Плащаница Христа
Христиане бережно хранят святыни, связанные со Спасителем. Это хитон, Крест Господень, гвозди, сударь (плат с головы Иисуса). К ним также относится и Туринская плащаница. Возможно, именно в это длинное полотно было обернуто тело умершего на Кресте Иисуса Христа. После Воскресения Господа плащаница осталась лежать в гробнице. На этом полотне остались предполагаемые следы Крестных страданий Христа. Однако до сих пор некоторые подвергают сомнениям подлинность сохранённой до наших дней плащаницы, хранящейся в городе Турин (Италия).
Копия Туринской плащаницы
Книга
Вышла в свет книга «Леонардо да Винчи и Братство Сиона. Откровения тамплиеров». Ее авторы Клайв Принс и Линн Пикнетт пришли к заключению, что к загадочной Туринской плащанице непосредственное отношение имел гениальный Леонардо да Винчи. Книга раскрывает множество тайн, которые могут скрываться за священным полотном.
Советую также скачать книги:
- Туринская плащаница: вопрос остается открытым
- Слово о Воскресении. Туринская Плащаница – Евангельская история наших дней
Туринская плащаница: описание
Туринская плащаница — льняное полотно длиной немного более 4-х метров и шириной в 1 метр. На золотисто-желтой ткани два неярких отпечатка обнаженного мужского тела в полный рост спереди и сзади, расположенные симметричным образом — голова к голове. Изображения достаточно четкие, дающие возможность детально рассмотреть черты лица. Отпечаток на ткани передает правильную анатомию человеческого тела. Многочисленные кровавые следы в области головы (кровоподтеки от шипов Тернового Венца), на груди и спине (от ударов бичами). Раны видны также на запястьях и ступнях (следы от распятия на Кресте). На левом боку большое кровавое пятно (место ранения острием копья).
Умерший имел длинные волосы, небольшую раздвоенную посредине бороду, усы. Черты лица указывают на принадлежность к ориентальной (восточной) расе (по классификации французского учёного Жана-Батиста Бори де Сен-Венсана). По мнению американского антрополога Карлтона Стивенса Куна (1904-1981), облик на полотне принадлежит человеку семитского типа.
Плащаница запечатлела многочисленные повреждения на лице Умершего: раздувшиеся разбитые брови, порванное правое веко, ушибы под глазами, сломанный нос. Изображение на плащанице свидетельствует, что израненное тело было положено на одну половину ткани. Другая же часть полотна находилась сверху, покрывая голову и ниспадая с ног.
По отпечатку на плащанице можно составить представление о внешности Умершего. Это взрослый физически развитый человек. Рост составлял примерно 175-180 сантиметров. Умер Он незадолго до того, как Его обернули плащаницей. Причем, по мнению учёных, тело контактировали с тканью не больше 40 часов — нет следов разложения.
На Туринской плащанице также имеются затемнённые участки от продолжительного хранения полотна в сложенном виде. Некоторые темные полосы появились в результате неоднократных пожаров и попыток потушить загоревшуюся ткань водой. На прожженных местах имеются заплаты.
В погоне за сенсацией
Годы идут, а интерес к Туринской плащанице не угасает. И хотя доступ к реликвии ограничен, после 1988 года ученые сумели провести еще несколько опытов.
В прошлом году научный мир потрясли результаты новых исследований. Профессор Падуанского университета Джулио Фанти (Julio Fanti) решил опровергнуть выводы исследований конца 1980-х годов. Оригинальные образцы Туринской плащаницы были подвергнуты инфракрасной спектроскопии, а также механическим анализам. Результаты исследований полностью противоречили результатам радиоуглеродной датировки: если верить Джулио Фанти, Туринская плащаница может оказаться на три века старше самого Христа!
Критикуя результаты предыдущих опытов, профессор не сказал ничего нового. Пожар и использование масел якобы сыграли с учеными злую шутку, заставив их ошибиться с датировкой на тысячу лет. Эта версия детально изложена в книге Фанти «Тайны плащаницы», написанной в соавторстве с журналистом Саверио Гаетой. Как и в случае с Керстеном, здесь прослеживается классическая схема «невероятного открытия». Все это очень напоминает дешевую сенсацию.
Одним из последних исследований стали исследования итальянских физиков Джузеппе Лачидоньи (Giuseppe Lacidogna), Aльберто Карпинтьери (Alberto Carpinteri) и Оскара Борлы (Oscar Borla) из Туринского политехнического института, результаты которых опубликованы в 2013 году. Как и Джулио Фанти, ученые подвергли критике выводы эксперимента 1988 года, только теперь акцент был сделан не на пожаре или наводнении, а на землетрясении. Якобы, незадолго до казни Христа в Иудее имело место землетрясение, которое изменило свойства и ориентацию частиц на полотне.
