Чудесные явления: подборка самых известных икон на Руси

Updated: 02.03.2020

Иконопись — разновидность художественного искусства. Но, в отличие от других его видов, она несет в себе гораздо больше смыслов и значений. Миссия священного произведения кардинально иная, нежели у картин, пусть и духовного содержания. Немногие из православных иконописцев известны, более того — часто святые образы писались коллективно: мастер рисовал лик, а помощники — всё остальное. Вот пятерка, пожалуй, самых знаменитых икон в православном мире.

Икона Владимирской Божьей Матери

Один из наиболее почитаемых образов в русском православии — Владимирская икона с изображением Божьей Матери. По легенде она принадлежит кисти евангелиста Луки. Изображение, как гласит та же легенда, нанесено на деревянную столешницу, у которой собрались на трапезу Спаситель с Пречистой Девой и праведником Иосифом.

В Россию образ попал в 1131 году — его прислали в подарок Юрию Долгорукому. С тех пор он защищает Русь от иноземцев и являет чудеса. Так, рассказывают, что икона спасла землю русскую от Тамерлана, в 1480-м — от разорения Руси золотоордынским предводителем Ахматом, а в 1521-м избавила Москву от разгрома казанским ханом Мехмет-Гиреем.

«Звезда Пресветлая» Божия Матерь

Творение Александра Казанцева, увидевшее свет приблизительно в 1690-м году. Иконописец вдохновлялся сюжетами из литературного сборника “Звезда Пресветлая”, в котором было 15 глав, сюжеты из которых изображены на иконе.

Богоматерь изображена в полный рост, у нее длинные каштановые волосы, которые свободно ниспадают на плечи. На ней яркая мантия с орнаментом, голову ее украшает корона. Младенец Христос одной рукой обнимает мать, а другой — держит католические четки.

«Троица» Андрея Рублева

В зале Третьяковки находится одна из известнейших икон православного мира — «Троица», написанная Андреем Рублевым — самое знаменитое произведение мастера. Она создавалась в начале 15 века (точную дату специалисты назвать затрудняются) для белокаменного величественного Троицкого собора.

Предполагалось, что икона будет стоять справа от Царских врат. Изображение многогранно и многослойно, исполнено символами и смыслами. А потому сюжету этого шедевра посвящено немало научных исследований.

Богородица Всех Скорбящих Радость

Данная чудотворная икона была чудесным образом найдена в посёлке Клоцкий недалеко от Санкт-Петербурга. Она находилась в небольшой церкви. В начале XIX века в церковь попала молния и сожгла её. Иконе чудом удалось сохраниться. Затем невероятным образом в иконе застряли монеты из ларца благотворителей. Икона стала творить чудеса. У Патриарха Иоакима была сестра.

В 1688 году она молилась о спасении от долгой неизлечимой болезни, которая мучила её. Вдруг она услышала голос, велевший ей идти в Храм Метаморфозы Божьего Сына. Там она должна была найти икону под названием «Радость всех скорбящих». Голос вещал ей, что после этого Евфимия поправится. Молодая женщина так и сделала. Чудо исцеления произошло 24 октября 1688 года по православному календарю. Сейчас этот день считается православным праздником.

Икона Казанской Божьей Матери

Чудотворная каноническая икона была обретена в середине лета 1579 года, через четверть века после покорения Казанского ханства Иваном Грозным. Патриарх Гермоген писал, что накануне 8 июля — дня обретения реликвии — в Казани приключился сильный пожар, из-за которого выгорело полгорода, в том числе и часть Кремля. Татары злорадствовали — дескать, высшие силы покарали нечестивцев, посягнувших на мусульманские земли. Стрелец Даниил Онучин собрался построить на месте сгоревшего новый дом, однако ему помешала десятилетняя дочка Матрона.

Девочка поведала, что в сновидении явилась к ней Божья Матерь и велела найти образ на месте будущей стройки. От малышки отмахнулись, но она снова и снова настаивала на том, что пожарище нужно раскопать.

