Названия старообрядческих икон и какие образы относятся к староверческим

История возникновения староверческих икон берет свое начало с нашумевшей реформы в религии, провести которую решил Патриарх Никон. Это была середина XVII века, когда Русская Православная Церковь была шокирована предстоящими изменениями. Даже то, что реформа не затрагивала вопроса религиозной догматики, а лишь предполагала внесение неких замен во внешней обрядовой стороне богослужения, не остановило процесс, приведший к расколу. Отделение от официальной церкви из-за возникнувших противоречий стало решающим моментом в истории возникновения старообрядческих икон.

Иконы в храмах

.
Важный признак старообрядческого храма — это особенные иконы: меднолитые или рукописные, написанные в т.н. «каноническом стиле».

.

Внутреннее убранство старообрядческих храмов

.

Изображения в итальянском стиле или стиле эпохи ренессанса, которые легко встретить в храмах Московской Патриархии или униатских церквях, в старообрядческих храмах просто недопустимы. Поэтому, увидев в храме иконы новодельного письма, вы можете быть уверенными, что попали куда угодно, только не в старообрядческий храм и здесь вам не запретят прикладываться ко всем доступным иконам после богослужения.

.

Одна из новообрядческих икон (новодел). Имеет широкое распространение Адаптированная под правосланую иконографию католическая икона (новодел) . В 20 в. была распространена на Юге России и в униатских храмах. Теперь ее можно встретить в любом храме Мос.Пат.

.

Православные (старообрядческие) иконы

.

Если в храме имеются иконы царя Николая II, прп. Серафима Саровского. блж. Матроны , то храм однозначно не может быть старообрядческим, так как старообрядцы не прославляли этих святых и иконы им не писали.

.

Так же следует приглядеться к головным уборам преподобных и святителей, изображенным на иконах. Если их венчают черные или белые клобуки в форме цилиндров, то вы скорее всего зашли в храм РПЦ МП, ибо такие клобуки вошли в моду после реформ патриарха Никона, в древнерусской же церкви иноки и святители носили совсем другие головные уборы.

.

Клобуки в старообрядческой Церкви на иконе святителя и у Предстоятеля РПСЦ митрополита Корнилия

На иконе Святитель Лука в клобуке цилиндрической формы – иконография никонианской церкви (новодельное письмо)

.

LiveInternetLiveInternet

«Образ чистый, достойный почитания»… Этими словами можно определить меднолитые иконы и кресты, созданные мастерами-старообрядцами на бескрайних просторах России – в скитах Поморья и мастерских Москвы, в селах Подмосковья и Поволжья, в потаенных кузницах на Урале и в Сибири – в течение неполных трехсот лет от конца XVII в. до начала XX в.


Новый период истории меднолитейного дела неразрывно связан со старообрядческим движением в России, когда во второй половине XVII в., после раскола в русской православной Церкви, противники реформы патриарха Никона вынуждены были спасаться от преследования властей, бежать из центра на отдаленные окраины, скрываться в лесах. В таких сложных условиях именно старообрядцы сохранили и продолжили древнерусские традиции медного литья. Постоянно перевозить на новое место большие храмовые иконы было затруднительно.


Громоздкие иконы падали, трескались, ломались, красочный слой осыпался, их было трудно скрывать при постоянных обысках. Литые иконы оказались более подходящими к условиям постоянного странствования. Поэтому именно в беспоповских согласиях, главным образом у поморцев, происходит расцвет медного литья. Как бесценные реликвии древние меднолитые образки бережно вставлялись в рамы-киоты и вкладывались в деревянные живописные или резные складни.

Но старообрядцы не только сберегли древнерусское наследие, но и создали свою особую религиозную и духовную культуру. Меднолитые образа, «как прошедшие очищение огнем» и не руками «творенных» получили широкое почитание в народной среде. Разнообразие формы, иконографии, композиции и декоративного убранства, старообрядческих меднолитых крестов, икон и складней поражает. А горячие разноцветные эмали и огневое золочение усиливают их декоративность.

Трехстворчатый медный складень «Деисус»

Большим спросом пользовались трехстворчатые складни «Деисус». Они отливались разных размеров — от маленького, дорожного, для ношения на груди до большого торжественного образа для молельни.


Трехстворчатый медный складень «Деисус с избранными святыми»

Именно в этот период получили свое рождение складни новых иконографических типов. Среди них — трехстворчатый складень «Деисус с избранными святыми», или, как его часто называют, «Девятка». Действительно, на складне представлены девять фигур. В среднике— Спас на престоле с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей, на левой створке изображены апостол Иоанн Богослов, святитель Никола Чудотворец и митрополит Филипп, на правой — Ангел-хранитель и преподобные Зосима и Савватий Соловецкие.


Четырехстворчатый медный складень «Двунадесятые праздники»

Также отдельно хочется отметить четырехстворчатый складень с изображением Двунадесятых праздников — так называемые «большие праздничные створы». Этот складень являющийся целым походным иконостасом, пользовался необычайной популярностью и не только среди старообрядцев. Все в этом меднолитом памятнике — и форма, и тщательность проработки миниатюрных клейм, и орнамент наружной стороны второй створы — свидетельствует о таланте и высоком мастерстве литейщиков знаменитой выговской «медницы».

Опорой земли Русской были и остаются святые, глубоко почитаемые народом. Подтверждением этому служат многочисленные меднолитые иконы и складни, к которым обращались со своими горестями и радостями, со словами молитвы русские люди на всей необъятной территории России… Почитание святых связано с понятием святости — центральным в истории спасения – и ее носителями. У истоков стоят святые мученики. Иисус Христос – величайший мученик. Григорий Богослов о подвиге мученичества говорил: «Прославляя память священномучеников, мы не просто участвуем в этом торжестве, мы участвуем в тайне мученичества, которое явили эти святые…» Самопожертвование в любые времена вызывало и вызывает у людей сочувствие, а мученичество поднимало личность на высоту святости.


Медные иконы с изображением святых

Наиболее почитаемые и горячо любимые святые, как в России, так и во всем мире, были и остаются: Святитель Николай Чудотворец (ему молиться о заступничестве, замужестве, здравии и прочей помощи); Святой Никита, побивающий беса (помогает в учении, исцеляет, изгоняет бесов, помогает покаяться в грехах и освободиться от прельщений дьявола, в том числе и от пьянства); Святой Георгий Победоносец (он покровитель военных, земледельцев, животноводов); Святая Параскева Пятница (ей молятся о покровительстве семейному очагу; в супружеском бесплодии; о достойных женихах); Священномученик Антипа Пергамский (ему молятся об исцелении, в частности от зубных болезней); Святые Зосима и Савватий Соловецкие (являются покровителями пчеловодов, также им молятся о помощи на море от бури и потопления, о помощи на воде плавающим); Святой Сергий Радонежский (ему молятся о духовном здоровье детей и об их успехе в образовании); Святая Матрона Московская (ей молятся о беременности, здоровье, замужестве, зачатии, любви, выздоровлении, помощи); Святой Серафим Саровский (ему молятся о физическом и духовном исцелении).


Медные иконы с изображением Божьей Матери

Отдельно хочется выделить образ Богоматери — по всей Руси, в каждом доме как «к скорой помощнице и теплой заступнице» обращались и обращаются люди к Ней. Наиболее почитаемые иконы Богоматери Казанской, Федоровской, Тихвинской и Неопалимой Купины. «О прозрении ослепших очес» молят Богоматерь Казанскую. К Богоматери Федоровской обращаются с молитвой «об освобождении от труднаго рождения жен». «О сохранении здравия младенцев» просят Богоматерь Тихвинскую.