Естественно, никаких научных подтверждений у этой версии тоже нет, и вряд ли они появятся. Существует немало сейсмически активных мест, но подобных явлений там не наблюдали.
Туринская плащаница – это цельное полотно, но древние иудеи, насколько можно судить, использовали в ритуальных обрядах не цельные саваны, а несколько кусков ткани. Одним из таких полотнищ, например, укрывали голову усопшего. Получается, что версия о подлинности плащаницы противоречит древним иудейским обычаям.
©Flickr/John Mosbaugh
История плащаницы
О полотне, используемом при погребении пострадавшего на Кресте Иисуса Христа, упоминается в Священном Писании. После Воскресения Спасителя эту святыню хранили ближайшие ученики Христа. Со временном плащаницу перенесли из Иерусалима в столицу православной Византии — Константинополь (Стамбул, Турция). В Средние века, как свидетельствовали паломники, плащаница Иисуса Христа находилась во Влахернском храме.
В 1204 году крестоносцы разорили Константинополь. Многие христианские святыни, в том числе и Плащаница, были утеряны при разграблении города. Лишь в 1353 году французский рыцарь-тамплиер Жоффруа де Шарни, потомок участника Четвертого Крестового похода, объявил о владении им плащаницей.
Первоначально реликвия хранилась во владениях де Шарни в городе Лирей (Франция). В 1452 году плащаница оказалась в собственности герцога Людовика I Савойского в городе Шамбери (юг Франции). Столицей Савойского герцогства в 1578 году стал город Турин (Италия). В туринский храм Иоанна Крестителя и была перенесена плащаница, где она находится сейчас. Именно поэтому плащаницу называют Туринской.
Где находится плащаница и как ее увидеть
Плащаница называется Туринской лишь потому, что вот уже более 4 веков находится в Турине в соборе Св. Иоанна Крестителя (Cattedrale di San Giovanni Battista). Реликвию прячут от губительных солнечных лучей и воздуха в специальной капсуле, а на всеобщее обозрение выставляется ее точная копия.
Оригинал плащаницы Иисуса для поклонения достают совсем редко, 1 раз в 25-30 лет. Последний раз ее выставляли верующим весной 2010 года. Сделано это в первую очередь для того, чтобы сохранить плащаницу и уберечь от действий внешней среды.
Собор находится на площади Сан Джованни и открыт для посещений ежедневно с 7 утра до 7 вечера, перерыв 12:30-15:00. В воскресенье двери собора открываются в 8 часов утра.
Собор Святого Иоанна Крестителя в Турине
Совсем недалеко от собора находится музей плащаницы, где можно узнать о последних научных исследованиях, увидеть фотографии священной реликвии и изучить ее историю, начиная с момента попадания в Турин.
Музей расположен по адресу: Via San Domenico, 28, открыт для посещений ежедневно с 9 утра до 7 вечера с перерывом с 12:00 до 15:00. Стоимость билетов, а также изменения в расписании работы музея лучше узнавать на официальном сайте.
Однако тем, кто планирует посетить Турин и побывать не только в Музее плащаницы рекомендуем приобрести туристическую карту Турина, дающую право на бесплатное посещение практически всех культурных объектов не только в Турине, но и во всем регионе Пьемонт.
Карта позволяет бесплатно осмотреть музеи, выставки и дворцы региона, пользоваться туристическим транспортом, а также существенно сэкономить на покупке экскурсий. Действует он 2, 3 или 5 дней на выбор. Подробности и стоимость абонемента Турин + Пьемонт можно узнать здесь
Photos by: Yuval Y, Geobia, Paul Munhoven, stephane333, Jean-Pierre Dalbéra
Связана ли Туринская плащаница с Христом?
В 1898 году с разрешения Католической Церкви фотографом-любителем из Италии Секондо Пио впервые был сделан снимок Туринской плащаницы. При проявлении пленки фотограф обнаружил, что с помощью негатива можно более четко рассмотреть изображение. Лик с Туринской плащаницы полностью соответствовал каноническому Образу Спасителя. Фотоснимок давал возможность рассмотреть раны, что стало мировой сенсацией.
«Святая Плащаница Христова сама каким-то невообразимым образом представляет собою фотографически точный негатив; да еще с огромным духовным содержанием! Этой Святой Плащанице, этому удивительному в человеческий рост негативу гораздо больше тысячи лет. А ведь нашей-то новоизобретенной фотографии всего лишь 69 лет!.. Тут, в этих коричневых отпечатках из Гроба Господня, кроется необъяснимое чудо» (из воспоминаний Секондо Пио, 1907).
С этого времени Туринская плащаница неоднократно подвергалась всевозможным научным исследованиям.
