Толкование смысла Нагорной проповеди Иисуса Христа

Нагорная проповедь – это революционное, по своей сути, учение. В ней Иисус Христос сформулировал новые принципы отношений между человеком и Богом, свойственные только христианству. Проповедь замечательна тем, что в ней собрано все главное, что необходимо знать и делать христианину. Святой Евангелист Матфей полностью записал слова Спасителя, которым посвящены три главы Евангелия — с 5-й по 7-ю главы. Евангелист Лука приводит только некоторые части проповеди в 6-й главе своей книги.

Что такое Нагорная проповедь

Нагорную Проповедь Ииссус Христос произнес в первый год Своего общественного служения, поднявшись на невысокую гору, расположенную на северном берегу Галилейского озера около города Капернаум.

Определение понятия

Нагорная проповедь — это собрание изречений Спасителя о принципах христианской морали. Начинается она с девяти Заповедей Блаженства (счастья), в которых изложен Новозаветный закон духовного возрождения. Далее говорится о том, что христиане призваны благотворно влиять на окружающее общество. Христос также подчеркнул, что его учение не отменяет, а дополняет ветхозаветные заповеди.

Господь на примерах объясняет, как надо оказывать милостыню ближнему, правильно молиться и поститься, чтобы угодить Богу. Иисус дарует людям слова молитвы «Отче наш», которую часто именуют «Молитвой Господней». Она служит примером того, что не стоит говорить лишних слов. Всего несколько строчек вбирают в себя то главное духовное и материальное, в чем нуждается человек. Молитвословие «Отче наш» учит правильно распределять свои заботы, показывает, более важное и второстепенное в жизни. Затем звучит призыв к нестяжанию, смирению и надежде на Бога.

Также в Нагорном учении есть заповедь «не противиться злу», «подставить другую щеку» и Золотое правило. Фразы же «соль земли», «свет мира» и «не судите сами, да не судимы будете» стали крылатыми выражениями.

Значение в истории

В христианстве эта проповедь считается дополнением к запечатленным на скрижалях Десяти заповедям, которые Бог вручил Моисею на горе Синай. В ней отражены основные понятия и истины христианского учения.

В Нагорной проповеди говорилось много нового о смысле жизни человека, счастье и непреложных законах. До прихода Иисуса Христа книжники и фарисеи пользовались исключительным правом толковать закон Божий и поясняли его народу запутанно и непонятно, в основном разъясняли с сточки зрения обрядов, внешнего соблюдения закона. Толкования фарисеи давали произвольные, с учетом собственной выгоды и корысти. Народ они презирали, считали его невежественной массой, которую бесполезно и не нужно просвещать.

Иисус Христос, наоборот, говорил просто и ясно, на доступном для простого человека языке, приводил для пояснения примеры, взятые из обычной жизни иудеев. Спаситель говорил о том, как людям надлежит жить, чтобы уже на земле создать Царство Божие, царство Света и Разума, Справедливости и Добра. Господь объяснял, что короткая земная жизнь дана для того, чтобы достигнуть вечного блаженства в Царстве Небесном. Достичь этой цели возможно через исполнение воли Божией, его заповедей, совершая добрые поступки.

Текст проповеди

Текст проповеди благотворно влияет на сознание людей, открывает перед человеком путь к Богу, рассказывает о праведном образе жизни, положительно влияет на поступки и взаимоотношения людей в обществе, политическое устройство страны.

Совет Спасителя помогают формированию духовного облика человека, указывая путь к всестороннему совершенству (духовному и телесному), к улучшению как отдельной личности, так и всей мировой цивилизации.

I — Первая часть Нагор­ной про­по­веди (Мф.5)

Запо­веди бла­жен­ства (Мф.5:3–12)

