Как правильно читать Библию, Евангелие — в какой последовательности?


Как и почему запретили другие Евангелия?

Известно, что еще в I веке нашей эры существовало по крайней мере около 50-ти различных Евангелий и других религиозных текстов. Поэтому не мудрено, что во избежание путаницы и споров между христианами необходимо было выбрать лишь несколько из них.

Удивительно, но первый этой проблемой озадачился отнюдь не священник, а богатый судовладелец, а по совместительству богослов по имени Маркион. Именно он в 144 году создал перечень книг, которые, на его взгляд, являлись подлинными. Помимо нескольких религиозных текстов, в списке Маркиона значилось только одно Евангелие – от Луки.

Вслед за Маркионом за дело взялись и официальные служители церкви. Однако окончательно соответствующими всем религиозным канонам были признаны только Евангелия от Луки, От Матфея, от Марка и от Иоанна. Священники объясняют подобный выбор тем, что авторство этих 4-х писаний не вызывает сомнений. К тому же именно в них наиболее полно и в то же время без излишеств излагается суть учения.

В то время как апокрифы содержат много ненужных бытовых сцен, а также загадок и шокирующих подробностей, которые не имеют никакой духовной ценности. Зачастую священнослужители в качестве довода упоминают и видение Иезекииля, когда пророку явились четыре животных с человеческими лицами. А святой Ириней, например, утверждал, что Евангелий должно быть именно четыре в соответствии с четырьмя сторонами света.

Однако некоторые исследователи предполагают, что остальные Евангелия перешли в разряд запрещенных потому, что в них содержатся не совсем лицеприятные сведения о жизни библейских персонажей, в частности о жизни Иисуса Христа.

Как правильно читать Библию, Евангелие — в какой последовательности?

Слушать:

о. Дмитрий: — Здравствуйте, дорогие братья и сестры. Мы с отцом Александром начинаем нашу обычную передачу на радио «Радонеж». У микрофона протоиерей Дмитрий Смирнов.

о. Александр: — Добрый вечер, дорогие слушатели.

Вопрос: — Подскажите, как правильно читать Библию, Евангелие — в какой последовательности. Евангелие входит в Библию в самом конце ее, нужно ли прежде, чем перейти к Евангелию, прочитать все предыдущее?

о. Дмитрий: — Совсем напротив. Чтение Священного Писания нужно начинать с Евангелия.

о. Александр: — А потом уже обратиться к Ветхому Завету.

о. Дмитрий: — И то лучше читать это параллельно. Нельзя оставить Евангелие и читать Ветхий Завет.

о. Александр: — А почему тогда в книге «Библия» Евангелие не на первом месте?

о. Дмитрий: — Потому что исторически так, это более молодые книги. Новый Завет ближе к нам по времени. И более понятен. Нам повезло — мы живем в эпоху, когда вся культура нашего отечества христианская.

о. Александр: — Она зиждется на Новом Завете.

о. Дмитрий: — Да, поэтому для лучшего усвоения и культуры и самого Евангелия. Хорошо чтобы это поддерживалось культурой. Потому что Евангелие есть и в нашем языке — пословицах и поговорках.

о. Александр: — Вошло в наш обиход и нашу жизнь. А насколько важно для спасения знание и постоянное чтение Ветхого Завета?

о. Дмитрий: — Гораздо в меньшей степени, чем Евангелие. Но в то же время, чтобы лучше усвоить науку о спасении, Ветхий Завет необходим.

о. Александр: — Это история взаимоотношений человека и Бога. И это открывает нам многое.

о. Дмитрий: — Все уклонения от Бога, как они происходили, очень понятны.

о. Александр: — Но у многих они вызывают недоумение. В поступках Бога усматривают даже жестокость по отношению к людям.

о. Дмитрий: — Это не жестокость, а жесткость.

о. Александр: — Необходимая для сохранения этого народа.

Вопрос: — В Притчах Соломона написано, что мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками. Получается, что все в семье зависит от женщины?

о. Дмитрий: — Дело в том, что роль женщины — хранительница домашнего очага. Многое зависит от нее. Но если она глупа, она может производить действия, которые разрушат семью. Например, часто женщина не может справиться со своей ревностью. У нее возникает это чувство каждый раз, когда ее супруг оказывается близь какой-то женщины. Она становится подозрительной, начинает ему выговаривать, иногда в неприличной форме. Эта ситуация не служит укреплению семьи, и так во всем. Неправильное воспитание детей. Многие так говорят — меня так воспитывали, и я так. Независимо от того, хорошо это или плохо. Надо с большим вниманием, умением и нужно вообще поучиться и почитать о воспитании — это очень полезно.

о. Александр: — А почему именно на женщину сделан упор, а роль мужчины меньше?

о. Дмитрий: — Мужчин играет роль армии и министерства иностранных дел. А женщина — министр внутренних дел.

о. Александр: — То есть политика внутри семьи определяется женщиной?

о. Дмитрий: — Да. Имеется в виду нормальная женщина, которая ведет свой дом. А не та, которая на работе красит ногти, пьет чай с лимоном, треплется с утра до вечера.

о. Александр: — Но все-таки решение в семье за мужчиной?

о. Дмитрий: — Нет, это должно приниматься на общем совете. У мужчины голос сильнее, мужчина строит дом. А планировку заказывает женщина, потому что ей там жить.

о. Александр: — То, что она времени больше проводит в стенах дома, это точно. Но порой в силу своей невозможности взять решение на себя, все равно мужчина несет ответственность за все происходящее и вне, и внутри?

о. Дмитрий: — Это весьма желательно. Но современные мужчины… Я постоянно сталкиваюсь с таким явлением, когда мужчина при должности так старается все оформить, чтоб не принимать никаких решений. Это по-разному называется: спихалово, футбол, пинпонг — разное об одном и том же. Потому что если ты принял решение, то ты за это должен отвечать. Ах, я за это буду нести ответственность? А куда ее нести? И не хотят ничего делать.

о. Александр: — Частенько женщины на исповеди, рассказывая о семье, говорят так, будто вообще мужчины в доме нет.

о. Дмитрий: — Да, приходят советоваться по воспитанию детей. Спрашиваешь, а есть ли муж, что он говорит по этому поводу. Некоторые даже удивляются. Что за странный вопрос!

о. Александр: — Ситуация такая, что трудно понять, откуда она взялась.

о. Дмитрий: — Я давно уже поставил диагноз — причина в малодетности. Женщина занята самореализацией. А она должна реализовать себя как мать своих детей. Это важно. А не то, что она будет не бухгалтер, а главный бухгалтер.

о. Александр: — Об этом говорится с самого первого класса школы — вы должны себя в жизни реализовать. Поэтому надо хорошо учиться.

о. Дмитрий: — Должны реализовать — безусловно. Но женщина должна реализовать себя как мать, мужчина как отец. А уж главнокомандующий ты целым родом войск или троллейбусом — это второстепенно. Но это не звучит в школе.

о. Дмитрий: — А в школе у нас многое не звучит, что нужно, но звучит то, что не нужно, а вредно.

о. Александр: — При этом родители принимают такой порядок вещей.

о. Дмитрий: — Он не думают. Они воспринимают школу как данность. Мы учились- и наши дети будут так же. Это динамический стереотип. Как лошадь — не думает, но щиплет траву. А если дают зерно, то она его ест. А если арбузные корки — то и их.

Вопрос: — В притчах Соломона в 31 главе описывается добродетельная жена. И там много всего описывается, что она добывает шерсть, растит лен, хлеб, много всего делает. А Вы говорите, что роль женщины- рожать и воспитывать детей. А как это тогда с текстами соотнести? А про мужа сказано, что он сидит со старейшинами. И когда же жене рожать детей, когда она столько работает?

о. Дмитрий: — Не только. Там описывается быт древнего народа. А мы сейчас живем в других условиях. Если Вы будете вырабатывать лен, я не буду против. А про мужа сказано, потому что есть такая обязанность — решать общий вопрос. Вполне уважительная должность для мужа быть сенатором. Или старцем, который решает вопросы тейпа, которые касаются всей жизни. А в это время жена берет на себя какие-то функции. Потому что те вопросы, которые он решает, важны для жизни всего народа. В той деревне, где я проводил лето, у нас была соседка. Она жила одна без мужа с пятью детьми. И одна из тяжелых крестьянских работ — сушить сено. Однажды я выглянул вниз и увидел, как соседка навивает стог сена. Она стоит внизу копны, наверху один из ее отроков, и она подает большую копенку, а тот ее приминает. Я бы вот такое сделать не мог. У меня бы все упало, да и столько сена кидать тяжело. Потом смотрю, скорая помощь у ее дома. Что случилось, спрашиваю? А соседку рожать повезли. Вот такая даже тяжелая работа, которая не по плечу большому и сильному мужчине, для нее как детская забава.