В конце концов девочке уступили и принялись разгребать пепел и остатки сгоревшего здания. Так на пепелище и был найден образ Казанской Божьей Матери. Чудотворная икона излечивала болезни и вдохновляла воинов, перед ней накануне великих походов молились Петр I и Михаил Кутузов. В начале прошлого века икона была уничтожена, но многочисленные списки с нее разошлись по всему свету. Самый ранний можно увидеть в зале Третьяковской галереи.

Творец Живота

Очень редкая икона. “Творец Живота” означает “Творец Жизни и всего живого”. На этой иконе Иисус держит человеческий плод.

Это сравнительно современный образ, который напоминает нам о том, что любая жизнь на земле зарождается лишь по Воле Божией. Этот образ оберегает врачей и медсестер, а также помогает младенцам появиться на земле.

«Спас Нерукотворный» Симона Ушакова

Наиболее, пожалуй, интересная старинная икона — «Спас Нерукотворный» — написана в 1658 году в мастерской Симона Ушакова, царского иконописца 17 века. Интересна она своей неканоничностью и реалистичностью — до этого образы писались по строжайшим правилам. Лицо Спасителя на убрусе выглядит человечным и доброжелательным, тщательно прописаны даже ресницы — это нехарактерно для древнерусской иконописи.

Сюжетом иконы послужила библейская легенда. Однажды Спаситель омыл лик, утерся полотенцем и образ его остался на ткани. Он и стал первым изображением Иисуса. Нерукотворный лик — один из наиболее сакральных и почитаемых в христианстве. И именно его неоднократно воспроизводил Симон Ушаков в своих творениях. Самый известный убрус авторства Ушакова сегодня бережно хранится в Третьяковке.

Живопись Севера “Северные письма”

Самая интересная и многочисленная в Эрмитаже группа икон представляет живопись русского Севера. И это не случайно. Экспедиции музея по сбору памятников старины работали в 50-60-е годы главным образом в северных окраинах европейской части СССР. Они побывали на берегах Северной Двины, Онеги, Белого моря, в Карелии, на Кольском полуострове, обследовали многие храмы 18-19-х веков, которые как правило,сооружались на местах более древних церквей, и поэтому здесь удалось обнаружить ранние памятники искусства.

Они сложились под влиянием и/или прямым воздействием традиций крупных художественных центров, имеют черты местного своеобразия. самые ранние из них датируются 14-м веком. Они происходят с погоста Вазенцы, расположенного в той части реки Онеги, которая издревле была заселена новгородцами. Все четыре иконы воспринимаются как часть единого целого: одинаковой высоты, продолговатые, грубо рубленные, с поясными изображениями святых. Они находились, видимо, в прямоличном (фронтальном) деисусном чине и были написаны одним мастером. Более широкая с образом Христа располагалась в центре. К ней примыкали в ряд ”Апостол Петр”, “Никола”, “Илья”. Лики святых с характерным резким, угловатым очерком глаз и носа выполнены уверенно и энергично. На губах яркая киноварь. Много орнаментов: в одеждах, нимбе, атрибутах, около надписей. Тексты написаны древним уставом: буквы двойного контура, напоминающие старинные рукописи.

Иконы Лядины. “Чудо Георгия о змие”

Большая группа древнерусских икон обнаружена в погосте Лядины (Каргополье). Сходство между ними так велико, что можно с уверенностью говорить об одной мастерской и даже одном мастере. Так, живописец, создавший лаконичную композицию “Чудо Георгия о змие” на выносной двухсторонней иконе 16-го века, повторяет ее на другой иконной доске, но в более крупном масштабе.

Чудо Георгия о змие.Северные письма.17 век

“Огненное восхождение пророка Ильи”

Северные иконописцы порой довольно свободно обращались с иконографией, по-своему передавая традиционные сюжеты и образы. Они вводили в основные сцены совершенно самостоятельные фигуры святых, совмещали разные по содержанию изображения. В композицию “Огненное восхождение пророка Ильи” начала 17 века неожиданно включен образ Николы. Художник написал сразу двух святых, особо почитаемых в народе,- Илью, оберегавшего от непогоды, и Николая Чудотворца — исцелиталя.

Огненное Восхождение Ильи Пророка. 17 век

“Флор и Лавр на конях”

Это необычная икона того же времени. Тип святых коневодов сходен с каноничным изображением святых князей Бориса и Глеба на конях.

