: (Открытое письмо к рус. людям),» Пг., 1916.
- «Толкование на «Откровение» Иоанна Богослова,» Первый и последний
, М., 2003, № 2(6).
Священномученик Ермоген Московский
25 мая Церковь молитвенно вспоминает священномученика Ермогена, патриарха Московского и всея Руси.
Будущий Российский патриарх Гермоген, родился в Казани в 1530 году и был наречен во святом крещении Ермолаем. Детство и юность прошли среди суровых рассказов и впечатлений: за год до его рождения на русском кладбище был погребен юный пленник Иоанн, замученный за веру. Когда Ермолай был уже взрослым, татары замучили двух его новокрещенных сограждан — татар — Петра и Стефана.
На его глазах непрерывно прибывали в Казань толпы русских пленников. Наконец в 1552 г. Царь Иоанн 17 завоевал Казань. Только тогда смогло облегченно вздохнуть ее христианское население. Была учреждена Казанская епархия. Ермолай удостоился лично знать и быть в духовном общении с великими просветителями своего родного города: первосвятителем Гурием, архимандритами Германом и Варсонофием.
Отец Ермолай в сане протопопа, настоятеля Никольской Гостинодворской церкви, участвовал в обретении чудотворной иконы Божией Матери Казанской после страшного пожара, опустошившего в 1579 г. Казань. Он написал тропарь новоявленной иконе и историю ее явления.
Овдовевший отец Ермолай принял постриг с именем Гермогена в Московском Кремлевском Чудове монастыре. Его немедленно возвели в сан архимандрита и назначили настоятелем Спасо-Преображенского монастыря в Казани, а в 1589 г. — митрополитом Казанским. Новый святитель с ревностью продолжал труды своих великих предшественников. Он основал много новых церквей и монастырей, в том числе и женский монастырь в честь иконы Божией Матери Казанской на месте ее явления.
В 1605 г. на русский престол вступил самозванец, известный под именем Лжедмитрия I. Жену свою Марину Мнишек, польку и католичку, он желал короновать, но натолкнулся на сильное противление митрополита Казанского Гермогена. Через год Лжедмитрий был убит, и царем провозгласили князя Василия Шуйского. Митрополит Гермоген был возведен в сан Патриарха всея Руси вместо ставленника Лжедмитрия, слабовольного патриарха Игнатия, родом грека.
Тяжелое время переживала тогда Русь: не успел царь Василий IV вступить на престол, как распространился слух, что Лжедмитрий спасся от смерти, и в Новгороде-Северском началось восстание. Мятежники под водительством Ивана Болотникова и князя Шаховского шли на Москву. В это время одному священнику было откровение, что за покаяние Господь помилует Русь. Патриарх назначил особые моления и пост, и неожиданно отряд стрельцов в 200 человек разбил главные силы мятежников. Патриарх Гермоген стремился убедить царя в корне уничтожить самое гнездо мятежа в Новгороде-Северском, но тот по вялости своей его не послушал.
Новый Лжедмитрий оказался под самой Москвой и основал свой лагерь в селе Тушине, из-за чего получил прозвище «тушинский вор». Оттуда его шайки делали набеги в самую глубь России, а одна из них, под водительством Сапеги, осадила Троице-Сергиеву лавру. Вопреки советам святителя царь Василий заключил союз с королем шведским Карлом IV, личным врагом польского короля Сигизмунда. Результатом этого союза стала оккупация Севера России шведскими войсками и поход короля Сигизмунда против России.
Началась полная разруха: часто в одной семье одни были за царя Василия, другие — за «тушинского вора». Патриарх боролся со злом увещеваниями, проповедями и, наконец, отлучениями, что было самым сильным оружием в руках его. Когда поляки отрезали подвоз продовольствия в Москву и начался голод, патриарх приказал продавать по низкой цене лаврские запасы ржи. Часто в сопровождении своего сотрудника, старицкого архимандрита Дионисия, патриарх выходил к толпе и успокаивал ее.