о. Александр: — Когда человек постоянно в таких упражнениях….

о. Дмитрий: — А постоянно нельзя — есть зима.

о. Александр: — Там другие хлопоты по дому.

о. Дмитрий: — Не такие тяжелые, кроме уборки снега с дорожки, которая ведет к колодцу.

Вопрос: — Получается, что ничего плохого в том, что жена работает, нет?

о. Дмитрий: — Плохо, когда жена отрывается от дома. А работа по чесанию льна или изготовлению ковра ничуть не отрывает женщину от главного — воспитания детей. Она тем самым учит своих детей.

о. Александр: — Мы видим, что происходит с семьей и детьми, когда женщина погружается либо в общественную работу, либо в иную.

о. Дмитрий: — Она исчезает для своих детей как мать. Это микроскопическое общение вечером, когда ребенка уже не оторвешь от мультиков, воспринимается, как занудство.

о. Александр: — Главный аргумент всегда — денег не хватает и поэтому я вынуждена идти на работу, у мужа зарплата маленькая, он болен, две-три работы потянуть не может.. Говорят, ситуация безвыходная.

о. Дмитрий: — Да, я в курсе того, что говорят. У нас на Украине сейчас с работой очень плохо. Потому что промышленность на боку. Люди занимаются огородами, а огород всегда прокормит. А огородничеством всегда занимались женщины и дети. То есть основное, что люди едят, вырастает на огороде. А мужчина занимался крупным рогатым скотом, и не очень крупным.

Вопрос: — В одной передаче, батюшка, Вы сказали, что если в школе на младшего нападают старшие, то он должен защищаться, и употребили такое слово, как «клюв», что клюв он может укоротить нападающему. А рассказывая про Серафима Саровского, Вы говорили, что когда на него напали разбойники, он бросил топор. Как понимать Вашу позицию?

о. Дмитрий: — Буквально. Серафим Саровский, когда на него напали, был взрослым мужчиной. И он поступил со своим организмом так, как соответствовало его общению с Богом. Требовать от маленького мальчика, чтобы он поступал как Серафим Саровский, это значит возлагать на ребенка бремена неудобоносимые. Поэтому мальчика и девочку нужно так защищать родителям, чтобы ребенок ходил в школу легко и не боялся ни мальчиков, ни девочек, ни учительниц. Как мне сегодня сказала одна девочка-первоклассница: «Мне кажется, моя учительница меня не любит». Я уж не буду вам рассказывать, что я ей на это сказал — это тайна исповеди. Тут все предельно просто. Александр Невский своих оппонентов рубил мечом пополам, и германские христиане разваливались на две половинки. И обе половинки тонули в холодном озере. Святой благоверный князь Александр Невский не только им клюв укорачивал, но и сделал из них пищу для рыб.

о. Александр: — И ездил в Орду, чтобы получить от хана грамоту на княжение. И поклонялся хану.

о. Дмитрий: — Более того, он по преданию был ими отравлен. Когда они увидели хорошего собой, мощного витязя, они представили, какую угрозу он для них представлял. И по дороге однажды из Орды он отошел ко Господу, не дожив до сорока лет.

о. Александр: — Его отношению к врагу. А это и те враги, что пытались олатинить нашу землю, и те, которые пытались пожечь.

о. Дмитрий: — Он мудрый человек и не тупо стремился к тому, чтобы исполнить Священное Писание, потому что надобно иметь элементарное рассуждение. Вам позвонил человек неюный, а он такой простой вещи не понимает.

Вопрос: — Батюшка, дайте совет. Я познакомилась с мужчиной 45 лет. Он ни разу не был женат, но о Боге ничего не знает, и интереса нет. Но не пьет, не курит, воспитан в хорошей семье, родители хорошие. Стоит с человеком таким иметь серьезные отношения?

о. Дмитрий: — А что Вы называете серьезными отношениями?

Вопрос: — В будущем создать с ним семью.

о. Дмитрий: — В каком будущем?

Вопрос: — Когда он решит.

о. Дмитрий: — Лет через 15…

Вопрос: — Не знаю.

о. Дмитрий: — А раз Вы не знаете, то вот есть русская пословица: не зная броду, не лезь в воду. Слышали? Раз Вы слушаете «Радонеж», то Вы православная. А как можно человеку такому выйти замуж за безбожного? Как Вы будете с ним строить домашнюю православную Церковь?

о. Дмитрий: — Он не против… Но он же должен быть капитаном корабля. А если он на боцмана не тянет, то что? Кому вести корабль? И как так — до 45 лет дожить и ничего не знать о Боге? Ему Бог неинтересен. А если у вас родятся детки, и вы будете их пытаться воцерковить? А он скажет: да не слушайте маму, это глупости она городит. Мне стало Вас жаль, не надо. Мужчины обычно нетерпеливы, и если он, человек, воспитанный в хорошей семье, ничего о Боге не знает, это говорит очень о многом. Он воспитан вне церковной среды, а значит, антицерковной средой, где отношения полов испорчены, как бы это помягче сказать, развратом. Он требовать станет того, что муж ждет от жены, а это встать с ног на голову. А зачем Вам стоять на голове, когда Вы и на ногах неплохо стоите?

о. Александр: — Обычный контраргумент — я могу на него повлиять, а потом он мне обещал пойти в храм и покреститься.

о. Дмитрий: — Я знаю, чем кончаются эти обещания. Через мои глаза, уши, сердце прошли сотни таких обещателей. Особенно про это: он пил, но обещал бросить.

о. Александр: — Иногда даже сколько-то времени удерживается.

о. Дмитрий: — У нас на приходе был такой мужчина, который чтобы жениться — а он влюбился сильно в одну девушку — год не пил, будучи алкоголиком настоящим. Но на свадьбе тормоз отпустил, и она увидела во всей красе. Я сказал: завтра иди в загс и подавай заявление о разводе. Она не послушалась, и через полгода все равно развелась.

о. Александр: — То есть человек искренне хотел….

о. Дмитрий: — Есть такая советская поговорка: хотеть не вредно. На самом деле хотеть вредно. Все зависит от того, что человек хочет.

о. Александр: — Хочет избавиться от страсти, которая его душит. Он понимает, что слаб.

о. Дмитрий: — Хорошо, избавься, а потом приходи свататься.

о. Александр: — Он просит помочь, один не справится.

о. Дмитрий: — Помоги, но женщина же не врач.

о. Александр: — А он видит в женщине такую опору.

о. Дмитрий: — Сейчас умру со смеху — мужчина видит опору в женщине! Есть отдельные женщины, я даже одну такую знал, которая нашла своего будущего мужа пьяным под забором. Она его подняла и всю жизнь боролась с его пьянством. И она умерла в пенсионном возрасте. Через две недели умер он. Она совершила подвиг, я перед ней преклоняюсь, но это женщина с таким характером — это не то, что коня на ходу остановит, а локомотив. Есть такие женщины. Я преклоняюсь. Но этот ее Сережа был церковный человек, к Церкви относился благоговейно. И вся его жизнь об этом свидетельствует.

о. Александр: — Недуг пьянства его мучил всю жизнь.

о. Дмитрий: — Да, но он ради любви к ней… А она была красавица, и действительно она его опора, так бывает, в этом ничего плохого нет. Но когда человек без Бога, чего с ним строить?

Вопрос: — Что делать, если тебя обзывают в школе?

о. Дмитрий: — Я отвечу так — самое лучшее оглохнуть, не слышать, тогда обзывать перестанут.

о. Александр: — Никак не отвечать. Не дать повода.

о. Дмитрий: — Я это помню на себе. Обзывают с целью вызвать реакцию, конечно, все детки — манипуляторы, они хотят властвовать, потому что никто не занимается тем, чтобы им объяснить, что такое страсти, как они вредны для души, что такое мерзость, пошлость. Никто детям об этом не говорит. Потому дети и становятся извергами, уродами, особенно в детском коллективе. Страшный конгломерат. И происходят всякие издевательства. Но если не реагировать – все иссякает.

о. Александр: — Переключаются на другого. Начинают задирать.

о. Дмитрий: — А если начинают задирать — нужно бить. Лучше главного задиральщика.

о. Александр: — Отомстят.

о. Дмитрий: — Могут перепугаться, это же дети. Это не преступники. Подумаешь, мальчики подрались.