Флор и Лавр на конях.17 век

Особенность иконописи Севера: связь с прикладным искусством

Это характерно для северных икон. И проявляется такая особенность, например, в заполнении иконных полей рамками с орнаментом. В иконе из Кирилло- Белозерского монастыря орнаментация имитирует богатый серебряный с чернью оклад. На ней представлен выразительный образ “Иоанна Богослова в молчании” с ангелом, олицетворяющим “святой дух”, символ премудрости. Надпись на обороте сообщает, что икону написал “многогрешный чернец Нектарий Кулюскин” в 1679 году.

Иоанн Богослов в молчании.1679 г

Особенно декоративна икона “Илия в пустыне” с реки Онеги. Свободное пространство вокруг пророка сельский живописец заполнил фантастическими горками и деревьями в виде черных кустов с белыми и красными пятнышками.

Илия Пророк в пустыне.Нач.16 века

“Апостолы Петр и Павел”

Этот шедевр древнерусской живописи был вывезен из села Мондина на Онеге. Из пространной надписи на ее тыльной стороне можно узнать, что произведение создано в 1708 году мастером- жителем села Мудьюг Феоктистом Климентовым, а заказчиками были местные жители- мудьюжанин Лазарь Иродионов и житель Мондино Богдан Прокопьевич Дятлев. Интересно решены позем (земля) и фон иконы. На поземе тщательно выписаны кусты стилизованных цветов с длинными переплетающимися листьями, схожие с заставками поморских рукописей начала 18-го века. Четкий графический орнамент нижней части иконы контрастирует с живописным фоном из кустиков, сделанных свободным мазком.

Апостолы Петр и Павел.1708 г

Лаконизмом и архаичностью икон Севера

Каждая школа древнерусской иконописи имела свои особенности. Многие северные иконы отличаются предельным лаконизмом и архаичностью. Таково нарядное с тяжелыми, застывшими, грубоватыми формами “Сошествие во ад” из Воскресенской церкви села Вашина Ленинградской области и оттуда же “Огненное восхождение пророка Ильи”, привлекающее наивным, ярко раскрашенным рисунком.

Сошествие во ад, с праздниками и сценами Страстей в 24 клеймах.1630 г

Непосредственностью трактовки сюжета с немногими персонажами и пространными надписями отличается “Зосима и Савватий соловецкие чудотворцы”. Святые изображены в рост у монастыря. Вокруг них расположены 14 житийных клейм. Все три произведения поздние, конца 17-18-го века, но они не кажутся инородными среди более ранних “северных писем”, так как в отдаленных окраинах Древней Руси особенно долго сохраняли старые традиции.

«Спас в силах» Рублева

Очень символична икона «Спас в силах» знаменитого Андрея Рублева. По замыслу создателя, она представляет собой образ Христа, находящегося в центре Мироздания. Фактически, это наглядная схема христианского мироустройства со всеми его атрибутами.

Икона «Спас в силах» — важнейшая из реликвий в православии, и поэтому ее всегда помещают в центре храмового иконостаса, над Царскими вратами. Изображение авторства Андрея Рублева сегодня находится в Третьяковской галерее, в стеклянном саркофаге, где созданы особые условия для его хранения.

Успение Богоматери

Новгородские мастера создали икону «Успение Богоматери» для церкви Рождества Богородицы, которая находилась в Десятинном монастыре. В 998 году его основал первый новгородский епископ Иоаким.

Помимо усопшей Богоматери на ложе и Христа с ее душой на руках, здесь представлен сюжет о путешествии апостолов в дом Иоанна Богослова, где умирала Мария. По преданиям Нового Завета, апостолы в тот момент находились в разных странах, где проповедовали учение Христа. Чтобы они успели проститься с Богородицей, ангелы чудесным образом перенесли их на облаках к ее ложу.

Иконописец использовал для этой работы темперу — краску на основе натурального порошкового пигмента и яичной эмульсии. Ее наносили на специально подготовленную деревянную основу. Мастер опирался на традиции византийского искусства XI–XII веков, о чем говорит большой размер — 155х128 сантиметров, симметричная композиция и много свободного пространства на фоне.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]