Скоропостижная смерть молодого полководца князя Михаила Скопина-Шуйского и поражение русских войск под Смоленском решили судьбу царя Василия: его низложили и постригли в монахи. В Москве образовалось временное правительство из бояр, которое избрало царем королевича Владислава, сына Сигизмунда. Польские войска вошли в Москву. Василий Шуйский был сослан пленником в Польшу, где и умер. Патриарх Гермоген сколько мог боролся против этого, но, не имея поддержки, вынужден был уступить.
Сигизмунд уже смотрел на Русь как на свою собственность и раздавал в ней земли своим сторонникам. Поляки вели себя как завоеватели и оскорбляли религиозные и национальные чувства русских. Под тяжелым давлением иноплеменников стали пробуждаться нравственные силы народа. В этих условиях патриарх Гермоген обратился с призывом к народу и в своих посланиях к городам освобождал всех от присяги Владиславу. Начало формироваться первое ополчение.
Боясь восставших москвичей, поляки сожгли весь город, кроме Кремля и Китай — города, где и затворились с боярами. Патриарх был заключен в Чудовом монастыре под польской стражей. Когда ополчение подошло и начало осаду неприятеля, поляки и бояре — изменники стали требовать, чтобы патриарх приказал ополчению разойтись, угрожая уморить его голодом. Он ответил: «Что вы мне грозите? Я боюсь одного Бога. Если вы уйдете, я им прикажу уйти, разойтись, а иначе прикажу остаться и умереть за веру. Вы мне обещаете жестокую смерть, но через нее я надеюсь получить венец. Давно я желаю пострадать за истину».
Но в ополчении началась разруха: его предводитель, рязанский дворянин Прокопий Ляпунов, был убит казачьим атаманом Иваном Заруцким, и воинство стало расходиться. Наступили самые черные, мрачные дни для России. Смоленск был взят поляками, Новгород — шведами; появился новый самозванец. Тогда 80-летний патриарх обратился из своего заточения к русским людям с последним призывом постоять за веру, положить «живот за Дом Пречистыя». Послание, доставленное в Нижний Новгород 12 января 1611 г. верными смелыми людьми, вызвало знаменитое народное движение под предводительством Косьмы Минина и князя Димитрия Пожарского, которое спасло Россию. Из своей тюрьмы молился за них патриарх. Он распорядился, чтобы в ополчение была принесена Казанская икона Божией Матери.
Как только в Москве узнали, что приближается новое ополчение, поляки и изменники опять приступили к патриарху со своими домогательствами и угрозами. Но патриарх сказал им: «Да будут благословенны те, которые идут освобождать Москву, а вы, окаянные изменники, будьте прокляты». Тогда начался мученический подвиг святителя. Его лишили еды и с издевательствами бросили в его темницу сноп овса и немного воды. 17 февраля 1612 г. Святейший Патриарх Гермоген скончался от голода. Он был погребен в Чудовом монастыре. 22 октября был освобожден Китай — город, 26 октября сдался Кремль, но радость победителей была омрачена кончиной патриарха.
Священномученик Гермоген стал сразу же почитаться как местный московский святой. В 1652 г. мощи его были обретены нетленными и благоухающими и перенесены в Успенский собор. После отступления Наполеона из Москвы в 1812 г. святые мощи были найдены выброшенными из гробницы. В третий раз они были обретены нетленными во время реставрации Успенского собора перед коронацией императора Александра III.
К лику святых священномученик Гермоген был причислен 12 мая 1914 года.
Его святыми молитвами направь нас, Господи, на правильный и спасительный жизненный путь!
Жития святых – полное собрание >>
Документы, литература
- ГА Саратовской обл.
, Ф. 1132. - ГА Тобольска
, Ф. 156, Оп. 15, Д. 779, Л. 638. - РГИА
, Ф. 796, Оп. 194. Д. 1102, 1119, 1120; Ф. 797, Оп. 86, Д. 49; Ф. 1101, Оп. 1, Д. 1111. - Леонидов, К., свящ., «Десятилетие служения в святительском сане Преосвящ. Гермогена, еп. Саратовского и Царицынского, в Саратовской епархии,» Братский листок
, Саратов, 1911, № 10, 1-3. - Мраморнов, А. П., свящ., «Десятилетие служения Преосвящ. еп. Гермогена пастве саратовской,» // Братский листок
, Саратов, № 8, 1-2. - Е. И., «Архипастырь-мученик,» Тобольские ЕВ
, 1918, № 18/20, Отд. офиц., 138-139. - С. И. Ф., «Сщмч. Гермоген, еп. Тобольский и Сибирский,» Тобольские ЕВ
, 1918, № 18/20, Отд. офиц., 256-265. - Польский, ч. 1, 66-68.