о. Александр: — Когда будут видеть, что ты не струсил и можешь дать отпор…

о. Дмитрий: — Отвяжутся сразу.

о. Александр: — Или подкараулят после школы за забором впятером.

о. Дмитрий: — Вряд ли отважатся.

о. Александр: — В такой ситуации стоит рассказать папе дома?

о. Дмитрий: — Папе с первого же раза надо рассказать. Чтобы он вмешался. И рассказать, кто именно. И выяснить, кто главный. Папа возьмет его за шиворот, отведет в укромное место и объяснит, что этот мальчик — его сын, и прочие солидные глаголы.

о. Александр: — Сейчас опасно чужого ребенка даже трогать пальцем.

о. Дмитрий: — А зачем его пальцем трогать? За шиворот. А так к нему и не прикасаться. Если папа не может решить такую детскую проблему, тогда это не папа, а просто инвалид.

Вопрос: — Возможна любовь из-под палки?

о. Дмитрий: — Нет.

о. Александр: — А привести человека сопротивляющегося к тому, чтобы он полюбил? Например – учебу?.

о. Дмитрий: — Нет. В интернете мне прислали ролик маленький, там показан мальчик трех лет, который плачет, а мама заставляет его выводить палочки в прописях. Прослушав три раза, я увидел, что мальчик чрезвычайно развит, но понятно, что в три года мелкая моторика еще не развита, и задача, которую ставит мама, неразрешима. И у него внутренний конфликт. Что можно об этом ролике сказать? Мама в этом своем айфоне показала собственную педагогическую несостоятельность. Она полная идиотка. И то, что она делает, должно привести к ненависти к учебе. Ребенок рыдает, а она над ним смеется и заставляет делать то, что у него не получается. Садизм какой-то!

о. Александр: — Есть мнение, что чем раньше начать учить — тем лучше.

о. Дмитрий: — Мнений идиотских много, больше, чем трезвых и здравых.

Вопрос: — Для молодого человека возможно ли видеть свое развитие на несколько лет вперед? Или даст Бог день, даст и пищу? Его забот достаточно на сей день. Или можно видеть себя через 5-10 лет?

о. Дмитрий: — Видеть-то можно, но надо понимать это мечты, не то, что Вы четко пойдете по плану. Мама рассказывала, что из их класса ни один парень не вернулся с войны. 100% всех убили. Вот и планы. Очень многие планы решаются совершенно не там, где мы живем. В других местах совсем. Приблизительно можно, но, например, есть склонность к гуманитарным наукам, поступает человек в университет на исторический. Историческое образование всегда будет для человека полезным. Будет ли он журналистом, будет ли учителем, профессором истории, археологом. Огромное поприще. Так же и медицина — море отраслей. А можно и медицинской наукой заняться. Человек прикидывает свои возможности, изучает свои собственные интересы, какие у него склонности, советуется с родителями, а, может, даже и со священником. Накапливает опыт взрослых людей, про которых известно, что они любят его и неравнодушны, и могут что-то подсказать. Можно попробовать. Если специальность не нравится с первого курса, можно уйти. Мамы рыдают в приемных комиссиях, но абитуриент должен быть спокоен. В армии служить один год, дедовщины нет, сплошное удовольствие побыть мужчиной, посмиряться, окрепнуть физически — на пользу все пойдет.

о. Александр:— Погрузился человек в науку, а какую пользу это принесет его душе и будет ли это востребовано в его будущей жизни?

о. Дмитрий: — Никто не знает. Я знаю одну молодую мамашу, которая, как это называется, сидит дома. И вот, пока она сидела год дома, ей поступили предложения по работе. Из США, Германии, МГУ. И она на одну согласилась. Не выходя из дома, будет немного добывать себе средств в семейный бюджет, хотя цель ее не такая. А цель, чтобы не отвлекаться от той науки, которой она занималась всю жизнь. Такой облегченный вариант нашла в Германии, которым она занималась в Москве. Если что-то знать или уметь — то выстроится очередь, чтобы человек соблаговолил работать у них на любых условиях. А если что-то уметь, например, гениально класть кафельную плитку любого размера на любой поверхности, то кто-то на это обязательно клюнет. А сарафанное радио устроит ему такое количество работы, что он перестанет класть плитку, и откроет училище. И каждый его воспитанник будет ему по 10% отдавать. Так что если что-то знать и уметь…

о. Александр: — То в этой жизни будешь востребован, это даст и хлеб насущный, и денег на машину, в которой можно будет в храм возить своих шестерых детей.

о. Александр: — И удовлетворение. А для будущей жизни оно надо?

о. Дмитрий: — Конечно. Если человек не состоялся ни в чем, то он не состоится и в духовной жизни.

о. Александр: — То есть это связано?

о. Дмитрий: — Конечно. Человек должен кем-то быть. Не просто комком слизи.

о. Александр: — К Серафиму Саровскому пришла однажды мамаша с отроком и спросила, надо ли его учить.

о. Дмитрий: — Он сказал, что неплохо что-нибудь знать. Это гениально. Преподобный Серафим — русский гений. У нас во всей России ни в какие века такого человека не было, чтобы за седмицу каждый раз прочитывать весь Новый Завет. Это просто потрясающе.

о. Александр: — Причем зная его наизусть…

о. Дмитрий: — Так узнаешь, когда столько лет читаешь! Наизусть знал. По-славянски. Между прочим, потому что тогда еще только первые попытки были перевода на русский. Перед нами все открыто, можно строить планы, но относиться к этому очень без нажима.

Вопрос: — Раздражаюсь и обижаюсь на своих близких. С другими получается потерпеть, а дома нет. Почему? Ведь не враги же они мне.

о. Дмитрий: — Бывает, что враги человеку домашние его. Просто обычно человек на чужих старается подтягиваться, производить хорошее впечатление, а дома все уже знают. Здравствуйте, маменька, папенька. А ему – ну, хватит кривляться.

о. Александр: — А может через понуждение к такому уважительному отношению действительно что-то в характере измениться?

о. Дмитрий: — На человека влияет все. От полнолуния и до одежды, в которую он одет.

о. Александр: — То есть тут скорее нежелание сдерживаться перед близкими?

о. Дмитрий: — Бессмысленно — все равно все знают, какой он. Если он решит изменить такое отношение, то он должен победить скепсис, он должен стать другим настолько, что они забудут, каким он был. На это уйдет 8-10 лет.

о. Александр: — Успеют умереть те, кто его знал прежним.

о. Дмитрий: — Будем надеяться, что нет.

о. Александр: — А новые узнают его в новом облике.

о. Дмитрий: — Будем надеяться.

Вопрос: — Иоанн Креститель говорил, что грядущий Мессия будет крестить огнем, а что это?

о. Дмитрий: — Это Дух Святый. Ибо Бог есть огнь поядающий.

Вопрос: — Может ли человек ощутить Царствие Божие, будучи на земле?

о. Дмитрий: — Конечно, оно внутрь нас есть.

о. Александр: — Нередко спрашивают, как понять, вдруг оно уже внутри человека?

о. Дмитрий: — Раз так спрашивают, то еще не в них.

о. Александр: — Когда Царствие Небесное войдет в человека, его ни с чем не спутаешь.

о. Дмитрий: — Очи того не видели, уши того не слышали….

о. Александр: — Восклицание — благодать какая, радость какая…?

о. Дмитрий: — Это обычно по поводу душевных ощущений. А здесь духовно.

о. Александр: — Человек поехал по святым местам и провел там несколько дней. И вот он так свидетельствует о своих переживаниях, когда его спрашивают. Он говорит, что благодать невероятная. Свидетельствует ли это о том, что это так?

о. Дмитрий: — Вполне это может быть, что так, что его коснулась благодать. Если он приехал с покаянием, то обязательно его благодать Божия коснется.

о. Александр: — Но говорить о том, что Царствие Небесное в сердце пребывает, рано?

о. Дмитрий: — Нет, если человек придет в Царствие Небесное, то он вообще не будет говорить ни с кем и ни о чем.

о. Александр: — Но всегда хочется поделиться.

о. Дмитрий: — Если хочется, это не та радость. Тут хочется как купец — спрятал жемчужину и с ней пребывает.

о. Александр: — А желание приобщить людей той радости, которую тебе Господь дал?

о. Дмитрий: — Это есть тщеславие. Делится человек, чтобы его прославили. Говорит: Господь МНЕ дал.

Вопрос: — Вопрос по теме образования в государственных школах. Что делать тем, кто уже учится в этих школах, в которых как Вы говорите, учат не тому, чему надо было бы учить? Ребенок, находясь там, волей и неволей подстраивается, чтобы не быть белой вороной.