И в ответ на эти их мысли и чув­ства, Гос­подь рас­кры­вает им Свое еван­гель­ское учение о бла­жен­ствах, в корне раз­би­вая их заблуж­де­ния. Он учит здесь о том же, о чем гово­рил Нико­диму: о том, что нам необ­хо­димо духовно пере­ро­диться, чтобы создать на земле Цар­ство Божие, этот поте­рян­ный людьми рай, и тем при­го­то­вить себе бла­жен­ство вечной жизни в Цар­стве Небес­ном. Первый шаг к этому — сознать свою духов­ную нищету, свою гре­хов­ность и ничто­же­ство, сми­риться. Вот почему «Бла­жени нищии духом, яко тех есть Цар­ствие Небес­ное». Бла­женны те, кото­рые, видя и созна­вая свои грехи, пре­пят­ству­ю­щие им всту­пить в это Цар­ствие, плачут о них, ибо они при­ми­рятся с своей сове­стью и уте­шатся. Опла­ки­ва­ю­щие свои грехи дохо­дят до такого внут­рен­него спо­кой­ствия, что уже ста­но­вятся неспо­соб­ными на кого-либо гне­ваться, дела­ются крот­кими. Крот­кие хри­сти­ане дей­стви­тельно уна­сле­до­вали землю, кото­рой прежде вла­дели языч­ники, но они насле­дуют землю и в буду­щей жизни, новую землю, кото­рая откро­ется по раз­ру­ше­нии этого тлен­ного мира, «землю живых» (Исх.26:13; Откр.21:1). «Бла­жени алчу­щии и жаж­ду­щии правды», т.е. испол­не­ния во всем воли Божией, ибо они насы­тятся, достиг­нут той пра­вед­но­сти и оправ­да­ния Божия, кото­рые дает искрен­нее стрем­ле­ние испол­нять во всем волю Божию. Мило­сти­вый Бог тре­бует и от людей мило­сер­дия, доб­ро­де­тели, кото­рой дости­гают стре­мя­щи­еся жить по воле Божией. Поэтому «Бла­жени мило­сти­вии, яко тии поми­ло­вани будут» Богом, как и наобо­рот: «Суд без мило­сти не сотвор­шим мило­сти» (Иаков. 2:13). Искрен­ние дела мило­сер­дия очи­щают чело­ве­че­ское сердце от всякой гре­хов­ной нечи­стоты, а чистии серд­цем бла­жени, потому что они своим серд­цем, как духов­ным оком, узрят Бога. Зрящие Бога стре­мятся под­ра­жать Ему, упо­доб­ляться Сыну Его, при­ми­рив­шему чело­века с Богом, при­нес­шего мир чело­ве­че­ской душе, они нена­ви­дят вражду и потому ста­но­вятся миро­твор­цами, стре­мясь всюду водво­рять мир. Поэтому и они бла­женны, ибо наре­кутся «сынами Божи­ими». Достиг­шие такой духов­ной высоты должны быть готовы к тому, что этот гре­хов­ный мир, «во зле лежа­щий» (1Ин.5:19), воз­не­на­ви­дит их за ту правду Божию, носи­те­лями кото­рой они явля­ются и начнет гнать их, поно­сить их, зло­сло­вить и вся­че­ски пре­сле­до­вать за их пре­дан­ность Гос­поду Иисусу Христу и Его Боже­ствен­ному учению. Тако­вых, кото­рые много терпят здесь за Христа, ожи­дает вели­кая награда на небе­сах.

Эти девять ново­за­вет­ных запо­ве­дей, нося­щих назва­ние Запо­ве­дей бла­жен­ства, пред­став­ляют собою в сокра­щен­ном виде как бы все Еван­ге­лие. Харак­терно их отли­чие от 10 вет­хо­за­вет­ных запо­ве­дей. Там гово­рится пре­иму­ще­ственно о внеш­них поступ­ках чело­века и нала­га­ются стро­гие пре­ще­ния в кате­го­ри­че­ской форме. Здесь гово­рится пре­иму­ще­ственно о внут­рен­ней настро­ен­но­сти чело­ве­че­ской души и изла­га­ются не тре­бо­ва­ния в кате­го­ри­че­ской форме, а лишь усло­вия, при соблю­де­нии кото­рых дости­жимо для чело­века вечное бла­жен­ство.

Еван­ге­лист Лука допол­няет учение св. Матфея о бла­жен­стве. Он при­во­дит слова Гос­пода Иисуса Христа, содер­жа­щие предо­сте­ре­же­ние тем людям, кото­рые видят бла­жен­ство лишь в упо­е­нии зем­ными бла­гами. «Горе вам, бога­тые!» — гово­рит Гос­подь, про­ти­во­по­став­ляя этих бога­тых нищим духом. Здесь име­ются в виду не просто обла­да­ю­щие земным богат­ством, конечно, а упо­ва­ю­щие на него, гордые, пре­воз­но­ся­щи­еся над­менно отно­ся­щи­еся к другим людям. «Горе вам, пре­сы­щен­ные ныне: ибо вза­л­чете» — в про­ти­во­по­лож­ность «алчу­щим и жаж­ду­щим правды», это люди не ищущие правды Божией, но доволь­ные своей лже­прав­дой. «Горе вам, сме­ю­щи­еся ныне: ибо вос­пла­чете и возры­да­ете» — такие несо­мненно про­ти­во­по­ла­га­ются пла­чу­щим, это люди бес­печ­ные, лег­ко­мыс­ленно отно­ся­щи­еся к про­вож­да­е­мой ими гре­хов­ной жизни. Мир, во зле лежа­щий, любит тех, кто потвор­ствует ему, кто живет по его гре­хов­ным обы­чаям; поэтому, «горе вам, когда все люди будут гово­рить о вас хорошо», это при­знак небла­го­по­лу­чия вашего нрав­ствен­ного состо­я­ния.