Медная икона «Неопалимая Купина»

Русский народ считает Богоматерь Неопалимую Купину охранительницей от пожара и молнии. В народном быту иногда ходили вокруг горящего здания с этим образом Богоматери для скорого тушения пожара… Много было меднолитых икон и складней с почитаемыми изображениями Богоматери, но особенно любимы в народе образки и иконы Богоматери Всех скорбящих радость.


Энколпион-мощевик «Распятие Христово»

Небольшие медные образки и складни, удобные для перенесения, прочные и дешевые, довольно часто выполняли функцию оберега — они сопровождали владельца во время дальних поездок и путешествий. Часто подобные меднолитые предметы находили далеко за пределами Русской земли.

В годы советской власти производство меднолитой пластики прекратилось, создавались лишь кустарные и малотиражированные изделия. Но спустя 70 лет, благодаря продолжателям традиций русского медного литья, это искусство стало возрождаться. Современные мастера постарались воссоздать всё многообразие и былое великолепие медной пластики, придумывая новые изводы, а также дублируя старые, которые были созданы ранее и бытовали у наших предков. Поэзия искусства и металла получила вторую жизнь!


Три медных иконы «Деисус с Архангелами»

Одна интереснейшая особенность — каждый, кто брал в руки медную икону или крест, испытывали какое-то необычайное внутреннее чувство, быть может, это связано с их чарующим великолепием, строгостью и одновременной мягкостью, которые привлекают и завораживают. А может быть, это чувство и есть та самая благодать Божия?

Медная икона «Седмица»


Врезная ставротека-иконостас с медными иконами


«Видение отроку Варфоломею» М.В. Нестеров

Серия сообщений «Иконография»:
Часть 1 — Символ с греческого переводится как «знак» (символика иконописи) Часть 2 — Типология богородичной иконы … Часть 7 — Толкование и сокращения на МЕДНОЛИТЫХ И ПИСАНЫХ КРЕСТАХ, ИКОНАХ, СКЛАДНЯХ Часть 8 — Мелкая каменная пластика в русском церковном искусстве Часть 9 — Меднолитые иконы староверов Часть 10 — Змеевики для отсроченных христиан (эпоха двоеверия на Руси до 12 века) Часть 11 — Невьянская икона — Южный Урал. Часть 12 — Икона в собрании Художественного музея им. М. В. Нестерова: выставка ПРАВОСЛАВНОЕ ИСКУССТВО до 2.04.17 Часть 13 — Сегодня — день иконы Троеручицы Часть 14 — Иконы из собрания ГМИИ_РТ

.Церковное песнопение

.

Если в храме совершается Богослужение, то старообрядческий храм легко отличить по характерному унисонному пению певчих. Многоголосное знаменного распева характерное для современной никонианской церкви и прочие аккорды, трезвучия, да и вообще любые гармонические лады на старообрядческом Богослужении запрещены.

.

.

Для сравнения Херувимская песнь знаменного распева. Поют певчие РПЦ МП:

.

.

Конечно песнопение очень красивое, но церковное песнопение не должно превращаться в концерт, завораживать, очаровывать красивыми голосами и гармониями, ибо это молитва и ничто не должно мешать молитвенному духу на Литургии, во время которой Бог совершает великие таинства.

.

Одежда верующих стоящих на службе

.

В храмах Московской Патриархии одежда прихожан имеет вольный характер, особенно это заметно при взгляде на женщин, стоящих на службе. Они могут быть одеты в одежду любого фасона, стильную или небрежную, быть в юбке или брюках, а на голове иметь платок, небрежно накинутый шарф, оголяющий шею, или кружевную шапочку, едва прикрывающую затылок, из под которой кокетливо выпадают пряди волос.

.

Исповедь в храме РПЦ МП. Платки у девушек накинуты небрежно, слева одна из девушек вообще без платка.

.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на богослужении в Храме Христа Спасителя благословляет детей — девочки с непокрытой головой.

.

Подобная вольность в одежде недопустима в старообрядческом храме, ибо старообрядцы придерживаются особой, можно сказать культовой, строгости в одежде.

.

Женщины старообрядческой церкви знают, что в храм на праздничную службу надо приходить в длинной юбке, в белом платке и без макияжа В будни любой другой однотонный платок (не яркий), так же и одежда не должна быть пестрой или нескромной.

.

Женщины на молитве в храме РПСЦ

.

Мужчины молятся в старообрядческом храме Покрова Пресвятой Богородицы. Во время молитвы они подпоясывают свои чресла поясом.

Символ веры, Исус или Иисус

Старообрядческая икона с изображением Христа

Реформа церкви изменила и написание имени Сына Божьего — вместо принятого до этого Исус, буква «и» стала удвоенной. Таким образом длинное «и» более соответствовало греческому особому знаку для протяжённости звука и Вселенской практике для произношения имени Спасителя. Старообрядцы остались верны традиционному «Исус».

Кроме того, в церковные книги было внесено порядка 10 изменений в Символ веры, что старообрядцы не приняли категорически. Например, в словах о Сыне Божьем «рожденна, а не сотворенна» был убран союз «а», и стало «рождённого, не сотворённого». Староверы назвали это произволом и были готовы «за единый аз», то есть всего за одну эту букву «а» идти на страдание и смерть, отстаивая каноны своей веры.

Церковная служба

Олонецкий старообрядец

В отличие от православных старообрядцы строго следуют и определенной системе поклонов во время службы. Реформа Никона предписала заменить так называемые земные поклоны («метания» — от греческого слова «метанойя», покаяние) на поясные. Староверы этому указу не последовали и по-прежнему кланяются четырьмя поклонами: обычным — поклоном до груди или до пупа; средним — в пояс; малым земным поклоном и великим земным поклоном (так называемая «проскинеза»).

После раскола русской церкви старообрядцы остались верны давнему обычаю совершать крёстный ход по часовой стрелке (посолонь), а православные, последовавшие за Никоном, совершают ход противосолонь, то есть в обратную сторону.

Вместо двойного произнесения слова «аллилуия» православные стали произносить его трижды — как символ Святой Троицы. В пику «никонианам» староверы утверждают, что дважды произносимое «аллилуия» вместе со «слава Тебе, Боже» и есть прославление Троицы, так как слова «слава Тебе, Боже» являются одним из переводов на славянский древнееврейского слова «аллилуиа» — «хвалите Бога».

Старообрядцы не приняли и многоголосного стиля пения, сохранив так называемое крюковое пение, по способу записи мелодии особыми знаками — «знаменами» или «крюками».

Староверы

Образ жизни староверов

Обычаи старообрядцев очень архаичны. Они ведут закрытый, часто аскетичный образ жизни. В быту члены общины довольно скромны, разговаривают на старорусском диалекте. Староверы не признают современные блага цивилизации и производят все необходимое для жизни своими руками.

Внешний вид

Глядя на внешний вид старообрядцев, можно подумать, что они сошли со страниц какой-нибудь древнеславянской сказки. Все мужчины бородатые, носят старорусские рубахи, обязательно навыпуск, подвязанные широким поясом. Женщины в платках, которые полностью скрывают волосы и сколоты под подбородком английской булавкой.

Среди староверческих нарядов не встретишь ярких красок, откровенных фасонов, галстуков или других модных аксессуаров. Девушки носят только юбки или платья в пол, волосы у всех заплетены в косы.