о. Дмитрий: — Я Вам скажу другое — дважды два, Волга впадает в Каспийское море, а когда выходите на улицу в дождь, хорошо бы взять плащик и зонтик. Зачем Вы мне рассказываете вещи, которые я, как педагог, профессионал с десятилетним стажем, знаю наизусть? С какой целью Вы мне рассказываете? Я все это знаю. Сам учился в двух школах, на собственном опыте знаю. Как Вам быть? Что Вы хотите знать? Бывает, что человек ничего не может поделать. Значит, надо терпеть. А если есть возможность самой учить ребенка, то нужно самой взяться за учебники и начать его учить. Он будет сдавать экстерном предметы по программе. Ребенок много тратит энергии на противостояние коллективу, большую часть. И он не понимает, почему он должен это учить. А если это сопряжено с насилием внешним и внутрисемейным, то он вообще теряется и уходит в отказ. Нужно ребенка хорошо знать, нужно с ним беседовать, знать, что происходит у него в душе, нужно поддерживать во всем хорошем. Я, например, несмотря на то, что мои университеты проходили в сложных условиях, я не в обиде на школу, я выстоял, даже учителя мне шли навстречу. Помню, учительница математики, замечательная женщина, в пятом или шестом классе отпускала меня, потому что я знал, как хорошо себя вести, как сделать так, чтобы учителя были довольны, как списать, все это близко к совершенству знал. И как клюв укорачивать.

о. Александр: — Родители оказываются в растерянности перед ситуацией.

о. Дмитрий: — Если в растерянности, то надо подчиниться ситуации. Когда немцы напали на Францию, то вся Франция была в растерянности. И решили сдаться. На всякий случай. На этом Франция кончилась как самостоятельное государство.

о. Александр: — А так вот своих детей отдать, капитулировав перед ситуацией?

о. Дмитрий: — Если мы ничего не можем сделать? Можно начать дипломатические переговоры, изучить педагогов, нужно завести хороший контакт с классным руководителем, нужно посмотреть, с кем из учителей можно разговаривать, потом перейти к завучу, к директору. Есть задача, нужно ее решать. Это ваши дети. Жизнь надо отдавать за ребенка!

о. Александр: — Спасибо, батюшка, за ответы. До свидания.

о. Дмитрий: — Спасибо за вопросы, всего доброго!

Запрещенные Евангелия

Если следовать хронологии библейских событий, то одним из первых следует о. В этой книге описывается рождение, детство и юность матери Иисуса Христа Марии, вплоть до появления на свет Спасителя. В этой версии Евангелия содержится множество отрывков из других, канонизированных церковью текстов. Исходя из названия данной книги, ясно, что на ее авторство претендует Иаков – сын отца Иисуса от первого брака. Однако эта версия не выдерживает критики, поскольку писатель был явно не знаком с иудейскими традициями. Об этом говорит, к примеру, тот факт, что, согласно тексту, трехлетнюю Марию отвели в храм, где она и жила до 12-ти лет.

Еще одно писание – «Евангелие детства», написанное, якобы, апостолом Фомой рассказывает о детстве самого Иисуса. В этом тексте маленький Иисус предстает перед читателем эдаким сверхчеловеком, причем, далеко не всегда добрым. Он может очищать воду, а может и «иссушить» ребенка, попытавшегося снова замутить очищенный водоем. А взрослые, которые жалуются на проделки Христа, внезапно слепнут. Однако, по мнению ученых, автором этого Евангелия никак нельзя считать Фому, так как согласно некоторым деталям повествования легко можно сделать вывод о том, что писатель не имеет ни малейшего представления о быте иудеев.

Кроме этих двух апокрифов, известны также Евангелия от Петра, от Марии, от Филиппа и от Варнавы, Евангелия Евы, Никодима и Иуды, Евангелие египтян, Евангелие двенадцати, Евангелие от евреев и другие произведения.

Евангелие от Матфея. Глава 21

На главную

Все авторы

Главная → Библия → Евангелие от Матфея

1 И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников,[1] Мк. 11:1. Лк. 19:29. 2 сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; 3 и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их.

4 Всё же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: 5 Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной.[5] Ис. 62:11. Зах. 9:9. Ин. 12:15.

6 Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус: 7 привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их.[7] Мк. 11:7.

8 Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге;[8] Ин. 12:13. 9 народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна[14] Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних![9] Пс. 117:26. Мк. 11:10. Лк. 19:38.

10 И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей?

11 Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского.

12 И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей,[12] Мк. 11:15. Лк. 19:45. Ин. 2:14. 13 и говорил им: написано, — дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников.[13] Ис. 56:7. Иер. 7:11. Мк. 11:17. Лк. 19:46.

14 И приступили к Нему в храме слепые и хромые, и Он исцелил их.

15 Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову! — вознегодовали 16 и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?[16] Пс. 8:3.

17 И, оставив их, вышел вон из города в Вифанию и провел там ночь.

18 Поутру же, возвращаясь в город, взалкал; 19 и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла.[19] Мк. 11:13.

20 Увидев это, ученики удивились и говорили: как это тотчас засохла смоковница?

21 Иисус же сказал им в ответ: истинно говорю вам, если будете иметь веру и не усомнитесь, не только сделаете то́, что́ сделано

со смоковницею, но если и горе сей скажете: поднимись и ввергнись в море, — будет;[21] Мф. 17:20. Лк. 17:6. Иак. 1:6. 22 и всё, чего ни попросите в молитве с верою, полу́чите.[22] Мф. 7:7. Мк. 11:24. Ин. 14:13.

23 И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть?[23] Мф. 7:29. Мк. 11:28. Лк. 20:1-2.

24 Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю; 25 крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему?

26 а если сказать: от человеков, — боимся народа, ибо все почитают Иоанна за пророка.[26] Мф. 14:5. Мк. 6:20.

27 И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Сказал им и Он: и Я вам не скажу, какою властью это делаю.

28 А ка́к вам кажется? У одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем.

29 Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел.

30 И подойдя к другому, он сказал то́ же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел.

31 Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый. Иисус говорит им: истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие,[31] Лк. 7:29. 32 ибо пришел к вам Иоанн путем праведности, и вы не поверили ему, а мытари и блудницы поверили ему; вы же, и видев это, не раскаялись после, чтобы поверить ему.[32] Лк. 3:12.

33 Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился.[33] Пс. 79:9. Песн. 8:11-12. Ис. 5:1. Иер. 2:21. Мк. 12:1. Лк. 20:9.

34 Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; 35 виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.[35] Мф. 5:12; 23:34.

36 Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же.

37 Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего.

38 Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его.[38] Мф. 26:4; 27:1.

39 И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.[39] Евр. 13:12.

40 Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?

41 Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.

42 Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?[42] Пс. 117:22-23. Ис. 28:16. Мк. 12:10. Лк. 20:17. Деян. 4:11.

43 Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; 44 и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.[44] Ис. 8:14. Дан. 2:44-45. 1Пет. 2:7. Рим. 9:32.

45 И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит, 46 и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка.

Следующая страница →

← 20 стр. Евангелие от Матфея

22 стр. → Страницы:
21
Всего 29 страниц

© «Онлайн-Читать.РФ» Обратная связь

Меню

Книга родства.

Почему святой Матфей не сказал «видение» или «слово», подобно пророкам, ибо они таким образом писали: «Видение, которое видел Исайи» (Ис. 1, 1) или «Слово, которое было к Исайи» (Ис. 2, 1)? Ты хочешь узнать, почему? Потому что пророки обращались к жестокосердым и непокорным, а потому и говорили, что это Божественное видение и слово Божие, чтобы народ убоялся и не пренебрег, что они говорили. Матфей же говорил с верными, благомыслящими, равно и послушными и поэтому не сказал предварительно ничего подобного пророкам. Имею сказать и другое нечто: что видели пророки, то они видели умом, созерцая это чрез Святого Духа; поэтому и называли это видением. Матфей же не умственно видел Христа и созерцал Его, но нравственно пребывал с Ним и чувственно слушал Его, созерцая Его во плоти; поэтому не сказал: «видение, которое я видел», или «созерцание», но сказал: «Книга родства».

Иисуса.

Имя «Иисус» не греческое, но еврейское, и в переводе значит «Спаситель», ибо словом «яо» у евреев говорится о спасении.

Христа.