Вы — соль земли (Мф.5:13)

Далее Гос­подь гово­рит, что все Его после­до­ва­тели, испол­ня­ю­щие эти Его настав­ле­ния, будут солью земли. Соль предо­хра­няет пищу от порчи я делает ее здо­ро­вой, при­ят­ной на вкус — так и хри­сти­ане должны предо­хра­нять мир от нрав­ствен­ной порчи и спо­соб­ство­вать его оздо­ров­ле­нию. Соль сооб­щает свою соле­ность всем веще­ствам, с кото­рыми близко сопри­ка­са­ется, так и хри­сти­ане должны сооб­щать дух Хри­стов всем осталь­ным людям, еще не став­шим хри­сти­а­нами. Соль не изме­няет сущ­но­сти и внеш­него вида веществ, в кото­рых рас­тво­ря­ется, а только дает им свой вкус. Так и хри­сти­ан­ство не про­из­во­дит какой-либо внеш­ней ломки в чело­веке и чело­ве­че­ском обще­стве, но лишь обла­го­ра­жи­вает душу чело­века и через это пре­об­ра­жает всю чело­ве­че­скую жизнь, при­да­вая ей особый хри­сти­ан­ский харак­тер. «Аще же соль обуяет, чим осо­лится» — на востоке дей­стви­тельно есть вид соли, кото­рая под дей­ствием дождя, солнца и воз­духа, теряет свой соле­ный вкус. Такую соль уже ничем не испра­вишь. Так и те люди, кото­рые, одна­жды вкусив бла­го­дат­ного обще­ния со Св. Духом, впали в непро­сти­тель­ный грех про­тив­ле­ния Ему, уже неспо­собны без чрез­вы­чай­ной помощи Божией, обно­виться духовно.

Вы — свет мира (Мф.5:14–16)

Светом мира явля­ется соб­ственно Гос­подь Иисус Хри­стос, но поскольку веру­ю­щие вос­при­ни­мают этот свет и отра­жают его в мир, они также явля­ются «светом мира». Таковы в осо­бен­но­сти Апо­столы и их пре­ем­ники, назна­че­ние кото­рых в том и состоит, чтобы све­тить светом Хри­сто­вым, — пас­тыри Церкви. Они должны так жить, чтобы, видя их добрые дела, люди про­слав­ляли Бога.

Не нару­шить пришел Я, но испол­нить (Мф.5:17–20)

Наме­ре­ва­ясь пока­зать отно­ше­ние Своего нового закона к вет­хому, Гос­подь пред­ва­ри­тельно успо­ка­и­вает рев­ность иудеев по законе, под­чер­ки­вая, что Он пришел не нару­шить закон, но испол­нить. Хри­стос дей­стви­тельно пришел на землю для того, чтобы на Нем испол­ни­лось все вет­хо­за­вет­ное Слово Божие, чтобы рас­крыть, осу­ще­ствить и утвер­дить всю силу закона и про­ро­ков — пока­зать истин­ный смысл и дух всего Вет­хого Завета. «Как Он испол­нил закон?» — спра­ши­вает блаж. Фео­фи­лакт: «во-первых тем, что совер­шил все, пред­ска­зан­ное о Нем про­ро­ками. Он испол­нил и все запо­веди закона, ибо не сотво­рил без­за­ко­ния и не было лести во устах Его. Он испол­нил закон и тем, что вос­пол­нил его, ибо в совер­шен­стве начер­тал то, чего закон пред­став­лял одну тень», дал более глу­бо­кое и духов­ное пони­ма­ние всех вет­хо­за­вет­ных запо­ве­дей, уча о недо­ста­точ­но­сти одного внеш­него, фор­маль­ного их испол­не­ния. «Иота» — самая малая по начер­та­нию буква еврей­ского алфа­вита. Говоря, что «иота едина, или едина черта не прейдет от закона», Гос­подь под­чер­ки­вает, что и самое малое в законе Божием не оста­нется без испол­не­ния. Фари­сеи раз­де­ляли запо­веди на боль­шие и малые и не счи­тали грехом нару­ше­ние малых запо­ве­дей закона, относя к ним, между прочим, запо­веди о любви, мило­стыне и пра­во­су­дии. «Малей­шим наре­чется в Цар­ствии Небес­ном», по свой­ству гре­че­ского выра­же­ния, значит: будет отвер­жен, не войдет в Цар­ствие Небес­ное. Пра­вед­ность книж­ни­ков и фари­сеев харак­те­ри­зо­ва­лась лишь внеш­ним испол­не­нием правил и пред­пи­са­ний закона, притом, глав­ным обра­зом, мелоч­ных; она ужи­ва­лась поэтому в их серд­цах с само­мне­нием, над­мен­но­стью, без духа сми­ре­ния и крот­кой любви, и была наруж­ной и лице­мер­ной, под личи­ной ее могли гнез­диться гнус­ные пороки и стра­сти, в чем Хри­стос Спа­си­тель неод­но­кратно с силою обли­чал их. От такой внеш­ней, показ­ной пра­вед­но­сти Гос­подь и предо­сте­ре­гает Своих после­до­ва­те­лей.