«Пятое Евангелие»
«Если подтвердится её подлинность, она станет Пятым Евангелием – ещё одним историческим повествованием о страдании и воскрешении Иисуса Христа. В Евангелиях упоминается, что Иисус Христос до Своего распятия был подвергнут бичеванию, но только Плащаница «говорит» нам, сколь жестоким оно было. Воинов, бичевавших Иисуса Христа, было двое, а их бичи имели металлические шипы. Ударов, как видно, было не менее сорока, и они покрывали всю спину, грудь и ноги.
В Евангелиях говорится о том, что палачи в насмешку возложили терновый венец на голову Иисуса Христа. От Плащаницы мы узнаём, что это был не только способ уничижения, но и продолжение пыток. Шипы тернового венца были столь остры, что прокололи сосуды на голове и кровь обильно струилась по волосам и лицу Иисуса Христа. Исследуя Плащаницу, можно увидеть Страсти Христовы – избиение в темнице, несение Им креста, Его падение под ношей от изнеможения» (православный физик, директор Российского центра изучения Туринской Плащаницы Александр Васильевич Беляков).
Для христиан бесспорным остается одно: история не знает никого, Кто подвергся бы избиению, распятию на Кресте, был обвернут плащаницей, но не оставался в ней более двух дней. Никого, кроме Иисуса Христа, добровольного принявшего Крестную смерть для искупления всего человечества и воскресшего в третий день после Своей смерти.
Ссадина на левом колене
Весьма вероятно, что эти факты не были известны вообще в 13 веке. И другие детали также соответствуют этому. На боку тела человека на холсте − рана, очень похожая на ту, которая была нанесена римским копьем две тысячи лет назад. Ссадина на его левом колене в точности соответствует тому, что, несомненно, возникло бы у правши, несущего крест, который несколько раз опрокинул бы его. Другой интересный факт заключается в том, что печать на холсте проявилась в течение 30 часов − это соответствует тому факту, что на третий день Иисус воскрес из мертвых, как учит нас Библия. Один глаз показывает отпечаток монеты времен Иисуса, а на полотне содержится пыльца растений, которые встречаются в Палестине, но не в Европе.
История научного исследования Плащаницы
Представители различных наук — физики, биохимики, криминалисты, медицинские научные эксперты — несколько раз приступали к изучению Туринской плащаницы.
В 1978 году над Туринской плащаницей было проведено комплексное научное исследование. Святыня подверглась электромагнитному излучению в различных спектрах. Проводилось микрофотографирование и химический анализ мельчайших нитей ткани.
Результаты изысканий показали, что Туринская плащаница имеет нерукотворное изображение — ткань не содержит никаких следов красителей. Само изображение на полотне могло появиться исключительно при выгорании волокон льна. Причиной этого могло быть некое мощное излучение изнутри (примерно как бумага выгорает под воздействием солнечных лучей). Однако на практике такое невозможно повторить даже при современных научных достижениях.
Также нельзя считать образ на полотне отпечатком от масла, используемого при погребении. В подобном случае неизбежной была бы деформация изображения, а Туринская плащаница имеет четкий образ. Ученые объясняют появление изображения следствием восприятия льняных волокон сильного потока активно заряженных частиц. Это напоминает последствия ядерного взрыва при условии сохранения ткани.
Ученые также смогли доказать, что образ на полотне возник уже после появления кровавых пятен. Кровь на ткани человеческая, IV группы.
Туринская плащаница — это свиток, своим изображением повествующий о страшной казни Христа. Так, учеными в области судебной медицины выявлено полное соответствие следов на Теле Умершего со страданиями Христа, описанными в Священном Писании.
В пользу подлинности Туринской плащаницы говорит и особый метод плетения полотна. Другое доказательство — обнаруженная на поверхности ткани пыльца растений, растущих на Ближнем Востоке.
«Самым важным фактом является то, что плащаница свидетельствует не только о распятии Спасителя, но и о Его воскресении. Это великое чудо ставит предел возможностям науки. Проникнуть в тайну она не может, но может косвенно подтвердить Евангелие» (иеромонах Иов Гумеров).
Аргументированные гипотезы
Фактически, в конце XIV века французский епископ Труа Пьер д’Арцис назвал Туринское полотно подделкой. После многих веков споров между учеными и церковью современная наука вмешалась. И в двадцатом веке были опубликованы результаты научной экспертизы, независимо разработанной тремя институтами радиоуглеродного датирования — в Цюрихе, Оксфорде и Аризоне. 13 октября 1988 года современная наука официально подтвердила подлинность Туринской плащаницы, поскольку полотно, на котором виден отпечаток мужской фигуры, датируется периодом между 1260 и 1390 годами.
С одной стороны, такое заявление должно было разрешить все споры. Но, с другой стороны, это сделало загадку еще более загадочной. Такой парадокс. Речь идет о том, как отпечаток тела попал на инкриминированный холст. Согласно наиболее распространенной гипотезе, тело было помещено в нижнюю половину холста так, чтобы голова была обращена к центру, а верхняя половина холста была помещена поверх тела. Затем, вероятно, с тем же эффектом, как газеты желтеют на солнце, отпечаток попал на полотно. На нем видны следы пыток, которые точно соответствуют тюремным орудиям времени Христа.