Христами («Христос» по-гречески значит «помазанный») назывались цари и первосвященники, ибо они помазывались святым елеем, изливавшимся из рога, который полагали на их голову. Господь называется Христом и как Царь, ибо Он воцарился против греха, и как Первосвященник, ибо Он Сам принес Себя в жертву за нас. Помазан же Он истинным елеем, Духом Святым, и помазан преимущественно пред другими, ибо кто иной имел Духа так, как Господь? В святых действовала благодать Святого Духа, во Христе же действовала не благодать Святого Духа, но Сам Христос вместе с Единосущным Ему Духом совершал чудеса.

Сына Давидова.

После того, как Матфей сказал «Иисуса», он прибавил «Сына Давидова» для того, чтобы ты не подумал, что он говорит о другом Иисусе, ибо был и другой знаменитый Иисус, вождь евреев после Моисея. Но этот назывался сыном Навина, а не сыном Давида. Он жил многими поколениями раньше Давида и был не из колена Иудина, из которого произошел Давид, но из другого.

Сына Авраамова.

Почему Матфей поставил Давида прежде Авраама? Потому, что Давид был более знаменит; он и жил позже Авраама, и был славным царем. Из царей он первый благоугодил Богу и получил обетование от Бога, что из его семени восстанет Христос, почему все и называли Христа Сыном Давида. И Давид в действительности сохранил в себе образ Христа: как он воцарился на место отверженного Богом и возненавиденного Саула, так и Христос пришел во плоти и воцарился над нами после того, как Адам лишился царства и власти, которую он имел над всем живущим и над демонами.

Авраам родил Исаака.

С Авраама начинает евангелист родословие потому, что он был отцом евреев, и потому, что он первый получил обетование, что «о его семени благословятся все народы». Итак, прилично от него начать родословие Христа, ибо Христос есть семя Авраама, в котором получили благословение все мы, которые были язычниками и находились прежде под клятвою. Авраам в переводе значит «отец языков», а Исаак — «радость», «смех». Евангелист не упоминает о незаконнорожденных детях Авраама, например, об Измаиле и других, потому что иудеи происходили не от них, но от Исаака.

Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его.

Видишь, что об Иуде и братьях его Матфей упомянул потому, что от них произошли двенадцать колен.

Иуда родил Фареса и Зару от Фамари.

Иуда выдал Фамарь замуж за Ира, одного из своих сыновей; когда же этот умер бездетным, то он сочетал ее с Аинаном, который также был его сыном. Когда и этот лишился жизни за свою срамоту, то Иуда ни с кем уже не соединял ее браком. Но она, сильно желая иметь детей от семени Авраамова, сложила с себя одежду вдовства, приняла вид блудницы, смесилась с свекром своим и зачала от него двух детей-близнецов. Когда пришло время родов, первый из сыновей показал из ложесн руку, как будто первым родится он. Повивальная бабка тотчас отметила показавшуюся руку ребенка красной нитью, чтобы можно было узнать того, кто родится первым. Но ребенок увлек руку в чрево, и прежде родился другой младенец, а потом уже и тот, который прежде показал руку. Поэтому родившийся первым был назван Фаресом, что значит «перерыв», ибо он нарушил естественный порядок, а тот, который увлек руку, — Зарою. Эта история указывает на некоторую тайну. Как Зара прежде показал руку, а потом увлек ее снова, так и жительство во Христе: оно открылось во святых, которые жили прежде закона и обрезания, ибо все они не соблюдением закона и заповедей оправдались, но евангельскою жизнью. Посмотри на Авраама, который ради Бога оставил отца и дом и отрекся от естества. Посмотри на Иова, Мелхиседека. Но когда пришел закон, таковая жизнь скрылась, но как там после рождения Фареса позже снова и Зара вышел из чрева, так и по даровании закона позже воссияла жизнь евангельская, запечатленная красной нитью, то есть кровью Христа. Евангелист упомянул об этих двух младенцах потому, что рождение их означало нечто таинственное. Кроме того, хотя Фа-марь, по-видимому, и не заслуживает похвалы за то, что смесилась с свекром, но и о ней упомянул евангелист для того, чтобы показать, что Христос, принявший ради нас все, принял и таковых предков. Точнее: чтобы тем, что Он Сам родился от них, освятить их, ибо он не пришел «призвать праведников, но грешников».

Фарес родил Есрома. Есром родил Арама, Арам родил Аминадава. Аминадав родил Наассона. Наассон родил Салмона. Салмон родил Вооза от Рахавы.

Некоторые думают, что Рахав есть та Раав-блудница, которая приняла соглядатаев Иисуса Навина: она и их спасла, и сама спаслась. Матфей упомянул о ней для того, чтобы показать, что как она была блудница, так и все собрание язычников, ибо они блудодействовали в своих делах. Но те из язычников, которые приняли соглядатаев Иисуса, то есть апостолов, и уверовали в их слова, эти все спаслись.

Вооз родил Овида от Руфи.

Эта Руфь была иноплеменница; тем не менее, она сочеталась браком с Воозом. Так и церковь из язычников, будучи иноплеменницею и вне заветов, забыла народ свой и почитание идолов, и отца своего дьявола, и Сын Божий взял ее в жены.

Овид родил Иессея. Иессей родил Давида царя, Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею.

И о жене Урия Матфей упоминает здесь с той целью, чтобы показать, что не должно стыдиться предков, но более всего стараться прославлять и их своею добродетелью, и что Богу все угодны, хотя бы они произошли и от блудницы, если только имеют добродетель.

Соломон родил Ровоама. Ровоам родил Авию. Авия родил Асу. Аса родил Иосафата. Иосафат родил Иорама. Иорам родил Озию. Озия родил Иоафама. Иоафам родил Ахаза. Ахаз родил Езекию. Езекия родил Манассию. Манассия родил Амона. Амон родил Иосию. Иосия родил Иоакима. Иоаким родил Иехонию и братьев его, пред переселением в Вавилон.

Переселением Вавилонским называется тот плен, который позже перенесли иудеи, уведенные все вместе в Вавилон. Вавилоняне и в другое время воевали с ними, но озлобляли их умереннее, тогда же совершенно переселили их из отечества.

По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля. Салафииль родил Зоровавеля. Зоровавель родил Авиуда. Авиуд родил Елиакима. Елиаким родил Азора. Азор родил Садока. Садок родил Ахима. Ахим родил Елиуда. Елиуд родил Елеазара. Елеазар родил Матфана. Матфан родил Иакова. Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от которой родился Иисус, называемый Христос.

Почему здесь дается родословие Иосифа, а не Богородицы? Какое участие Иосифа в том бессеменном рождении? Здесь Иосиф не был истинным отцом Христа, чтобы от Иосифа вести родословие Христа. Итак, слушай: действительно, Иосиф не имел никакого участия в рождении Христа, и потому должно было дать родословие Богородицы; но так как был закон — не вести родословие по женской линии (Числ. 36, 6), то Матфей и не дал родословия Девы. Кроме того, дав родословие Иосифа, он дал и ее родословие, ибо был закон не брать жен ни из другого колена, ни из другого рода или фамилии, но из того же колена и рода. Так как был такой закон, то ясно, что если дается родословие Иосифа, то тем самым дается и родословие Богородицы, ибо Богородица была из того же колена и того же рода; если же нет, то как бы она могла быть обручена ему? Таким образом, евангелист соблюл закон, который запрещал вести родословие по женской линии, но, тем не менее, дал родословие Богородицы, дав родословие Иосифа. Мужем же Марии назвал его соответственно общему обыкновению, ибо мы имеем обычай и обручника называть мужем обрученной, хотя брак еще и не совершен.

Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов.

Матфей разделил роды на три части, чтобы показать иудеям, что находились ли они под управлением судей, как это было до Давида, или под управлением царей, как это было до переселения, или под управлением первосвященников, как это было пред пришествием Христа, — они не получали от этого никакой пользы в отношении к добродетели и нуждались в истинном судии, царе и первосвященнике, который есть Христос. Ибо, когда прекратились цари, по пророчеству Иакова, пришел Христос. Но каким образом от переселения Вавилонского до Христа четырнадцать родов, когда их оказывается только тринадцать? Если бы в состав родословия могла входить женщина, то мы причислили бы и Марию и восполнили число. Но женщина не входит в родословие. Как же это разрешить? Некоторые говорят, что Матфей поставил в счет переселение, как лицо.

Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом.

Для чего Бог допустил, чтобы Мария была обручена, и вообще, зачем Он дал людям повод подозревать, что Иосиф познал ее? Для того чтобы она имела защитника в несчастьях. Ибо он заботился о ней во время бегства в Египет и спас ее. Вместе с тем она была обручена и для того, чтобы скрыть ее от дьявола. Дьявол, услыхав, что Дева будет иметь во чреве, наблюдал бы за ней. Итак, для того, чтобы лжец был обманут, Приснодева обручается Иосифу. Брак был только по виду, в действительности же его не было.