Нельзя гне­ваться (Мф.5:21)

Далее на про­тя­же­нии всей 5‑ой главы, начи­ная с 21 ст., Гос­подь пока­зы­вает, в чем именно пришел Он вос­пол­нить вет­хо­за­вет­ный закон: Он учит здесь более глу­бо­кому и духов­ному пони­ма­нию и испол­не­нию вет­хо­за­вет­ных запо­ве­дей. Мало только не уби­вать чело­века физи­че­ски, нельзя уби­вать его и морально, гне­ва­ясь на него напрасно. «Всякий, гне­ва­ю­щийся на брата своего напрасно, под­ле­жит суду; кто же скажет брату своему «рака», под­ле­жит синед­ри­ону: а кто скажет «безум­ный», под­ле­жит геенне огнен­ной». Здесь при­ме­ни­тельно к еврей­ским пред­став­ле­ниям ука­зы­ва­ется раз­лич­ная сте­пень грехов гнева против ближ­него. Обыч­ный город­ской суд ведал мень­шими пре­ступ­ле­ни­ями; боль­шие пре­ступ­ле­ния под­ле­жали вели­кому Синед­ри­ону, или сон­мищу, выс­шему суди­лищу, нахо­див­ше­муся в Иеру­са­лиме и состо­яв­шему из 72 членов под пред­се­да­тель­ством пер­во­свя­щен­ника. «Рака» значит «пустой чело­век» и выра­жает собою пре­зре­ние. «Уроде», или «безум­ный» выра­жает собою край­нюю сте­пень пре­зре­ния или пре­не­бре­же­ния к ближ­нему: так назы­вали не только глу­пого, но и нече­сти­вого, бес­со­вест­ного чело­века. Нака­за­ние за эту высшую сте­пень гнева — «геенна огнен­ная». Так назы­ва­лась долина Энно­мова, нахо­див­ша­яся к юго-западу от Иеру­са­лима, в кото­рой при нече­сти­вых царях совер­ша­лось отвра­ти­тель­ное слу­же­ние Молоху (4Цар.16:3 и 2Парал.28:3), где про­во­дили юношей через огонь и при­но­сили в жертву мла­ден­цев. Эта долина, после пре­кра­ще­ния идо­ло­по­клон­ства, сде­ла­лась пред­ме­том ужаса и отвра­ще­ния. Туда стали сво­зить из Иеру­са­лима нечи­стоты и трупы оста­ю­щихся без погре­бе­ния; там же совер­ша­лись иногда и смерт­ные казни; воздух в этой долине был так зара­жен, что для очи­ще­ния его там посто­янно горел огонь; поэтому место это стало страш­ным и отвра­ти­тель­ным, про­звано доли­ной огнен­ной и стало слу­жить обра­зом вечных муче­ний греш­ни­ков. Кро­тость и любовь хри­сти­а­нина к ближ­ним должна про­сти­раться до того, чтобы не только самому не гне­ваться ни на кого, но и ничем не вызы­вать гнева против себя со сто­роны ближ­него, разу­ме­ется, с недоб­рым чув­ством. Это пре­пят­ствует с чистой сове­стью при­но­сить молитвы Богу, а потому надо поспе­шить при­ми­риться с братом. При­ме­ни­тельно к рим­скому судо­про­из­вод­ству, согласно кото­рому заи­мо­да­вец мог силою вести своего долж­ника к судье, оби­жен­ный нами брат назы­ва­ется нашим «сопер­ни­ком», с кото­рым мы должны при­ми­риться, еще нахо­дясь «на пути» этой земной жизни, чтобы он не отдал нас Судье — Богу, и мы не понесли бы заслу­жен­ного воз­мез­дия. И св. ап. Павел торо­пил обид­чика мириться с оби­жен­ным, говоря: «Солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф.4:26).