Крестное знамение

До раскола русской церкви все верующие крестились двумя пальцами (указательным и средним). Их складывали вместе, чуть изогнув, а остальные прижимали к ладони. Этот жест, пришедший к нам из греческого православия, часто встречается в иконографии. Он символизирует два основополагающих символов христианства: распятие и чудесное воскрешение Спасителя.

После Никоновских нововведений крестное знамение стало троеперстным, каким мы его знаем сегодня, однако староверы продолжают креститься двумя пальцами.

Поклоны во время служб

Во время богослужений, проводимых до церковной реформы XVII столетий, верующие совершали четыре вида преклонений:

  • обычные – до груди;
  • средние – до пояса;
  • «метание», или малый земной – практически до земли;
  • проскинеза – до самой земли.

В результате нововведений остались только поясные преклонения, а вот старообрядцы до сих пор пользуются всей системой поклонов.

Венчание и семья

Таинство Венчания у староверов стоит выше официального брака. При этом связывать себя семейными узами, если мужчина и женщина являются родными по крови до восьмого колена, строго запрещено. Богослужение по торжественному случаю проводят в любой день недели, кроме вторников и четвергов, придерживаясь православных традиций, существовавших до раскола церкви.


Таинство Венчания у староверов стоит выше официального брака

Аборты староверы не признают, считая их страшным грехом, а потому семьи у них многодетные. Большое количество детей не является помехой, а скорее, наоборот. Все члены рода заняты общим делом, помогая друг другу и распределяя все блага поровну. В понятие «родственник» для них может входить не одна деревня, а потому, чтобы не допустить кровосмешения, пару для своего ребенка родители ищут из дальних поселений.

Советуем изучить Молитва о путешествующих

Старообрядческие традиции запрещают употреблять спиртные напитки и курить табак. Только на великие церковные тожества разрешается выпить пару рюмок алкоголя, однако подобным попущением практически никто не пользуется.

Таинство крещения

По староверческим обычаям ребенка крестят не позже десятого дня после появления на свет. Имя малышу дают исключительно по святцам, а крестными родителями должны быть только члены общины. Всю церковную утварь, необходимую для проведения ритуала, омывают проточной водой. Аналогично поступают с нательным крестиком после совершения крещения – очистив, его снова надевают на шею младенца.

Родителям-старообрядцам, в отличие от современных православных, запрещено присутствовать во время Таинства Крещения рядом с ребенком. Интересная информация


Аборты староверы не признают, считая их страшным грехом

Похороны у старообрядцев

Смерть для староверов – естественный процесс, которому не придают особенного значения. Сторонники старой веры также проводят исповедь и заупокойную службу, однако траура по почившему не устраивают.

Для омывания тела приглашаются члены общины того же пола, что и покойный. Затем умершего укладывают в простой деревянный гроб, наполненный древесной стружкой, а сверху накрывают домотканым саваном из натурального полотна. Хоронят, не закрывая гроб крышкой. Поминки по древним обычаям также не устраивают, а вещи почившего раздают нуждающимся.

Школы и особенности старообрядческих икон

Староверские иконы в целом разделены на пять крупных школ: Ветковская, Поморская, Навьянская, Сибирская и Сызранская. Так для ветковской школы основным мотивом (от названия) служат цветы, ветви с листьями, часто изображается образ эдемского сада. А вот сибирские иконы славятся своим различием в представлении одних и тех же образов, находя свою особенность в непохожести.

Характерной чертой икон старообрядцев считается изобилие надписей по краям, на полях. Славятся данные образы и так зваными темными ликами, с едва различимыми контурами, что сливаются с цветом деревянных досок. Также, нельзя не отметить, что в XVIII веке официальная церковь запретила старообрядческие литые иконы, кои были еще одной отличительной чертой староверческих образов, которые отливались из меди или олова, неким образом напоминая современное штампование.

Одной из принятых староверами икон, на которой изображен Иисус Христос, является икона Спас Благое Молчание. Она встречается только лишь у старообрядцев, ведь каноны официальной церкви не принимали и в кой-то мере запрещали отображать Христа в обличии ангела, каким он запечатлен на иконе Благого Молчания, что в свою очередь делиться на Спаса Мокрая Брада и Спаса Ярое Око.

Не менее важным образом в христианской религии остается образ Девы Марии. Не лишены и староверческие иконы обличия Божьей Матери, хотя и с некоторыми отличиями. Наибольшей популярности у старообрядцев приобрела икона Богородица Огневидная. Из-за цветового оформления (яркий красный, оранжевый алые тона) икона получила название «Огневидная». Изображена Пресвятая Дева без Младенца на руках, как это привычно для официальной церкви, и голова Ее повернута в правую сторону.

Самой непонятной и не воспринимаемой иконой для православной церкви можно назвать икону мученика Христофора-Псеголовца (Псеглавца).

На данной иконе изображается святой, чья голова – это голова собаки. Официально икона была табуирована 21 мая 1722 года, когда Святейший Синода за «противные естеству, истории и самой истине» запретил несколько икон в числе которых оказалась и эта. Множество старинных икон со Святым Христофором со временем были уничтожены, однако старообрядцы сохранили значительную часть, продолжая чтить Псеголовца даже после запрета.

Икона Никола Отвратный являет образ Николая Чудотворца, косящего влево зрачками. Приблизительно она появилась в конце XVII века, распространившись в староверской среде. Икона Святого далека от православной церкви и была бы ею не принята через использование таких приемов, как крупные глаза, голова неестественных размеров (больше, чем полагается), усиливающие психологическое напряжение при рассмотрении иконы. Значение иконы Никола лежит в самом названии и одним своим изображением отвращает молящегося от греха.

Значение икон

Сложно дать общую характеристику тому, какое значение несут старообрядческие иконы в общем, ведь это зависит от конкретного образа, изображенного на ней. Например, икона Спаса Ярое Око носит охранительный смысл, а икона Богородицы Огневидной служит защитой от невзгод и бед.

Ошибочным есть мнение тех, кто считает грехом, хранение дома иконы староверов, если сами хозяева не относятся к старообрядцам. На самом деле это не является чем-то «криминальным» и иконы продолжают нести свое значение несмотря на этот фактор «несоответствия».

Добро пожаловать в «Беловодье» !

Замечено, что у каждого из тех, кто хоть раз в жизни сталкивался со словосочетанием “старообрядческое кладбище”, возникало ощущение нечто большего, чем обозначено в самом термине. И дело не только в том, что часто понятие “кладбище”обозначало духовный центр Старой Веры. Но и само кладбище в расхожем мнении представлялось, и чувственно и зримо, отличающимся от обыденного. В людском воображении возникали картины таинственных и неповторимых кладбищ Выга или Керженца… Или, на худой конец, нежданно открывшееся в глухой чащобе скопление деревянных старинных крестов вперемешку с замшелыми камнями, испещренными непонятными непосвященному знаками.

