Так говорил Зосима. Следы беглого схимитрополита из Тульской области ведут в Старомайнский район

Про Владыку Русской Православной Церкви Зосиму (Остапенко) публикуют неоднозначную информацию.

На официальном сайте Московского Патриархата он значится как достойный иерарх, имеющий титулы и награды.

А новостное издание «Кавказский Узел» рассказывает о некоторых перегибах и превышениях власти.

Об архиепископе Зосиме (Остапенко), ныне управляющем Соликамской епархией, пойдет речь.


Архиепископ Зосима Остапенко, управляющий Соликамской епархией

Архиепископ Зосима Остапенко остался сиротой в 14 лет и после армии учился в духовной семинарии

Будущий иерарх, Владимир Михайлович Остапенко, родился в Казахстане, Целиноградской обл., с. Новочеркасское, в семье служащих. Оставшись сиротой в 14 лет, закончил школу-интернат, после которой 2 года отслужил срочную службу в Вооруженных Силах Советской Армии.

После армии поступил в Московскую духовную семинарию. Во время учебы выполнял послушание в храме Московской области, Одинцовского района, с. Дмитровское.

После окончания семинарии, в г. Махачкала выполнял послушание псаломщика в храме Успения Божией Матери.

Через семь лет, архиепископом Антонием рукоположен во диаконы, через месяц — в иереи.

Назначен на службу штатным священником в храм Архангела Михаила г. Грозный.

Через три года переведен в Кретстовоздвиженский храм, который был на то время единственным в Калмыкии, в с. Приютное. Через год переведён в Элисту и назначен настоятелем Крестовоздвиженского храма. Пострижен в монашество с именем Зосима, в честь преподобного Зосимы Соловецкого

По истечении двух лет, по благословению Архиепископа Ставропольского и Бакинского Антония, принял постриг с именем Зосима, возведен в сан игумена и назначен благочинным всех калмыцких приходов.

Будучи благочинным, открыл первую воскресную школу в епархии, построил в Элисте Казанский Кафедральный собор, заложил в епархии фундаменты под строительство двух храмов. Избирался депутатом Верховного совета Калмыкии.

Через восемь лет его избрали на должность епископа Элистинского и Калмыцкого. Патриарх Московский Алексий II возвел его в сан архимандрита, затем во епископа. По истечении одиннадцати лет — в сан архиепископа.

1995

в этом году Зосиму Остапенко возвели в сан епископа

Через пять лет, Решением Священного Синода Владыка Зосима становится управляющим Владикавказской и Махачкалинской кафедры. В этом же году Архиепископ Зосима Владикавказский назначен на должность настоятеля Аланского Успенского мужского монастыря (с. Хидикус, Республика Северная Осетия-Алания).

Через год Архиепископу Зосиме присваивают титул «Владикавказский и Аланский», в связи с вновь образованной Махачкалинской епархией.

Через четыре года по состоянию здоровья отправлен в отставку, и переехал в Москву. Через пять месяцев, определен Архиепископом Соликамским и Чусовским.

Даты жизненного пути Владыки Зосимы

ДатаСобытие
12 июля 1950День рождения
1968Окончил школу
1968-1970Служба в армии
1970-1974Учеба в Московской ДС
13 декабря 1981Рукоположен во диакона
27 декабря 1981Рукоположен в иерея, г. Грозный
1984Назначен на приход в Калмыкию
1985Назначен настоятелем Крестовоздвиженского храма, г. Элиста
21 августа 1987Пострижен в монашество
7 октября 1995Возведен в сан архимандрита
24 декабря 1995Хиротонисан во епископа
6 октября 1995Назначен архиереем Элистинской и Калмыцкой епархии
24 февраля 206Возведен в сан архиепископа
22 марта 2011Назначен Владыкой Владикавказским и Махачкалинским
3 июня 2016Отправлен на покой
21 октября 2016Назначен архиереем Соликамской епархией

Отрывок, характеризующий Зосима (митрополит Московский)