Нельзя пре­лю­бо­дей­ство­вать в сердце своем (Мф.5:27)

Точно также недо­ста­точно одним внеш­ним обра­зом испол­нять 7‑ю запо­ведь закона Божия: «Не пре­любы сотвори», ограж­дая себя от гру­бого нару­ше­ния ее впа­де­нием в грех самым делом. Воз­вы­шая эту запо­ведь, Гос­подь учит, что не только внеш­нее дей­ствие пре­лю­бо­де­я­ния есть пре­ступ­ле­ние, но и внут­рен­нее вожде­ле­ние, взгляд на жен­щину с вожде­ле­нием. «Любо­дей­ствует с женою в сердце», гово­рит св. Афа­на­сий Вел.: «тот, кто согла­сен на дело, но пре­пят­ствуют ему в том или место или время или страх граж­дан­ских зако­нов». Не всякий взгляд на жен­щину грех, но взгляд, соеди­нен­ный с внут­рен­ним поже­ла­нием совер­шить с нею грех пре­лю­бо­де­я­ния. В случае соблазна на грех нужно про­яв­лять такую реши­мость к пре­се­че­нию соблазна, чтобы не пожа­леть ничего самого доро­гого, како­выми явля­ются для чело­века соб­ствен­ные члены — члены его тела, глаз или рука. В данном случае глаз или рука ука­зы­ва­ются здесь, как сим­волы всего дра­го­цен­ного для нас, кото­рым мы должны пожерт­во­вать ради того, чтобы иско­ре­нить страсть и избе­жать впа­де­ния в грех.

Нельзя раз­во­диться (Мф.5:32)

В связи с этим Гос­подь запре­щает мужу раз­во­диться с своей женой, «разве сло­весе любо­дей­наго», т.е., «кроме вины любо­де­я­ния». Вет­хо­за­вет­ный закон Мои­сеев (Втор.24:1–2) раз­ре­шает мужу раз­ве­стись с своей женой, дав ей раз­вод­ное письмо, пись­мен­ное сви­де­тель­ство, что она была его женой и что он отпус­кает ее от себя по такой или такой при­чине. Поло­же­ние жен­щины при про­из­воле мужа было тогда весьма тяже­лым.

Гос­подь в другом месте (Мк. 10:2–12) гово­рит, что раз­ре­ше­ние раз­во­диться с женой дано Мои­сеем евреям, «по их жесто­ко­сер­дию», но что изна­чала не было так, что, брак уста­нов­лен Богом, как союз нерас­тор­жи­мый. Он рас­тор­га­ется сам собою только в случае пре­лю­бо­де­я­ния одного из супру­гов. Если же муж без этой при­чины раз­во­дится с своей женой, то он тол­кает ее на пре­лю­бо­де­я­ние, как равно явля­ется винов­ни­ком пре­лю­бо­де­я­ния того, кто возь­мет ее.

Не кля­нись вовсе (Мф.5:33)

Вет­хо­за­вет­ный закон запре­щал упо­треб­лять клятву именем Божиим в делах пустых, тем более во лжи. Третья запо­ведь закона Божия запре­щает упо­треб­ле­ние имени Божия всуе, запре­щает вся­кого рода лег­ко­мыс­лен­ное отно­ше­ние к клятве именем Божиим. Совре­мен­ные Гос­поду Иисусу Христу иудеи, желая по букве испол­нить это запре­ще­ние зло­упо­треб­лять именем Божиим, вместо этого, кля­лись небом или землей, Иеру­са­ли­мом, своей голо­вой и, таким обра­зом, без упо­треб­ле­ния имени Божия, все же кля­лись и всуе и во лжи. Эти клятвы и запре­щает Гос­подь Иисус Хри­стос, ибо все сотво­рено Богом: клясться каким-либо Его тво­ре­нием значит клясться Сотво­рив­шим, и клясться Им во лжи значит оскорб­лять свя­тость клятвы. Хри­сти­а­нин должен быть настолько чест­ным и прав­ди­вым, что ему должны верить по одному слову: «ей, ей: ни, ни» без всякой божбы. Но в важных слу­чаях этим отнюдь не запре­ща­ется закон­ная клятва или при­сяга. Сам Гос­подь Иисус Хри­стос утвер­дил клятву на суде, когда на слова Пер­во­свя­щен­ника: «Закли­наю Тебя Богом Живым», отве­чал: «Ты сказал», ибо такова именно была у евреев форма судеб­ной при­сяги (Мф.26:63–64). И ап. Павел кля­нется, при­зы­вая Бога в сви­де­тель­ство истины своих слов (Рим.1:9, 9:1, 2Кор.1:23, 2:17, Гал.1:20 и др.). Запре­ща­ется клятва пустая, лег­ко­мыс­лен­ная.