Между тем, посетитель многих современных старообрядческих кладбищ, особенно новых городских, не сразу и разберется в их конфессиональной принадлежности. На могилах — “стандартные” светского типа плиты, большую часть поверхности которых занимают различные тексты и даже портреты усопших. И среди всего этого, в уголке плиты, — скромно приютившийся крестик, как оправдание правопричины помещения этого памятника на данном кладбище…Деревянные Кресты и вовсе оказались не в чести, и это странно при нынешних продвинутых технологиях обработки и сохранности дерева как материала. Место дерева занял железобетон. Но даже эти относительно дешевые, нетрадиционного материала, но традиционных пропорций Кресты, по нашему мнению, предпочтительнее стандартных плит…

Безусловно, основные правила погребения и поминовения для всех конфессий были разработаны Церковью, и старообрядчество в этом отношении отнюдь не исключение. Правила, в частности, обязывали: могила на староверских кладбищах должна быть ориентирована вдоль линии “восток — запад”. Гроб устанавливается (опускается в могилу) ногами на восток, и в ногах устанавливается восьмиконечный староверский (Древлеправославный) намогильный Крест. Как гласят многочисленные эпитафии, — “в надежде общего воскресения” и духовного облегчения оного. Изначально установка Креста имела чисто сакральное, духовное значение. По народным верованиям, в день Страшного Суда, когда мертвые восстанут из гробов, Крест явится и опорой и возможностью воздать благодарение Господу… Кстати, обычай ставить деревянные Кресты на “свежую” могилу по завершению обряда погребения сохраняется и до нынешнего времени (затем временный деревянный крест может быть заменен постоянным традиционным памятником, но это не должно произойти ранее сорокового дня).

Человечество живо памятью своею. И со временем сакральный намогильный крест приобретает свойства памятника, т.к. на нем стали появляться памятные записи, относящиеся к конкретному человеку или конкретным людям. Первоначально это были минимальные записи об имени усопшего и годе погребения, но со временем записей становилось все больше. И сейчас, осматривая намогильные памятники даже середины девятнадцатого века, можно многое узнать о жизни усопшего, о его благосостоянии, месте в обществе и другие, подчас интереснейшие, сведения.

Можно с уверенностью утверждать, что к середине девятнадцатого века у местных староверов полностью сложились общественные представления о типах памятников, отвечающим и строгим правилам Церкви и в тоже время обладающими достаточной степенью информативности, индивидуальности и художественного исполнения.

Независимо от различия форм памятников (крест, стела, композиция) и материалов изготовления (дерево, камень, металл, сочетание материалов), памятники эти должны были соответствовать следующим условиям :

Нравится

Кроме молитв имеется также разница в обычаях и порядке службы:

Старообрядческая ЛитургияНовообрядческая Литургия
Проскомидия совершается во время чтения Часов — третьего, шестого и девятого.Читаются только третий и шестой час. Девятый час новообрядцы молятся вечером, но зачастую не молятся его совсем.
Служится на 7 просфорахСлужится на 5 просфорах
Просфоры пекутся на закваскеПросфоры пекутся на дрожжах
Просфора с круглой печатью, изображающей восьмиконечный крестПечать прямоугольная, крест четырехконечный
Просфоры к Проскомидии приносятся свежеиспеченными, теплымиПросфоры холодные, могут быть испечены несколькими днями ранее
Из одной просфоры вынимается (вырезается!) только одна частицаИз просфоры вынимается множество частиц, по числу поминаемых имен
Символ Веры и «Отче наш…» поет только хорСимвол Веры и «Отче наш…» обычно поют все, находящиеся в храме

Советуем изучить Молитва, чтобы все наладилось в жизни

В старообрядческом храме крестятся двоеперстно. Священник осеняет Святые Дары также двумя перстами.

Пение только унисонное, в один голос, песнопения записаны старинной, безлинейной нотацией — крюками.


«Октай». Так выглядит крюковое знаменное пение

Примечания[ | ]

  • Медиафайлы на Викискладе
  1. Захарова С. О. Становление и развитие старообрядческих центров медного литья
  2. ОБРАЗ СПАСА НЕРУКОТВОРНОГО — ТРАДИЦИЯ И НОВАТОРСТВО (неопр.)
    (недоступная ссылка). Дата обращения: 5 августа 2012. Архивировано 18 октября 2013 года.
  3. Спас Яркое Око
  4. Икона Божией Матери Огневидная
  5. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству Православного исповедания Российской империи. — СПб., 1872. Т. II. 1722 г. С.294 № 625 С. 293—295.
  6. СВЯТОЙ МУЧЕНИК ХРИСТОФОР И ЕГО ИКОНОГРАФИЯ
  7. СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ ОТВРАТНЫЙ
  8. Икона Священномученик Аввакум. Начало 18 века
  9. Икона Андрей Денисов. Поморское письмо. 19 век
  10. Денисова Е. В. — Львы на перламутровой иконе: к уточнению атрибуции ISSN 2227-8788
  11. Старообрядческая школа
  12. БЛАГОСЛОВИ МЕНЯ ИКОНКОЙ (неопр.)
    (недоступная ссылка). Дата обращения: 5 августа 2012. Архивировано 6 сентября 2013 года.
  13. Сюжетное многообразие старообрядческого медного литья I: История литья икон. Образ Иисуса Христа
  14. Складень трехстворчатый «Малый Деисус». Выг. Середина 18 века
  15. Ветковская икона
  16. Невьянская икона: традиции Древней Руси и контекст Нового времени
  17. История невьянской иконописной мастерской
  18. В старообрядческом храме «Успения Пресвятой Богородицы», что в посёлке Городище на Луганщине, начала мироточить икона святого Стефана — первого христианского мученика

Общие характерные особенности старообрядческих икон

В целом же можно говорить о ряде характерных отличий, общих для основной массы икон, принятых у старообрядцев. К ним относится большое количество надписей, сделанных на полях и поверх живописного слоя. Также иконы, выполненные на досках, характеризуются тёмными, порой едва различимыми ликами, будь то старообрядческая икона Божьей Матери, Спаса или какого-нибудь святого.

Но и этим вопрос не исчерпывается. Есть и ещё одна важная особенность, по которой можно без труда узнать старообрядческие иконы. Отличие их от официальных часто выражается в том, что святые изображаются держащими руку в двуперстном сложении.

Кроме того, коренное отличие состоит и в написании аббревиатуры имени Иисуса Христа. Дело в том, что среди прочих требований реформа установила правило написания в нём двух букв «И» – Иисус. Соответственно, такой стала и аббревиатура. На старообрядческих же иконах имя Спасителя всегда пишется по-старому — Исус, а в аббревиатуре ставится одно «И».

Наконец, нельзя не упомянуть ещё один вид икон, бытующий лишь среди раскольников. Это литые оловянные и медные врезные старообрядческие иконы и кресты, производство которых в официальном православии запрещено.

Сюжетные особенности[ | ]

  • Спас Благое Молчание
    . На ней изображён ангел со скрещёнными на груди руками (как причастник), облачённый в царский хитон и в восьмиконечной короне славы Бога Отца. По обеим сторонам рядом с короной надписи «IС» ниже «Благое» и «ХС» ниже «молчание» Неканонический извод Христа в виде «тварной» природы — ангела — запрещён в Русской православной церкви[1].
  • Спас Мокрая Брада
    — образ Спасителя с клинообразной формой бороды и с левым глазом большим, чем правый[2].
  • Спас Ярое Око
    — образ Спасителя с удлинённой головой, тёмным ликом без нимба в сине-голубой одежде[3]
  • Богоматерь Огневидная
    [4]
  • Мученик Христофор-Псеглавец
    . Его иконы «с пёсьею главою» вместе с некоторыми другими «спорными» иконографическими сюжетами были официально запрещены распоряжением Святейшего Синода от 21 мая 1722 года как «противные естеству, истории и самой истине»[5]. Старообрядцы продолжали (и до сих пор продолжают) почитать Христофора-Кинокефала, а запрет «господствующей церкви» лишь подтвердил и усилил это почитание[6].
  • Никола Отвратный
    [7] — образ Святого Николая с косящими влево зрачками.
  • Священномученик Аввакум
    [8],
  • Инокиня Феодора
    .
  • Андрей Денисов
    [9] — один из основателей Выгорецкой обители.
  • Тетраморф
    — в виде непосредственного прообраза евангелистов[10].