Прежде нежели сочетались они, оказалось, что она имеет во чреве от Духа Святаго.

Слово «сочетаться» здесь означает соитие. Прежде нежели сочетались они, Мария зачала, почему пораженный евангелист и восклицает: «оказалось», как бы говоря о чем-то необычайном.

Иосиф же, муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.

Как же Иосиф был праведен? В то время как закон повелевает изобличать прелюбодеицу, то есть объявлять о ней и наказывать, он намеревался скрыть грех и преступить закон. Вопрос разрешается прежде всего в том смысле, что уже через это самое Иосиф был праведен. Он не хотел быть суровым, но, человеколюбивый по великой своей доброте, он показывает себя выше закона и живет выше заповедей закона. Затем, Иосиф и сам знал, что Мария зачала от Духа Святого, и потому не желал изобличить и наказать ту, которая зачала от Духа Святого, а не от прелюбодея. Ибо смотри, что говорит евангелист: «оказалось, что она имеет во чреве от Духа Святаго». Для кого «оказалось»? Для Иосифа, то есть он узнал, что Мария зачала от Духа Святого. Поэтому и хотел тайно отпустить ее, как бы не осмеливаясь иметь женой ту, которая удостоилась столь великой благодати.

Но когда он помыслил это, се, Ангел Господень явился ему во сне, говоря.

Когда праведный колебался, явился ангел, научая его, что должно ему сделать. Во сне является ему, потому что Иосиф обладал крепкой верой. С пастухами, как грубыми, ангел говорил наяву, с Иосифом же, как праведным и верным, во сне. Как мог он не поверить, когда ангел научал его тому, о чем он сам с собой рассуждал и о чем никому не сказал? Когда он размышлял, но никому не говорил, явился ему ангел. Конечно, Иосиф поверил, что это — от Бога, ибо только Бог знает неизреченное.

Иосиф, сын Давидов.

Сыном Давида назвал его, напоминая ему о пророчестве, что Христос произойдет от семени Давида. Говоря это, ангел убеждал Иосифа, чтобы он не веровал, но подумал о Давиде, который получил обетование относительно Христа.

Не бойся принять.

Этим показывает, что Иосиф боялся иметь Марию, чтобы не оскорбить Бога тем, что он покровительствует прелюбодеице. Или иначе: «не бойся», то есть бойся прикоснуться к ней, как зачавшей от Духа Святого, но «не бойся принять», то есть иметь в своем доме. Ибо в уме и помышлении Иосиф уже отпустил Марию.

Марию, жену твою.

Это говорит ангел: «Ты, может быть, думаешь, что она — прелюбодеица. Я же говорю тебе, что она твоя жена», то есть она никем не растлена, но твоя невеста.

Ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго.

Ибо она не только далека от незаконного смешения, но и зачала неким божественным образом, так что тебе надлежит более радоваться.

Родит Сына.

Чтобы кто-нибудь не сказал: «но почему же я должен поверить тебе, что Родившееся есть от Духа?», ангел говорит о грядущем, именно, что Дева родит Сына. » Если в данном случае я окажусь правым, то ясно, что истинно и это — «от Духа Святаго». Не сказал «родит тебе», но просто «родит». Ибо Мария рождала не для него, но для всей вселенной, и не для него одного только явилась благодать, но она излилась на всех.

И наречешь имя Ему Иисус.

Ты наречешь, конечно, как отец и как покровитель Девы. Ибо Иосиф, узнав, что зачатие от Духа, и не думал уже о том, чтобы отпустить Деву беспомощной. И ты будешь помогать Марии во всем.

Ибо Он спасет людей Своих от грехов их.

Здесь истолковывается, что значит слово «Иисус», именно-Спаситель, «ибо Он», сказано, «спасет людей Своих » — не только иудейский народ, но и языческий, который стремится уверовать и сделаться Его народом. От чего спасет? Не от войны ли? Нет, но от «грехов их». Отсюда ясно, что Тот, кто родится, есть Бог, ибо прощать грехи свойственно одному только Богу.

А все сие произошло, да сбудется реченное Господом чрез пророка, который говорит.

Не думай, что это недавно сделалось угодным Богу, — давно, изначала. Ты, Иосиф, как воспитанный в законе и знающий пророков, вдумайся в сказанное Господом. Не сказал «реченное Исайей», но «Господом», ибо не человек говорил, но Бог устами человека, так что пророчество вполне достоверно.

Се, Дева во чреве приимет.

Евреи говорят, что у пророка стоит не «дева», но «молодая женщина». Им надобно сказать, что на языке Священного Писания юная женщина и дева — одно и то же, ибо молодой женщиной оно называет нерастленную. Затем, если бы родила не дева, то как это могло бы быть знамением и чудом? Ибо выслушай Исайю, который говорит, что «ради этого Господь Сам даст вам знамение» (Ис. 6, 14), и тотчас добавляет «се, Дева» и далее. Поэтому, если бы не дева родила, не было бы и знамения. Итак, евреи, замышляя недоброе, искажают Писание и вместо «дева» ставят «молодая женщина». Но стоит ли «молодая женщина» или «дева», во всяком случае, имеющую родить должно считать девой, чтобы это было чудом.

И родит Сына и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог.

Евреи говорят: почему же Он назван не Еммануилом, а Иисусом Христом? Должно на это сказать, что пророк не говорит «наречешь», но «нарекут», то есть самые дела покажут, что Он есть Бог, хотя и живет с нами. Божественное Писание дает имена от дел, как, например: «нареки ему имя: Магер-шелал-хашбаз» (Ис. 8, 3), но где и кто назван таковым именем? Так как одновременно с рождением Господа было расхищено и пленено, — прекратилось блуждание (идолопоклонство), то поэтому и говорится, что Он назван так, получив имя от Своего дела.

Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень.

Посмотри на пробудившуюся душу, как быстро она убеждается.

И принял жену свою.

Матфей постоянно называет Марию женою Иосифа, изгоняя худое подозрение и научая, что она была женою не другого кого-либо, а именно его.

И не знал ея, как наконец Она родила,

то есть никогда не смешивался с нею, ибо слово «как» (дондеже) означает здесь не то, будто до рождения не знал ее, после же познал, но что он совершенно никогда не познал ее. Такова особенность языка Писания; так, не возвратился вран в ковчег, «доколе не иссякла вода от земли» (Быт. 8, 6), но он не возвращался и после этого; или еще: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20), а после скончания разве не будет? Каким образом? Тогда тем более. Подобно этому и здесь слова: «как наконец родила» понимай в том смысле, что Иосиф не знал ее ни прежде, ни после рождения. Ибо как Иосиф прикоснулся бы к этой святой, когда хорошо знал ее неизреченное рождение?

Сына Своего первенца.

Называет Его первенцем не потому, что будто она родила еще другого какого-либо сына, но просто потому, что Он первый родился и единственный: Христос есть и «первородный», как родившийся первым, и «единородный», как не имеющий второго брата.

И он нарек имя Ему: Иисус.

Иосиф показывает и здесь свое послушание, потому что он сделал то, что сказал ему ангел.

Аномалия — электронная библиотека

Евангелие

— общее название для первых четырех книг новозаветной части Библии [Здесь имеются только в виду Евангелия канонические; о евангелиях апокрифических]. Слово «евангелие» происходит от греческого ευ’αγγέλιον — добрая весть, благовествование, и прилагается к этим книгам потому, что в них излагается «добрая весть» о жизни и учении Христа, явившегося для спасения человечества. В своей совокупности они сообразно с их числом называются Четвероевангелием. Из четырех Евангелий первые три обыкновенно называются синоптическими (Е. от Матвея, Марка и Луки) — от греческого слова синопсис, соответствующего лат. conspectus. Это название дано им потому, что они весьма близки между собою по плану и по содержанию, которое легко может быть расположено в соответствующих таблицах. Термин этот не древнее XVI века (впервые встреч. у Георгия Сигелия в его «Sinopsis historiae Jes. Christi», 1585 г.). В каждом из синоптических Евангилий есть, однако, и особенности; экзегетика выработала даже числовую формулу, определяющую их сходство и отличие. Если по этой формуле все содержание отдельных евангелий {включая и четвертое) определить числом 100, то получаются следующие цифры: у Матвея 58% сходного с другими содержания и 42 отличного от других; у Марка 93% сход. и 7 отличн., у Луки — 41 и 59, у Иоанна — 8 и 92. Вычислено еще, что все количество стихов, общих всем синоптикам, восходит до 350; затем, у Матвея 350 стихов ему исключительно свойственных, у Марка — 68, у Луки — 541. Сходства главным образом замечаются в передаче изречений Христа, разности — в повествовательной части. У Матвея повествование занимает около 1/4 всего Е., у Марка 1/2, у Луки 1/3. Когда Матвей и Лука в своих евангелиях буквально сходятся между собою, с ними всегда согласуется и Марк; сходство между Лукой и Марком гораздо ближе, чем между Лукой и Матфеем; когда у Марка имеются дополнительные черты, они обыкновенно бывают и у Луки, чего нельзя сказать о чертах, встречающихся только у Матвея, и, наконец, в тех случаях, где ничего не сообщает Марк, ев. Лука часто отличается от Матфея.