– В девятом часу велено на месте быть, а мы и половины не прошли. Вот так распоряжения! – повторялось с разных сторон. И чувство энергии, с которым выступали в дело войска, начало обращаться в досаду и злобу на бестолковые распоряжения и на немцев. Причина путаницы заключалась в том, что во время движения австрийской кавалерии, шедшей на левом фланге, высшее начальство нашло, что наш центр слишком отдален от правого фланга, и всей кавалерии велено было перейти на правую сторону. Несколько тысяч кавалерии продвигалось перед пехотой, и пехота должна была ждать. Впереди произошло столкновение между австрийским колонновожатым и русским генералом. Русский генерал кричал, требуя, чтобы остановлена была конница; австриец доказывал, что виноват был не он, а высшее начальство. Войска между тем стояли, скучая и падая духом. После часовой задержки войска двинулись, наконец, дальше и стали спускаться под гору. Туман, расходившийся на горе, только гуще расстилался в низах, куда спустились войска. Впереди, в тумане, раздался один, другой выстрел, сначала нескладно в разных промежутках: тратта… тат, и потом всё складнее и чаще, и завязалось дело над речкою Гольдбахом. Не рассчитывая встретить внизу над речкою неприятеля и нечаянно в тумане наткнувшись на него, не слыша слова одушевления от высших начальников, с распространившимся по войскам сознанием, что было опоздано, и, главное, в густом тумане не видя ничего впереди и кругом себя, русские лениво и медленно перестреливались с неприятелем, подвигались вперед и опять останавливались, не получая во время приказаний от начальников и адъютантов, которые блудили по туману в незнакомой местности, не находя своих частей войск. Так началось дело для первой, второй и третьей колонны, которые спустились вниз. Четвертая колонна, при которой находился сам Кутузов, стояла на Праценских высотах. В низах, где началось дело, был всё еще густой туман, наверху прояснело, но всё не видно было ничего из того, что происходило впереди. Были ли все силы неприятеля, как мы предполагали, за десять верст от нас или он был тут, в этой черте тумана, – никто не знал до девятого часа. Было 9 часов утра. Туман сплошным морем расстилался по низу, но при деревне Шлапанице, на высоте, на которой стоял Наполеон, окруженный своими маршалами, было совершенно светло. Над ним было ясное, голубое небо, и огромный шар солнца, как огромный пустотелый багровый поплавок, колыхался на поверхности молочного моря тумана. Не только все французские войска, но сам Наполеон со штабом находился не по ту сторону ручьев и низов деревень Сокольниц и Шлапаниц, за которыми мы намеревались занять позицию и начать дело, но по сю сторону, так близко от наших войск, что Наполеон простым глазом мог в нашем войске отличать конного от пешего. Наполеон стоял несколько впереди своих маршалов на маленькой серой арабской лошади, в синей шинели, в той самой, в которой он делал итальянскую кампанию. Он молча вглядывался в холмы, которые как бы выступали из моря тумана, и по которым вдалеке двигались русские войска, и прислушивался к звукам стрельбы в лощине. В то время еще худое лицо его не шевелилось ни одним мускулом; блестящие глаза были неподвижно устремлены на одно место. Его предположения оказывались верными. Русские войска частью уже спустились в лощину к прудам и озерам, частью очищали те Праценские высоты, которые он намерен был атаковать и считал ключом позиции. Он видел среди тумана, как в углублении, составляемом двумя горами около деревни Прац, всё по одному направлению к лощинам двигались, блестя штыками, русские колонны и одна за другой скрывались в море тумана. По сведениям, полученным им с вечера, по звукам колес и шагов, слышанным ночью на аванпостах, по беспорядочности движения русских колонн, по всем предположениям он ясно видел, что союзники считали его далеко впереди себя, что колонны, двигавшиеся близ Працена, составляли центр русской армии, и что центр уже достаточно ослаблен для того, чтобы успешно атаковать его. Но он всё еще не начинал дела. Нынче был для него торжественный день – годовщина его коронования. Перед утром он задремал на несколько часов и здоровый, веселый, свежий, в том счастливом расположении духа, в котором всё кажется возможным и всё удается, сел на лошадь и выехал в поле. Он стоял неподвижно, глядя на виднеющиеся из за тумана высоты, и на холодном лице его был тот особый оттенок самоуверенного, заслуженного счастья, который бывает на лице влюбленного и счастливого мальчика. Маршалы стояли позади его и не смели развлекать его внимание. Он смотрел то на Праценские высоты, то на выплывавшее из тумана солнце. Когда солнце совершенно вышло из тумана и ослепляющим блеском брызнуло по полям и туману (как будто он только ждал этого для начала дела), он снял перчатку с красивой, белой руки, сделал ею знак маршалам и отдал приказание начинать дело. Маршалы, сопутствуемые адъютантами, поскакали в разные стороны, и через несколько минут быстро двинулись главные силы французской армии к тем Праценским высотам, которые всё более и более очищались русскими войсками, спускавшимися налево в лощину. В 8 часов Кутузов выехал верхом к Працу, впереди 4 й Милорадовичевской колонны, той, которая должна была занять места колонн Пржебышевского и Ланжерона, спустившихся уже вниз. Он поздоровался с людьми переднего полка и отдал приказание к движению, показывая тем, что он сам намерен был вести эту колонну. Выехав к деревне Прац, он остановился. Князь Андрей, в числе огромного количества лиц, составлявших свиту главнокомандующего, стоял позади его. Князь Андрей чувствовал себя взволнованным, раздраженным и вместе с тем сдержанно спокойным, каким бывает человек при наступлении давно желанной минуты. Он твердо был уверен, что нынче был день его Тулона или его Аркольского моста. Как это случится, он не знал, но он твердо был уверен, что это будет. Местность и положение наших войск были ему известны, насколько они могли быть известны кому нибудь из нашей армии. Его собственный стратегический план, который, очевидно, теперь и думать нечего было привести в исполнение, был им забыт. Теперь, уже входя в план Вейротера, князь Андрей обдумывал могущие произойти случайности и делал новые соображения, такие, в которых могли бы потребоваться его быстрота соображения и решительность.