Подобно другим православным, старообрядцы чтили иконы, посвящённые Страшному Суду и местным святым: Зосимы и Савватия Соловецких, Варлаама Хутынского, Александра Ошевенского, Сергия Радонежского[11]

Обилие надписей на полях — характерная черта старообрядческих икон. Деревянные иконы старообрядцев обычно характеризуются тёмными ликами[12]. Также старообрядцев характеризовали медные и оловянные «литые иконы»[13][14]. В XVIII веке официальное православие запретило изготовление подобных икон.

В «Поморских ответах» собран и проанализирован обширный иконографический материал, это было одно из первых в России сравнительных иконографических исследований.

  • Спас Вседержитель
  • Протопоп Аввакум и боярыня Морозова
  • Благовещание, Е. Андрианов
  • Антоний Римлянин
  • Ангел в середу, Ангел в пяток и Ангел-Хранитель
  • Симеон Богоприимец, XIX век
  • Господь Саваоф, XVIII век
  • Четыре митрополита московских, XIX век

Середина XVIII века. Палех (?)

Иконографический извод Никола Отвратный

считается присущим старообрядческой традиции, во многих текстах исследователей русской живописи говорится о том, что именно старообрядцы культивировали этот редкий на сегодняшний день, образ почитаемого святого Николая Чудотворца. Характерная особенность — взгляд Николая Чудотворца на древней иконе повернут в сторону, а также еще и повернута голова, причем не вправо, вслед за взглядом, а наоборот – влево, что создает еще большее усиление визуальному воздействию на молящегося лика Николая. Именно за этот взгляд Никола и называется Отвратным — оттого, что смотрит в сторону, «отвернул взгляд», а также оттого, что взгляд направлен на левое плечо молящегося — ведь по повериям староверов имено за левым плечом находится бес (за правым — ангел-хранитель). Таким образом старинная икона отвращает молящегося от греховных помыслов и отводит беды и несчастья, посланные бесами.

Святитель Николай

(Николай Мирликийский, Николай Чудотворец, Николай Угодник, Никола, ок.270 — ок.345) — христианский святой, архиепископ Мир Ликийских (Византия). Один из наиболее почитаемых на Руси святых, почитался в России как чудотворец, угодник Божий, всеобщий заступник и помощник, «питатель вдов и сирот». Считается покровителем моряков, купцов и детей. Также известен как защитник оклеветанных, часто избавляющий их от судьбы невинно осуждённых. В европейском фольклоре — прототип Санта Клауса.

Николай был очень религиозным с раннего детства, отличался скромностью и простотой и полностью посвятил свою жизнь христианству. Святитель Николай был любим и пользовался уважением у себя дома — не в последнюю очередь благодаря своей благотворительной деятельности. Прославился многими чудесами при жизни и после смерти. В старом русском варианте именовался Никола, в южнорусском — Микола. Память святителя Николая совершается: 6 (19) декабря — день кончины (так называемый «Никола зимний)», 9 (22) мая — день прибытия мощей в город Бари (так называемый «Никола вешний»).

Возраст: 1750 — 1780 г.
Страна: Российская империя
Состояние: хорошее

Школы старообрядческой иконы[ | ]

Никола Отвратный (Ветковская школа)

  • Ветковская икона. Основными породами дерева на Ветке являются тополиные. Эта древесина особенно сильно подвержена воздействию жучка-точильщика, поэтому икона, написанная на Ветке, практически всегда изъедена жучком. Толщина досок большая — 2-2,5-3 см. Растительный орнамент из листьев и цветов, а также картушей с надписями, у лучших мастеров с применением техник «цировки» и «цвечения золота», также характерен для ветковских мастеров, он являл образ эдемского сада. Основные мотивы, характерные для Ветки: цветы, розы и розовые букеты, ветви с листьями и цветами яблонь, имитация листьев аканта, виноградная лоза, гирлянды, рог изобилия, нарциссы, раковины. Отличительной чертой икон ветковской традиции являются сильные высветления вокруг рта — подбородка и характерная форма верхней губы, нависающей над припухлой, раздвоенной нижней губой. Ветковские иконописцы активно выделяют киноварью междугубье, иногда и границу нижней губы, что является древнейшей традицией[15].

Святая Мудрость (Невьянская школа)

  • Невьянская икона. Уральская старообрядческая иконопись начинает проявлять черты самобытности, очевидно, с 1720—1730-х гг., когда к раскольникам, ранее переселившимся на Урал из центра России (из Тулы) и с Поморья (из Олонца), присоединились после «выгонок» с Верхней Волги, Керженца и из районов, пограничных с Польшей (с Ветки и из Стародубья) новые массы старообрядцев. Сплачивающая роль принадлежала часовенному согласию приемлющих священство старообрядцев-поповцев. Центром старообрядцев Урала стал город Невьянск. Отличительные черты Невьянской иконы: удлинённые пропорции и сплошное золочение[16]. В настоящее время предпринимается попытка возрождения школы невьянской иконы[17].
  • Поморская икона (с тундровым позёмом).
  • Сызранская икона.
  • Сибирская икона.

Известно о мироточении старообрядческих икон[18].

Примеры богородичных икон и изображений святых

Свои характерные особенности имеют и старообрядческие иконы Богородицы. Наиболее распространённая среди них — «Богородица Огневидная». Её отличают от обычных общепринятых изводов (разновидностей) богородичных икон преобладание в общей цветовой гамме огненно-красных и алых тонов, что и послужило причиной её необычного названия. Божья Матерь на ней представлена одна, без Младенца. Её лик всегда обращён в правую сторону.

Иконы старообрядческих святых также бывают подчас достаточно своеобразны и спорны. Некоторые из них порой способны вызвать недоумение у случайного зрителя. К ним, в частности, относится икона мученика Христофора-Псеголовца. На ней святой изображён с собачьей головой. Опуская аргументацию подобной трактовки образа, отметим лишь, что эта икона вместе с некоторыми другими подобными сюжетами была запрещена особым указом Святейшего синода в декабре 1722 года.

Особое место занимают также старообрядческие иконы с изображением наиболее известных в прошлом деятелей религиозного раскола, почитаемых в качестве святых, но не признаваемых официальной церковью. Это, в первую очередь, лидер старообрядческого движения протопоп Аввакум, казнённый за свою деятельность в 1682 году, фанатичная приверженица древнего благочестия боярыня Феодосия Морозова, а также основатель Выговской беспоповской общины Андрей Денисов. Старообрядческие иконы, фото которых представлены в статье, помогут зрительно представить характерные особенности этой разновидности церковной живописи.

Какие иконы относят к старообрядческим

Старообрядцы считают себя хранителями древней христианской религии, в том числе в иконографии. Они не признают иконы, написанные по предписаниям никоновской реформы.

Спасителя

На иконах старообрядцев Господь изображен в рублевском стиле: фигура Спасителя развернута на 270 градусов, пальцы правой руки сложены в двоеперстие, в левой – раскрытое Евангелие.

В такой манере выполнены:

  • «Спас Вседержитель»;
  • «Царь Царей»;
  • «Нерукотворный Спас».

В старообрядческом вероучении Христос – Царь Небесный.