Время происхождения Евангилий не может быть определено с безусловною точностью, но должно быть отнесено ко второй половине первого века. Первыми новозаветными книгами несомненно были послания апостолов, вызванные необходимостью поучения новооснованных христианских общин; но скоро явилась потребность и в книгах, в которых подробно излагалась бы история земной жизни Иисуса Христа. Отрицательная критика школы Баура сделала попытку отнести происхождение Е. к концу II века с целью подорвать их историческую достоверность; но уже ученики Баура (Целлер, Фолькмар, Гильгенфельд) допускают большую древность Е. В ее пользу говорят новейшие открытия в области древней патристической литературы. Можно полагать, что Матфей написал свое Е. около 50—60 гг. по Р. X., Марк и Лука — несколько лет спустя и во всяком случае ранее разрушения Иерусалима, т. е. раньше 70 г., а Иоанн — в конце I века, в преклонном возрасте. Язык, на котором написаны Е., греческий, не классический, а так называемый александрийский (см. Древнегреческий язык), наиболее в то время распространенный. Написанные на нем книги могли быть свободно читаемы самыми разноплеменными народами — от берегов Атлант. океана до Евфрата и далее; знание его считалось необходимою принадлежностью образования у всех народов, входивших в состав Римской империи. Из авторов Е. Матфей и Иоанн были апостолами и очевидцами служения Христа; другие двое были тем, что Блаж. Иероним наз. «мужами апостольскими». Св. Марк, по всей вероятности, был даже очевидцем служения Христа в последний период Его жизни; в церкви от глубокой древности сохранялось предание, что его Е. носит на себе следы непосредственного влияния со стороны ап. Петра. Лука прямо заявляет, что он не был очевидцем служения Христа (хотя по преданию принадлежал к числу 70 учеников); но он воспользовался теми записями, которые уже существовали до него касательно жизни и учения Христа. Кроме того, он как ближайший последователь ап. Павла ясно изобразил в своем Е. воззрения этого величайшего из апостолов. Таким образом, Е. в сущности происходят от четырех великих апостолов: Матвея, Петра, Павла и Иоанна. Насколько авторы Е. находились в зависимости от прежде существующих записей о жизни и деятельности Христа — этот трудный вопрос породил множество теорий, часто противоречивых. Что такие записи существовали, об этом прямо свидетельствует Лука во введении к своему Е. («Как уже многие начали составлять повествования» и пр.). Весьма вероятно, что уже в первые дни христианской церкви среди христиан обращался целый круг авторитетных устных преданий, которые под руководством апостолов как очевидцев самых событий стремились получить твердо установившуюся форму. Изустно передаваемые сказания вскоре поэтому занесены были некоторыми из учеников в письмена; такие записи естественно могли послужить первичными материалами и источниками для тех «многих, которые начали составлять повествования», и наиболее достоверные сведения из них могли затем войти и в самые Е. Что евангелисты не находились в безусловной зависимости от предшествовавших им записей и повествований, об этом ясно свидетельствует то великое различие, какое существует между синоптическими Е. и Е. Иоанна. Синоптики повествуют почти исключительно о деятельности Христа в Галилее, Иоанн — о деятельности Его в Иудее. Синоптики главным образом повествуют о чудесах, притчах и внешних событиях в Его жизни, а Иоанн ведет рассуждение о глубочайшем ее смысле. Вообще Е. Иоанна отличается большею духовностью и, так сказать, идеальностью, которая и дала повод критикам к предположению, что оно дает не историю, а аллегории жизни Христа. При всем различии между Е., они чужды противоречий; при внимательном рассмотрении можно найти ясные признаки согласия между синоптиками и Иоанном даже в изложении фактов внешней жизни Христа. Иоанн мало рассказывает о галилейском служении Иисуса Христа, но он несомненно знает о неоднократном продолжительном пребывании Его в Галилее; синоптики ничего не рассказывают о ранней деятельности Иисуса Христа в Иудее и Иерусалиме, но намеки на эту деятельность часто встречаются и у них. Так, и по их свидетельству у Христа там были друзья, ученики и приверженцы, напр. владелец горницы, где происходила тайная вечеря, и Иосиф Аримафейский. Особенно большое значение в этом отношении имеют известные слова: «Иерусалим, Иерусалим! Как часто хотел Я собрать твоих детей, как курица собирает своих птенцов», — выражение, которое, очевидно, предполагает многократное или долгое пребывание Христа в Иерусалиме. Синоптики, правда, не рассказывают о таком великом чуде, как воскрешение Лазаря, но Лука хорошо знаком с сестрами его в Вифании; и в немногих чертах изображенный им характер этих сестер согласуется с тем, что рассказывает Иоанн об образе действий их по случаю смерти брата. Многие изречения, приводимые Иоанном, ясно напоминают собою беседы Христа, приводимые синоптиками. Так, известное изречение, приводимое Матфеем: «Все предано Мне Отцем Моим» (XI, 27) — весьма близко к тем, которыми преисполнено Е. Иоанна. Правда, беседы Христа у синоптиков носят в общем иной характер, чем у Иоанна: там они популярны, ясны и состоят из наглядных притч и пояснительных примеров, а у Иоанна — глубоки, таинственны, часто трудны для понимания, как будто и говорились не для толпы, а для более тесного круга слушателей. Но одно не исключается другим; различные способы речи могли вызываться различными условиями и обстоятельствами. Как у синоптиков, так и у Иоанна Христос изображается окруженным народными толпами; трудно было бы понять, как Он мог своим словом увлекать толпу, если бы говорил только так, как это изображается у Иоанна. С другой стороны, и вся полнота знания о Христе как Богочеловеке, появляющаяся в христианской церкви с самых древних времен, была бы непонятна, если бы Христос не говорил возвышенно-таинственных бесед, какие излагаются у Иоанна. Если синоптики выставляют более человеческую сторону в Христе, изображая Его как Сына Человеческого, сына Давидова, а Иоанн, напротив, выдвигает божественную сторону и выставляет Его как Сына Божия, то это еще не значит, что у синоптиков отсутствует божественная сторона или у Иоанна — человеческая. Сын Человеческий есть также и у синоптиков Сын Божий, которому дана всякая власть на небе и на земле. Сын Божий у Иоанна есть также и истинный человек, который идет на брачный пир, дружески беседует с Марфой и Марией и плачет у гроба своего друга Лазаря. Синоптики и Иоанн, таким образом, дополняют друг друга и только в своей совокупности дают совершеннейший образ Христа, каким Он воспринят и проповедуется церковью. Древние христианские писатели сравнивали Четвероевангелие с рекой, которая, выходя из Эдема для орошения насажденного Богом рая, разделялась на четыре реки, протекавшие по странам, изобиловавшим всякими драгоценными камнями и металлами. Еще более обычным символом для четырех Е. была таинственная колесница, которую пророк Иезекииль видел при р. Ховаре (I, 5—26) и которая состоит из четырех четырелицых существ, напоминающих собою человека, льва, тельца и орла. Эти существа, взятые в отдельности, сделались эмблемами для евангелистов: христианское искусство, начиная с V в., изображает Матфея с человеком или ангелом, Марка со львом, Луку с тельцом, Иоанна с орлом. Причиной такого сочетания было то соображение, что Матвей в своем Е. выдвигает особенно человеческий и мессианский характер Христа, Марк изображает Его всемогущество и царственность, Лука говорит о Его первосвященстве (с которым связывалось жертвоприношение тельцов), а Иоанн, по словам блаж. Августина, «как орел парит над облаками человеческой немощности».