У архиепископа Зосимы есть медали и ордена, причем не только церковные

Награда отца ЗосимыНазвание
Орден Дружбы народов, Россия
Медаль «Во славу Осетии» республики Северная Осетия

Орден Святого Благоверного князя Даниила Московского II степени, Русская православная церковь

Орден преподобного Сергия Радонежского II степени, Русская православная церковь

Орден прп. Серафима Саровского II степени, Русская православная церковь

Орден свт. Иннокентия Московского II степени, Русская православная церковь

Медаль «За заслуги», Федеральная миграционная служба, РФ

Примечания

  1. Макарий (Булгаков). История русской церкви: История русской церкви в период постепенного перехода её к самостоятельности (1448—1589). М., 1996. С. 68.
  2. [www.odinblago.ru/golubinskiy2/15 Е. Е. Голубинский История Русской Церкви. — М.: Тип. Лисснера и Романа, 1880—1911.Т. 2: Период второй. Московский. От начала монголов до митрополита Макария включительно, 1-я половина тома. — 1900. — VII, 919с. стр. 575]
  3. [www.pravenc.ru/text/182289.html «Православная энциклопедия» Т. 19, С. 185-194 Жидовствующие]
  4. [old.stsl.ru/manuscripts/medium.php?col=1&manuscript=740&pagefile=740-0126 740. (995.) Чины разные, скороп., нач. ХVII век Оборот листа 117]

Интервью Владыки Зосимы и его проповеди

  • Интервью архиепископа Владикавказского и Махачкалинского Зосимы порталу «Интерфакс-Религия»
  • Архиепископ Владикавказский и Аланский Зосима: Православие в Осетии имеет глубочайшие корни
  • Епископ Элистинский и Калмыцкий ЗОСИМА (Остапенко) (РПЦ МП): «Нельзя допустить такого активного продвижения католицизма в России, которое было при Папе Иоанне Павле II»
  • Архиепископ Владикавказский и Аланский Зосима: Как Кавказ не может без России, так и Россия без Кавказа — неполноценна
  • Слово Архиепископа Зосимы Об осквернении статуи Будды в Элисте
  • Проповедь Владыки Зосимы в празднование Крещения Господня

У архиепископа Зосимы Остапенко был конфликт с паствой в Северной Осетии

После назначения на Владикавказскую и Махачкалинскую кафедру, архиепископ Зосима, как правящий архиерей, проводит свою кадровою политику. Действия владыки, человека бескомпромиссного, и категоричного в высказываниях, привели к открытому конфликту.

Причиной противостояния стало назначение в Дагестан наместника Аланского Свято-Успенского Мужского монастыря архимандрита Антония (Данилова).

Верующие прихожане полюбили отца Антония, и не желали с ним расставаться.

Несмотря на просьбы народа, архиепископ оставался непреклонен. Он мотивировал, что большой миссионерский опыт отца Антония принесет на новом месте больше пользы, а в будущем архимандрит будет возведен в сан епископа.

Массовые негодования верующих, подогреваемые горячим кавказским темпераментом, перешли в конфликт между епархией и правительством республики. Правительство приняло сторону народа.

Группа верующих, не согласных с архиереем, изложила свое недовольство на бумаге, собрала подписи, и направила в Москву. Конфликт пришлось разрешать Патриарху. В результате, Владыка Зосима отозвал приказ о назначении архимандрита Антония.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Литература

  1. Зосима, митрополит московский // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. [www.magister.msk.ru/library/history/makary/mak3202.htm#number2 Митрополит Макарий. История Русской Церкви
    Т. III, отдел 2, Глава 2.]
  3. Современные Известия (1884, № 266);
  4. Д. Иловайский, Ещё о ереси жидовствующих (М. 1884).
  5. Беляковых, Л. Л. и Е. В. О пересмотре эсхатологической концепции на Руси в конце ХV века. — Архив русской истории, 1, 1992, 7-31.
  6. Алексеев, А. И. Заметки о пересмотре эсхатологической концепции на Руси в конце 15 в. — В: Средневековое православие: от прихода до патриархата. Ред. Н. Д. Барабанов и В. В. Кучма. Вып. 1. Волгоград, 1997, 111—125.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]