Богородицы

Божия Матерь почиталась старообрядцами, как защитница и хранительница истинного православного благочестия. Особенно чтимым в 19 столетии был образ «Тихвинской Богоматери», по преданию, написанный апостолом Лукой. Изображение Младенца Иисуса на иконе с двоеперстным благословением для староверов служило доказательством «правильности» веры для неграмотных верующих.

Образы Богородицы под другими названиями, встречающиеся в храмах и домах староверов:

  • «Владимирская»;
  • «Казанская»;
  • «Иверская»;
  • «Шуйская»;
  • «Троеручица»;
  • «Неопалимая Купина»;
  • «Смоленская»;
  • «Скорбящая».

Староверы почитают богородичные иконы чудотворными.

Другие староверческие иконы

В храмах и домах староверов молятся иконам с изображениями:

  • святого Николая Чудотворца;
  • Иоанна Богослова (молчащего);
  • пророка Илии в «огне»;
  • Иоанна Предтечи;
  • архангела Михаила;
  • мученика Иоанна Воина;
  • великомученицы Парасковии;
  • мучениц Екатерины, Варвары;
  • мученика Уару;
  • святой Феклы;
  • святого Паисия.

Почитаются минейные образа со святыми, дни поминовения которых приходятся в эти дни, а также в честь главных православных праздников, Страшного Суда, местных святых.

Как отличить старообрядческий храм от новообрядческого?

Человеку маловоцерковленному или мало знающему историю православия порой трудно отличить старообрядческий храм от новообрядческого (никонианского). Иногда прохожий случайно заходит в какой-то храм и пытается совершать молитвенные и обрядовые действия «по новому стилю» (например, бросается целовать все подряд иконы), а оказывается, что этот храм старообрядческий и подобные обычаи тут не одобряются. Может возникнуть некомфортная, конфузная ситуация. Конечно, о принадлежности храма можно спросить у привратника или свечницы, однако, помимо этого, надо знать и некоторые признаки, которые отличают старообрядческий храм.

Школы старообрядческих икон

Характерной чертой икон старообрядцев считается изобилие надписей по краям, на полях. Славятся данные образы и так зваными темными ликами, с едва различимыми контурами, что сливаются с цветом деревянных досок. Также, нельзя не отметить, что в XVIII веке официальная церковь запретила старообрядческие литые иконы, кои были еще одной отличительной чертой староверческих образов, которые отливались из меди или олова, неким образом напоминая современное штампование.

Школы старообрядческой иконы:

  • Ветковская икона.
  • Невьянская икона.
  • Поморская икона (с тундровым позёмом).
  • Сызранская икона.
  • Сибирская икона.

Одной из принятых староверами икон, на которой изображен Иисус Христос, является икона Спас Благое Молчание. Она встречается только лишь у старообрядцев, ведь каноны официальной церкви не принимали и в кой-то мере запрещали отображать Христа в обличии ангела, каким он запечатлен на иконе Благого Молчания, что в свою очередь делиться на Спаса Мокрая Брада и Спаса Ярое Око.

Не менее важным образом в христианской религии остается образ Девы Марии. Не лишены и староверческие иконы обличия Божьей Матери, хотя и с некоторыми отличиями. Наибольшей популярности у старообрядцев приобрела икона Богородица Огневидная. Из-за цветового оформления (яркий красный, оранжевый алые тона) икона получила название «Огневидная». Изображена Пресвятая Дева без Младенца на руках, как это привычно для официальной церкви, и голова Ее повернута в правую сторону.

Выгорецкая (на реке Выг) община в Поморье была одним из первых и, несомненно, самым значительным староверческим поселением. Первоначальный состав общины был преимущественно крестьянским и монашеским (бежавшие с Соловков после их взятия правительственными войсками монахи), однако руководителями её были князья Андрей и Семён Мышецкие-Денисовы.

Советуем изучить Христианское учение о святом духе

На Выгу все были грамотными поголовно, отсюда — любовь к текстам, которым на иконе часто отводилось много места. Надписи каллиграфически красивы. Светел «солнечный» колорит образов, охряные с праздничной красно-голубой опушью поля, золотой фон. (Это поздние московские старообрядческие мастерские на рубеже XIX – XX веков освоили иконы сдержанного, а то и совсем тёмного колорита, стилизуя свои работы под покрытые потемневшей олифой дониконовские образцы.).

Лики строгие, взгляд «взыскующий», проникновенный, мощные плави рельефно выступают над светлым красновато-охряным, реже оливковым санкирём. Тщательная проработка деталей, наличие элементов северного пейзажа — заметные особенности поморского письма, оказавшие влияние на иконопись других старообрядческих центров.

Старообрядчество Урала включало разнообразные толки и согласия (от некоторых из них теперь и следов не осталось). В первой трети — середине XVIII века вокруг Невьянского завода сложился иконописный центр, на который оказало влияние не только собственно выгорецкое, но великопоженское и вообще поморское иконописание. Отсюда происходит сложность атрибуции икон периода становления невьянского стиля: некоторые из них могут быть, на наш взгляд, атрибутированными равным образом как «невьянские», так и «поморские».

Существует мнение, что живопись Ветки по сравнению с Невьянском — сниженный уровень. Но это верно лишь отчасти в отношении икон второй половины XIX века (тогда, впрочем, и Невьянск в своей массе сильно изменился в сторону более простого, схематичного и «откровенного» письма).

Интересно наблюдение И. Л. Бусевой-Давыдовой: ветковские лики святых с их фактурными носами и как бы припухлыми глазами трактуются ею как подражание мастерам Оружейной палаты второй половины XVII века.

Действительно, старообрядческие письма органично перерабатывали веяния столичной иконописи, влияние барокко. Ветковская иконопись находилась на уровне эстетических запросов своего времени и была столь популярна, что мастера-староверы получали заказы для официальной церкви. В источниках упоминаются факты обращения никониан в староверские толки исключительно с целью обучиться иконописи, а затем подвизаться в качестве иконописцев официальной религии.

Сближения между Веткой и Уралом, несомненно, объясняются широкими контактами старообрядцев и старообрядческих иконописцев двух регионов. Эти контакты бывали вынужденными, после правительственных «выгонок», то есть разорений Ветки, а бывали и добровольными. Обычно иконописец, переезжая на новое место, подстраивался под местный вкус и манеру. Икона, написанная даже всего лишь по другой прориси с небольшими изменениями, у приверженных букве обряда староверов могла быть воспринята как «нечестная». Но и в этих условиях иконописец со стороны мог привнести в работу что-то своё, привычное.

Иконы старообрядческих иконописных школ

Интерес к характерным особенностям старообрядческих иконописных центров у авторов этой статьи начался немало лет назад с часто возникавшего вопроса — Невьянск или Ветка? Принадлежит та или иная икона к горнозаводскому Уралу или к Гомельско-Брянскому региону? Почему некоторые иконы этих далеко отстоящих друг от друга регионов так похожи?

В последние годы исследования идут вширь и вглубь, определяются границы и особенности иконописных очагов в рамках указанных центров, а также за их пределами. Некоторые наши прежние сомнения в атрибуции нам самим кажутся теперь наивными. Но с накоплением информации возникают новые вопросы. В настоящей статье мы намерены на конкретном материале высказать лишь некоторые соображения, касающиеся как общих, так и особенных черт иконописных старообрядческих школ, не претендуя на категоричность суждений, полноту охвата проблемы и безусловную точность атрибуций, тем более что рамки жанра не позволяют углубляться в аргументацию. При этом оговоримся, что названия географических ареалов в отношении иконописных школ применяются достаточно условно, поскольку включают в себя, как теперь стало ясно, некоторую совокупность иконописных направлений.