Самым ранним из Е. признается Е. от Матфея. Автор его, ап. Матфей, был сборщиком податей и пошлин и, следов., должен был уметь читать и писать. Свое Е. он, по преданию, написал на еврейском языке, так как предназначал его в поучение своим единоплеменникам, в особенности книжникам. Еврейский подлинник вскоре был переведен на греческий язык, и этот перевод и дошел до нас. Сообразно с назначением Е. в нем доказывается обращенным иудеям, что Иисус и есть Мессия, Которого они ожидали. Следя за событиями земной жизни Христа, Матвей при каждом случае отмечает, как то или другое из них находится в теснейшем соотношении с ветхозаветными пророчествами. Отсюда постоянные повторения: «сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит» то-то и то-то (I, 22; II, 16, 23 и др). Всех ссылок на Ветхий Завет у Матфея не менее 65: в 43 случаях делается буквальная выписка, а в остальных — лишь указание на общий смысл. Е. от Матфея состоит из 28 глав, начинается изложением родословия Христа от Авраама и оканчивается прощальною беседою Спасителя с апостолами перед вознесением, когда Он повелел им идти с проповедию о христианстве по всем народам, обещая пребывать с ними «во все дни до скончания века».

Второе Е. написано св. Марком, который в юности носил двойное имя — Иоанна Марка, причем последнее имя, как довольно употребительное у римлян, впоследствии заменило первое. Слушатели ап. Петра желали получить письменное изложение его учения. В ответ на эту просьбу Марк изложил все, что слышал от ап. Петра о земной жизни И. Христа, в форме чрезвычайно наглядной и живописной. Е. свое Марк, по-видимому, предназначал для язычников. В нем редко делаются ссылки на Ветхий Завет, но зато часто объясняются различные иудейские обычаи, как ядение опресноков в праздник пасхи, омовение рук и сосудов. Е. написано Марком или в Риме, или в Александрии. В нем изображается по преимуществу время торжественного служения Мессии, когда Он победоносно выступал против греха и злобы мира сего. Е. Марка состоит из 16 глав, начинается явлением Иоанна Крестителя и оканчивается сообщением, как после вознесения Христа апостолы пошли проповедовать учение Христово. В нем одном только, между прочим, рассказывается эпизод о неизвестном юноше, который в ночь взятия Христа воинами выбежал на улицу в одном одеяле, и когда один из воинов схватил его за одеяло, то, вырываясь из рук воина, он оставил одеяло в его руках, и убежал совершенно нагой (XV, 51, 52). По преданию, этот юноша и был сам ев. Марк.

Третье Е. написано ев. Лукой (Лука — сокращ. форма от Лукан или Луцилий), сотрудником апостола Павла во время его миссион. путешествий. Во время этих путешествий он научился понимать учение апостола как глубокое воспроизведение и истолкование учения Христова в его разнообразных приложениях. Это и послужило для него побуждением написать Е., которое он в частности предназначал для некоего «достопочт. Феофила», очевидно, пользовавшегося большим уважением в церкви и желавшего «узнать твердое основание этого учения, в котором был наставлен». До этого времени уже были в обращении первые два Е., а также и другие отрывочные записи «о совершенно известных событиях»; но ев. Лука хотел «по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать» достопочтенному Феофилу земную жизнь Христа, насколько он знал о ней от «очевидцев и служителей Слова» (I, 1—4). Так как Феофил, по предположению, был из язычников, то и все Е. Луки написано для христиан из язычников. Поэтому родословие Христа в нем ведется не от Авраама только, как в Е. Матвея, а от Адама как родоначальника всех людей. Жизнь Христа у него излагается преимущественно с историч. стороны, и рассказ отличается обстоятельностью, особенно в первых главах, где излагаются события, предшествовавшие рождению Христа и его сопровождавшие. Е. состоит из 24 глав и заканчивается повествованием о вознесении Христа на небо.

Четвертое Е. написано в Ефесе «возлюбленным учеником» И. Христа, Иоанном, который по высоте своего учения о Боге-Слове получил почетное название Богослова. После разрушения Иерусалима Ефес сделался средоточием христианской церкви на Востоке, вместе с тем он был вообще центром умственной жизни Востока, так как здесь сталкивались представители как греческой, так и восточной мысли. Там учил и первый ересиарх, Керинф, который искажал христианство привнесением в него греко-восточных элементов, заимствованных им из Александрии. При таких обстоятельствах особенно необходимо было для церкви иметь руководство в вере, обеспечивающее от заблуждений. Имея в лице апостола Иоанна одного из ближайших свидетелей и очевидцев «служения Слова», христиане Ефеса стали просить его, чтобы он описал им земную жизнь Христа Спасителя. Когда они принесли Иоанну книги первых трех евангелистов, то он похвалил их за истинность и правдивость повествования, но нашел, что в них много опущено весьма важного. При повествовании о Христе, пришедшем во плоти, необходимо говорить о Его Божестве, так как иначе люди с течением времени начнут судить и думать о Христе лишь по тому, каким Он являлся в земной жизни. Е. Иоанна начинается поэтому не с изложения человеческой стороны в жизни Христа, а именно божественной стороны — с указания на то, что воплотившийся Христос есть Слово изначальное, то самое, которое «в начале было у Бога и само было Бог», тот Логос, через который произошло все существующее. Такое указание на Божество и предвечное бытие Христа необходимо было также ввиду распространявшихся Керинфом лжеучений касательно Иисуса, которого он считал лишь простым человеком, принявшим на себя божество только временно, в период от крещения до страданий, а также ввиду александрийского умозрения о разуме и слове (Логосе) в их приложении к отношению между Богом и Его Словом изначальным. Дополняя синоптиков, ев. Иоанн описывает преимущественно деятельность Христа в Иудее, подробно рассказывая о посещении Христом Иерусалима по большим праздникам вместе с другими паломниками. Е. от Иоанна состоит из 21 главы и заканчивается свидетельством самого автора, что «истинно свидетельство его».

Литература предмета чрезвычайно обширна; здесь достаточно указать только наиболее выдающиеся сочинения, в особенности те, которые послужили поворотными пунктами в развитии вопроса о происхождении Е. Вопрос этот получил научную постановку в XVIII в., когда исследователи, не довольствуясь традиционным взглядом, впервые отнеслись к нему критически. Вместо принятого воззрения, по которому первым по времени Е. признавалось Е. Матфея, явились исследователи, признававшие таковым Е. Луки (Вальх, Гаренберт, Макнайт и др.). Но эта теория настолько не соответствовала очевидным данным, что скоро старшинство было перенесено на Е. Марка (Storr, «Ueber den Zweck der evang. Gesch. des Joh.», Тюбинг., 1786, a тaкжe «De font. evang. Matth. et Luc.» 1794), и весь интерес затем сосредоточился на вопросе: считать ли это Е. источником или извлечением по отношению к первым двум. Грисбах (в своем «Comm. qua Marci evang., etc.» Иена, 1789) дал перевес последнему воззрению. Этот вопрос на время отодвинут был новой теорией Эйхгорна (в его «Einleit. in. N. T.» 1804), который источником для всех синоптических Е. признавал особое краткое сочинение на арамейском языке. Хотя эта теория не имеет никаких исторических оснований и есть дело чистого умозрения, однако она нашла горячих поборников в лице Грау («Neuer Versuch etc.» 1812), Циглера и др. В своей решительной форме теория Эйхгорна, однако, продержалась недолго, и критика опять занялась вопросом о старшинстве одного из наличных Е.; опять многие исследователи остановились на Марке как самом древнем евангелисте (Knobel, «De evang. Marci origine», Бресл., 1831; Reuss, «Gesch. d. H. Schrift», 1843 и др.). Затем выступила тюбингенская школа с своей резко обозначенной теорией о позднем происхождении E. (Baur, «Krit. Untersuch, über die kanon Ev.», Тюб., 1847), и эта теория надолго заняла собою умы исследователей, пока сознание ее несостоятельности не выдвинуло опять на сцену прежние вопросы о первоисточнике, который по-прежнему стали видеть в Е. Марка, хотя более утонченная критика нашла возможным различать наличного Марка от особого Urmarcus, который послужил источником для самого Марка (Вейсс, Гольцман, Шенкель и др.). В конце концов критика едва ли не начинает вновь склоняться к тому традиционному взгляду, от которого она усиливалась освободиться. См. I. F. Bleek, «Einleitung in die H. Schrift» (ч. II, изд. 4, 1886); B. Weiss, «Lehrbuch der Einleitung in d. N. T.» (2 изд. 1889) и др. В русской литературе: арх. Михаила, «Введение в новоз. книги» (перевод сочин. Герике, М., 1864); его же, «О Е. и евангельской истории» (изд. 2-е, М., 1870) и др. Лучший свод содержания четырех Е. в одно связное повествование см. у преосв. Феофана, в его труде: «Евангельская история о Боге Сыне и пр.» (М., 1885).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]