- Мануил, Рус. иерархи, 1893-1965
, т. 2, 336-345. - Газизова, О., «Свт. Гермоген, еп. Тобольский,» Правосл. беседа
, 1992, № 8/9, 27-31. - Дамаскин, кн. 2, 154-175.
- Регельсон, Л. Л., Трагедия Рус. Церкви, 1917-1945
, М., 1996р, 238-246. - За Христа пострадавшие
, кн. 1, 313-314. - Воробьев, М., прот., Православное краеведение: Очерки истории Саратовского края
, М., 2002, 78-84. - Иванов, С. М., Супрун, В. И., Православие на волгоградской земле: Епархии и епископы
, Волгоград, 2002, ч. 1, 107-110. - Рожков, В. С., прот., Церковные вопросы в Гос. Думе
, М., 2004, 287-298. - «Священномученик Гермоген, епископ Тобольский и Сибирский,» Сибирская правосл. газ.
, 2005, № 9. - «Обретение мощей сщмч. Гермогена (Долганова), еп. Тобольского и Сибирского,» Сибирская правосл. газ.
, 2005, № 9. - Мраморнов, А. И., Церковная и обществ.-полит. деятельность еп. Гермогена (Долганова, 1858-1918)
, Саратов, 2006.
ДОРОГИЕ БРАТИЯ И СЕСТРЫ!!!
28 марта 2021 года, в Неделю 2-ю Великого поста, день памяти свт. Григория Паламы, епископ Наро-Фоминский Парамон, управляющий Северным и Северо-Западным викариатствами г. Москвы, совершил Божественную литургию свт. Василия Великого в храме сщмч. Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси в Тушине.
Его Преосвященству сослужили: и. о. благочинного Успенского церковного округа иерей Андрей Шумкин, настоятель храма иерей Николай Голованов, иеродиакон Софроний (Михальский), приглашенное духовенство.
После сугубой ектении была вознесена молитва о прекращении вредоносного поветрия.
Перед причастием проповедь произнес иерей Алексий Тимофеев, клирик храма святителя Мартина Исповедника Папы Римского в новой Алексеевской Слободе.
По окончании Литургии настоятель храма поблагодарил владыку за архиерейское богослужение. Затем епископ Парамон обратился к пастве с проповедью:
«Сегодняшний день – день памяти святителя Григория Паламы – очень светлый и особенный. Он учил о Божественном нетварном Свете. Каждый из нас видит не только своими глазами. Он ещё видит то, что происходит внутри него. Есть то зрение, которое даёт возможность глубже проникать внутрь себя, в отличие от обычного зрения, которым мы воспринимаем окружающий мир. И вот святитель Григорий Палама учил о том Божественном Свете, который человек способен восприять и который дает Господь. Мы знаем, что только чистые сердцем могут узреть Бога. Как и где можно встретить Бога? Бога можно встретить не где-то на улице, а в своей душе, в своём сердце. И если мы будем невнимательно относиться к самому себе, то мы никогда эту встречу не увидим и не переживём. Но пережив её однажды, увидевши Бога, прочувствовав Его благодать, которая на тебя изливается, у человека остается жажда Бога, желание снова почувствовать Его пребывание в себе. Тогда человек понимает, что пребывание с Богом есть подлинное богатство. Это то, что делает человека подлинно счастливым и радостным и возвышает над землей. Всё это происходит тогда, когда мы открываем своё сердце Богу, когда мы молимся Ему. Поэтому только через молитву и через пост можно привлечь Божию благодать к своей душе. Григорий Палама, который постился, много молился, подвизался как настоящий аскет, для нас является примером того, как использовать время Великого поста с пользой для свей души. Мы должны искренне молиться всем сердцем, всем своим естеством, просить у Бога, чтобы Господь всем нам послал свою милость, чтобы Он не лишил нас Своего Света, чтобы Он просветил нас Своею благодатью».