Количественное преобладание на антикварном рынке уральских и ветковских икон при относительно малом количестве икон поморских несколько затушёвывало тот факт, что иконы Ветки и Урала в значительной степени складывались под влиянием Поморья, где бежавшие от гонений противники никоновской церковной реформы довели до совершенства северные традиции бытового уклада и благочестия.

Выгорецкая (на реке Выг) община в Поморье была одним из первых и, несомненно, самым значительным староверческим поселением. Первоначальный состав общины был преимущественно крестьянским и монашеским (бежавшие с Соловков после их взятия правительственными войсками монахи), однако руководителями её были князья Андрей и Семён Мышецкие-Денисовы. Община прошла через невероятно тяжёлые условия быта, выработавших особую строгость общинных взаимоотношений, разделение труда и равенство в собственности и потреблении. По мере развития хозяйства Выгорецкая община стала заводить промыслы на стороне, появились общинные торговые конторы и агенты в Вытегре, Петрозаводске, Москве, Нижнем Новгороде и, что особенно интересно для нас, в Стародубье и на Урале. При конторах были постоялые дворы и амбары, складывались религиозные общины, члены которых из наёмных рабочих становились, как правило, участниками в прибылях.

Поморцы не смогли долго оставаться изолированными от «мира антихриста», из которого они первоначально бежали, гонимые уголовно-инквизиторскими «указными статьями» царевны Софьи. Постепенно руководители общины смягчили изоляционную идеологию, уже в начале XVIII века стали молиться за царя, согласились платить двойной подушной налог, а с 1722 года даже стали поставлять к императорскому двору оленей. Сперва для супруги Петра Первого, потом для Анны, называя себя в сопроводительных письмах «богомольцами императрицы». С 1732 года выговцы стали нести рекрутскую повинность, с правом откупа по 120 рублей за рекрута.

Высокий по своему времени технологический уровень хозяйства на основе мануфактурного разделения труда, развитое для нужд олонецкой металлургии плотницко-столярное ремесло обусловили и качественный технологический уровень изготовления иконной доски. Доска выговской иконы тщательно выбрана, правильно высушена, идеально «выглажена» со всех сторон. На Выгу все были грамотными поголовно, отсюда — любовь к текстам, которым на иконе часто отводилось много места. Надписи каллиграфически красивы. Светел «солнечный» колорит образов, охряные с праздничной красно-голубой опушью поля, золотой фон. (Это поздние московские старообрядческие мастерские на рубеже XIX – XX веков освоили иконы сдержанного, а то и совсем тёмного колорита, стилизуя свои работы под покрытые потемневшей олифой дониконовские образцы.) Лики строгие, взгляд «взыскующий», проникновенный, мощные плави рельефно выступают над светлым красновато-охряным, реже оливковым санкирём. Тщательная проработка деталей, наличие элементов северного пейзажа — заметные особенности поморского письма, оказавшие влияние на иконопись других старообрядческих центров.

Около 1720 года выходец из Мезени П. Клокотов совместно с соловецким иноком Феофаном основали на реке Пижме, в бассейне Печоры, поселение. Впоследствии Великопоженский скит, ставший крупным центром поморского староверия. Феофан жил на Выгу и привёл с собой мастеров-иконописцев. Члены новой общины были упорными в своём антиниконовском радикализме и в 1743 году предпочли самосожжение в моленной (88 человек), когда скит был осаждён воинской командой.

Поморская икона при наличие типичного, «классического», выговского типа достаточно разнообразна. Иконы Великопоженского скита имеют сходство с Выгом, но и нередко представляют собой совершенно самостоятельные явления. Северные иконы отличает яркость красок, неожиданность колористических решений, сильные и при этом гармоничные контрасты.

Поморские старообрядческие письма возникли не на пустом месте, но, появившись в совершенно новых для русского общества обстоятельствах. Являли собой глубокую и смелую переработку предшествующей традиции. В поморских иконах внимательный наблюдатель найдёт начала многого из того, что впоследствии широко распространилось на Урале и западнорусских землях.

Старообрядчество Урала включало разнообразные толки и согласия (от некоторых из них теперь и следов не осталось). В первой трети — середине XVIII века вокруг Невьянского завода сложился иконописный центр, на который оказало влияние не только собственно выгорецкое, но великопоженское и вообще поморское иконописание. Отсюда происходит сложность атрибуции икон периода становления невьянского стиля: некоторые из них могут быть, на наш взгляд, атрибутированными равным образом как «невьянские», так и «поморские».

«Сошествие во ад» — тип рисунка традиционен, идеальная доска, принадлежность к Уральскому ареалу для нас почти несомненна (хотя наш знакомый дилер из ветковского региона уверял, что аналогичные иконы ему приходилось встречать в Могилёвской областиg). Пермский край или Южный Урал? В пользу последней версии говорит и надпись карандашом на обороте: «Ивану Игнатовичу Воробьеву в Юрюзане. 7 руб.». Впрочем, карандаш — вещь городская. В обиходе иконописцев утвердился на рубеже XIX – XX веков, почерк размашистый, светский — надпись, очевидно, поздняя. Да и цена — 7 рублей — отдаёт ценообразованием времени Николая Второго. Икона бытовала в Уральском регионе, но надпись могла быть сделана при переходе иконы от одного владельца к другому даже и в XX веке. Интересно, что хозяин иконы в порыве благочестия затёр изображения сатаны, чтобы даже поверженный князь ада не смущал его во время молитвы.

Существует мнение, что живопись Ветки по сравнению с Невьянском — сниженный уровень. Но это верно лишь отчасти в отношении икон второй половины XIX века (тогда, впрочем, и Невьянск в своей массе сильно изменился в сторону более простого, схематичного и «откровенного» письма). Помимо чисто технической стороны исполнения иконы, существует такая неосязаемая вещь, как дух произведения. В музее Брянска есть икона «Сергия Радонежского» ветковского ареала, которую никак не назовёшь слабой. Или, например, четырёхчастник — любимые ветковские сюжеты рубежа XVIII – XIX веков. Фоны и поля записаны в XIX веке с отступлением от прежней «солнечной» гаммы, но лики безупречны, одежды тщательны. Интересно наблюдение И. Л. Бусевой-Давыдовой: ветковские лики святых с их фактурными носами и как бы припухлыми глазами трактуются ею как подражание мастерам Оружейной палаты второй половины XVII века. Действительно, старообрядческие письма органично перерабатывали веяния столичной иконописи, влияние барокко. Ветковская иконопись находилась на уровне эстетических запросов своего времени и была столь популярна, что мастера-староверы получали заказы для официальной церкви. В источниках упоминаются факты обращения никониан в староверские толки исключительно с целью обучиться иконописи, а затем подвизаться в качестве иконописцев официальной религии.

Типичная поздняя Ветка, как и уральская икона этого времени, сочетает несколько упрощённый, но всё же весьма выразительный рисунок с подчёркнутой яркостью, праздничностью колорита.

А вот достаточно раннюю и сильно пострадавшую икону «Воздвижение креста» атрибутировать не брался никто, к кому бы мы не обращались. Но сравнение с иконой «Покров Богоматери» из Брянского музея убеждает нас, что это регион Ветки. Некоторое впечатление о ярославской живописи, создаваемое иконой, только подчёркивает тот факт, что старообрядческие иконописные центры существовали не изолированно. Трактовки ряда иконописных сюжетов ярославского, уральского и ветковского регионов по основным параметрам весьма близки.