Есть также следы гвоздей на ногах и запястьях. И именно эта деталь особенно интересна. Потому что все средневековые картины, изображающие сцену Христа на кресте, указывают, что гвозди вбивали в ладони. По мнению историков, и в соответствии с реконструкцией распятия, гвоздь нужно было вбить в запястье, чтобы замученный человек действительно оставался висеть на кресте. Кроме того, гвоздь, вбиваемый в запястье, особым образом толкает большой палец в ладонь, и эта деталь точно изображена на Туринском холсте.
Современная наука и Туринская плащаница
В 1988 году Туринская плащаница подверглась радиоуглеродному анализу. Полученные результаты показали, что дата создания святыни (возраст ткани) относится к 13-14 веку. Стали появляться предположения о намеренном создании плащаницы уже в Средние века. Однако американский учёный Раймонд Роджерс, принимавший участие в исследованиях, предположил, что исследуемые образцы были взяты с заплат, появившихся после пожара 1532 года.
Российский биохимик Дмитрий Кузнецов выдвинул иное предположение. По его мнению, во время пожара в 16 веке под воздействием высокой температуры могли произойти радиоуглеродные изменения структуры полотна. Он провел эксперимент с древней тканью из Израиля, возраст которой определен в 1800 лет. После сильного нагревания результат радиоуглеродного анализа свидетельствовал о происхождении ткани в 15 веке. Кузнецов пришел к выводу, что и у Туринской плащаницы под воздействием температуры могла произойти биодеградация химических связей. Однако некоторыми учеными такое заключение оспаривается.
В 21 веке при появлении новейших технологий Туринская плащаница продолжает подвергаться все новым исследованиям. Споры о ее подлинности не утихают по сей день.
Исцеление и прозрение
Вторая загадка Туринской Плащаницы – особая сила, способная исцелять людей и давать им жизненную энергию. Исследователи зафиксировали волны положительных энергетических потоков, исходящих от полотна. Их наличие подтвердили и экстрасенсы, ежегодно посещающие место хранения реликвии. Волны неровные, их движение хаотично, из-за чего создается впечатление, будто ткань дышит.
Исследователи паранормальных явлений не отрицают, что Плащаница вполне может быть «живой», так как несет на себе часть энергетики высшего разума.
Полотно по силе воздействия на человека не имеет себе равных среди других реликвий. Возможно, если бы ученым дали возможность изучить ее более детально, были бы совершены невероятные открытия. Но церковь пресекает все попытки добраться до нее. Может, представители церкви боятся разоблачения, а, может, того, что Плащаницу попытаются уничтожить.
В наши дни фанатики не оставляют попыток избавить мир от артефакта, они верят, что после того, как его не станет, мир погрузится в хаос и тьму.
Официальная позиция РПЦ
Подлинность Туринской плащаницы признают многие православные пастыри, миряне, верующие исследователи. Однако такое мнение Православная Церковь не возводит на уровень догмата. Это не общеобязательная истина веры. Каждый сам решает для себя — верить или не верить в подлинность Туринской плащаницы.
«У РПЦ нет официального мнения относительно Туринской плащаницы. Есть люди, которые признают ее подлинность, а есть, которые не признают. Я лично признаю подлинность этой святыни» (патриарх Московский и всея Руси Кирилл).
Как отметил митрополит Волоколамский Иларион, «предстоя перед этой святыней, мы вспоминаем прежде всего страдания и смерть Господа нашего Иисуса Христа».
В качестве образа Крестных страданий Христа плащаница всегда почиталась в Православии. Каждый храм имеет символическое изображение погребальной пелены. В Страстную Пятницу, когда вспоминается Крестная смерть и погребение Спасителя, святыня выносится из алтаря для поклонения верующим.
Если Туринская плащаница не подлинная, что это меняет?
Вопрос о подлинности Туринской плащаницы никак не влияет на основания христианской веры. Преклонение перед ней восходит к Первообразу, Самому Христу, принесшему Себя в Жертву за всех людей. Поэтому является ли Туринская плащаница подлинным погребальным саваном Спасителя или нет, для верующих это ничего не меняет.
«Наша вера не в Плащанице, не в рациональном знании, а в сердце, в благоговении и духовном опыте. «Блаженны не видевшие и уверовавшие». Плащаница нужна для Фомы неверующего» (протоиерей Глеб Каледа, 1921-1994).
Читайте нас удобно в соцсетях:
Метки: лик с Туринской плащаницы, плащаница Иисуса Христа, плащаница Христа, плащаница это, Туринская плащаница