В древ­но­сти месть была настолько рас­про­стра­нена, что важно было хотя бы несколько уме­рить ее про­яв­ле­ния, что и делал вет­хо­за­вет­ный закон. Закон Хри­стов совсем отме­няет месть, про­по­ве­дуя любовь к своим врагам. Но изре­че­ние: «не про­ти­ви­тися злу» никак нельзя пони­мать в смысле «непро­тив­ле­ния злу вообще», как это делает Лев Тол­стой и подоб­ные ему лже­учи­тели. Гос­подь вос­пре­щает нам вос­ста­вать с ответ­ной злобой против чело­века, при­чи­няв­шего нам зло, но ко вся­кому злу, как к тако­вому; хри­сти­а­нин должен быть совер­шенно непри­ми­ри­мым и должен бороться со злом всеми доступ­ными ему мерами, не допус­кая только зла в свое соб­ствен­ное сердце. Не сле­дует пони­мать бук­вально слова: «Но аще кто ударит тя в десную твою ланиту, обрати ему и другую», ибо мы знаем, что Сам Хри­стос посту­пил иначе, когда слу­жи­тель на допросе у пер­во­свя­щен­ника Анны ударил Его по щеке (Ин.18:22–23). Не только тво­ря­щих зло вообще, но и наших личных обид­чи­ков мы должны ста­раться исправ­лять, о чем есть прямая запо­ведь Гос­пода в Ев. Матфея 18:15–18. Запре­ща­ется злое чув­ство мсти­тель­но­сти, но не борьба со злом. Запре­ща­ется также сутяж­ни­че­ство, а наобо­рот пред­пи­сы­ва­ется удо­вле­тво­ре­ние нужд ближ­него: «про­ся­щему у тебе дай!» Это, конечно, не исклю­чает тех слу­чаев, когда давать про­ся­щему не только не полезно, но и вредно: истин­ная хри­сти­ан­ская любовь к ближ­нему не допу­стит, напр., дать нож про­ся­щему его убийце или яд жела­ю­щему лишить себя жизни.

В Ветхом Завете мы не нахо­дим запо­веди: «воз­не­на­ви­диши врага твоего», но, по-види­мому, иудеи сами извлекли себе такую запо­ведь из запо­веди о любви к ближ­нему, ибо «ближ­ними» они счи­тали только людей, близ­ких по вере, по про­ис­хож­де­нию или по вза­им­ным услу­гам. Осталь­ные, т.е. ино­верцы, ино­пле­мен­ники и люди, выка­зав­шие злобу, счи­та­лись «вра­гами», любовь к кото­рым каза­лась неумест­ной. Хри­стос же запо­ве­дал, чтобы, как Отец наш Небес­ный, чуждый гнева и нена­ви­сти, любит всех людей, далее злых и непра­вед­ных, как детей Своих, так и мы, жела­ю­щие быть достой­ными сынами Отца Небес­ного, любили бы всех, даже врагов своих. Гос­подь желает, чтобы Его после­до­ва­тели в нрав­ствен­ном отно­ше­нии были выше иудеев и языч­ни­ков, любовь кото­рых к другим людям осно­вана в сущ­но­сти на себя­лю­бии. Любовь ради Бога, ради запо­веди Божией, достойна награды, но любовь по есте­ствен­ной склон­но­сти или ради своей житей­ской выгоды, награды не заслу­жи­вает. Так, вос­ходя посте­пенно все выше по лествице хри­сти­ан­ского совер­шен­ства, хри­сти­а­нин дойдет, нако­нец, до высо­чай­шей и труд­ней­шей для есте­ствен­ного и невоз­рож­ден­ного чело­века запо­веди о любви к врагам, кото­рой заклю­чает Гос­подь первую часть Своей нагор­ной про­по­веди. И как бы желая пока­зать, насколько испол­не­ние этой запо­веди упо­доб­ляет сла­бого и несо­вер­шен­ного чело­века Богу, Он и под­твер­ждает, что идеал хри­сти­ан­ского совер­шен­ства и состоит именно в Бого­упо­доб­ле­нии: «Будите убо вы совер­шени, якоже Отец ваш Небес­ный совер­шен есть». Это вполне согласно с Боже­ствен­ным планом, выра­жен­ным еще при сотво­ре­нии чело­века: «Сотво­рим чело­века по образу Нашему и по подо­бию» (Бытия гл.1 ст. 26). Боже­ствен­ная свя­тость для нас недо­сти­жима, а потому здесь не равен­ство между нами и Богом име­ется в виду, но некое внут­рен­нее упо­доб­ле­ние, при­бли­же­ние посте­пен­ное бес­смерт­ной чело­ве­че­ской души к ее Пер­во­об­разу при помощи бла­го­дати.