Сближения между Веткой и Уралом, несомненно, объясняются широкими контактами старообрядцев и старообрядческих иконописцев двух регионов. Эти контакты бывали вынужденными, после правительственных «выгонок», то есть разорений Ветки, а бывали и добровольными. Обычно иконописец, переезжая на новое место, подстраивался под местный вкус и манеру. Икона, написанная даже всего лишь по другой прориси с небольшими изменениями, у приверженных букве обряда староверов могла быть воспринята как «нечестная». Но и в этих условиях иконописец со стороны мог привнести в работу что-то своё, привычное.

Икону «Николай Отвратный» один из авторов долгое время считал уральской — очень уж суровы контрастные морщины, грозен облик святителя. Однако, по другим признакам (задние шпонки, характер «цветов» на омофоре…) икону можно уверенно отнести к ветковскому региону. Сам сюжет — Никола Отвратный — излюблен ветковцами. А при углублённом созерцании образа за очевидной на первый взгляд грозностью лика проступает скрытая теплота и задушевность, присущая ветковской иконе, да и морщины, хоть и резкие. А написаны в другой манере, чем на невьянских иконах.

«Параскева Пятница» — образ второй половины XIX века, когда в некоторых случаях особенно сложно разграничить Урал и Ветку. Торцевые шпонки, толстая доска, моховой, «родом» из Поморья, позём, спокойные плави ликов. Чеканка по золоту — окончательный вывод, Ветка или Урал, авторы сделать затрудняются. Но можно доверять атрибуции музея Невьянской иконы — Урал, 1860-е годы.

Общий вывод из нашего опыта наблюдения икон старообрядческих центров состоит в том, что поморская иконопись конца XVIII – начала XIX веков оказала существенное влияние на формирование школ Ветки и Урала, при этом с художественной точки зрения в массе своей осталась на высоте, которую произведения других старообрядческих центров достигали достаточно редко.

Источник: Андрей и Юрий Афанасьевы. Журнал «Антиквариат» № 6 (77), июнь 2010.

Читайте далее: Женская икона

История

Термин «старообрядцы» сформировался в начале пятидесятых годов семнадцатого века. В этот период московский патриарх Никон, при поддержке царя Алексея Михайловича, начал проводить реформу Русской Православной Церкви. Изменения начались переходом с русского на греческий церковный устав — церковные книги начали приводить в соответствие с греческими канонами. Стали меняться порядок богослужений. Были внесены «поправки» в обрядовые действия. Такие новшества вызвали протест у значительной части общества, состоявшей из духовенства, боярства, простого народа.

Сторонников старых обрядов возглавил протопоп Аввакум. Протестующие отказывались принимать реформы, призывали вернуться к исконно русским, православным порядкам. Власти устроили на них гонения, что привело к гибели большого количества людей — публичные расправы, казни. Кроме физического насилия старообрядцы претерпели моральные притеснения. Указами царя для них вводились непосильные налоги, запрещалось заниматься земледелием и скотоводством. Власти закрывали глаза на преступные действия в отношении староверов со стороны «согласного» населения — им уничтожали запасы продовольствия, сжигали избы, лишали жизни.

Подобные действия вынуждали старообрядцев покидать родные края, селиться в отдалённых местностях. Так появились старообрядческие поселения, где преданные своей вере люди жили в соответствие с её правилами.

Ситуация изменилась с приходом ко власти Петра Первого — он отменил жестокие указы, гонения прекратились. Однако жизнь, права старообрядцев носили полулегальный характер:

  • старообрядцам запрещали занимать высокие должности;
  • крещение по старой верой не признавалось действующей церковью;
  • заключаемые староверами браки считались вне закона;
  • появившиеся на свет в таких браках дети признавались незаконнорожденными.

Лишь к концу XVIII века «высшее руководство» осознало, что ставшие причиной раскола Русской Православной Церкви обрядовые разногласия — ничтожны. Так появилось Единоверие.

В современной России живут почти два миллиона людей старой веры. Понятно, что сейчас их не притесняют, они вольны проживать где пожелают, имеют равные с другими гражданами права.

Раскол в Русской Православной церкви

Разногласия в Русской Православной церкви начались в середине XVII века, во время правления патриарха Никона. Никон решил провести реформу, затрагивающую богослужебные обряды, богословские трактаты и иконопись. Патриарх, при поддержке царя Алексея Михайловича и Константинопольского патриарха, начал искоренять древние обряды, сложившиеся на Руси в течение столетий.

Были внесены изменения в Священное Писание, литургические службы, запрещено креститься двумя перстами. Часть древних икон была исключена из пользования, как несоответствующая новым каноническим правилам. Эталоном для Русской Православной церкви стали новогреческие и византийские обряды, иконография, богословие.

Русский царь таким способом хотел стать престолонаследником Византийской империи, а Никон – Вселенским патриархом Православной церкви. Часть русского духовенства категорически не согласилась с нововведениями Никона. Для переубеждения несогласных применялись все способы, включая пытки, ссылки, физическое уничтожение.

Священнослужителей, отказавшихся принять никоновскую реформу, объявили раскольниками. Верующих, поддерживающих раскольников, стали называть старообрядцами/староверами. Гонения на староверов продолжались до 1905 года, когда император Николай II издал указ «Об укреплении начал веротерпимости», уравнявший в правах старообрядцев с католиками, протестантами (но не с православными).

С этого времени в документах слово «раскольники» было заменено на «старообрядцы». Стали открываться старообрядческие церкви, учебные заведения.

Староверы и язычники

В конце XX века в России стали появляться религиозные и квазирелигиозные культурные объединения, исповедующие религиозные воззрения, не имеющие отношения к христианству и вообще к авраамическим, библейским религиям. Сторонники некоторых подобных объединений и сект провозглашают возрождение религиозных традиций дохристианской, языческой Руси. Чтобы выделиться, отделить свои воззрения от христианства, полученного на Руси во времена князя Владимира, некоторые неоязычники начали называть себя «староверами».

Христиане и язычники

И хотя употребление этого термина в данном контексте неправильно и ошибочно, в обществе стали распространяться воззрения, что староверы — это действительно язычники, которые возрождают старую веру в древних славянских богов — Перуна, Сварога, Дажьбога, Велеса и прочих. Не случайно поэтому, например, появилось религиозное объединение «Древнерусская инглиистическая церковь православных староверов-инглингов». Ее глава, Патер Дий (А. Ю. Хиневич), именовавшийся «патриархом Древнерусской Православной церкви староверов», даже заявлял:

Старообрядцы — это сторонники старого христианского обряда, а староверы — это старая дохристианская вера.

Существуют и другие неоязыческие общины и родноверческие культы, которые могут ошибочно восприниматься обществом как староверческие и православные. Среди них «Велесов круг», «Союз славянских общин славянской родной веры», «Русский Православный Круг» и другие. Большинство этих объединений возникли на почве псевдоисторической реконструкции и фальсификации исторических источников. На самом деле, кроме фольклорных народных поверий, никаких достоверных сведений о язычниках дохристианской Руси не сохранилось.

В какой-то момент, в начале 2000-х годов, термин «староверы» стал весьма широко восприниматься как синоним язычников. Однако благодаря широкой разъяснительной работе, а также ряду серьезных судебных процессов против «староверов-инглингов» и других экстремистских неоязыческих группировок, популярность этого лингвистического феномена сегодня пошла на спад. В последние годы подавляющее большинство неоязчников предпочитают все же называться «родноверами».

Г. С. Чистяков

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]