История появления

Спаситель провозгласил свои заповеди во время странствий по Галилее, около 30 года нашей эры. В том, что Иисус говорил на горе, некоторые исследователи усматривают аналогию с восхождением Моисея на Синай. Таким образом, Христос выступает, как последователь, продолжатель дела ветхозаветного пророка

Место события

Гора, где была произнесено учение, названа «горой Блаженств». И хотя в данной части Галилеи нет гор, на западе от Галилейского озера существует несколько больших холмов. Некоторые исследователи Евангелия полагают, что более точный перевод с греческого звучит как «возвышенность», а не просто «гора».

Есть также версия, согласно которой Иисус Христос произнес свою речь в пещере на холме, где он сотворил чудо с хлебом и рыбой, неподалеку от Капернаума.

Проповедник и слушатели

Интересно, что по Евангелию от Матфея Иисус произносит проповедь сидя. Это может означать, что целевой аудиторией Нагорного выступления был не весь израильский народ: учителя в синагогах всегда сидели, преподавая учение. Таким образом евангелист подчеркивает, что ученики и апостолы были главными слушателями Христа.

Эта теория находит свое подтверждение в произведениях живописи — на картинах и иконах приближенные сидят подле Иисуса, а простые люди находится на отдалении, хотя и могут слышать произносимое.

Считается, что речь была адресована трем типам слушателей: приближенным, народу и всему человечеству, поэтому она и была записана.

Вве­де­ние

Пол­но­стью Нагор­ная про­по­ведь изло­жена только у Ев. Матфея. В сокра­щен­ном виде ее изла­гает Ев. Лука, у кото­рого отдель­ные части Нагор­ной про­по­веди встре­ча­ются даже в разных местах его Еван­ге­лия.

Нагор­ная про­по­ведь заме­ча­тельна тем, что содер­жит всю сущ­ность еван­гель­ского учения. Неда­леко от Ген­ни­са­рет­ского озера между Капер­на­у­мом и Тиве­ри­а­дой доселе пока­зы­вают «гору бла­женств», с кото­рой была про­из­не­сена Гос­по­дом ради удоб­ства мно­го­чис­лен­ного слу­ша­ю­щего народа Нагор­ная про­по­ведь. Гордый своим избран­ни­че­ством и не могший при­ми­риться с поте­рей своей само­сто­я­тель­но­сти еврей­ский народ начал меч­тать о при­ходе такого Мессии, кото­рый осво­бо­дит их от чуже­зем­ного вла­ды­че­ства, ото­мстит всем врагам, воца­рится над евре­ями и пора­бо­тит им все народы земли, причем даст им чисто ска­зоч­ное бла­го­по­лу­чие: пове­лит морю выбра­сы­вать жемчуг и все свои сокро­вища, оденет народ свой в баг­ря­ницу, укра­шен­ную дра­го­цен­ными кам­нями и будет питать его манною, еще более слад­кою, чем та, какая посы­ла­лась им в пустыне. С такими лож­ными меч­тами о земном бла­жен­стве, кото­рое дарует им Мессия, они окру­жили Иисуса, ожидая, что вот-вот Он про­воз­гла­сит Себя Царем Изра­и­ле­вым и насту­пит этот бла­жен­ный век. Они думали, что насту­пает конец их стра­да­ниям и уни­же­ниям, и они будут отныне счаст­ливы, бла­женны.

Структура проповеди

Проповедь делится на восемь частей:

  1. Введение — Христос исцеляет больного и лицезреть чудо приходят люди.
  2. Блаженства — основная часть учения, описывающая моральные качества человека, страждущего попасть в Царство Божие.
  3. Притчи о соли и свете — завершают заповеди и предваряют следующую часть.
  4. Объяснение закона — Иисус по-новому толкует заповеди Моисея.
  5. Осуждение лицемеров — тех, кто совершает благие дела напоказ.
  6. Молитва Господня — образец обращения к Создателю.
  7. Не судите, да не судимы будете — рассуждение о том, имеет ли право человек осуждать других людей.
  8. Благость Небесного Отца и Святость — завершение проповеди.


Заповеди блаженства

Моральное учение Христа посвящено способам достижения вершин христианского совершенства, чистоты помыслов, нравственности. Десять заповедей были даны людям были во времена Моисея, чтобы удерживать их от зла.

Заповеди же блаженства были сказаны ученикам, чтобы показать им, какие душевные качества должны они иметь, чтобы коснуться Бога и обрести святость.

Согласно заповедям Господним, блаженны:

  • нищие духом, ибо их есть Царство Небесное;
  • плачущие, ибо они утешатся;
  • кроткие, ибо они наследуют землю;
  • алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся;
  • милостивые, ибо они помилованы будут;
  • чистые сердцем, ибо они Бога узрят;
  • миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими;
  • изгнанные за правду ибо их есть Царство Небесное;
  • вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

Притчи о соли и свете

Соль и свет — метафоры, используемые Христом в Нагорном учении. Они просты и доступны для понимания. Так, соль, потерявшая свою соленость не нужна людям, а свет должен освещать все, что происходит в доме.

Спаситель подчеркивает этим, что его учение должно носить наступательный характер и достигнуть ушей всех, кто живет в созданном Господом Доме, то есть на Земле.

Толкование Закона

Десять заповедей Ветхого Завета носят ограничительный, запретительный характер. Иисус, не отменяя Закон Моисея, расширяет его, придавая ветхозаветному учению более глубокий смысл.

Например, заповедь «не убий», до Христа понималась буквально. В учении Христа она получает более глубокий смысл: даже напрасный гнев, который может стать источником вражды с гибельными последствиями, является грехом и недопустим.

Это же распространяется на все девять заповедей. Не делай так, как делают лицемеры Христос резко осуждает культовые обряды , проводимые напоказ , ради людской похвалы, и утверждает, что внешние проявления любви к Богу не имеют смысла без искренней веры в душе.

По мнению Иисуса, люди не должны копить земные богатства, ища большей ценности — Царствия Небесного.

Молитва Господня

«Отче наш» является частью проповеди, посвященной лицемерам. Она — пример краткого и искреннего обращения к Богу, показывает, как следует молиться.

«Отче наш» основывается на глубоких исторических корнях. В частности, имеет параллели с Первой книгой Паралипоменон Ветхого Завета. Ко времени произнесения Нагорной проповеди необходимость дать человечеству конкретный текст давно назрела, поскольку даже верующие люди предпочитали решать проблемы напрямую — переговорами, войнами и прочими методами, не обращаясь за помощью к Богу.

Непререкаемый авторитет «Отче наш» основывается на том, что она дана нам самим Господом, через своего Сына.

Не судите, да не судимы будете

Этим изречением Иисус дает понять слушателям, что никто из людей не имеет права судить себе подобных, поскольку право это изначально принадлежит Богу.

— Не нужно осуждать других, тогда и сами не будете осуждены. Потому что каким судом вы судите, таким и вас будут судить, — продолжает Господь.

Это следует читать таким образом: если люди будут снисходительны к проступкам других, то и Божий суд будет милостив по отношению к ним.

— И какою мерою вы мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в своем глазе не чувствуешь? — говорит Спаситель.

Это означает, что человек любит подмечать в других даже незначительные грехи и недостатки, а в самом себе не хочет и не может видеть гораздо больших грехов и пороков.

Благость Небесного Отца и святость

Иисус завершает Нагорную речь предупреждая людей о появлении лжепророков и подчеркивает, что человек не способен на добрые дела без участия Бога. Спаситель иллюстрирует свои слова примером мужа благоразумного, воздвигшего жилье на твердом основании и недальновидного — построившего на песке.

Толкования текста

Нагорное учение, при всей своей лаконичности, наполнено великим смыслом. Поэтому всегда вызывало у исследователей желание развернутого толкования. Один из самых сложных вопросов христианского богословия заключается в том, насколько учение вписывается в повседневную жизнь христианина.

Различные толкования:

  1. Буквальное понимание Нагорной проповеди Иисуса Христа отвергает любые компромиссы. Если христианин, придерживаясь Писания, лишается земных благ, это не должно препятствовать выполнению учения Евангелия.
  2. Древние переписчики изменяли текст так, чтобы сделать проповедь максимально доступной для понимания.
  3. Гиперболическое толкование гласит, что принципы, провозглашенные Иисусом в его учении — только гиперболы, и в обычной жизни они не должны выполняться столь буквально.
  4. Согласно методу основных принципов, Иисус не предлагает слушателям инструкции к выполнению, а лишь определяет основные положения, которых следует придерживаться в повседневной жизни.
  5. Римская католическая церковь придерживается двойственного толкования, считая, что учение относится как к общим положениям, так и частным случаям. Исполнение первых — обязательное условие спасения, а вторые предназначены для совершенствующихся в Боге клириков и монахов.
  6. Мартин Лютер разделяет существование человека в духовное и материальное. Он считал, что безоговорочно наставление имеет отношение только к духовности. Во временном, материальном мире обязанности человека перед семьей, обществом и властью толкают на поиски компромисса.
  7. Пристальное чтение Писания указывает, что понимание ряда самых радикальных указаний Нагорного учения объясняется другими местами Нового Завета.
  8. Толкование, суть которого можно описать фразой «не для чего поступаешь, а как поступаешь», появилось в XIX веке. Суть его заключается в важности не того, что делает человек, а того, каким духом пропитаны его поступки.
  9. Альберт Швейцер — автор толкования вре́менной этики. С его точки зрения, Иисус был убежден, что Армагеддон наступит в ближайшее время, и поэтому материальная жизнь его не интересовала.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]